Сергей есенин - биография, фото, стихи, причина смерти, личная жизнь поэта. Как погиб есенин Сергей есенин тайна смерти









Сергей Есенин. Имя великого русского поэта – знатока народной души, певца крестьянской Руси, знакомо каждому человеку, стихотворения давно стали русской классикой, а в день рождения Сергея Есенина собираются почитатели его творчества.

Ранние годы

21 сентября 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Александрович Есенин, выдающийся русский поэт с трагической, но весьма насыщенной судьбой. Через три дня был крещен в местной церкви казанской иконы Божией Матери. Отец и мать были крестьянского происхождения. Их брачный союз с самого начала складывался, мягко говоря, не очень, точнее, они были абсолютно разными людьми.

Почти сразу же после свадьбы Александр Есенин (отец поэта) Вернулся в Москву, где стал работать в мясной лавке. Мать Сергея, в свою очередь, не ужившись с родственниками мужа, вернулась в отчий дом, в котором и провел первые годы жизни Сережа. Именно дедушка и бабушка по материнской линии подтолкнули его к написанию своих первых стихотворений, ведь вслед за отцом юного поэта оставила и мать, уехавшая на заработки в Рязань. Дед Есенина был начитанным и образованным человеком, знал множество церковных книг, а бабушка обладала обширными знаниями в области фольклора, что благотворно повлияло на раннее воспитание юноши.

Обучение

В сентябре 1904 года Сергей поступает в Константиновское земское училище, где учится 5 лет, хотя обучение должно было продолжаться на год меньше. Это было связано с плохим поведением юного Сережи в третьем классе. Во время обучение он вместе с матерью возвращается в отцовский дом. По окончании училища будущий поэт получает похвальный лист.

В этом же году он успешно сдает экзамены для поступления в церковно-приходскую учительскую школу в селе Спас-Клепики родной губернии. На время обучения Сергей обосновался там же, приезжая в Константиновское только в каникулярное время. Именно в школе подготовки сельских учителей Сергей Александрович начинает регулярно писать стихи. Первые произведения датируются началом декабря 1910 года. За неделю появляются: «Наступление весны», «Осень», «Зима», «К друзьям». До конца года Есенин успевает написать еще целый ряд стихотворений.

В 1912 году оканчивает школу и получает диплом по специальности «школьный учитель грамоты».

Переезд в Москву

После окончания школы Сергей Александрович покидает родные края и перебирается в Москву. Там он устраивается в мясную лавку Крылова. Начинает жить в том же доме, где и его отец, на Большом Строченовском переулке, теперь здесь располагается музей Есенина. Сначала отец Есенина был рад приезду сына, искренне надеясь, что тот станет для него опорой и будет ему во всем помогать, но проработав некоторое время в лавке, Сергей заявил отцу, что хочет стать поэтом и начинает искать работу себе по душе.

Сначала он распространяет социально-демократический журнал «Огни», с намерением печататься в нем, но этим планам не суждено было сбыться, так как журнал вскоре закрыли. После, устраивается помощником корректора в типографию И.Д.Сытина. Именно здесь Есенин знакомится с Анной Изрядновой, которая позже станет его первой гражданкой женой. Почти одновременно с этим поступает слушателем в Московский городской народный университет им. Шанявского на историко-филологический цикл, но почти сразу его бросает. Работа в типографии позволяла молодому поэту читать множество книг, дала возможность стать членом литературно-музыкального Суриковского кружка.

Первая гражданская жена поэта, Анна Изряднова, так описывает Есенина тех лет:

Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить…

Расцвет карьеры поэта

В начале 14-го года, в журнале «Мирок» публикуется первый известный материал Есенина. Был напечатан стих «Береза». В феврале журнал публикует еще ряд его стихотворений. В мае этого же года Есенина начинает печатать большевистская газета «Путь правды».

В сентябре поэт вновь меняет место работы, на этот раз становится корректором в торговом доме «Чернышев и Кобельков». В октябре в журнале «Проталинка» публикуется стихотворение «Молитва матери», посвященное Первой мировой войне. В конце года у Есенина и Изрядновой рождается их первый и единственный ребенок - Юрий.

К сожалению его жизнь оборвется достаточно рано, в 1937 году Юрия расстреляют, и как позже выяснится - по ложным обвинениям, выдвинутым против него.

После рождения сына Сергей Александрович покидает работу в торговом доме.

В начале 15-го года Есенин продолжает активно печататься в журналах «Друг народа», «Мирок» и др. Безвозмездно работает секретарем в литературно-музыкальном кружке, после чего становится членом редакционной комиссии, но покидает ее из-за разногласий с другими членами комиссии по отбору материалов для журнала «Друг народа». В феврале печатается его первая известная статья на литературную тематику «Ярославны плачут» в журнале «Женская жизнь».

В марте этого же года, во время поездки в Петроград, Есенин знакомится с Александром Блоком, которому читает свои стихи у него на квартире. После, активно знакомит со своим творчеством многих известных и уважаемых людей того времени, попутно завязывая с ними выгодные знакомства, среди них Добровольский А.А., Рождественский В.А. Сологуб Ф.К. и многие другие. В результате чего стихи Есенина были напечатаны в ряде журналов, что поспособствовало росту его популярности.

В 1916 году Сергей поступает на военную службу и в этом же году издает сборник стихов «Радуница», который делает его известным. Поэта стали приглашать выступать перед императрицей в Царское село. На одном из таких выступлений она дарит ему золотые часы с цепочкой, на которых был изображен государственный герб.

Зинаида Райх

В 1917 году, находясь в редакции «Дело народа», Есенин знакомится с помощником секретаря - Зинаидой Райх, женщиной весьма недурного ума, владевшей несколькими языками и машинописью. Любовь между ними возникла далеко не с первого взгляда. Все началось с прогулок по Петрограду с их общим знакомым Алексеем Ганиным. Изначально они были конкурентами и в какой-то момент товарищ даже считался фаворитом, пока Есенин не признался Зинаиде в любви, недолго поколебавшись, она ответила взаимностью, тотчас было решено венчаться.

В тот момент молодые люди испытывали серьезные финансовые проблемы. Проблему денег они решили при помощи родителей Райх, отправив им телеграмму с просьбой выслать им средства на свадьбу. Без лишних вопросов деньги были получены. Обвенчались молодые в небольшой церкви, Есенин нарвал полевые цветы и сделал из них свадебный букет. Свидетелем выступил их друг Ганин.

Однако, с самого начала их брак пошел не так, в первую брачную ночь Есенин узнает, что его любимая жена не была невинной, и уже разделяла ложе с кем-то до него. Это очень сильно задело поэта за живое. В этот момент в Сергее взыграла кровь, и глубокая обида поселилась в его сердце. После возвращения в Петроград они стали жить раздельно, и только через две недели, после поездки к ее родителям, они начинают жить вместе.

Возможно, перестраховываясь, Есенин заставляет свою жену уйти с работы из редакции, и как всякой женщине того времени, ей пришлось подчиниться, благо к тому времени финансовое положение семьи наладилось, ведь Сергей Александрович стал уже известным поэтом с хорошими гонорарами. А Зинаида решила устроиться в Наркомат машинисткой.

Какое-то время между супругами установилась семейная идиллия. В их доме бывало много гостей, Сергей устраивал для них приемы, роль добропорядочного хозяина очень ему нравилась. Но именно в этот момент стали проявляться проблемы, которые сильно изменили поэта. Его одолевала ревность, к этому добавились проблемы с алкоголем. Однажды он, обнаружив подарок от неизвестного поклонника, устроил скандал, при этом нецензурно оскорблял Зинаиду, позже они помирились, но прежние отношения вернуть уже не удалось. Их ссоры стали происходить все чаще, со взаимными оскорблениями.

После переезда семьи в Москву, проблемы не ушли, а наоборот усилились, пропал тот домашний уют, друзья, которые поддерживали, вместо этого четыре стены захудалого гостиничного номера. Ко всему этому добавилась ссора с женой по поводу рождения детей, после которой она решила покинуть столицу и уехать в Орел к родителям. Горечь от расставания Есенин заглушал алкоголем.

Летом 1918 года родилась их дочь, которую назвали Татьяной. Но рождение ребенка не способствовало укреплению отношений Есенина и Райх. Из-за редких встреч, девочка совсем не привязывалась к отцу, и в этом он видел «козни» матери. Сам Сергей Александрович считал, что его брак закончился уже тогда, но официально он продлился еще несколько лет. В 1919 году поэт предпринимал попытки возобновить отношения и даже высылал деньги Зинаиде.

Райх решила вернуться в столицу, но отношения вновь не клеились. Тогда Зинаида решила взять все в свои руки и, без согласия мужа, родить второго ребенка. Это стало роковой ошибкой. В феврале 1920 года у них рождается сын, но не на родах, ни после них, поэт не присутствует. Имя мальчику выбирают в ходе телефонного разговора, останавливаются на Константине. Есенин познакомился с сыном в поезде, когда они с Райх случайно пересеклись в одном из городов. В 1921 году их брак был официально расторгнут.

Имажинизм

В 1918 году Есенин знакомиться с Анатолием Мариенгофом, одним и основателей имажинизма. Со временем поэт примкнет к этому движению. В период увлечения этим направлением он напишет ряд сборников, среди которых «Трерядница», «Стихи скандалиста», «Исповедь хулигана», «Москва кабацкая», а также поэма «Пугачев».

Есенин в значительной степени помог становлению имажинизма в литературе серебряного века. Из-за участия в акциях имажинистов, был арестован. В это же время у него разгорелся конфликт с Луначарским, который был недоволен его творчеством.

Айседора Дункан

За два дня до получения официального развода с Зинаидой Райх, на одном из вечеров в доме художника Якулова, Есенин знакомится с известной танцовщицей Айседорой Дункан, которая приехала открывать свою танцевальную школу в нашей стране. Она не знала русский язык, ее словарный запас насчитывал всего лишь пару десятков слов, но это не помешало поэту с первого взгляда влюбиться в танцовщицу и в этот же день получить от нее страстный поцелуй.

К слову, Дункан была старше своего кавалера на 18 лет. Но ни языковой барьер, ни разница в возрасте, не помешали Есенину переехать в особняк на Пречистенке, где проживала танцовщица.

Вскоре Дункан перестало удовлетворять то, как развивается ее карьера в Советском Союзе, и она решила вернуться обратно на родину - в Соединенные Штаты. Айседора хотела, чтобы Сергей последовал вслед за ней, но бюрократические процедуры помешали этому. У Есенина возникли проблемы с получением визы, и для того чтобы ее получить, они решили пожениться.

Сам процесс бракосочетания проходил в Хамовническом ЗАГСе города Москвы. Накануне этого Айседора попросила исправить год своего рождения, чтобы не смущать своего будущего мужа, он согласился.

2 мая состоялась церемония бракосочетания, в том же месяце пара покинула Советский Союз и отправилась на гастроли Есениной-Дункан (оба супруга взяли эту фамилию) сначала в Западную Европу, после чего они должны были отправиться В США.

Отношения молодоженов не складывались с самого начала путешествия. Есенин привык к особому отношению в России и к своей популярности, тут же воспринимали его как супруга великой танцовщицы Дункан.

В Европе у поэта вновь возникают проблемы с алкоголем и ревностью. Изрядно напившись, Сергей начинал оскорблять свою жену, грубо хватая, иногда избивая. Один раз Айседоре пришлось вызывать даже полицию, чтобы утихомирить разбушевавшегося Есенина. Каждый раз после ссор и избиений, Дункан прощала Есенина, но это ни только не остужало его пыл, а наоборот - подогревало его. Поэт презрительно стал высказываться о своей жене среди друзей.

В августе 1923 года, Есенин с супругой возвращаются в Москву, но и тут их отношения не ладятся. А уже в октябре он отправляет Дункан телеграмму об окончательном разрыве их отношений.

Последние годы и смерть

После расставания с Айседорой Дункан жизнь Есенина медленно катилась по наклонной. Регулярное употребление алкоголя, нервные срывы, вызванные публичной травлей поэта в прессе, постоянные аресты и допросы, все это сильно подрывало здоровье поэта.

В ноябре 1925 года его даже положили в клинику Московского государственного университета для больных нервными расстройствами. За последние 5 лет жизни, на Сергея Есенина завели 13 уголовных дел, часть из которых была сфабрикована, например, обвинение в антисемитизме, а другая часть была связана с хулиганством на алкогольной почве.

Творчество Есенина в этот период жизни стало более философским, он переосмысливает многие вещи. Стихи этой поры наполнены музыкальностью и светом. Смерть его друга Александра Ширяевца в 1924 году, подталкивает видеть хорошее в простых вещах. Такие изменения помогают решить поэту внутриличностный конфликт.

Личная жизнь также была далека от идеала. После расставания с Дункан, Есенин поселяется у Галины Бениславской, которая испытывала чувства к поэту. Галина сильно любила Сергея, но он этого не ценил, постоянно пил, устраивал сцены. Бениславская же все прощала, каждый день находилась рядом, вытаскивала его из различных кабаков, где друзья-собутыльники спаивали поэта за его же счет. Но и этот союз продержался не долго. Уехав на Кавказ, Есенин женится на внучке Толстого - Софье. Узнав это Бениславская ложится в физио-диетический санаторий им. Семашко с нервным расстройством. В последствии, после смерти поэта, она покончила с собой на его могиле. В предсмертной записке она написала, что в могиле Есенина лежит все самое дорогое в ее жизни.

В марте 1925 года Есенин знакомится с Софьей Толстой (внучкой Льва Толстого) на одном из вечеров в доме Галины Бениславской, где собирались многие поэты. Софья пришла вместе с Борисом Пильняком и задержалась там до позднего вечера. Проводить ее вызвался Есенин, но вместо этого они долго гуляли по ночной Москве. После Софья призналась, что эта встреча решила ее судьбу и подарила самую большую любовь ее жизни. Влюбилась она в него с первого взгляда.

После этой прогулки Есенин часто стал появляться в доме Толстых, а уже в июне 1925 года он переезжает в Померанцевый переулок к Софье. Однажды, гуляя по одному из бульваров, они встретили цыганку с попугаем, которая нагадала им свадьбу, при этом попугай во время гадания достал медное кольцо, Есенин тут же подарил его Софье. Она была безумно рада этому кольцу и носила его до конца жизни.

18 сентября 1925 года Сергей Александрович заключает свой последний брак, который продлится весьма недолго. Софья была рада, как маленькая девочка, Есенин также был рад, хвастаясь, что женился на внучке Льва Толстого. А вот родственники Софьи Андреевны были не очень рады ее выбору. Сразу же после свадьбы продолжились постоянные запои поэта, уходы из дома, загулы и больницы, но Софья до последнего боролась за своего любимого.

Осенью этого же года длительный запой завершился госпитализацией Есенина в психиатрическую больницу, где он провел месяц. После его выхода Толстая писала родственникам, чтобы те его не осуждали, ведь несмотря ни на что она его любит, и он делает ее счастливой.

После выхода из психиатрической больницы, Сергей отправляется из Москвы в Ленинград, где поселяется в гостинице «Англетер». Встречается с рядом литераторов, среди которых Клюев, Устинов, Приблудный и др. И в ночь с 27 на 28 декабря, согласно официальной версии следствия, сводит счеты с жизнью, повесившись на трубе центрального отопления при помощи веревки. В его предсмертной записке было написано: «До свиданья, мой друг, до свидания».

Следственные органы отказались возбуждать уголовное дело, сославшись на депрессивное состояние поэта. Однако, многие специалисты, как того времени, так и современники, склоняются к версии насильственной смерти Есенина. Возникли эти сомнения из-за неправильно составленного акта осмотра места самоубийства. Независимые эксперты обнаружили на теле следы насильственной смерти: царапины и порезы, которые не были приняты во внимание.

При разборе документов тех лет обнаружились и другие несоответствия, например, то, что нельзя повеситься самостоятельно на вертикальной трубе. Созданная в 1989 году комиссия, проведя серьезное расследование, пришла к выводу, что смерть поэта была естественной - от удушения, опровергнув все домыслы, которые были весьма популярны в 70-ые годы в Советском Союзе.

После вскрытия, тело Есенина на поезде было доставлено из Ленинграда в Москву, где 31 декабря 1925 года и был похоронен поэт на Ваганьковском кладбище. На момент смерти ему было всего лишь 30 лет. Прощались с Есениным в московском доме печати, туда пришли тысячи людей, несмотря даже на декабрьские морозы. Могила и по сей день находится там, и любой желающий может ее посетить.

Один из ведущих судмедэкспертов страны Евгений Мишин опроверг версию Безруковых об убийстве Есенина


Татьяна Ромашенкова, Санкт-Петербург


28 декабря 1925 года умер Сергей Есенин. Спустя 80 лет его племянница Светлана Петровна Есенина и актер Сергей Безруков, сыгравший в телесериале «Есенин» главную роль, написали письмо президенту Путину с просьбой возобновить дело о гибели поэта с целью получить согласие на эксгумацию останков Есенина. Ведущие судмедэксперты страны только развели руками, назвав эту идею глумлением над останками поэта.

Если все же удастся добиться возобновления расследования по факту гибели Есенина и будет принято решение об эксгумации его тела на Ваганьковском кладбище, скорее всего проводить повторную судмедэкспертизу придется Евгению Степановичу Мишину, профессору, доктору медицинских наук, заведующему кафедрой судебной медицины Медицинской академии им. И И. Мечникова. Он считается лучшим экспертом в нашей стране по повешениям и удушениям, и расследование ни одного запутанного дела не обходится без его участия.

Евгений Степанович, эксгумация останков Есенина поможет установить точную причину его гибели?

Люди, которые настаивают на эксгумации, думают найти в могиле череп с дыркой или остатки кожи, на которых видно несколько борозд от удушения. Но в могиле давно кроме останков костей ничего нет. Дело в том, что Ваганьковское кладбище расположено на возвышенности, в сухом месте. Вот если бы Есенина хоронили в низине, в заболоченном месте, труп поэта мог бы «законсервироваться» и по результатам его исследования можно было бы дать заключение по некоторым вопросам.

Выходит, убили Есенина или нет, навсегда останется тайной?

Почему тайной? Причиной смерти Есенина было самоубийство через повешение.

Многие говорят об убийстве.

Это полный бред! Когда в конце 80- х годов появились первые статьи, утверждающие, что Есенин был убит ГПУ, я разобрал все три версии убийства поэта, которые обсуждались в печати: смерть от перелома черепа, полученного в результате удара рукояткой револьвера или утюга, смерть от удушения подушкой или рукавом и смерть от огнестрельного ранения в голову. Многие даже на посмертных фотографиях умудрились увидеть пробоину от пули и 20 граммов мозгового вещества на его лице.

Версий может быть сколько угодно, но правда одна. В начале 90- х годов было выполнено несколько судебно-медицинских экспертиз экспертами высокой квалификации и доказано, что имело место самоубийство. Поэтому дознание было прекращено.

Может быть, медики не захотели афишировать ошибку коллеги, эксперта Гиляревского, проводившего вскрытие?

Я абсолютно согласен с заключением судебного медика Гиляревского, который проводил исследование трупа поэта в Обуховской больнице и причиной смерти назвал асфиксию - смерть в результате сдавления шеи петлей при повешении. Я сделал то же заключение исходя из изучения фотографий мертвого поэта, посмертной маски и акта исследования трупа. По борозде на шее поэта мне удалось реконструировать повешение. У поэта с большей силой производилось сдавление передней справа и правой боковой областей шеи. То есть натяжение петли шло спереди назад и справа налево и вверх. А теперь реконструируем. При таком натяжении петли голова отклоняется в противоположную сторону, то есть к паровой трубе отопления гостиницы «Англетер», от которой в переносье трупа образовалась «вмятина», которую многие приняли за проломленный череп. При таком положении головы эта «вмятина» приобретает вертикальное направление.

А почему «вмятина» не может быть следом от удара?

Если был бы нанесен прижизненный удар утюгом или рукояткой револьвера, то мог образоваться кровоподтек или рана с переломом. Вследствие этого возникли бы отек и припухлость, а не вдавление, как на фото.

Считается, что накануне смерти поэта сильно ударили в живот.

Это заключение было сделано некомпетентными людьми в результате чтения акта Гиляревского. В нем сказано, что петли кишечника поэта были красноватого цвета. На это могу ответить одно: изучайте судебную медицину. Если труп долгое время находится в вертикальном положении, вся кровь спускается в нижележащие части тела и органы. Отсюда их красноватый цвет.

Гиляревский в легких поэта нашел еще и кровоподтеки. Разве это не доказывает, что перед смертью Есенина били?

Гиляревский действительно зафиксировал точечные кровоподтеки не только на легочной оболочке, но и на наружной оболочке сердца. Это одни из признаков смерти от удушения, которые в медицине называют не кровоподтеками, а точечными кровоизлияниями. Проще говоря, в момент смерти у поэта повысилось давление, развилась одышка, вот сосуды и не выдержали.

Одним из доказательств насильственной смерти поэта считают отсутствие характерного для повешенных синюшного цвета лица и высунутого языка.

Этими «доказательствами» оперировал не специалист, а следователь Эдуард Хлысталов, которого вывел на страницах своего романа Виталий Безруков. Любой эксперт сказал бы, что, если труп долго находится в петле, кровь успевает спуститься вниз - отсюда и бледность. Что касается языка, то он выступает не во всех случаях, чаще при нахождении петли в верхней части шеи и натяжении ее спереди назад. В есенинском случае, когда было боковое положение петли, язык не высовывается никогда.

Есенин умирал долго?

До восьми минут, в течение которых его можно было спасти. Обычно смерть наступает в течение 5 - 6 минут, но в случае присутствия алкогольного опьянения может и чуть позже. Как следует из акта Гиляревского, от содержимого желудка Есенина пахло вином.

Можно точно установить, сколько времени поэт провел в петле, прежде чем его нашли?

К сожалению, нет. В то время было принято определять время смерти лишь по трупным пятнам, а этого недостаточно. Сегодня можно было бы определить время наступления смерти и по содержимому желудка. Доподлинно известно, что накануне гибели Есенин ел утку, к сожалению, не ясно, какую именно, жареную или тушеную. Если бы это уточнение присутствовало, можно было бы точно определить, через какое время после приема пищи наступила смерть.

Еще одно доказательство в пользу убийства - поднятая вверх рука поэта, словно он от кого-то пытался защититься.

С этим все ясно - рука зафиксировалась в таком положении в момент трупного окоченения. Поэт висел, прижавшись лицом к трубе и взявшись за нее рукой. В практике мы нередко находим повешенных с поднятой к петле рукой.

Говорят, на руке Есенина были глубокие порезы, словно накануне смерти его пытали.

Раны действительно присутствовали, но они были поверхностными. Скорее всего поэт их сделал, чтобы написать прощальный стих. На нижней трети левого предплечья имелась одна рана, идущая горизонтально, и три вертикальные. Эти раны длиной около 3 см не проникают в толщу кожи.

Если судмедэксперты уверены, что было самоубийство, почему каждый год появляются все новые статьи, утверждающие обратное?

Потому что оценки делают литераторы и режиссеры, которые не разбираются в судебной медицине. Они не понимают, что любить поэта и говорить о том, что его убили, - вовсе не одно и то же. n

Дословно

«Рука человека, покончившего жизнь самоубийством, не выглядит, как на посмертной фотографии Есенина».
Спикер СФ РФ Сергей Миронов

«Для меня неоспоримый факт, что Есенина убили…»
Из интервью сценариста Виталия Безрукова

«Да, мы бросаем перчатку. Для меня совершенно ясно: Есенин погиб, был умерщвлен насильственно. Направил ли руку убийц товарищ Троцкий? Без сомнения!.. Сергей Александрович - жертва, мученик».
Из интервью актера Сергея Безрукова

  1. Как умер Есенин
  2. Причина смерти Есенина
  3. Когда наступила смерть Есенина
  4. Свидетели смерти Есенина
  5. Последнее стихотворение Есенина
  6. Указания на убийство Есенина
  7. Убийство Есенина
  8. Есен ин и революция

С легкой руки борзописцев юной советской власти принято считать, что ночью или ранним утром 28 декабря 1925 г. Есенин повесился в номере ленинградской гостиницы с чарующим названием «Интернационал», бывшей «Англетер» (Англия на французском языке), однако же имеющиеся по делу материалы не только не подтверждают самоубийства Есенина — напротив, опровергают его. Смерть Есенина в результате самоубийства — это одна из господствующих ныне бредовых идей, т.е. немотивированных утверждений, которые кажутся столь действительными, что и в доказательстве не нуждаются. Например, многие знают последнее стихотворение Есенина, якобы написанное в гостинице «Интернационал», которое якобы неопровержимо свидетельствует о намерении Есенина свести счеты с жизнью, но на деле, если отбросить бредовые вымыслы советских «борзописцев зело», это стихотворение вовсе не говорит о намерении Есенина совершить самоубийство. Воспринимается же оно прощальным лишь вследствие дальнейших событий, смерти Есенина, но на деле прощания Есенина с жизнью в нем нет:

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,—
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Если отвлечься от давления событий, смерти Есенина, то следует заключить, что стихотворение это посвящено некоему далекому умирающему другу как напутствие, прощание, ободрение; попрощаться же лично не было возможности: «До свиданья без руки, без слова», т.е. без встречи. К тому же это стихотворение не могло быть написано в гостинице «Интернационал» с 24 по 27 декабря 1925 г. кровью: на теле Есенина, если верить советским документам, не было ран, из которых можно бы было взять кровь — только ссадины на коже, царапины, которые кровотечения не дают вообще (кровь на них только выступает, и обмакнуть в нее перо нельзя, тем более что она быстро сворачивается).

В гостинице «Интернационал» поэт не кончал жизнь самоубийством, а чтобы убедиться в этом, рассмотрим документы короткого следствия, начатого по факту смерти Есенина.

Как умер Есенин

Удивление вызывает способ якобы самоубийства Есенина, повешения, в номере гостиницы «Интернационал», описанный представителем милиции, к сожалению, весьма кратко:

28 декабря 1925 года составлен настоящий акт мною уч[астковым] надзирателем 2-го отд. ЛГМ Н. Горбовым в присутствии управляющего Гостиницей Интернационал тов. Назарова и понятых. Согласно телефонного сообщения управляющего гостиницей граж[данина] Назарова В[асилия] Мих[айловича] о повесившимся гражданине в номере гостиницы. Прибыв на место мною был обнаружен висевший на трубе центрального отопления мужчина, в следующем виде, шея затянута была не мертвой петлей, а только одной правой стороной шеи, лицо было обращено к трубе, и кистью правой руки захватился за трубу, труп висел под самым потолком, и ноги от пола были около 1 метров, около места где обнаруже[н] был повесившийся лежала опрокинутая тумба, а канделябр стоящий на ней лежал на полу. При снятии трупа с веревки и при осмотре его было обнаружено на правой рук[е] выше локтя с ладонной стороны порез, на левой рук[е] на кисти царапины, под левым глазом синяк, одет в серые брюки, ночную белую рубашку, черные носки и черные лакированные туфли. По предъявленным документам повесившийся оказался Есенин Сергей Александрович, пис[атель], приехавший из Москвы 24 декабря 1925 г.

Удост[оверение] [ТЦ] №42-8516, и доверенность на получение 640 р[ублей на имя Эрлиха].

[Управляющий] В. Назаров [Понятые] В. Рождественский, П. Медведев, М. Фроман, В. Эрлих [Милиционер] [неразборч.]… шинский Уч. надз[иратель] 2-го отд. ЛГМ Н. Горбов.

Описания места происшествия здесь, по сути, нет, но имеется, к счастью, фотография:

За расположенным на дальнем плане письменным столом идут две белых трубы парового отопления, к одной из которых, значит, была привязана веревка… За столом также видна покосившаяся тумба белого цвета, на которой и стоял канделябр; перед столом же, между столом и лежащим на полу канделябром, находится, вероятно, мусорная корзина для бумаг.

Удивление на снимке вызывают следующие мелочи:

  1. Тумба привязана к отопительным трубам (почему и не падает).
  2. На ковре имеются пятна темного цвета.
  3. На письменном столе расположен чернильный прибор, т.е. были и чернила, а значит, написание приведенного выше стихотворения кровью теряет смысл.
  4. Столешница письменного стола с правой стороны испачкана чем-то белым (если это, конечно, не блики на полировке от осветительных приборов фотографа или включенного торшера или не свет из окна).

Беспорядок в комнате ни малейшего отношения не может иметь к самоубийству. Значит, разбираться нужно было, а не прикрывать дело…

Прежде всего следует отметить, что в советской гостинице для «ответственных работников» не могло быть ни грязных ковров, ни чернильных приборов без чернил. Особенно дико последнее: а если пришлось бы постояльцу важный документ писать на благо партии и народа? Кроме того, обстановка выглядит богатой, а значит, и обслуживание было на уровне. Не только в «Интернационале», но и в любой иной гостинице в любое время дня и ночи можно было достать чернила — попросить у портье. Кроме того, Есенин не мог не иметь с собой хотя бы карандаша. Таким образом, версия о написании приведенного выше стихотворения кровью именно в «Интернационале» откровенно лжива: быть этого не могло.

Наиболее просто можно объяснить пятна на ковре: это либо следы пищевых продуктов, либо кровь. Поскольку же на Есенине не было ран, лишь поверхностные ссадины, то кровь могла принадлежать одному из нападавших (на снимке видим два стола, один наверняка обеденный, а за обеденным столом обычны ножи, вилки и предметы из стекла, которыми и можно нанести ранение нападающему). То и другое происхождение пятен указывает на происшедшую в номере борьбу.

Что же касается привязанной к трубам тумбы, то удивление вызывает в том числе находящаяся в номере веревка или более жесткий шнур. Столь длинную веревку или шнур нужно было принести в номер, причем случайно это сделать нельзя.

Поскольку тумба, как сообщил тов. Горбов, лежала под висевшим трупом, то следует заключить, что в запечатленное на снимке состояние ее привели намеренно перед съемкой — вероятно, с целью подчеркнуть наличие на трубах веревки и ее длину. Стало быть, это та самая веревка, на которой повесился Есенин, но длина ее противоречит описанию места преступления. Дело в том, что труп висел под самым потолком, как сообщил тов. Горбов, а значит, веревка, на которой он висел, была короткой, но на снимке мы видим длинную… Если предположить, что Есенин совершил самоубийство, то зачем же при наличии в номере длинной веревки было вешаться на короткой под потолком? Положим, под потолком на трубах была некая перекладина или еще что для закрепления веревки, но зачем же при наличии длинной веревки самоубийца лез под потолок, на высокую и шаткую тумбу, а не повесился со стула? Стулья на приведенной выше фотографии видны. Так зачем же было лезть на высокую и шаткую тумбу, когда все можно было сделать просто? Вместе с тем наличие длинной веревки и положение тела под самым потолком указывает на то, что тело туда подтягивал на веревке человек, находившийся на полу (или на возвышении, если веревки не хватало, например на подоконнике или на столе),— подтягивал в ходе насильственного удушения Есенина. Это совершенно откровенное убийство. Подтверждается убийство каталептическим окоченением правой руки Есенина, ухватившейся за трубу, как сообщил тов. Горбов,— стало быть, поэт препятствовал повешению, пытался подержать свое тело (подробно медицинские данные рассмотрим ниже).

Некоторое удивление вызывает лишь то обстоятельство, что Есенин действовал лишь правой рукой, но это в рассматриваемых обстоятельствах естественно, объяснимо. Во-первых, убийцы могли держать его за руки, это естественно, как естественно и то, что правую руку он мог вырвать (следов удержания на руках нет, но они могли и не остаться, если, например, держали за запястья или кисти или прижимали руки к телу). Во-вторых, следует помнить, что была зима и трубы парового отопления были очень горячими: пар подается в трубы при температуре 130°С. Отсутствие на теле ожогов, вернее отсутствие упоминания о них судебным медиком, удивляет, но вполне возможно, что очень горячей была лишь одна труба из двух — та, по которой пар подавался. Вторая же труба, та, по которой пар отводился, могла иметь температуру значительно более низкую.

На трупе Есенина следов борьбы было мало, но они были, они отмечены судебным экспертом (протокол его мы рассмотрим ниже). И это тоже прямо указывает на убийство.

По поводу же возможного белого вещества на столе заметим, что белой в номере могла быть только побелка на потолке, известь. Едва ли можно вообразить обстоятельства, при которых известь с потолка попала бы на стол, тем более в столь большом количестве.

Следует также отметить, что приведенный снимок зеркален, так как пуговицы на зимнем пальто Есенина, лежащем на стуле, расположены с левой стороны — зеркально, как на женском пальто. Вероятно, это пальто двубортное, но на снимке под воротником видна пуговица, явно функциональная, для застегивания поднятого воротника (прежде так делали, да и декоративная пуговица не может располагаться под воротником, где ее не видно), а у мужского пальто эта пуговица должна быть с правой стороны, а не с левой, как на снимке.

Как можно заключить по описанию тов. Горбова, петля, в которой висел Есенин, была жесткой, проволочной или близкой по жесткости: «шея затянута была не мертвой петлей, а только одной правой стороной шеи», т.е. петля не затянулась до конца, а узел располагался с левой стороны, не ниже уха. Вероятно, для петли использован был электрический шнур. Обратите внимание на снимок: мертвый Есенин лежит на кушетке под неким шнуром, вероятно жестким, так как небольшие изгибы на нем сохраняются. Непонятно, конечно, что это такое, но это еще одно свидетельство того, что жесткий шнур в номере был. Также и на приведенном выше снимке видна электрическая розетка с каким-то шнуром, тоже жестким,— видимо, от торшера. Сплетничали, впрочем, что петля была из ремня для чемодана, но явный этот вымысел противоречит приведенному ниже акту, где отмечено, что ширина странгуляционной борозды — с гусиное перо.

Причина смерти Есенина

Рассмотрим теперь акт судебно-медицинского эксперта, который, к сожалению, столь же краток, как акт милиционера, но в котором все же установлена причина смерти Есенина:

1925 г., 29 декабря, в покойницкой Обуховской б-цы было произведено вскрытие трупа гр-на Сергея Александровича Есенина, причем найдено: Покойному 30 лет, труп правильно развит, удовлетворительного питания,— общий фон покровов бледный, глаза закрыты, зрачки равномерно расширены; отверстия носа свободны; рот сжат; кончик языка ущемлен между зубами; живот ровный; половые органы — в норме; заднепроходное отверстие чисто; нижние конечности темнофиолетового цвета, на голенях в коже заметны тёмнокрасные точечные кровоизлияния. На середине лба, над переносьем,— вдавленная борозда длиною около 4 сант. и шириною 1 ½ сант., под левым глазом — небольшая поверхностная ссадина; на шее над гортанью — красная борозда, идущая слева вверх и теряющаяся около ушной раковины спереди; справа борозда идет немного вверх к затылочной области, где и теряется; ширина борозды с гусиное перо; в нижней трети правого плеча имеется кожная рана с ровными краями длиною 4 сант.; в нижней трети левого предплечья имеется одна рана, идущая в горизонтальном направлении и 3 раны в вертикальном направлении, эти раны около 3-х сант. каждая с ровными краями [неразборчиво]… не проникают толщу кожи. Других знаков повреждений не обнаружено. Кости черепа целы, под кожным лоскутом на месте вдавленной борозды в лобной области имеется небольшой кровоподтек. Мозговые оболочки напряжены; твердая оболочка мутноватая; мозг весит 1920 грамм; сосуды основания мозга в норме; в боковых желудочках небольшое количество прозрачной жидкости; вещество мозга на разрезах блестит, на разрезах быстро выступают кровяные точки. Положение брюшных органов правильное, брюшина гладкая, блестящая, в полости около 10 к.с. [кубических сантиметров] красноватой прозрачной жидкости; петли кишек красноватого цвета. Хрящи гортани целы. Кончик языка прикушен, в пищеводе следы пищевой смеси; в гортани и трохее [так!] — пенистая слизь, слизистая их розоватого цвета. Легкие лежат в грудной клетке свободно. Сердце с кулак покойного, в полостях его — жидкая кровь; на наружной оболочке сзади — значительное количество точечных кровоподтеков; клапаны и отверстия в норме; на внутренней поверхности аорты — несколько сероватых бляшек; на легочной плевре значительное количество точечных кровоподтеков; легкие пушисты, всюду проходимы для воздуха, с разрезов соскабливается значительное [количество] пузырчатой кровянистой жидкости. В желудке около 300 к.с. полужидкой пищевой смеси, издающей не резкий запах вина; слизистая его красноватого цвета. Капсула селезенки морщинистая. Печень тёмнокрасного цвета. Капсула ее гладкая, край закруглен. Почки тёмнокрасного цвета. Капсулы снимаются легко, рисунок на разрезе сохранен. В почечном канале ничего особенного.

Суд. мед. эксперт Гиляревский.

Понятые [подписи неразборчивы].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании данных вскрытия следует заключить, что смерть Есенина последовала от асфиксии, произведенной сдавливанием дыхательных путей через повешение. Вдавление на лбу могло произойти от давления при повешении. Темнофиолетовый цвет нижних конечностей, точечные на них кровоподтеки указывают на то, что покойный в повешенном состоянии находился продолжительное время.

Раны на верхних конечностях могли быть нанесены самим покойным, и как поверхностные, влияния насмерть не имели.

Суд. мед. эксперт

Гиляревский

Это такая же филькина грамота, как предыдущая. Напоминает это черновик, план, но не действительный документ.

Рассмотрим, прежде всего, следы борьбы, т.е. такие повреждения, которые Есенин не мог нанести себе сам, без посторонней помощи, намеренно или нет, в ходе повешения:

  1. Небольшая поверхностная ссадина под левым глазом.
  2. Четыре царапины в нижней трети левого предплечья. Обратите внимание, тов. Горбов использовал именно слово царапины .
  3. В нижней трети правого плеча кожная рана с ровными краями длиной 4 см. Эта рана располагалась с внутренней стороны плеча, как отметил тов. Горбов, со стороны тела.
  4. Под кожным лоскутом на месте вдавленной борозды в лобной области небольшой кровоподтек.
  5. Окоченение правой руки, ухватившей трубу.

Ясно каждому, что ссадина под глазом появляется в драке. Равным образом невозможно самому себе нанести рану с внутренней стороны плеча.

Четыре царапины в нижней трети левого предплечья «свидетели» объяснили так, что Есенин писал приведенное выше стихотворение кровью, для чего и расцарапал руку, но царапина, «не проникающая толщу кожи», не может дать кровотечения, это абсурд. Расценивать их следует как следы борьбы или насилия, что с самоубийством не совместимо.

Неестественно выглядит и кровоподтек на месте вдавленной борозды, где лоб Есенина касался трубы отопления. Дело в том, что если бы Есенин, отбросив тумбу ногами, буквально бросился бы в петлю, то следовало бы ожидать повреждения шейного отдела позвоночника и, соответственно, смерти от шока, но повреждение позвоночника не отмечено, да и смерть от асфиксии сомнений не вызывает. Невозможно также предположить, что кровоподтек на лбу возник вследствие судорог, так как тогда следовало бы ожидать иные повреждения того же характера, скажем на предплечьях, голенях и коленях, но их нет. Стало быть, весьма вероятно, что кровоподтек на лбу возник в ходе борьбы при повешении — брыкнулся сильно.

Наиболее же странно с точки зрения самоубийства выглядит окоченевшая рука Есенина, которой он перед смертью ухватился за трубу и которая осталась в таком положении до прибытия тов. Горбова. Во-первых, следует отметить, что это именно окоченение, так как после смерти мышцы расслабляются и рука не могла естественным образом удержаться на трубе. Во-вторых, это, конечно, не трупное окоченение, поскольку оно не может наступить до смерти, да и на помещенном выше снимке снятого из петли Есенина прекрасно видно, что правая рука его скрючена, но в шее окоченения нет, тело свободно лежит на высокой подушке, а голова не наклонена в правую сторону, как должно бы было быть при окоченении (узел петли располагался с левой стороны). Проходит же окоченение в шее, предплечьях и пальцах рук приблизительно в одно время и в одно время начинается, т.е. приведенное на снимке состояние не естественно, не нормально.

Подтверждает окоченение руки и очевидец, Вс. Рождественский, расписавшийся на приведенном выше протоколе тов. Горбова как понятой:

Дверь есенинского номера была полуоткрыта. Меня поразили полная тишина и отсутствие посторонних. Весть о гибели Есенина еще не успела облететь город.

Прямо против порога, несколько наискосок, лежало на ковре судорожно вытянутое тело. Правая рука была слегка поднята и окостенела в непривычном изгибе . Распухшее лицо было страшным,— в нем ничто уже не напоминало прежнего Сергея. Только знакомая легкая желтизна волос по-прежнему косо закрывала лоб. Одет он был в модные, недавно разглаженные брюки. Щегольской пиджак висел тут же, на спинке стула. И мне особенно бросились в глаза узкие, раздвинутые углом носки лакированных ботинок. На маленьком плюшевом диване, за круглым столиком с графином воды, сидел милиционер в туго подпоясанной шинели и, водя огрызком карандаша по бумаге, писал протокол.

Вс. Рождественский. Сергей Есенин.

Заметим, труп лежал нормально, никакого напряжения в нем не было, так как «судорожную вытянутость» на глаз установить невозможно,— одна только рука выглядела окостеневшей. Лицо же распухло, вероятно, от петли (нездоровая его окраска может спадать после снятия петли, так бывает).

Окоченение правой руки Есенина значит, что перед смертью он предпринимал этой рукой просто чрезвычайные усилия по предотвращению удушения. И хотя я не видел описания ни единого подобного случая в «литературе», я подозреваю, что добиться окоченения в руке невозможно было без посторонней помощи — чистых рук людей с горячим сердцем и холодной головой, тянущих поэта вниз, к смерти. Да, эксперт об окоченении не сказал ни слова, но не сказал он очень о многом…

Стоит также отметить неизвестного происхождения пятна на рубахе Есенина, на снимке они показаны красными стрелками:

Это не тени, так как ни в одном случае источника тени нет. Особенно похоже на кровь пятно на рукаве: выглядит оно заскорузлым — хорошо пропитанным кровью и подсохшим. Стоит отметить также разорванный рукав рубахи — поврежденную манжету или, уж во всяком случае, сильно измятую. Также на снимке хорошо видна ссадина в средней трети предплечья или помарка, которая в акте не описана. Эта кожная рана не могла дать видимого количества крови (если, конечно, на рубахе кровь), как и отмеченная экспертом кожная рана в нижней трети правого предплечья. Происхождение пятен на рубахе в связи с актом не ясно.

Что еще любопытно, на других снимках, сделанных с другой точки, пятен на рубахе не видно, но видны пятна на брюках:

На правой штанине очень хорошо видна группа пятен, причем при отсутствии в этом месте складок на материи. К сожалению, описание одежды не включено в протокол медицинского эксперта — будто нарочно. Стоит также отметить, что вторая подтяжка не видна.

Также на приведенном снимке обратите внимание на перепад в положении плеч: то ли правое плечо приподнято в силу бережного укладывания скрюченной руки или окоченения всей руки, то ли левое опущено в результате травмы. Впечатление такое, скорее, что с левым плечевым суставом непорядок, но возможно это лишь впечатление или неудачное положение тела. На кисти можно также отметить то ли помарки, то ли кровоподтеки.

Кровь на рубахе подтверждается стихами Василия Князева, который сидел рядом с Есениным ночь в мертвецкой:

В маленькой мертвецкой у окна
Золотая голова на плахе;
Полоса на шее не видна —
Только кровь чернеет на рубахе.

Князев, конечно, не обладал необходимой квалификацией и возможностями, чтобы отличить кровь от прочих пятен, но пятна на рубахе, во всяком случае, были. Надо еще добавить, что даже если это кровь, то она вовсе не обязательно принадлежала Есенину.

Что же касается поврежденной манжеты, то она подтверждается рисунком Василия Сварога (Корочкина), сделанным с натуры:

На рисунке ясно видна отделенная от правого рукава часть манжеты и прочий беспорядок в одежде, в частности — отстегнутая подтяжка и расстегнутые брюки. Также зафиксирована художником скрюченная рука.

Неестественной при смерти от механической асфиксии является также пена в трахее и гортани. Пена могла бы образоваться в результате смешивания воздуха, слизи и «полужидкой пищевой смеси», как указано в акте, но в данном случае следовало бы ожидать, что пищевая смесь все же останется в дыхательных путях или легких, что в акте не отмечено. Похожая картина возникает при утоплении, но описанное состояние легких утоплению не соответствует. Возможно образование пены и при естественных, так сказать, патологиях, болезнях, о которых, впрочем, в акте нет ни слова.

Если у Есенина был рвотный рефлекс, связанный с сильным волнением, в результате которого пищевая смесь и попала в дыхательные пути, то это напрочь противоречит версии его самоубийства. Ну, а с чем же еще может быть связан рвотный рефлекс в рассматриваемых обстоятельствах?

Неестественным при смерти от асфиксии также является напряжение мозговой оболочки, что можно связать с сильным опьянением Есенина перед смертью (можно, впрочем, считать, что напряжение возникло вследствие повышения внутричерепного давления, вызванного, в свою очередь, отёчными явлениями, более или менее нормальными при асфиксии, но об отёке в акте нет ни слова). Как всем известно, алкоголь усваивается быстро, а потому отмеченный экспертом запах алкоголя, исходящий от пищевой смеси в желудке, позволяет заключить, что пил Есенин незадолго до смерти, причем пил немало. Увы, с кем пил Есенин, осталось невыясненным. Однако же это согласно с пятнами на ковре, которые могли появиться в драке — от упавших на ковер пищевых продуктов или от крови.

Некоторые странности, не вошедшие в медицинский акт, можно также видеть на фотографиях трупа Есенина, сделанных в морге. Вот самая информативная фотография:

С учетом фотографии тела с другой стороны, которую я не привожу, прошу верить на слово, видим, что странгуляционная борозда описана тов. Горбовым и экспертом верно: она не замкнута, расположена с правой стороны, а с левой ее нет (это нормальное явление при достаточно жесткой петле, рядовое при повешении).

Недоумение вызывает то ли рана, то ли помарка приблизительно на середине правого предплечья, ни тов. Горбовым, ни экспертом не отмеченная, но заметная на приведенном выше снимке. Еще большее удивление вызывает хорошо заметная помарка на большом пальце левой руки — под ногтем и вокруг него, будто кровь выступила… Возможно, это свидетельство того, что левой рукой Есенин тоже пытался предотвратить затяжение петли, но ухватиться за трубу не мог вследствие положения тела или действий убийц, а потому хватался рефлексно за голую стену, причем с таким усилием, что из-под ногтей выступила кровь. С самоубийством это, конечно, не вяжется ни в малейшей степени.

Удивление вызывает также приблизительно одинаковая интенсивность цвета кистей: если это трупная окраска, то в связи с более высоким положением правой руки, которой Есенин держался за трубу, окраска эта должна быть разной по интенсивности, слабее в правой руке, ведь в ногах трупная окраска сформировалась вполне, как отмечено экспертом (трупные пятна представляют собой оседающую в теле под действием силы тяжести кровь, почему и высота конечности влияла бы в данном случае на трупную окраску). Возникает, впрочем, впечатление, что ладони чем-то испачканы, но подтвердить это или указать возможную причину… Видимых причин нет, нечем в номере дорогой гостиницы пачкаться. Если, положим, снимали отпечатки пальцев для сравнения со снятыми в номере, то зачем же ногти-то марать?

На приведенном выше снимке вынутого из петли Есенина трупной окраски правой кисти не видно, причем рука зафиксирована окоченением в таком положении, что держаться ею за трубу можно было только на уровне лица или груди, чему противоречит снимок в морге, интенсивность окраски кистей. Неужели это и правда грязь, попавшая на кисти уже после фотографирования в номере? Сообщение же тов. Горбова нельзя считать ложным, так как оно подтверждается положением окоченевшей руки на снимке, сделанном в номере.

Отметим еще важную мелочь на фотографии: трупная окраска видимой части ног лежащего трупа равномерна сверху и снизу, т.е. образовалась в вертикальном положении трупа (трупные пятна всегда находятся внизу, по ним легко установить положение тела).

Завершая рассмотрение акта, отметим явные признаки смерти Есенина от асфиксии (удушения) — точечные кровоизлияния на плевре легких, т.н. пятна Тардье, кровоподтеки на сердце и, вероятно, полнокровие внутренних органов («темнокрасного цвета»); из внешних же признаков имеются расширенные зрачки, борозда на шее и ущемление кончика языка между зубами. Борозда на шее, впрочем, может относиться и к повешению трупа (на глаз отличить нельзя, требуются дополнительные исследования, коих не было). К сожалению, экспертом не отмечено в числе многого прочее, например, состояние конъюнктивы, соединительной оболочки век и глаз, а также мочевого пузыря, что важно при асфиксии, не говоря уж о состоянии крупных кровеносных сосудов в области шеи…

Акт, конечно, отвратительный, хуже не бывает, но может быть, это «социальный заказ»? Эксперт не может и не должен проводить собственное следствие, а обязан лишь ответить на вопросы следствия, в частности — установить причину смерти. Причина же смерти из акта ясна (сомнений, повторю, нет). В конце акта эксперт написал: «Раны на верхних конечностях могли быть нанесены самим покойным», что является ответом на вопрос следствия (в акте эти измышления не требуются), т.е. следствие еще до исследования трупа интересовали «доказательства» самоубийства (доказательством это, конечно, не является).

Возможно также, что акт был отредактирован неграмотным человеком с холодной головой и горячим сердцем (с точки зрения патологической психологии, это шизофреник, не в обиду Феликсу Эдмундовичу будет сказано): он многое мог удалить, но не мог ничего поправить по безграмотности. Описание трупа Есенина производит впечатление подлинного, но сильно сокращенного.

(Продолжение читайте в комментариях…)

В этом году исполнилось не только 120 лет со дня рождения Сергея Есенина, но и 90 лет со дня его трагической смерти. Поэт погиб в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года. Утром 28 декабря Сергея Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер».
Как же погиб Есенин? Было ли это самоубийство или убийство? Я решил поинтересоваться у жителей и гостей Петербурга, как, по их мнению, погиб Сергей Есенин.

Лично для меня Сергей Есенин – это легенда. С детства читаю его стихи, заворожен его жизнью и творчеством.

Я не претендую на полную биографическую объективность. Мне лишь хочется понять причины, которые побудили Сергея Александровича уйти из жизни. А причин этих было немало. Поэт сам признавался:

Всё встречаю, всё приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришёл на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть.

В последние годы жизни Есенин особенно часто думал о смерти. "Меня хотят убить, – не раз говорил он своим друзьям. – Я как зверь чувствую это".
В стихах Сергей пророчески писал:

И первого меня повесить нужно,
Скрестив мне руки за спиной
За то, что песней хриплой и недужной
Мешал я спать стране родной.

Есенин и боялся смерти, и желал её. Уже в ранние годы он думал о смерти.

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель.
Синь очей утративший во мгле.
Эту жизнь прожил я словно кстати,
Заодно с другими на земле.

Когда я учился в школе, версий об убийстве поэта даже не возникало. Нам объясняли, что самоубийство Сергея Есенина вызвало целую волну самоубийств, поэтому стихи его некоторое время были запрещены.

Пой же, пой! В роковом размахе
Этих рук роковая беда.
Только знаешь, пошли их на хер...
Не умру я, мой друг, никогда.

Впервые о версии убийства стали говорить в начале перестройки. В 1987 году в Ленинграде состоялись первые массовые протесты в связи со сносом гостиницы «Англетер». Поговаривали, что власть таким образом хочет скрыть следы преступления. Сегодня сохранилась лишь мемориальная доска на здании гостиницы в память о том, что здесь погиб поэт Сергей Есенин.

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И берёзы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

В период перестройки появилось много брошюр о трагической кончине Есенина. В качестве причин убийства выдвигались и любовная месть, и ж-м заговор, и политический террор, и зависть братьев по перу и др. Наиболее распространёнными были версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой самоубийства.

Один литератор сказал: "Писатель – это следователь по особо важным делам человечества", который пытается "осознать общие интересы землян".

Как юрист-криминолог, занимающийся изучением проблем преступности, я должен выяснить, во-первых, мотивы преступления, во-вторых, обстоятельства гибели, в-третьих, личность преступника или жертвы.
Помню, как сдавал зачёт по криминалистике и отвечал на вопрос об отличительных свойствах повешенного. У совершившего самоубийство через повешение от сдавливания шеи петлёй есть характерная странгуляционная борозда. Эта борозда имеет ярко выраженный красно-фиолетовый цвет и у покойника не исчезает.
На трупе Есенина (если судить по фотографиям) странгуляционная борозда почти не видна.

Было ли это убийство или доведение до самоубийства?

Древние римляне: ищи того, кому это выгодно.

Кто-то причину смерти видит в пьянстве и нервном расстройстве поэта.
Кто-то во всём винит многочисленные любовные связи и женщин Есенина.
Кто-то видит причину в творческом кризисе поэта.
Кто-то объясняет смерть Есенина конфликтом с власть держащими.
Кто-то видит в трагической кончине поэта проклятие рода Есениных.

Он запутался. Запутался в своих любовных и семейных узах, запутался в отношениях с властью, с друзьями и недругами.
Возможно, его и не убили. Но определённо, довели до самоубийства.

Одной из причин ранней смерти Есенина называют его самоубийственное ощущение своей исключительности, избранности и защищённости. Да, он нашёл себе покровителя в лице Троцкого. Но как-то в хмельной компании Есенин сказал: "Тошно мне, законному сыну российскому, в своем государстве пасынком быть… Россиею правит Троцкий-Бронштейн… А он не должен править".

«Поэт погиб, погиб, потому что был не сроден революции», – признал Троцкий в своей речи на могиле Есенина. – «Больше не могу, сказал побеждённый жизнью поэт».

Политика погубила поэта. Писателям лучше держаться подальше от власти и политики. Власть не перехитришь, в игре с дьяволом всегда побеждает дьявол.

Для меня очевидно, что Сергей Есенин – жертва политического режима.

Есенин любил Русь, но не принимал большевистский режим. Он открыто «крыл» большевиков. Всякий, сказавший десятую долю того, что говорил Есенин, давно был бы расстрелян.
Большевики долго пытались поэта приручить, но пришли к выводу, что Есенина приручить невозможно. Есенин был бунтарём и открыто противопоставлял себя власти. «Я намордник на себя одеть не позволю», – говорил поэт.

Как и ты – я, отовсюду гонимый,
Средь железных врагов прохожу.

Как и ты – я всегда наготове,
И хоть слышу победный рожок,
Но отпробует вражеской крови
Мой последний смертельный прыжок.

Чтобы спасти поэта от уголовного преследования и алкогольной зависимости, в конце ноября 1925 года родственники и друзья уговорили Есенина лечь на обследование в платную психоневрологическую клинику Московского университета. О цели такого решения Есенин 26 ноября 1925 года написал своему другу Петру Чагину: "Отделаюсь от кой-каких скандалов и махну за границу. Там и мраморные львы красивей, чем наши живые медицинские собаки".
Разумеется, об этих планах знало ГПУ.

Профессор Ганнушкин, выписывая Есенина из клиники, сделал его близким грозное предупреждение: «должен обратить их внимание на то, что припадки меланхолии, ему (Есенину – НК) свойственные, могут кончиться самоубийством».

После лечения в клинике Есенин находился в неуравновешенном состоянии. Согласно выписке из психиатрической больницы, в которой лежал Есенин за месяц до своей кончины, сделанные ему там уколы довели классика серебряного века до состояния чудовищной депрессии, которую побороть он был уже не в силах.

21 декабря 1925 года Есенин покинул клинику, аннулировал в Госиздате все доверенности, снял со сберкнижки почти все деньги и через день уехал в Ленинград. Это было бегство от неминуемого ареста. Поэт взял с собой рукописи и хотел работать над собранием сочинений. Планов у него было много, и самоубийство в этих планах отсутствовало.

Кто-то считает, что поэт был болен манией преследования. Однако у Есенина были вполне реальные основания быть арестованным и подвергнутым суду. В это время на поэта было заведено 13 уголовных дел.

Николай Асеев вспоминал, что Есенин, «наклонясь через стол ко мне, зашептал о том, что за ним следят, что ему одному нельзя оставаться ни минуты, ну да он-де тоже не промах, – и, ударяя себя по карману, начал уверять, что у него всегда с собой «собачка», что он живым в руки не дастся и т.д.».

В Ленинграде Есенин просил друзей снять для него две-три комнаты. Но поскольку подходящего жилья не нашли, поэт остановился в гостинице «Англетер». Помог ему в этом его «друг» Георгий Устинов (негласный сотрудник ГПУ). Именно поэтому в списках постояльцев гостиницы «Англетер» фамилии Есенина и Устинова нет.
В то время гостиница «Англетер» называлась «Интернационал» и была ведомственной гостиницей ленинградского ГПУ. Комендантом был чекист Назаров.

Жена коменданта гостиницы Назарова свидетельствует, что 27 декабря в одиннадцатом часу вечера её мужа вызвали в гостиницу, сообщив, что с Есениным случилось несчастье. Прибыв в гостиницу, Назаров встретил там работников ГПУ…

Около 10 часов вечера в номер к Есенину будто бы заходил секретный сотрудник ГПУ Берман. По словам Бермана, он застал Есенина пьяным. Однако при осмотре в номере Есенина спиртного найдено не было.

Утром 28 декабря супруга Георгия Устинова пошла звать Есенина на завтрак, долго стучала в дверь, но никто не отвечал. Подошёл близкий знакомый Есенина – Вольф Эрлих. Однако и ему из номера никто не ответил. Наконец вызвали коменданта гостиницы Назарова, который открыл дверь отмычкой, но сам заходить в номер не стал.

По официальной версии, Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством. Его тело висело в петле на вертикальной трубе горячего отопления под самым потолком на высоте почти трёх метров. Для петли была использована верёвка от заграничного чемодана, подаренного Есенину Максимом Горьким. Высота потолка в номере предположительно составляла 4–5 метра, а размер опрокинутой тумбы – 1,5 метра, рост поэта – 168 см.

Первыми в номер утром 28 декабря были вызваны литераторы Рождественский и Медведев. По воспоминаниям Всеволода Рождественского, они увидели тело Есенина, лежащее на ковре. Но их заставили подписать в протоколе то, что они не видели – повешенного на трубе Сергея Есенина.
Павел Медведев и прибывший позже прозаик Михаил Борисоглебский являлись тайными агентами ГПУ.

Акт о самоубийстве был составлен участковым надзирателем 2-го отделения Ленинградской городской милиции Николаем Горбовым в присутствии управляющего гостиницей Интернационал тов.Назарова и понятых 28 декабря 1925 года. Причём никто из понятых, подписавших протокол, не видел Есенина висящим на трубе отопления. Когда их допустили в номер, труп Есенина, уже снятый с трубы, лежал на ковре. Согнутая в локте рука говорила о том, что поэт пытался освободиться от петли, силился стянуть в горла верёвку.

Вызванный санитар Дубровский вспоминал, что на полу лежала битая посуда, клочья рукописей, окурки, сгустки крови, всё было перевёрнуто.
По свидетельству присутствовавшего художника Василия Сварога, в номере были следы борьбы, разбитая и разбросанная посуда.
Однако протокол осмотра места происшествия не был составлен. Не был произведён и следственный эксперимент.

Бесследно исчезли некоторые рукописи Есенина, над которыми работал поэт; не нашли пиджак и обувь поэта, не нашли деньги, снятые Есениным со сберкнижки. Исчез и пистолет, который Есенин всегда возил с собой.
Но если у Сергея был пистолет, он ведь мог застрелиться, а не вешаться.

Труп отвезли в морг Обуховской больницы, где судебно-медицинский эксперт Гиляревский произвёл вскрытие и составил акт, в котором не указал примерное время смерти (как это делал во всех других случаях). В заключительной части акта Гиляревский написал: «На основании данных вскрытия следует заключить, что смерть Есенина последовала от асфиксии, произведенной сдавливанием дыхательных путей через повешение….»

В акте Гиляревский указал, что зрачки и глаза Есенина в норме. Однако секретарь похоронной комиссии Павел Лукницкий в своей записи отметил, что один глаз Есенина навыкате, а другой вытек.

Кто же лгал? И главное – ЗАЧЕМ?

Согласно общепринятой версии, поэт в состоянии депрессии (через неделю после окончания лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился).
Версия о самоубийстве поэта возникла ещё до того, как была найдена предсмертная записка, переданная следователю Вольфом Эрлихом, – стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья», написанное Есениным якобы 27 декабря своей кровью.

Вольф Эрлих (тоже секретный сотрудник ГПУ) заявил, что будто бы Есенин просил вечером 27 декабря администрацию не пускать к нему никого в номер, поскольку хотел отдохнуть. Однако комендант «Англетер» чекист Назаров об этом не упоминает в своих показаниях.

В подтверждение версии самоубийства Эрлих предоставил следователю якобы подаренное ему накануне последнее стихотворение Есенина, которое тот написал своей кровью.

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Есенин жаловался, что в номере нет чернил и он вынужден писать своей кровью. Ранее Есенин писал кровью стихи за неимением чернил – любил эффектные сцены.

Уже в наши дни эксперты установили подлинность почерка Есенина и то, что стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья» написано кровью в количестве не более 0,02 мл. Но вот принадлежность крови именно Есенину не была установлена экспертизой.

Так чьей же кровью написаны строки «до свиданья, друг мой, до свиданья…»?

Обращение «друг мой» было привычным и не относилось лично к Вольфу Эрлиху – он не был близким другом Есенина.
Есть мнение, что это стихотворение вовсе не предсмертная записка, а сочинено оно ранее на смерть друга поэта Алексея Ганина.

Кому же было выгодно распространять версию о самоубийстве Есенина?

Для поэта очень важно не только красиво прожить, но и «красиво уйти» из жизни. Самоубийство слишком банально. Хотя Есенин несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством.

29 декабря 1925 года вечерние ленинградские газеты, а на следующий день газеты всей страны сообщили о самоубийстве Сергея Есенина. Из Москвы в Ленинград выехали жена поэта Софья Толстая и муж сестры Екатерины Василий Наседкин. Они привезли тело поэта в Москву. 31 декабря тысячи людей проводили Есенина в последний путь. Поэт просил похоронить его на Ваганьковском кладбище.

Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, -
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Первый памятник Есенину на Ваганьковском кладбище в Москве был поставлен в 1955 году, спустя 30 лет после смерти поэта. Однако некоторые родственники поэта до сих пор сомневаются, что тело Есенина похоронено именно там.

«Из могилы на Ваганьковском кладбище исчез гроб поэта, – говорит Николай Браун. – Это обнаружила в 1955 году сестра Есенина Шура, когда могилу вскрыли, чтобы рядом с останками поэта похоронить его маму Татьяну Фёдоровну. В конце 80-х гг. нашёлся пожилой свидетель, шофёр ОГПУ Снегирёв, который 1 января 1926 г. принимал участие в изъятии гроба из могилы. Куда увезли гроб, он не знал».

Официальная версия самоубийства лишь дымовая завеса, скрывающая неприятную правду. Родственники Сергея Есенина убеждены, что великий поэт земли русской был убит. Так считает родной сын Сергея Есенина, правнучка и внук. В роду Есениных много тех, кто погиб страшной трагической смертью, как их великий предок.

Сразу после гибели Есенина драматург Борис Лавренёв написал, что поэт был убит. В «Красной газете» Лавренёв опубликовал статью «Казнённый дегенератами».

В 1989 году была создана Есенинская комиссия, и по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующему выводу: «опубликованные ныне „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы».

Эксперименты проводились в присутствии прокурора-криминалиста Генеральной прокуратуры РФ. Криминалисты рассчитали высоту потолка и установили, что она была не более 352 см. Провели следственный эксперимент. Статист с ростом Есенина привязал верёвку на окрашенную масляной краской трубу и безуспешно пытался сдернуть с вертикали веревку. Её свободно свисающий конец выдерживал весовую нагрузку более 100 кг.

Однако есть и немало версий, утверждающих, будто Есенин был убит. Одни считают, что в 5-м номере гостиницы, где поселился поэт, его вначале жестоко избили, а уже потом в бессознательном состоянии подвесили в петлю.
Есть версия, согласно которой Есенина положили на диван, ударили рукояткой пистолета по лбу, где образовалась вмятина, затем завернули в ковер, пытались вытащить на балкон, чтобы спустить вниз и вывезти.

Отставной полковник МВД Эдуард Хлысталов в книге «Как убили Сергея Есенина» пишет, что привязать веревку на вертикально стоящую трубу невозможно: под весом тела она обязательно соскользнёт вниз. В подтверждение своих слов он вспоминает эксперимент, проведённый студентами Литературного института в «Англетере», когда гостиница была ещё цела: привязанная к вертикальной трубе верёвка рывком руки сдергивалась вниз.

Больше всего версий породила запись в акте судебно-медицинского эксперта. «На середине лба… вдавленная борозда длиной 4 см и шириной 1,5 см». Сам Гиляревский объяснял её перепадом давления в черепе во время удушения.
Сторонники же теории убийства трактовали вдавление как удар рукояткой пистолета, утюгом, тупым тяжелым предметом «со страшной силой».

Петербургский писатель Виктор Кузнецов опубликовал книгу "Тайна гибели Сергея Есенина". В.Кузнецов считает: «По приезде в Ленинград его (Есенина – Н.К.) по негласному распоряжению Троцкого арестовали. И предположительно держали в доме N8/23 по проспекту Майорова, где допрашивали четыре дня. Смысл допросов заключался в том, что Есенина хотели завербовать в качестве секретного сотрудника ГПУ. Не думаю, что Троцкий давал приказ убить поэта, но так уж случилось...»

Скорее всего, убийство не входило в платы чекистов. Есенина хотели просто «купить», предложив стать осведомителем в обмен на избавление от уголовного преследования. Такая вербовка «сексотов» обычная практика; у сотрудников органов существует даже «план вербовки».

По делу №89 о гибели Сергея Есенина дознаватели работали 26 дней и в результате дело закрыли. Как это бывает и почему, я хорошо знаю по личному опыту. Достаточно одного звонка «сверху», чтобы дело тебе «сшили» или, наоборот, закрыли за отсутствием состава преступления.

Мне говорят: «не надо конспирологии». Но как быть, если материалы дела Сергея Есенина до сих пор под грифом «секретно». Архивы обещают открыть только через 10 лет – в 2025 году.

Кому же выгодно сохранять секретность?
Неужели скрываемая правда так страшна, что может скомпрометировать даже нынешних чекистов?

В 1997 году на аукционе были выставлены на продажу посмертная маска Есенина и четыре фотографии, сделанные в день гибели поэта. Кто-то явно стремится скрыть следы преступления, уничтожить последние сохранившиеся улики.

Все, кто имел отношение к смерти Есенина, либо расстреляны, либо исчезли, либо покончили жизнь самоубийством. «Друг» поэта Георгий Устинов повесился в 1932 году. Александр Тарасов-Родионов покончил с собой. Писатель Вольф Эрлих, следователь Николай Горбов были арестованы и расстреляны в 30-е годы. Комендант «Англетер» чекист Назаров выбросился из окна (или, скорее всего, его выбросили).

Чтобы установить истину, надо требовать пересмотра дела Есенина по вновь открывшимся обстоятельствам. Необходимо возбудить уголовное дело для эксгумации тела поэта и проведения экспертизы.

Представьте, если докажут, что Есенина убили, что стихотворение «до свиданья, друг мой, до свиданья,…» написано не его кровью и не за день до смерти, что похоронен Есенин не на Ваганьковском кладбище, и что приказ о его убийстве с последующей инсценировкой самоубийства отдавал один из руководителей партии и государства …

Если выяснится, что так называемые «друзья» Есенина были осведомителями ЧК и что они умышленно довели его до самоубийства, или непосредственно совершили убийство, изменится отношение не только к классику русской литературы, но и к российской власти.

Поэты в России долго не живут. Ни в одной стране с такой жестокостью не уничтожают своих гениев. Пушкина – убили, Лермонтова – убили, Грибоедова – убили, Николая Гумилёва убили, Николая Клюева убили, Осипа Мандельштама убили …

История, как известно, повторяется. Нынешняя ситуация напоминает ситуацию столетней давности. Поэтов пока не уничтожают, но их никто не слышит, как не слышали Сергея Есенина...

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Да, вот опять уходит осень...
И сердце рвётся от тоски...
Никто любить меня не просит...
И в кучи сметены мечты…

Всё было, было, было, было...
А будет ли? - кто скажет мне?
Кленовый лист летит уныло
Навстречу стонущей земле.

Постыло. Холодно. Тоскливо.
Печаль сжимает сердце мне. …
Ах, как бы умереть красиво,
Закончив путь свой в вышине!

Ночь близко. Парк пустеет. Тихо.
Спешат людишки по домам.
Луна восходит вновь тоскливо.
Кому себя в ночи отдам?

Так и сидел бы до рассвета.
А поутру - куда глаза...
Уже не хочется Ответа.
А только б кто любил меня.

(из моего романа-быль «Странник(мистерия) на сайте Новая Русская Литература)

А по Вашему мнению, КАК ПОГИБ ЕСЕНИН?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература –

Когда в мир иной уходят гениальные люди, то смириться с этим сложно. И вот, уже на протяжении уже почти столетия, смерть Сергея Есенина так и остается трагедией, с которой трудно смириться, поэтому многие ищут того, кто виноват в ней. Поверить в самоубийство легендарного поэта невозможно. Хотя, кто знает, что же на самом деле произошло той ночью 28 декабря 1925 года в гостиничном номере в Ленинграде.

Есенин приехал в город за несколько дней до своей смерти. По одному из предположений, он собирался издавать новый сборник, поэтому планировал некоторое время провести в городе. Сергей не нашел подходящей квартиры и поселился в гостинице «Англетер» в комнате под номером пять, где его и нашли мертвым. Согласно показаниям друзей, знакомых и свидетелей, поэт был склонен к депрессиям, имел проблемы с алкоголем и женщинами. Одних он любил, другие не давали ему дышать. Но вот накануне трагедии, Сергей встречался с друзьями и в его поведении не было ни каких странностей или намеков на депрессивное состояние. В этот вечер у него были супруги Устиновы и Вольф Эрлих. Последний даже возвращался в номер к поэту, где забыл свой портфель. Есенин в это время был спокоен и писал стихи за столом.

Фотография Есенина

А вот утром, Устинова и Эрлих не смогли достучаться до него, дверь была заперта. Им пришлось позвать на помощь. Когда они вошли во внутрь комнаты, то увидели труп поэта.

Самоубийство могло быть

Гениальный человек покончил собой, так бывает. Такой версии придерживаются многие исследователи творчества и биографии поэта. Анализ творчества показывает, что за последние два года жизни, в его стихах более ста раз упоминается смерть.

Поэт Есенин

И так, некогда амбициозный, талантливый, любимец женщин, на своем жизненном пути столкнулся с рядом проблем: алкоголь, постоянные разводы, тоесть отношения с противоположным полом не складывались и, что немаловажно, творческий кризис.

Все это вполне реально могло толкнуть поэта в петлю. К тому же отметим, что данную версию подтверждают и эксперты криминалисты, которые анализировали полученные материалы уже в наши дни.

Или поэта убили

Однако несмотря на всю очевидность произошедшего, существуют и предположения, что смерть Есенина не самоубийство, а инсценировка. Приверженцы данной версии в качестве доказательств приводят ряд нестыковок, которые нельзя оставить без внимания. Во-первых, берутся во внимание элементарные физические возможности человека. Поэт был малого роста, всего 1,68 см, а высота потолка почти четыре, чтобы повеситься Есенину нужно было подставить под собой предмет около двух метров, но такой обнаружен не был. Следовательно, физической возможности покончить жизнь самоубийством путем удушения у него не было.

Кроме того, обращают на себя внимание и большое количество синяков, кровоподтеков и ссадин на теле. На посмертном фото на лице поэта четко видна вмятина, которая пересекает переносицу (приверженцы версии самоубийства говорят, что ее появление могло стать естественным явлением при удушении или же она образовалась путем вдавливания лобной части уже мертвого тела о трубу), хотя с большей вероятностью она могла появиться от удара тупым предметом.

Фото погибшего поэта

В пользу убийства также говорят и порезы на руках, но тут же появляются версии, что Есенин их себе наносил для написания стихов кровью, так как чернил в гостинице не было. Следствию даже был представлен лист со стихотворением написанным кровью «До свидания, друг мой, до свидания…», который он якобы отдал Ульриху накануне. Но вероятнее всего оно было написано значительно раньше и посвящено другу, расстрелянному еще в марте.

Относительно мотива убийства, отметим, что у Есенина с советской властью были непростые отношения, его даже обвиняли в контрреволюционных действиях. Так что повод у власти убрать его мог быть, но официально, ни при жизни, ни после смерти запретов на его публикацию не было, а негласный имел место.

Смерть гения своего времени до сих пор покрыта тайнами. Желающих найти виновных много, как и тех, кто не верит в такой прозаический конец великого таланта. Но есть и те, кто в гибели поэта видит трагический конец под тягостью прозы жизни.



Просмотров