Философская насыщенность поэзии пастернака. Пастернак б. л. Философская лирика Пастернака

Философская лирика. Настоящий талант никогда не остается незамеченным. Особен­но, если это талант настоящего поэта. Именно таким - настоящим, талантливым поэтом был Борис Пастернак. Всю свою творческую жизнь он посвятил раскрытию общечеловеческих, мировоззренчес­ких проблем, решению важнейших философских вопросов, поис­кам правды и смысла жизни. Его всегда волновал человек, его душа, его нравственность, его духовная жизнь. Стихотворения Бориса Па­стернака - это всегда размышления о времени, о жизни и смерти, о природе искусства, о назначении творчества вообще и поэзии в частности, о чуде человеческого существования. Само мироздание он часто воспринимал как отражение духовного мира человека:

И сады, и пруды, и ограды,

И кипящее белыми воплями

Мирозданье - лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.

Душа лирического героя Пастернака феноменальна в своем со­страдании ко всему живому и вообще - в жизнелюбии. Его душа ощущает и осознает всю хрупкость жизни на земле и катастрофи­ческую нехватку чувства сострадания. Именно эти качества души лирического героя и определяют, главным образом, философскую лирику поэта, которая умным и чутким людям помогает прибли­зиться к самой сути бытия.

Безусловно, Пастернак осознавал, что понять мир во всем его многообразии невозможно. Человек может лишь учиться открывать его для себя. А для этого нужно быть, прежде всего, наблюдатель­ным, внимательным ко всем проявлениям жизни. Одному это уда­ется в большей степени, другому - в меньшей. Но стремиться к познанию мира необходимо постоянно. Пастернаку, который посвя­щал изучению жизни всего себя, удалось сделать очень много пре­красных, грустных и порой неожиданных открытий.

Философские размышления о мире и смысле жизни обычно ассоциируются у нас с глубоким проникновением в тайны Вселен­ной, с поисками чего-то, доступного лишь избранным, сложного, многогранного и необъяснимого.

Поэт же всегда понимал и принимал этот мир таким, какой он есть, во всей его красоте и простоте. Действительно, для Пастерна­ка мир был предельно прост и ясен. «Вселенная проще, чем иной полагает хитрец», - утверждал поэт, отрицая всякое надуманное и искусственное философствование над загадками мироустройства. Этот мир для поэта заключается в том, что «в доме хохот, и стекла звенят, в нем шинкуют, и квасят, и перчат, и гвоздики кладут в маринад».

И его лирический герой не перестает удивляться и радоваться этому миру, потому что именно в простоте заключена его красота, только нужно понимать это и уметь находить ее во всем, что тебя окружает, - в капельке росы, в шорохе листа, во взмахе крыла ба­бочки, в улыбке прохожего. Однако при всей своей простоте этот мир наполнен загадками, которые поэту еще предстоит разгадать; он живет по своим законам; в нем существуют довольно сложные вза­имосвязи, переплетения человеческих судеб, переплетения душ, похожих на маленькие миры. Вот в этом переплетении, в этих вза­имосвязях и законах и стремится разобраться Б. Пастернак, давая обещание самому мирозданию:

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою.

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

Любуясь простой красотой мира, проникая в самую суть явле­ний жизни, подчеркивая каждую деталь, поэт осознает и то, что жизнь человека далеко не проста. Каждому на этой земле предна­чертан свой путь, и

…продуман распорядок действий, и неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти.

И в этой жизни человек должен испытать все, что ему отмере­но: радость, печаль, счастье и горе, сомнения и уверенность в пра­вильности своего пути.

Борис Пастернак никогда не воспринимал мирскую жизнь че­ловека как конечную и бренную. Наоборот, он относился к тайне бытия как к подарку Творца, «на который человек и весь мир могут отвечать только изумлением и слезами». А поэт, по мнению Пас­тернака, получает от Творца наиболее щедрый подарок - способность видеть мир «по-новому и как бы впервые», отмечать в нем то, что недоступно другим.

В этом смысле поэтическое творчество сродни детству и счастью. И этот дар, как все таинственное и исключительное во Вселенной, поэт пытается осмыслить с философских позиций. Обыденность он возвел в царство поэзии и поселил там навеки.

Пастернак признавался, что всю свою жизнь он провел в борьбе за «неслыханную простоту» языка, за его первозданность и перво- родность. Порождающей силой для него часто становилась тради­ция: чужое порождало в нем свое. Так, Пастернак откликался на поэзию Шекспира, Фета, Блока, Цветаевой, воспринимал ее, пере­осмысливал. Его лирика полна скрытых цитат, интонационных при­мет его современников и предшественников, и в этом проявилось еще одно достоинство его Музы.

У всех упомянутых классиков мировой литературы встречают­ся размышления о предназначении поэта.

Но Пастернак смотрит на это предназначение по-своему. Его оп­ределение поэзии совершенно не похоже на мысли, высказываемые его предшественниками, современниками или последователями:

Это - сладкий заглохший горох,

Это - слезы вселенной в лопатках,

Это - с пультов и флейт - Фигаро

Низвергается градом на грядку.

Странно. Ново. Непонятно, если не учитывать главного в этом определении, самой его сути: поэзию рождает сочетание низкого и высокого, простого и сложного, земного и возвышенного. В этом основная философская мысль автора. Но свести в единое целое так далеко отстоящие друг от друга понятия по силам только настоя­щему гению. В вечном стремлении к центру человеческого долга Б. Пастернак всегда оказывался впереди своего времени. Ведь день поэта намного больше века спящей души:

И полусонным стрелкам лень

Ворочаться на циферблате.

И дольше века длится день,

И не кончается объятье.

И потому, наверное, раньше других поэт ощутил перемены в современном ему обществе. Эти перемены не могли не отразиться на мироощущении Пастернака. В свете общественных и социальных событий поэт по-новому взглянул на человека, на его жизнь и пред­назначение. Если в его ранней лирике мы чаще всего видим чело­века созданным природой, существующим в неразрывной связи с ней, то в более поздних произведениях человек осмысливается им с позиций истории. Поэт подчеркивает теперь, что человек «живет не в природе, а в истории», так как он «не поселенец какой-либо географической точки», а «обитатель времени». Суровое время по­ставило новые, более жестокие условия и самому поэтическому твор­честву. Теперь Пастернак осознает всю сложность выбранного им жизненного пути, всю неоднозначность И порой опасность своего призвания:

Напрасно в дни великого совета,

Где высшей страсти отданы места,

Оставлена вакансия поэта:

Она опасна, если не пуста.

В конце своего жизненного пути Б. Пастернак приходит к утвер­ждению идеи духовного возвышения через самоуничижение и стра­дание. Творческая личность слагает с себя всякую исключитель­ность, отказывается от предложенных ей привилегий, чтобы созна­тельно разделить участь рядового большинства.

Он отказывается без противоборства,

Как от вещей, полученных взаймы,

От всемогущества и чудотворства,

И был теперь, как смертные, как мы.

Только Бог может выбирать участь смертного человека - вот основная мысль поздней лирики Пастернака. Идея всемогущего, всевидящего Бога проходит через все творчество поэта, оставаясь, наверное, единственной идеей, не претерпевшей существенных из­менений и разочарований. И все же в этих стихах отражаются ми­ровоззрение, судьба, жизнь их автора. Потому слова, сказанные Пастернаком о древнегреческой поэзии: «Мифы о богах становятся биографиями поэтов», можно смело отнести к нему самому.

Среди русских поэтов серебряного века Б. Пастернак занимает особое место. Его произведения отличаются философским настроем независимо от того, писал ли он о природе, или о состоянии собственной души, или о сложных человеческих взаимоотношениях.

Склонность к философскому осмыслению жизни характеризует все творчество Б. Пастернака. Он - поэт-мыслитель, и с самых ранних своих стихов задумывается о сущности мира. Центральная категория поэтической философии Б. Пастернака - «живая жизнь». Она - мощная всеобъемлющая стихия, объединяющая человеческую личность и ее окружение:

Казалось альфой и омегой, -

Мы с жизнью на один покрой:

И круглый год, в снегу, без снега,

Она жила, как аНет е§о,

И я назвал ее сестрой.

Поэтому природа в изображении Б. Пастернака - не объект описания, а живая и действующая личность. Не поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами, а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли и живут внутри его души. Природа и состояние души поэта слиты воедино. Особенно ярко это единение ощущается в стихотворениях «Июльская гроза», «Никого не будет в доме...», «Зимняя ночь».

Философичность лирики Б. Пастернака определяется его постоянным мыслительным усилием, направленным на поиски основ, конечных целей и первопричин:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Во многих произведениях Б. Пастернака, относящихся к самым разным периодам его творчества, ощутимо настойчивое желание «докопаться до сути». Поэтому, говоря о каких-либо вещах он не только стремится показать, каковы они, но и проникнуть в их природу.

Мой друг, ты спросишь, кто велит,

Чтоб жглась юродивого речь?

В природе лип, в природе плит,

В природе лета было жечь.

Это типичный ход мысли Б. Пастернака: не «лето было жарким», а «в природе лета было жечь», то есть такова сущность лета. И поэт постоянно вглядывается в каждый предмет, пытается проникнуть вглубь. Часто Б. Пастернак строит стихотворение как определение, передавая не только впечатление от предмета, но и его понятие, идею. Отдельные его стихи так и называются: «Определение души», «Определение поэзии» и т. д. И во многих его стихах возникают такие определяющие конструкции, воспроизводящие чуть ли не стиль учебника или толкового словаря:

Поэзия, я буду клясться

Тобой, и кончу, прохрипев:

Ты не осанка сладкогласца,

Ты- лето с местом в третьем классе,

Ты - пригород, а не припев.

Поэт не боится сухости умозаключений. Он охотно выводит формулы изображаемого, исследует его свойства и состав, вычисляет:

Мы были в Грузии. Помножим

Нужду на нежность, ад на рай,

Теплицу льдам возьмем подножьем,

И мы получим этот край.

В позднем творчестве Б. Пастернака предметом философского осмысления становится судьба, а также взаимоотношения человека и истории. Личность, являющаяся носительницей подлинных нравственных ценностей, внешне неприметна, живет не напоказ, но совершает подвиг добровольной жертвы, самоотдачи во имя торжества жизни, бытия, истории. Отдельная личность обладает абсолютной значимостью, но лишь в гармонии и единстве с жизнью:

Твой поход изменит местность.

Под чугун твоих подков,

Размывая бессловесность,

Хлынут волны языков.

Крыши городов дорогой,

Каждой хижины крыльцо,

Каждый тополь у порога

Будут знать тебя в лицо.

Б. Пастернаку пришлось пережить страшные времена: две мировые войны, революции, сталинский террор, разруху послевоенных лет. Ко всем годам жизни и творчества выдающегося поэта можно применить его слова: «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно - что жилы отворить». Но стихи Б. Пастернака с их устремленностью к сути, с их утверждением жизни и гармонии противостояли времени и самим фактом своего существования служили возрождению культуры.

Пастернак Б. Л.

Сочинение по произведению на тему: Философская насыщенность лирики Б. Пастернака

Среди русских поэтов серебряного века Б. Пастернак занимает особое место. Его произведения отличаются философским настроем независимо от того, писал ли он о природе, или о состоянии собственной души, или о сложных человеческих взаимоотношениях.

Склонность к философскому осмыслению жизни характеризует все творчество Б. Пастернака. Он - поэт-мыслитель, и с самых ранних своих стихов задумывается о сущности мира. Центральная категория поэтической философии Б. Пастернака - «живая жизнь». Она - мощная всеобъемлющая стихия, объединяющая человеческую личность и ее окружение:

Казалось альфой и омегой, -

Мы с жизнью на один покрой:

И круглый год, в снегу, без снега,

Она жила, как аНет е§о,

И я назвал ее сестрой.

Поэтому природа в изображении Б. Пастернака - не объект описания, а живая и действующая личность. Не поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами, а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли и живут внутри его души. Природа и состояние души поэта слиты воедино. Особенно ярко это единение ощущается в стихотворениях «Июльская гроза», «Никого не будет в доме.», «Зимняя ночь».

Философичность лирики Б. Пастернака определяется его постоянным мыслительным усилием, направленным на поиски основ, конечных целей и первопричин:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Во многих произведениях Б. Пастернака, относящихся к самым разным периодам его творчества, ощутимо настойчивое желание «докопаться до сути». Поэтому, говоря о каких-либо вещах он не только стремится показать, каковы они, но и проникнуть в их природу.

Мой друг, ты спросишь, кто велит,

Чтоб жглась юродивого речь?

В природе лип, в природе плит,

В природе лета было жечь.

Это типичный ход мысли Б. Пастернака: не «лето было жарким», а «в природе лета было жечь», то есть такова сущность лета. И поэт постоянно вглядывается в каждый предмет, пытается проникнуть вглубь. Часто Б. Пастернак строит как определение, передавая не только впечатление от предмета, но и его понятие, идею. Отдельные его стихи так и называются: «Определение души», «Определение поэзии» и т. д. И во многих его стихах возникают такие определяющие конструкции, воспроизводящие чуть ли не стиль учебника или толкового словаря:

Поэзия, я буду клясться

Тобой, и кончу, прохрипев:

Ты не осанка сладкогласца,

Ты- лето с местом в третьем классе,

Ты - пригород, а не припев.

Поэт не боится сухости умозаключений. Он охотно выводит формулы изображаемого, исследует его свойства и состав, вычисляет:

Мы были в Грузии. Помножим

Нужду на нежность, ад на рай,

Теплицу льдам возьмем подножьем,

И мы получим этот край.

В позднем творчестве Б. Пастернака предметом философского осмысления становится судьба, а также взаимоотношения человека и истории. Личность, являющаяся носительницей подлинных нравственных ценностей, внешне неприметна, живет не напоказ, но совершает подвиг добровольной жертвы, самоотдачи во имя торжества жизни, бытия, истории. Отдельная личность обладает абсолютной значимостью, но лишь в гармонии и единстве с жизнью:

Твой поход изменит местность.

Под чугун твоих подков,

Размывая бессловесность,

Хлынут волны языков.

Крыши городов дорогой,

Каждой хижины крыльцо,

Каждый тополь у порога

Будут знать тебя в лицо.

Б. Пастернаку пришлось пережить страшные времена: две мировые войны, революции, сталинский террор, разруху послевоенных лет. Ко всем годам жизни и творчества выдающегося поэта можно применить его слова: «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно - что жилы отворить». Но стихи Б. Пастернака с их устремленностью к сути, с их утверждением жизни и гармонии противостояли времени и самим фактом своего существования служили возрождению культуры.

Среди русских поэтов серебряного века Б. Пастернак занимает особое место. Его произведения отличаются философским настроем независимо от того, писал ли он о природе, или о состоянии собственной души, или о сложных человеческих взаимоотношениях.

Склонность к философскому осмыслению жизни характеризует все творчество Б. Пастернака. Он - поэт-мыслитель, и с самых ранних своих стихов задумывается о сущности мира. Центральная категория поэтической философии Б. Пастернака - «живая жизнь». Она - мощная всеобъемлющая стихия, объединяющая человеческую личность и ее окружение:

Казалось альфой и омегой, -

Мы с жизнью на один покрой:

И круглый год, в снегу, без снега,

Она жила, как аНет е§о,

И я назвал ее сестрой.

Поэтому природа в изображении Б. Пастернака - не объект описания, а живая и действующая личность. Не поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами, а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли и живут внутри его души. Природа и состояние души поэта слиты воедино. Особенно ярко это единение ощущается в стихотворениях «Июльская гроза», «Никого не будет в доме...», «Зимняя ночь».

Философичность лирики Б. Пастернака определяется его постоянным мыслительным усилием, направленным на поиски основ, конечных целей и первопричин:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Во многих произведениях Б. Пастернака, относящихся к самым разным периодам его творчества, ощутимо настойчивое желание «докопаться до сути». Поэтому, говоря о каких-либо вещах он не только стремится показать, каковы они, но и проникнуть в их природу.

Мой друг, ты спросишь, кто велит,

Чтоб жглась юродивого речь?

В природе лип, в природе плит,

В природе лета было жечь.

Это типичный ход мысли Б. Пастернака: не «лето было жарким», а «в природе лета было жечь», то есть такова сущность лета. И поэт постоянно вглядывается в каждый предмет, пытается проникнуть вглубь. Часто Б. Пастернак строит стихотворение как определение, передавая не только впечатление от предмета, но и его понятие, идею. Отдельные его стихи так и называются: «Определение души», «Определение поэзии» и т. д. И во многих его стихах возникают такие определяющие конструкции, воспроизводящие чуть ли не стиль учебника или толкового словаря:

Поэзия, я буду клясться

Тобой, и кончу, прохрипев:

Ты не осанка сладкогласца,

Ты- лето с местом в третьем классе,

Ты - пригород, а не припев.

Поэт не боится сухости умозаключений. Он охотно выводит формулы изображаемого, исследует его свойства и состав, вычисляет:

Мы были в Грузии. Помножим

Нужду на нежность, ад на рай,

Теплицу льдам возьмем подножьем,

И мы получим этот край.

В позднем творчестве Б. Пастернака предметом философского осмысления становится судьба, а также взаимоотношения человека и истории. Личность, являющаяся носительницей подлинных нравственных ценностей, внешне неприметна, живет не напоказ, но совершает подвиг добровольной жертвы, самоотдачи во имя торжества жизни, бытия, истории. Отдельная личность обладает абсолютной значимостью, но лишь в гармонии и единстве с жизнью:

Твой поход изменит местность.

Под чугун твоих подков,

Размывая бессловесность,

Хлынут волны языков.

Крыши городов дорогой,

Каждой хижины крыльцо,

Каждый тополь у порога

Будут знать тебя в лицо.

Б. Пастернаку пришлось пережить страшные времена: две мировые войны, революции, сталинский террор, разруху послевоенных лет. Ко всем годам жизни и творчества выдающегося поэта можно применить его слова: «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно - что жилы отворить». Но стихи Б. Пастернака с их устремленностью к сути, с их утверждением жизни и гармонии противостояли времени и самим фактом своего существования служили возрождению культуры.

Среди русских поэтов XX века Б. Пастернак занимает особое место. Его стихи всегда отличались глубиной чувства, психологизмом, философской насыщенностью независимо от того, писал ли он о природе, о человеческих отношениях или о состоянии собственной души. Б. Пастернаку пришлось пережить страшные времена: две мировые войны, революции, сталинский террор, разруху послевоенных лет. Ко всем годам жизни и творчества выдающегося поэта можно применить его слова: «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно — что жилы отворить». Философские раздумья Б. Пастернака всегда имеют трагическое звучание — это раздумья одинокого человека. Причина одиночества лирического героя Б. Пастернака не в его гордыне или пренебрежительном отношении к людям. Это — одиночество обостренного чувства ответственности за жизнь и за все окружающее:

Я понял жизни цель а. чту Ту цель, как цель, и эта цель — Признать, что мне невмоготу Мириться с тем, что есть апрель.

Природа осмысляется Б. Пастернаком глубоко философски. Это не поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами, а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли в его душу и живут внутри нее. Природа и состояние души поэта слиты воедино. Особенно ярко это единение ощущается в стихотворениях «Июльская гроза», «Никого не будет в доме…», «Зимняя ночь». В стихотворении «Зимняя ночь» проявляется еще одна из центральных тем в творчестве Б. Пастернака — любовь. Это чувство охватывает героев «Зимней ночи» с такой силой, что в него втягиваются комната, дом, весь мир. Любовь метет метелью «во все пределы». Время как будто остановилось:

Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.

Когда герой лирики Б. Пастернака охвачен этим прекрасным чувством, для него «дольше века длится день». Герой лирических произведений ищет истину, стремится к духовному и нравственному совершенству во всем:

Во всем мне хочется дойти До самой сути: В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.

Этот мотив прослеживается в цикле стихотворений, включенных в роман «Доктор Живаго». В них поэт задумывается над трагизмом положения Иисуса Христа, взявшего на себя ответственность за людские грехи. Б. Пастернака волнует трагедия человека, чувствующего личную ответственность за всемирное зло. Сходен с образом Христа у Б. Пастернака и образ Гамлета:

Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти.

Как поэт-философ Б. Пастернак тяготеет к вечным темам. Природа и творчество, любовь и ответственность — все это осмысливается поэтом как вечные проявления человеческого бытия. Стихи Б. Пастернака поражают глубиной философского понимания жизни.

Философская лирика Пастернака

Другие сочинения по теме:

  1. Философская направленность лирики Пастернака во многом обусловлена биографическими факторами. Музыка, живопись и литература определяли атмосферу детства поэта. Его отец был...
  2. Сочинения по литературе: Лирика бориса пастернака Лирика Пастернака тоскует по эпосу. Она тоскует по обыденности, по прозаизмам. Пастернак словно ищет...
  3. Баратынский пытается развивать то же направление в своих последующих поэмах: «Бал» (1825-1828) и «Наложница» (1831). Он переносит действие в современность,...
  4. На уроке учащиеся будут выявлять поэтические смыслы шедевров философской лирики Пушкина, размышлять о вечных проблемах бытия и, прежде всего, о...
  5. Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) родился 28 августа 1749 г. во Франкфурте-на-Майне, в семье состоятельного бюргера; увлечение тогдашней немецкой и французской...
  6. Б. Пастернак — один из самых сложных поэтов рубежа XIX-XX веков. Его произведения отмечены остротой чувства, яркостью образов и метафор,...
  7. Тема творчества является одной из основных в поэзии Б. Л. Пастернака. Она возникает в самых ранних стихотворениях поэта и проходит...
  8. Первые поэтические опыты Б. Пастернака сближали его с авангардными исканиями футуристов. Некоторое время поэт даже входил в состав «Центрифуги» —...
  9. Счастливая судьба судилась Б. Пастернаку. Дружная семья профессиональной пианистки и оригинального талантливого художника из самого детства лелеяла будущего поэта нежными...
  10. Эпиграф к сочинению: «Его грудь заполнена природой до краев. Кажется, уже с первым своим дыханием он вдохнул, втянул ее всю...
  11. Когда-то Марина Цветаева в пылу полемики воскликнула: «Где человек до конца понявший Пастернака?» И сама же пояснила: «Пастернак — это...
  12. Поэтический мир Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве — богатстве звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно...
  13. Общая характеристика творчества. Творчество Ду Фу воплощает наилучшие черты китайской поэзии, отображает особое мировосприятие этого народа, а так же многочисленные...
  14. Тема поэта и поэзии является одной из основных в творчестве Бориса Пастернака. Для него труд творческой личности носит благородный и...
  15. Лирика Маяковского Как известно, лирика передает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные различными явлениями жизни. В лирике Маяковского изображается...
  16. Лирика Пастернака тоскует по эпосу. Она тоскует по обыденности, по прозаизмам. Пастернак словно ищет возможности в лирике открыться времени. Она...
  17. Борис Пастернак родился и возрастал в семье, атмосфера которой была наполнена творчеством. Отец — Леонид Пастернак — академик живописи, мать...
  18. Поэт всегда вольно или невольно соприкасается с государственной властью. Из этого, как показала история, не получается ничего хорошего для поэта...
  19. Он начал печататься в 1913 г. в Центрифуге — так называлась ассоциация «умеренных» ученых футуристов. В течение нескольких лет он...
  20. «…Единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас» — так понимал природу искусства Борис...


Просмотров