Прямая и обратная пропорциональность. Прямая и обратная пропорциональность Прямая и обратная пропорциональные зависимости 6

Решение задач из задачника Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбурд за 6 класс по математике на тему:

  • Глава I. Обыкновенные дроби.
    § 4. Отношения и пропорции:
    22. Прямая и обратная пропорциональные зависимости
  • 1 За 3,2 кг товара заплатили 115,2 р. Сколько следует заплатить за 1,5 кг этого товара?
    РЕШЕНИЕ

    2 Два прямоугольника имеют одинаковую площадь. Длина первого прямоугольника 3,6 м, а ширина 2,4 м. Длина второго 4,8 м. Найдите его ширину.
    РЕШЕНИЕ

    782 Определите, является ли прямой, обратной, или не является пропорциональной зависимость между величинами: путем, пройденным автомашиной с постоянной скоростью, и временем ее движения; стоимостью товара, купленного по одной цене, и его количеством; площадью квадрата и длиной его стороны; массой стального бруска и его объемом; числом рабочих, выполняющих с одинаковой производительностью труда некоторую работу, и временем выполнения; стоимостью товара и его количеством, купленным на определенную сумму денег; возрастом человека и размером его обуви; объемом куба и длиной его ребра; периметром квадрата и длиной его стороны; дробью и ее знаменателем, если числитель не изменяется; дробью и ее числителем, если знаменатель не изменяется.
    РЕШЕНИЕ

    783 Стальной шарик объемом 6 см3 имеет массу 46,8 г. Какова масса шарика из той же стали, если его объем 2,5 см3?
    РЕШЕНИЕ

    784 Из 21 кг хлопкового семени получили 5,1 кг масла. Сколько масла получится из 7 кг хлопкового семени?
    РЕШЕНИЕ

    785 Для строительства стадиона 5 бульдозеров расчистили площадку за 210 мин. За какое время 7 бульдозеров расчистят эту площадку?
    РЕШЕНИЕ

    786 Для перевозки груза потребовалось 24 машины грузоподъемностью 7,5 т. Сколько нужно машин грузоподъемностью 4,5 т, чтобы перевезти тот же груз?
    РЕШЕНИЕ

    787 Для определения всхожести семян посеяли горох. Из 200 посеянных горошин взошло 170. Какой процент горошин дали всходы (всхожести)?
    РЕШЕНИЕ

    788 Во время воскресника по озеленению города на улице посадили липы. Принялось 95% всех посаженных лип. Сколько их посадили, если принялось 57 лип?
    РЕШЕНИЕ

    789 В лыжной секции занимаются 80 учащихся. Среди них 32 девочки. Какой процент участников секции составляют девочки и мальчики?
    РЕШЕНИЕ

    790 Завод должен был за месяц по плану выплавить 980 т стали. Но план выполнили на 115%. Сколько тонн стали выплавил завод?
    РЕШЕНИЕ

    791 За 8 месяцев рабочий выполнил 96% годового плана. Сколько процентов годового плана выполнит рабочий за 12 месяцев, если будет работать с той же производительностью?
    РЕШЕНИЕ

    792 За три дня было убрано 16,5% всей свеклы. Сколько потребуется дней, чтобы убрать 60,5% свеклы, если работать с той же производительностью?
    РЕШЕНИЕ

    793 В железной руде на 7 частей железа приходится 3 части примесей. Сколько тонн примесей в руде, которая содержит 73,5 т железа?
    РЕШЕНИЕ

    794 Для приготовления борща на каждые 100 г мяса надо взять 60 г свеклы. Сколько свеклы надо взять на 650 г мяса?
    РЕШЕНИЕ

    796 Представьте в виде суммы двух дробей с числителем 1 каждую из следующих дробей.
    РЕШЕНИЕ

    797 Из чисел 3. 7, 9 и 21 составьте две верные пропорции.
    РЕШЕНИЕ

    798 Средние члены пропорции 6 и 10. Какими могут быть крайние члены? Приведите примеры.
    РЕШЕНИЕ

    799 При каком значении x верна пропорция.
    РЕШЕНИЕ

    800 Найдите отношение 2 мин к 10 c; 0,3 м2 к 0,1 дм2; 0,1 кг к 0,1 г; 4 ч к 1 сут; 3 дм3 к 0,6 м3
    РЕШЕНИЕ

    801 Где на координатном луче должно быть расположено число c, чтобы была верна пропорция.
    РЕШЕНИЕ

    802 Закройте таблицу листом бумаги. На несколько секунд откройте первую строку и затем, закрыв ее, постарайтесь повторить или записать три числа этой строки. Если вы верно воспроизвели все числа, переходите ко второй строке таблицы. Если в какой-либо строке допущена ошибка, сами напишите несколько наборов из такого же, количества двузначных чисел и тренируйтесь в запоминании. Если вы можете без ошибок воспроизвести не менее пяти двузначных чисел, у вас хорошая память.
    РЕШЕНИЕ

    804 Можно ли составить верную пропорцию из следующих чисел.
    РЕШЕНИЕ

    805 Из равенства произведений 3 · 24 = 8 · 9 составьте три верные пропорции.
    РЕШЕНИЕ

    806 Длина отрезка AB равна 8 дм, а длина отрезка CD равна 2 см. Найдите отношение длин AB и CD. Какую часть AB составляет длина CD?
    РЕШЕНИЕ

    807 Путевка в санаторий стоит 460 р. Профсоюз оплачивает 70% стоимости путевки. Сколько за путевку заплатит отдыхающий?
    РЕШЕНИЕ

    808 Найдите значение выражения.
    РЕШЕНИЕ

    809 1) При обработке детали из отливки массой 40 кг в отходы ушло 3,2 кг. Какой процент составляет масса детали от отливки? 2) При сортировке зерна из 1750 кг в отходы ушло 105 кг. Какой процент зерна остался?

    2. Пропорциональная система .

    Явная несправедливость по отношению участвующим в выборах политическим партиям, которую часто несёт в себе мажоритарная система, породила систему пропорционального представительства партий и движений, сокращенно именуемую пропорциональной системой. Её основная идея заключается в том, чтобы каждая партия получила в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за её кандидатов на выборах.

    Системы пропорционального представительства наиболее всего распространены в странах Латинской Америки и Восточной Европы, а также составляют одну треть избирательных систем Африки.

    Для большинства пропорциональных систем присуще голосование по партийным спискам, которые предполагают, что каждая партия будет готова предложить на рассмотрение избирателей список кандидатов. Избиратели голосуют за партии, а те получают свою часть мест в парламенте пропорционально к количеству полученных голосов.

    Эта система имеет свои преимущества :

    1. Не приводит к аномальным результатам, характерным мажоритарной системе, и обеспечивает более репрезентативный законодательный орган.

    2. Обеспечивает справедливое соотношение полученных голосов и мест в парламенте, а поэтому дает возможность избежать дестабилизирующих и «несправедливых» результатов.

    4. Даёт возможность небольшим партиям получить представительство в парламенте. Любая политическая партия, даже с несколькими процентами голосов избирателей, может быть представлена в парламенте, если, конечно, проходной барьер не слишком высок или размер округа – слишком мал.

    5. Поощряет партии включать в свои списки кандидатов, которые представляют разные социальные слои.

    6. Даёт больше шансов представителям культурных и других меньшинств быть избранными.

    7. Дают женщинам больше шансов быть избранными в парламент.

    8. Система сдерживает региональный раздел. Т.к. при пропорциональном представительстве небольшие партии получают незначительное количество мест, то это практически исключает ситуацию, при которой одна партия получит все мандаты от одной провинции или округа.

    9. Обеспечивает более наглядное разделение власти между партиями и группами интересов. В большинстве новых демократических странах невозможно избежать необходимости делить власть между большинством народа, чьи представители держат в руках политическую власть, и небольшим количеством тех, кому принадлежит экономическое могущество.

    Системы пропорционального представительства критикуют по двум основным причинам:

    во-первых, за их тенденцию к формированию коалиционных правительств со всеми их недостатками;

    во-вторых, за неспособность некоторых из этих систем обеспечить сильную географическую связь между депутатом и его избирателями. Наиболее часто против систем пропорционального представительства приводят следующие аргументы:

    1. Формирование коалиционного правительства ведёт к законодательному «ступору» и дальнейшей неспособности проводить последовательную политику в отношении самых важных проблем.

    2. Дестабилизирующая фрагментация. Поляризованный плюрализм может дать мелким партиям возможность выигрывать у больших, вступать с ними в переговоры по поводу создания коалиций. В этом аспекте широкое представительство приводится как недостаток.

    3. Основа для деятельности экстремистских партий.

    4. Создание правящей коалиции, в которой нет достаточного понимания по поводу необходимого политического курса, и которая не пользуется поддержкой населения.

    5. Невозможность устранения партии от власти.

    6. Ослабление связи между избирателями и депутатами.

    7. Отдает слишком много власти в руки партийного центра и высшего руководства партии. Место кандидата в партийном списке, а значит, и вероятность, с которой он может попасть в парламент, зависит от благосклонности партийных боссов, а отношения с избирателями отходят на задний план.

    8. Система является малоизвестной для большинства стран, которые имеют за плечами историю английского или французского колониального завоевания.

    Пропорциональность — это взаимосвязь между двумя величинами, при которой изменение одной из них влечет за собой изменение другой во столько же раз.

    Пропорциональность бывает прямой и обратной. В данном уроке мы рассмотрим каждую из них.

    Содержание урока

    Прямая пропорциональность

    Предположим, что автомобиль двигается со скоростью 50 км/ч. Мы помним, что скорость это расстояние, пройденное за единицу времени (1 час, 1 минуту или 1 секунду). В нашем примере автомобиль двигается со скоростью 50 км/ч, то есть за один час он будет проезжать расстояние, равное пятидесяти километрам.

    Изобразим на рисунке расстояние, пройденное автомобилем за 1 час

    Пусть автомобиль проехал еще один час с той же скоростью, равной пятидесяти километрам в час. Тогда получится, что автомобиль проедет 100 км

    Как видно из примера, увеличение времени в два раза привело к увеличению пройденного расстояния во столько же раз, то есть в два раза.

    Такие величины, как время и расстояние называют прямо пропорциональными. А взаимосвязь между такими величинами называют прямой пропорциональностью .

    Прямой пропорциональностью называют взаимосвязь между двумя величинами, при которой увеличение одной из них влечет за собой увеличение другой во столько же раз.

    и наоборот, если одна величина уменьшается в определенное число раз, то другая уменьшается во столько же раз.

    Предположим, что изначально планировалось проехать на автомобиле 100 км за 2 часа, но проехав 50 км, водитель решил отдохнуть. Тогда получится, что уменьшив расстояние в два раза, время уменьшится во столько же раз. Другими словами, уменьшение пройденного расстояния приведет к уменьшению времени во столько же раз.

    Интересная особенность прямо пропорциональных величин заключается в том, что их отношение всегда постоянно. То есть при изменении значений прямо пропорциональных величин, их отношение остается неизменным.

    В рассмотренном примере расстояние сначала было равно 50 км, а время одному часу. Отношение расстояния ко времени есть число 50.

    Но мы увеличили время движения в 2 раза, сделав его равным двум часам. В результате пройденное расстояние увеличилось во столько же раза, то есть стало равно 100 км. Отношение ста километров к двум часам опять же есть число 50

    Число 50 называют коэффициентом прямой пропорциональности . Он показывает сколько расстояния приходится на час движения. В данном случае коэффициент играет роль скорости движения, поскольку скорость это отношение пройденного расстояния ко времени.

    Из прямо пропорциональных величин можно составлять пропорции. К примеру, отношения и составляют пропорцию:

    Пятьдесят километров так относятся к одному часу, как сто километров относятся к двум часам.

    Пример 2 . Стоимость и количество купленного товара являются прямо пропорциональными величинами. Если 1 кг конфет стоит 30 рублей, то 2 кг этих же конфет обойдутся в 60 рублей, 3 кг в 90 рублей. С увеличением стоимости купленного товара, его количество увеличивается во столько же раз.

    Поскольку стоимость товара и его количество являются прямо пропорциональными величинами, то их отношение всегда постоянно.

    Запишем чему равно отношение тридцати рублей к одному килограмму

    Теперь запишем чему равно отношение шестидесяти рублей к двум килограммам. Это отношение опять же будет равно тридцати:

    Здесь коэффициентом прямой пропорциональности является число 30. Этот коэффициент показывает сколько рублей приходится на килограмм конфет. В данном примере коэффициент играет роль цены одного килограмма товара, поскольку цена это отношение стоимости товара на его количество.

    Обратная пропорциональность

    Рассмотрим следующий пример. Расстояние между двумя городами 80 км. Мотоциклист выехал из первого города, и со скоростью 20 км/ч доехал до второго города за 4 часа.

    Если скорость мотоциклиста составила 20 км/ч это значит, что каждый час он проезжал расстояние равное двадцати километрам. Изобразим на рисунке расстояние, пройденное мотоциклистом, и время его движения:

    На обратном пути скорость мотоциклиста была 40 км/ч, и на тот же путь он затратил 2 часа.

    Легко заметить, что при изменении скорости, время движения изменилось во столько же раз. Причем изменилось в обратную сторону — то есть скорость увеличилась, а время наоборот уменьшилось.

    Такие величины, как скорость и время называют обратно пропорциональными. А взаимосвязь между такими величинами называют обратной пропорциональностью .

    Обратной пропорциональностью называют взаимосвязь между двумя величинами, при которой увеличение одной из них влечет за собой уменьшение другой во столько же раз.

    и наоборот, если одна величина уменьшается в определенное число раз, то другая увеличивается во столько же раз.

    К примеру, если на обратном пути скорость мотоциклиста составила бы 10 км/ч, то те же 80 км он преодолел бы за 8 часов:

    Как видно из примера, уменьшение скорости привело к увеличению времени движения во столько же раз.

    Особенность обратно пропорциональных величин заключается в том, что их произведение всегда постоянно. То есть при изменении значений обратно пропорциональных величин, их произведение остается неизменным.

    В рассмотренном примере расстояние между городами было равно 80 км. При изменении скорости и времени движения мотоциклиста, это расстояние всегда оставалось неизменным

    Мотоциклист мог проехать это расстояние со скоростью 20 км/ч за 4 часа, и со скоростью 40 км/ч за 2 часа, и со скоростью 10 км/ч за 8 часов. Во всех случаях произведение скорости и времени было равно 80 км

    Понравился урок?
    Вступай в нашу новую группу Вконтакте и начни получать уведомления о новых уроках

    Две величины называются прямо пропорциональными , если при увеличении одной из них в несколько раз другая увеличивается во столько же раз. Соответственно, при уменьшении одной из них в несколько раз, другая уменьшается во столько же раз.

    Зависимость между такими величинами — прямая пропорциональная зависимость. Примеры прямой пропорциональной зависимости:

    1) при постоянной скорости пройденный путь прямо пропорционально зависит от времени;

    2) периметр квадрата и его сторона — прямо пропорциональные величины;

    3) стоимость товара, купленного по одной цене, прямо пропорционально зависит от его количества.

    Чтобы отличить прямую пропорциональную зависимость от обратной можно использовать пословицу: «Чем дальше в лес, тем больше дров».

    Задачи на прямо пропорциональные величины удобно решать с помощью пропорции.

    1) Для изготовления 10 деталей нужно 3,5 кг металла. Сколько металла пойдет на изготовление 12 таких деталей?

    (Рассуждаем так:

    1. В заполненном столбце стрелку ставим в направлении от большего числа к меньшему.

    2. Чем больше деталей, тем больше металла нужно для их изготовления. Значит, это прямо пропорциональная зависимость.

    Пусть х кг металла нужно для изготовления 12 деталей. Составляем пропорцию (в направлении от начала стрелки к ее концу):

    12:10=х:3,5

    Чтобы найти , надо произведение крайних членов разделить на известный средний член:

    Значит, потребуется 4,2 кг металла.

    Ответ: 4,2 кг.

    2) За 15 метров ткани заплатили 1680 рублей. Сколько стоят 12 метров такой ткани?

    (1. В заполненном столбце стрелку ставим в направлении от большего числа к меньшему.

    2. Чем меньше ткани покупают, тем меньше за нее надо заплатить. Значит, это прямо пропорциональная зависимость.

    3. Поэтому вторая стрелка одинаково направлена с первой).

    Пусть х рублей стоят 12 метров ткани. Составляем пропорцию (от начала стрелки к ее концу):

    15:12=1680:х

    Чтобы найти неизвестный крайний член пропорции, произведение средних членов делим на известный крайний член пропорции:

    Значит, 12 метров стоят 1344 рубля.

    Ответ: 1344 рубля.

    Урок математики в 6-м классе

    по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"

    Разработала
    учитель математики
    МОУ «Михайловской СОШ имени
    Героя Советского Союза В.Ф. Нестерова»
    Клеймёнова Д.М.

    Цели урока :

    1. Дидактическая :

    способствовать формированию и закреплению умений и навыков решения задач с помощью пропорций;

    научить выделять в условиях задач две величины и устанавливать вид зависимости между ними;

    записывать краткую запись и составлять пропорцию;

    закреплять навыки и умения решать уравнения, имеющие вид пропорции.

    2. Развивающая :

    развивать память, внимание, продолжить развитие математической речи учащихся;

    способствовать развитию творческой деятельности учащихся и интереса к предмету математика.

    3. Воспитательная :

    воспитывать аккуратность, формировать интерес к математике;

    воспитывать умение внимательно выслушивать мнение других, воспитание уверенности в себе, воспитание культуры общения.

    Оборудование: ТСО необходимые для презентации: компьютер и проектор, листочки для записи ответов, карточки для проведения этапа рефлексии (по три каждому), указка.

    Тип урока: урок применения знаний.

    Формы организации урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная работа.

    Структура урока:

    Организационный момент, приветствие, пожелания.

    Проверка изученного материала.

    Сообщение темы урока.

    Повторение изученного материала.

    Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

    Этап подведения итогов урока.

    Домашнее задание.

    Рефлексия.

    Ход урока

    Организационный момент. (слайд 3)
    (Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному процессу, раздача листочков и карточек для проведения рефлексии, проверка подготовленности классного помещения к занятию, организация внимания школьника).

    Учитель читает: (слайд №3)

    Математика - основа и царица всех наук,
    И тебе с ней подружиться я советую, мой друг.
    Ее мудрые законы если будешь выполнять,
    Свои знанья приумножишь,
    Станешь ты их применять.
    Сможешь по морю ты плавать,
    Сможешь в космосе летать.
    Дом построить людям сможешь:
    Будет он сто лет стоять.
    Не ленись, трудись, старайся,
    Познавая соль наук.
    Все доказывать пытайся,
    Но не покладая рук.

    2. Проверка изученного материала.

    (выявляет проблемы в знаниях и способах деятельности учащихся и определяет причины их возникновения, устраняет в ходе проверки обнаруженные пробелы.)

    Устный опрос: (слайд №4)

    Что называется отношением двух чисел?

    Как найти дробь от числа?

    Что такое пропорция?

    Какие величины называются прямо пропорциональными?

    Что показывает отношение двух чисел?

    Как найти число по его дроби?

    Основное свойство пропорции.

    Какие величины называются обратно пропорциональными?

    Закончите фразу: (слайд 5). (Дети сначала выполняют задание самостоятельно, записывая на листочках только буквы, соответствующие правильному ответу. Затем поднимают руку. После этого учитель вслух читает вопрос, а уч-ся отвечают).

    Прямой пропорциональной зависимостью называется такая зависимость величин, при которой…

    Обратной пропорциональной зависимостью называется такая зависимость величин, при которой…

    Чтобы найти неизвестный крайний член пропорции …

    Средний член пропорции равен …

    Пропорция верна, если…

    С) … при увеличении одной величины в несколько раз, другая уменьшается во столько же раз.

    Х) …произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции.

    А) …при увеличении одной величины в несколько раз, другая увеличивается на столько же.

    П) …нужно произведение средних членов пропорции разделить на известный крайний член.

    У) …при увеличении одной величины в несколько раз, другая увеличивается во столько же раз.

    Е) …отношению произведения крайних членов к известному среднему.

    Ответ: УСПЕХ. (слайд 6)

    Графический диктант (слайды 7-10).

    «Да» и «нет» не говорите,

    А значком изобразите.

    «Да» значком «+», нет значком «-».

    (Учащиеся, работают самостоятельно. Ответы записывают на листочках. Самопроверка, используя слайд № . По-окончании урока учитель просматривает листочки)

    Если площадь прямоугольника постоянная величина, то его длина и ширина - обратно пропорциональные величины.

    Рост ребенка и его возраст прямо пропорциональны.

    При постоянной ширине прямоугольника его длина и площадь прямо пропорциональны.

    Скорость автомобиля и время его движения обратно пропорциональны.

    Скорость автомобиля и его пройденный путь обратно пропорциональны.

    Выручка кассы кинотеатра прямо пропорциональна количеству проданных билетов, проданных по одной и той же цене.

    Грузоподъемность машин и их количество обратно пропорциональны.

    Периметр квадрата и длина его стороны прямо пропорциональны.

    При постоянной цене стоимость товара и его масса - обратно пропорциональные величины.

    Ответ: + - + + - + + - - (Слайд №10)

    Получи оценку.(слайд №11)

    8 -9 правильных ответов - «5»

    6-7 правильных ответов - «4»

    4-5 правильных ответов - «3»

    Устный счёт : (слайды 12-13)

    Ну-ка, в сторону карандаши!

    Ни бумажек, ни ручек, ни мела!

    Устный счёт! Мы творим это дело

    Только силой ума и души!

    Задание: Найди неизвестный член пропорции:

    Ответы: 1) 39; 24; 3; 24; 21.

    2)10; 3; 13.

    Сообщение темы урока. слайд №14 (Обеспечивает мотивацию учения школьников.)

      Тема нашего урока «Прямая и обратная пропорциональные зависимости».

      На предыдущих уроках мы рассматривали прямую и обратную пропорциональную зависимость величин. Сегодня на уроке мы будем решать разные задачи с помощью пропорции, устанавливая вид связи между данными. Повторим основное свойство пропорций. А следующий урок, завершающий по данной теме, т.е. урок - контрольная работа.

    Демонстрируется слайд № 15

    Этап обобщения и систематизации знаний.

    1) Задание1.

    Составить пропорции для решения задач: (работают в тетрадях)

    а) Велосипедист за 3ч проезжает 75км. За сколько времени проедет велосипедист 125км с той же скоростью?

    б) 8 одинаковых труб заполняют бассейн за 25 минуты. За сколько минут заполнят бассейн 10 таких труб?

    в) Бригада из 8 рабочих выполняет задание за 15 дней. Сколько рабочих сможет выполнить это задание за 10 дней, работая с той же производительностью?

    г) Из 5,6 кг помидоров получают 2 л томатного соуса. Сколько литров соуса можно получить из 54 кг помидоров?

    Проверить ответы. ( Слайд № 16)(самооценка: поставить + или - карандашом в тетради; проанализировать ошибки)

    Ответы: а) 3:х=75:125 в) 8: х=10: 15

    б) 8:10= Х:2 5 г) 5,6:54=2: Х

    2) Физкультминутка. (слайд № 17-22)

    Из-за парт мы быстро встали

    И на месте зашагали.

    А потом мы улыбнулись,

    Выше-выше потянулись.

    Сели - встали, сели - встали

    За минутку сил набрались.

    Плечи ваши распрямите,

    Поднимите, опустите,

    Вправо, влево повернитесь

    И за парту вновь садитесь.

    3) Решите задачу (слайд № 23)

    788 (стр. 130, учебник Виленкина) (после разбора самостоятельно)

    Весной при проведении работ по озеленению города на улице посадили липы. Принялось 95% вех посаженных лип. Сколько посадили лип, если принялось 57 лип?

    Прочитайте задачу.

    О каких двух величинах говорится в задаче? (о количестве лип и их процентах)

    Какая зависимость между этими величинами? (прямо пропорциональная)

    Составьте краткую запись, пропорцию и решите задачу.

    Решение:

    Липы (шт.)

    Проценты %

    Посадили

    Принялось

    ;
    ; х=60.

    Ответ: 60 лип посадили.

    4) Решите задачу: (слайд №24-25)(после разбора решить самостоятельно; взаимопроверка, затем решение отображается на экране слайд № 23)

    Для отопления здания школы заготовлено угля на 180 дней при норме расхода 0,6т угля в день. На сколько дней хватит этого запаса, если его расходовать ежедневно по 0,5т?

    Решение:

    Краткая запись:

    Масса (т)

    за 1 день

    Количество

    дней

    По норме

    Составим пропорцию:

    ;
    ;
    дней

    Ответ: 216 дней.

    5) №793 (стр. 131) (поле разбора самостоятельно; самоконтроль.

    (Слайд №26)

    В железной руде на 7 частей железа приходится 3 части примесей. Сколько тонн примесей в руде, которая содержит 73,5т железа?

    Решение: (слайд №27)

    Количество

    частей

    Масса

    Железо

    73,5

    Примеси

    ;
    ;

    Ответ: 31,5 кг примесей.

    6) Подведение итогов итого этапа. (слайд №28)

    Итак, сформулируем алгоритм решения задач с помощью пропорций.

    Алгоритм решения задач на прямую

    и обратную пропорциональные зависимости:

    Неизвестное число обозначается буквой х.

    Условие записывается в виде таблицы.

    Устанавливается вид зависимости между величинами.

    Прямо пропорциональная зависимость обозначается одинаково направленными стрелками, а обратно пропорциональная зависимость - противоположно направленными стрелками.

    Записывается пропорция.

    Находится её неизвестный член.

    5. Повторение изученного материала. (слайд №29)

    763 (и) (стр. 125) (с комментированием у доски)

    6. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
    (слайд №30-32)

    Самостоятельная работа (10 - 15 мин)(Взаимопроверка: по готовым слайдам учащиеся друг у друга проверяют самостоятельную работу, выставляя при этом + или -. Учитель в конце урока собирает тетради для просмотра).

    Решите задачи, составляя пропорции.

    1. На путь от одного поселка до другого со скоростью 12,5 км/ч велосипедист затратил 0,7 ч. С какой скоростью он должен был ехать, чтобы преодолеть этот путь за 0,5 ч?

    Решение:

    Краткая запись:

    Скорость (км/ч)

    Время (ч)

    12,5

    Составим пропорцию:

    ;
    ;
    км/ч

    Ответ: 17,5 км/ч

    2. Из 5 кг свежих слив получается 1,5 кг чернослив. Сколько чернослива получится их 17,5 кг свежих слив?

    Решение:

    Краткая запись:

    Сливы (кг)

    Чернослив (кг)

    17,5

    Составим пропорцию:

    ;
    ;
    кг

    Ответ: 5,25 кг

    3. Автомобиль проехал 500 км, истратив 35л бензина. Сколько литров бензина потребуется, чтобы проехать 420 км?

    Решение:

    Краткая запись:

    Расстояние (км)

    Бензин (л)



    Просмотров