Арабские воины. Арабское войско. Зороастризм и ислам после арабского завоевания Ирана

Командующие Потери

Предшествовавшие события

В 633 г. арабы начали войну с Ираном вторжением в Ирак . В течение двух следующих лет арабы сумели нанести персам ряд поражений (при переправе через Евфрат , при Уллаисе , при Бувайбе), потерпев лишь одно поражение - в «битве у моста» на берегу Евфрата, в конце 634 г.

Персам стало очевидно, что арабскую угрозу нельзя недооценивать. Иранский полководец Рустам, бывший фактическим хозяином положения в Ктесифоне при несовершеннолетнем правителе государства Йездигерде III , велел собрать ополчение из всех областей Ирана. На это потребовался год. Затем армия во главе с Рустамом выдвинулась в район действий арабов и в итоге стала лагерем у Кадисии. В течение двух (по другим источникам - четырёх) месяцев ни одна из армий не решалась начинать сражения. Рустам, по всей видимости, надеялся откупиться от арабов, и лишь когда он осознал невозможность этого, он начал сражение.

Сражение

Само сражение было очень ожесточённым и длилось 4 дня.

  • Первый день: Иранское войско, перейдя канал Атик, расположилось на его западном берегу в следующем боевом порядке. В центре находился на троне с навесом сам командующий Рустам. Правым флангом командовал Хормузан. Между ним и центром стоял отряд передовых (авангарда) во главе Джалиносом. А между левым флангом (командир Бахман Джадуйе) и центром стоял отряд Перозана. У иранцев были и наёмники (согласно Табари 30 000), многие из которых были скованы цепью чтобы они не смогли отступить. Также согласно сообщению Табари, у иранцев в центре находилось 18 слонов, 8 на одном фланге и 7 на другом. Боевой порядок арабов был похож на иранский - центр, правое и левое крыло. Главнокомандующий арабов Саад ибн Абу Ваккас, по болезни или другой причине, поручил общее командование Халиду ибн Урфуте (центр), несмотря на недовольство некоторых военачальников. Но бесспорно, то что Саад сам контролировал и командовал армией (через гонцов-адъютантов). Правое крыло возглавлял Джарир ибн Абдаллах Баджали. Левое - Кайс ибн Макшух. Арабы после троекратного такбира (возгласа «Аллах велик!») двинулись вперёд. Битва началась с поединков, предшествовавших началу полномасштабного сражения (в первом же поединке был побеждён и пленён знатный иранец Хормузд из рода Сасанидов). Иранцы ввели в бой слонов, с лучниками в башнях. Атака слонов была настолько успешна, что арабы племени баджила не были до конца перебиты, только благодаря пришедшим им на помощь арабам из племени асад. За слонами шли отряды иранской конницы, их вели военачальники Бахман Джадуйе и Джалинос. Теперь помощь требовалась уже племени асад. Конница арабов в панике от слонов отступала, под градом стрел лучников из башен. И хотя пехота арабов ещё держалась, над их войском нависла угроза поражения. Арабский командующий Саад ввёл в бой основные силы, в том числе тамимитов. Боевые слоны иранцев успешно наступая, увлеклись и оказались в гуще арабского войска. Арабы, из которых особо отличились тамимиты, в упорном бою смело сражались против слонов, стараясь копьями и стрелами поразить животных в глаза или хоботы. Также одни арабы перерезали подпруги удерживающие башни на спинах слонов (поэтому большая часть башен с их экипажами оказались на земле), а другие успешно метали стрелы в иранских лучников в башнях. И хотя арабы понесли большие потери, атака врага была отражена, иранцы стали отступать. Бой шёл до наступления ночи, затем войска вернулись на исходные позиции.
  • Второй день: Утром к арабам прибыл авангард отряда, шедшего им на помощь из Сирии (по одним данным - 6 000 воинов, по другим - 10 000) посланного халифом после взятия Дамаска. Этот авангард - одна тысяча всадников под командой Каака ибн Амра, принял участие в битве, возобновившейся ближе к полудню. В поединках успех сопутствовал арабам, у иранцев были убиты военачальники Бахман Джадуйе, Биндуван (брат командующего Рустама), военачальник Перозан (сражённый прибывшим из Сирии Кааком ибн Амром). В этот день иранцы не могли применить свою ударную силу - слоны в битве не участвовали, башни многих были срезаны и разломаны накануне. Арабы взяли инициативу в свои руки, они снарядили верблюдов (защитив их бронёй и кольчугами) сиденьями-паланкинами, посадив на них лучников, и атаковали иранскую конницу. Теперь конница иранцев пришла в ужас от вида и запаха непривычных животных. Арабы успешно атаковали центр иранского войска. Однако стойкость иранской пехоты не позволила арабам развить успех. Иранцы несли большие потери, следует добавить что в течение дня к арабам подходили воины отряда шедшего из Сирии. С наступлением сумерек бой был остановлен. Согласно Табари в этот день погибло 2 000 (или 2 500) мусульман и 10 000 неверных (иранцев).
  • Третий день: Арабы применили военную хитрость: прибывший накануне авангард (одна тысяча воинов Каака ибн Амра) отряда из Сирии под покровом ночи скрытно ушёл, а утром вернулся как будто к арабам пришёл ещё один большой отряд арабских воинов. Сотня подходила за сотней, на виду построенных для битвы иранцев и арабов. Иранцы, да и арабы вначале, приняли его за новое подкрепление. Мусульмане возблагодарили Аллаха и пошли в атаку. После поединков, началось общее сражение. Иранцы смогли в этот день вновь использовать боевых слонов. Теперь каждого слона охраняли пешие и конные воины, которые должны были не позволять арабам перерезать подпруги у слонов, и поражать хобот и глаза животных. Согласно Табари, от такой заботы слоны стали ручными и их боевой пыл утих, что дало возможность арабам поразить глаза и хобот двух главных слонов, которые от боли повернули и увлекли за собой остальных животных, приведя в беспорядок ряды иранцев. Но и арабам неудалось успешно использовать своих боевых верблюдов, многие из этих животных были изранены и убиты. Во второй половине дня к иранцам прибыли подкрепления из Ктесифона, а к арабам подошли 700 воинов во главе с Хашимом (это было подразделение отряда шедшего из Сирии). Отряд Хашима специально подходил к полю боя группами по 70 воинов, демонстративно растянувшись чтобы создать видимость постоянно прибывающих войск. Шёл упорный бой, обе стороны несли большие потери, и к вечеру битва имела вид всеобщей рукопашной схватки (Табари, I, стр. 2326). Вечером Рустам изменил тактику, вместо боя отрядами, они применил оборонительное линейное построение, построив 13 непрерывных линий, одну за другой, фланги которых округло загибались. Как продолжает Табари (I, 2329-2331), Саад тоже перегруппировал войско, выстроив его в 3 линии: первую заняли всадники, вторую - пехотинцы с мечами и копьями, третью - лучники. Арабы яростно атаковали не дождавшись условного сигнала (Табари, I, стр. 2332). Битва продолжалась в боевых порядках и ночью, и как сообщал участник, звон оружия разносился, как от множества наковален, а оба командующие уже не могли влиять на ход битвы, связи с войсками у них не было (Табари, I, стр. 2333).
  • Четвёртый день: Утром арабы атаковали центр иранской армии, противники бились напрягая последние силы, и долгое время было не ясно кто победит. И вот, когда солнце поднялось повыше, подул ураганный западный ветер, который нёс тучи чёрного песка и пыли в лицо иранцам, арабы решили, что это Аллах помогает им, и усилили натиск. Ветер разметал ставку Рустама, сбросил в канал Атик навес над троном. А арабам в очередной атаке удалось разгромить центр войска иранцев. Хотя фланги иранцев и сохранили боевой строй, дело было сделано. Отряд арабов прорвался к ставке иранского полководца и Рустам погиб в бою. Государственное знамя Сасанидов («дарафш-и-Кавэйяни», сшитое из леопардовых шкур и урашенное драгоценными камнями, источники оценивают его в 1 миллион 200 тысяч драхм) захватили арабы. Иранское войско было потрясено гибелью своего командующего и придя в смятение, стало отступать. Джалинос взяв командование на себя велел переправляться войску на другой берег Атика. Много иранцев было убито арабами и множество утонуло в реке. Те иранские наёмники, что были скованы цепью, не имеющие возможности уйти, были все перебиты арабами. А тридцать с лишним сотен иранцев остались, во главе семи или восьми военачальников (среди которых Хормузан и Зад сын Бухейша), чтобы с честью умереть на поле боя. И как сообщают Табари (I, стр. 2345-2346) и Балазури (стр. 259), их атаковал десятитысячный отряд арабов и половина отважных была убита, другим всё таки пришлось отступить, Джалинос был настигнут на дороге в Наджаф другим арабским отрядом и убит. И в этот день на поле боя было убито 6 000 арабов и 10 000 иранцев, не считая утонувших в канале Атик (Табари, I, стр. 2337-2339). Так закончилась битва при Кадисии.

Итоги

Несмотря на серьёзные потери (до трети армии убитыми), арабы остались победителями. При этом крупнейшая персидская армия была разбита и, по существу, перестала существовать. Участь государства Сасанидов, в последующие годы уничтоженного арабами, была предрешена.

Литература

  • Балазури, «Книга о завоеваниях стран»
  • Бал’ами, «История Табари»
  • Бируни, «Памятники минувших поколений», Избранные произведения, I том, Ташкент, 1957
  • Табари, «История пророков и царей»
  • Али-заде, А., «Хроника мусульманских государств I-VII вв. Хиджры», изд. 2-е испр., и доп., М., 2004, ISBN 5-94824-111-4
  • Большаков, О. Г., «История Халифата», т. II, М., «Восточная Литература», 2002, ISBN 5-02-018165-X
  • «История Ирана с древнейших времён до XVIII века» (Н. В. Пигулевская, А. Ю. Якубовский, И. П. Петрушевский, Л. В. Строева, А. М. Беленицкий), Л., 1958
  • «История стран зарубежной Азии в средние века», М., «Наука», 1970

В кино и литературе

Исторический фильм «Ал-Кадисия» (AL QADISIYYA), режиссёр Салах Абусейф, Ирак, 1981 год.

При первых преемниках пророка Мухаммада оформилось мусульманское государство - Арабский халифат со столицей в Медине. Оно утвердилось на всём Аравийском полуострове, а потом стало бороться за распространение своего влияния в других землях.

К середине VII в. арабы завоевали Сирию, Ирак, Палестину, Иран, Закавказье, в Северной Африке они подчинили Египет, Ливию (найдите эти территории на карте).

В начале VIII в. арабы, создавшие к тому времени мощный флот, преодолели Гибралтарский пролив и вторглись на европейскую территорию. Они разбили Вестготское королевство в Испании, а затем направились на север, в земли франков. Дальнейшее их продвижение было приостановлено после битвы при Пуатье (732 г.), где арабское войско потерпело поражение от франков, возглавляемых Карлом Мартеллом. Но практически весь Пиренейский полуостров попал под власть арабов. Здесь образовался халифат с центром в Кордове, а после его распада (в XI в.) в течение ещё нескольких столетий существовал Гранадский эмират.

/\ Какими изображены арабские воины? На основании чего вы это определили?

Натиск арабов ошеломил подвергшиеся нападению народы. Впоследствии историки задавались вопросом: как удалось небольшой группе племён в короткий срок завоевать столь. ^ значительные территории? Можно

привести несколько объяснении. Во-

первых, арабы-бедуины, составлявшие основную часть войска, отличались большой воинственностью и храбростью, а также дисциплинированностью (поскольку отношения в племени приучали их к беспрекословному подчинению старшим). Их конные отряды были быстрыми, подвижными в бою. Во-вторых, походы проводились с целью распространения религии, которую каждый мусульманин считал единственно истинной. Вера придавала силы арабским воинам. При этом

Аравийское

Направления завоевательных походов арабов Территории, завоёванные арабами к 750 г

Границы Арабского халифата в период его расцвета (750 г.)

захваченные земли и ценности считались собственностью не отдельных воинов, а мусульманской общины в целом. Например, около одной пятой части военной добычи следовало передавать нуждающимся единоверцам.

Со временем арабское войско, первоначально состоявшее из ополчения, стало наёмным. В нём появились отряды гвардии - профессиональных воинов (мамлюков), выученных в соответствии с требованиями жесточайшей дисциплины из мальчиков- иноверцев, купленных на рынке рабов или принудительно вывезенных из родных земель.

Так за сто с небольшим лет в жизни арабов произошли огромные изменения. Из группы разрозненных племён они превратились в народ, объединённый единой исламской религией, единой политической и духовной властью. Они завоевали обширные территории в Азии, Северной Африке и создали одно из крупнейших государств своего времени - Арабский халифат.

Вопросы и задания 1.

Расскажите об условиях жизни и занятиях арабских племён. 2.

Когда и каким образом возник ислам? Какую роль в этом сыграл пророк Мухаммад? 3.

Расскажите, используя карту, об арабских завоеваниях. 4.

Объясните, что изменилось в жизни арабов с появлением ислама. 5.

В чём заключалась особенность власти пророка Мухаммада, а затем халифов в мусульманском обществе? 6.

В каких книгах, сборниках изложены важнейшие положения ислама? Объясните, какое значение они имеют для повседневной жизни мусульманина (в том числе в наши дни). 7.

Объясните, почему арабам удалось подчинить себе такие значительные территории.


Жизнь состоит по большей части из событий ничем не примечательных. Они обыденны и устойчиво повторяют привычный порядок вещей. Но в их ряду иногда происходят на первый взгляд ничем не примечательные события, но приобретающие впоследствии огромное значение, затрагивающее судьбы многих миллионов людей, и радикально меняющих течение исторических событий, облик цивилизации. Таким событием, оказавшим глубокое влияние на все стороны жизни , радикально изменившим их судьбу, было рождение в далекой Аравии, в городе Мекке в семье, связанной корнями с кочевой средой, мальчика Мухаммеда. Его родители Абдаллах и Амина были по преданию далекими потомками Исмаила, прародителя кочевых арабов, но рано умерли. Мальчик вырос в семье дяди. Благородное происхождение ценилось, но особых преимуществ не давало.
Сыны пустыни, кочевники из рода курайшитов, к этому времени изменились. Владение городом и священными местами, где некогда по преданию их легендарный предок Ибрахим (Авраам) воздвиг Каабу - небесный храм, давало им определенный доход. Религиозные праздники, паломничество арабов к святым местам, а так же транзитная торговля превратили бывших кочевников в купцов. Конечно не все, но некоторые из них разбогатели и оттеснили старые аристократические кланы. Родовые обычаи, требовавшие равенства и взаимной поддержки, их уже не устраивали, и к бедным, может быть, не выказывали откровенного презрения, но богатства своего не стеснялись. Ежегодно они снаряжали караваны к своим соседям: ромеям (Ливан), в Ирак (это искаженное название Ирана), в южную, или как ее тогда называли, Счастливую Аравию.
Все остальные арабы жили своей жизнью, то есть тем, что есть. Больших целей себе не ставили. Более того, когда среди них объявился человек, публично объявивший всем, что жизнь надо решительно менять, и строить его на новых принципах, главным из которых было единобожие и отказ от почитания идолов, они попросту высмеяли его. Тот, кому была уготовлена великая историческая роль, в 45 лет после первого публичного оглашения своих целей и задач ничего кроме унижений не испытал. Люди не только отвергли его, но еще долго осыпали насмешками. Но, тем не менее, эта проповедь дала определенный результат: между первыми мусульманами и язычниками возникло противостояние, которое вылилось в борьбу. Никто не хотел уступать. Хотя Мухаммед был твердо убежден в новой вере, но на первых порах ситуация была далеко не пользу. Мусульмане были малочисленны, а противников было много больше, к тому же они были агрессивны. Но качественно противники различались. Мусульмане боролись за веру и были идеологически сплочены, а у другой «партии» таких идей не было. Это было сборище разных людей. Одни из них руководствовались корыстью и видели в исламе угрозу своей власти в городе. Другие - вовлеклись в борьбу только потому, что испытывали неприязнь к новым идеям, а главное к соплеменнику, объявившего себя посланником бога.

(Примечание 7. История ислама - это не только история зарождения и победы новой веры, но это еще история вечной борьбы между новым и старым. Как правило, старая система на первых порах выглядит уверенной и всесильной. Новая, напротив, выглядит слабой и, кажется, обреченной на неудачу. В этой истории многое завесило не только от личности Мухаммеда, цельности и оригинальности его идеологии, но и от воли первых мусульман. Они проявили завидное упорство в отстаивании своих идей. У его противников стройной идеологической системы не было. Потерпев поражение в идеологической борьбе, они потеряли поддержку народа. Очевидно, что подобное развитее событий могло быть только в условиях широкой демократии).

Мухаммеду удалось сплотить арабов Центральной и Западной Аравии на принципах ислама. Перед ним встали новые задачи. В советской исторической литературе, которая не одобрительно относилась к исламу, можно было прочитать, что Мухаммед, подталкиваемый богатой мекканской верхушкой, направил мусульман на завоевание. Но на самом деле эта верхушка настороженно, если не трусливо, восприняла новую акцию. И встречи на поле боя ни с ромейским, ни с иранским «голиафам» не желали. Это не было похоже на привычный им базар. И действительно, первый поход за пределы «острова арабов», в который они отправились с большим воодушевлением, закончился неудачно. При встрече с регулярной армией Византии в длине Мута (Иордания) армия дрогнула. Полководцы, показывая пример, с обнаженными мечами пошли в бой, но армия - не пошла.
Потребовалось время, чтобы они решились на это снова, ибо другого исхода быть не могло. Ни страх перед могучей силой двух великих империй, ни война на два фронта, не испугали воинов Аллаха. Первыми были разбиты ромеи, и весь Ближний Восток и Египет, страны Магриба и Испания оказались в руках арабов. Победы над иранцами принесли мусульманам власть над обширными территориями Востока. На правах наследников они вступили в Среднюю Азию и здесь впервые столкнулись с и китайцами. Борьба за обладание Востоком была долгой, кроме арабов претензии на ее территории предъявили так же китайцы. Но в 751 году в упорном сражении с китайской армией в долине реки Талас арабы совместно с тюрками нанесли им поражение и почти на тысячелетие задержали китайскую экспансию на запад.

(Примечание 8. Войны арабов имели ту же цель, что и предыдущие, то есть были захватнические. Но цели воны декларировались иначе, они имели четко выраженную идейную направленность. Так сложилась необъятная Арабская цивилизация, объединившая многие народы в рамках единой культуры. Такое объединение на проверку оказалось более прочным и более живучим в сравнении с объединения кочевников. Последние основывались больше на силе, чем убеждениях. Впоследствии арабы с удивлением писали о тюрках: «Они не сражаются ни за веру, ни за толкование (корана), ни за царство, ни за харадж, ни из-за пристрастия к своему племени, ни из-за соперничества (исключая из-за женщин), ни из-за гнева, ни из-за вражды, ни за родину и охраняя свой дом.., а воистину сражаются они (только) ради грабежа).

Такой же не легкой была борьба за обладание Кавказом. Армения, Грузия, Атурпаткан (Азербайджан) к 652 году были сравнительно легко захвачены, но в борьбу за Кавказ вмешались хазары. Первый поход арабов против хазар 653-654 годов возглавил Абд-ар-Рахман. Захватив Дербент, арабы вступили в страну или владение Беленджер (его размещают в долине реки Сулак в Дагестане). Вход в долину реки, где располагались многочисленные и аланские поселения, закрывала мощная крепость Беленджер. Арабы в течении нескольких дней пытались штурмом взять город, но были разбиты подоспевшей подмогой. Их полководец погиб, а остатки армии бежали. Так впервые встретились между собой в бою арабы и жители страны Беленджер. Это были булгары и аланы.
Вспыхнувшие междоусобицы в халифате временно отвлекли арабов от борьбы за обладание Кавказом. Кавказские страны стали независимы и усилились. Поэтому князь савир Алп-Илтебер (Алп - тюрк. богатырь, а ильтебер - тюрк.-иран. воинский титул), желавший для своего народа независимости от хазарской неволи, вошел в союз этим государствами. Союз был скреплен династическим браком с дочерью князя Албании и принятием христианства (видимо монофизитского толка). Но хазары сурово расправились с ним и с его соседями и наложили на всех тяжелую дань. Но это был политически опрометчивый шаг. Смуты в Халифате закончились, арабы вернулись, и война стала неизбежной.
Начало военным удачам арабов положил полководец Джеррах Ибн-Абдаллах ал-Хакам. В первом же сражении, которое состоялось в 721 году, 25 тысяч арабов разбили 40-тысячную армию хазар. В походе на Беленджер Джеррах встретился с армией беленджерцев. Битва была отчаянной, но арабы взяли вверх. Джеррах проявил милость к жителям и князю Беленджера. Город не был разрушен, а князю он вернул его семью. Так было положено начало исламизации булгар.
Следующий поход арабы направлен против алан Северного Кавказа.

(Примечание 9. Население Кавказа разнородное по языку, но, тем не менее, имеет много общего в происхождении. Одни из них издревле живут в этих краях, это жители Центрального Закавказья, грузины и другие народы. Другие пришли в глубокое историческое время со стороны Ближнего Востока. Расселяясь вдоль Каспия и берега Черного моря, они заняли восточные и западные склоны кавказского хребта. С севера предгорные кавказские степи занимали жители степи скотоводы. Известно, что в III-II веках до н. э. сарматское племя аорсов (в переводе «белые» или «светлые») заняло кавказские степи, но затем они были покорены среднеазиатскими аланами и вошли в их союз. Они не только приняли их имя, но и смешались с ними. Из этих двух потоков в средневековье сложились кавказские аланы. Облик этих алан средиземноморский, а язык восточноиранский.
В раннее средневековье аланы в борьбе с их извечными врагами гуннами потеряли власть в степи, но удержали за собой степи и горные долины Центрального Предкавказья. Это степи междуречья Кубани и Терека и горные и предгорные долины Кавказского хребта. Восточное и Западное Предкавказье заняли булгары, но Восточном упоминаются так же маскуты, вероятно, потомки древних массагетов, предков алан. Интересно, что на западе так же жили в прошлом сарматы и память адыгов удержала воспоминания о происхождение некоторых родов от сармат.
Аланская культура в основе своей сарматская, но оседлая. Аланы на новом месте не отказались от ведения традиционного скотоводческого хозяйство, но оно стало носить в новых условиях отгонный характер. В местах перегона скота они сооружали поселения и занимались земледелием. Как и булгары, строили крепости и цитадели, но делали это более умело. Занимались транзитной торговлей. Через Северный Кавказ проходило одно из ответвлений Великого шелкового пути. С этого они имели определенный доход, а шелка использовали для отделки костюма. По общепринятому мнению создатели современного горского кавказского костюма аланы и черкесы. В основе его халат восточного типа. По-видимому, он был заимствован через эфталитов у среднеазиатов. На ногах носили, как и сарматы, полусапожки, затянутые у щиколоток ремнем. Погребальные обряды разнообразные. Погребения под курганами уступили место бескурганным. Захоронения совершались в катакомбах, ямах с заплечиками, в подбоях и в каменных склепах. В катакомбах захоронения носили коллективный характер, то есть здесь хоронили членов одного рода. По религиозным воззрениям аланы были язычниками, но соседи христиане не оставляли попыток обратить их в свою веру. Известно, что епископ Исраил на глазах у изумленных алан ломал их языческие амулеты и делал из них кресты. Как и все верующие люди, аланы, очевидно, в вопросах веры были наивны.
Аланы сохранили традиционную для кочевников любовь к коню. Поэтому они везде и всегда предстают воинами-всадниками. Вооружение алан походило на вооружение их предков сармат, то есть это одетый в броню (кольчугу) всадник, вооруженный копьем и мечом сарматского типа, при себе имел также кинжал и лук. Вооружение дополнялось булавой, боевым топором и арканом. C VIII века аланы стали пользоваться саблей.
В раннем средневековье доминировали Византия и Иран. Соперничество между ними часто выливалось в войны. И каждый из них желал привлечь алан на свою сторону. Аланы в вошли в состав сасанидского Ирана, их царь имел, как и члены семьи шахиншаха титула шаха.
С усилением хазар попали под их власть. Но интриги византийского двора вынудили выступить их против хазар. Хазары нанесли им поражение, но каган не стал казнить царя алан, а женил его на своей дочери. Видимо хазары считались силой алан и дорожили этим союзом).
В этой войне арабы, пользуясь бездеятельностью хазар, желали ограбить каганат, подорвать его экономическую мощь. Алан не щадили. Их селения были разграблены, а население было уведено в рабство. Это вынудило равнинных алан уйти на север.
По-видимому, после этих событий авторитет хазар в степи упал. Завершающий этап борьбы для хазарского кагана был еще более унизительным. Арабы не стали тратить время на захват столицы, они проникли глубоко в тыл каганата. Известно, что они ограбили селения буртасов, предков мишар. С. Кляшторный полагает, что они переправились через реку Идель (Каму) и ограбили так же селения ас-сакалиба, народа не то славянского, не то балтийского происхождения. Их поселения находились на правом берегу Камы (культура этого народа была обнаружена у аула Имен, отсюда ее название Именьковская культура). А затем где-то здесь они разбили хазарскую армию. Каган был вынужден принять ислам. Это случилось в 737 году.
Результаты войны были плачевны для каганата. Размеры каганата сократились, цветущие в прошлом города и селения, а все они были окружены многочисленными садами, были разорены. Ремесленное производство сократилось. Люди были либо убиты, либо угнаны в рабство. Оставшиеся в живых вынуждены были искать спасения. Многие покинули родину навсегда, и ушли в безопасные регионы, не задетые войной.


В VI - VIII вв. на Ближнем Востоке возникло крупное государственное объединение арабских племен. В это время арабы были свободными скотоводами или землевладельцами. Племенные вожди арабов с целью захвата новых земель вели многочисленные войны, в которых вырабатывалось военное искусство, имевшее свои особенности, определявшиеся характером общественного развития арабских племен, своеобразием их занятий и вооруженной организации.

Арабские племена были известны соседним народам с третьего тысячелетия до нашей эры. Культура арабов долгое время имела местное значение и не выходила за пределы Аравийского полуострова.
По характеру своих занятий арабские племена делились на три группы: бедуинов (кочевые скотоводческие племена), феллахов (оседлые земледельческие племена) и полуфеллахов (полукочевые племена). Бедуины разводили верблюдов, лошадей и овец. Их коневодство позднее послужило базой для создания арабской конницы. Феллахи жили у оазисов, занимались земледелием и являлись хорошим контингентом для комплектования пехоты. Знали арабы и торговлю. Развитие торговли способствовало возникновению крупных центров, городов-государств, среди которых выделялись Мекка и Медина.
Каждое племя состояло из нескольких колен; низшей хозяйственной единицей была палатка - семья. С выделением племенной знати - шейхов и сеидов - богатства постепенно сосредоточивались в их руках, они владели самыми крупными стадами, имели рабов и являлись племенными военачальниками. Во главе племени стоял меджилис - совет сеидов (глав семейств или отдельных родовых общин). Для ведения войны избирался каид - военачальник.
Арабы издавна славились своей воинственностью, родовые связи сплачивали их в бою. Каждый взрослый араб был воином. Шейхи и сеиды, известные своей храбростью и предприимчивостью, имели свои небольшие дружины, которые способствовали затем возникновению власти халифа.
Приобрести и содержать коня мог далеко не каждый араб, поэтому в составе войска арабского халифата имелась также и пехота. Для ускорения марша пехоты, а также конницы арабы использовали верблюдов, которые весьма послушны и в пустыне во время самума (песчаной бури), ложатся на землю и создают как бы живой бруствер. Для ведения боя воины, которые сражались на верблюдах, вооружались длинными копьями.
Полное вооружение арабского всадника было весьма богатым и разнообразным. Воин должен был иметь два крепких и мощных лука и в колчане 30 стрел с прямыми отточенными наконечниками, твердым древком и железными крыльями; длинное бамбуковое копье с наконечником из лучшего железа; метательный диск с острыми краями; острый меч, колющий и рубящий; боевую палицу или обоюдоострый топор; 30 камней в двух переметных сумках. Защитное снаряжение араба состояло из панцыря, шлема, надевавшегося на шапку, двух поручней, двух поножей и двух набедренников. Лошадь к походу подковывали тяжелыми подковами. Арабские воины имели такие боевые мечи, которыми они рассекали лошадей противника.

На войне арабы широко применяли засады, набеги и внезапные нападения, преимущественно на рассвете, когда сон особенно крепок.
Государство арабов возникло в результате объединения племен и завоеваний больших территорий, в обстановке все большего углубления имущественного неравенства. Объединения арабских племен способствовали их усилению, а расширение на этой основе торговли и войн обогащало племенную знать, что в свою очередь ускоряло процесс разложения родового строя. Союзы арабских племен возглавляли халифы. Завоевательные войны способствовали усилению их власти и превращению ее в конечном счете в деспотическую власть. Халиф считался преемником Мухаммеда, основателя воинствующей религии - ислама, появившегося в начале VII в.
В состав арабского государства входили кочевые племена бедуинов, знать которых занималась скотоводством и торговлей, феллахи и города Передней Азии, являвшиеся ремесленными и торговыми центрами. Возникшая экономическая общность арабских племен явилась экономической базой их государства. Ислам стал идеологической основой объединения арабов в интересах племенной знати, богатых городских ремесленников и торговцев.
«Ислам, по утверждению Дельбрюка, - не религия, подобно христианству, а военно-политическая организация народа... В исламе церковь и государство совпадают: пророк так же, как и его преемник калиф, т. е. заместитель, является духовным владыкой и светским повелителем, глашатаем божественной воли и военным вождем». Ислам, как и всякая религия, является идеологией господствующих эксплуататорских классов, а не военно-политической организацией народа. Ислам объединил в государстве духовную и светскую власть в интересах господствующих классов. Церковь и государство не могут ни противостоять друг другу, ни совпадать. Церковь - это идеологическое орудие государственной власти в классовом обществе. В арабском государстве это орудие и средство физического порабощения и угнетения находилось в одних руках.


Мухаммед, Бурак и Габриэль посещают ад, в котором видят демона пытающего "бесстыдных женщин" - показывавших незнакомцам свои волосы.

Союз арабских племен складывался в обстановке ожесточенной классовой борьбы масс бедноты с племенной знатью. Обострение борьбы в VII в. привело к войне между Мединой и Меккой - центром арабской знати. Рассмотрим некоторые особенности военного искусства вооруженной организации арабских племен в начальный период их борьбы за объединение населения Аравии.

Бой у горы Оход(Ухуд) в 625 г.
Бой у горы Оход (Ухуд), находящейся недалеко от Медины, был одним из этапов борьбы между мекканцами и мединцами.


Схема сражения у горы Оход(Ухуд) в 625 г

Ополчение Медины состояло из 750 человек пехоты во главе с Мухаммедом. Мекка выставила 3 тыс. бойцов, из них 200 всадников. Мекканцы имели четырехкратное превосходство, а отряд всадников являлся хорошим средством маневра.
Мединцы построили свой отряд поперек ущелья тылом к горе Оход (Ухуд), замыкавшей это ущелье. Левый фланг их боевого порядка обеспечивали 50 лучников. Мекканцы разделили свою конницу на два отряда и расположили их на флангах боевого порядка пехоты.
Первый этап боя - атака мединцами мекканцев.
Бой начался единоборством, вслед за которым мединцы атаковали и потеснили мекканцев. Часть мединцев прорвалась к лагерю противника и занялась грабежом. Увидев это, лучники мединцы самовольно оставили свою позицию и также бросились грабить лагерь мекканцев.
Второй этап боя - контратака мекканской конницы.
Возникшим у мединцев беспорядком воспользовался командир отряда мекканской конницы, который охватил фланги дезорганизованного боевого порядка противника и нанес мединской пехоте удар с тыла, что и решило исход боя. Мединцы были разбиты.
Еще в ранний период междоусобной борьбы арабы применяли расчлененный боевой порядок, что позволяло им маневрировать в бою. Пехота мекканцев действовала оборонительно, конница явилась средством маневра и, несмотря на малочисленность, решила исход боя. Лучники мединцев в этом бою имели самостоятельную задачу по обеспечению флангов, которую они не выполнили из-за своей недисциплинированности.
Боевая практика Мухаммеда была в общем далеко не блестящей. В бою при горе Оход (Ухуд) его отряд потерпел поражение, а сам он был ранен. В 629 г. в бою при Муте византийцы уничтожили 3-тысячный отряд арабов, которым командовал Зеид - один из военачальников Мухаммеда. Только в 630 г. пророк и его последователи овладели Меккой.


Триумфальный въезд Мухаммеда в Мекку.

ОСОБЕННОСТИ ВОЕННОГО ИСКУССТВА АРАБСКОГО ВОЙСКА
В первой половине VII в. было завершено объединение арабских племен и возник арабский халифат - государство арабов. Арабское войско разбило византийцев и в короткий срок завоевало Иран, который был ослаблен длительными войнами с Византией. Политическая и военная слабость Ирана явилась основной причиной быстрых успехов арабского войска. У арабов были сильны пережитки родового строя, которые определяли некоторые особенности их военной организации и боеспособности.
Численность арабского войска источники обычно сильно преувеличивают. Фактически войско насчитывало только тысячи и реже десятки тысяч воинов. Так, в решительном бою с персами в 637 г. при Кадезии арабы имели 9–10 тыс. человек. В пустынях Северной Африки, в Передней и Средней Азии только небольшое войско можно было обеспечить продовольствием, фуражом и особенно водой. В сообщениях арабских писателей о боях с византийцами называются цифры в 20–30 тыс. воинов.


Бой арабов и византийцев.

Кавалерия в арабском войске по своей численности в несколько раз уступала пехоте, которая обычно перебрасывалась или на верблюдах или на лошадях. Высокая подвижность была особенностью арабского войска. Учитывая это качество своего войска, командование широко применяло принцип внезапности.
Боевой порядок арабского войска складывался под византийским и иранским влиянием. Он состоял из пяти частей: авангарда, центра, который арабы называли «сердцем», правого и левого крыльев и арьергарда. Фланги обоих крыльев прикрывала кавалерия. Расчлененный по фронту и в глубину боевой порядок арабов обеспечивал высокую тактическую маневренность и питание боя из глубины. По словам арабского историка Табори (838–923 гг.), этот боевой порядок арабы впервые применили в 634 г. в бою при Адшнайдене в Сирии, где они разбили византийскую армию.


1. Хорасанский тяжеловооруженный всадник, середина VII в.
2. Тюрок из Трансоксианы, начало VIII в.
3. Арабский пехотинец, конец VII в.
4. Иранский конный лучник, конец VII в.

Успехи арабского войска обычно подготавливались подрывной работой в среде очередного объекта нападения. Командование арабов широко пользовалось всеми способами разложения противника - подкупом, устрашением, проявлением «гуманности», вероломством и т. п. Так, в 712 г. арабы, воспользовавшись изменой Юлианна, в трехдневном бою разгромили вестготов.
Наибольшего могущества арабское государство достигло в период правления династий Омейядов (661–750 гг.). Арабы к этому времени, сломив сопротивление берберских племен, завоевали Северную Африку, затем Вестготское королевство на Пиренейском полуострове и вторглись в Галлию, но были разбиты франками в бою при Пуатье. Одновременно арабы вели успешные войны с Византией, хазарами и в северо-западной части Индии. Отбросив хазар за Кавказский хребет, они утвердились в Албании (Азербайджан), Восточной Грузии и Армении. Важное стратегическое значение имело укрепление ими Дербента.
Продвигаясь на Восток, арабы к середине VIII в. завоевали Среднюю Азию - Хорезм, Согдиану, Бухару, подошли к границам Западного Китая, разбили китайское войско и тем самым закрепили за собой территорию Средней Азии. В этот период Арабский халифат превосходил по своим размерам Римскую империю периода ее расцвета. Столицей халифата Омейядов был город Дамаск.


1,2. Пехотинцы гвардии Омейадов, середина VIII в.
3. Всадник гвардии Омейадов, середина VIII в.
4. Омейадский пеший лучник, середина VIII в.

В результате восстания, центром которого были Иран и Ирак, династия Омейядов была свергнута. В 750 г., опираясь на иранских феодалов, к власти пришла династия Аббасидов, которая продержалась у власти до 1055 г. Столицей халифата стал Багдад. При Аббасидах арабский халифат достиг высокого уровня развития. Арабские халифы привлекали к себе ученых многих стран. В Багдаде изучали древнегреческую философию, историю, математику, геометрию, географию, астрономию и медицину. Большое внимание арабы уделяли использованию боевой техники, заимствованной ими в завоеванных странах. Арабские войска обычно сопровождались караваном верблюдов, на которых везли катапульты, баллисты и тараны. Арабы применяли зажигательные снаряды, известные под названием «греческого огня». Широко использовались «нефтяники» - горшки с горящей нефтью. В IX - XI вв. арабское стальное оружие, особенно то, которое делалось в Дамаске, славилось во всем мире.
В период правления Аббасидов было завершено устройство вооруженных сил арабского халифата. Теперь арабы имели постоянную армию из наемников, которая во время войны усиливалась народными ополчениями. Ядро постоянного войска составляла халифская гвардия. Так, например, лучшей частью войска Гренадского халифата при Абдурахмане III (896–961 гг.) была гвардейская пехота, насчитывавшая 15 тыс. славян. Этой гвардии халифат был обязан своими победами. Каждый отряд арабской гвардии имел одинаковое вооружение и носил особую одежду. Боевое значение гвардии во внешних войнах постепенно уменьшалось, так как она все чаще использовалась для борьбы с народными восстаниями.


1. Всадник из Синда, IX в.
2. Трансоксианский конный лучник, конец IX в.
3. Знаменосец Аббасидов, конец IX в.
4. Азербайджанский пехотинец, начало X в.

Лучшей и главной частью арабского войска являлась конница, которая делилась на легкую и тяжелую. Тяжелая конница имела длинные копья, мечи, боевые палицы, боевые топоры и защитное вооружение - более легкое, чем у рыцарей Западной Европы. Легкая конница была вооружена луками со стрелами и длинными тонкими дротиками. Арабы имели тяжелую и легкую пехоту. На вооружении тяжелой пехоты были копья, мечи и щиты; она сражалась в глубоких строях. Пешие лучники действовали преимущественно в рассыпном строю, имея по два мощных лука и по 30 стрел с отточенными наконечниками, твердым древком и железными перьями.
В основу организации арабского войска была положена десятичная система. Самым крупным войсковым соединением был отряд численностью в 10 тыс. человек во главе с эмиром. Этот отряд состоял из 10 войсковых частей (по тысяче воинов в каждой), подразделявшихся на сотни, которыми командовали отдельные начальники. Каждая сотня делилась на две полусотни. Самым мелким подразделением был десяток.
Походный порядок арабов состоял из авангарда, главных сил и арьергарда. Авангард из легкой конницы обычно выдвигался на несколько километров вперед и от себя высылал разведывательные отряды для изучения местности и наблюдения за противником. В голове главных сил двигалась тяжелая конница, прикрытая с флангов отрядами пеших лучников, которые даже при форсированном марше не отставали от всадников. За тяжелой конницей шла пехота. В центре ее походной колонны находились верблюды, нагруженные продовольствием, амуницией и палатками. За пехотой следовал караван верблюдов, который вез осадные и штурмовые машины и полевой госпиталь. Тыл походной колонны охранялся арьергардом. Учреждение полевых госпиталей в арабском войске предания относят к началу IX в. Полевой госпиталь имел верблюдов с носилками, в которых перевозили раненых и больных воинов, верблюды везли палатки, медикаменты и перевязочные средства, медицинский персонал ехал на мулах и на ослах.


1. Нубийский пехотинец, X в.
2. Египетский всадник, конец IX в.
3. Бедуинский наемник, X в.
4. Арабский воин, конец X в.

Останавливаясь на ночь или делая длительный привал, арабское войско, как правило, сооружало укрепленный лагерь, защищая его со всех сторон валом и рвом. «Как только разбит лагерь, - сообщает один арабским писатель, - эмир прежде всего повелевает в тот же день без отлагательства и задержки прорыть ров; этот ров служит для прикрытия армии, препятствует дезертирству, предотвращает попытки нападения и предохраняет против других опасностей, которые могут возникнуть благодаря хитрости противника и всяким неожиданным событиям».
При сближении с противником конница авангарда арабов, завязав бой, постепенно отходила к своим главным силам. В это время строилась тяжелая пехота. Пехотинцы, став на одно колено, прикрывались щитами от неприятельских стрел и дротиков, свои длинные копья они втыкали в землю и наклоняли их в сторону приближавшегося неприятеля. Лучники располагались за тяжелой пехотой, через голову которой осыпали стрелами атакующего неприятеля.


1. Саманидский всадник, X в.
2. Буидский всадник, X в.
3. Пехотинец-дейлемит, начало XI в.
4. Гвардеец Газневидов, середина XI в.

Боевой порядок арабов был расчленен по фронту и в глубину. Каждая из линий, выстраивавшаяся в пять шеренг, имела аллегорическое название: первая линия («Утро псового лая») состояла из рассыпного строя всадников; вторая («День помощи») и третья («Вечер потрясения») линии, являвшиеся главными силами, состояли из кавалерийских колонн или фаланг пехоты, выстраивавшихся в шахматном порядке; в четвертую линию - общий резерв - входили отборные дружины, которые охраняли главное знамя. Общий резерв вступал в бой лишь в крайнем случае. В тылу расположения арабов находился обоз с семействами и стадами. С тыла и флангов их боевой порядок был уязвим, но его высокая маневренность обеспечивала соответствующую перегруппировку сил. Иногда в бою принимали участие и женщины из обоза.
Бой завязывала первая линия, которая старалась расстроить и надломить силы противника. Затем ее поддерживала вторая линия. Главные силы арабов предпочитали вести оборонительный бой, являясь опорой для действий легкой конницы и пехоты.
Арабские войска в бою отличались настойчивостью и упорством. Они обычно стремились охватить фланги боевого порядка врага.
Когда противник был надломлен, они переходили в общее наступление, а затем преследовали его до полного уничтожения. Преследование вела конница.
В укреплении воинской дисциплины арабов большое значение имел ислам. Авторитет Аллаха был моральной основой дисциплины. Ислам обещал за храбрую смерть в бою все блага в потустороннем мире, а здесь, на земле, запрещал воину употребление вина, требовал полного повиновения калифам. Высшим идеалом Коран (священная книга) провозглашал «священную войну» с «неверными», т. е. со всеми, кто не признавал ислама. На этой основе всячески поощрялся воинственный религиозный фанатизм, который имел и экономическую основу - право на долю военной добычи.


1. Андалусский пехотинец, X в.
2. Андалусский всадник, XI в.
3. Берберо-андалусский легкий конник, X в.
4. Андалусский пеший лучник, XI в.

Большое внимание арабы уделяли воспитанию боевых качеств воина. Охота была одним из средств воспитания этих качеств. О своем отце арабский писатель XII в. Усама-Ибн-Мункыз писал: «Охота была его развлечением. У него не было другого дела, кроме сражений, войны с франками (крестоносцами) и переписывания книги Аллаха великого и славного». Для знатного араба достойными делами считались только война и охота. «Мой отец так организовывал охоту, что точно организовывал сражение или важное дело». У арабов очень сильны были пережитки дикости. Так, например, когда в 1148 г. был убит храбрый визирь Рудван, то, по словам Усама-Ибн-Мункыза, «жители Мистра разделили между собою его мясо, чтобы поесть и стать храбрецами»; в древней Аравии особенно ценным считалось съесть печень или сердце убитого храброго воина. В рядах арабского войска сражались не только мужчины, но и женщины.


1. Фатимидский воин из гвардии халифа, начало XI в.
2. Всадник Сахарской племенной конницы, середина XI в.
3. Фатимидский всадник, XI в.
4. Фатимидский городский ополченец, конец XI в.

Многочисленные захватнические войны, которые вели арабы, определяли характер их стратегии. Быстрота стратегических маневров обеспечивалась высокой подвижностью войска. В тактике преобладали оборонительные действия с целью ослабления противника. Разгром врага всегда завершался энергичными контратаками и преследованием. Расчленение боевого порядка и высокая дисциплина позволяли хорошо управлять боем.
Пехота арабов поддерживала конницу и являлась опорой боевого порядка. Взаимодействие пехоты и конницы обеспечивало успех в бою. «Бог любит тех, которые бьются во имя его в таком боевом порядке, как если бы он был одним крепко слитым зданием». Таково основное тактическое требование, изложенное в Коране.
В 1110 г. правитель Антиохии Танкред во главе рыцарского войска выступил против арабов. Арабская конница вступила в бой с передовыми отрядами рыцарей. «Из Шайзара, - пишет Усама-Ибн-Мункыэ, - в этот день выступило много пехоты. Франки бросились на них, но не могли сбить с места. Тогда Танкред разгневался и сказал: «Вы - мои рыцари и каждый из вас получает содержание, равное содержанию ста мусульман. Это «сержанты» (он разумел пехотинцев) и вы не можете выбить их с этого места». «Мы боимся только за лошадей, - ответили ему, - если бы не это, мы бы их затоптали и перекололи копьями». «Лошади - мои, - сказал Танкред, - всякому, у кого будет убита лошадь, я заменю ее новой». Тогда франки несколько раз атаковали наших пехотинцев и семьдесят лошадей у них было убито, но они не могли сдвинуть наших со своего места». Но не всегда арабы проявляли такую стойкость. Так, в бою при Аскалоне пыль, поднятая в тылу рыцарского войска скотом, захваченным у арабов, вызвала в рядах арабского войска панику.
На походе арабы соблюдали строгий порядок. Усама-Ибн-Мункыз писал: «До следующего понедельника я набрал 860 всадников. Я взял их с собою и отправился в землю франков (крестоносцев). Мы делали привалы по сигналу трубы и по сигналу же отправлялись снова в путь».
Западноевропейские рыцари не могли вести преследование с целью завершения победы полным уничтожением противника. Арабская легкая конница действовала иначе. Говоря о бое при Аскалоне, Усама-Ибн-Мункыз пишет: «Если бы мы в таком же числе и победили их (крестоносцев) так, как они победили нас, то мы бы уничтожили их».


1. Всадник Хамданидов, конец X в.
2. Армянский мусульманин, живущий в районе границы. X в.
3. Пограничный воин из Малатьи, конец X в.
4. Конный лучник-сельджук, конец XI в.

Боевые порядки арабов изменялись в ходе войн и являлись результатом накопленного боевого опыта в борьбе с различными противниками.
Обобщенный опыт боевых построений изложен в арабской рукописи XIII в. неизвестного автора, где говорится о семи фигурах, по форме которых выстраивались войска.
Первые две фигуры - полумесяц ; один полумесяц с заостренными концами фигуры, второй «отличается тем, что каждая дуга обоих рядов двух боковых сторон и тыльной стороны имеет два отдельных конца, а оба конца большой дуги выступают над меньшей на четвертую часть расстояния между концами маленькой дуги». Количество шеренг в центре должно быть невелико, а заостренные фланги выполняют функции отрядов, выделенных для засады. Эти фланговые отряды должны наступать быстрее центра до тех пор, пока не замкнется кольцо окружения противника. В этом боевом порядке, по словам неизвестного автора, «заключены принципы военной хитрости и искусство окружения врагов божьих и победы над ними».
Третья фигура - квадрат , в котором ширина должна быть соразмерена с глубиной (если ширина равна двум милям, то глубина - одной); ширину надо иметь в два раза больше, чем глубину. И в этом случае автор рекомендует выделять на фланги засады, которые должны состоять из нескольких отрядов, имеющих задачу обеспечивать боевой порядок.
Четвертая фигура - перевернутый полумесяц . В этом боевом порядке удобнее выдвигать засады вперед с флангов. «Цель этого порядка заключается в том, чтобы не дать противнику заметить, как часто выдвигаются вперед засады».
Пятая фигура - ромбовидное построение . «Этот порядок при небольшой глубине имеет значительную ширину. Он отличается большой легкостью, подвержен меньше всего различным изменениям при расстройстве рядов, весьма часто применяется в наше время, требует не особенно большого искусства и опытности при построении, которое совершается мгновенным приказом по всему войску. Этот порядок имеет большое преимущество потому, что своей шириной, формой построения и большой численностью наводит страх на противника и сверх того он требует меньше засад, чем другие. Этот порядок применяется, когда противник обладает таким численным превосходством, что среди мусульман понижается боевой дух. Тогда они стараются сами ободрить себя и выстраиваются этим широким строем, чтобы навести страх на противника».
Шестая фигура - полуромб . Ширина этого боевого порядка меньше глубины (ширина равна одной мили, глубина - шести милям).
Седьмая фигура - форма круга . Применяется тогда, «когда численность противника намного превышает силу мусульман и поле битвы велико». Этот боевой порядок «дает возможность создать круговую оборону, поддержать взаимно друг друга и одержать победу». Этот боевой порядок автор арабской рукописи считает самым слабым.
Характерной чертой большинства рассмотренных форм боевых порядков являлось стремление к окружению противника и борьбе в окружении, но не выход из него. Геометризм - вторая, но уже внешняя их особенность. Наконец, надо отметить идею активности, которая лежит в основе всех этих боевых порядков, что выгодно отличает их от боевых порядков, рекомендованных античными авторами.
Военное искусство арабов оказало заметное влияние на страны Западной Европы. Столкновения с дисциплинированной и подвижной арабской конницей, основой тактики которой был маневр, многому научило малоподвижных, закованных в тяжелые доспехи, недисциплинированных европейских рыцарей. Одним из следствий войн с арабами в период крестовых походов было создание крестоносцами военной организации - духовных рыцарских орденов.
Одновременно необходимо отметить, что арабское военное искусство многое заимствовало у византийцев, славян, персов, индусов, народов Средней Азии и китайцев.

Закаленные в боях, одушевленные религиозным энтузиазмом, который давал им силу пренебрегать смертью, мусульманские войска перешли при первом халифе, Абу Бакре , за границы Аравии и при втором халифе, Омаре , одновременно вели победоносные войны против могущественных государей Востока, византийского императора и персидского царя. Персия (Иран) и Византия , еще недавно воевавшие между собою за владычество над западной Азией, подверглись теперь с юга нападению нового врага, на которого сначала смотрели с презрением и который, пользуясь их внутренними смутами, быстро низверг престол персидского царя и отнял много владений у византийского императора. Говорят, что в десятилетнее правление Омара (634-644 гг.) сарацины разрушили в землях неверных 36.000 городов, селений и крепостей, 4.000 христианских церквей и персидских храмов и построили 1.400 мечетей.

Вторжение арабов в Ирак. «Битва цепей», «Битва глаз» и «Битва у моста»

Еще при Абу Бекре Усама, сын Зайда, возобновил поход в Сирию, прерванный смертью пророка Мухаммеда . Халиф послал его покорить восставшие арабские племена сирийской границы. Подавая воинам пример смирения и дисциплины, Абу Бекр пошел пешком провожать войско и прошел часть пути, не дозволяя военачальнику сойти с верблюда, чтобы посадить его или идти рядом с ним. Подавив мятежи против ислама в самой Аравии , Абу Бекр дал более широкий размер походам для завоеваний. Полководец Халид , «меч Божий и бич неверных», вступил в Ирак (632 г.). Персидское (иранское) государство было тогда очень ослаблено междоусобиями и дурным управлением. Приближаясь к границе, Халид написал персидскому полководцу Гормузу: «Обратись в ислам и спасешься; доставь себе и своему народу наше покровительство и давай нам дань; иначе вини только самого себя, потому что я иду с воинами, любящими смерть не меньше, чем вы любите жизнь». Ответом Гормуза был вызов на поединок. Войска встретились при Хафире; это сражение называется у арабов «Цепной битвой», потому что персидские воины были соединены друг с другом цепями. И тут, и в следующих трех сражениях неприятельские войска были побеждены искусством Халида и храбростью мусульман. На берегу Евфрата было убито такое множество пленных, что река стала красной от их крови.

Черный орел, бывший знаменем Халида, стал ужасом неверных и внушал мусульманам уверенность в победе. Халид подошел к городу Хире, где уже несколько столетий царствовала, поселившись со своим племенем к западу от Вавилона на окраине пустыни под верховной властью персидского государства, арабская христианская династия Лахмидов. Начальники города вступили в переговоры с Халидом и купили гражданам мир, согласившись платить дань, их примеру последовали другие арабы вавилонской равнины. По мере того, как уходили от них иранские войска, они покорялись халифу, который велел своему полководцу поступать с новыми подданными милостиво. После победы в «битве глаз», названной так потому, что многие персы были ранены в глаза арабскими стрелами, сдался Халиду стоявший подле места битвы на берегу Евфрата укрепленный город Анбар. Этим было завершено покорение всей западной части равнины Евфрата. Халид отправился на богомолье в Мекку, а потом был послан халифом к войску, которое завоёвывало Сирию .

Вторжение Халида ибн ал-Валида в Ирак (634 г.)

Но когда Aбy Бекр отозвал Халида с Евфрата, военные действия арабов там пошли плохо, потому что другие их военачальники были менее храбры и осторожны, чем Халид, а персами стала править энергичная царица Ардемидохт, дочь Хосрова II. К несчастью для персов её царствование было непродолжительно; ее убил полководец Рустум в отмщение за смерть своего отца Гормуза. Через 40 дней после победы, одержанной арабскими войсками на Ярмуке , мусульмане на востоке, перешедшие за Евфрат, потерпели полное поражение в битве, которую называют они «сражением у моста» (октябрь 634 г.). Долго после того они могли держаться только в вавилонской пустыне. Иранцы не одолели вполне мусульман лишь потому, что в ктесифонском дворце их государей шли бурные перевороты, мешавшие ведению войны. Заговоры вельмож, интриги женщин быстро возводили на престол и низвергали одного царя за другим. Наконец персы возложили окровавленную диадему на юношу Йездегерда и надеялись, что теперь смуты прекратятся. Но халиф Омар в это время прислал подкрепления арабскому войску и назначил главнокомандующим талантливого полководца, Саада Ибн Абу Ваккаса. Это дало войне новый оборот и по странному совпадению фактов «эра Йездегерда», установленная персидскими астрономами, стала обозначать эпоху падения династии Сасанидов и иранской национальной религии Зороастра.

Битва при Кадисии (636 г.)

Саад отправил к Йездегерду посольство с требованием, чтоб он принял ислам или платил дань. Молодой персидский царь выгнал послов и приказал своему полководцу Рустуму идти за Евфрат, чтобы прогнать мусульман назад в Аравию. Рустум вступил с ними в битву при Кадисии, на песчаной равнине у окраины пустыни. Она шла четыре дня (636 г.), но, несмотря на численное превосходство иранцев, арабы одержали в ней полную победу. Государственное знамя Сасанидов, леопардова кожа, вышитая жемчугом и украшенная дорогими камнями, стало добычей победителей. После победы при Кадисии весь Ирак покорился халифу.

Битва при Кадисии. Миниатюра к рукописи «Шахнаме» Фирдоуси

Чтоб упрочить за собой это завоевание, арабы построили на западном берегу Шатт-эль-Араба, приблизительно в равном расстоянии между слиянием Евфрата и Тигра и устьем реки, крепость Басру. Местоположение города было выгодно для торговли с Индией; почва его окрестностей, «белая земля», была плодородна. Из небольшой крепости Басра скоро сделалась огромным торговым городом, и флот, построенный на её верфях, стал господствовать на персидском заливе.

Взятие Ктесифона (Мадаина) арабами (637 г.)

Перерезанный реками и каналами, имевший много крепостей, Ирак мог бы представить большие затруднения войскам арабских завоевателей, чью главную силу составляла конница; крепкие стены сасанидской столицы Мадаина (Ктесифона ), устоявшие против таранов римлян, могли бы долго обороняться от арабов. Но энергия персов была подавлена верованием, что пришел час гибели их царства и религии. Когда магометане перешли Евфрат, они находили почти все города оставшимися без защитников: персидские гарнизоны уходили при их приближении. Почти не встречая сопротивления, арабы перешли на восточный берег Тигра и двинулись на Мадаин. Шах Йездегерд, взяв с собою священный огонь и часть царской казны, бежал в горы Мидии и заперся в Хольване, оставив свою столицу на произвол арабов. Вошедши в огромный, покинутый почти всеми жителями, город с великолепными дворцами и садами, Саад произнес слова Корана : «Как много садов покинули они, и ручьев и нив, как много прекрасных мест, которыми они наслаждались! Все это Бог отдал другому народу, и ни небо, ни земля не плачут о них». Он велел снести все богатства города в Белый дворец, в котором поселился и, отделив по закону пятую долю для отправки в мединскую казну халифа, разделить остальную добычу между воинами. Она была так громадна, что каждый из 60.000 воинов получил на свою долю 12.000 дирхемов (драхм) серебра. Драгоценности, находившиеся в залах Белого дворца, изумляли мусульман: они смотрели на золотые, серебряные вещи, украшенные дорогими камнями и на произведения индийской промышленности, не умея понять, к чему все это служило, не умея и оценить этих вещей.

Самым удивительным из произведений искусства, найденных арабами во дворце, был ковер длиною в 300, шириною в 50 локтей. Рисунок на нем изображал сад; цветы, фрукты и деревья были вышиты золотом и выложены дорогими камнями; кругом всего шел венок зелени и цветов. Саад послал этот чрезвычайно дорогой ковер халифу. Омар не умел понять, какую прелесть имеет дивное произведение искусства и трудолюбия, разрезал ковер и роздал куски сподвижникам пророка. Один тот кусок, который был дан Али , стоил 10.000 дирхемов. В залах Белого дворца, развалины которого сохранились до сих пор, арабы нашли множество оружия, украшенного дорогими камнями, царскую корону с огромными брильянтами, золотого верблюда, огромные массы мускуса, амбры, сандала и камфары. Персы примешивали камфару к воску для свеч, которыми освещался дворец. Арабы приняли камфару за соль, отведывали ее и дивились, что у этой соли горький вкус.

Основание Куфы

Со вступлением мусульман в Мадаин (637 г.) начался упадок этой великолепной столицы Сасанидов. На правом берегу Евфрата, на юг от развалин Вавилона, арабы построили город Куфу. Правитель Месопотамии стал жить в этом городе. Омар опасался, что если центром управления сделать Мадаин, то арабы в этом роскошном городе забудут простоту нравов, усвоят себе изнеженность и пороки персидских его жителей, потому велел построить новый город для резиденции наместника. Местоположение было выбрано здоровое и соответствовавшее военным надобностям. Жилища были построены из кирпича, тростника и асфальта. Первыми поселенцами были старые воины; другие арабы, селившиеся в Куфе, научились от них быть гордыми, всегда готовыми к мятежу. Куфа скоро стала опасна халифу своей надменностью, так что уже Омар был вынужден назначить правителем этого города Мугиру, самого беспощадного из своих полководцев, чтоб он обуздывал непокорных.

Арабские воины эпохи великих завоеваний

Завоевание Ирана арабами

Овладев Мадаином, арабы пошли на север в мидийские горы. Шах Йездегерд бежал из Хольвана дальше, в более безопасные области, оставляя народ на произвол судьбы. Народ был мужественнее царя. Пока Йездегерд прятался в недоступных горах северо-восточного Ирана, войска его храбро сражались при Джалуле и Нехавенде на юг от Хамадана (Экбатаны). Они были побеждены, но мужеством своим восстановили честь персидского имени. Взяв Хольван и Хамадан, арабы пошли по следам бежавшего царя на северо-восток, проникли до гор южного берега Каспийского моря, где лежат роскошные долины между высот, на которых свирепствуют вьюги, и овладели плодородными полями той местности, где ныне стоит Тегеран и развалины древнего Рея свидетельствуют о прежнем богатстве и образованности.

Омар считал преждевременным для арабов идти дальше в неизвестные горные области; он полагал, что прежде надо овладеть югом Ирана, где некогда стояли великолепные города Сузы и Персеполь, а также северной Месопотамией и Арменией. По приказанию халифа, Абдаллах Ибн Ашар перешел обратно через Тигр южнее Мосула, покорил Месопотамию и у Эдессы соединился с победоносным сирийским войском. В то же время Саад пошел из Куфы и Басры в Хуштан (Сузиану), овладел после упорной битвы городом Шустером и послал взятого в плен храброго сатрапа Гормузана (Гормозана) в Медину, чтоб Омар сам решил его судьбу. Персидский вельможа въехал в Медину одетый великолепно в порфире и в тиаре, богато украшенной дорогими камнями; он изумился, нашедши повелителя мусульман в простой шерстяной одежде спящим на пороге мечети. Омар велел сорвать с Гормузана знаки его высокого сана и сказал, что он должен быть казнен за упорное сопротивление, стоившее жизни множеству мусульман. Персидский вельможа не струсил и напомнил халифу, что исполнял обязанность верного подданного. Омар перестал грозить; Гормузан принял веру в Аллаха, разрушившего персидское царство и религию Зороастра, и стал одним из любимцев Омара. Сузиана и Фарсистан, где в долине Мердашта стоят развалины Персеполя, были после довольно слабого сопротивления покорены арабами; обе эти области и все земли до Кермана и до пустыни были отданы под управление мусульманским начальникам. Халиф велел произвести перепись народа, оценку имущества и установить размер подати с продуктов земледелия и стад.

Гибель последнего сасанидского шаха Йездегерда

Мусульмане пошли большими войсками и мелкими отрядами дальше по Ирану, а несчастный Йездегерд, бежавший к восточной границе, просил помощи у тюрков и китайцев. Арабы овладели Исфаханом, Гератом, Балхом. Всё от прекрасной Шустерской долины до Келата, Кандагара и хребта, отделяющего Персию от Индии, было покорено воинами ислама. Омар уже умер, когда была решена судьба Ирана и последнего иранского царя. Йездегерд, собрав остатки персидских войск и получив помощь от тюрков , пришел в Хорасан. После долгой борьбы он был убит изменником (около 651 г.). Где и когда это было, мы не знаем с точностью; до нас дошло только известие, что при переправе через какую-то реку его убил мельник, чтоб завладеть его перстнями и браслетами.

Так умер внук Хосрова Великого ; его сын Фируз, продолжавший называть себя царем персидским, жил при дворе императора китайского; с внуком Йездегерда прекратился род Сасанидов по мужской линии. Но царевны персидской династии, взятые в плен, были сделаны женами или наложницами победителей, и потомство арабских халифов и имамов было облагорожено примесью крови персидских царей.

Зороастризм и ислам после арабского завоевания Ирана

С гибелью Сасанидов была обречена и религия Зороастра . Персы не перешли в ислам так быстро, как сирийские христиане, потому что разница между дуализмом персидской религии и единобожием мусульманства была очень велика, а зороастрийские маги пользовались сильным влиянием на народ. Не было в Персии и той помощи распространению ислама, какую давало ему в Сирии соседство Аравии. Напротив близость языческой Индии служила поддержкой религии Зороастра: притом иранские горные племена были очень упорны в своих привычках. Потому неудивительно, что старинная персидская вера долго боролась против ислама, и её приверженцы временами устраивали сильные восстания. Но религия Зороастра, первоначально проникнутая возвышенными идеями и отличавшаяся чистотою своего нравственного учения, давно исказилась иноземными влияниями, утратила нравственную чистоту среди роскоши и разврата персов, стала пустою формальностью, потому не могла выдержать борьбы против новой веры, не только обещавшей своим последователям небесное блаженство, но и дававшей им земные выгоды. Порабощенный перс делался братом своих победителей, приняв их веру; потому иранцы массами переходили в ислам. Поначалу они избавлялись этим от платежа дани и платили только наравне с самими арабами налог, предназначенный для пособия бедным . Но, принимая ислам, они вносили в него свои прежние религиозные понятия, а в арабские школы они внесли свои литературные воспоминания. Вскоре после смерти Йездегерда, арабы перешли за Окс (Амударью) и Яксарт (Сырдарью), оживили остатки древней культуры в Бактрии, в Согдиане и распространили учение Мухаммеда в областях по верховью Инда. Города Мерв, Бухара, Балх, Самарканд, обведенные обширным кругом стен, внутри которого находились сады и нивы, сделались оплотами этих областей от вторжений тюрков и кочевых племен, стали важными торговыми центрами, в которых шел обмен восточных товаров на западные.

Иранский зендский язык был забыт, вышел из употребления и пехлевийский язык. Книги Зороастра заменились Кораном, жертвенники служения огню были разрушены; только у некоторых племен, живших среди пустыни или в горах, сохранялась прежняя религия. В горах Эльбруса и в других малодоступных горных местностях несколько столетий держались огнепоклонники (гебры), верные религии предков; мусульмане временами преследовали их, временами оставляли без внимания; число их уменьшалось; одни эмигрировали, остальные приняли ислам. Небольшая община парсов после долгих бедствий и странствований нашла себе приют на Гуджаратском полуострове в Индии, и потомки этим, огнепоклонников до сих пор сохраняют веру и обычаи предков. Покоренные арабами персы скоро приобрели на них нравственное влияние, стали преподавателями в новых мухаммеданских городах, сделались арабскими писателями; их влияние стало особенно велико, когда халифат перешел под власть династии Аббасидов , которая покровительствовала персам. С пехлевийского языка были переведены на арабский басни Бидпая и «Царская книга».

Скоро приняли ислам жители Бухары и Туркестана. В правление Муавии храбрый Мухаллаб и отважный сын Зияда, Абад, покорили страну от Кабула до Мекрана; другие полководцы ходили в Мултан и Пенджаб. Ислам распространялся и в этих землях. Он стал господствующей религией западной части Азии. Только Армения осталась верной христианству; но армяне составляли особую церковь, отделившуюся от вселенской, и платили дань мухаммеданам. Впоследствии мусульмане дошли до Кавказа, воевали там с хазарами и приобрели исламу последователей в Тбилиси и Дербенте.



Просмотров