Суть человеческого бытия. Смысл человеческого бытия Историческое осознание категории бытия

Являются очень важными. Бытие человека - это как раз один из таких вопросов. Принято считать, что оно представляется в трех реальностях:

В субъективной духовности;

Реальности живого вещества;

Объективно-материальной реальности.

Все они проявляются в двух ипостасях:

Предпосылка;

Результат.

Сразу после рождения человек оказывается в обществе, которое сделает все возможное, чтобы он стал не просто индивидуумом, но и личностью. Духовное и материальное бытие личности - это единый диалектический процесс, относящийся к общественно материальной истории людей. Давно уже установлено то, каким должен Данная предопределенность основана на уровне в котором он получает воспитание.

Бытие человека - это то, о чем спорят много веков. Чаще всего индивидуума представляют как существо двойственное, то есть являющееся и природным творением, и творением социума. Бытие человека, а точнее становление, имеет непосредственную связь с духовной и производственной сферами жизни.

Под бытием часто понимают духовную, социальную, а также биологическую Любой из живущих в обществе - личность. Вне общества личностью стать мы не можем. Все люди тесно связаны друг с другом: передача опыта осуществляется везде и всюду, люди постоянно предлагают друг другу одни услуги в обмен на другие и так далее. Те ценности, которые имеет личность, являются ценностями всего общества или какой-то его части. Социальное бытие человека - это то, чем обусловлена его уникальность и неповторимость.

Изначально человек не имел творческо-созидательных, духовных, а также социально-культурных функций жизнедеятельности. Также важно отметить тот факт, что многие биологические функции жизнедеятельности были «окультурены». В качестве примера можно привести межполовые отношения. Уже доказано, что изменилось и изначальное восприятие мира человеком.

Со временем менялось не только общество, но и сами люди. В частности - их тело, а также дух. Развитие и того, и другого тесно связано друг с другом, хотя законы развития в каждом случае свои.

Чем так важен духовный облик человека? Некоторые философы считали, что именно он может дать ответы на сложнейшие вопросы, определяющие сущность всего нашего существования.

Индивидуальное бытие человека всегда противоречиво. Связано это с тем, что каждая личность по большей части смотрит на мир исключительно через призму опыта, который признает своим собственным. Индивидуальные взгляды на жизнь также зависят от личностных интересов. Да, общество дало определенные установки, но бытие все равно остается индивидуальным в любом случае.

Большие ли предпосылки для развития имеет человек? Да, большие. Это касается любого его бытия. Жизнь тела - это первичная предпосылка. Человек существует в природном мире именно как тело, которое зависит от природного цикла, он рождается, развивается, а затем гибнет. Жизнь духа невозможна без жизни тела. На основании данной истины все в обществе устроено так, чтобы любой мог нормально жить, развивать способности, совершенствоваться и так далее.

Можно ли стать личностью, подчиняясь исключительно тем требованиям, которые связаны с телесными законами? В принципе, да, но личность в данном случае не будет развитой, индивидуальной, особенной.

Широким является и вопрос социального бытия человека. Мы изначально принадлежим к какой-то определенной части общества. Но при определенных условиях наше положение может измениться. Человек может до бесконечности подниматься и опускаться по социальной лестнице. Все зависит от волевых качеств, мотивации, целей и так далее.

Как выбрать того, без кого нет сути жизни человека

Если вы хоть раз серьезно размышляли о сути человеческого бытия, если отчаянно искали причины жить дальше, то согласитесь – вопрос о высших силах встает всегда. Стоит копнуть чуть глубже поверхностных мыслей, чуть дольше вглядеться в бездонное звездное небо, столкнуться с необъяснимыми событиями, и вот он – такой неудобный, спорный, для многих страшный вопрос: есть ли Всевышний, какой Он?

То, что Он существует, мы знаем подсознательно. Нет ни одного народа или племени, которые были бы исконно атеистами. Нет никого, кто бы хоть раз не задумывался о Нем. Без «Кого-то» там, наверху, наше существование – только череда физиологических процессов, а мы сами – случайность, как и все вокруг. Тогда откуда потрясающая гармония, разнообразие, эмоции, красота? Откуда бесчисленные вопросы и жажда получить ответ?

Множество верований, точек зрения, философий. Выбирай любое божество, какое нравится! Большинство так и делает – избирают самую удобную и приятную веру. Такую, чтоб не сильно напрягала, успокаивала душу. Чтоб несколько попыток или отмолить потом все грехи, чтоб не лишаться удовольствий, не выделяться из толпы. Но истина – не уютные домашние тапочки, которые можно надеть, потом снять, примерить, выкинуть, переделать по своему вкусу.

Давайте протестируем наиболее популярные точки зрения.

Господа нет, или мы – сами боги

Вера в гуманность, собственные силы, прогресс и людской разум.

Да, человечество шагает в будущее семимильными шагами. Нам доступны новейшие технологии и невероятно большой объем информации. Искусственные органы, космические корабли, стволовые клетки, полеты быстрее скорости звука, высотные здания, компьютеры, клонирование… То, что казалось невозможным еще 10 лет назад, сегодня – обычная реальность. Нам подвластно практически все. Говорят, есть секретные технологии, с помощью которых можно управлять погодой, замедлять старение, а скоро и вовсе можно будет рождаться вновь и вновь, клонируя самого себя.

Да, прогресс во многих сферах очевиден, но в других областях мы проигрываем:
1. За последние 55 лет количество тяжких преступлений возросло на 560 процентов.
2. За предыдущие 30 лет в три раза выросло число разводов и детей, воспитывающихся одинокими родителями, а количество самоубийств среди подростков возросло на 200 %.
3. Каждый год исчезает навсегда 100 видов растений и животных.
4. Более 750 миллионов жителей планеты испытывают постоянный голод.
5. Каждый день 6 тысяч людей заражается ВИЧ.

Данный список можно продолжать бесконечно. Все больше насилия и войн, новых болезней, техногенных катастроф. Каждую секунду убиваются нерожденные дети. Наркомания. Глобальное потепление, дыры в озоновом слое, засухи, загрязнение воды и воздуха, истощение почв, лесные пожары, вырубка лесов.

Если “хомо сапиенс” – господь над Землей, то очень плохо справляется со своими обязанностями, разрушая все вокруг.

Да, мы придумали мощные компьютеры, но так и не постигли до конца безграничные возможности собственного мозга.

Да, сегодня на 3д принтерах печатаются даже органы для пересадки, но кто может предвидеть дату своего ухода?

Да, мы выращиваем детей в пробирках, но детские дома полны сиротами, а из абортированных младенцев изготавливают лекарства.

Мы научились возводить небоскребы, но сможем ли создать столь же дивные горы?

Мечтаем о дальних планетах и изучаем Вселенную, но не можем сохранить нашу Землю – маленькую песчинку в Галактике.

Землетрясения, цунами, наводнения, ураганы позволяют нам вспомнить о том, что мы не можем практически ничего…

Когда отрицается Создатель, на его место невольно встают другие кумиры: правители, знаменитости, герои. Потому что хочется верить, надеяться на кого-то. Однако все они – всего лишь люди, и могут ошибаться…

Видимо, Всевышнего, как и суть человеческого бытия, нужно искать вне человечества.

Бог – просто сила?

Многие считают так. Вся суть жизни человека – просто быть. Неведомая мощь двигает звезды и все вокруг, а мы – песчинки в этом круговороте. Не стоит заморачиваться, нам этого все равно не постичь, от нас ничего не зависит, мы – только куски плоти. Обращаться к такому божеству нет смысла – Оно не имеет личности и отношения к нам.

Каковы же тогда причины жить? Ну, просто надо, раз родился. Что после смерти? Либо ничего, либо какой-нибудь сон. Да, один для всех, без разницы, как поступал – Гитлером был или Матерью Терезой. Наше дело простое – дышать, раз уж нос есть, ходить, раз с ногами. А мать-природа, вселенский разум или космос – велики и недоступны.

Личность!

Человечество придумало множество богов, наделив их желанными для себя чертами. Не будем вдаваться в глубокий анализ мировых религий, скажем одно – только в христианстве Бог=любовь.

Не отдаленный Всевышний, требующий послушания и жертв.

Не каменный истукан.

Не легенда, рожденная из страха природных явлений.

Не мужчина, придумавший новое учение.

Ни в одной религии, кроме христианства, вы не найдете любящего Небесного Отца. Он – Создатель, давший творению свободную волю и настолько возлюбивший, что решил Сам пройти земной путь и взять на себя наказание за грехи. Господь христиан – Тот, кто добровольно прошел предательство, болезни, унижения, боль, смерть. И в то же время Он настолько велик, что все подвластно Ему. И этот всемогущий Создатель хочет иметь личные отношения с каждым, как с сыном или дочерью. Появляются причины жить: знаешь, Кем создан и для чего, куда идешь, и что потом. Этого вы не найдете ни в одной другой религии…

Да, вы можете вылепить статую, вообразить удобного и приятного вам божка, поклоняться ему. Так делали люди во все времена, так поступают и сейчас, только идолы уже не те: теперь это карьера, богатство, внешность, удовольствия, успех. Но он не будет любить вас, не сможет разделить вашу боль, не поможет в трудный час. «У меня свой Бог!» – иллюзия, рассыпающаяся, словно карточный домик пред лицом смерти, в час потери, нужды.

Смысл человеческого бытия.

(Конспект)

Человек -высшая ступень организмов на Земле, общественно-исторической деятельности и культуры.

Отличительную особенность человека наука видит в способности производить орудия труда, использовать их для воздействия на окружающую природу.

Сущность человека- есть (по определению К. Маркса) «совокупность всех общественных отношений.»

Современный вид человека (Homo Sapies) -Человек разумный, появился более 40000 лет назад. Письменные источники,зафиксировавшие историю развития человеческого общества, насчитывают не более 5-6 тысяч лет («Законы царя Хамурапи», древнеегипетские папирусы, философские труды Платона и Аристотеля были записаны не более как 2500 лет тому назад, т. е.в 4 -3 веке до нашей эры.

«Библия»-сборник разновременных и разнохарактерных сочинений, которые отражают различные социальные, политические и этнические воззрения записаны в 8 веке до нашей эры- в 2 веке нашей эры.

Стремление человека осмыслить окружающий мир проявлялось в самом процессе становления человека и развития его интеллекта.Всё это нашло отражение в философии-науке о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, общей методологии научного познания.

Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе.

Философы, которые утверждали, что дух существовал прежде природы (Платон), положили начало идеалистическому направлению.

Философы(Аристотель), которые основным началом считали природу, стали называться материалистами.

Между этими направлениями идёт и по сей день борьба. В борьбе философских направлений в конечном счёте отражается борьба общественных классов и партий.

Философия, будучи обусловлена социальной действительностью. Оказывает активное воздействие на социальное бытие, способствует формированию новых идеалов, норм и культурных ценностей.. Основываясь на теоретических и практических отношений человека к действительности философия выявляет отношение субъекта и объекта.

Исторически сложившиеся основные разделы философии: ОНТОЛОГИЯ (учение о бытие) , ГНОСЕОЛОГИЯ (теория познания) ,ЛОГИКА, ЭСТЕТИКА,.

В решении различных философских проблем выделялись такие противостоящие друг другу направления, как ДИАЛЕКТИКА и МЕТАФИЗИКА, РАЦИОНАЛИЗМ и ЭМПИРИЗМ, НАТУРАЛИЗМ и СПИРИТИЗМ, ДЕТЕРМИНИЗМ и ИНДЕТЕРМИНИЗМ и др.

Философия, как форма общественного сознания,наука о наиболее общих закономерностях мира в древнейшие времена. Философия существовала в Китае, индии. В 7-6 веках до нашей эры она возникла и в Древней Греции,где достигла высшего развития. Д
Труды Героклита, Демокрита, Платона, Аристотеля, Эпикура дошли до наших дней.

В средние века (6-15вв. н. э.)философия характеризуется подчинением богословию. Религиозно-идеалистическая философия получает название СХОЛАСТИКА. С 16 в. внутри схоластики развернулась борьба реализмом и номинализмом.

С развитием капиталистического производства и ростом опытных наук (открытия Н. Коперника, Г. Галилея и др.) связано плодотворное развитие материалистической философии 16-18 веков.

В начале 19 века Гегель сформировал основные направления диалектического метода. ,но его диалектика была идеалистической. Крупным материалистом был Людвиг Фейебах. Карл Маркс на основе их положений сформулировал мировоззрение ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА,

В чём состоит смысл человеческого бытия?

Смысл есть идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего -либо.

Следовательно, поскольку человек есть субъект общественно-исторической деятельности и культуры, есть «совокупность всех общественных отношений», то смысл человеческого бытия есть общественное бытие, т. е. материальные отношения людей друг к другу и природе.

Отражением общественного бытия в процессе деятельного отношения людей к действительности является общественное сознание.

Таким образом общественное бытие определяет общественное сознание людей,вместе с тем общественное сознание обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное влияние на общественное бытие.

Смысл человеческого бытия заключается в познании законов объективного мира, законов природы, и на этой основе обеспечить своё существование и развитие.

Философы давно пришли к выводу,что мир познаваем, границы его безграничны, процесс познания непрерывен и бесконечен.

Стараясь, стремясь проникнуть в тайны мироздания, человек создал (и продолжает создавать) не только орудия физического труда, (от каменного топора до робота_), но и орудия умственного труда, мысленной деятельности Изобретение микроскопа и телескопа не бывало расширили возможности человеческого мозга (мышления) проникнуть в тайны мини и макро мироздания. Не бывалую возможность человеческому разуму представил компьютер.

Высшее творение природы - человеческий мозг.

История человеческого разума несёт на себе следы его моделирования. Кибернетика многократно увеличивает возможности анализов, расчетов, конструирования и выбора вариантов и комбинаций.

На каждом этапе своего развития человеческая цивилизация обретает всё более мощные средства воздействия на природу. Человек покоряет природу, овладевает ею в соответствии с неточно понятыми историческими задачами собственного бытия, накидывает на мир сеть, сотканную из его предпочтений, интересов, опасностей, защитных реакций. Тем самым в каждую эпоху из природы вычленяются, используются и культивируются те объекты, которые приносят непосредственную пользу человеку.

Зачастую человек по варварски относится к окружающей его природе. Вырубает леса,загрязняет атмосферу, хищнически относится к полезным ископаемым, пресной воде.

Поэтому всё большее значение имеют идеи разумно -экологического отношения к миру, но ещё не в силах преодолеть вековую инерцию. Не беречь природу,значит рубить сук, на котором сидишь.

Не лучше обстоит дело и с человеком. Нельзя переоценить свои знания и познания самого себя, преувеличивать свои возможности. Не все достижения в науке идут на пользу человека,многие из них таят в себе смертельную опасность не только для человека но и всей природе.

До сих пор в полной мере не осознаны все следствия и последствия современных научно-технических достижений.

Так в чём же суть человеческого бытия? Этот вопрос стал интересовать и волновать человека с того времени, как человек стал осознавать себя как таковым и выделять себя из окружающего его мира.

Сама философия есть мировоззрение, т. е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношения к этому миру. Сущность философии - в размышлениях над всемогущими проблемами в системе мир-человек.

Каждый человек размышляет над вопросом от жизни и смерти. , о неминуемости своего конца. Поэтому проблема человека среди всех остальных проблем философии имеет приоритетное значение.

По утверждению русского философа Бердяева то, что будущее у каждого человека всегда приносит смерть, вызывает у человека тоску. Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности. Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира.

Философия,конечно, не даёт нам вечности но она помогает осмыслить эту жизнь,помогает найти её смысл и укрепить свой дух,.

Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни (ответ на простой вопрос-зачем я живу?) может вести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

Сокровища непосредственной жизни(по утверждению философа Соловьёва) имеют цену лишь тогда, когда над ними стоит безусловная цель. Утеря цели есть утеря смысла жизни(своего бытия)

Нам протяжении многих столетий, начиная с эпохи рабовладения и по сей день, значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности на средства производства, от власти, от продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощённым и физически и духовно. Поэтому, по утверждению Соловьёва, философия «освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание»

К проблеме отчуждения человека и роли философии в преодолении этого отчуждения обращались многие философы XX столетия. Так философ А. Швейгер видел в развитии цивилизации не только положительные стороны, но и её негативные стороны.

С ускорением развития человеческой цивилизации изменился весь образ жизни человека, особенно в наши дни.

Жизнь современного человека во всех слоях общества ведёт к умиранию в нём духовного начала. Абсолютна праздность,развлечения (тусения!), желания забыться, становятся для него физической потребностью. Не познания и совершенствования ищет он,а развлечения -притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. Бездумье для человека становится второй натурой.

Обстоятельства современного бытия не позволяют нам относится друг к другу, как человек к человеку. Если ты здоров и богат, ты -умный, ты всё Если бедный да ещё и больной, ты дурак и ничто. Так в конечном счёте происходит деградация.

Мировые войны потрясают основы человеческого бытия.

Противовесом негативным тенденциям в обществе,которые ведут к деморализации общества,является философия,которая наполнена глубоким этическим смыслом (А. Швейцер) .Такова гуманистическая функция философии.

Другой мировоззренческой функцией философии является социально - аксологическая функция, в которой разрабатываются представления о таких ценностях как Добро. Справедливость, Правда, Красота, а также формирование представлений о социальном(общественном)идеале.

В философских концепциях прошлого,начиная с Платона и Аристотеля до Фихте и Маркса, давались разные рекомендации для практических политических действий. Так Платон рекомендовал упразднить частную собственность и семью. Фихте призывал для обеспечения социального равновесия осуществить систему широко организованного и бдительного полицейского надзора.

Но сама философия не может нести ответственность за тот или иной установленный режим.

Уже в начале XX века в философии была осознана необходимость размежевания философии и теории гос. Устройства.Важный вклад в это понимание внёс П. И. Новгородцев.

Общественный идеал имеет свои корни в живой человеческой личности. Общество это не нивилировка личностей, но именно связь различий. Личность находит в обществе не простое повторение своих жизненных задач, а выполнение своих сил в стремление к идеалу. Из понятия личности вытекают не только её притязания, но и её обязанности солидарности и единства с другими. Таким образом Новогородцев определяет, что общественный идеал есть принцып свободного универсализма.

Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышляя над социальной действительностью философ приходит к критике этой действительности. Даже тогда, когда философ (Спиноза, Гегель) говорит о разумности мира и призывает к примирению с действительностью, даже тогда, когда он (Шопенгаур или буддисты) ,стремясь уйти от земных дорог и проповедуют нирвану, он непременно исходит из своего понимания истины и пути к ней, начинает с критики, с опровержения иных на его взгляд, неверных представлений. Критикуя идеи старого мира, философ критикует -вольно или не вольно- сам старый мир.

Философия,подобно науки, есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Философия выступает самым общим интегратором.

Основной вопрос мировоззрения - это вопрос о взаимоотношении «мы» (части) и «оно» (целого»

По И. Канту сферу философии составляют вопросы: 1. Что я могу знать? 2. что я должен знать? 3 . На что я смею надеется? 4 . что такое человек?.5 . В чём смысл твоей жизни? 6 Что тебе надо в мире? 7. Что такое истина? 8 что такое конечность тела и бесконечность духа? 9 В чём счастье человека? 10 Что такое красота, любовь,героизм?

Размышляя о такого вида вопросов, человек неизбежно приходит к определённой мировоззренческой позиции. Вопрос об отношении человека к миру является главным, основным вопросом всякого мировоззрения.

Проблемы материального бытия нераздельны от бытия человека, без которых невозможно представление о мире в целом, невозможно цельное видение мира и места в нём человека.

Лекция 9. Философская антропология

ТЕМА 4. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ТЕМА

Основные понятия:

бытие человека; философская антропология; ценностные формы знания; космоцентризм; антропоцентризм; социоцентризм; теоцент-ризм -провиденциализм; идея креационизма; ренесансный гуманизм; позиция разумного эгоизма; ригористическая этика; категорический императив Канта; феномен отчуждения; деятельностная парадигма; антропосоциогенез; факторы антропосоциогенеза; человек; личность; дух; душа; тело; биологическое и социальное смысл жизни; сознание.

Бытие человека представляет собой синтез всех известных основных форм бытия: природного, социального и духовного, и потому является суперсложным объектом исследования для науки и философии. “В человеке, - писал Н. Бердяев,- пересекаются все круги бытия”.

Частные проявления и свойства человека изучают естественные и гуманитарные науки (биология, меди­цина, психология, социология и др.). Наука исследует человека предметно, с определенной стороны. Философия же всегда стреми­лась к постижению его особой целостности, прекрасно понимая, что про­стая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущ­ности, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире. Философскую программу постижения человека сформулировал еще Сократ: “Познай самого себя и ты познаешь Вселенную”. И. Кант, в свое время, пришел к выводу, что в философии существует всего четыре вопроса, на которые она призвана ответить: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? И сводятся все эти вопросы по их сути к одному: что такое человек?

Но что же такое человек? На первый взгляд, этот вопрос ка­жется совершенно простым: кто же не знает (пусть интуитивно, хотя бы поверхностно, на житейском уровне), что такое человек?! Однако если бы явление человека и его сущность совпадали, то всякое исследование его было бы излишне. Но, как говорил испанский философ X. Ортега-и-Гассет, философия оправдана тем, что выходит за пределы очевидности, раскрывая неисчерпемую сложность человеческого бытия. Не случайно столь многообразны и различны образы человека, представления о его сущности у разных мыслителей.

Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться. У. Шекспир устами Гамлета говорит: “Что за мастерское создание - человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличиях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего Бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!”



“Что же это за химера – человек? - восклицал Блез Паскаль в своих знаменитых “Мыслях”. – Какая невидаль, какое чудовище, какой хаос, какое поле противоречий, какое чудо! Судья всех вещей, бессмысленный червь земляной, хранитель истины, сточная яма сомнений и ошибок, слава и сор вселенной. Кто распутает этот клубок? ...Узнай же, гордый человек, что ты – парадокс для самого себя. Смирись, бессильный разум! Умолкни, бессмысленная природа, узнай, что человек бесконечно выше человека... Опасное дело – убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав одновременно и его величия. Не менее опасно убедить его в величии, умолчав о низменности. Ещё опаснее – не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Благотворно одно – рассказать ему и о той стороне, и о другой. Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, не должен и пребывать в неведении о двойственности своей натуры. Пусть знает, каков он в действительности”.

Следует прямо сказать, что, хотя многое в человеке уже осмыслено (и конкретно-научно, и философски), еще немало оста­ется загадочного и невыясненного в самой сущности человека. (Это и понятно: человек - это вселенная во Вселенной, микрокосм в структуре макрокосма! И в нем не меньше тайн, чем в мироздании. Более того, человек - это главная тайна мироздания. И если мы говорим о неисчерпаемости для познания материального мира, то тем более неисчерпаем чело­век - венец развития природы. Загадочность этого феномена становится тем больше, чем больше мы пытаемся проникнуть в нее. Однако бездна этой проблемы не только не отпугивает от нее, а, напротив, все сильнее притягивает к себе, как магнит.

Человечество всегда стремилось к построению целостного фи­лософского образа человека. Философское учение о человеке, представленное множеством идей и концепций, называется философской антропологией . Оно зародилось в древности, и приобрело особую актуальность в современной духовной ситуации.

Ни в одну прежнюю эпоху взгляды на происхождение и сущность человека не были столь неопределенными и многообразными, как в нашу. За последние десять тысяч лет истории, писал виднейший представитель философской антропологии ХХ века Макс Шелер, наша эпоха – первая, когда человек стал совершенно проблематичен. Он больше не знает, что он такое, но в то же время знает, что он этого не знает.

В течение ХХ века и особенно на рубеже третьего тысячелетия обостряется интерес к проблеме человека. Осуществляемый в настоящее время цивилизационный поворот, трансформация индустриальной, техногенной цивилизации в информационное, антропогенное общество резко повышают роль человеческой индивидуальности, творческого начала в человеке в развитии всех сфер общества. Как отражение этих императивов современной эпохи сегодня во всей мировой философии происходит “антропологический поворот”.

В чём же заключается специфика философского знания о человеке? Философия как стержень мировоззрения выражает отношение человека к миру. Это не просто знание, но знание, облаченное в ценностные (значимые для человека) формы . Она исследует не мир, как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек для нее не просто объект, вещь среди вещей, но субъект, способный к изменению мира и самого себя. Именно поэтому философия рассматривает человека в мире и мир в человеке. Опираясь на конкретно-научное знание о человеке, она исследует его в более широком культурно-историческом контексте, рассматривая уникальные особенности, которые присущи только человеку и никому более.

Философский подход к человеку предпола­гает выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое человек как личность, какова структура личности, в чем суть социально-психологических типов личности и т.п.

Человек оказывается проблемой для самого себя, когда задает себе вопрос о смысле собственного существования, о границах своего бытия, об отличии от себе подобных, от всех живых существ. Лишь проблематизируя основы собственной жизни, человек действительно становится человеком. Сократовское “познай самого себя” – это не призыв к решению какой-то конкретной задачи, имеющей однозначный и окончательный ответ, а установка на постоянное задавание и решение этого вечно актуального вопроса всей человеческой жизни.

Проблема человека не является чисто теоретической проблемой, для размышления над которой выкраивается время на досуге; это практическая, жизненная проблема для каждого человека. Как только он перестает размышлять об этом, он перестает быть собственно человеком, превращается в вещь-объект, застывает в определенных границах, срастается с определенной социальной ролью, функцией, перестает быть самим собой.

Активный интерес к проблеме человека сегодня обусловлен прежде всего потребностью осмыслить и решить жизненно важные проблемы современности: катастрофическое разрушение природной среды человеческого существования; неожиданное распространение новейших пандемий, грозящих опустошить Землю; накопление ядерных вооружений; перспективы генной инженерии, клонирования; изобретение препаратов изменяющих личность, болезненная острота психологических проблем; стремительные изменения в социальной сфере и привычных формах общественной жизни – всё это рождает ощущение тотальной незащищенности человека, возможной гибели всего человечества. К сожалению, в ХХ веке возникли предпосылки, ведущие к истощению “культурного гумуса” (“гумус” в почвоведении обозначает плодородие почвы), утрате человечности, гуманности в человеке. Расовая и религиозная нетерпимость, культы насилия и техники, “массовая культура”, секс и порнография, наркомания и алкоголизм, зоологическая агрессивность – все это бросает вызов человеческой культуре. А две мировые войны, уничтожившие миллионы людей, концентрационные лагеря и газовые камеры, оружия массового поражения, современный международный терроризм... Все эти трагические коллизии есть результат не природных стихий или злого провидения, а человеческой деятельности. Стало очевидно, что историческое развитие общества обречено на неопределенность будущего и это подвело человечество к своеобразному футурологическому “шоку”: страх перед неопределенностью в жизни, утрата смысла своего существования, снижение уровня самооценки и духовная апатия. Поэтически это выразил И. Губерман:

“Двадцатый век настолько обнажил

Конструкции людской несовершенство,

Что явно и надолго отложил

Надежды на всеобщее блаженство”.

Философская антропология как философия человека – это попытка разбудить человека, повернуть его от мелочных повседневных дел и забот к размышлениям о собственной сути, предназначении, смысле жизни и истории человечества; это философское учение о спасении человека: как жить человеку, чтобы остаться человеком, как сохранить свое человеческое достоинство перед постоянными социальными потрясениями и катаклизмами, перед неизбежностью смерти.

От всех живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей" жизни родовой, исторической; в этом смысле он – постоянно нереализуемое адекватное существо. Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержат в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Именно поэтому призвание, назначение, задача каждого человека всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры.

Смысл человеческого бытия – это те ценности, которые реализуют люди в своих поступках. Человек создает свою собственную систему ценностей, свое мировоззрение, свою картину мира. Часто эта картина заключает в себе нечто мифологическое, так как создается на основании взглядов на мир многих поколений, которые жили на определенном месте до нас и будут жить после нас. Как правило, в нее также входят "мифы", лозунги, стереотипы и предрассудки, созданные не в прошлом, а в настоящем времени, в ту эпоху, в которой живем мы сами. Очень часто человек строит свою систему ценностей на основании ценностей, которые проповедуются господствующей идеологией, политической системой или религией, и в подобном случае трудно говорить об осознанном смысле жизни.

Издревле человек пытался познать себя и найти свое место в обществе и в окружающей его природе. Многие мыслители пытались ответить на вопросы: "Для чего живет человек (в чем жизненные ценности )? С какой целью пришел он в этот мир и для чего жить?"

Люди чаще всего видят смысл существования в том, чтобы:

  • иметь семью, детей, дать им хорошее образование, достойную специальность, "вывести их в люди";
  • стать миллионерами, и смысл жизни видят в обретении богатства;
  • посвятить себя науке, видя свое предназначение в том, чтобы выяснить, как устроен наш мир;
  • никакого смысла в нашем существовании нет ("все – суета сует");
  • найти ответ в разных духовных (религиозных и мистических ) течениях;
  • участвовать в социальном противостоянии, революционной борьбе;
  • страдать, некоторые люди считают, что благодаря страданиям реализуют "самое человеческое" в себе, обретают зрелость, растут и перерастают самих себя, там, где люди беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, – именно там они ощущают необходимость измениться.

С. Л. Франк в своей книге "Смысл жизни" задает вопрос: "Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да – то какой именно?.. Человеческая жажда любви и счастья, слезы умиления перед красотой, трепетная мысль о светлой радости, озаряющей и согревающей жизнь, есть ли для этого какая- либо твердая почва в бытии человека, или это – только отражение в воспаленном человеческом сознании той слепой и смутной страсти, которая владеет и насекомым, которое обманывает нас, употребляя как орудия для сохранения все той же бессмысленной прозы жизни животной и обрекая нас за краткую мечту о высшей радости и духовной полноте расплачиваться пошлостью, скукой и томительной нуждой узкого, будничного, обывательского существования? А жажда подвига, самоотверженного служения добру, жажда гибели во имя великого и светлого дела – есть ли это нечто большее и более осмысленное, чем таинственная, но бессмысленная сила, которая гонит бабочку в огонь?" .

Вопрос о смысле жизни интернационален и стоит выше проблем пола, возраста, национальности и расы. Неповторимость и своеобразие каждого человека являются неотъемлемыми составляющими смысла его бытия.

В разные периоды развития философии смысложизненные вопросы занимали большое внимание мыслителей.

Ориентация древнегреческих мыслителей на человека и его разум тесно связана с фундаментальной установкой всей греческой культуры – с призывом к самопознанию. Изречение "Познай самого себя", высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одной из ведущих идей на поворотных пунктах истории.

Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Преодоление неведения предполагает поиск того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение.

Согласно Платону , счастье (блаженство) возможно лишь в загробном мире, когда бессмертная душа – идеальная сущность в человеке – освобождается от оков бренного тела. Человеческая душа состоит из трех частей: первая из них выражает идеально-разумную способность, вторая – вожделяюще-волевую, третья – инстинктивно-аффектную. В зависимости от того, какая из этих частей берег верх, зависит судьба человека, направленность его деятельности, смысл его жизни.

По мнению Аристотеля , целью всех поступков человека является счастье, которое заключается в осуществлении человеческой сущности. Мышление и познание – это счастье для человека, как и занятие искусством, а также научная деятельность (дианоэтические добродетели), которые человек может в себе развить, если научится подчинять разуму свои страсти.

Киники были уверены в том, что смыслом человеческого существования является добродетель – умение избегать зла и довольствоваться малым, что человека делает независимым и свободным.

Целью жизни человека, согласно взглядам эпикурейцев , было получение удовольствия, которое понималось не только как наслаждение чувств, но и как избавление от страданий, страха смерти, душевного смятения. Идеалом, по мысли эпикурейцев, являлась жизнь в спокойном месте, тихое созерцание (атараксия).

Целью человеческой жизни, по мнению стоиков , являлась нравственность, которая немыслима без истинного познания. Добродетель человека, который имеет бессмертную душу, заключается в полноценной жизни в согласии с Логосом (Мировым разумом) и природой. Невозмутимость и спокойствие по отношению к внутренним и внешним раздражающим факторам – для стоиков было жизненным идеалом.

Августин Блаженный проблему смысла жизни отождествлял с поиском в существовании божественного, духовных явлений, благодати. Высшей формой познания смысла жизни является божественное откровение.

И. Кант писал: "Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением и благоговением и тем больше, чем чаще и внимательнее занимается ими размышление: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне. То и другое, как бы покрытые мраком или бездною, находящиеся вне моего горизонта, я не должен исследовать, а только предполагать; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования" .

Г. Гегель считал, что Абсолютная идея выступает основой разрешения проблемы смысла существования. Она выступает в качестве могучей внешней силы, которая все вызвала к бытию, наполнила жизнью и дала возможность к существованию, постоянно поддерживая равновесие.

А. Шопенгауэр полагал жизнь проявлением Мировой воли, которая, являясь по своей природе бессознательной, безразлична к сотворенным ею людям – они не более чем жертвы случая. Жизнь – это не более чем ад, борьба со смертью, наслаждения жизни в конечном итоге заканчиваются страданием и муками. Мудрецу, который об этом знает, ни к чему брать все от жизни – он готов идти на самоограничение и обуздание страстей.

Ф. Ницше находил, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: "Человек – это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком... В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и уничтожение" , – что имеет определенные общие черты с мнением сторонников современного учения трансгуманизма о постчеловеке, человеке будущего .

В экзистенциализме (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю) люди, "вброшенные" в существование, определяются и оцениваются по их выбору и действию. Ж.-П. Сартр писал: "Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо ее проблемы остаются нерешенными и остается неопределенным само значение проблем... Все сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно... Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрем" .

Прагматический подход к исследованию смысла жизни (У. Джеймс, Дж. Дьюи) предполагает необходимость поиска полезности жизни. Его суждения сводятся к возможности создания, но не поиска истины. Цели, позволяющие ценить жизнь, и есть ее смысл. У. Джеймс призывал: "Поверь в тот факт, что есть ради чего жить, и твоя вера поможет этому факту свершиться" . Для прагматика смысл жизни может быть открыт только через опыт.

Таким образом, различные философские школы дают свое обоснование смысла жизни, отличное от других, и призывают следовать в поисках понимания бытия собственным путем.

Следует признать, что смысл жизни есть у каждого, но, безусловно, не всякий смысл жизни заслуживает одобрения . Различного рода отступления от этики ответственности, независимо от того, совершаются ли они вольно или невольно, ведут в царство аморальности, а порой и преступлений против человечества.

Иногда жизнь человека становится бессмысленной , это можно описать через следующие экзистенциальные моменты:

  • скука – переживающий бессмысленность человек не знает, чем себя занять, а если занимает, то его деятельность не вызывает у него удовлетворения, она выступает как внешняя по отношению к нему, навязанная насильно, и только тяготит;
  • тоска, раздражение, депрессия;
  • отсутствие значимых целей, те цели, что заданы извне, при бессмысленности не воспринимаются как свои, отторгаются;
  • собственная незначительность, ненужность в субъект- субъектных отношениях, личностное одиночество и покинутость другими людьми;
  • собственное место в универсуме переживается как случайное и безосновное, неуютное, лишенное предназначения;
  • неприятие реальности, отрицание и отказ от нес.

В противоположность этому наличие смысла жизни описывается через следующие моменты .

  • 1. Спонтанный интерес к жизни и к людям. Смысл и интерес – две стороны одной медали: интерес делает жизнь осмысленной, а смысл поддерживает неугасающий интерес к действительности. Именно поэтому тот, кто страдает от бессмысленности, депрессии, скуки, ищет прежде всего "интересного" для себя.
  • 2. Спонтанная радость. Наличие у жизни смысла проявляется в радости, сокровенной силе, которая воодушевляет нас ("Проснись и пой!"). Порой мы даже задумываемся, отчего это нам так хорошо, и необходимо усилие, чтобы вывести содержание смысла в план сознания.
  • 3. Целеустремленность. Смысл выражается во внутренних целях и осуществляется через цели внешние. Например, композитор видит смысл своей жизни в том, чтобы писать музыку, которая звучит в его душе, и воплощает эту внутреннюю бесконечную цель в создании конкретных произведений. Женщина видит смысл своей жизни в любви к детям, воодушевляется этой любовью и выражает себя через заботливую целеустремленную деятельность: уход, воспитание, развитие своих детей.
  • 4. Переживание своей значимости и важности в отношениях с другими людьми. Достижение чувства единения и гармонии. Конечно, конфронтация, соперничество, вражда тоже могут придавать жизни осмысленность, однако в этом случае мы, противостоя одним людям (противникам, врагам), солидаризируемся с другими (соратниками, друзьями). Люди, которые потеряли всякий "свой круг" и которым нет, "для чего" и "для кого" жить, теряют смысл жизни.
  • 5. Восприятие своего места в универсуме как необходимого и имеющего основания, несущего в себе определенное призвание. Когда у жизни человека есть смысл, его бытие оправдано, он "вправе быть" и "вправе быть таким, как он есть".
  • 6. Принятие реальности, признание ее за несомненное благо, несмотря на все ее противоречия, ужасы и обманы. Поиск и поддержание смысла – это работа не только ума, но также воли, сердца, живых человеческих чувств. Без учета смысла как эмоционального переживания разговор о нем становится абстрактным, а сам смысл превращается в неуловимый фантом. Однако это не фантом, а то, что наиболее близко каждому из нас.

В решении проблемы смысла жизни философией можно выделить несколько подходов: теоцентристский, космоцентристский, социоцентристский и антропоцентристский.

1. Теоцентристский подход основывается на признании подчиненности индивидуальной человеческой жизни божественному промыслу. К подобной позиции следует причислить ранние философские системы, носившие нравственный характер, прежде всего восточные (буддизм, джайнизм, конфуцианство). В современных неотомических концепциях смысл человеческой жизни на земле сводится к стремлению к некоторому космическому центру – "Омега" (Т. де Шарден). У человека есть путь земной (по земным законам), небесный (к Богу, по божественным законам), эволюционный, индивидуальный. Эволюция предстает видом божественного промысла.

Русские религиозные философы считали, что смысл жизни – постоянное стремление к Богу. У В. С. Соловьева теургический процесс (в родовом, индивидуальном смысле) проходит к Богу как своему прообразу и идеалу. Соловьев отрицал добродетельность поисков смысла жизни без Бога. Н. А. Бердяев считал, что смысл человеческой жизни – в творчестве. Его концепция называется антроподицея – оправдание человека с помощью творческого начала, тесно связанного с Божественным.

2. Космоцентризм рассматривает мир как космос – центр мироздания, в основе которого лежит природная естественная гармония, человек здесь является микрокосмом – вселенной в миниатюре, играющей незначительную роль в мире.

Согласно учению "Философии общего дела" Н. Федорова, каждый живший на земле человек должен воскреснуть, возродиться, ценность каждой человеческой жизни неизмерима, бесконечна. Задача общества – подготовить этот процесс: "наше тело должно стать нашим делом" – человеческое тело надо приспособить к жизни в любых средах: человечество должно подготовить к воскрешению всех умерших не только физически, но и духовно. Все человечество должно быть готово к переселению в Космос, на другие планеты. В. Вернадский считал, что разум – планетарная и космическая сила и смысл человеческой жизни – в преобразовании сначала Земли, а потом и Космоса. В этом же направлении были и мысли К. Циолковского.

  • 3. Социоцентризм – смысл жизни человека состоит в служении обществу. Для некоторых смысл жизни заключается в служении классу, партии, сословию. Посвятил свою жизнь другим людям Данко – герой рассказа М. Горького "Старуха Изергиль". Ради спасения своих соплеменников от тьмы губительного леса ценой своей жизни Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из нее сердце, высоко поднял его над головой и вывел людей из леса в прекрасную степь. А люди, радостные и полные надежд, даже не заметили его смерти. Только один осторожный человек заметил сердце Данко возле его тела и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой .
  • 4. Антропоцентризм полагает смысл жизни в самом человеке, а не вне него. Например, в традициях психоаналитической философии концепции самореализации человека (К. Хорни, А. Адлер). К. Юнг создал теорию трудновоспитуемых подростков и пользовался понятием "самость" – архетип наиболее полной самореализации. В экзистенциалистской философии (Сартр) смысл жизни – в реализации своего проекта. Сартр считал, что человек в процессе своего существования достигает своей сущности, т.е., по Сартру, сущность человека есть результат его индивидуальной жизни.

С антропоцентризмом связана логотерапия ("лечение смыслом ") учение, созданное австрийским философом и психологом В. Франклом (1905–1997), в котором человеческая сила духа превыше всего. Франкл, испытав величайшие страдания в фашистских концлагерях, понял, что человеком движет в первую очередь стремление найти смысл своего существования. Эта потребность является основным двигателем развития личности, души, сердца и ума человека и направляет все его мечты, решения и поступки.

Среди современной молодежи распространяется социальная форма поведения – эскапизм (от англ. escape – убежать, спастись) и дауншифтинг (снижение жизненных оборотов), то, что Маркс называл "отчуждением человека от его человеческой сущности", а Франкл – "экзистенциальным вакуумом". Именно он – причина, порождающая в широких масштабах неврозы и расстройства, которые выражаются в пассивности, апатии, равнодушии, мыслях о самоубийстве, алкоголизме и наркомании.

Франкл предлагает особый подход к поиску смысла, основанный на философии человеческой ответственности: если ты знаешь, ради кого и ради чего живешь и сражаешься, тогда ты находишь силу преодолевать любые препятствия. Нужно пробудить и поддерживать в себе особое внутреннее состояние – "трагический оптимизм". Оптимизм означает веру в возможности человека, веру в лучшее в нем, трагический – следует учитывать, что часто зло оказывается сильнее или даже предпочтительнее для человека.

Смысл нужно не просто искать, за него приходится сражаться с неблагоприятными обстоятельствами, с происками злых людей и, наконец, с самим собой, с собственной нерешительностью и ленью . Хотя смысл жизни каждого уникален, существуют универсальные ценности, которые всегда делают жизнь осмысленной (близкие существа, сильные переживания, пробуждение способностей и добродетелей, творчество в любой форме, осмысленный и вдохновенный труд, любимое дело).

Таким образом, следует признать, что человек все же не "заброшен" в этот мир, он творит его, живет в этом мире и находит свое место в том мире, который создает он сам, хотя, конечно, физическое время его индивидуального бытия ограничено законами природы.

  • Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000.
  • Цит. по: В поисках смысла. Мудрость тысячелетий / сост. А. Е. Мачехин. М.: Олма-Пресс, 2002.
  • Горький М. Старуха Изергиль // Его же. Собрание сочинений: в 16 т. Т. 1. М.: Правда, 1979.
  • Здесь следует вспомнить духовный призыв советского писателя В. Л. Каверина, сформулированный в романе "Два капитана": "Бороться и искать! Найти и не сдаваться!". Эти слова стали лозунгом жизни для многих людей старшего поколения.


  • Просмотров