Эволюция образа родины в творчестве блока. 
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

  • Образовательная цель: найти традиционные мотивы темы Родина и увидеть своеобразие представления этой темы А.А.Блоком.
  • Развивающая цель: развитие навыка анализа стихотворений А.Блока.
  • Воспитательная цель: воспитание чувства любви к своей стране через поэтику А.Блока.

Оборудование к уроку: тексты, презентация с репродукциями картин М. Врубеля. “Царевна – лебедь”, “Пан”, “Сирень”, “Лебедь”, “К ночи”.

Вступительное слово учителя.

В 1911 -1912 годах Блок переработал свои пять сборников в трёхтомное “Собрание сочинений”. С тех пор поэзия Блока в сознании читателей существует как единая лирическая трилогия, а по словам поэта, “трилогия вочеловечения”. Собирательным образом всех книг становится Родина. На одном из литературных вечеров Блок читал стихи из разных циклов. Его спросили, нельзя ли что-нибудь из темы Россия. Блок сдержанно ответил: “Это - всё о России”. Действительно, какое бы стихотворение он ни написал, это радость, боль, тревога, восхищение -это всё о России. Кто может поспорить, что “Прекрасная Дама”, “Снежная маска”, “Фаина”, “Страшный мир”, “Скифы”, “Возмездие”, “Двенадцать” не о России. Но объять необъятное на одном уроке невозможно. Существует у Блока цикл стихов “Родина”. На уроке прочитаем несколько стихотворений из этого цикла.

Ещё в 1006 году Блок писал: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении - как стрела, прямой...”. (Слайд №1, №2, №3).

Беседа о целях и задачах урока.

Вопрос к классу: Тема Родины новая в литературе?

Ответ: Нет.

Учитель: Следовательно, какие задачи урока мы поставим перед собой.

Ответ учащихся: Найти традиционные мотивы и увидеть своеобразие представления этой темы А.А.Блоком.

Учитель: В конце урока вы должны будете к уроку подобрать эпиграф. Это будет вашим пониманием темы урока. (Слайд №4)

Первое задание.

Учитель: Я предлагаю вам послушать стихотворение “Русь”. (Слайд №5)

С какой интонацией я читала?

Ответы учащихся: Интонация молитвы.

Учитель: Это не Россия – это Русь.

Какая она? Подобрать эпитеты. Найти излюбленные мотивы Блока.

Ответы учащихся: Древняя, дикая, колдовская. Русь, опоясана реками / И дебрями окружена,/ С болотами и журавлями, / И смутным взором колдуна Здесь и ночные хороводы, и ведуны, и ведьмы. Русь сказочная и непредсказуемая. Излюбленный мотив вьюги сопровождает колдовской образ девушки, придаёт особую поэзию древнего мира.

Учитель: Каково состояние лирического героя?

Ответы учащихся: Душевные метания, заблуждения и глубокая любовь к родине. Именно Русь спасает человека от потери духовной чистоты.

Живую душу укачала,
Русь на своих просторах ты,
И вот – она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Учитель: В композиции стихотворения какую особенность можно увидеть?

Ответ учащихся: Кольцевая композиция. С каким светлым молитвенным чувством начинается стихотворение, таким и заканчивается.

Учитель: То, что встречалось на пути, поэт часто узнавал по врубелевским картинам. - День спустя после похорон Михаила Александровича Врубеля Блок.А.А напишет: “С Врубелем я связан жизненно и похож на него лицом”. Обратимся к репродукциям картин Врубеля, найдём символические образы, ассоциативные ряды. (Слайд №6).

Учитель обращает внимание на картины “Царевна Лебедь”. 1990г, “Пан”,1899г,”Сидящий Демон”, 1890г, “Сирень”, “Лебедь” и другие.

Стихотворение из цикла Родина. “Россия”

(Слайд №7 прослушивание стихотворения “Россия”)

Второе задание. (Слайд №8).

Учитель: Найти общие черты изображения России с братьями по перу золотого века.

  • 1 ряд сравнивает стихотворение Лермонтова “Россия и стихотворение Блока “Россия”.
  • 2 ряд-стихотворение Пушкина “ Зимняя дорога” и стихотворение Блока “Россия”.
  • 3 ряд - отрывок из поэмы Гоголя “Мёртвые души” и стихотворение.Блока “Россия”.

Какие традиции русской классической литературы отчётливо прослеживаются в стихотворении “Россия”.1908 г.

Ответы учащихся: Образ дороги со всеми ее приметами проходит через все произведение. Он возникает в первой строфе:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи.

Эти емкие художественные детали: “три стертых... шлеи”, “спицы росписные”, “расхлябанные колеи” - опора для воображения читателя, дорисовывающего общую картину.

Образ мчащейся тройки возникает перед мысленным взором.

И на него ложатся пронзительные по силе чувства признания в любви к России:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые-
Как слёзы первые любви.
Образ человека - патриота.

Крест любви, веры, преданности и самопожертвования художника во имя спасения родины, быть верным долгу.

Образ женщины-труженицы, “с тоской острожной”.

Но здесь уже не колдуны и ворожеи, а русская женщина – крестьянка.

Анализ некоторых стихотворений из цикла “На поле Куликовом”. 1908 г. (Слайд №9, №10)

Учитель: Бесспорно, лучшее, что написал Блок о Родине, о её истории и современности, о подвиге служения своей стране – это цикл “ На поле Куликовом”. Цикл “На поле Куликовом” включает 5 стихотворений, связанных своим содержанием с известным историческим событием - Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского разгромили полчища золотоордынского хана Мамая. “На поле Куликовом” - цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее, о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.”..

Именно в этом стихотворении звучит “О, Русь моя! Жена моя!”. Это совсем звучит по – новому. Никогда ещё в литературе так лично, предельно откровенно не была любима родина. Думается, что поэт – символист образ родины видит как любимую жену, мать, Божью Матерь-всё светлое, не запятнанное ничем. Символический образ допускает различные толкования. Но бесспорно одно: это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в самых суровых испытаниях времени:

Завершающее стихотворение цикла окончательно проясняет его общий замысел. Обращаясь к прошлому, Блок не ставил перед собой цели воспитания современников в духе воинской доблести и патриотизма. В прошлом он искал соответствия настоящему, а в настоящем - прошлому. “Куликовская битва, - писал он в примечании к циклу,- принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение, Разгадка их еще впереди”. И, по его убеждению, время “возвращения” наступает. Грядут решающие перемены, по своей суровости, размаху и значению не только не уступающие битве на поле Куликовом, но, может быть, и превосходящие ее. Отказавшись от слишком подвижного, “частушечного” четырехстопного хорея (первый черновой набросок), Блок обращается к более “строгому” классическому четырехстопному ямбу:

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал.
Молись!

Этими мужественными стихами, устремленными в будущее, поэт завершает свой замечательный цикл.

Задание третье.

Учитель: Выписать образы символы Родины.

Ответы учащихся: Скудная глина. О, Русь моя! Жена моя, тоска безбрежная, и вечный бой, степная кобылица, закат в крови, покоя нет. Ты сошла в одежде свет струящей. Белый конь. лик нерукотворный, лебеди, всегда символизирующих верность, чистоту, преданность, в стихах Блока они в тревоге, в смятении, образ неба, идут, идут испуганные тучи, красный, кровавый цвет, поле Куликово и так далее.

Из сердца кровь струится – так мог сказать только поэт, осознавший свою жизнь, свою долю, кровно связанной с трагической судьбой родины. Поле Куликово – символ Родины, как в те далёкие времена, опять перед битвой.

Задание четвертое. (Слайд №12).

Учитель: Прочитаем ещё одно стихотворение Блока. “На железной дороге” 1910 год. Это стихотворение также их цикла “Родина”. Как вы считаете, почему А.А.Блок включил это стихотворение в цикл “ Родина”? Россия - это прежде всего люди. Какие они?

Ответы учащихся: Всеобщее безразличие людей порождает пустоту души, обессмысливает жизнь. Вот это и есть “тоска, дорожная, железная”. В такой мертвящей атмосфере человек может быть только жертвой. Если счастье невозможно, стоит ли жить? Цену теряет и сама жизнь. Не подходите к ней с вопросами. Автор отказывается объяснить причины гибели молодой женщины. Мы не знаем, “любовью, грязью, иль колёсами она раздавлена”. Если были при жизни равнодушны, зачем теперь проявлять неискреннее, кратковременное и бестактное участие. Весь трагизм передаётся кольцевой композицией. (Слайд 13).

Другое стихотворение “Грешить бесстыдно, непробудно” 1914 год. (Слайд 14).

Учитель: Какое сословие предстаёт в стихотворении?

Ответы учащихся: Попы – ничтожество. Но и от такой России не откажется поэт, хотя стыдно, очень больно, что такие люди есть.

Итоги урока. (Слайд 15).

Мы прослушали стихи Блока о Родине, отметили классические мотивы в его стихах, нашли отличительные черты. Какой эпиграф вы бы подобрали к уроку? Ответы учащихся могут быть разнообразные, но следует обратить внимание учащихся, что поэт к судьбе России подходит с интимной любовью. Родина для него жена. Надежда и утешение. С ней и невозможное возможно, она ведёт на вечный бой, покой нам только снится, заставляет человека самосовершенствоваться.. Она так любима, как слёзы первой любви.

Домашнее задание. (Слайд 16).

  • Прочитать стихотворение “Скифы” 1918 г.
  • Объяснить смысл названия.
  • Опираясь на текст стихотворения и полученные знания на уроке, ответить письменно на вопрос: В чём поэт видит высшее предназначение России?

Список литературы.

  1. Агеносов В. В. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа Москва 2006.

Разработка урока предназначена для учащихся 11 класса. Урок-исследование предлагает внимательно прочитать и сравнить 3 самых известных произведения Блока о Родине: "Русь", "Россия" и "На поле Куликовом". Учащиеся вместе с учителем прослеживают развитие темы и в конце урока составляют общую таблицу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по творчеству А. Блока

Подготовила: Учитель русского языка и литературы

СУВОРОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА

Тема Родины в творчестве А.Блока

  1. Слово учителя:

После 1906 г. для Блока главной темой становится тема Родины, России.

Если для Блока Европа – это гармонические линии, нежные тона, томные розы, воздушность, мечта о запредельном, искания невозможного, то Россия – это „безобразная история“ где „боярские“, где „хлюпает кровь“, „тяжелая, гнилая, болотная“.Здесь все земляное, небо - „серое, как мужицкий тулуп“ и... „Здесь от края и до края – чахлый кустарник. Пропадаешь в нем, а любишь его смертной любовью;выйдешь в кусты, станешь на болоте. И ничего -то больше не надо. Золото,золото где-то в недрах поет“.

Тема Родины лучше всего прослеживается в 3х произведениях:

„Русь“-1906г

„Россия“-1908г

цикл „На поле Куликовом“ -1908г

  1. Сравним эти стихотворения.

(Работа в группах)

Группа А. Стихотворение„Русь“

Вопросы :

  1. Какой рисуется родина в представлении Блока?
  2. Почему Русь, а не Россия?
  3. Сравните первую и последнюю строфы стихотворения. Что дает для понимания кольцевая композиция?
  4. Каким предстает автор в этом стихотворениии?

(Русь – спящая красавица, пришедшая из глубины веков,автор благоговеет перед ней,боится нарушить ее покой. Она – загадка, которую невозможно разгадать. Поэтому возможно только преклоняться.)

Группа Б. Стихотворение „Россия“-

Вопросы:

  1. В чем разница названий?
  2. Какие годы Блок считает „ золотыми“?
  3. На какое стихотворение идет ссылка?
  4. Какие черты родины Блок замечает прежде всего?
  5. О чем 4-5 строфы стихотворения? О каких событиях вспоминает Блок?
  6. Почему последнее 4-стишие меняется на 6-стишие?
  7. Что означают строки „невозможное возможно“?

(Россия – прекрасная молодая женщина, обманутая ухажером. Да, у нее были трудные времена, но она сумела выжить и с достоинством продолжать свой путь. Это страна радости, приходящей через слезы и испытания, Страна, где возможны любые чудеса, так как в основе всего – любовь.)

Группа В.Лирический цикл „На поле Куликовом“

Вопросы:

  1. Какие события российской истории отразились в этом цикле?
  2. О чем 1-я главка? Найдите сходство с конкретными строками из „Слова о пълку Игореве“..
  3. Как с помощью смены ритма Блоку удалось передать движение?
  4. Какой образ главенствует в этой части?
  5. С кем отождествляется родина в этом цикле?
  6. Кому, по-вашему, принадлежат слова 2-й главки?

И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мёртвым лечь!»

  1. Обращение „Ты“ из 3-й части это слова к образу Богородицы, к жене, к матери, к родине? как вы поняли?

В ночь, когда Мамай залёг с ордою

Степи и мосты,

В тёмном поле были мы с Тобою, -

Разве знала Ты?

Перед Доном тёмным и зловещим,

Средь ночных полей,

В криках лебедей.

  1. Часть 4-я – это время прошедшее или настоящее? Докажите и объясните свою т. з.

4 глава.

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали…

Умчались, пропали без вести

Степных кобылиц табуны,

Развязаны дикие страсти

Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою,

Как волк под ущербной луной,

Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи

И трубные крики татар,

Я вижу над Русью далече

Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей,

Я рыщу на белом коне…

Встречаются вольные тучи

Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли

В растерзанном сердце моём,

И падают светлые мысли,

Сожжённые тёмным огнём…

Я«вись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи!»

Вздымается конская грива…

  1. Что объясняют слова В.Соловьева, взятые эпиграфом к 5-й главке?

И мглою бед неотразимых

Грядущий день заволокло.

Вл. Соловьёв

  1. Почему последняя часть заканчивается словами:

„Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем,

Теперь твой час настал. - Молись!

  1. К кому обращены последние слова?

(Здесь родина – любимая и единственная жена, с которой связано будущее, и поэт, его лирический герой, как и герои древности, не мыслят себя без России.)

Урок заканчивается составлением таблицы

Вопросы

Стихотворение Блока «Русь»

Стихотворение Блока «Россия»

Цикл стихотворений «На поле Куликовом»

В каком году создано произведение?

Какой предстает родина в каждом произведении?

Русь – спящая красавица, пришедшая из глубины веков, автор благоговеет перед ней, боится нарушить ее покой. Она – загадка, которую невозможно разгадать. Поэтому возможно только преклоняться.

Россия – прекрасная молодая женщина, обманутая ухажером. Да, у нее были трудные времена, но она сумела выжить и с достоинством продолжать свой путь. Это страна радости, приходящей через слезы и испытания, страна, где возможны любые чудеса, так как в основе всего, всей жизни – любовь. Россия переживала много трудностей, переживет и возрождалась.

Здесь Родина – любимая и единственная жена, с которой связано будущее. Поэт (и его лирический герой), как и герои древности, не мыслят себя без России. Поэтому ее нужно не просто любить, а прежде всего - ЗАЩИЩАТЬ.

Какой из образов родины соответствует современности?

да

да

да

Выводы:

Александр Блок в своих произведениях создал удивительно точный образ Родины, рассматривая его в историческом развитии, от языческих времен («годы золотые») до современных ему испытаний. Поэт доказал необыкновенное своеобразие России, ее силу и способность возрождаться несмотря на трудные времена. Блок подчеркнул необходимость любить и защищать эту страну. Поэт считает, что путь России – особенный, и этот путь никогда не был легким. Во все времена Россия любила, боролась и возрождалась.


Блок утверждал, что тема Родины для него центральная, и ей он «сознательно и бесповоротно» посвящает свою жизнь. Но в разные периоды творчества образ Родины менялся. Эволюцию темы можно проследить на стихотворениях «Русь» и «Россия»

В стихотворении «Русь» Блока предстаёт образ Руси поверий и легенд, преданий старины. Это сказочная, колдовская, таинственная страна. Она пропитана образами народной поэтики, наполнена своей мифологией, причём мифологией демонической: ведунами, ворожеями, ведьмами, чертями.

Рождаются ассоциации с сюжетами народных песен: «Где буйно заметает вьюга до крыши — утлое жильё, и девушка на злого друга под снегом точит лезвиё». При этом образ Руси статичен. Не случайно состояние сна: « … И за дремотой тайна, и в тайне почивает Русь». Ощущение тайны придаёт определённую условность образу.

Стихотворение напоминает песню, мелодичность возникает от ассонансного звучания. О реальной России напоминает лишь один мазок — нищета родимой страны и лоскуты её лохмотий. От образа веет первозданной силой и чистотой.

Затем проанализируем стихотворение «Россия». В стихотворении дан образ нищей России, образ, тяготеющий к реальному изображению. Отсюда предметный ряд: «расхлябанные колеи», «избы серые», лес, поле. Вместе с тем поэт не отказывается от символов, но они в большей степени работают на создание русского колорита. Например, «три
стёртых треплются шлеи» — образ-символ русской тройки.

Образ Родины соотносится с женским началом: «твои прекрасные черты», «плат узорный до бровей», «мгновенный взор из-под платка». В отличие от Руси Россия дана в движении, поэтому ей сопутствует образ дороги: тройка, колея, песня ямщика. Поэт любит Россию: «Твои мне песни ветровые — как слёзы первые любви!» В чувстве поэта к Родине
отсутствует жалость. Крест, который несёт лирический герой, один надвоих. Россия и лирический герой движутся по одному пути.

Так тема Родины вплетается в тему пути. Этот путь страны, движение ярко отражены в цикле «На поле Куликовом». Для
поэта Куликовская битва была символическим событием русской истории. Анализируется стихотворение «Река раскинулась, течёт, грустит лениво и моет берега … ».

Какое впечатление производит это стихотворение? Какие образы возникают в нём, почему их использует автор? Как конкретизируется облик Руси в стихотворении? Проследите за темпом стихотворения. Что с ним происходит, почему?
Почему возникает образ вражеского мира? Какой образ становится центральным? Зачем автор уделяет такое внимание движению?

С самого начала стихотворения автор рисует пространственную картину России. Это образ раскинувшейся реки, её берегов, жёлтого обрыва и степи. Пространственные образы готовят читателя к движению, хотя в первой строке это движение замедленно, а в третьей строка укорачивается по сравнению с первой (пятистопный ямб вместо шестистопного).

Возникает образ Руси, заполняющий степное пространство. Русь дана в облике любимой женщины — жены: «О, Русь моя! Жена моя!» Появляется мотив пути: «До боли нам ясен долгий путь». Слова «наш путь стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь» уточняют, что речь идёт об историческом пути России. Начинается неотвратимое движение.

Автор во второй строфе паузами и восклицательными знаками дробит длинные строки. Возникают образы вражеского мира, битвы: «В степном дыму блеснёт святое знамя и ханской сабли сталь». Рождается тревожное предчувствие от костров, озаривших степную даль. Есть ощущение судьбоносности сражения.

Мотив тревоги, стремительного движения навстречу своей судьбе достигает кульминации в образе степной кобылицы, летящей «сквозь кровь и пыль» сражений: «И вечный бой! Покой нам только снится». Она напоминает движение
гоголевской тройки. В образе степной кобылицы есть нечто роковое, гибельное: «Закат в крови! Из сердца кровь струится».

Праздник радостный, праздник великий,

Да звезда из-за туч не видна...

Ты стоишь под метелицей дикой,

Роковая, родная страна.

А. Блок

Тема Родины, России всегда была ведущей в творчестве А. Блока, неразрывно связавшего свою судьбу с жизнью родной страны. Но отношение поэта к России менялось в процессе его становления, изменения его взглядов и уст-ремлений.

В ранних стихотворениях А. Блока «Осенняя воля» и «Русь» Россия предстает перед нами как страна с богатым прошлым, пронизывающим и ее настоящее, но убогая и нищая, «где буйно заметает вьюга до крыши — утлое жи-лье», где

Все пути и все распутья Живой клюкой измождены, И вихрь, свистящий в голых прутьях, Поет преданья старины...

Это страна не только разгульного веселья, необъятных далей и просторов, но и тюрем, кабаков, кладбищ — то есть человеческой бедности и страданий. Однако поэт при-нимает ее и такой несовершенной, любуется первозданной природой, погружается в ее тайны и загадки.

Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна.

В ранних стихах Блока Россия дремлет, но она и «во сне необычайна», поскольку в ней жива вера «разноликих народов», «преданья старины». Для поэта это Родина,

Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях, И ведьмы тешатся с чертями В дорожных снеговых столбах.

Несмотря на свой глубокий сон, нищету, лохмотья, «стра-на родимая» дала жизнь и надежды своему талантливому, духовно богатому народу, взлелеяла и самого поэта.

Живую душу укачала, Русь, на своих просторах ты, И вот — она не запятнала Первоначальной чистоты.

В более поздних стихах А. Блока о Родине Россия слов-но пробуждается от своей дремоты и, поверив в свои силы, устремляется вперед. Поэт чувствует эту проснувшуюся мощь и, несмотря на то, что избы по-прежнему серы, а страна — нищая, понимает, что жалеть ее уже невозмож-но — она сама сможет постоять за себя, даже если какой-нибудь чародей сумеет завладеть ее «разбойничьей кра-сой»:

Пускай заманит и обманет, — Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты.. Ну что ж? Одной заботой боле — Одной слезой река шумней, А ты все та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей...

Блок чувствует, что для такой страны все «невозмож-ное возможно», для нее легка даже долгая дорога, посколь-ку опасности и тяготы пути ее не могут испугать — слиш-ком много горького и печального осталось позади. Материал с сайта

За снегами, лесами, степями Твоего мне не видно лица. Только ль страшный простор пред очами, Непонятная ширь без конца?

Будущий расцвет страны А. Блок видит в развитии промышленности, которая сумеет обратить потенциальные природные богатства России в активно используемые, что преобразит страну, поднимет ее из грязи и бедности, возвы-сит до уровня передовых государств мира.

Уголь стонет, и соль забелелась, И железная воет руда... То над степью пустой загорелась Мне Америки новой звезда!

Именно поэтому поэт так радуется «городам из рабо-чих лачуг», видам фабричных труб и многоярусного кор-пуса завода, стонам заводских гудков. С гордостью и вос-торгом А. Блок видит, как родная страна старается сбро-сить оковы нищеты, устремляясь к новой мечте — мощ-ной и сильной:

На пустынном просторе, на диком Ты все та, что была, и не та, Новым ты обернулась мне ликом, И другая волнует мечта...

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Эволюция темы родины в поэзии А. Блока

Александр Александрович Блок - гениальный поэт XX в., один из самых выдающихся представителей русского символизма. Его стихи завораживают своей стремительностью, выразительностью, необычной красочностью. Анна Андреевна Ахматова писала: «Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX в., но и человек-эпоха».

Главной темой в творчестве Александра Александровича Блока является тема Родины. О чем бы он ни писал - все это было о России. Начало этой темы звучит в стихотворениях «Осенняя воля» и «Русь». Чувство простора, бесконечности, воплощенное в образах безбрежных лесов и степей, рек, возникает в стихотворении Блока. То же ощущение простора рождается в образах ветра и пути. Лирический герой чувствует себя причастным и к этой нищете, и к этим далям, и к этому простору:

Над печалью нив твоих заплачу, Твой простор навеки полюблю... Много нас- свободных, юных, статных - Умирает не любя... Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя! В стихотворении «Русь», которое было написано в 1906 г., главное в образе Родины - это тайна. У Блока возникает ассоциация России с загадочной красавицей, верящей в ворожбу.

Страна почивает в дремоте, сохраняя завораживающую таинственность и сказочность:

И в лоскутах ее лохмотий

В более позднем творчестве Россия из Возлюбленной превращается в Жену: «О Русь моя! Жена моя!» Слово «жена» в лирике Блока многозначно. «Жена» - поэтический идеал, та «Вечная Женственность», которая «спасет мир». А еще женщина. - это ветер, это простор. В этом стихотворении («Река раскинулась») Русь предстает перед нами в образе степной кобылицы, которая мчится сквозь кровь и пыль:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь...

Несется вскачь!

В стихотворении «Россия» Блок вновь признается в любви к отчизне. Образ Родины у поэта словно оживает в облике женщины, сильной и невероятно прекрасной. Образ этот динамичен, он словно раздваивается, переходит, перетекает из одного русла в другое: сначала это Россия, потом женщина «с разбойной красотой» и нелепой судьбой, затем снова Россия, Родина, просторы - «лес да поле», а после опять женщина - «плат узорный до бровей». Через все стихотворение проходит мотив дороги, тоски, но вместе с ним и уверенности, что у многострадальной родины поэта есть будущее, гордости за нее. Только Блок может полюбить такую Россию и признаться ей:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи...

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, -

Как слезы первые любви!

В более позднем творчестве тема родины у Блока стала связываться с духовно-нравственным мотивом и образом Христа, а не только с идеалом Вечной Женственности. Часто эти два образа сливаются:

Твою я понял высоту:

Да. Ты - родная Галилея

И пусть другой тебя ласкает,

Пусть множит дикую молву:

Сын Человеческий не знает,

Где преклонить ему главу.

Образ Христа в творчестве Блока, с одной стороны, лирический, а с другой - эпический, народный. О таком Христе Блок говорит в стихотворении «Родина»:

Рубили деды сруб горячий

В образе Христа, весть о котором идет из темной России, нет смирения, он несет возмездию

Несут испуганной России

Весть о сжигающем Христе.

«Новая Америка». Если в раннем творчестве Блока мы видим нищую, бедную Россию, то теперь перед нами предстает Россия, которая смогла подняться, обрести необходимую мощь, встать вровень с передовыми государствами. Автор серьезно размышлял о том, какую роль национальная промышленность может играть в «великом вам рождении» России. «Будущее России, - писал он, - лежит в еле еще тронутых силах народных и подземных богатств». В последних строфах гениальный поэт говорит о том, что ископаемые богатства родины помогут ее обновлению:

Черный уголь - подземный мессия,

Черный уголь - здесь царь и жених,

Уголь стонет, и соль забелелась,

И железная воет руда...

Однако Блоку чужда идеализация образа Родины. В период патриотического подъема, в начале Я войны, когда патриотические гимны звучали повсюду, поэт пишет стихотворение, которое потрясло я всех своей прямотой, - «Грешить бесстыдно, беспробудно...» Страшные, уродливые образы рисуют картины духовно убогой жизни, жизни греха, пьянства, лицемерия и ханжества. Это храмы с «заплеванным полом», иконы в бедных окладах. А тот, кто оставил в церкви «грошик медный», на этот же грош и обманет кого-нибудь. Тот, кто клал поклоны, отпихнет «пса голодного» ногой от двери, будет «под Я лампадой у иконы» пить чай и пересчитывать деньги из «пузатого комода», а потом забудется на пуховых перинах в «тяжелом сне». Уродливая, страшная картина:

И под лампадой у иконы

Пить чай, отщелкивая счет,

Потом переслюнить купоны,

Пузатый отворив комод,

И на перины пуховые

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

никто. Это и есть подлинная любовь, любовь не «благодаря», а «вопреки», любовь не за что-то, а просто так. Это действительно любовь. И в этой безграничной любви Александр Александрович Блок стал великим национальным поэтом, поэтом-символистом, поэтом, чье имя останется надолго у каждого на устах, поэтом, имевшим право говорить от лица поколения: «Мы - дети странных лет России».



Просмотров