Ариадна греческая мифология. Ариадна. Между Дедалом и Дионисом. Миф о превращении дочерей Миния в летучих мышей

«В 99 случаях женщины ведут себя как дуры, но на сотый оказываются хитрее мужчин», – говорила Агата Кристи.

В действительности женская хитрость не знает границ, о чем и свидетельствовали литературные деятели. Даже древние греки сочинили миф о , где главный герой не смог бы выбраться из злополучного лабиринта Минотавра без клубка ниток, который даровала ему возлюбленная. Казалось бы, этой героине должны достаться все лавры почета, но судьба была к ней немилостива, о чем и свидетельствует вымышленная биография дочери Миноса.

История создания

Древнегреческая мифология тесно связана с религией этой страны и оказала огромное влияние на литературу и искусство. Помимо этого, религиозные представления греков переплетались с их историей и бытом. Румынско-американский исследователь Мирча Элиаде выделил периодизацию древнегреческой религии, которая начинается от крито-минойского периода (30-15 вв. до н.э.) и заканчивается эллинистической эпохой (3-1 вв. до н.э.).

В культуре жителей этой жаркой страны конкретные представления преобладали над абстрактными: человекоподобные боги и богини превосходят по количеству умозрительных божеств и получают антропоморфические черты.

Благодаря археологическим раскопкам ученые узнали, что в разных регионах Греции почитались различные боги: так, например, главенствовал в Додоне и Олимпии, завоевала славу в Афинах и в Линдосе, а Гера покровительствовала Аргосу и Самосу. Причем государство и религия были не порознь: тот же член чиновничьей инстанции мог носить титул жреца. Мифология, религия и культура были единым целым, а все элементы замещали друг друга.


Если говорить о Тесее, который получил лавры почета благодаря путешествию на остров Крит, то стоит различать его мифологическую и историческую сущность. Так, в мифологии молодой человек представляется героем, подобным . В ином аспекте он – реформатор Афин, а в классической эпохе считался чуть ли не национальным героем.

Как зародился миф сам по себе, как была придумана история с Ариадной и ее путеводной нитью, представить сложно. Однако профессор Алексей Лосев сумел выделить четыре этапа в развитии мифологии.


Первоначально существовала «наивная мифология», которая получила рефлективную обработку у . Затем ученый выделяет «гилозоистическое мировоззрение», сочетающееся с предпосылками к анимизму.

То есть, мир воспринимался как одушевленное, но не антропоморфное тело, управляемое высшими законами и силами. Далее профессор обозначил миф, который образовался во времена раннего эллинизма, и, наконец, выделил реставрацию мифа путем логики или диалектики.

Образ и сюжет

В древнегреческой мифологии девушка с красивым именем Ариадна – дочь Миноса, который царствовал на острове Крит, и Пасифаи, происходящей от Гелиоса. По легенде, у матери Ариадны была любовная связь с быком: такой нетривиальный сюжет, по мнению исследователей, был отголоском анималистического течения.


Минос, утвердивший свою власть на самом большом греческом острове, чтил богов и восхвалял их молитвами. Однажды владелец короны попросил у повелителя морских волн Посейдона быка, предназначавшегося для церемониального жертвоприношения. Бог исполнил его просьбу, и из моря вышел белоснежный бык.

Царь Минос восхитился красотой грациозного животного, поэтому на жертвенный алтарь отдал быка из своего стада, сохранив жизнь животному, подаренному . Такой поворот событий разгневал Посейдона, который в отместку внушил Пасифае противоестественное влечение к животному: жена Миноса влюбилась в белоснежного быка. Находчивая женщина рассказала о своей страсти Дедалу, который был искусным мастером, и тот решил помочь несчастной героине.


Изобретатель сделал деревянную корову и обтянул ее шкурой животного. Этот механизм, внутри которого спряталась Пасифая, был выкачен на луг. В тот же день мать Ариадны удовлетворила свою нездоровую потребность. В конечном итоге Пасифая забеременела, и у нее родился – чудовище с телом человека и головой быка.

Однако у мифа имеется и другой сюжет. Возможно, эти события случились из-за мести богини любви: отец несчастной Пасифаи рассказал мужу о том, что богиня изменяет тому с Аресом. Минос обратился к оракулу, который посоветовал пойти к Дедалу. Талантливый изобретатель помог царю и сделал запутанный лабиринт, дабы отец Ариадны спрятал туда монстра и позабыл о своем позоре. Но на этом история не закончилась.


Чтобы успокоить получеловека, афиняне каждый год посылали Минотавру дань: семь юношей и семь девушек. Храбрый воин Тесей решил покончить с этой жестокой и кровавой традицией. Ариадна, влюбившаяся в героя, дала ему клубок ниток. Этой хитрости научил девушку все тот же Дедал.

Так как Тесею предстояло найти монстра в подземном лабиринте, в котором можно заблудиться, юноша привязал нить к входу в убежище Минотавра и разматывал ее по мере продвижения по галерее. Таким образом, подарок возлюбленной помог Тесею найти выход из запутанных коридоров.


После того, как Тесей совершил подвиг, он бежал вместе с Ариадной на остров Наксос. Дальше судьба девушки покрыта ореолом таинственности. Одни говорили, что ее покарали стрелы Артемиды, другие же считали, что героиня была покинута своим возлюбленным, но вступила в брак с богом виноделия – , а Зевс подарил ей бессмертие.

По одной из версий, Дионис тоже покинул Ариадну, влюбившись в индийскую царевну. Пеон Амафунтский считал, что Ариадна умерла во время родов, а Стефан Византийский рассказывал, что дочь Миноса поселилась на острове Донусия.


Что касается образа Ариадны, то он широко использовался в искусстве. Его пытались воплотить знаменитые художники. Как правило, мастера кистей и красок изображали героиню в моменты отчаяния на острове Наксос. Среди полотен существуют и другие сюжеты, например, когда к длинноволосой красавице явился Дионис.

Другие же изображали героиню мифов как женщину, сидящую на колеснице. Образом девушки вдохновлялись такие художники, как , Морис Дени, Батиста Греза и другие деятели искусства.

Девушке, которая подарила Тесею путеводную нить, посвящались и литературные произведения. Среди литераторов, описавших нетривиальный сюжет с участием Ариадны, можно выделить , автора , и прочих творческих личностей.


Не отстал от коллег по цеху представитель постмодернизма . Автор произведений поместил миф о Тесее и Ариадне в своеобразную форму «интернет-чата». Книга называется «Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре».

Композиторы тоже не остались в стороне, сочинив оперы, где Ариадна – главное действующее лицо. К таким творцам относятся Клаудио Монтеверди, Богуслав Мартину, Вольфганг Рим и другие.

  • В Советском Союзе миф о Минотавре, Тесее и Ариадне был перенесен с книжных страниц на экраны телевизоров: режиссеры представили на суд зрителей короткометражный мультфильм.
  • Если взглянуть на ночное небо, то можно увидеть созвездие под названием «Северная корона». Древние греки трактовали этот символ, образованный из звезд, по-своему. Якобы Корона – это светящийся венец Ариадны, который помог Тесею выйти из лабиринта. По легенде, украшение было помещено на небо Дионисом.

  • Именем, принадлежавшим древнегреческой героине, названы астероид и группа космических ракет-носителей.
  • По некоторым сказаниям, Ариадна передала герою не только клубок ниток, но и меч отца, с помощью которого Тесей сразил чудовище.

Фразеологизм «нить Ариадны» пришел из истории эллинов и сохранил свое значение вплоть до нынешнего века. Из греческих мифов известно, что красавица Ариадна с помощью клубка создала выход из лабиринта, поэтому второе название этой нити – путеводная. Кого спасала эта девушка, и почему в ее судьбу вмешались ?

Что означает выражение «нить Ариадны»?

Фразеологизм «нить Ариадны» - один из немногих, который в течение столетий не изменил своего значения. История Тесея, которому путеводная нить Ариадны помогла выбраться из лабиринта, является лучшим объяснением смысла этого выражения. Его переносное значение лингвисты объясняют, как:

  • выход из сложной ситуации;
  • нить, указывающая путь;
  • руководящее начало.

Кто такая Ариадна в греческой мифологии?

Ариадна в мифологии – дочь правителя Крита Миноса и Пасифаи, воспитывалась на острове. Вошла в легенды, благодаря вмешательству в судьбу великого героя Греции Тесея. Девушка помогла смельчаку выбраться из лабиринта, где тот сразил чудовище, которому приносили в жертву людей. Понимая, что их настигнет гнев правителя, влюбленные бежали в Афины, к отцу Тесея. Но тут боги Олимпа вмешались в судьбу девушки. Сохранилось несколько версий о дальнейшей участи спасительницы героя:

  1. Боги приказали Тесею оставить девушку на острове Наксос, где ее убила стрела богини охоты Артемиды.
  2. Когда победитель Минотавра высадил Ариадну на Наксосе, ее выбрал в жены бог Дионис. Он подарил красавице венец из алмазов, сохранилась легенда, якобы это украшение хранится в небесах, как созвездие Северной Короны.
  3. Тесей сбежал с Крита один, а Ариадна скончалась в родах, ее могила находилась долгое время в роще Афродиты.

Мифы Древней Греции - нить Ариадны

Миф об Ариадне является частью мифа про подвиг Тесея, одного из самых известных героев греческого эпоса. Его отцом называли и афинского царя Эгея, и . Царь Афин оставил мальчика с матерью в городе Трезене, велев прислать, когда тот достигнет совершеннолетия. По дороге к отцу юноша совершил немало подвигов, был признан царевичем.


Что такое «нить Ариадны»?

Миф повествует о подвиге героя Тесея, который отправился на остров Крит, чтобы сразить Минотавра. Чудовище каждый год требовало жертв из семи молодых людей. Чтобы оно не вырвалось на свободу, его содержали в лабиринте, построенном великим ученым Дедалом. Дочь царя Крита Ариадна полюбила Тесея и рискнула помочь, хотя осознавала, что вызовет гнев правителя.

Девушка понимала, что даже если герой победит Минотавра, то не сможет выйти из лабиринта. Как Ариадна помогла Тесею? Тайком передала клубок ниток. Смельчак привязал нитку возле входа в галерею и разматывал по дороге. Сразив чудовище, герой по этому следу смог вернуться назад и вывести всех приговоренных к жертве Минотавру. Нить Ариадны – это выход из сложного положения, она указала дорогу, поэтому ее еще называют путеводной.

Ариадна и Тесей - миф

Считается, что Тесей и Ариадна – герои легенды о смелости, любви и самопожертвовании. Но по одной из версий, любовь к Тесею зародила в сердце царевны богиня красоты Афродита, которой нравился герой. По другой версии, Минотавр был братом Ариадны, которого стыдилась и боялась семья, потому породниться с правителями Крита желающих не находилось. Это и стало причиной того, что царевна решилась помочь герою: и мужа найти, и выбраться с острова.

Некоторые сказатели Греции утверждали, якобы Ариадна передала смельчаку не только клубок ниток, но и непобедимый меч отца, только таким оружием можно было сразить чудовище. А когда влюбленные возвращались морем обратно в Афины, царь Минос упросил богов вернуть ему дочь, и красавицу похитили с корабля. В отместку Тесею вышвырнули в море белый парус, который должен был стать знаком победы для правителя Афин. Увидев на горизонте черный цвет, тот бросился с горя со скалы, а царем провозгласили героя Тесея.

Ариадна Ариадна

(Ariadne, Αριάδνη). Дочь Миноса и Пазифаи. Когда Тезей был отправлен на остров Крит в числе семи юношей и семи девушек на съедение чудовищу Минотавру, жившему в лабиринте, Ариадна влюбилась в него и дала ему клубок ниток, при помощи которого он выбрался из лабиринта. Тезей обещал жениться на ней, и они вместе уехали с Крита; но он покинул Ариадну на острове Наксос, где нашел ее Дионис, который женился на ней и подарил ей корону из семи звезд, которые после ее смерти обратились в созвездие.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АРИАДНА

(Άριάδνη), в греческой мифологии дочь критского царя Миноса я Пасифаи, внучка солнца Гелиоса. Когда Тесей был со своими спутниками заключён в лабиринт на Крите, где обитал чудовищный Минотавр, А., влюбившись в Тесея, спасла его. Она дала ему клубок нити («нить Ариадны»), разматывая который, он нашёл выход из лабиринта. А. бежала тайно с Тесеем, обещавшим на ней жениться (Hyg. Fab. 42). Она была очарована Тесеем ещё во время игр в память её брата Андрогея, устроенных Миносом (Plut. Quest. graec. 35). Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти А. в Афины, покинул её, когда она спала (Hyg. Fab. 42). Бог Дионис, влюблённый в А., похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак (Apollod. epit. I 9). Когда боги справляли свадьбу А. и Диониса, то А. была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой. Им Дионис ещё раньше обольстил А. на Крите. С помощью этого светящегося венца работы Гефеста спасся из тёмного лабиринта Тесей. Этот венец был вознесён Дионисом на небо в виде созвездия (Ps.-Eratosth. 5). А. подарила Тесею статую Афродиты, которую он посвятил Аполлону во время своего пребывания на Делосе (Plut. Thes. 21). Сестра А. - Федра стала потом супругой Тесея (Hyg. Fab. 43).
Лит.: Marini A. М., II mito di Arianna, «Atene e Roma», 1932, № 1-2, p. 60-97, N 3-4, р. 121-42.
А. Т.-Г.

Миф об А. был чрезвычайно популярен в античном искусстве, о чём свидетельствуют многочисленные вазы, рельефы римских саркофагов и помпейские фрески (сюжеты: «А., вручающая Тесею нить», «спящая А.», «Тесей, покидающий А.», «Дионис, обнаруживающий спящую А.», «шествие Диониса и А.»). В эпоху Возрождения художников привлекали сюжеты: «боги вручают А. звёздный венец» и «триумф Диониса и А.» (Тициан, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Я. Иорданc и др.), в 18 в. - сюжет «покинутая А.» (картина А. Кауфман и др.).
Миф об А. разрабатывался в европейской драматургии: в 17 в. - «А.» О. Ринуччини; «А.» В. Джусти; «Похищенная А.» А. Арди; «Критский лабиринт» Лопе де Вега; «А.» И. Гундулича; «А.» Т. Корнеля; «А.» У. Девенанта; в 18 в. - «А.» П. Я. Мартелло; «А. на Наксосе» И. К. Брандеса; в 19 в. - «А.» И. Г. Гердера; в 20 в. - «А. на Наксосе» Э. Людвига; «А. на Наксосе» П. Эрнста; «А.» М. Цветаевой.
Судьба А. послужила сюжетом большого числа опер 17 - нач. 19 вв., в т. ч. «А.» К. Монтеверди; «А.» Р. Камбера; «А. и Тесей» и «А. на Наксосе» Н. Порпоры, «Обманутая, а затем ставшая богиней А.» Р. Кайзера; «А.» Б. Марчелло; «А. на Крите» Г. Ф. Генделя; «А.» Дж. М. Орландини; «А. на Наксосе» И. С. Майра и др. Оратории «А. на Наксосе» И. Гайдна, И. К. Ф. Баха и др. Сюжеты мифа в 20 в. вновь начинают привлекать внимание композиторов («А.» Ж. Массне; «А. на Наксосе» Р. Штрауса; «Покинутая А.» Д. Мийо; «А.» Б. Мартину).


(Источник: «Мифы народов мира».)

Ариадна

Дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Сестра Андрогея, Главка, Девкалиона и Федры. Верховная жрица Реи в Кноссе. Когда на Крит прибыл из Афин вместе с юношами, обреченными на съедение Минотавру, царевич Тесей, Ариадна влюбилась в него. Минотавр находился в Лабиринте - дворце с таким количеством переходов, что из него невозможно было выбраться. Ариадна дала Тесею клубок ниток, которые тот разматывал, входя в Лабиринт. Убив Минотавра, Тесей выбрался из Лабиринта по размотанной нити. Тесей увез Ариадну с собой, но, по велению богов, покинул ее спящей на острове Наксосе, так как ей было суждено стать супругой бога Диониса. Выйдя замуж за бога, сама стала богиней и поселилась на Олимпе. Вариант: после того, как Тесей покинул ее, стала супругой Онара.

// ТИЦИАН: Вакх и Ариадна // Хуан де АРГИХО: О Тесее и Ариадне // Питер Корнелис ХОФТ: "Что Ариадну ждет у берега морского? ..." // Фридрих НИЦШЕ: Жалоба Ариадны // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Ариадна // Валерий БРЮСОВ: Нить Ариадны // Валерий БРЮСОВ: Ариадна // Марина ЦВЕТАЕВА: Ариадна // Н.А. Кун: ПУТЕШЕСТВИЕ ТЕСЕЯ НА КРИТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

Фрагмент росписи апулийского стамноса.
Около 390 до н. э.
Бостон.
Музей изящных искусств.

Роспись краснофигурного кратера «художника Пронома».
Около 410 до н. э.
Неаполь.
Национальный музей.



Синонимы :

Смотреть что такое "Ариадна" в других словарях:

    Ы, жен.Производные: Ариадночка; Ара (Аря); Ада (Адя); Рада; Рида.Происхождение: (В античной мифологии: Ариадна дочь Миноса, которая помогла Тесею выйти из лабиринта. От греч. ari очень и andano нравиться.)Именины: 4 сент., 1 окт. Словарь личных… … Словарь личных имен

    По греч. мифологии, дочь Миноса Критского, давшая Тезею нить, при помощи которой он нашел выход из лабиринта, где убил минотавра. Отсюда Ариаднина нить руководящее начало в запутанном деле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

    По греческому мифу дочь критского царя Миноса. При помощи клубка ниток («нить А.») она помогла греческому герою Тезею выйти из лабиринта (см. Тезей). Тезей, обещавший жениться на ней, на обратном пути с Крита покидает ее спящую на пустынном… … Литературная энциклопедия

    Привлекательная, нравящаяся; Ариадночка, Ара, Ада, Рада, Рида Словарь русских синонимов. ариадна сущ., кол во синонимов: 3 астероид (579) … Словарь синонимов

    АРИАДНА, в греческой мифологии дочь критского царя Миноса. Помогла Тесею, убившему Минотавра, выйти из лабиринта, снабдив его клубком ниток, конец которых был закреплен при входе (нить Ариадны) … Современная энциклопедия

    В греческой мифологии дочь критского царя Миноса. Помогла афинскому герою Тесею, убившему Минотавра, выйти из лабиринта, снабдив его клубком ниток, конец которых был закреплен при входе (нить Ариадны) … Большой Энциклопедический словарь

    Дочь критского царя Миноса и Пазифаи. Когда Тезей решилсяубить минотавра, которому афиняне, по требованию отца А., посылалиежегодно позорную дань из семи юношей и семи девиц и, таким образом,избавить отечество от чудовища, он получил от любившей… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Ариадна - АРИАДНА, в греческой мифологии дочь критского царя Миноса. Помогла Тесею, убившему Минотавра, выйти из лабиринта, снабдив его клубком ниток, конец которых был закреплен при входе (“нить Ариадны”). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ариадна (значения). Себастьяно Риччи, Дионис находит Ариадну … Википедия

    АРИАДНА - 1. (в др. греч. мифологии – дочь критского царя Миноса; тж в знач. нариц.) АРИАДНА Загл. Куз921 (250); У платана тень прохладна, Тесны терема князей, – Ариадна, Ариадна, Уплывает твой Тезей! ib.; Но был один … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

Книги

  • Ариадна , Массне Жюль , Репринтное нотное издание Massenet, Jules "Ariane" . Жанры: Operas; Stage Works; For voices, mixed chorus, orchestra; Scores featuring the voice; Scores featuring mixed chorus; Scores… Серия: Издатель:


Р. Бакстон


Критский Эрос, или странные судьбы Ариадны

Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 1. - М.: РГГУ, 2004, с. 302-309

Из всех древних описаний бога Эрота нет более запоминающегося, чем описание Аполлония Родосского, который изобразил его как избалованного ребенка, играющего в бабки с Ганимедом и обманывающего его (Arg. Ill 115-130). Однако в других источниках образ Эрота совсем другой. У Гесиода Эрот - не вздорный мальчуган, но фундаментальное космическое начало, такое же древнее, как Гея и Тартар (Hes. Theog. 120).

Несмотря на такие различия, наши источники снова и снова подчеркивают, что Эрот двойственен: он вызывает согласие и радость, и он же является причиной катастроф и разрушений. Конечно, ни один миф не является «необработанным», «сырым», все они «сварены» в нарративном контексте 1 ; это значит, что разные нарративы расставляют в мифе разные акценты. Например, трагедия - в случае Эрота - сосредоточена на его разрушительном аспекте, в то время как лирическая поэзия часто, хотя и не всегда, подчеркивает сладость и удовольствия любви.

В этой статье я хочу обсудить представление об эросе только в одном мифе, об Ариадне. Что подчеркивают разные версии этого мифа - разрушительность любви, ее радость, или то и другое вместе?

Статья разделена на две части. Сначала я отмечу некоторые вариации в греческих переложениях мифа об Ариадне. Затем я соотнесу эти вариации с представлением об эросе, рассмотрев по очереди взаимоотношения Ариадны с тремя мужчинами: ее отцом Миносом и двумя ее возлюбленными, Тесеем и Дионисом.
302

Художественные свидетельства, связанные с мифом об Ариадне, достаточно обширны: LIMC - Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (Иконографический лексикон классической мифологии) - насчитывает 163 изображения, более 60 из которых греческие. Однако литературные свидетельства беднее. Мы не найдем у греков ничего похожего на плачи Ариадны у Катулла (Catull. 64) или у Овидия (Ovid. Heroid. 10); скорее, мы должны доверять плутарховскому «Тесею» и кратким аллюзиям в гомеровских поэмах (Il. XVIII 592; Od. XI 321 sqq.) и у таких авторов, как Аполлоний Родосский, Диодор Сицилийский, Павсаний и Аполлодор. Такой недостаток подробных литературных описаний мифа в определенном смысле огорчает исследователя, поскольку тексты в целом лучше, чем изображения, передают сложные мотивации - а в истории Ариадны мотивации героев особенно сложны.

Я начну с пассажа из третьей книги «Аргонавтики» Аполлония. Вслушаемся в слова, которыми Ясон обольщает Медею (A. R. Arg. Ill 997-1007):

Однажды и Тесея освободила от тяжких подвигов
Дева, дочь Миноса, благоразумная Ариадна,
Которую родила Пасифая, дочь Гелиоса.
Когда улегся гнев Миноса, она села с Тесеем
На его корабль и оставила родину; ее любили и сами
Бессмертные, и свидетельство этого посредине эфира
Звездный венец, который называют «Ариадниным»
И который всю ночь вращается среди небесных созвездий;
Так и тебе (т. е. Медее) будет дар от богов, если ты спасешь
Стольких мужей-героев; ведь ты выглядишь (оптимистично
говорит Ясон)
Украшенной и кротостью, и благоразумием.

Две тени омрачают эту во всех остальных отношениях солнечную версию мифа Ариадны: одна - это аллюзия на преступившую все нормы Пасифаю, другая - отсылка к гневу Миноса. Но если оставить в стороне эти две тени, Ясон представляет миф об Ариадне в его наиболее позитивном виде: в его истории о девушке, покидающей свой дом, чтобы последовать за возлюбленным-чужеземцем, критское прошлое Ариадны благодаря благосклонному вниманию богов гармонично объединяется с ее афинским будущим. Ясон избегает воспоминаний о бегстве Тесея от Ариадны; он также избегает упоминаний Диониса, ссылаясь вместо этого на богов в целом. Отсылка к Дионису могла бы затронуть деликатный вопрос о замене Тесея Дионисом в качестве возлюбленного Ариадны - вопрос, о котором Ясон, по вполне понятным причинам, не хочет напоминать Медее.
303

В других версиях мифа об Ариадне замена Тесея Дионисом - это именно та тема, которая порождает больше всего вариантов 2 .

Чем это вызвано? Вероятно, тем, что наши источники радикально различаются в отношении моральности поведения Тесея, как и в отношении моральности Ариадны и Миноса.

В соответствии с одним способом интерпретации, Тесей и Ариадна добродетельны и почтенны. В своем путешествии из Трезена в Афины Тесей избавляет мир от некоторых зловредных преступников (Синие, Прокруст и т. д.; Plut. Thes. 8). Его решение присоединиться к группе афинских юношей И девушек, направляющихся на Крит, где они были обречены стать жертвой Минотавра, было, согласно передаваемой Плутархом версии (Thes. 17), замечательным актом добровольного мужества. Во время путешествия на Крит, согласно Вакхилиду (17, 8 sqq.), Тесей благородно выступает в защиту чести одной из афинских девушек от посягательств похотливого Миноса. И что такое победа над Минотавром, как не возмездие за опустошение Миносом афинской территории (Apollod. III 15 7)? Чтобы дополнить моральное превосходство Тесея, его возлюбленная Ариадна - согласно «добродетельному» прочтению ее поведения - не совершает ничего плохого, кроме того, что влюбляется в красивого чужестранца. В отличие от Медеи, она.не использует колдовство, чтобы расстаться с собственной семьей; Ариадна использует простой клубок нитей - возможно, это символическое предвосхищение ее будущей роли доброй жены: она уже была хорошо обученной пряхой, как Пенелопа была умелой ткачихой.

Это, таким образом, один из способов «разрезания мифологического пирога»: Тесей и Ариадна морально добродетельны. Но такая однозначность была бы чужда сложной природе греческой мифологии. Снова и снова мы обнаруживаем, что подвиги великих героев подтачиваются семейной бедой - бедой, часто вызываемой Эросом (вспомним Геракла, Ясона и Агамемнона). В случае Тесея несколько эпизодов ставят под сомнение моральность его поведения.

А) Он может быть бездумным и неосторожным - например, когда натягивает паруса при возвращении в Афины и когда проклинает Ипполита, не разобравшись в деле.

Б) У него есть склонность к сексуальному насилию: вместе с Пирифо-ем он похищает юную Елену, а затем с величайшим безрассудством помогает Пирифою в его попытке похитить Персефону.
304

С) Экспедиция на Крит не может быть представлена как битва между добром (Тесей) и злом (Минос). Опустошение Миносом Аттики было, кроме всего прочего, местью за убийство афинянами его сына Андрогея. Более того, мифологическая традиция часто представляет Миноса в позитивном свете, как законодателя, находящегося в тесных отношениях со своим отцом Зевсом (Od. XIX 178-9; Plat. Min. 319b sqq.). В той степени, в которой Ариадна отказывается выполнять волю такого отца, ее поведение также может быть представлено как несколько сомнительное.

Такова же моральная двойственность по отношению к тому, что Тесей покидает Ариадну.

А) С одной стороны, определенные нарративы снимают с Тесея часть или даже всю ответственность. Согласно Ферекиду (schol. Od. XI 322), Афина приказывает Тесею оставить Ариадну; в соответствии с этим, некоторые изображения представляют Афину, являющуюся Тесею перед его отплытием 3. Наиболее открыто благоволит к Тесею версия, переданная Плутархом (Thes. 20). Во время шторма на море Тесей высаживает Ариадну на берег Крита, потому что она беременна и страдает от морской болезни: чтобы спасти корабль, он отправляется в море. Ариадна умирает во время родов; Тесей возвращается слишком поздно, он убит горем; все, что он может сделать - это установить жертвоприношения в ее честь. На одном из таких праздников «один молодой человек ложится на землю и имитирует крики и движения роженицы» - ритуал, символически изображающий то, что миф выражает другим способом, а именно, что Тесей своим сочувствием к возлюбленной способен - на эмоциональном уровне - преодолеть различие полов.

Б) Но некоторые версии выставляют Тесея в худшем свете. Гесиод, как о нем говорят, сообщал, что Тесей оставил Ариадну, потому что он был в любовной связи с другой женщиной (frr. 147, 298 M-W). О Писистрате говорили, что он изъял этот, очевидным образом направленный против Тесея, и, следовательно, против Афин, пассаж из текста Гесиода (Plut. Thes. 20) - и это показывает, насколько спорным и способным привести к политическим трениям был этот эпизод.

Похожее противоречие связано с ролью Диониса и, соответственно, с моральностью Ариадны. Согласно гесиодовой «Теогонии», Ариадна вышла замуж за Диониса и Зевс подарил ей бессмертие и вечную молодость (947-9). «Одиссея», напротив, говорит, что поскольку Тесей мог привезти Ариадну в Афины, она была убита Артемидой «при свидетельстве Диониса» (XI 321-5). Здесь снова несогласие среди античных комментаторов: один схолиаст делает непонятное замечание, что Ариадна была наказана «из-за того, что потеряла девственность» (schol. Od. XI 322), другой - что она была наказана, потому что они с Тесеем лежали вместе на священной территории Диониса на Наксосе (schol. Od. XI 325).
305

О вариантах достаточно. Теперь, во второй части этой статьи, попытаемся проинтерпретировать их, рассматривая по очереди отношения Ариадны с Миносом, Тесеем и Дионисом в контексте аналогичных отношений в греческой мифологии.


Ариадна - Минос

Каждая замужняя женщина с внутренней необходимостью отвергает контроль своего отца, авторитету которого она теперь не будет подчиняться. Некоторые мифы драматизируют этот переход в терминах насилия или даже убийства. Когда Пелопс выигрывает бег колесниц против Эномая в состязаниях за руку Гипподамии, Эномай не только побежден, но и убит. Когда Медея бежит с Ясоном, напротив, последствия не являются роковыми для ее отца Ээта; расставание с ее родной семьей «смягчено», т.к. смерть приходит не к Ээту, а к его сыну, брату Медеи Апсирту.

Что можно сказать об Ариадне и Миносе? Их расставание тоже «смягчается», то есть оно менее катастрофично, чем в случае Эномая и Гипподамии. Симптоматично, что реакция Миноса на отъезд Ариадны (Apollod. Epit. 1.14) выражена преследованием, но не Ариадны, а Дедала, выдавшего, по первоначальной версии, тайну лабиринта. (Интересно, однако, что тема «эроса», ведущего к катастрофическому разрыву с одним из родителей, действительно появляется в мифе о Тесее-Ариадне, но с другим акцентом: в одной версии (Apollod. ad loc.) именно горе Тесея из-за потери Ариадны заставляет его забыть о том, что он должен изменить цвет парусов - и таким образом приносит смерть его отцу Эгею.)


Ариадна - Тесей

В стремлении к чему-то «странному» (в ее случае, к чужестранцу Те-сею) Ариадна продолжает семейную традицию, основанную тремя другими женщинами из Критской царской семьи: все они имели опыт эроса с чем-то, что было в определенном смысле неконвенциональным. Бабушка Ариадны Европа вожделела к быку - метаморфозе Зевса. Мать Ариадны Пасифая также сочеталась с быком, хотя на сей раз он не был личиной бога. Федра, сестра Ариадны и будущая жена Тесея - еще одна женщина, стремившаяся к чему-то «выходящему за рамки», хотя на этот раз это был некто, слишком «близкий» для нее (сын ее мужа Ипполит) вместо слишком «далекого» (животное). В сравнении с этими тремя случаями Ариад-
306

На. испытывающая любовь к чужеземцу Тесею, стремилась к чему-то относительно умеренному на этой шкале «странностей». Поскольку Афины и Крит были враждебны друг другу, можно было бы сказать, в крайнем случае, о мотиве Ромео и Джульетты (или Вестсайдской истории), когда эрос обнаруживает свою способность соединять вместе вещи, обычно противоположные. В данном случае, однако, исход не был однозначно катастрофичным ни для Тесея, ни для Ариадны. Снова потенциальная дес-труктивность эроса представлена в данном мифе в смягченной форме.


Ариадна - Дионис

Когда хор Океанид в «Прометее Прикованном» выражает страдание, которое Ио испытала в результате ее связи с Зевсом, он применяет ее пример к своей собственной ситуации: «Хоть бы никогда не становиться супругом Олимпийцев»; супружество, говорит хор, должно быть omalos, «равным» (901). Греческая мифология показывает множество смертных женщин, которым эрос с богами приносит непродолжительное счастье. Семела - классический пример. Сопротивление богу было возможным, но не гарантировало счастья: судьба Кассандры была жестокой и трагичной; Дафна потеряла человеческий облик благодаря метаморфозе. Не лучшими были перспективы в случае связи богини и смертного мужчины: Фетида и Пелей в «Илиаде» уже не супруги; Тифон иссох с возрастом, и вскоре не смог доставлять удовольствие Эос. Однополый эрос между богом и человеком был также ограничен рамками морали: вспомним Аполлона и Гиацинта. Только преодоление разрыва между моральным и неморальным давало шанс бесконечному продолжению эроса - как, например, тогда, когда Зевс унес Ганимеда на Олимп. А что же относительно счастливой, вечно продолжающейся любви бога и смертной женщины? Наиболее впечатляющий пример - Ариадна и Дионис.

Греки очень хорошо осознавали потенциальную деструктивность эроса, особенно когда он не был ограничен институционально санкционированным образцом поведения (как супружество), или не являлся признанным типом мужских отношений eromenos - erastes (влюбленный - возлюбленный). Мифы снова и снова эксплуатируют несчастья, причиной которых может стать эрос: Геракл, Иола и Деянира; Медея в Коринфе; Парис и Елена; Сфенебея и Беллерофонт... Но исключительная судьба Ариадны, по крайней мере у большинства мифографов, была более спокойной, чем эти судьбы, и заключала в себе преодоление несчастья героини, так канона достигла брака, ставшего поистине omalos, браком бессмертным; и для нас он остается таким же благодаря прекрасному кратеру из Дервени.
307

Исключительная роль Ариадны в том, что она податливая жена Диониса, и в том, что она мать детей, повторяющих образ своего отца, что видно из их имен - Ойнопион и Стафил, вино и виноград (schol. A. R. Arg. Ill 997) 4. Эрос, сохраненный для вечности... Образ, в котором, можно сказать, содержится больше, чем малость, исполняющая мужское желание. Это прекрасно символизировано образом на фрагменте вазы из Таранто (LIMC 96): в момент, когда Тесей всходит на корабль, Дионис находит спящую Ариадну, ее грудь открыта взгляду бога, и тот подобен ей своей обнаженностью. Ариадна никогда не была феминистской иконой: она не Пенелопа, но она не Медея или Гекуба или Клитемнестра. Ее единственный вызов - помощь Тесею с нитью - вытесняется ее ролью как объекта желания. Но греческий Эрос многосторонен: это искусно вытканный гобелен возможностей, гобелен, у которого сложная судьба Ариадны создает только один угол 5 .
308

1 Это способ аргументации в моей книге Imaginary Greece: The Contexts of Mythology (Cambridge, 1994).
2 Более подробно см. Calame С. Thesee et I"imaginaire athenien (Lausanne. 1990): Gantz T. Early Greek Myth. Baltimore and London. 1993; Psilakis N. Kritiki Mythologia. Heraklion. 1996.
3 Например, LIMC 52. 54.
4 Менее удачна (в свете их дионисических имен) версия, что их отцом был Тесей: Ион Хиосский, у Плутарха (Thes. 20).
5 Эта статья является пересмотренной версией доклада, прочитанного на международной конференции об Эроте в Дельфах в сентябре 2003 года, прошедшей под покровительством Фонда Андреаса Ледакиса.

(Перевод с английского И. Протопоповой)

АРИАДНА

— дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Сестра Андрогея, Главка, Девкалиона и Федры. Верховная жрица Реи в Кноссе. Когда на Крит прибыл из Афин вместе с юношами, обреченными на съедение Минотавру, царевич Тесей, Ариадна влюбилась в него. Минотавр находился в Лабиринте — дворце с таким количеством переходов, что из него невозможно было выбраться. Ариадна дала Тесею клубок ниток, которые тот разматывал, входя в Лабиринт. Убив Минотавра, Тесей выбрался из Лабиринта по размотанной нити. Тесей увез Ариадну с собой, но, по велению богов, покинул ее спящей на острове Наксосе, так как ей было суждено стать супругой бога Диониса. Выйдя замуж за бога, сама стала богиней и поселилась на Олимпе. Вариант: после того, как Тесей покинул ее, стала супругой Онара.

// ТИЦИАН: Вакх и Ариадна // Хуан де АРГИХО: О Тесее и Ариадне // Питер Корнелис ХОФТ: "Что Ариадну ждет у берега морского? ..." // Фридрих НИЦШЕ: Жалоба Ариадны // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Ариадна // Валерий БРЮСОВ: Нить Ариадны // Валерий БРЮСОВ: Ариадна // Марина ЦВЕТАЕВА: Ариадна // Н.А. Кун: ПУТЕШЕСТВИЕ ТЕСЕЯ НА КРИТ

Мифы Древней Греции, словарь-справочник. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АРИАДНА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АРИАДНА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (греч. миф) дочь критского царя Миноса и Пасифаи, сестра Федры. Когда на Крит прибыл Тесей, обреченный на съедение Минотавру, …
  • АРИАДНА в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Ariadne, "???????). Дочь Миноса и Пазифаи. Когда Тезей был отправлен на остров Крит в числе семи юношей и семи девушек …
  • АРИАДНА
    В греческой мифологии дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка солнца Гелиоса. Когда Тесей был со своими спутниками заключён в …
  • АРИАДНА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    АРИА’ДНАв мифах древних греков дочь критского царя Миноса. Когда Тесей был со своими спутниками заключен в лабиринт на Крите, где …
  • АРИАДНА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    (???????) в греческой мифологии дочь критского царя Миноса я Пасифаи, внучка солнца Гелиоса. Когда Тесей был со своими спутниками заключен …
  • АРИАДНА в Литературной энциклопедии:
    по греческому мифу — дочь критского царя Миноса. При помощи клубка ниток («нить А.») она помогла греческому герою Тезею выйти …
  • АРИАДНА в Большом энциклопедическом словаре:
  • АРИАДНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в древнегреческой мифологии дочь критского царя Миноса; помогла афинскому герою Тесею, убившему Минотавра, выбраться из Лабиринта при помощи …
  • АРИАДНА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - дочь критского царя Миноса и Пазифаи. Когда Тезей решился убить минотавра, которому афиняне, по требованию отца А., посылали ежегодно …
  • АРИАДНА в Современном энциклопедическом словаре:
    в греческой мифологии дочь критского царя Миноса. Помогла Тесею, убившему Минотавра, выйти из лабиринта, снабдив его клубком ниток, конец которых …
  • АРИАДНА
    [из древнегреческого] в древнегреческой мифологии дочь критского цар миноса; помогла афинскому герою тесею выйти из лабиринта при помощи клубка ниток …
  • АРИАДНА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж., одуш., с прописной буквы В древнегреческой мифологии: дочь критского царя Миноса. | А. помогла афинскому герою Тесею выйти …
  • АРИАДНА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АРИ́АДНА, в греч. мифологии дочь критского царя Миноса. Помогла афинскому герою Тесею, убившему Минотавра, выйти из лабиринта, снабдив его смотанной …
  • АРИАДНА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Рассказ …
  • АРИАДНА в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. ariadne) в древнегреческой мифологии - дочь критского царя миноса; помогла афинскому герою тесею выйти из лабиринта при помощи …
  • АРИАДНА в Словаре иностранных выражений:
    [гр. ariadne] в древнегреческой мифологии - дочь критского царя миноса; помогла афинскому герою тесею выйти из лабиринта при помощи клубка …
  • АРИАДНА в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • АРИАДНА в Словаре русского языка Лопатина:
    Ари`адна, …
  • АРИАДНА в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • АРИАДНА в Орфографическом словаре:
    ари`адна, …
  • АРИАДНА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в греческой мифологии дочь критского царя Миноса. Помогла афинскому герою Тесею, убившему Минотавра, выйти из лабиринта, снабдив его клубком ниток, …
  • АРИАДНА ПРОМИССКАЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ариадна Промисская (II), мученица. Память 18 сентября. Святая мученица Ариадна была рабыней …
  • АРИАДНА (МИЧУРИНА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ариадна (Мичурина) (1900 - 1996), схиигумения, настоятельница Богородице-Владимирской женской обители в Харбине, …


Просмотров