После ребенка выходит последок я скажу. Тренинг-практикум для педагогов в детском саду. II этап. Реконструктивный

Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,- -
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
(Р. Киплинг)

Июнь. Самая увлекательная и удивительная пора, которую так любит детвора. Каникулы. Но это не для всех жителей такой замечательной школьной страны. Веселым звоном прозвучал последний школьный звонок, который ознаменовал прощание с детством, со школой, учителями и одноклассниками, завершилась ответственная пора выпускных экзаменов и вот уже на горизонте новая самостоятельная жизнь.

Так радостно или грустно? Пытаясь ответить на этот тривиальный не только для меня вопрос, я всматриваюсь в лица своих повзрослевших мальчиков и девочек. Что там ни говорите, а дети - это самая симпатичная часть человечества! Так о чем же я думаю?

Может о том, как в 2006 году я приняла ответственное решение стать у них классной мамой. Родители доверили педагогическому коллективу школы своих детей, но еще больше они доверяют классному руководителю. Это удивительно и прекрасно осознавать, что где-то нужен ты и твоя помощь, твой опыт, твое слово.

В педагогике всегда идут вечные споры о преемственности. Ведь переход из начальной школы в основную труден и ответственен. Речь идет, прежде всего, о возрасте, а возраст - понятие не только биологическое, но и психологическое. И на каждой ступени, пройденной человеком, поджидает возрастной кризис, с которым связаны психические срывы, переоценка жизненного пути и открытие новых возможностей. Взрослые должны понимать, что на этих перекрестках судьбы мальчики и девочки оказываются независимо от своей воли и желания.

Немаловажное значение имеет правильно развивающийся коллектив, ведь он создает все условия для формирования личности, совершенствования ее качеств, развития способностей и дарований. И мне повезло вдвойне. Я приняла из опытных рук учителя начальных классов Натальи Геннадьевны Нагибиной не только целеустремлённых и увлеченных детей, а главное, сформированный детский коллектив. И, заметьте, это уже на уровне начальной школы. А это, поверьте, дорогого стоит. Необходимо было выбрать только новую траекторию развития личности и коллектива. Ведь Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога - помочь ему в этом.

Мои пятиклассники пришли не беззащитными и напуганными, они переступили порог пятого класса с горящими и любопытными глазами. Но у них был один недостаток: они были маленькими, чтобы решать сложные вопросы своего становления. И рядом с ними всегда были надежные взрослые - педагогический коллектив и родители.

Мы продолжили наше совместное движение по сложному маршруту «Школьная жизнь». Все это время мы учились вместе, учились друг у друга. Учились не только школьным наукам, но и дружить, понимать, доверять, помогать, сопереживать, поддерживать друг друга в трудную минуту. Каждый год был разным и приносил свои огорчения и радости. Но то, что в процессе нашего общения мы многое узнавали и учились быть мудрыми, очень важно.

Постепенно в коллективе сформировались свои отличники и активисты, спортсмены и музыканты, артисты разных жанров и просто - обычные дети. Всё было: победы на школьных, районных, областных и всероссийских олимпиадах и конкурсах, в спортивных соревнованиях самого разного уровня, участие в смотрах, концертах, выставках, научных конференциях. Активная школьная жизнь наполняла мир моих ребят красками. Им никогда не было скучно, ведь вокруг столько интересных занятий! Кружки, спортивные секции, конкурсы, соревнования, походы, вечера, праздники. Да и на уроках происходило всё самое интересное! О чем потом так эмоционально могли поведать мне, классному руководителю, учителя-предметники. Это действительно талантливый класс.

И, конечно, было очень приятно видеть всегда подтянутых, в форме, и с гордо поднятой головой, и безмолвно стоящих у Вечного огня, и при вручении им паспортов, и во время смотра песни и строя. Я вспоминаю все праздники, классные часы, конкурсы. Нам есть что вспомнить, есть чем гордиться. За эти годы мы стали дружной семьей. Тёплые чувства и воспоминания у меня связаны с поездками в театр и нашими туристическими маршрутами. Именно здесь, в непринужденной обстановке, я узнавала своих воспитанников еще ближе. Их дружелюбие, самостоятельность, взаимоуважение и поддержка всегда радовали меня.

А еще я помню, как перед очередным учебным годом порог нашей школы перешагнули сразу три подростка из других школ посёлка, сделав совместно с родителями свой выбор продолжить обучение в нашем ОУ. Волнующими были минуты, когда шло объединение классов в старшей школе и очередное пополнение новичками. И вот теперь передо мной четырнадцать девушек и семь юношей, ставших вдруг сразу взрослыми. Что ж, так и должно быть, такова жизнь.

В моей жизни было много людей, оказавших на меня сильное влияние. Мой выпускной класс - это особый случай. Рядом с ними моя жизнь была удивительна и многогранна. Все эти годы они не переставали удивлять меня всё новыми и новыми сюрпризами.…и оставляют в моей памяти нежный, трепетный след. Мне очень повезло с родителями. Общение, сотрудничество, взаимопонимание в воспитании наших детей - это результат наших общих усилий.

«Школа - ваш второй дом!» - разве не это всегда неустанно я повторяла своим детям. Они были подростками, со всеми сложностями этого периода взросления, ясно осознающими смыл когда-то сказанных классным руководителем слов, но делающими иногда по-своему. Теперь они юноши и девушки, а это возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.

Школьный бал. Я с волнением спешу на очередную встречу с моим выпускным. Я вижу их праздничное настроение, улыбки и широко раскрытые глаза, полные радостных, озорных огоньков. На душе становится тепло и спокойно. Никто и не подозревал, что за семь лет мы станем одной большой семьей, что расставаться не захочется.

Мой класс - это море талантов, задора, творчества. Мой класс - это дружная команда детей и родителей. Мой класс - это часть моей жизни. Я воспитывала в моих учениках человечность, доброту, искренность, уверенность, толерантность. Я хотела, чтобы они стали культурными, духовно-нравственными, достойными гражданами России. Вместе с тем я сама ежедневно училась у ребят креативности, оптимизму, умению находить положительные моменты в любой ситуации.

Так почему же так грустно? А как же иначе! Разве не печально порой, вспоминая все то, прекрасное, что подарила мне судьба - быть классным руководителем именно в этом классе, осознавать, что очередные семь лет в прошлом? Было и прошло. Ушло безвозвратно? Но нет… Я уверена, что мои дети будут очень внимательны на уроках жизни. Будут, как и прежде, думать, размышлять и анализировать…Из стен ОУ выходят уникальные, неповторимые человеческие личности. Школа по праву может гордиться своим юбилейным, действительно золотым, пятнадцатым выпуском.

…Внимательно смотрю на каждого из своих выпускников, анализирую их успехи и спокойно отпускаю их во взрослую жизнь. Верю, что сумеют добиться своей цели, найти ответы на трудные вопросы, преодолеть трудности, помочь другу, смогут взять ответственность на себя.

Мои повзрослевшие юноши и девушки должны будут помнить, что они пришли в этот мир приумножать добро, наполнять его истиной и красотой. Жить осознанно, думать всегда. Знать, что их поступки и мысли сегодня - это личная судьба завтра. Не забывать людей, которые помогли им стать взрослыми и всегда протягивали руку помощи и поддержки. Я говорю спасибо родителям за уникальное сотрудничество и советы по нашему общему воспитанию.

Пройдут годы, я в этом уверена, мечты моих ребят сбудутся. Они молоды, красивы, энергичны и образованны. И хорошо понимают, что в них самих есть всё для того, чтобы сделать свою жизнь полезной, удивительной и ценной. И пусть будет именно так!

Мои дети! У меня есть, я думаю, такое право именно так сказать. Я люблю Вас всех, и каждый из Вас дорог мне по-своему. Вы - лучшие. За эти годы вы стали частичкой моей жизни и моего сердца. Я не забуду Вас никогда. Спасибо Вам за любовь, которую Вы дарили мне, понимание, искренность и доброту. Спасибо Вам, что Вы есть! Я буду очень скучать без Вас! В добрый путь! Счастливой Вам дороги!

Галина Михайловна Ременникова, учитель математики высшей категории МБОУ «Любинская СОШ № 3», р. п. Любинский, Омская область. Победитель ПНПО «Образование» «Лучший учитель Российской Федерации», Почётный работник общего образования Российской Федерации, Лауреат Всероссийского конкурса «Современный классный руководитель», Лауреат Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».

Это упражнение-ритуал, строго говоря, не является «упражнением». Оно не должно использоваться специально, как нечто отдельное, «психологическое», под надзором психотерапевта или тренинг-Ведущего, на групповых тренингах и семинарах.

Это «упражнение», эта игра (а самым точным словом, которое можно подобрать к этой языковой игре будет слово «ритуал»), так вот, этот ритуал должен венчать Вашу долгую встречу и предшествовать слову «Пока!», «До свидания», «До завтра»... Потому что если Вы не заведёте себе такую привычку, то, сказав однажды «До завтра,» Вы можете никакого «завтра» с этим человеком больше не увидеть... Кстати, именно так было однажды и в моей собственной жизни, и всё из-за того, что ни я, ни человек, с которым я общалась, не давали друг другу обратной связи . Считали себя очень умными. А главное - хитрыми.

Да. Это она. Поднадоевшая всем психологам и тем, кто к ним ходит, «обратная связь». , о котором пойдёт сейчас речь, строго нацелен на то, чтобы научить нас, выучить, выдрессировать одному очень важному делу, без которого здоровое и ДОЛГОСРОЧНОЕ общение представляется вообще невозможным. Мы должны научиться давать друг другу конкретно в данном случае - прямую обратную связь , то есть разговор с помощью СЛОВ.

В ходе общения между нами и другими участниками часто возникает недопонимание каких-либо «моментов». Это - понятно.

  • мы заподозрили в ком-то корыстный умысел,
  • мы подумали, что нас хотели оскорбить,
  • мы подумали, что мы кого-то раздражаем.

Но бывают и другие ситуации, никак не связанные снедопониманием, с негативом .

Бывает, произошло между вами что-нибудь хорошее (что бывает реже), а мы почему-то бесхозяйственно не торопимся зафиксировать этот момент, «остановить прекрасное мгновенье», выразить быстротекущее настоящее - в хороших, добрых и точных словах, которые запомнятся надолго.

Итак. Давайте заведём себе иногда полезную, а иногда и приятную привычку - подводить словесный итог вашей встречи. (Там, где это нужно, возможно и уместно, разумеется).

Пусть вначале это будет подано, оформлено, как некая искусственная игра, как Ваша блажь, как сознательный акт, требующийся от обеих сторон. Перед тем, как расстаться скажите друг другу несколько фраз, каждая из которых должна начинаться следующей формулировкой: «Я заметил(а), что ты...», «Я замечаю, что ты...» .

  • Пусть вначале наши друзья будут уклоняться от честного и прямого ответа (Я не грустный, Я не злюсь на тебя), однако со временем они всё-таки скажут то, что чувствовали и чувствуют в текущий момент на самом деле,
  • Пусть вначале эти фразы будут восприниматься как несколько «искусственные» и даже звучащие «не по-русски».

Ведь прежде чем естественно, легко и грациозно станцевать новый танец, мы механически осваиваем движения, которые вначале кажутся нам нелепыми и неестественными... Как-то там выворачиваем ноги...

Не забывайте не только отмечать все «сложные» моменты, но и обязательно проговаривать вслух то действительно хорошее и радостное, что сегодня поразило (или тихо порадовало) Вас при этой встрече!

Учимся быть тамадой

К сожалению, в нашей культуре, где не было и нет никакой психологии, есть только один человек, которого воспринимают «нормально», когда он тут же выражает словами всё, что видит хорошего в других людях.

Это наш «узаконенный психотерапевт» - тамада. Когда сто человек пьют и кушают, не заморачиваясь на психологические поглаживания своих соседей, один только тамада берёт на себя роль «искушённого в психотерапии знатока», который видит зорким оком всё происходящее вокруг и умеет точно (адресно) похвалить именно тех, кого нужно и именно за то, что нужно (а также осадить разгулявшихся).

Представьте себе, что можно жить в таком обществе, где таким полезным навыком «тамады» будет обладать почти каждый из нас...

Если Вам тяжело начинать со «сложных моментов» (то есть, выговаривания вслух наших подозрений и ведения разговоров о том, что кого «пугает», «ранит» или просто немыслимо «раздражает»), то и начинайте всегда с этого - с «позитива», с речи «тамады», который умеет тонко похвалить каждого гостя. (Я говорю о хорошем тамаде)

Кстати, здесь, как всегда, важен нюанс: не вздумайте говорить людям дешёвые, дежурные комплименты «ни о чём», в которые трудно верится. Говорите только точно выверенные вещи, которые способны удивить. Хвалите - искренне. Выражайте свой восторг только тогда, когда Вы и вправду имели повод прийти о чего-то в восторг.

(Кстати, развивайте позитивное видение мира - тогда Вам будет о чём сказать в жанре похвалы и Вы не будете кривить душой, делая комплимент)

Иначе люди не поверят Вам, заподозрят в какой-то корысти, в попытке сплести хитрую интригу, в унизительно-подозрительном заискивании, наконец. Самое меньшее из всего возможно плохого, что подумают о Вас люди, (если Вы приметесь с неумелым энтузиазмом «угождать» им натянутыми комплиментами), так это мысль о том, что Вы в данный момент сидите на каком-то очередном «позитиве», и когда эта блажь пройдёт - ещё неизвестно...

Почему упражнение-ритуал «Я заметил, что ты...» преподают на психологических тренингах?

Дело в том, что, во-первых, взять эту информацию, кроме как на психологическом тренинге - негде. Ну, это самое очевидное и банальное объяснение.

А вот, во-вторых... Во-вторых, человек устроен таким образом, что привить ему необходимый навык, да ещё и довести этот навык до автоматизма, можно только погрузив того человека в «интенсивную обучающую среду», коей и является психологический тренинг.

Ведь упражнение-ритуал, который Вы сейчас получили, имеет шанс осесть ещё одним напластованием «полезной информации» в Вашей голове и вскоре благополучно покрыться там слоем мягкой домашней пыли. Получается, что польза от посещения тренинга, как и от посещения спортзала - очевидна. Тренер заставляет целые группы людей (разбивая их на пары то так, то эдак) в ускоренном режиме овладевать навыком правильного общения.

Польза от этого «урока психологического этикета» становится понятна далеко не сразу, этот ритуал имеет долгий накопительный эффект. Просто однажды Вы почувствуете, что давно уже общаетесь (по крайней мере, с самыми важными для Вас людьми) без недомолвок, а значит - без конфликтов, а значит, и без риска нелепых ссор, разлучающих людей навсегда.

Ну и напоследок... Очень коротко.

Что такое «здоровое», с точки зрения психологии, общение (взаимодействие)?

С точки зрения психологии, здоровым можно назвать такое общение, в ходе которого Вы НЕ СТРОИТЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ (одно другого нелепей) О МОТИВАХ ПОВЕДЕНИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.

В ходе здорового общения, Вы обязательно подводите резюме в конце встречи. (Этот ритуал в редких случаях можно перенести «на потом», обсуждая по телефону вечером то, что произошло днём или утром то, что произошло вечером)

В ходе здорового общения Вы говорите со своим собеседником о фактах , которые имели место быть. О том, что происходило с Вами на самом деле , а не о том, что каждый из Вас себе напридумывал.

Теперь Вы знаете, в каких случаях молчание - это не всегда «золото». Начинайте играть в эту увлекательную игру: «Я замечаю, что ты...».

Тренинг для педагогов «Если бы ты…»

Добрый день! На столе у меня лежат карты с картинками. Каждый возьмите себе по одной или несколько. Посмотрите на них внимательно. Что вам нравится на них? Что не нравится? Вы выбрали эти карты не случайно. Это отражение вашего эмоционального состояния, настроения. Давайте теперь вы по очереди покажите всем, что за карточку вы взяли и объясните почему.
Прекрасно! Как вы думаете, для чего мы сейчас это с вами проделали? Это задание было для того, чтобы вы поняли, что мы все разные, со своим характером, с различными настроениями. И каждый человек должен принимать других людей такими, какие они есть. Вот мы и плавно перешли к теме нашего тренинга - толерантность. В последнее время вы очень много слышите это слово, знаете ли вы его значение? Это в первую очередь терпение к другим людям - с разными национальностями, к людям-инвалидам и т.д.
Толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора. Толерантность не навязывают в зрелом возрасте, а воспитывают еще в детстве. Более глубоко понимание «толерантность» можно понять через ее противоположность «интолерантность». Это неприятие другого человека за то, что выглядит или думает не так, иначе. К интолерантности можно отнести унижение людей, невежественность. Толерантность очень важна в профессиональной деятельности любого педагога.
Никто не может любить другого,
если до этого не полюбил себя…

А теперь предлагаю вам немного отвлечься от работы и поиграть.
1. Упражнение 1. «Смысл имени»
Всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим именем на занятиях. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он захочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ.
Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: назвать качество, характерное для вас, которое начинается с первой буквы вашего имени. (Например, Лариса – ласковая). Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя.
Главная идея этого упражнения - дать возможность подчеркнуть свою индивидуальность.
2. Упражнение 2. «Чем мы схожи?»
Это упражнение поможет созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе, повышению взаимного доверия и сплоченности коллектива.
Участники садятся в круг. Психолог приглашает в центр круга одного из них, пользуясь принципом реального или воображаемого сходства с собой, с такими примерно словами: «…., выйди, пожалуйста, сюда, потому что у нас одинаковый цвет волос (или наши имена на «ю»; или мы работаем в одном учреждении; мы одного роста…)».Участник становится в круг и тоже приглашает кого-нибудь из педагогов по какому-то общему признаку. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся внутри круга.

3. Просмотр мультфима «День и ночь».
Рефлексия: как думаете, о чем он? (о принятии себя и других).
4. Упражнение 3. «О ком идет речь?»
Вам надо написать о себе 3 предложения о себе:
- внешний вид
- одежда
- умения и достижения
Подпишите листочек и сдайте, сейчас я буду зачитывать характеристики, а группа постарается отгадать о ком это.
Чему учит нас такое упражнение? (видеть в себе индивидуальность, знать своих коллег лучше)
5. Упражнение 4. «Я люблю тебя».
«Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из Вас попробует признаться в любви… самому себе. Это нелёгкая задача.
Вы должны сказать: “Я люблю тебя...”, назвать своё имя и объяснить, почему Вы себя любите.
(Например, Я люблю тебя, Лариса, за то, что ты много внимания уделяешь своим детям). Эти слова нужно произнести так, чтобы Вашему признанию в любви к самому себе все поверили.
Помните, что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим».
Вопросы после выполнения упражнения.
1. Легко ли Вам было признаться в любви к самому себе?
2. Что Вы при этом чувствовали?
1. Упражнение 5. «Я желаю себе и другим…» ()
Завершая наше занятие, я предлагаю последнее упражнение. Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.
И на последок, хотелось бы прочитать слова.
«Чтобы быть сильным, надо быть как вода.
Нет препятствий – она течёт;
плотина – она остановится;
прорвётся плотина – она снова потечёт;
в четырёхугольном сосуде она четырёхугольная;
в круглом она кругла.
Оттого, что она так уступчива, она нежней всего и сильней всего». (Л. Н. Толстой)

Классный час в 11 классе «А напоследок я скажу…»
(Откровения классного руководителя на последнем классном часе в выпускном классе)
Классный час посвящен окончанию школы учащимися 11 класса. На него приглашены виновники торжества-выпускники 11 класса и их родители, первые учителя, учителя-предметники.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный экран.

Ход мероприятия
1. Вступительное слово классного руководителя.
Вот и прозвенел ваш последний звонок, окончились школьные годы: долгих и трудных 11 лет позади. Больше в вашей жизни не будет ни одного школьного звонка, ни одного школьного урока. Мне очень хочется надеяться, что каждый из вас будет вспоминать школьные годы с теплотой, как лучшее время вашего детства.
Школа окончена.Детство ушло. Оно уходило по капле, тихо и незаметно, с первыми буквами на доске, с коротенькими платьицами, с пронзительными звонками, которые дороже всех теорем на свете. Со знакомыми, привычными голосами учителей.
А за окном шел дождь… В классе зажигали свет и под признания в любви Татьяны Онегину списывали математику. Доказывали недоказуемые теоремы. Приписывали Ньютону лишние законы, и все было прекрасно. А детство уходило…
Пора взрослеть и расставаться, оставив детство за спиной.
Вот позади года вашей учебы…
и первый взлет, и первое паденье…
И в этот вечер мне хотелось, чтобы
Запомнили вы каждое мгновенье.
Пока вы вместе, классом, еще рядом…
А впереди- далекий, трудный путь.
Но есть возможность добрым, нежным взглядом
Прощенья попросить за что-нибудь!
Пусть в этот вечер с вами вновь
проносятся мгновенья каждой встречи,
И первый друг, и первая любовь-
Все вспомнится в прощальный этот вечер.

И этот классный час тоже последний, итоговый. Пока вы еще одноклассники и одноклассницы, а пройдет совсем немного времени, и вы разлетитесь по разным сторонам.
Итак, наш последний классный час. Говорят, в последние минуты человек вспоминает всю свою жизнь. А так как у нас последние сорок минут школьной жизни, то я предлагаю вспомнить школьные годы.

Мультимедийная презентация «Школьные годы чудесные» (Песня «Школьная пора»)

Учитель. Много исписано за эти годы тетрадей, прочитано книг, испорчено карандашей, ручек. Все это – атрибуты школьной жизни. Но вместе с ними был еще один предмет, который любили не все, бывало, что оставляли его дома, прятали от родителей и учителей, убирали» ненужные» записи, теряли, но он, вопреки всему, оставался верным и преданным спутником вашей школьной жизни. Конечно, вы догадались, что это дневник.
Отношение к дневнику менялось с годами. Сначала его бережно хранили, тщательно заполняли, содержали в чистоте. Затем, с годами, для многих из вас он оказался лишним и от него старались избавиться.
Так происходит очень часто. И если бы можно было писать свои мысли в дневниках, то вот бы что получилось.
Дневник выпускника 2012 года средней школы № 10 станицы Новощербиновской

2001 год 1 класс
Быть первым учеником очень ответственно
Нужно учиться на пять соответственно,
Нужно быть вежливым,
Нужно быть смелым,
Нужно служить ежедневным примером.

2011 год 10 класс
Ох, уж эти уроки-мучения,
Скоро наступит умопомрачение.
Когда из Москвы отступали французы?
Чему равна гипотенуза?
Оксиды, сульфиды, кислоты,
Причастные обороты-
С ума можно сойти,
Скорей бы из школы уйти!
Как надоели эти уроки и учителя,
Сил больше нет – просто беда.
25 мая 2012 года 11 класс
Вот и повесть о детстве подходит к развязке.
Дописаны главы, досмотрены сны.
Уже, не надеясь на чьи-то подсказки,
Мы сами решать все задачи должны.
Звени же над прошлым и настоящим,
Над всем, что берег я и что не сберег,
Звени же над детством моим уходящим,
Веселый и грустный последний звонок.
(на этом запись в дневнике обрывается)

Вот ваши дневники с моими пожеланиями вам удачи и счастья. Вы тоже можете на память друг другу что-то пожелать. (Выпускники берут дневники и пишут пожелания).

А еще за школьные годы вы написали много объяснительных. Некоторые из них (самые интересные и необычные) я и хочу зачитать.
Надеюсь, что вы больше не будете их писать, оправдываясь перед кем-то.
И, поступив в институт, университет или техникум, будете пользоваться советами нашего педагогического коллектива:
Совет №1. Если дурные мысли лезут в голову, гони их в шею.
Совет № 2.Выходя из себя, не заблудись.
Совет № 3. Не хватайте с неба звезд. Если все будут хватать звезды с неба, не будет звездных ночей.
Совет № 4. Одна голова хороша, а двух не бывает.
Совет № 5. Имей сердце, имей душу, и будешь человеком во все времена.
Совет № 6. Не плыви по течению, не плыви против течения, а плыви туда, куда тебе надо.

Я желаю, чтобы вы были:
Умные, но не занудные,
Гордые, но не заносчивые,
Ласковые, но не навязчивые,
Строгие, но не злые,
Скромные, но не робкие,
Храбрые, но не задиристые,
Милые, но не придирчивые,
Богатые, но не жадные,
Стройные, но не тощие,
Полные, но не толстые,
Высокие, но недлинные,
Любвеобильные, но не гулящие,
Компанейские, но не пьющие,
Деловые, но не нахрапистые,
Решительные, но не нахальные,
Удачливые и счастливые.

Трудно мне было с вами порою. Но чтобы поднять себе настроение, когда вы меня огорчали, я сочинила (переделала) анекдот и всегда его вспоминала.

Алло, Наталья Ивановна! Моя дочь не хочет идти в школу.
- Это почему же?
- Говорит, опять Уколова будет смеяться без причины, Балакший целый урок посылать СМС-ки, Водолажский спать и видеть конец урока, Алещенко и Ляшко болтать, как две сороки, Кушнир тихо мечтать о будущем. И только ей есть о чем поговорить, но это счастье выпадает редко.
- Нет, нет, дорогая мама, пусть ваша дочь обязательно идет на урок. Во-первых, ей уже сорок лет, а во-вторых, она же учитель!

Удачи, взлеты и ненастья,
Жизнь полосата, как матрас.
Мой пик учительского счастья-
Вы, мои дети, весь ваш класс.
И к вам всем сердцем обращаюсь,
На мысли я себя ловлю.
Поверьте, я не притворяюсь,
Я каждого из вас люблю.
И каждому я дарю маленькое сердечко, частичку своего сердца. Это маленькое сердечко дышит атмосферой любви и добра, тепла и сердечности. Сохраните его. Пусть оно помогает вам в жизни.
Звучит тихая музыка.
Дорогие родители, папы и мамы,
Сегодня вы важный экзамен сдаете:
Кого вы во взрослую жизнь выдаете?
Кого вы растили и как воспитали,
Чему их учили и что прививали,
Вы, пусть в душе, в ответе пред всеми
За все, что сделают наши дети.
Родители, не забывайте детей,
Не вычеркнуть их из жизни своей.
Любите их, помните, помогайте,
Чтоб дом ваш всегда семьею своей
Был пристанью верной ваших детей.

Вы сегодня отпускаете своих повзрослевших детей во взрослую жизнь. Разлетятся они словно птицы по белу свету. Отпустите их с легким сердцем, с пожеланием «удачного полета» через всю жизнь.
Показ слайдов с мамами под песню Стаса Михайлова «Мама».

Полгода назад ваши дети написали письма мамам, и сегодня я хочу, чтобы дети вручили эти письма родителям.
Звучит песня Стаса Михайлова «Мама».
Это не последние письма сегодня. А помните ли вы совсем недавнее время, когда впереди было 7 лет учебы, 7 лет для выбора жизненного пути, 7 счастливых лет школьной жизни. Да, конечно, это 1 сентября 2005 года. Давайте вспомним, что в этот день вы выразили на бумаге свои мечты, свои мысли, свои пожелания. А прочитать мы их собирались на последнем классном часе. Я думаю, что время настало. Можно это сделаю я?

Учитель зачитывает письма, написанные 7 лет назад.
Мечты… Да разве ж их осудишь?

Все пройди, не петляя окольно,
А, сломав у невзгод острие,
Утвердись в этой жизни достойно
И поверь в назначенье свое.
И вперед! И движенье! Движенье:
И, по трудным пройдя адресам,
Не проси у судьбы снисхожденья,
Сам судьбу свою вылепи, сам!


Осталось на прощанье
Нам загадать желание,
Чтоб снова здесь когда-нибудь
Мы вместе собрались.
У меня в руках вы видите конверт, на котором слова »Мои мечты- мои надежды». Напишите свои мечты и вложите листы в этот конверт, родители могут помочь вам. Встретимся через 10 лет и увидим, что же у вас сложилось в жизни.

В добрый путь, мои любимые дети!

А сейчас каждому из вас я предлагаю продолжить фразу «А напоследок я скажу…»

Выпускники по порядку подходят к классному руководителю, кладут в большой конверт письма и говорят несколько слов, продолжая фразу»А напоследок я скажу…», и выходят из класса.

Звучит музыка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».


Как быстро летит время... Кажется, что только вчера Я пришла в десятый класс, а уже заканчиваю школу. Вот почти уже пройден этот этап - пора подводить итоги.
Честно говоря, мне не хотелось идти в десятый класс: многие учителя поменялись, с ребятами из параллели я не общалась, а из прежнего коллектива вместе со мной - два человека. Поэтому, конечно, на первых уроках литературы я чувствовала себя не в своей тарелке: к урокам готовилась, но инициативу не проявляла. Сейчас, однако, я свободно могу выразить свое мнение по тому или иному произведению.
За два года мне запомнилось многое, например, уроки по произведению Гончарова "Обломов", которое заставило задуматься о ценности и необратимости нашего бытия. Насколько же глуп человек, прозябающий каждую минуту своей жизни! Год назад мне было непонятно: зачем нам читать произведение Астафьева "Людочка"? Ведь мы и так окружены злом, зачем же говорить об этом еще и на уроках? Но благодаря текстуальному изучению рассказа, я не только изменила свое мнение, но и научилась внимательнее относиться к авторскому слову, в чем помогли мне и факультативы по произведениям Бунина в одиннадцатом классе. Говоря о понравившихся уроках, безусловно, нельзя не отметить разговор об "Одинокой старости". Как я уже говорила, эта тема заинтересовала меня своей злободневностью, поэтому было очень приятно видеть заинтересованные, НЕРАВНОДУШНЫЕ лица при защите работ. Этот проект многое дал мне, о многом заставил задуматься... Раньше я не интересовалась творчеством нашего земляка В. Г. Распутина, но сейчас, поняв стилистику автора, с удовольствием читаю его произведения и вне школьной программы.
Вспоминается и наш недавний урок по новелле Астафьева "Царь-рыба"... Конечно, моментами наше обсуждение переходило в балаган, но главное - тема экологии души затронула многих. После урока я еще долго размышляла над этой проблемой и пришла к выводу, что, вероятно, неправильно выразила свои мысли, раз кто-то упомянул про каменный век. Нет, говоря о том, что по сути человеку не нужно техническое оснащение, я имела в виду то, что мир движется не в сторону прогресса, как считают многие. Да, держа в руке новейший телефон, у которого прием звонков – это далеко не первая функция, мы поражаемся человеческому разуму! Но ведь получается, что развивается только тот, кто создал этот самый телефон. А мы? мы-то что? Большая часть людей регрессирует: техника становится не средством помощи, а зависимостью. Да, экология души напрямую зависит от окружающей нас среды, и говорить об антропогенных факторах, наверно, будет излишне. Один в поле не воин, так что ж можно сказать о даже многообещающей власти, если люди нравственно испорчены? Действительно, чем кроме знаний и статуса (если не вдаваться в подробности) правитель отличается от обычного человека? НИЧЕМ. Поэтому я считаю, что лишь вера способна изменить людей. Ведь если человек будет верить в наказание, но СВЫШЕ, только тогда он будет придерживаться моральный норм. Но, конечно, это не снимает ответственности с власти, да и нельзя не отметить позитивных вещей, связанных с ее деятельностью. И, как говорится, мир не без добрых людей, так что я надеюсь, что и сердца ребят нашего класса не станут черствыми от сытой жизни.
В заключение хотелось бы поблагодарить Вас, Оксана Петровна, за все наши уроки! Огромное спасибо! Я думаю, что за эти два года все мы выросли нравственно. Учитель – это призвание! И, конечно, хочется пожелать Вам думающих, неравнодушный, пытливых учеников!

Ответить Удалить

Да.....Как сказала Лиза, время действительно быстро идет. Казалось, только вчера я пришла в 7Б класс и познакомилась со всеми учителями и ребятами. А сейчас уже настает время прощаться...За все это время я многое открыла для себя благодаря Вам и вашим интересным урокам литературы. Особенно я любила отступления, когда вы рассказывали нам жизненные истории, советовали многое или советовались с нами. Ведь почти все учителя относятся к нам лишь как к ученикам, а вы, казалось, видите каждого из нас по-своему,как человека. Мне запомнились уроки по произведению "Война и мир". Когда я его читала, в силу того, что оно очень объемное, не совсем понимала все происходящие события. Но после того, как уходила с Ваших уроков, открывалось что-то новое, и все вопросы были для меня решенными.Таких уроков было много, и после каждого в моей голове было множество всяких дум. Вы учили нас видеть подтекст, читать "между строк" и мыслить глубже. За это я Вам очень благодарна! Вы умели нас поддержать, рассмешить или дать несколько советов. Я думаю, ученику такой учитель просто необходим, но не в каждой школе встретишь такого учителя. Мне очень повезло, что вы были моим учителем. Не представляю даже уроки литературы с другим каким-то преподавателем. Хотелось бы вам пожелать, чтобы ученики ценили ваш труд, чтоб они были читающими и умели размышлять, а вам было в удовольствие приходить и слушать их размышления, главное, что была отдача и работа сердца. Но я хотела бы спросить у вас напоследок: ведь каждый выпуск чем-то запоминается, а чем мы Вам запомнимся? Какими мы останемся в вашей памяти?

Ответить Удалить

Начну с того что каждый ваш урок неповторим и запоминаем! Я счастлива, что мне представилась возможность обучаться у вас. К сожалению, мы познакомились с вами совсем недавно, но эти два года для меня были яркими, полными эмоций.
Откровенно говоря, русский язык я не люблю, и он мне сложно дается, но уроки литературы я обожаю. Моя любовь к чтению развилась все больше и больше благодаря вам! Изначально зайдя в ваш кабинет, я была негативно настроена, меня отпугивала ваша эмоциональность и яркая внешность. Со временем я поняла, что личные отношения должны отойти на второй план и стоит взяться за учебу. Но не тут, то было, вы мне понравились, и вы буквально загипнотизировали меня! Каждый день я просыпалась с мыслью: «Какой сегодня день недели? Будет сегодня по расписанию русский язык и литература? Готова ли я к ним?». Связана ли любовь к урокам литературы с личностью учителя? Однозначно - ДА! Уверенна, я не первый ребенок, который благодарил и будет вас благодарить за качественные и нестираемые знания. Не каждый учитель сможет так «разжевать» данную тему при этом, не напрягая ученика. Мне очень нравится работать на ваших уроках, обсуждать литературные произведения, просто болтать не о чем но, обо всем, высказывать мнение, спорить. Могу сказать, что все произведения, прочитанные мной по программе и по вашим советам, были не зря. В каждой книги есть маленькая жизнь, маленькая история из который читатель извлекает, что то для себя. Наверно будет звучать банально, но объемные произведения как правила запоминаются на много больше, нежели другие. «Воина и мир»- потрясающий роман, от которого я в восторге! При прочтение таких шедевров ты по - настоящему задумываешься, переживаешь за героев и погружаешься в атмосферу происходящего момента на страницах книги. Так же я не могла оторваться от «Мастер и Маргарита » - роман, которой заставляет читателей взволноваться. Недавно пройденная нами повесть Валентина Распутина «Прощание с Матерой», так же вызвало во мне бурю эмоций и огромный интерес.
А на последок я скажу…скажу что мне жаль расставаться с вами,с вашим кабинетом в котором всегда свежо, я буду скучать по нашим беседам,пусть они были не всегда на приятные темы. Расставание со школой всегда печальное тем более если есть по кому скучать..Спасибо огромное вам Оксана Петровна за все уроки,они наталкивают нас на правильный выбор.

P.S: Это лишь часть моих слов которые я бы хотела сказать..на самом деле на много больше во мне таится и возможно на уроке когда мы будем прощаться, я вам скажу что то еще…
Прошу прощения за ошибки, если они имеются.

Ответить Удалить

С Вами я впервые встретилась в 4 классе.. И как сейчас вспоминаю, тогда абсолютно все учителя школы от нас отказывались, и почему то именно Вы решили взяться за нас. Когда Вы зашли в кабинет, скажу за весь класс, мы все были настроены негативно, и были уверенны, что и Оксану Петровну мы проучим. Но не тут-то было, стоило Вам прикрикнуть на нас, как все сразу поняли, что с вами такие выходки не пройдут. И уже начиная с 4 класса, Вы развили во мне любовь к русскому языку. Бывало, не готовилась к урокам. Но когда приходила в школу, я была уверенна, Оксана Петровна объяснит новую тему так, что и валенку понятно будет. Что касается литературы, то я бы предпочла ничего не читать, т.к. лени много, а просто приходить и слушать Вас. Хочу отметить, что за эти 2 года, мне до сих пор вспоминаются уроки Астафьева «Людочка», где затрагивается тема нравственности. Также как и у Ивана Бунина «Легкое дыхание». Ну а особенно мне запомнились уроки Булгакова, где мы анализировали его произведение «Мастер и Маргарита». Когда я его читала, мне многое было непонятно. Но я знала, что Оксана Петровна поможет нам раскрыть все карты, ответить на вопросы. И как же все-таки актуальны темы из этих произведений сейчас. Еще хочу сказать, что Вы удивительно владеете словом, в этом Вы мой кумир. Ведь Вы так можете заинтересовать каким - либо произведением, что ты идешь домой и с огромным интересом читаешь заданную Вами книгу. А еще мне всегда нравились Ваши «лирические отступления». Причем Вы всегда ведете с нами разговор по теме урока. Разговоры о жизни..о будущем..о детях..о взрослых..споры..недопонимания.. и выходишь из кабинета, задумавшись о чем то таком, о чем никогда бы не задумался просто так. Безусловно, любовь русского языка и литературы, напрямую связанна с учителем. Потому что лично я, когда Вас кто то заменял, ни в какую не могла воспринимать другого учителя.. Я очень рада, что школьная жизнь свела нас с Вами. Однозначно буду скучать по Вам, по Вашим урокам, по школе. Всегда буду вспоминать 17 кабинет и как неслись мы туда, лишь бы не опоздать. А напоследок, я Вам пожелаю, побольше умных, добрых, отзывчивых, усидчивых и заинтересованных в Вашем предмете детей. Спасибо за все.

Ответить Удалить

Время, время... Как быстро ты несешься. Помню, когда Зинаида Яковлевна сказала в классе шестом, что десятый и одиннадцатый класс пролетят незаметно, словно миг. Действительно пролетели. Мне абсолютно не жаль, что пошла в десятый класс. Поначалу я переживала, думала, что имею недостаточно хорошую базу знаний, побаивалась Вас, Оксана Петровна. К урокам русского языка и литературы всегда готовилась основательно. Постепенно я привыкала, и каждый урок мне запоминался, все они интересны и неповторимы. Я с нетерпением ожидала, когда можно будет говорить о новых произведениях. А что дальше? А это как? А я считаю иначе. Все это говорила себе на каждом уроке без исключения. Вы, Оксана Петровна заинтересовали меня поэзией Асадова и Маяковского, заучила столько их стихотворений! Мне очень интересно и важно Ваше мнение о тех или иных вещах. Спасибо Вам за уроки. Мне кажется, что ребята нашего класса душевно расцвели благодаря Вам. Хочется пожелать Вам быть такой же исключительной во всем.

Ответить Удалить

Вот и подходят к концу школьные годы. Я пришла к вам в 10 классе и по началу не могла понять вас, мне было сложно с вами вступать в диалог. Через некоторое время я стала привыкать к вам, мне стало очень интересно вас слушать, потому что вы очень эмоционально рассказываете, приводите жизненные примеры и главное, что мне нравиться, это то, что вы высказываете свое мнение, не боясь, что вас кто то осудит, или не правильно поймет.
Мне запомнились многие уроки, но особенно хотелось бы выделить открытый урок "О старости". Было не только интересно слушать, а так же задуматься о многом, о будущем. Этот урок меня вывел на сильные эмоции, до слез, хотя я не позволяю себе плакать при людях, но сдержаться сил не хватило.
Многие произведения благодаря вам открылись для меня по другому, так как вы научили обращать внимание на детали. Но Войну и Мир я так прочитать всю не смогла.
Оксана Петровна Вы очень хороший учитель, надеюсь, что когда у меня будут дети вы еще будете работать в школе и я бы обязательно отправила ребенка к вам.
Как человек вы очень сильная женщина, я уважаю таких людей. Чем то даже хотелось быть похожей на вас.Для вас авторитет, вы сама и это восхищает меня.
Спасибо вам большое. Желаю вам оставаться такой же интересной, эмоциональной и красивой.



Просмотров