Что такое галера при петре 1. Галера «Принципиум. Тяжелая жизнь гребцов на галерах: правда или вымысел

Сознание необходимости морского флота для России нашло яркого выразителя в лице Петра 1, энергия которого, влечение к морскому делу и поставленные политические задачи побудили ускоренным темпом приняться за создание флота.

Сознание необходимости морского флота для России нашло яркого выразителя в лице Петра 1, энергия которого, влечение к морскому делу и поставленные политические задачи побудили ускоренным темпом приняться за создание флота. Еще 17-летним юношей он строит флотилию на Переяславском озере под Москвой. В 1692 году на переяславской верфи были построены два малых фрегата и три яхты. В 1693 году Петр едет в Архангельск, где он закладывает верфь и строит два корабля, а третий заказывает в Голландии. В следующем году он вооружает выстроенный корабль «Св. Павел» и принимает пришедший из Голландии 44-пушечный фрегат «Св. Пророчество». С флотом из трех кораблей он выходит в Белое море и провожает иностранные корабли. Эти попытки к созданию флота не могли удовлетворить Петра. Покинув Архангельск, Петр предпринимает поход против турок. Первый азовский поход (1695г.) был неудачен; штурмы крепости с суши были отбиты, а сама она получала с моря боевые запасы и провизию. В 1694 году была заказана в Голландии 32-весельная галера, она была доставлена на корабле по частям в Архангельск. Велено было спешно доставить ее в Москву, и на лесопильном заводе немедленно началось изготовление по этому образцу отдельных частей для 22 галер и 4 брандеров. В Воронеже была основана судостроительная верфь, куда переправлялись части галер для сборки. Наибольшая длина этих галер 38м, длина по ватерлинии 29м, ширина 6м, высота от киля до палубы 3,8м, вооружение- от трех до пяти 5- и 2-фунтовых пушек, команды 130-170 человек. Кроме того были заложены два 36-пушечных корабля «Апостол. Петр» длиною 35м, шириною 7,6м и «Апостол Павел» длиною 30м, шириною 9м. В мае 1696 года двинулся по Дону первый отряд из 8 галер во главе с галерой «Принципиу»м, которой командовал сам Петр, затем отправились и остальные суда. 18 июля 1696 года Азов был взят.

Весной 1700 года был заложен 58-пушечный корабль «Предестинация» длиной 36м, шириной 9,4м. Одновременно началась постройка другого 56-пушечного корабля «Черепаха». С целью заключения наиболее выгодного мира с Турцией Петр решил демонстрировать свой флот. В составе эскадры из 11 кораблей, нескольких галер он вышел в Азовское море. В эскадру входил 62-пушечный корабль «Скорпион», 34-пушечный «Благое начало», 32-пушечный «Цвет войны», 42-пушечный «Отворенные врата», которым командовал Петр, остальные имели от 22 до 46 пушек. На 46-пушечном корабле «Крепость» был отправлен в Константинопль русский посол Украинцев, которого до Керчи сопровождала русская эскадра. Неожиданное появление русских кораблей в Черном море произвело сильное впечатление на Турцию, был заключен мирный договор на 30 лет. В1700 году началась война со шведами, отвлекшая внимание Петра на север, к Балтийскому морю. В дальнейшем все мероприятия были направлены на создание военного флота в Балтийском море. Начало войны ознаменовалось появлением шведской эскадры из 5 фрегатов и 2 галиотов в Белом море и нападением их на Архангельск, окончившимся неудачей- один фрегат сель на мель и был взят, ровно как и оба галиота, остальные ушли.В 1702 году была взята крепость Нотебург (Шлиссельбург), а в 1703 году крепость Ниеяшанц на Неве и заложен новый город- Петербург, путь флоту из Ладожского озера к морю был открыт. Закладываются новые верфи на Онежском и Ладожском озерах, реках Сясь и Свирь, в новой столице Петербурге, в Новгороде и Олонце. Началась планомерная постройка боевых кораблей. Первые корабли соответствовали 4-му рангу английских кораблей, они имели высокие кормы с расположенными в них пушками и одну или две батарейные палубы. Так как эти корабли были тяжелы на ходу, то при эскадре были более быстроходные суда- шнявы, имевшие две мачты с прямыми парусами и 12-16 пушек. Малые суда носили название шмаков, флейтов, буеров, галиотов и ботов. Шмаки- небольшие бриги-имели две мачты с косыми парусами и кливер, флейты имели также две мачты, буера имели одну мачту с марселем и одну малую в корме с бизанью, бригантины,боты и др. имели одну мачту с тендерским вооружением. Кроме крупных галер, во флоте были небольшие (до 30 м) быстроходные галеры- скампавеи (от итальянского слова scampar via- убегать), они имели три мачты с косыми парусами и 20 весел. В 1704 году Балтийский флот состоял из десяти фрегатов и девятнадцати других судов. На мели у острова Котлин была построена крепость Кроншлот, подступившая к ней шведская эскадра была отбита. 5 ноября 1704 года в Петербурге была заложена адмиралтейская верфь.

После поражения шведов под Полтавой, взятия Выборга, Ревеля, Риги строительство кораблей получило широкое развитие. В 1712 году был спущен на воду первый построенный в Петербурге 54-пушечный корабль «Полтава». С 1712 года строятся крупные линейные корабли- 60-пушечные корабли «Екатерина», «Нарва», «Ревель», «Шлиссельбург» , «Ингерманланд» и «Москва». Кроме постройки кораблей у себя, Петр покупает корабли за границей. Были приобретены 50-пушечный корабль «Антоний», 32-пушечный фрегат «Самсон» и 22-пушечный фрегат «Св. Яков». У шведов в Финском заливе был сильный флот, препятствовавший русской торговле. Весной 1713 года было решено вытеснить шведов из Финского залива. Был собран флот из 93 галер, 60 бригантин и 50 малых судов с десантом в 16000 человек. Под общим командованием адмирала Апраксина флот вышел шхерами к Гельсингфорсу, а корабельный флот из 7 кораблей, 4 фрегатов и 2 шняв под командой вице-адмирала Крюйса пошел морем. Русскими были заняты города Гельсингфорс, Або и Борго, а затем вся Финляндия присоединена к России. Морской же флот потерпел неудачу: при встрече с неприятелем три русских корабля сели на мель и прекратили бой, упустив шведские корабли. Начальство над флотом принял сам Петр. Для нанесения решительного удара Швеции выходом в Ботнический залив и угрозам ее берегам, флот в составе 18 кораблей и фрегатов, под начальством Петра и 99 галер и скампавей под начальством Апраксина, вышел в море. Галерный флот дошел до полуострова Гангут. К нему присоединился и корабельный флот, увеличившийся после захода в Ревель до 24 единиц- шестнадцать 42-72 пушечных кораблей, восемь 18-32 пушечных фрегатов и шняв. Дальнейший путь был прегражден шведской эскадрой в составе 26 кораблей. 27 июля 1714 года произошел первый крупный морской бой русского флота при Гангуте. Петр задумал миновать шведский флот, перетащив галеры волоком через узкий перешеек полуострова. Шведы узнав об этом, разделили свой флот- один фрегат, 6 галер и 3 шхербота подошли к месту спуска галер на воду, остальные приблизились к русским кораблям. Переправа галер была прекращена, и Петр приказал 35 галерам, пользуясь штилем, обойти шведский флот морем, а остальным в тумане пройти берегом. Все галеры, обогнув полуостров, заблокировали шведские корабли и, несмотря на преимущество последних в артиллерии, взяли их на абордаж. Победителям достались 10 шведских кораблей вместе с командующим эскадрой Эреншильдом. Гангутская победа открыла путь русскому флоту к берегам Швеции, на которые производились набеги галерного флота. Корабельный флот в период 1714-1720 годов также имел ряд удачных сражений. После морского боя у острова Гренгама 35 русских галер с 14 шведскими кораблями, закончившегося захватом русскими 4 шведских фрегатов, и набега 60 галер на шведское побережье был заключен Ништадтский мир, по которому к России отошли Лифляндия, Эстляндия, Финляндия и Приневский край. К концу царствования Петра 1 военный флот состоял из 48 линейных кораблей и фрегатов, 787 галер и других судов, численность команд кораблей доходила до 28000 человек. Постройка военного флота была вызвана необходимостью обеспечить за собой моря, каковых до тех пор у страны не было и без которых невозможно было ее дальнейшее развитие.

ГАЛЕРА

ГАЛЕРА

(исп.). Дорожный экипаж в Испании с полотняным верхом, открытый спереди.

, 1910 .

ГАЛЕРА

(франц. galere , исп. и итал. galero , от лат. galea - шлем, изображение которого помещалось обыкновенно в древности на носу судна): 1) общее название гребных военных судов у древних греков, римлян и карфагенян; они устраивались обыкновенно низкобортными и в несколько рядов весел. Галеры были в употреблении и на Средиземном море, в средние века, причем гребцы набирались из преступников или пленных и приковывались к скамьям. Отсюда ссылка на галеры до сих пор - род каторги во Франции.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ГАЛЕРА

в древности и в средн. века военное гребное судно. Гребцы на г. были прикованы к сиденью и набирались из рабов, пленных и преступников. Ссылка на г. была одним из самых тяжких наказаний во Франции и Испании. В России г. введена при Петре I под названием каторга, котор. позднее была применена ко всем принудительным работам преступников.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

ГАЛЕРА

в старину военное гребное судно, на котором гребцами были рабы. Во Франции очень долго практиковалась в качестве высшей меры наказания ссылка на галеры.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ГАЛЕРА

исп. Дорожный экипаж в Испании, открытый спереди, и с полотняным верхом.

, 1865 .

ГАЛЕРА

франц. galere , исп. и ит. galero , провансал. galea , средневеков.-лат. galea , galeida . Двухмачтовое, низкобортное гребное судно.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Гале́ра

ит. galera) старинное гребно-парусное военное судно с острым носом, заканчивавшимся надводным тараном; существовало до конца 18 в.; во многих странах гребцами на галерах были рабы, военнопленные и преступники, которые часто приковывались к ножным упорам; * галеры - каторга.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Галера

галеры, ж. [ит. galera ] (истор.). 1. Старинное гребное многовесельное судно. 2. только мн. В старину в Зап. Европе – принудительный труд преступников в качестве гребцов на таких судах. Сослать на галеры.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Галера

ы, ж. (ит. galera).
Старинное гребное многовесельное военное судно, на котором в Зап. Европе гребцами обычно бывали каторжники.
Галерный - относящийся к галере, галерам.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ГАЛЕРА" в других словарях:

    галера - I ы, ж. galère f., ит. galera. 1. Большое многовесельное парусное судно (в русском флоте с петровского времени). Сл. 18. Товаров сквоз Грабунскую землю на галеры не возит. 1620. Куранты 41. // Сл. 17. А пришли те галеры в Неаполь для того, что с… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Жен. вышедшее из обычая мореходное судно, парусное и гребное, величиною иногда до нынешних бригов; в каждое весло садилось по нескольку человек, нередко иевольников, или каторжников, почему ссылка на галеры ·знач. ссылка в каторгу. | Суда или… … Толковый словарь Даля

    - (Galley) тип военного гребного судна, появившийся на Средиземном море около VII в. н. э. Имела один ряд весел; форштевень ее был вооружен длинным надводным тараном, благодаря которому она имела некоторое сходство с рыбой меч, от греческого… … Морской словарь

    - (иноск.) каторга. Поясн. Ссылка на галеры (иноск.) въ каторгу. Поясн. Галеры (галіотъ мал. куп. судно) въ прямомъ смыслѣ, суда, барки (у насъ по Днѣпру), когда то мореходныя, парусныя и гребныя: въ каждое весло садилось по нѣскольку человѣкъ, не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - (итал. galera) деревянное гребное военное судно, созданное в 7 в. венецианцами. Длина до 60 м, ширина до 7,5 м, осадка 2 м, один ряд весел (до 32 на борт). Экипаж с воинами до 450 человек … Большой Энциклопедический словарь

    ГАЛЕРА, галеры, жен. (итал. galera) (ист.). 1. Старинное гребное многовесельное судно. 2. только мн. В старину в Зап. Европе принудительный труд преступников в качестве гребцов на таких судах. Сослать на галеры. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

    ГАЛЕРА, ы, жен. Старинное гребное многовёсельное военное судно, на к ром в Западной Европе гребцами обычно были каторжники. Сослать на галеры. | прил. галерный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 9 бирема (2) галеида (1) галёра (1) каик (5) … Словарь синонимов

    Галера - (galley), однопалубное воен. судно, оснащенное веслами и парусом, во время сражений преимущ. использовались весла. Бирему (Г. с двумя рядами весел), по видимому, изобрели финикийцы ок. 700 г. до н.э.. Афиняне в кач ве осн. воен. судов… … Всемирная история

    Галера - ГАЛЕРА, типъ воен. судна, появившійся ок. VII в. послѣ Р. Х. Г. имѣла одинъ рядъ веселъ, форштевень ея б. вооруженъ длин. надвод. тараномъ, благодаря к рому она имѣла нѣк рое сходство съ рыбой мечъ, отъ греч. названія к рой и получила свое… … Военная энциклопедия

Книги

  • Галера , Для того, чтобы ребенок вырос разносторонне развитым, ему необходимо постоянно получать новые знания. Общеизвестно, что дети лучше всего обучаются во время игры. Игрушки компании "ВГА"… Серия:

ГАЛЕРА

ГАЛЕРА

(Galley) - тип военного гребного судна, появившийся на Средиземном море около VII в. н. э. Имела один ряд весел; форштевень ее был вооружен длинным надводным тараном, благодаря которому она имела некоторое сходство с рыбой-меч, от греческого названия которой и получила свое наименование. Г. строились длиной (с тараном) - 40-50 м (130-160 ф.) при ширине 4,6-7,6 м (15-25 ф.), имели палубы в виде свода, спускавшегося к бортам, высота которого над килем была всего около 0,3 м. Главным двигателем Г. были весла в количестве 50-180. До конца XVI в. весла делались короткими, длиной около 6 м, в расчете на одного гребца, причем несколько весел выдвигалось в один порт. Такие Г. назывались галерами-зензилями. Средняя скорость Г. под веслами была около 7 узлов. К XVI веку за кормой начали подвешивать руль. Г. могли ходить и под парусами, для чего имели две или три мачты с треугольным или четырехугольным парусом. На носовой площадке Г. устанавливались метательные машины, а на постицах - арбалеты, метавшие камни и горшки с зажигательным составом. В XIV веке в вооружении Г. появляются пушки, которые, однако, только к XVI веку входят во всеобщее употребление.

Наиболее многочисленную часть экипажа Г. составляли гребцы, носившие в Средиземном море название шиурмы. Состав их набирался из невольников и военнопленных, ноги которых приковывали к упорным брусьям. Гребля на Г. представляла собой очень тяжелый труд, продолжавшийся иногда по 10-12 часов без отдыха. (Каторга - далматинское название Г., откуда получили начало выражения: "сослать на каторгу", "каторжные работы"). Для управления парусами состояли исключительно вольнонаемные матросы. Военную часть экипажа составляли сухопутные солдаты, непосредственно подчиненные капитану.

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

Галера

военное гребное судно, получившее наибольшее распространение в средневековье. Имели один ряд весел (по 4-б гребцов на весло), таран, метательные машины, арбалеты, позднее пушки. В русском флоте появились при Петре 1

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010

Галера

гребно-парусное, двух - трехмачтовое военное судно длиной до 60 м с одним рядом весел (50 и более) и трех - четырехугольными парусами, вооруженное надводным тараном, а позднее пушками (до 20).Экипаж доходил до 250 человек. Предназначалось для действия у берегов и в шхерах.

EdwART. Морской словарь , 2010


Синонимы :

Смотреть что такое "ГАЛЕРА" в других словарях:

    - (исп.). Дорожный экипаж в Испании с полотняным верхом, открытый спереди. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГАЛЕРА (франц. galere, исп. и итал. galero, от лат. galea шлем, изображение которого… … Словарь иностранных слов русского языка

    галера - I ы, ж. galère f., ит. galera. 1. Большое многовесельное парусное судно (в русском флоте с петровского времени). Сл. 18. Товаров сквоз Грабунскую землю на галеры не возит. 1620. Куранты 41. // Сл. 17. А пришли те галеры в Неаполь для того, что с… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Жен. вышедшее из обычая мореходное судно, парусное и гребное, величиною иногда до нынешних бригов; в каждое весло садилось по нескольку человек, нередко иевольников, или каторжников, почему ссылка на галеры ·знач. ссылка в каторгу. | Суда или… … Толковый словарь Даля

    - (иноск.) каторга. Поясн. Ссылка на галеры (иноск.) въ каторгу. Поясн. Галеры (галіотъ мал. куп. судно) въ прямомъ смыслѣ, суда, барки (у насъ по Днѣпру), когда то мореходныя, парусныя и гребныя: въ каждое весло садилось по нѣскольку человѣкъ, не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - (итал. galera) деревянное гребное военное судно, созданное в 7 в. венецианцами. Длина до 60 м, ширина до 7,5 м, осадка 2 м, один ряд весел (до 32 на борт). Экипаж с воинами до 450 человек … Большой Энциклопедический словарь

    ГАЛЕРА, галеры, жен. (итал. galera) (ист.). 1. Старинное гребное многовесельное судно. 2. только мн. В старину в Зап. Европе принудительный труд преступников в качестве гребцов на таких судах. Сослать на галеры. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

    ГАЛЕРА, ы, жен. Старинное гребное многовёсельное военное судно, на к ром в Западной Европе гребцами обычно были каторжники. Сослать на галеры. | прил. галерный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 9 бирема (2) галеида (1) галёра (1) каик (5) … Словарь синонимов

    Галера - (galley), однопалубное воен. судно, оснащенное веслами и парусом, во время сражений преимущ. использовались весла. Бирему (Г. с двумя рядами весел), по видимому, изобрели финикийцы ок. 700 г. до н.э.. Афиняне в кач ве осн. воен. судов… … Всемирная история

    Галера - ГАЛЕРА, типъ воен. судна, появившійся ок. VII в. послѣ Р. Х. Г. имѣла одинъ рядъ веселъ, форштевень ея б. вооруженъ длин. надвод. тараномъ, благодаря к рому она имѣла нѣк рое сходство съ рыбой мечъ, отъ греч. названія к рой и получила свое… … Военная энциклопедия

Книги

  • Галера , Для того, чтобы ребенок вырос разносторонне развитым, ему необходимо постоянно получать новые знания. Общеизвестно, что дети лучше всего обучаются во время игры. Игрушки компании "ВГА"… Серия: Корабли Издатель: ВГА ,
  • Галера черного мага / Voyage of the Fox Rider , Деннис Маккирнан , 480 стр. Четвертая книга Денниса Маккирнана `Галера черного мага`, следующая за `Железной башней`, `Серебряным зовом` и `Глазом Охотника`, будет интересна всем любителям фэнтези и в… Серия:

Историческое развитие

Галерами в узком смысле назывались лишь известные начиная со средневековья характерные парусно-гребные корабли Средиземноморского бассейна, впоследствии получившие распространение по всей Европе. Между тем, сегодня по аналогии с ними галерами в широком смысле принято называть все подобные гребные и парусно-гребные военные корабли, известные с древнейших времён. Сам термин «галера» происходит от среднегреческого названия одного из типов корабля византийского военного флота - galea . Происхождение самого греческого термина не ясно.

Древность и античность

Гребные боевые суда были известны в Древнем Египте, у финикийцев, архаических (микенских) греков, минойцев и других народов древности. О конструктивных особенностях кораблей той эпохи судить очень сложно, так как приходится делать это всего лишь по немногочисленным изображениям, большая часть из которых далека от реализма.

Современная реконструкция древнегреческой триеры.

Намного больше известно о кораблях античности, включая классическую Грецию, эллинистический мир и Рим. Конструкция и боевые характеристики этих судов занимали умы людей начиная с отмеченной повышенным интересом к античному наследию эпохи Возрождения. К сожалению, общую картину их конструкции не удавалось восстановить в течение весьма длительного времени. Дело в том, что в середине первого тысячелетия нашей эры в Средиземноморье произошла полная и очень резкая смена кораблестроительной традиции, сопровождавшаяся забвением античных образцов и переходом к сооружению кораблей по «варварской», северо-европейской технологии, хорошо известной по позднейшим деревянным судам Средневековья и Нового времени. Первые реконструкции и оценки боевого применения античных галер, предпринятые ещё в XIX веке (в первую очередь - реконструкция Дюпюи де Лома, предпринятая по заказу Наполеона III), были очень далеки от истины, и именно в силу того, что опирались на уподобление греко-римских судов гораздо более поздним средневековым галерам, которые были намного массивнее и тяжелее при примерно тех же размерах.

Один из вариантов реконструкции греческой триеры.

В силу целого ряда причин до нас практически не дошли полноценные останки боевых кораблей этого периода, за исключением эпизодических находок таранов, якорей, фрагментов корпуса и других второстепенных элементов. Наиболее существенную роль здесь сыграл тот факт, что античные боевые суда были очень лёгкой постройки, почти не имели балласта, и, видимо, даже после потопления не уходили на дно, где могли бы сохраниться и со временем попасть в поле зрения морских археологов, как это происходило с античными торговыми судами. После боя победители буксировали затопленные корабли в сторону берега, где те ремонтировались либо разбирались на лом. Однако кропотливая работа исследователей, работавших с накопленными к тому времени археологическими, литературными, эпиграфическими и иллюстративными данными, позволила к 80-м годам XX века выстроить достаточно подробную картину устройства античных галер - высокоспециализированных быстроходных военных гребных судов, и даже построить полномасштабную модель триеры (тяжёлой галеры с тремя рядами вёсел) периода классической Греции (ок. 500 года до н. э.), заявляемую авторами проекта как аутентичную с точностью «до сантиметров ширины и метров длины».

При анализе конструкции этого корабля в первую очередь обращает на себя внимание то, что он сделан исключительно лёгким для своих размеров. При длине по ватерлинии порядка 30 м, трирема имела водоизмещение лишь около 40 тонн. При тех же ширине и осадке, корабль такого размера, построенный по считающейся сегодня традиционной технологии, имел бы водоизмещение никак не меньше 70 тонн. Такая лёгкость достигается за счёт особой формы корпуса, которая, в свою очередь, является прямым следствием применённой в строительстве корабля технологии. Более поздние корабли строили, начиная с остова: к прямому килю крепили вертикальные штевни и поперечные шпангоуты , после чего остов обшивали досками обшивки. В древнем Средиземноморье и лодки, и корабли строили совершенно иначе: начинали с обшивки, которую наращивали снизу вверх, от киля к бортам. Такая обшивка была несущей и в значительной степени определяла прочность корпуса благодаря тому, что её доски были соединены друг с другом деревянными шипами, входящими в отверстия в их соединяемых кромках. Крупные корабли могли иметь до 5-7 килей, которые представляли собой по сути шпунтовые пояса обшивки увеличенной толщины. Поперечные элементы, подобные шпангоутам, также могли использоваться, однако устанавливались уже после сооружения обшивки и играли вспомогательную роль. Как правило, они даже не были цельными, а просто имели вид усиливающих поясов, выполненных из соединяющих вместе по нескольку рядов обшивки поперечных элементов. В результате получался очень трудоёмкий в исполнении, зато лёгкий и прочный корпус-полумонокок обтекаемой формы с очень небольшой площадью карапасной (выпуклой яйцевидной) подводной части.

Реконструировать эту технологию помогли описания Витрувия , а также находки древних кораблей, таких, как римских судов с озера Неми . Только после этого стало понятно, насколько сильно античное судостроение отличалось от средневекового, и насколько совершенные конструкции кораблей оно было способно выдавать. Сегодня греко-римские боевые галеры (в первую очередь, триремы) часто называют наиболее эффективными среди всех исторических гребных судов: их скорость достигала 9 узлов, то есть, лишь немного меньше, чем у современных гоночных гребных лодок. Правда, необходимо отметить, что это были корабли-спринтеры, способные развивать очень неплохие скорости лишь на короткой дистанции, в бою. В походе же обычно «работал» только один ярус вёсел, чаще всего средний, так как нижний находился слишком близко к воде и через прорези для вёсел корабль могло заливать; в «походном режиме» их обычно закупоривали.

Относительно конструкции античных кораблей в целом, иногда упоминается, что европейское судостроение подошло к близкому уровню лишь в XVIII веке. При этом не следует забывать, что, во-первых, греко-римские боевые корабли могли быть очень лёгкими, так как, в отличие от галер Средневековья, не несли тяжёлой артиллерии (для больших метательных машин строились специализированные суда, не участвовавшие в эскадренном бою, массовые же корабли скорее всего несли лишь лёгкие баллисты, вроде пехотных «скорпионов»), а во-вторых - они были приспособлены лишь к плаваниям в тихих водах, а при волнении старались укрыться в гавани. Застигнутые штормом в открытом море, греко-римские боевые корабли порой тонули целыми флотами. В Первую Пуническую войну посланный против сил Карфагена римский флот был застигнут штормом около юго-восточной оконечности Сицилии, в результате чего из 364 кораблей спаслось лишь 80, а число погибших превысили 100 тысяч. Это была катастрофа национального масштаба - по оценке современного историка, в ней погибло не менее 15 % пригодных к военной службе римлян. Зачастую подобные случайности оказывали существенное влияние на ход всей военной кампании. Автономность античных военных кораблей также была очень низка. На ночь старались пристать к суше, экипаж при этом сходил на берег и спал в палатках, так как корабль не обеспечивал приемлемой обитаемости для такого количества человек.

Основным оружием гребных кораблей греков был эмболон (лат. ростр) - подводный таран. Считается, что изначально он возник в качестве водореза на носу судна, и лишь около VIII в. до н. э. его стали усиливать и применять «по назначению». Видимо, одно время его делали заострённым, в виде шипа, но при этом имелся риск застревания в борту противника, поэтому его классический вариант имел уплощённую форму стилизованного трезубца. Такой таран не пробивал, а скорее проламывал борт. Отлитый из бронзы таран был прямым продолжением массивной килевой балки корабля, и ещё дополнительно усиливался расположенным на уровне ватерлинии усиленным поясом обшивки - бархоутом, так что энергия удара весьма эффективно гасилась, не повреждая сам корабль (при таране, просто прикреплённом к форштевню, неминуемо возникновение течи сразу после удара - именно это случилось с броненосцем флота Конфедеративных Штатов Америки «Вирджиния» , у которого после тарана был сломан форштевень и появился дифферент на нос, что со временем вынудило его выйти из боя, даже несмотря на полную неуязвимость для пушек федерального флота). Даже у сравнительно лёгких бирем ростр по данным археологических раскопок мог весить до полутонны. Так что, разогнавшись до большой скорости, даже сравнительно лёгкая галера в 40 тонн водоизмещения без особого труда пробивала им борт противника, тем более, что последний был не слишком толст, опять же, для обеспечения высоких скоростных характеристик. Чтобы нос корабля не слишком глубоко внедрялся в корпус противника и не застревал, на поздних античных галерах применялся проэмболон - малый надводный таран, обычно имевший форму головы животного. Знали греки и другие способы поразить противника. Например, корабли сближались нос к носу и проходили вплотную друг к другу, либо наносился скользящий удар носом одного корабля в борт другого по касательной. Если экипаж одного из кораблей не успевал убрать вёсла, то их ломало, при этом травмируя гребцов и лишая корабль подвижности и маневренности, после чего он становился лёгкой жертвой тарана. Судя по всему, абордажной тактики греки классической эпохи широко не применяли, предпочитая таран, хотя на корабле могли находиться стрелки и некоторое количество солдат.

В течение веков тактика морских сражения в Средиземноморье была основана на использовании сравнительно небольших, но лёгких, быстрых и маневренных судов. Начиная с IV века до н. э., однако, наметилась явная тенденция к строительству всё более и более крупных боевых кораблей, которые могли нести большее количество войск и даже метательные машины. Уже переход к триере / триреме дал качественный скачок в боевой эффективности: даже для следующей по «рангу» диеры / биремы было весьма сложно, пробившись сквозь три ряда вёсел, нанести триреме таранный удар, не говоря уже о том, что последняя ещё и несла существенно больше войск и имела более толстый борт. С этого момента первоклассным мог считаться лишь флот, состоящий из трирем, что могли позволить себе лишь немногие полисы, вроде Афин. Однако, эволюция полирем на этом отнюдь не окончилась: за появлением трирем последовала своеобразная «гонка вооружений», результатом которой стало появление таких кораблей, как имеющие, видимо, карфагенское происхождение тетреры / квадриремы («влекомая четырьмя») и пентеры / квинкверемы (5), изобретение которых, как и ещё более крупных гексер / сэксирем (6) приписывается сиракузскому тирану Дионисию Старшему .

Эллинистическая эпоха ознаменовалась строительством огромных гребных боевых кораблей, таких, как флагман флота египетских Птолемеев tessarakonteres (англ. ) (40), судя по письменным источникам имевший длину более 100 м (что часто подвергается сомнению). В источниках упоминаются и строившиеся сравнительно массово более крупные, чем квинкверемы корабли - гексеры (6), гептеры / септиремы (7), октеры (8), эннеры (9), децеры / децемремы (10), - вплоть до седецимрем (16). Гексеры часто упоминаются в качестве флагманских кораблей крупных флотов. Например, при Экноме у каждого из двух римских консулов было по гексере. Более крупные же корабли, по современным представлениям, представляли собой широкие и сравнительно «плоские», очевидно, малоподвижные платформы для метательных машин и перевозки десанта, между прочим, также весьма лёгкие для своих размеров благодаря малой осадке и яйцевидному днищу. Часто они даже не имели тарана. Строились они только во время боевых действий, иногда даже под конкретную боевую задачу. Их использовали для осады береговых укреплений, охраны своего берега, и, намного реже, в эскадренных сражениях для качественного усиления и артиллерийской поддержки отрядов более лёгких кораблей. Иногда крупные полиремы пытаются также представить в виде катамаранов , имеющих два соединённых друг с другом корпуса.

Говоря относительно размеров кораблей античности, необходимо отметить, что с точки зрения прочности предельная длина морского корабля с деревянным корпусом не может превышать порядка 90 метров. Более длинный корабль был бы крайне непрочен в продольном направлении и, скорее всего, сломался бы на гребне волны. Видимо, на практике в качестве верхнего предела может быть принята цифра в 70 м (длина римских кораблей из озера Неми), однако очевидно, что «среднестатистические» корабли были существенно компактнее. Современные реконструкции пентеры / квинкверемы и гептеры / сэксиремы / гексаремы - вероятно, наиболее крупных кораблей, непосредственно предназначенных для участия в эскадренном бою - исходят из длины по ватерлинии около 40-45 м при ширине корпуса до 6 м, осадке всего в 1,5-1,8 м и водоизмещении около 100-120 тонн (последняя оценка сильно разнится). Грузовые корабли могли быть намного больше - в морской археологии известны и 100-метровые образцы, но они были очень широкими и тихоходными, по сути - плотами для перевозки крупногабаритных грузов, вроде обелисков.

Из литературных источников нам достаточно хорошо известно устройство «двигателя» триеры / триремы - расположение её вёсел в три яруса и гребцов в три ряда. Правда, на старых реконструкциях могло встречаться некорректное расположение сидений гребцов (гребцов нижний рядов авторы реконструкций пытались располагать ближе к борту, а верхних - ближе к середине), в результате верхним гребцам пришлось бы орудовать огромными вёслами (пример). Однако со временем исследователи сумели в деталях восстановить картину, на настоящий момент считающуюся максимально приближенной к исторической (см. иллюстрацию) . Упоминается, что на верхнем ряду сажали самых сильных и опытных гребцов, которых именовали транитами. Их работа была самой сложной, но и высоко оплачиваемой. Гребцы в среднем ярусе именовались зигитами, а в нижнем - таламитами.

Фантастическая реконструкция пентеры / квинкверемы, выполненная в конце XIX века по аналогии со средневековыми образцами судостроения. На самом деле даже крупные античные боевые корабли имели очень небольшую осадку, которая просто физически не смогла бы скомпенсировать столь высокий надводный борт с пятью рядами гребцов. Кроме того, при столь различной длине вёсел было бы практически невозможно скоординировать действия гребцов.

Что касается того, сколько рядов вёсел и какое расположение гребцов имели корабли крупнее триеры / триремы, то этот вопрос уже вызывает значительные разночтения. Дело в том, что античные авторы не оставили никаких конкретных указаний на этот счёт. Как уже упоминалось, полных останков боевых кораблей античности не известно до сих пор, имеющиеся же их изображения обычно носят весьма условный характер.

Начиная со Средних веков и вплоть до конца XIX - начала XX века господствующим было представление, что названия античных боевых кораблей напрямую отображали количество вертикальных ярусов вёсел, по аналогии с имевшей три яруса весел триерой. Очевидно, однако, что уже корабль с пятью ярусами вёсел выглядит весьма фантастично, не говоря уже о 10 или 16 вертикальных рядах; между тем, упоминания о таких кораблях в античной литературе столь часты, что их невозможно списать на фантазию автора. Поэтому по мере лучшего изучения вопроса и накопления материала данная теория была признана несостоятельной. Между тем, не нашла своего подтверждения и полностью противоположная точка зрения, состоявшая в том, что античные гребные корабли по конструкции гребного аппарата были аналогичны средневековым галерам, то есть, имели все вёсла на одном уровне.

В настоящее время обычно предполагается, что рядов вёсел было не более двух-трёх. Числа же, составлявшие названия кораблей, вероятно обозначали либо количество рядов гребцов, без учёта количества ярусов , на которых они сидели, - либо же общее количество гребцов в одном поперечном сечении корабля (interscalmium) , по нескольку человек на каждое весло. Последняя интерпретация позволяет достаточно логично обосновать процесс эволюции античных гребных судов. Например, тетрера / квадрирема, согласно ей, должна была представлять собой увеличенный вариант биремы (два ряда вёсел), у которой на каждое весло было посажено по два гребца (двое в нижнем ряду, двое в верхнем). Пентера / квинкверема трактуется как корабль, у которого на вёслах двух верхних рядов сидело по двое гребцов, а на нижних - по одному. Гептеру же реконструируют как «двойную трирему», у которой по двое гребцов было посажено на каждое из расположенных в три ряда вёсел. Это делает достаточно разумно выглядящими даже реконструкции децимрем (два ряда по пять гребцов, либо три ряда, из которых, к примеру, на двух нижних могло быть по четыре гребца, а на верхнем - по двое на весло), как и некоторых полирем с числом «ярусов» более 10. Между тем, интерпретация согласно ей кораблей, обозначавшихся числами 20, 30 или (tessarakonteres ) 40 выглядят уже не убедительно: максимальное число гребцов, посаженных на одно весло, как показывает практика строителей более поздних средневековых галер, не может превышать 8 человек, так что «40-вёсельник» дали бы только 5 рядов по 8 гребцов в каждом, что весьма маловероятно.

Наконец, можно предположить, что данная классификация, изначально действительно будучи завязана на реальных характеристиках корабля, к римскому времени уже носила условный характер, и применительно к большим кораблям была просто числовым выражением общей мощи и боевой эффективности. То есть, к примеру, эннера (9) просто могла считаться втрое сильнее триеры (3) - безотносительно реального числа рядов вёсел. В таком случае, названия вроде tessarakonteres следует воспринимать фигурально, в качестве выражения небывалой мощи корабля.

В любой случае, сам факт того, что на кораблях античности сажали больше одного гребца на весло, как это, несомненно, делали на позднесредневековых галерах, не может считаться окончательно доказанным. Считающаяся на данный момент наиболее достоверной реконструкция триеры / триремы исходит из предположения, что у этого корабля было три ряда вёсел, каждое из которых приводил в движение один гребец.

Не менее загадочными для исследователей остаются и обозначения самых лёгких из боевых кораблей античности, называвшихся гемиолией (hemiolia - 1½) и тригемиолией (trihemiolia - трижды 1½). Например, гемиолию, бывшую со второй половины IV в. до н. э. излюбленным кораблём пиратов Средиземноморья, иногда считают узким кораблём с банками для гребцов от борта до борта, у которого в сравнительно широкой средней части на банке сидело по двое гребцов, а в узких оконечностях - только лишь по одному. По другой версии, у гемиолии гребцы располагались на одном ярусе в три горизонтальных ряда (то есть, по 1½ гребца на борт в каждом interscalmium ), причём вёсла гребцов среднего ряда были ориентированы в шахматном порядке - то на левый борт, то на правый.

Римский военно-морской флот, в целом основанный на общих эллинистических образцах, делился на navis oneraria - чисто-парусные транспортные корабли, navis actuaria - лёгкие парусно-гребные, и navis longa - «длинные корабли», то есть, боевые галеры с длинным и узким корпусом. Римляне, став в ходе Пунических войн ведущей военно-морской силой региона, никогда не были великими мореплавателями, часто стараясь превратить морские сражения в подобие сухопутного за счёт абордажного боя. В их флоте республиканского периода, построенном в целом по карфагенскому образцу, тяжёлые корабли - триремы, квадриремы и квинкверемы - играли ведущую роль.

Римские корабли имели существенно более крупные, чем обычно, абордажные команды, а также получили «ворона » (corvus) - штурмовой трап, который при помощи талей опускали на палубу вражеского судна, чтобы пехота могла перейти по нему. Для боя на расстоянии на верхней палубе имелись метательные машины или отряды лучников и пращников. Таранный удар же для таких крупных и уже не столь быстрых и маневренных, как триремы, кораблей был, с одной стороны, менее опасен - пробиться через несколько рядов вёсел и пробить более толстый корпус было существенно сложнее, а с другой - скорее всего, сложен или даже опасен для самого выполняющего манёвр, так что ростр постепенно (далеко не сразу) стал превращаться в декоративное украшение. Зато получила широкое распространение предназначенная для морской пехоты лёгкая палуба над банками гребцов (катастрома). Ей римляне накрывали даже небольшие биремы, которые во флотах греков и эллинистических государств обычно оставалась открытыми («афракта» , или лат. navis aperta , в отличие от более тяжёлых кораблей с катастромой - «катафракта» , лат. navis tecta ). Были и navis turrita - корабли с башенноподобной надстройкой на палубе, служившей для укрытия воинов абордажной команды.

Устройство средневековой галеры

Длина галеры составляла до 60 метров, ширина - 7,5 метров, осадка до 2 метров. На корабле были от 16 до 32 вёсел на борт, длиной до 15 метров каждое. Экипаж, включая воинов, составлял до 450 человек. Имелось две основные системы размещения гребцов :

  • терцаруло - на каждой банке по три гребца и каждый со своим веслом
  • скалоччио - на каждой банке от трёх до шести гребцов с общим веслом

и если первая система была популярна до XV века, то вторая набрала популярность в XV веке .

Что примечательно, в XV-XVI веках, помимо смены типичной схемы размещения гребцов, состоялся переход от вольнонаёмных гребцов к галерным рабам, и тогда же галеры стали нести пушки.

Вёсла лежали на специальной, располагавшейся над бортом балке - постице, опиравшейся на поперечные балки именумемые бакалярами . Поверх же вёсел и постицы шёл фальшборт с отверстиями для вёсел именуемый итал. impavesata , и изначально действительно состоявший из павез (тип большого щита популярный у арбалетчиков) . Вдоль галеры, чуть выше банок гребцов, заходя на нос, шёл специальный проход именуемый куршея, предназначенный для командира гребцов - комита и его помощников (у классических галер Эпохи Возрождения - надсмотрщиков) . Нос галеры переходил, в похожий на бушприт , надводный таран (в отличие от античных судов подводный таран - отсутствовал) . И на носу же находился передний конец куршеи, над которой находилась боевая платформа, для размещения солдат . Края этой платформы, у бортов были существенно выше, чем по направлению к носу и корме . На корме же, как правило, находились роскошные каюты , в венецианском варианте представлявшие собой помпезно-украшенную беседку с пышным балдахином из дорогих тканей .

Парусное вооружение, как правило, состояло из двух мачт с латинскими парусами , но имелись галеры и с иным парусным вооружением и числом мачт . Так например, бригантина несла на фок-мачте прямые паруса, а саета - имела три мачты, из которых фок-мачта опять же несла прямые паруса .

Основным способом ведения боя у галеры был таран с последующим абордажем , а метательные машины играли лишь вспомогательную роль . И даже появление корабельных пушек (в отличие от парусников) не привело к принципиальным изменениям подобной тактики - просто в силу слабости артиллерийского вооружения галер . Изменилось лишь вооружение абордажной команды, перешедшей с арбалетов на огнестрельное оружие, а также статус гребцов, которые в ходе артиллерийской перестрелки так быстро шли в расход, что их совершенно перестали беречь, заменив наёмников (способных участвовать при случае и в абордаже) рабами и каторжниками. В бою галера, обычно, передвигалась только на вёслах со скоростью до 7 узлов . Именно высокая маневренность в безветренную погоду являлась главным достоинством галеры. Недостатком же галеры с распространением артиллерии стало то, что палуба на которой у парусников размещали крупные тяжёлые орудия, у галер была занята гребцами. Более того, тяжёлое орудие на галере часто было одно , и размещалось оно на носу, точнее на куршее, и будучи окружённым двумя-четырьмя орудиями меньшего калибра . В результате чего галера, на протяжении Средних веков являвшаяся одним из наиболее грозных типов военных судов, фактически стала одним из слабейших по огневой мощи.

По типу корпуса галеры делились на :

  • зензели - классические узкие быстроходные галеры с хорошей манёвренностью
  • бастарды - широкие с круглой кормой, что обеспечивало большую вместительность за счёт меньших скорости и манёвренности;

и если первые были чисто военными судами, то последние могли использоваться для перевозки не только солдат, но и грузов .

По числу банок гребцов из галер в эпоху их расцвета отдельно выделяли :

«Галерные рабы»

Массовой культурой второй половины XIX-XX веков был создан вызывающий сочувствие образ закованного в цепи «галерного раба», некритично распространяемый на все гребные суда от Античности до Нового времени. На самом деле в античное время гребцами на боевых кораблях были практически исключительно свободные люди. От их слаженной работы зависела боевая эффективность корабля и жизнь его экипажа, так что это были профессионалы, труд которых высоко ценился. На небольших кораблях на вёсла нередко садились и сами воины - собственно говоря, изначально галера и была морским транспортом для отряда воинов - именно так описаны корабли аргонавтов и героев «Иллиады» и «Одиссеи». В Риме на вёсла могли сажать рабов, но делалось это исключительно в случае большой необходимости. Как правило, за участие в битве им обещали свободу или место постоянного гребца, что считалось почётным.

В Средние века гребцы галер были как правило волонтёрами - добровольцами, вольнонаёмными свободными людьми, причём они были вооружены и участвовали в бою наравне с солдатами. К XVI веку, когда боевая роль галер уже стала падать и комплектовать их экипажи стало всё сложнее и дороже, в ряды гребцов стали включать заключённых и военнопленных, однако первых также часто вооружали. Одновременно для сохранения боевой эффективности при использовании неопытных гребцов была изменена конструкция галеры - на одно весло стали сажать по несколько человек. Массовое же использование приговорённых к каторге преступников в качестве гребцов приходится уже на период Нового времени, причём изначально лишь во время войны. В XVII-XVIII века галеры, уже потерявшие боевое значение, часто виделись в виде своего рода средства «исправительно-трудовых» работ для заключённых. Собственно, само слова «каторга » происходит от названия одного из видов галеры. При этом заключённые не считались рабами де юре, а попадали в особую категорию каторжников. Стоит отметить, что положение их зачастую было существенно лучше, чем у заключённых в обычные тюрьмы того времени, так как капитаны и офицеры галер, в отличие от обычных тюремщиков, были лично заинтересованы в сравнительном благополучии своих подопечных, от работы которых напрямую зависела их жизнь во время выхода в море и, тем более, в бою.

Культурное наследие

См. также

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  2. , с. 19-20
  3. , с. 40
  4. Курти О. Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма / Чебан А. А. - 2-е издание. - Л. : Судостроение, 1988. - С. 27.
  5. Курти О. Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма / Чебан А. А. - 2-е издание. - Л. : Судостроение, 1988. - С. 29.
  6. Курти О. Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма / Чебан А. А. - 2-е издание. - Л. : Судостроение, 1988. - С. 29-30.

ГАЛЕРЫ

Виктор Сергеевич Шитарев ,
капитан дальнего плавания

Свою "родословную" этот тип парусно-гребного судна ведёт от судов античной древности из стран Средиземноморья. Его развитие продолжалось до начала ХIХ в. "Звёздный час" галер наступил в сражении при Лепанто 7 октября 1571 г., когда 200 христианских галер сошлись в бою с 273 турецкими. Тогда христианский флот под командованием Жуана Австрийского наголову разбил противника и освободил восточное Средиземноморье от турецкого владычества. Галеры были военными судами и являлись основной ударной силой флотов некоторых прибрежных государств. Например, в 1700 г. Венеция имела около 200 галер и галеасов; в 1800 г. средиземноморский флот Франции насчитывал в своём составе 40 таких судов. В XVIII в. предпочтение отдавалось 30-баночным галерам длиной 60 м.

Первая в России 16-баночная галера была построена в 60-х годах XVII в. голландским мастером Д. Бутлером для охраны торгового судоходства на Волге. В эпоху Петра I строительство галерного флота приобрело широкий размах, в то время как в европейских государствах интерес к этому типу военных судов уже начал угасать. Пётр I, с присущей ему прозорливостью, по достоинству оценил положительные качества галер - малая осадка, способность ходить на вёслах независимо от направления ветра, неплохая вооружённость делали их незаменимыми на мелководье в устьях Дона и других рек, в Азовском море и на других театрах боевых действий. Подкупала и простота конструкции, что было особенно ценно на первых порах создания могучего Флота Российского.

Начиная подготовку ко второму Азовскому походу, Пётр I уделил большое внимание строительству галерного флота. Образцом для русских корабельных мастеров послужила заказанная в Голландии 16-баночная галера "Адмирал Лефорт". Её доставили в разобранном виде в 1694 г. в Москву и собрали к весне 1696 г. в подмосковном селе Преображенское. (Судно имело длину - 38,1 м; ширину - 9,1 м; осадку - 1,8 м). Там же наладили производство деталей галер, которые затем направлялись в Воронеж. Дело спорилось и уже к апрелю 1696 г. Азовский флот располагал соединением галер в количестве 23 вымпелов, каждая из которых была вооружена тремя пушками калибром 3...5 фунтов. Галерой "Принципиум" командовал сам Пётр Алексеевич. При осаде Азова в июне 1696 г. галерный флот проявил себя весьма положительно. Центром строительства галерного флота России становится Воронеж.

Там в 1697 г. было заложено сразу 17 галер. Значительно усовершенствованные русскими мастерами они были мощнее своей голландской предшественницы. Для сравнения приведу их измерения: длина 41,7…53 м; ширина 5,5…7,3 м; глубина интрюма 1,8… 2,7 м. Строились преимущественно 20- и 24-баночные галеры, вооружённые 21 - 27 пушками, из них три 6 - 12-фунтового калибра; остальные - фальконеты. Идеальным театром боевых действий для галерного флота оказалась и Балтика - шхеры, мелководье и пр. Значение галер в Северной войне весьма высоко. Совершив ледовый поход к Выборгу в 1710 г., галерный флот принял активное участие в осаде крепости, чем немало способствовал успеху русской армии.

День славы русского галерного флота наступил 27 июля 1714 г., когда 99 галер под командованием генерал-адмирала Ф.М. Апраксина одержали первую и убедительную победу над шведским флотом в Гангутском сражении. Воспользовавшись штилевой погодой (на виду у шведской эскадры), отряд из 23 скампавей под командованием шаутбенахта Петра Михайлова обошёл Гангутский полуостров и оказался в Рилакс-фиорде. После трёхчасового боя русские разгромили отряд кораблей шаутбенахта Эреншильда, взяв в плен 18-пушечный фрегат "Элефант", шесть галер и три шхер-бота. Галеры успешно использовались в качестве десантных судов, принимали участие во всех десантных операциях русского флота в период 1714 - 1720 гг.

Ещё одна блестящая победа русского галерного флота была одержана под командованием князя М.М. Голицина 27 июля 1720 г. у острова Гренгам. Со стороны России в бою участвовала 61 галера, они вынудили шведский флот уйти на стеснённую морскую акваторию и там навязали ему свою тактику ведения морского боя. Четыре шведских фрегата были взяты на абордаж и спустили флаги. На борту галер в сражении принимали участие 10714 моряков, по шведским судам было произведено 23970 пушечных выстрелов, были взяты богатые трофеи, в том числе 104 орудия, которыми были вооружены шведские фрегаты.

Строительство галер для Балтийского флота началось в феврале 1703 г. на Олонецкой верфи, что на берегу реки Свирь, в Лодейном Поле. Очень много внимания становлению Балтийского флота уделял губернатор Ингерманландии, корабельный подмастерье, Александр Данилович Меншиков, который с топором в руках постигал азы кораблестроения на голландских и английских верфях вместе с Петром Михайловым. И, если Петру I за успехи в обучении судостроительным наукам был вручён патент "корабельного мастера", то Александр Данилович, в отличие от своих товарищей, обучавшихся вместе с Петром I, которые также получили патенты "корабельных мастеров", попросил вручить ему патент "корабельного подмастерья", поскольку посчитал, что сын царского конюха, которым он являлся, не достоин патента, выданного Государю. Однако, человек он был весьма незаурядный и его авторитет среди корабельных мастеров, как отечественных, так и иностранных, был чрезвычайно высок. И надо сказать, что во всех отношениях А.Д. Меншиков находил наиболее рациональные, правильные решения.

Сам же Пётр Алексеевич судостроение в Лодейном Поле не выпускал из своего поля зрения. Строительство галер было налажено и в Санкт-Петербурге на Галерном дворе, где впоследствии возникло новое Адмиралтейство. Класс галер, как боевых единиц флота, чёткого разделения по типам не имел, но кое-какое деление всё же существовало. Например, нам известно, что 1 октября 1703 г. на Олонецкой верфи мастер Яков Кол заложил тринадцать 10 - 12 баночных полугалер. Все они были одномачтовыми длиной 17,4 м, шириной 3,1 м с постицами - вынесенными за борт брусьями, крепившимися на специальных кницах - бакалярах, со штыревыми уключинами для вёсел - шкармами.

Банки - сиденья для гребцов - на русских галерах ставились не перпендикулярно к борту, а под углом 81…82 градуса с наклоном в корму, по системе "скалоччио". У каждой банки делали "ступени", чтобы гребцы могли упираться в них ногами. В России гребцами на галерном флоте служили солдаты пехотных полков, вольнонаёмные из числа "работных людей", встречались среди них и каторжане, которых приковывали за левую ногу к ступеням. Кроме гребцов на каждой галере, в зависимости от её размеров, было 24 - 40 матросов, 9 - 14 офицеров и унтер-офицеров и 125 - 150 человек морской пехоты - абордажно-десантная команда. Таким образом, состав экипажа галеры насчитывал от 150 до 500 человек.

Среди галерных мастеров славились Юрий Русинов и Николай Муц, греки по национальности. С появлением галер словарь русских моряков обогатился новыми терминами. Например, выступавший вперёд от форштевня надводный таран назывался шпирон; надстройка, закрывающая носовые орудия, - рамбат; лёгкий навес на корме галеры - тендалет. От рамбата до тендалета в диаметральной плоскости судна проходил помост (между банками гребцов), называвшийся куршея, а располагавшиеся на нём пушки назывались куршейными. Под куршеей располагались различные рундуки. Фок-мачту называли тринкет; грот-мачту - майстра; а бизань-мачту - мезана.

Упоминая о полугалерах, нельзя не сказать ещё об одном типе этих судов. Это, конечно же, шебека, получившая признание пиратов Северной Африки, так как обладала хорошей скоростью хода под парусами. На Средиземном море ей не было равных. Шебека имела длину по палубе 25…35 м и развитую парусность латинского типа. На всех трёх мачтах ставились треугольные паруса, но при благоприятном ветре судно могло нести и прямые паруса. Один из алжирских капитанов шебеки сказал, что его матросы выполняют работу трёх экипажей судна с прямым парусным вооружением. При лёгком фордевинде, на фок- и грот-мачтах ставили реи с широкими прямыми парусами. При ходе в галфвинд и бейдевинд прямые паруса убирали вместе с реями, а на их место ставили длинные латинские рю с треугольными парусами. Если же ветер усиливался до штормового, то убирали длинные рю с большими парусами, а на их место ставили короткие рю, которые несли маленькие треугольные паруса.

Основную массу галерного флота России составляли средние галеры, их называли скампавеями, они были 18-баночными (имели по 18 банок). Немногочисленными были большие галеры, строившиеся по "французскому маниру", которые, как правило, использовались в качестве флагманов. Например, генерал-адмирал Ф.М. Апраксин держал свой флаг на 21-баночной галере "Наталья", построенной на Олонецкой верфи Николаем Муцем в 1708 г. Её длина по палубе составляла 53,3 м; ширина 7,6 м; глубина интрюма 2,6 м; осадка 1,2 м. Галера была вооружена одной 24-фунтовой куршейной и двумя 12-фунтовыми погонными пушками, ещё имелось 12 "басов на вертлюгах" (здесь речь идёт о 12 фальконетах). Каждое весло длиной 12 м и массой 80 кг "двигали" 5 человек.

Князь М.М. Голицын держал свой флаг на 22-баночной и 15-пушечной галере "Фивра", построенной в 1713 - 1714 гг. известным корабельным мастером Юрием Антоновичем Русиновым, а чем закончился Гренгамский бой, мы уже знаем. Эта галера имела длину 45 м, ширину 7,7 м. На банках длиной 2,4 м размещалось по 5 гребцов, которые гребли вёслами длиной по 12 м и массой около 80 кг. На "Фивре" имелись одна 18-фунтовая, две 12-фунтовых и двенадцать 3-фунтовых пушек (басов). Галера прослужила до 1723 г., после чего была исключена из списков флота и разобрана.

Крупнейшей галерой петровской эпохи считается 25-баночная трёхмачтовая "Двина", построенная итальянским корабельным мастером Франческо Дипонти по "венецианскому маниру" в Санкт-Петербурге в 1721 г. Её длина составляла около 48,5 м, ширина с постицами - 9,6 м, вёсла имели длину 13,2 м и массу около 94 кг; каждым веслом гребли 6 человек. Вооружение "Двины" состояло из одной 24-фунтовой, двух 12-фунтовых пушек и двенадцати 3-фунтовых басов.

В Северной войне принимали участие и так называемые "конные галеры". Это были чисто десантные суда, бравшие на борт 25 - 40 лошадей с всадниками. Они имели длину до 42 м, ширину до 10 м и осадку до 1,4 м. Их вооружение состояло из двух 6-фунтовых и двух 3-фунтовых пушек. Последней в России была построена 21-баночная конная галера в 1722 г. мастером Франческо Дипонти; которая брала на борт 40 лошадей. Последняя 10-баночная галера для Балтийского ВМФ была спущена на воду в Санкт-Петербурге в 1789 г., а для Черноморского Флота - в Таврове в 1790 г.

Но галеры в России строили не только для военного флота. Например, в 1767 г. костромские корабелы построили в Твери 11-баночную галеру "Тверь" для путешествия Государыни Императрицы Екатерины II по Волге. Это было прекрасное во всех отношениях судно, недаром Екатерина II утвердила герб города Костромы с изображением на нём галеры "Тверь". Вот что писал о судне датский посланник в России Ассебург: "…Нет недостатка ни в одном из трёх удобств, которые можно было бы иметь только в столице. На галере Её Величества, называемой "Тверь", находится полное помещение с комнатой вроде залы, где она свободно обедает с двенадцатью собеседниками ".

Это путешествие Екатерина II предприняла для ознакомления с юго-восточными провинциями России. Флотилия из десяти судов во главе с "Тверью" отбыла вниз по Волге-реке 2 мая 1767 г. В её состав входили три галеры типа "Тверь" (для размещения царской свиты), но их отделка была поскромнее. Царская галера имела длину 39 м, ширину корпуса 5,75 м, ширину с постицами 7,65 м, высоту надводного борта в носовой части 1 м, у кормовой надстройки - 1,9 м, возвышение кормы над основной плоскостью составляло 7 м. Судно было построено из местных пород древесины и богато украшено резьбой с позолотой. Четырёхметровый шпирон ажурной конструкции органично сочетался с форштевнем. Корпус имел небольшой развал бортов, палуба была изготовлена из особо качественных сосновых досок.

Корпус галеры "Тверь" собрали столь добротно, что при осмотре через 150 лет после постройки лишь в некоторых досках обнаружили незначительные трещинки от рассыхания. Пазы и стыки досок обшивки корпуса и палубы были пригнаны так тщательно, что даже не требовали конопатки, обшивка только окрашивалась в тёмно-зелёный цвет. Даже традиционная осмолка не требовалась. Детали корпуса скреплялись железными болтами и длинными гвоздями (гвозди-шпили). Кормовая надстройка, считая от транца, имела длину 15 м и ширину 5,3 м (у транца), которая увеличивалась по направлению к носу до 6 м. В надстройке размещались покой и приёмные апартаменты - просторные и светлые помещения, отделанные с особой пышностью, а также восемь кают; все помещения отводились для Екатерины II. Всего в надстройке имелось 34 окна с рамами и оконными переплётами (которые можно было опускать в специальные пазы), а также четыре двери, по одной на каждый борт, и две, снесённые к бортам, - в носовой переборке. У транца на палубе надстройки находились флагшток и гнездо для фонаря (гакобортного фонаря).

На палубе - от носа к корме имелось три прохода шириной 1,1 м.; один в диаметральной плоскости и два по бортам. Между ними находились два кокпита длиной 12 м и с углублением по отношению к главной палубе 0,5 м. Здесь находились банки для гребцов. На палубе носовой надстройки располагались фундаменты для восьми пушек, предназначавшихся для салюта. В трюме размещались каюты для царской свиты, освещавшиеся восемью прямоугольными окнами.

1 июля 1767 г. царская фамилия прибыла в Казань, затем завершив официальную часть, направилась в Симбирск, откуда Екатерина II уехала в Москву сухопутным путём. После отбытия императрицы четыре царские галеры возвратились в Казань, где их поставили на хранение в местном адмиралтействе. В 1804 г. из Санкт-Петербурга пришёл указ, который предписывал три галеры разобрать "за ветхостью", а галеру "Тверь" хранить, "не переменяя того вида, который она имела ". Когда же Казанское адмиралтейство упразднили, "Тверь" передали на хранение Морскому министерству, потом Управлению государственных имуществ, затем - в начале 60-х годов Х1Х века - в Казанское городское общественное управление.

В 1888 г. на окраине Адмиралтейской слободы построили специальный павильон - эллинг, в котором и поставили галеру "Тверь". В 1918 г. она перешла в ведение музейного отдела Наркомпроса, а потом - Татарского республиканского краеведческого музея. Вот что писал известный казанский искусствовед П.Е Корнилов в своей монографии о галере: "… изучающему искусство и, в частности, деревянную резьбу, на галере "Тверь" есть небезынтересный материал. Декоративная обработка приковывает внимание. Сюжеты резьбы - мифологические сцены, олицетворяющие водную стихию… В этой резьбе любопытен национальный момент… Декорные украшения галеры, вне всякого сомнения, являются примером высокого мастерства русских резчиков по дереву ".

Сегодня с огромным сожалением приходится констатировать, что этот бесценный памятник русского кораблестроительного искусства нами безвозвратно утрачен. В конце 1960-х годов пожар уничтожил и павильон, и галеру…



Просмотров