Методика организации проведения судебно психологической экспертизы. Организация проведения судебно-психологической экспертизы. я группа. Методы обработки данных

Метод экспертного исследования является, наряду с предметом, важнейшей отличительной чертой вида экспертизы.

При производстве психологической экспертизы используется метод психологического исследования, при помощи которого изучаются механизм, структура, функционирование и различные качественные характеристики психической деятельности.

Метод психологического исследования предполагает использование для достижения экспертных целей психологических законов и закономерностей, которые могут быть «приложимы» к качественно различным объектам. Так, психологическое исследование возможно и в отношении психически больного человека. При этом задачей психолога будет являться не диагностика патологии (это сфера компетенции психиатра), а оценка того, как вскрытые психиатром патологические изменения личности повлияли на изменение психологического поведения личности, как патология «скорректировала» действие психологических механизмов.

Метод психологического исследования включает в себя общие и специальные методы; совокупность специальных методов образует методики.

К общим методам психологического исследования можно отнести:

1. психологическую диагностику;

2. прогнозирование;

3. проектирование;

4. методы воздействия

Не все из них в равной степени допустимы при производстве судебной экспертизы. В частности, метод воздействия имеет ограниченную сферу. То же можно сказать в отношении метода психологического эксперимента (не всякую ситуацию можно и этично моделировать для достижения экспертных целей).

Общие методы модифицируются через специальные методики в зависимости от специфики экспертных задач и целей.

Например, метод психологической диагностики реализуется через специальные методы: биографический, наблюдения, беседу, инструментальные личностные методики, методики изучения особенностей отдельных сфер психической деятельности. Довольно широко используется тестирование (например, тесты MMPI, ТАТ, Розенцвейга, Ророшаха и др.). Обычно для диагностики применяется комплекс специальных методов в зависимости от цели. Допустим, исследование изменений состояния человека в нестандартной ситуации проводится при помощи психофизиологического метода, психометрических проб, метода операторских задач, личностных тестов. В некоторых случаях необходим психолингвистический метод исследования (исследование содержательной стороны документа, письма с целью установления отобразившихся в нем навыков мышления, особенностей памяти, восприятия).

Именно метод играет важную роль для разграничения компетенции психологии и психиатрии, психологической и психиатрической экспертиз. В отличие от психологии, психиатрия изучает причины и сущность психических заболеваний. Однако такого предметного различения недостаточно. Психолог и психиатр могут изучать один и тот же объект, но с различных сторон. Способ изучения предопределяется спецификой метода.

Психиатрическая экспертиза характеризуется методом психиатрического анализа, посредством которого выявляются искажения, отклонения в функционировании психологических законов и закономерностей, диагностика таких отклонений, как патологических или непатологических. Если выявленные экспертом явления не подпадают под психиатрическую диагностику (не могут быть определены как патологические), то этой констатацией компетенция психиатра и ограничивается. Психологическая диагностика и психологический анализ -- компетенция психолога. При выявлении патологии психиатр производит диагностику, определяет степень деформированности эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер, констатирует степень сохранности тех или иных качеств личности, объясняет психопатологическое поведение в категориях психиатрии.

Однако на практике нередки случаи, когда, с одной стороны, необходимо установить обстоятельства психологической природы (например, способность лица в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий), с другой -- имеются сведения об отклонениях в психике непсихотического характера (т е не связанных с психическим заболеванием) В подобных ситуациях при производстве экспертного исследования необходимо взаимодействие специалистов как в области психологии, так и психиатрии. Иначе говоря, возникает потребность в проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы

Окончательно вопросы предмета и метода комплексной экспертизы не разрешены, дискусионна проблема пределов научных компетенции психолога и психиатра. Можно сказать, что общим предметом комплексной экспертизы является такая психическая деятельность, которая в целом подчиняется психологическим законам и закономерностям, но последние «отягощены» определенными изменениями психики непсихотического характера. Большинство ученых полагают, что психолого-психиатрическая экспертиза необходима, когда речь идет о так называемых пограничных состояниях, олигофрении, неврозах, психопатиях, об установлении аффекта (непатологического) у психически больных, а также о выявлении психологических факторов поведения (действий) психически больных, находящихся в стадии ремиссии. При производстве комплексной экспертизы на разных этапах используются оба метода психиатрического и психологического исследования.

Как проводится судебная психологическая экспертиза (СПЭ) или судебно-психологическая экспертиза(СПЭ)состоит из следующих этапов или стадий:

Участие эксперта в исследовании доказательств;
выяснение обстоятельств, имеющих значение для заключения экспертов;
проведение экспериментального исследования;
составление заключения;
оглашение заключения;
допрос экспертов.

Этапы проведения психодиагностического исследования в ходе СПЭ

В работе эксперта-психолога можно выделить такие этапы:

  • ознакомление с материалами дела;
  • изучение специальной литературы по предполагаемому направлению экспертизы;
  • предварительное исследование испытуемого;
  • обработка полученных результатов и их интерпретация;
  • составление заключения экспертизы;
  • дача заключения на следствии и в суде.

Основные этапы психологического исследования при производстве судебно-психологической и комплексных с нею экспертиз можно представить в виде следующей обобщенной схемы.

1 . Четкое уяснение фабулы дела. Эксперт-психолог реконструирует временную последовательность событий, используя все имеющиеся в деле показания (обвиняемого, свидетеля, потерпевшего), материалы выхода на место происшествия и следственных экспериментов, а также данные судебных экспертиз.
2 . Психологический анализ индивидуально-психологических особенностей подэкспертного по уголовному делу и приобщенным к нему материалам.
3 . Психологический анализ динамики психического состояния и психической деятельности подэкспертного по материалам дела.
4 . Проведение клинико-психологической беседы и экспериментально-психологического исследования с одновременным наблюдением подэкспертного.
5 . Сопоставительный анализ данных психологического изучения уголовного дела, данных беседы, наблюдения и результатов экспериментального исследования.

6 . Анализ взаимодействия личности подэкспертного с юридически значимой ситуацией: исследование особенностей отражения, осознания, понимания, смыслового восприятия ситуации, произвольной волевой регуляции своих действий, контроля своего поведения - с учетом индивидуально-психологических возможностей, эмоционального и функционального состояния, особенностей уровня психического развития, психических расстройств.

7 . Составление заключения с формулировкой экспертных выводов (ответы на вопросы судебно-следственных органов).

На первом этапе эксперт-психолог для установления психического состояния лица по делу должен выяснить следующие фактические данные:

  • страдало ли такое лицо душевными заболеваниями раньше;
  • состоит ли оно на учете в психоневрологическом диспансере, и если да, то с каким диагнозом;
  • как долго лицо состоит на этом учете; помещалось ли оно ранее на лечение в психиатрическую больницу;
  • проводилась ли ранее в отношении данного лица судебно-психологическая экспертиза, и если да, то в связи с чем.

Выясняются и другие обстоятельства, характеризующие состояние здоровья подэкспертного лица, его поведение дома или в общественных местах.

Эксперту-психологу следует также четко выявить факты, свидетельствующие о необходимости проведения судебно-психологической экспертизы, причем всегда надо помнить, что СПЭ по поводу умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого может быть назначена только после проведения судебно-психиатрической экспертизы и при наличии в поведении лица отдельных психических проявлений, свидетельствующих о возможности его отставания в психическом развитии. При этом низкая успеваемость не является показателем отставания в психическом развитии несовершеннолетнего.

Напомним, что признаками отставания в психическом развитии несовершеннолетнего являются:

Инфантильность поведения и мышления, неспособность к самостоятельным умозаключениям;
несоответствие мотивов содержанию и целям действий;
нарушение в целенаправленности и критичности поведения;
неспособность к социальной коррекции поведения. Перед СПЭ нельзя ставить вопросы:
нормальному уровню развития какого возраста соответствует фактическое развитие данного лица?
отличается ли принципиально психическое развитие умственно отсталого несовершеннолетнего от нормального?

При постановке перед СПЭ вопросов, связанных с выявлением способности лица правильно воспринимать важные для дела обстоятельства, следователь (судья) должен знать возможности СПЭ в этой области. Экспертиза может установить индивидуальные особенности психики, цветоощущений, объем восприятия, особенности звуковысотного различия и т. д.

Способность давать правильные показания связана не только с индивидуальными особенностями ощущений и восприятия. Широкий диапазон индивидуальных различий имеют и память, и мышление, и воображение человека, такие особенности личности, как внушаемость, склонность к фантазированию.

Резко индивидуализирован и процесс узнавания. Люди с повышенной внушаемостью склонны к ложному узнаванию, к различным внушаемым дополнениям к своим представлениям.

В компетенцию СПЭ не входит установление влияния конкретных условий на возможности восприятия.

Перед экспертизой должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела, например: обладает ли лицо повышенной внушаемостью, может ли его слабое умственное развитие быть причиной искажений передаваемой им информации и т. п.

Перед СПЭ нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний (например, опознал человек в действительности предъявленный объект или не опознал, соответствуют ли его показания реальным событиям?). СПЭ не является экспертизой достоверности показаний. Установление истинности или ложности показаний - профессиональная задача следователя (но при этом, конечно, он должен обладать соответствующими психологическими знаниями).

Критерии потенциальных возможностей эксперта-психолога вытекают из предмета судебно-психологической экспертизы. Общий предмет в психологии раскрывают через элементы психической деятельности человека (свойства, процессы, закономерности), характеристика и экспертная оценка которых имеют значение для установления объективной истины по делу.

Общий предмет психологической экспертизы трансформируется в частный, конкретизируясь в определенную экспертную задачу, а именно:

Определение состояний аффекта (интенсивность, длительность и механизм такого состояния);
определение состояния переутомления, сильного страха, большого горя, депрессии;
определение уровня умственного развития человека, в том числе его способности осознавать значение своих действий;
оценка психологической зрелости олигофренов, роли педагогической запущенности у психопатических личностей, объяснения мотивов неадекватного защитного поведения подсудимых с признаками психической аномальности;
установление способности несовершеннолетнего в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими.

Объектом судебно-психологической экспертизы, т. е. источником, из которого эксперт черпает сведения об устанавливаемых им фактах, является психика исследуемого лица.

В качестве одного из критериев классификации судебно-психологической экспертизы можно избрать процессуальный статус испытуемого лица. По такому признаку можно выделить экспертизу свидетелей и потерпевших и экспертизу подозреваемых и обвиняемых. Подобная классификация обусловливается разницей как в правовом положении испытуемых, так и в разрешаемых вопросах.

Основываясь на практике, можно отметить, что чаще всего экспертному исследованию подвергаются свойства личности и психические состояния испытуемого.

Каждый из этих видов экспертиз, в свою очередь, делится на несколько разновидностей. Критерием разграничения экспертизы первого вида целесообразно избрать личность испытуемого. По этому признаку экспертизы делятся на экспертизу несовершеннолетних лиц; экспертизу лиц, страдающих сенсорными недостатками (глухие, слепые и т.д.), и экспертизу совершеннолетних лиц с целью установления особенностей восприятия или оценочных суждений, запоминания, воспроизведения запомненного, а также их психических свойств.

В основу классификации разновидностей экспертиз второго вида - психических состояний - следует положить характеристику устанавливаемого состояния испытуемого.

Эта экспертиза связана с установлением физиологического аффекта, состояния стресса, вызванного экстремальными условиями, в которых происходило исследуемое событие, или с конфликтной ситуацией, в которой находился в это время испытуемый.

В постановлении пленума Верховного Суда СССР №1 от 16 марта 1971 г. «О судебно-психологической экспертизе по уголовным делам» сказано, что в необходимых случаях, когда установление того или иного обстоятельства невозможно путем проведения отдельных экспертиз либо это выходит за пределы компетенции одного эксперта или комиссии экспертов, может быть назначено проведение ряда исследований, осуществляемых несколькими экспертами на основе использования различных специальных знаний. В данном случае речь идет о комплексной экспертизе, составной частью которой может быть и судебно-психологическая экспертиза.

Методические подходы к организации судебно-психологической диагностики входе СПЭ

И, следовательно, один из источников доказательств. В отличие от судебно-психиатрической экспертизы СПЭ исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, т. е. не являющиеся патологическими. Возможности СПЭ ограничены современным уровнем развития психологии, ее диагностических методов и процессуальными требованиями. Пределы возможностей СПЭ определяются принципом научной объективности. СПЭ может разрешать только те вопросы, которые связаны с психическими явлениями, подлежащими объективному анализу.

Надо сказать, что не все психические явления охватываются конкретными диагностическими методиками. Некоторые из них могут быть изучены только в течение длительного периода или в условиях естественного эксперимента. СПЭ не компетентна решать вопросы юридического содержания: определять достоверность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать форму вины и т. п.

Экспертиза должна выполняться современными научно-психологическими методами.

Результаты экспертного исследования должны быть достоверны, верифицируемы, доступны для оценки следователем и судом.

Основной задачей СПЭ является научно обоснованная диагностика (от греч. diagnose - распознать) непатологических правозначимых психологических аномалий. Психодиагностика как область психологии начала развиваться с конца XIX в. Ее крупнейшими представителями были Дж. Кеттл, Ф. Гальтон и др. Большой вклад в ее развитие внес А. Бине, разработавший метод диагностики умственного развития детей (шкалу развития интелекта).

В настоящее время психодиагностика располагает множеством методик, специализированных по различным направлениям. В судебно-экспертной диагностике ведущая роль принадлежит специалистам в области психических аномалий, задержек в психическом развитии детей и следовых аффектов.

Ведущим методом психодиагностики является метод тестов. Используемые в целях судебно-экспертной диагностики тесты должны быть валидными и высоконадежными. Валидность - это пригодность теста для измерения выявляемой психической характеристики, его адекватность. Среди психодиагностических тестов особенно широко используются тесты интеллекта, личностные тесты и др.

Диагностика психического состояния человека выделяется среди других видов СПЭ по нескольким причинам.

Во-первых, заключение эксперта-психолога имеет, как правило, квалифицирующее значение при рассмотрении конкретного уголовного дела в суде. Во-вторых, диагностика состояния сама по себе является сложным исследованием. В-третьих, эксперт «реконструирует» состояние человека по материалам дела и результатам экспериментально-психологического исследования по прошествии длительного периода с момента исследуемых событий.

Методологической основой для проведения судебно-психологического исследования является широкое применение эксперимента, включающего метод лабораторного и метод естественного эксперимента. Их различие, как явствует из названия, состоит в условиях применения.

Среди других методов экспертизы можно выделить:

наблюдение (изучение поведенческих актов лица, его состояний и реакций в определенных ситуациях);

интервьюирование;

изучение материалов дела;

тестирование;

изучение продуктов деятельности (например, по письмам, рисункам, дневникам);

ретроспективный анализ внешних признаков поведения лица.

Как можно заметить, наибольшую полноту, правильность и истинность результатов экспертизы может дать только психологический эксперимент. Остальные методы экспертно-психологического исследования можно назвать вспомогательными, или дополнительными к экспериментальным.
Судебно-психологическая экспертиза психического состояния, как никакая другая, требует детального изучения материалов уголовного дела, поскольку в них может содержаться информация о диагностических признаках аффекта, о которых мы поговорим ниже.

Экспертное исследование должно включать:

Анализ ситуации, приведшей к совершению противоправных действий;
анализ устойчивых индивидуально-психологических особенностей обвиняемого (по материалам уголовного дела и данным беседы с испытуемым в процессе экспертизы, результатам экспериментально-психологического исследования);
анализ психофизиологического состояния испытуемого в момент совершения преступления;
анализ действий и поведения испытуемого в момент совершения инкриминируемого ему деяния (целенаправленность и целесообразность, их последовательность, адекватность ситуации и индивидуально-психологическим особенностям и т.п.);
анализ поведения человека в посткриминальный период;
анализ последующего отношения субъекта к своим противоправным действиям.
Рассмотрим подробнее эти составляющие экспертного исследования.

1. Анализ ситуации, приведшей к совершению противоправных действий.

Цель этого этапа исследования - установить, являлась ли ситуация аффектогенной или нет (поскольку аффектогенный характер ситуации является необходимым условием для возникновения аффекта), о чем будет более подробно сказано ниже. В качестве признаков аффектогенной ситуации рассматриваются:

Конфликтность;
неожиданность;
экстремальность;
реальность;
динамизм.

Если в исследуемой ситуации отмечаются все вышеназванные признаки, то мы можем категорически утверждать, что она являлась аффектогенной.

2. Анализ устойчивых индивидуально-психологических особенностей обвиняемого.

Данные для анализа мы можем получить из материалов ‘уголовного дела и из результатов экспериментально-психологического исследования. В материалах уголовного дела необходимо обращать внимание на характеристики человека, на сведения, даваемые о нем его родными, близкими, друзьями, сослуживцами. При этом важно уяснить, насколько испытуемый устойчив к стрессогенным воздействиям, как ведет себя в конфликтных ситуациях.

При проведении экспериментально-психологического исследования следует определять типологические свойства нервной системы, устойчивые личностные особенности, характеристики эмоционально-волевой сферы, установить иерархию ценностей личности. Для диагностики указанных особенностей возможно применение опросных методов, таких, как диагностический опросник Стреляу, ММР1, 16-РГ Кэттелла, опросники Айзенка, Леонгарда - Шмишека, Басса - Дарки, РТС Боухала и т. п. Из проективных информативны фрустрационный тест Розенцвейга, ТАТ, Люшер-тест, рисуночные методы. Вряд ли можно (да и нужно ли) раз и навсегда определить набор методов экспериментального исследования. Ведь каждый испытуемый и каждый конкретный случай требуют индивидуального подхода, и, соответственно, набор методов можно значительно варьировать.

3. Анализ психофизиологического состояния испытуемого в момент совершения преступления (либо непосредственно перед ним).

Этот этап исследования не менее важен, чем другие, поскольку неблагоприятное психофизиологическое состояние субъекта бывает той «благодатной» почвой, что облегчает возникновение состояния физиологического аффекта. К числу таких состояний могут быть отнесены соматические заболевания (в том числе хронические), нервные болезни; бессонница, хроническая психическая напряженность (стресс); период менструаций у женщин; алкогольное опьянение. В частности, алкогольное опьянение может дезорганизовать психическую деятельность, что выражается в усилении субъективизации восприятия, изменении его точности и объема, нарушении процесса запоминания, эмоционально-волевой неустойчивости, расторможенности влечений и т. д.

4. Анализ действий и поведения испытуемого в момент совершения инкриминируемого ему деяния и поведения в посткриминальный период.

Интерес правоохранительных органов к СПЭ психологического состояния человека в момент совершения правонарушения вызван тем, что многие тяжкие преступления, сопряженные с физическим насилием, совершаются в состоянии так называемого сильного душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потерпевшего. Если устанавливается факт нахождения человека в состоянии сильного душевного волнения в исследуемый период, то его деяние квалифицируется по ст. 107 или 113 УК РФ, что влечет за собой существенное смягчение ответственности.

Законодатель отождествляет понятия «сильное душевное волнение» и «физиологический аффект». Однако понятие «сильное душевное волнение» шире, нежели понятие «физиологический аффект», поскольку включает в себя, помимо прочего, оценку неправомерности либо противозаконности действий потерпевшего, что выходит за пределы компетенции СПЭ. Кроме того, как будет показано ниже, при определенных условиях ряд иных психических состояний (кроме аффекта) могут быть признаны сильным душевным волнением.

Физиологический аффект - это состояние, имеющее динамику «эмоционального взрыва» (по образному выражению С.Л. Рубинштейна), характеризующееся кратковременностью, высокой энергетикой, оказывающее существенное дезорганизующее влияние на сознание и деятельность человека и сопровождающееся изменениями в деятельности двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы организма. По содержанию переживаний выделяются аффекты радости, страха, гнева, ужаса и пр. Однако в судебной и следственной практике рассматриваются аффекты гнева (реже - страха, ужаса).

Поводом для проведения СПЭ в связи с аффектом является наличие признаков крайне повышенного и внезапно возникшего эмоционального перевозбуждения, проявившихся в преступном действии непосредственно за противоправными действиями потерпевшего. Взрывная импульсивность, неподчиненность действий сознательному контролю - основные критерии аффекта.

Состояние аффекта - это внезапно возникающее кратковременное состояние крайнего психического перевозбуждения, характеризующегося сужением сознания. Аффект возникает в результате воздействия сверхсильных раздражителей, вследствие длительного накопления травмирующих воздействий сверхсильных раздражителей или в результате длительного накопления травмирующих воздействий при отсутствии в поведенческом фонде личности адекватных способов реагирования на подобные воздействия. Аффект возникает в остроконфликтных ситуациях, при этом происходит распад сознания. Как отмечал известный психиатр П.Б. Ганнушкин, чтобы чувства взяли верх над разумом, надо, чтобы разум был слаб.

Сужение сознания при аффекте связано с резким понижением способности человека сознательно руководить своими действиями. Закон, учитывая это, признает сильное душевное волнение обстоятельством, смягчающим ответственность, или обстоятельством, влияющим на квалификацию состава преступления. Для определения состояния аффекта перед ставится один вопрос: находилось ли лицо в момент совершения определенных действий в состоянии физиологического аффекта?

Поскольку физиологический аффект нельзя воспроизвести повторно, его экспертное исследование осуществляется ретроспективным анализом остаточных явлений. Представляемые эксперту-психологу материалы уголовного дела должны быть достаточными для:

А) анализа личностных особенностей обвиняемого;
б) определения причин возникновения аффекта;
в) реконструкции динамики развития и угасания данного состояния.

Цель данного этапа заключается в выявлении так называемых признаков аффекта. К ним относятся:

Наличие всех перечисленных признаков (либо большинства из них) может свидетельствовать о том, что человек находился в исследуемый период в состоянии физиологического аффекта.

Согласно взглядам М.М. Коченова, условно понятия «физиологический аффект» и «сильное душевное волнение» можно представить в виде двух перекрывающихся большей частью кругов. Область пересечения кругов - это то, что имеет в виду законодатель, толкуя понятие «сильное душевное волнение» (суть - аффект). Однако не всегда физиологический аффект является основанием для квалификации деяний как совершенного в состоянии сильного душевного волнения (например, если обвиняемый сам явился инициатором конфликтной ситуации, вызвавшей ответные действия потерпевшего, что в свою очередь, обусловило аффект у обвиняемого).

Вместе с тем существует ряд психических состояний, способных существенно дезорганизовать сознание и психическую деятельность человека, которые при определенных условиях могут рассматриваться как сильное душевное волнение (в психологическом смысле этого понятия).

К ним относятся психическая напряженность (стресс), фрустрация, растерянность и др. Однако это возможно только в случаях, когда:

  • во-первых, существует острая психотравмирующая ситуация;
  • во-вторых, действия потерпевшего затрагивают личностно-значимые для обвиняемого ценности;
  • в-третьих, несмотря на специфические динамику и содержание, стресс или фрустрация вызывают в исследуемой ситуации дезорганизацию психической деятельности столь значительную, что сопоставимо с влиянием аффекта в высшей точке его развития;
  • и, наконец, в-четвертых, поведение человека в исследуемой ситуации является для него нетипичным, парадоксальным, противоречащим основным индивидуально-психологическим особенностям испытуемого.

При расследовании половых преступлений эксперту-психологу могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением или отрицанием беспомощного состояния потерпевшей (это является квалифицирующим признаком данного состава преступления). Состояние беспомощности имеет разные проявления и может быть вызвано разными причинами: болезнь, алкогольное опьянение, малолетний возраст и др.

Перед судебно-психологической экспертизой в этих случаях могут быть поставлены два вопроса:
в) отставанием в психическом развитии;

5. Последующее отношение субъекта к своим противоправным действиям.

Как правило, большинство обвиняемых сожалеют о случившемся (хотя нередко говорят о том, что испытали чувство облегчения, разрядки, освобождения от давления, вызванного действиями потерпевшего), легко рационализируют свое поведение, отмечают возможные выходы из сложившейся ситуации, не связанные с нарушением закона либо влекущие за собой значительно менее тяжкие последствия.

Судебно-психологическая экспертиза – это самостоятельный вид судебной экспертизы, состоящий в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления обстоятельств, входящих в процесс доказывания по уголовному и гражданскому делу. Проводится ведущим лицом – психологом – в отношении человека или ситуации.

К предмету экспертизы относится обширный круг обстоятельств, характеризующих субъективную сторону деяния, наличие и пределы сознания руководства (управляемости) своим поведением в уголовно-значимых ситуациях, а также состояний и свойств личности, значимых для индивидуализации ответственности и вида наказания.

Объектами экспертизы служат источники информации, как материальные, так и идеальные. Главный объект – психика человека.

К числу материализованных источников информации о психологической деятельности человека может относиться:

    вещественные доказательства,

    протоколы допросов, документы,

    продукты психической деятельности (дневники, письма …),

    зафиксированные экспериментально-психологич. обследования участников угол. процесса.

Ее проводят специалисты. Обычно выпускники психологических факультетов, с учетом специализации (детская/спортивная/и т.д.).

Методологическую основу СПЭ составляют общепсихологические научные принципы: п. детерминизма, п. развития психики человека в единстве его сознания и деятельности, п. системности.

Одним из главных методов экспертизы является

    Изучение материалов уголовного делаи документов, имеющих к нему отношение.

    Знакомство с общими психологическими сведения об испытуемом (характеристики с работы, опрос коллег)

    Психологическая хар-ка испытуемого в момент криминальной ситуации (опросы очевидцев, самоотчет подэкспертного)

    Беседы с испытуемым и другими участниками процесса

    Экспериментальное психодиагностическое обследование испытуемого с применением различных тестовых методик.

С-П Э проводится в основном амбулаторно, но может и стационарно (в основном психолого-психические экспертизы).

Нецелесообразно ее проведение на ранних стадиях.

Заключение С-П Э – письменное, в требуемом законом порядке. Состоит из трех частей:

    Вводная – время, место составления заключения, краткие сведения об эксперте, правовое основание проведения экспертизы, название процессуальных документы, время и место проведения экспертизы, присутствующие лица, все ли материалы были представлены эксперту (против воли подэекпертного нельзя, эксперт не вправе менять формулировки вопросов, поставленных следователем и т.д.)

    Исследовательская : задачи исследования / методы, методики, процессы / графики, формулы, диаграммы, личностные профили

    Заключительная : Ответы на поставленные вопросы, они есть выводы проведенного исследования. Ответы должны быть ясными, четкими, которые не допускают двусмысленного толкования. Если для получения ответа требуются консультанты другой области, это должно быть указано. Эксперт не вправе давать ответы на юридические вопросы.

Признание судом экспертного заключения обоснованным и достоверным делает заключение источником прямых и косв. доказательств.

Заключение экспертизы не имеет преимуществ перед другими источниками прямых и косвенных доказательств. Рассматривается и другими участниками процесса. Должна проводиться с соблюдением прав личности, не может быть психологического и физического принуждения. Эксперт не должен разглашать, не должен быть заинтересованным лицом.

Формальных границ изучения психологии личности обвиняемого установить нельзя. Чем шире осведомленность следователя, чем лучше известен ему обвиняемый, тем более точны и результативны приемы и методы работы с ним. Определяемые с процессуальной точки зрения границы изучения психологии обвиняемого иногда бывают узки для решения тактических вопросов. Следователь должен знать об обвиняемом намного больше того, что может иметь доказательственное значение и что в силу этого отражается в следственном производстве.

Некоторые данные, не имеющие процессуального значения, очень важны в тактическом отношении. Они служат непроцессуальными средствами решения процессуальных задач. Так, например, мягкосердечие и отзывчивость обвиняемого безразличны с правовой точки зрения, но знание этих свойств необходимо для построения правильной тактики допроса, направленной на получение правдивых показаний.

Судебный психолог при экспертизе индивидуально-психологических особенностей обвиняемого одновременно реализует два подхода кдиагностике личности.

Первый из них предполагает экспериментально-психологическое исследование с применением психодиагностических методов. Основное место среди экспериментальных методов занимают тесты, направленные на изучение различных сторон личности. В каждой конкретной экспертизе могут применяться самые разнообразные методики в зависимости от психологического анализа фабулы уголовного дела. Главным ориентиром для эксперта-психолога является представление о том, какие аспекты, стороны и уровни личности можно диагностировать тем или иным методом:

Для определения общей структуры строения личности используются объемные личностные опросники типа ММРI и 16-факторного личностного опросника Кеттелла;

Для исследования мотивационной и волевой сферы, выявления особенностей смыслового восприятия и оценки различных ситуаций применяются проективные методы (ТАТ, тест Роршаха), различные варианты репертуарных решеток Келли;

Для определения личностных предпосылок целеобразования, целеполагания, принятия решений используются такие методики, как "Уровень притязаний", " Самооценка" и т. д.

Так, многофакторный опросник ММР1, созданный учеными Миннесотского университета США, состоит из 550 вопросов и рассчитан на лиц старше 16 лет. Содержание вопросов затрагивает сексуальные, медицинские, образовательные, политические, семейные, трудовые характеристики обследуемого и наиболее известные патологические типы поведения. Еще в СССР было разработано три варианта такого опросника, который, несмотря на кажущуюся простоту, сложен и устойчив к ответам-обманам. Многие вопросы завуалированно дублируются. Расшифрованные психологом ответы создают объемную картину психических особенностей опрошенного.



Кроме того, применяется направленная клинико-психологическая беседа, наблюдение и экспериментальное исследование особенностей познавательной деятельности (мышления, внимания, памяти) испытуемого.

Второй подход основывается на психологическом анализе материалов уголовного дела. Естественно, последний подход предъявляет особые требования к источникам информации, предоставляемым судебно-следственными органами в распоряжение экспертов. Из этих источников психолог, как правило, извлекает четыре группы данных о личности обвиняемого.

Первую из них составляют сведения об особенностях развития исследуемого лица. Важно в уголовном деле отразить весь жизненный путь личности, в первую очередь - особенности раннего психического развития (появление речи, эмоциональные особенности, стиль родительского воспитания и т. д.), индивидуально-психологические особенности, уровень интеллекта, особенности социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в подростковом возрасте. Эти данные могут содержаться в показаниях родителей, близких родственников, воспитателей дошкольных учреждений, школьных учителей, одноклассников и других свидетелей.

Вторую группу составляют устойчивые, проявляющиеся в разных ситуациях, индивидуальные особенности: система отношений, основные ценностные ориентации, ведущие мотивы, установки, особенности межличностного взаимодействия, черты личности, характера и темперамента. Для диагностики этих особенностей психолог должен иметь в своем распоряжении показания наиболее близких к преступнику лиц (родственников, друзей, сослуживцев). В данных показаниях могут быть отражены характеризующие обвиняемого сведения: жизненные устремления, способы достижения им своих целей, его отношения со свидетелями, его отношение к работе или учебе, особенности его поведения в быту и на службе, особенности его эмоционального реагирования в конфликтных ситуациях, уровень его интеллектуального развития и т. д. Эти же данные могут содержать и служебные характеристики, которые полезно дополнять неформальными сведениями о подэкспертном, полученными от его непосредственных начальников и коллег по месту работы.

Третью группу данных о личности обвиняемого составляют особенности его самосознания, информацию о которых для психологического анализа эксперт может извлечь из показаний самого обвиняемого, касающихся своей самооценки, его восприятия сложившейся ситуации, оценки своих возможностей и способностей, планов на будущее и пр.

И, наконец, четвертую, и самую значимую для достижения целей экспертизы, группу данных составляют сведения об актуальном состоянии обвиняемого во время совершения инкриминируемых ему деяний. В данном случае важна информация не только о его поведении и высказываниях, которая может содержаться в показаниях непосредственных очевидцев случившегося, в материалах следственного эксперимента, выхода на место происшествия, но и о динамике субъективных переживаний подэкспертного, особенностях его осмысления ситуации в целом и восприятия действий потерпевшего, свидетелей преступления, особенностях осмысления своих действий, эмоциональных реакций, контроля и прогноза своих действий. Для возможности психологического анализа субъективной стороны поведения обвиняемого в интересующей следствие и суд ситуации, в показаниях самого обвиняемого, должна быть отражена не только фабула его поведения, но и его чувства, мысли, переживания, сопровождающие его собственные действия, его эмоциональные реакции на действия окружающих, изменения обстановки и т. д.

Выводы эксперта-психолога об индивидуально-психологических особенностях обвиняемого или о его эмоциональном состоянии, или об отставании в психическом развитии, а главное - о мере их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний, должны основываться на обобщении данных, полученных как при экспериментальном психодиагностическом обследовании, так и при психологическом анализе материалов уголовного дела.

Несмотря на то, что судебно-психологическая экспертиза все больше и больше внедряется в следственную и судебную практику остаются проблемы как теоретического, так и практического характера.

Когда в середине 60-х годов были предприняты первые попытки возрождения судебно-психологической экспертизы, существовавшей в нашей стране в 20-е годы, то в юридической печати совершенно обоснованно высказывалось мнение, что это надо сделать на новой, подлинно научной основе. К сожалению, в настоящее время судебно-психологическая экспертиза не имеет достаточной научной основы. До сих пор нет четкого представления о ее предмете и компетенции, методике проведения, отграничении от других видов судебных экспертиз. Недостаточно количество и специальных учреждений судебно-психологической экспертизы.

Система подготовки судебных психологов-экспертов в нашей стране недостаточна. Согласно действующему законодательству, судебно-следственные органы имеют право привлекать в качестве эксперта любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения, но на практике экспертом обычно назначают человека, имеющего по диплому специальность психолога, независимо от того, является ли он специалистом по судебной психологии (можно допустить ситуации, когда в качестве эксперта выступает человек, занимающийся психофизиологией, инженерной психологией или зоопсихологией). Между тем, за исключением проведения экспертиз в специализированных учреждениях, в целом по стране судебно-психологические экспертизы в основном проводят преподаватели психологии, работающие в психиатрических клиниках.

Существенным недостатком судебно-психологических экспертиз является то, что их проведение зачастую поручается не психологам, а психиатрам. А так как психология и психиатрия - самостоятельные области знаний, каждая из них имеет свой предмет: психиатрия изучает патологические состояния больных людей, психология же исследует закономерности психической деятельности, не связанные с болезненным расстройством психики. Поэтому психолог не специалист в психиатрии, как и психиатр в психологии. Проведение судебно-психологических экспертиз врачами-психиатрами уже само по себе свидетельствует о том, что они вышли за пределы своей научной компетенции.

Знание методологических принципов судебно-психологической экспертизы позволяет психологу адекватно использовать весь методический арсенал в диагностической деятельности.

В реальной практике судебно-психологической экспертизы в отношении правонарушителей психологи сталкиваются с одним неоспоримым фактом: каждое уголовное дело уникально по-своему, каждый подэкспертный обладает ярко выраженной индивидуальностью своей личности, своей судьбы. При исследовании личности преступника в ходе судебно-психологической экспертизы психолог должен уметь эффективно использовать специальные познания для проведения психодиагностического исследования, составления заключения и формулирования экспертных вопросов, которые могли бы полноценно использоваться судебно-следственными органами в качестве доказательства по делу.

Но, чтобы считать себя настоящим профессионалом в области судебной экспертизы, психологу недостаточно усвоения каких-либо шаблонов исследования личности преступников. Теория и практика судебно-психологической экспертизы - это не застывшая совокупность знаний и навыков, а живая и развивающаяся область прикладной психологии. Поэтому дальнейшие исследования в этой области никогда не потеряют своей актуальности.



Выберите правильный вариант ответа:

1. … экспертиза предполагает привлечение медика, психолога, психиатра.

а) комплексная

б) судебно-медицинская

в) патолого-анатомическая

2. Судебно-психологическая экспертиза для установления авторства письменного документа по психологическим особенностям:

а) психолого-педагогическая

б) психолого-лингвистическая

в) психолого-психиатрическая

3. Судебно-психологическая экспертиза назначается по поводу … несовершеннолетнего обвиняемого.

а) умственной отсталости

б) внешнего вида

в) профилактики

Литература

1. Абакумова А.Г., Пустовалова Л.И. Семейная диагностика в суицидологической практике. М., 1983.

2. Васильев В.АЛ. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2008.

3. Владимиров Л.Е. Учение об уголовных доказательствах. 2006.

4. Горшенин Л.Г. Анализ поведения людей и методика моделирования предполагаемой ситуации. 2006.

5. Дерягин Г.Б., Сидоров П.И. Сексуальное поведение и насилие. 2007

6. Догадина М.А., Смирнова Т.А., Ткаченко А.А. Социальная и судебная психиатрия: история и современность. М., 1996.

7. Еникеев М.И. Юридическая психология. М.2008.

8. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. Проспект.2007.

9. Кивайко В.Н. Юридическая психология. Ответы на экзаменационные вопросы. ТетраСистемс. 2008.

10. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988

11. Прикладная юридическая психология /Под редакцией проф. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

12. Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Практикум по юридической психологии. Феникс. 2007.

13. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: 2005.

14. Шумский Н.Г. Жинщины-убийцы. Очерки судебной психиатрии.

Психология оперативно-розыскной деятельности.

1. Оперативно-розыскная деятельность как процесс познания.

2. Тактика и приемы установления и развития психологических контактов в оперативно-розыскной деятельности

В судебно-психологической экспертизе применяются следующие методы исследования:

  • 1. Метод наблюдения , позволяющий изучить поведение подэкспертного в естественных условиях в процессе общения, учебы, трудовой деятельности. Этот метод для эксперта носит эпизодический характер и проводится в системе оценки познавательных процессов, общения, деятельности. Для подтверждения фактов наблюдения пользуются свидетельскими показаниями проходящих по делу родственников, сослуживцев, соседей, а также характеристиками с места учебы и работы (т.е. анализируются данные наблюдаемого окружения).
  • 2. Метод естественного эксперимента , который может быть проведен в рамках следственного эксперимента для того, чтобы восстановить картину преступления. По поведению подэкспертного можно получить дополнительную информацию о личности преступника.
  • 3. Метод беседы (вопросно-ответный метод) , с помощью которого выясняется отношение подэкспертного к различным сторонам жизни, нормам поведения, моральным принципам и т.д.
  • 4. Метод педагогической психологии , который включает описание жизни подэкспертного (анамнез личности, предысторию развития отклонений в психике).
  • 5. Метод изучения результатов уголовного дела, который предусматривает ознакомление психолога с документацией, письмами, показаниями, написанными рукой самого обвиняемого. При этом оценивается почерк, словарный запас, грамотность изложения и, в целом, уровень развития личности обвиняемого.
  • 6. Метод тестирования, в котором используются специально разработанные задания, тесты для оценки памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств подэкспертного (например, тесты MMPI, ТАТ, Розенцвейга, Ророшаха и др.).
  • 7. Лабораторный эксперимент , позволяющий объективизировать наблюдения психолога. Проводится очень редко, так как нет специальных лабораторий и оборудования. Этот метод предусматривает проведение специальных полиграфических исследований, относимых к типу "детектор лжи", в которых регистрируются особенности кожно-гальванической реакции (КГР), электроэнцефалограммы (ЭЭГ), ритмокардиограммы (РКГ) на эмоционально значимые стимулы.

При психологической экспертизы используется метод психологического исследования , при помощи которого изучаются механизм, структура, функционирование и различные характеристики психической деятельности. Так, психологическое исследование возможно и в отношении психически больного человека. При этом задачей психолога будет являться не диагностика патологии (это сфера компетенции психиатра), а оценка того, как вскрытые психиатром патологические изменения личности повлияли на изменение психологического поведения личности, как патология «скорректировала» действие психологических механизмов.

Метод психологического исследования включает в себя общие и специальные методы; совокупность специальных методов образует методики. К общим методам психологического исследования можно отнести: психологическую диагностику, прогнозирование, проектирование, методы воздействия. Не все из них в равной степени допустимы при производстве судебной экспертизы. В частности, метод воздействия имеет ограниченную сферу. То же можно сказать в отношении метода психологического эксперимента (не всякую ситуацию можно и этично моделировать для достижения экспертных целей).

Общие методы модифицируются через специальные методики в зависимости от специфики экспертных задач и целей.

Например, метод психологической диагностики реализуется через специальные методы: биографический, наблюдения, беседу, инструментальные личностные методики, методики изучения особенностей отдельных сфер психической деятельности . Обычно для диагностики применяется комплекс специальных методов в зависимости от цели. Именно метод играет важную роль для разграничения компетенции психологии и психиатрии, психологической и психиатрической экспертиз. В отличие от психологии, психиатрия изучает причины и сущность психических заболеваний. Однако такого предметного различения недостаточно. Психолог и психиатр могут изучать один и тот же объект, но с различных сторон. Способ изучения предопределяется спецификой метода.

Психиатрическая экспертиза характеризуется методом психиатрического анализа, посредством которого выявляются искажения, отклонения в функционировании психологических законов и закономерностей, диагностика таких отклонений, как патологических или непатологических. Если выявленные экспертом явления не подпадают под психиатрическую диагностику (не могут быть определены как патологические), то тогда компетенция психиатра и ограничивается. Психологическая диагностика и психологический анализ -- компетенция психолога. При выявлении патологии психиатр производит диагностику, определяет степень деформированности эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер, констатирует степень сохранности тех или иных качеств личности, объясняет психопатологическое поведение в категориях психиатрии.



Просмотров