К н батюшков сообщение. Батюшков Константин - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Война с наполеоновской Францией

(18.05.1787 – 7.07.1855)

Константин Николаевич Батюшков – прозаик, литературный и художественный критик, переводчик, член литературного кружка «Арзамас», почетный член Вольного общества любителей российской словесности».

Константин Батюшков родился в Вологде 18 мая 1787 года. Отец поэта, Николай Львович (1752-1817), прокурор 2-го департамента Вологодского верхнего земского суда, с 1790 года – губернский прокурор, принадлежал к старинному дворянству. Мать, Александра Григорьевна (?-1795), происходила из рода Бердяевых, предки поэта по материнской линии поселились на вологодских землях в начале XVII века.

Судя по тому, что Константина и его младшую сестру Варвару, родившуюся в ноябре 1791 года, крестили в церкви Святой великомученицы Екатерины, что во Фроловке, первый вологодский адрес Батюшкова следует искать в приходе этой церкви, находившейся на пересечении современных улиц Герцена и Предтеченской. В начале лета 1792 года семья переехала в Вятку, на место нового назначения Н.Л. Батюшкова. Двухлетнее (с начала лета 1792 по 25 мая 1794) пребывание Константина в Вятке зафиксировано в документах Государственного архива Кировской области (Ф. 237. On. 71. Ед. хр. 76. Л. 89; Ед. хр. 79. Л. 97). Здесь, в Вятке, не ранее лета 1793 года началась тяжелая душевная болезнь Александры Григорьевны. Матери Константин лишился в восьмилетнем возрасте.

Знания, полученные им в петербургских пансионах Жакино и Триполи, пополнялись обширным чтением. Главным событием 1802 – 1806 годов, оставившим глубокий след в жизни юноши, стало общение с двоюродным дядей, поэтом М.Н. Муравьевым (1757-1807), которому Батюшков был «обязан всем»: глубоким интересом к античности и итальянской литературе, потребностью в постоянной духовной работе над собой. Под влиянием этого благородного наставника сформировались литературные вкусы Батюшкова и сложилась его «маленькая» философия: смысл жизни заключается в любви к ней, в наслаждении ее радостями и одновременно – в способности к самопожертвованию; счастье немыслимо без ощущения чистой совести, а «благосостояние общества», «сила гражданственности» могут быть основаны только на «добре».

Стихотворения «Совет друзьям», «Веселый час», «Ответ Гнедичу», «Элизий», «Мои Пенаты» создали Батюшкову репутацию «российского Парни», «сына неги и веселья» (А.С. Пушкин), «певца любви и забавы» (П.А. Вяземский). Поэтический мир Батюшкова 1803-1812 годов строился по контрасту с действительным. Это было бегство в мечту о красоте и полноте бытия, о сильной, яркой, цельной личности, о гармонии в отношениях человека и мира.

К.Н. Батюшков был участником похода в Пруссию (1807), шведской кампании (1808-1809), заграничного похода русской армии (1813-1814). Он кавалер орденов Святой Анны III и II степеней за «отличную храбрость» в сражении при Гейльсберге (1807) и под Лейпцигом (1813).

Отечественная война 1812 года разрушила его «маленькую» философию. Поэт не разделял настроения воодушевления, подъема общественной активности и ожидания перемен, охвативших русское общество после завершения кампании. Война повергла его в тяжелый кризис: ведь «море зла» («нищету, отчаяние, пожары, голод») России принесли французы; «просвещенный народ Европы» оказался «варваром». Светлый эпикуреизм ранних стихов сменился мрачным пессимизмом («К Дашкову», «Элегия», «К другу», «Умирающий Тасс»). Обреченный на сомнения, разочарования и утраты близких, поэт не находил на земле того, что «вечно чисто, непорочно». «Мир лучший» существовал теперь для него «за гробом». Новая философия Батюшкова основывалась на «истинах Евангелия».

Трагической оказалась и судьба поэта. Опубликованные в 1817 году «Опыты в стихах и прозе» (в двух частях) стали единственной книгой Батюшкова. Его литературному дарованию не суждено было раскрыться в полной мере. Убежденный в том, что «поэзия требует всего человека», Батюшков не мог посвятить всего себя литературе. Не имея достаточных средств, он принужден был служить. Поэзия мешала служебной карьере, служба - поэзии... Это противоречие неизбежно вело к глубокой неудовлетворенности собой, своей поэзией, рождало сомнения в своем таланте и «душевную пустоту». Состояние внутреннего разлада усугублялось чувствительностью натуры, обостренным самолюбием, слабостью здоровья и предчувствием надвигающейся трагедии («Если я проживу еще десять лет, то сойду с ума...»). Первые симптомы душевной болезни обнаружились в 1822 году. Четыре года (1824-1828) Батюшков провел в психиатрической лечебнице в Зоннснштейне (Саксония), потом почти пять лет (с августа 1828) его лечили в Москве. Но безуспешно...

В марте 1833 года племянник поэта Г.А. Гревенс перевез его в Вологду. Здесь Батюшков прожил 22 года: сначала (с 1833 по 1844) отдельно от своих родственников в доме священника П. В. Васильевского (приход церкви Иоанна Предтечи в Рошенье, ныне – Советский проспект, 20), потом (с 1845 по 1855) в семье племянника и опекуна. С 1983 года две комнаты бывшей служебной квартиры Г. А. Гревенса в здании удельной конторы (Малая Благовещенская, ныне – улица Батюшкова, 2) занимает музей К.Н. Батюшкова. Поэт скончался 7 июля 1855 года, местом его упокоения стал Спасо-Прилуцкий монастырь.

«...Колыбель и могила знаменитого Батюшкова тесно сольются с существованием Вологды», – писали «Вологодские губернские ведомости» 6 августа 1855 года. После изменения административных границ на территории Вологодской области оказались две родовые усадьбы: в батюшковское Даниловское (недалеко от Устюжны) Константин Николаевич приезжал навестить отца, в бердяевском Хантаново (в 33 километрах от Череповца) он бывал в 1808, 1809, 1811, 1815, 1816-1817 годах. Иногда обстоятельства задерживали его там на полгода. Здесь были написаны «Видение на берегах Леты», «Мои Пенаты», «Беседка муз», «Умирающий Тасс» и подготовлены к изданию «Опыты в стихах и прозе». С материнским Хантановым в сознании поэта всегда связывалось ощущение «древних Пенатов», «верного приюта», своего дома, о котором он мечтал всю жизнь.

«Маленьким», «бесполезным для общества и для себя» представлялось Батюшкову собственное дарование. Время опровергло эти суровые самооценки. Батюшков создал лирику нового типа, ориентированную на решение новых задач: «изображение современного человека и современного мира», «лирическое выражение личности» (И.М. Семенко). Это художественное открытие явилось результатом глубокого переосмысления роли «легкой поэзии» (то есть малых лирических жанров): по своей значимости она была уравнена с «высокой».

Батюшков был не только «предтечей Пушкина» (В.Г. Белинский). Как живое начало, как конструктивный элемент, способствующий обновлению литературы, батюшковская традиция присутствует в лирике Е. Баратынского, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, И. Анненского, А. Ахматовой, О. Мандельштама и других русских поэтов.

Электронный ресурс о К.Н. Батюшкове на сайте ВОУНБ.

Константин Батюшков – выдающийся русский поэт, который придал стихотворному языку особую гармонию и гибкость.

Батюшков является одним из первых, кто ввел в русскую поэзию множество наработок, которые были признаны классическими еще при его жизни.

В этот период биографии, Батюшкова особенно интересовала французская и русская (см. ). Одновременно с этим он изучал латынь, а также увлекался древнеримской классикой.

Находясь в Петербурге, Батюшков познакомился с выдающимся русским поэтом .

Интересен факт, что Константин Батюшков приходился родственником сенатору и общественному деятелю Михаилу Муравьеву, который помог ему устроиться на службу в Министерство народного просвещения.

Прослужив там около 3-х лет, 18-летний Батюшков начал работать письмоводителем при министерстве просвещения.

В 1807 г. Константин Батюшков записался в народное ополчение, после чего отправился в Прусский поход.

В одном из боев он был ранен и отправлен на лечение в Ригу. Спустя 2 месяца ему разрешили уехать домой.

Война с Наполеоном

Значение Батюшкова в истории русской литературы и главная заслуга его заключается в том, что он много потрудился над обработкой родной поэтической речи и придал русскому стихотворному языку такую гибкость, упругость и гармонию, каких ещё не знала до тех пор русская поэзия.

В это время с ним случается нервный срыв, после чего у поэта начинают проявляться ярко выраженные признаки шизофрении. В это время им было написано стихотворение «Завещание Мельхиседека».

С каждым месяцем Константину Батюшкову становилось все хуже. Мнимые преследования сделали жизнь писателя и окружавших его людей невыносимой. В итоге его положили в психиатрическую больницу.

После 4 лет лечения его отправили в .

Однажды к Батюшкову в гости приехал Александр Пушкин, который был потрясен ужасным видом поэта. Спустя некоторое время Пушкин напишет знаменитое стихотворение «Не дай мне Бог сойти с ума».

Смерть

Последние 22 года жизни больной провел в доме своего племянника. Константин Николаевич Батюшков умер от тифа 7 июля 1855 г. в возрасте 68 лет. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре.

Если вам понравилась краткая биография Батюшкова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Написано 119 стихотворений, из которых 26 переводов и 6 подражаний. Самые популярные его оригинальные стихотворения: «Выздоровление», «Веселый час», «Мои пенаты», «К Д. В. Дашкову», «Переход через Рейн», «Тень друга », «На развалинах замка Швеции», «Таврида», «Разлука», «Пробуждение», «Воспоминания», «Мой гений», «Надежда», «Умирающий Тасс», «Вакханка», «Из греческой антологии».

Прозаических произведений у Батюшкова 27 (с 1809 – 1816 г.), отличающихся стилистическими достоинствами. Главные из них: «Отрывок из писем русского офицера из Финляндии», «Похвальное слово сну», «Прогулка по Москве», «О поэте и поэзии», «Прогулка по академии художеств», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык» (которому он придавал большое значение), «О сочинениях Муравьева», «Вечер у Кантемира», «Нечто о морали, основанной на философии и религии». Нельзя не упомянуть о «записной книге Батюшкова под названием: «Чужое – мое сокровище». В этой книге много переводного, но также и разных воспоминаний, набросков, самостоятельных мыслей, не лишенных интереса.

Константин Николаевич Батюшков. Портрет работы неизвестного художника, 1810-е

Такое же почти значение имеет переписка Батюшкова с друзьями, особенно с Гнедичем , которому было написано 85 писем. Из шуточных произведений Батюшкова наиболее известны «Видение на берегах Леты» и «Певец во стане славяноруссов». Оба посвящены осмеянию партии «Беседы» с Шишковым во главе.

Главная заслуга Батюшкова состоит в выработке стиха; он вполне овладел гармонией его и понял, что учиться ей надо у итальянских поэтов, страстным поклонником которых он был всегда. Постоянными образцами для переводов являлись: Касти, Петрарка , Тибулл , Парни , Тассо , идеалом же Батюшкова был Ариосто . «Возьмите душу Вергилия , пишет он, воображение Тасса, ум Гомера , остроумие Вольтера , добродушие Лафонтена , гибкость Овидия – вот Ариост». Белинский писал о Батюшкове: «Такие стихи и в наше время превосходны, при первом же своем появлении они должны были породить общее внимание, как предвестие скорого переворота в русской поэзии. Это еще не пушкинские стихи, но после них уже надо было ожидать не других каких-нибудь, а пушкинских». Он «уготовил пути» для Пушкина, первые произведения которого – подражания Батюшкову. Юноша Пушкин находил неблагозвучие в стихах Жуковского и, добиваясь совершенства, подражал Батюшкову.

КОНСТАНТИН БАТЮШКОВ. "Надежда". Библейский сюжет. Видеофильм

Не надо забывать, что если Карамзин имел таких предшественников, как Фонвизин и Державин , то Батюшков не имел никого и совершенно самостоятельно вырабатывал гармонию стиха Поэзия его отличается необыкновенною искренностью. «Живи, как пишешь, (говорит он) и пиши, как живешь: иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы». Этому идеалу Батюшков остался верен в течение всей своей жизни.

Поэзия его носит отчасти нерусский характер, оторванный от родной почвы. Влияние итальянских поэтов сказалось в эпикурейском направлении лиры Батюшкова. Удалению от мотивов, более свойственных русской природе, способствовала борьба еще с шишковистами, которые глубоко возмущали поэта. «Любить отечество должно; кто не любит его, тот изверг. Но можно ли любить невежество? Можно ли любить нравы и обычаи, от которых мы отдалены веками и, что еще больше, – целым веком просвещения?»

Поэзия Батюшкова, отличавшаяся искренностью, находилась в тесной связи с его личной жизнью. Как жизнь его вплоть до вступления в милицию, так и поэзия была бессодержательна. После же того, как пережил войну, путешествовал за границею, поэзия его получает более серьезное направление («

БАТЮШКОВ, КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ, русский поэт (1787–1855).

Родился 18(29) мая 1787 в Вологде, раннее детство провел в вотчине отца Даниловском (неподалеку от Бежецка Тверской губернии). Карьера его отца, Николая Львовича, принадлежавшего к старинному дворянскому роду, не задалась: уже в возрасте 15 лет он был удален из Измайловского полка из-за ссылки своего дяди, замешанного в заговоре против Екатерины II в пользу ее сына Павла. Мать Батюшкова вскоре после рождения сына сошла с ума и умерла, когда ему было 8 лет...

В десятилетнем возрасте Батюшкова отдали в Петербургский пансион француза Жакино, затем – в пансион итальянца Триполи. Особенно ревностно он изучал иностранные языки – французский, итальянский, латынь, отличаясь среди сверстников склонностью к чужеземным языкам и литературе.

После окончания пансиона вынужден был поступить на службу делопроизводителем в Министерство народного просвещения, что ему претило. Зато на службе познакомился с молодыми людьми, дружба с которыми еще долгие годы его поддерживала. Особенно сблизился он с поэтом и переводчиком Н.Гнедичем, к литературным советам которого относился внимательно всю свою жизнь. Здесь же Батюшков знакомится с членами Вольного общества любителей словесности, наук и художеств: И.Пниным, Н.Радищевым (сыном), И.Борном, благодаря которым стал сотрудничать с некоторыми московскими журналами.

Первое большое стихотворение Батюшкова Мечта судя по всему было написано в 1804, а опубликовано в 1806 в журнале «Любитель словесности». Это стихотворение Батюшков особенно любил: переделывал его в течение многих лет, кропотливо и внимательно заменял одни строки другими, пока не остановился на редакции 1817. Уже в первых поэтических опусах он отказывается от традиции высокой оды 18 в., его излюбленными жанрами становятся элегии и дружеские послания. Мечта , как и другие ранние стихи, проникнута духом поэтической мечтательности, меланхолии, предромантическим погружением в мир грез и фантазий:

О, сладкая мечта! О неба дар благой!

Средь дебрей каменных, средь ужасов природы,

Где плещут о скалы Ботнические воды,

В краях изгнанников.. Я счастлив был тобой.

Я счастлив был, когда в моем уединенье

Над кущей рыбаря, в час полночи немой,

Раздастся ветров свист и вой

И в кровлю застучит и град, и дождь осенний .

В 1805 журнал «Новости русской литературы» опубликовал еще одно стихотворение Батюшкова Послание к стихам моим , после чего его небольшие лирические стихотворения (как их тогда называли, пьесы) начинают появляться на страницах печати и имя автора становится известно в литературных кругах.

Во многом на формирование литературных вкусов Батюшкова повлияли его двоюродный дядя Михаил Муравьев, в основном прозаик, писавший, однако, и стихи, и, конечно же, кумир тогдашней молодежи историк и писатель Николай Карамзин, произведения которых во многом предопределили будущий расцвет элегической поэзии.

Поэт и критик 20 в. Вл.Ходасевич так писал о том переходном периоде русской словесности: «Уже взорвалась первая мина, подложенная под классицизм сентиментализмом Карамзина... перед новыми силами открывалось обширное поле. Жуковский и Батюшков пытались обрести «новые звуки...»».

Отрицание «холодного рассудка», упоение поэтической мечтой на лоне природы, одушевленной и как бы вторящей переживаниям поэта, попытка уловить мимолетные переживания души, искренность и отсутствие пафоса – таковы стихи молодого Батюшкова, «сладкоречивого и моложавого».

Казалось, созданный лишь «для звуков сладких и молитв», Батюшков резко меняет свою жизнь: в 1807 записывается в ополчение и отправляется на войну с Наполеоном в Восточную Пруссию. Получает тяжелое ранение под Гейльсбергом, остается на некоторое время для излечения в доме рижского купца. Опыт войны не проходит даром – в задумчивые, мечтательные стихи вторгаются строгие, певуче-торжественные мотивы – темы расставания и смерти:

Я берег покидал туманный Альбиона:

Казалось, он в волнах свинцовых утопал.

За кораблем вилася Гальциона,

И тихий глас ее пловцов увеселял.

<...>

И вдруг... то был ли сон?.. предстал товарищ мне,

Погибший в роковом огне

Завидной смертию, над Плейсскими струями…

Тень друга.

В 1807 некоторое время живет в Петербурге, где сближается с семьей А.Н.Оленина, близкого друга к тому времени покойного Муравьева. Здесь он чувствует себя как дома. В обществе, которое собиралось в доме Оленина (в числе гостей был и давний друг Батюшкова Н.Гнедич), идеалом прекрасного считалась античность, что вполне соответствовало литературным склонностям Батюшкова.

В 1808, выздоровев окончательно, вновь отправляется в армию, на этот раз в Финляндию, где не принимал участия в военных действиях, зато целый год провел в походах.

В 1809–1811, находясь уже в своей деревне Хантонове и вновь предаваясь литературным занятиям, пишет ряд стихотворений, поставивших его в глазах просвещенной читающей публики в ряд лучших поэтов. Это элегическое Воспоминание 1907 года , лучшие переводы из римского поэта Тибулла, большое дружеское послание к Жуковскому и Вяземскому Мои пенаты и сатира Видение на берегах Леты . Созданная под впечатлением литературных споров тех лет, она получила широкое распространение и четко определила место Батюшкова в «войне старого слога с новым». Батюшков всецело на стороне Карамзина, вслед за ним полагая, что надо «писать, как говорят, и говорить, как пишут», что современной поэзии должны быть чужды славянские слова и устаревшие обороты и что силу язык может черпать лишь в живой речи.Так в Лете – реке забвения Батюшков «утопил» «архаистов» – А.С.Шишкова и его единомышленников, что они восприняли с его стороны как открытый вызов.

Вскоре Батюшков перебирается в Москву, где его ожидают новые впечатления и знакомства. Прежде всего это – те самые сторонники новой поэзии, сторонники Карамзина, на чью сторону он встал столь безоговорочно. Это – будущие члены литературного общества «Арзамас» – В.Жуковский, Вас.Пушкин, П.Вяземский и сам Карамзин, с которым Батюшков лично знакомится. В то же время денег с имения не хватало, и он ищет службы как для дохода, так и для «положения в обществе», мечтает о дипломатической карьере, которая кажется ему наиболее подходящим занятием. В начале 1812 приезжает в Петербург, где Оленин устроил его на службу в Публичную библиотеку.

Война 1812 стала потрясением для Батюшкова. Он не мог постичь, как французы, этот «просвещеннейший» народ, зверствовал на захваченных землях: «Москвы нет! Потери невозвратные! Гибель друзей, святыня, мирное убежище наук, все осквернено шайкою варваров! Вот плоды просвещения, или лучше сказать, разврата остроумнейшего народа... Сколько зла! Когда ему конец? На чем основать надежды?..».

Болезнь не позволила Батюшкову сразу принять участие в военных действиях. В Москве он оказался накануне Бородинского сражения, потом был вынужден уехать вместе с теткой Муравьевой в Нижний Новгород и попал в Москву уже после ухода французов. Отсюда он писал Гнедичу: «Ужасные поступки вандалов, или французов, в Москве и в ее окрестностях... вовсе расстроили мою маленькую философию и поссорили меня с человечеством». В послании Дашкову Мой друг, я видел море зла , уже ничего не осталось от сладких мечтаний, а есть лишь правда очевидца страшных событий:

Я видел бедных матерей,

Из милой родины изгнанных!

Я на распутье видел их,

Как, как к персям чад прижав грудных,

Они в отчаяньи рыдали

И с новым трепетом взирали

На небо рдяное кругом.

К Дашкову – по сути отказ от ранней эпикурейской лирики, и новая тема народного бедствия властно вторгается в его поэтический мир, который отныне оказывается расколот на идеальное и реальное.

Война повлияла и на поэтическую форму сочинений Батюшкова. Чистый жанр элегий мало подходил для описания войны, и он начинает тяготеть к оде. Например, в стихотворениях Переход через Рейн (1816) или На развалинах замка в Швеции (1814), где одическое и элегическое начало причудливо переплетаются, и, по мнению литературоведа Б.Томашевского, «в этой монументальной элегии душевные излияния поэта облекаются в формы исторических воспоминаний и размышлений о минувшем». «Медитативной элегией с историческим содержанием» можно назвать большинство лучших элегий Батюшкова.

В качестве адъютанта генерала Н.Раевского был направлен в Дрезден, где участвовал в сражениях, а после ранения генерала последовал с ним Веймар. Вернулся в действующую армию уже к концу кампании, присутствовал при капитуляции Парижа, затем прожил в столице Франции два месяца, увлеченный ее пестрой, красочной, несмотря на военное время, жизнью. Возвращение на родину и радовало, и страшило, его настроение становилось все тревожнее, порою одолевали приступы отчаяния и уныния. В одном из писем он говорил, что вскоре должен возвратиться в страну, где так «холодно, что у времени крылья примерзли». А в стихотворении Судьба Одиссея (вольный перевод из Шиллера, 1814) явно просматриваются аналогии героя-странника из эпоса Гомера с самим автором, не узнающим своей родины:

Казалось, небеса карать его устали

И тихо сонного домчали

До милых родины давно желанных скал,

Проснулся он: и что ж? отчизны не познал .

Из Парижа через Лондон и затем Швецию он возвращается в Петербург, где останавливается в семье Олениных и где его ждет еще одно потрясение – он вынужден отказаться от брака с А.Фурман, сомневаясь в искренности чувств своей избранницы. В конце 1815 подал в отставку и занялся подготовкой к печати своих произведений, собрание которых решил назвать Опыты : 1-й том – проза, 2-й – стихи. Активно участвует в литературной жизни Москвы. В 1816 его избирают в члены Московского общества любителей русской словесности, и при вступлении он произносит программную речь О влиянии легкой поэзии на русский язык . В ней он сформулировал идеал легкой поэзии, основанной на ясности, гармоничности, простоте языка: «В легком роде поэзии читатель требует возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности; он требует истины в чувствах и сохранения строжайшего приличия во всех отношениях». «Ясность, плавность, точность, поэзия и... и... и... как можно менее славянских слов», – писал он еще в 1809.

В Петербурге становится членом Вольного общества любителей словесности. И, наконец, в октябре 1816 его включают в «Арзамас» – общество, в котором объединились все его друзья карамзинисты, оппоненты консервативной «Беседы русского слова» во главе с Шишковым.

1816–1817-е – период наибольшей известности Батюшкова. И хотя жизнь вокруг него, кажется, кипит, а сам он находится в зените и славы, и творческих сил, тема наслаждения жизнью, упоения поэзией и природой отходит на задний план, а мотивы уныния, разочарования, сомнений проявляются с особой, щемящей силой. Особенно это заметно в, быть может, самой знаменитой элегии Батюшкова Умирающий Тасс (1817):

И с именем любви божественный погас;

Друзья над ним в безмолвии рыдали,

День тихо догорал... и колокола глас

Разнес кругом по стогнам весть печали.

«Погиб Торквато наш! – воскликнул с плачем Рим.

Погиб певец, достойный лучшей доли!..»

Наутро факелов узрели мрачный дым

И трауром покрылся Капитолий.

Батюшков не только высоко ценил творчество итальянского поэта, но находил или предвидел много общего в их судьбах. Так, в авторском примечании к элегии он писал: «Тасс, как страдалец, скитался из края в край, не находил себе пристанища, повсюду носил свои страдания, всех подозревал и ненавидел жизнь свою как бремя. Тасс, жестокий пример благодеяний и гнева фортуны, сохранил сердце и воображение, но утратил рассудок».

Батюшков недаром говорил: «Чужое – мое сокровище». Воспитанный на французской литературе, учась элегическому направлению у французского поэта Парни, он особенно вдохновлялся итальянской поэзией. В.Белинский писал: «Отечество Петрарки и Тасса было отечеством музы русского поэта. Петрарка, Ариост и Тассо, особливо последний, были любимейшими поэтами Батюшкова». Античная лирика тоже была его родным домом. Переложения и переводы римского поэта Тибулла, вольные переводы греческих поэтов (Из греческой антологии ), да и оригинальные стихи поэта, возможно, отличаются особой музыкальностью, богатством звучания именно потому, что автор воспринимал иные языки как родные, потому, что, по выражению О.Мандельштама, «стихов виноградное мясо» «освежило случайно язык» Батюшкова.

Его идеалом было достичь в русском языке предельной музыкальности. Современники воспринимали его язык как плавный, сладостный. Плетнев в 1924 писал: «Батюшков... создал для нас ту элегию, которая Тибулла и Проперция сделала истолкователями языка граций. У него каждый стих дышит чувством; его гений в сердце. Оно внушило ему свой язык, который нежен и сладок, как чистая любовь...».

1816–1817-е большую часть времени Батюшков проводит в своем имении Хантонове, работая над Опытами в стихах и прозе . Опыты – единственное собрание его сочинений, в котором он принимал непосредственное участие. Состояли Опыты из двух частей. Первая включает статьи о русской поэзии (Речь о влиянии легкой поэзии на русский язык ), очерки о Кантемире, Ломоносове; путевые очерки (Отрывок из писем русского офицера о Финляндии , Путешествие в замок Сирей ); рассуждения на философские и нравственные темы (Нечто о морали, основанной на философии и религии , О лучших свойствах сердца ), статьи о своих любимых поэтах – Ариост и Тасс , Петрарка . Во второй части – стихи, расположенные по разделам, или жанрам: «Элегии», «Послания», «Смесь»... Опыты , своеобразное подведение итогов, вышло в свет в октябре 1817, и Батюшков надеялся начать новую жизнь, продолжая хлопотать о дипломатической карьере и стремясь в Италию. Наконец он получает долгожданное известие о назначении его в русскую миссию в Неаполь и 19 ноября 1818 отправляется за границу через Варшаву, Вену, Венецию и Рим.

Однако путешествие не принесло долгожданного успокоения и исцеления. Напротив, здоровье его все ухудшалось, он страдал «ревматическими» болями, различными недомоганиями, становился раздражителен, вспыльчив. Находясь в Дрездене, пишет прошение об отставке. Там с ним встречался Жуковский, который рассказывал, что Батюшков рвал ранее написанное и приговаривал: «Надобно, чтобы что-нибудь со мою случилося».

Еще до того, как душевная болезнь полностью его поглотила, Батюшков пишет несколько стихотворений, своеобразных кратких лирических изречений на философские темы. Строка из последнего, написанного в 1824, звучит так:

Рабом родится человек,

Рабом в могилу ляжет,

И смерть ему едва ли скажет,

Зачем он шел долиной чудной слез,

Страдал, рыдал, терпел, исчез .

Видимо, настигшее его безумие имело наследственные причины и поджидало уже давно. Недаром в 1810 он писал Гнедичу: «Если я проживу еще десять лет, я сойду с ума...».

Увы, так и случилось. В 1822 Батюшков был уже тяжело болен, и после Петербурга, Кавказа, Крыма, Саксонии и опять Москвы, где все попытки лечения оказывались тщетны, его перевезли в Вологду, где он прожил более 20 лет, никого не узнавая, и умер 7 (19) июля 1855 от тифа.

Элегия как жанр новой романтической литературы была подхвачена из рук завершающего свой творческий путь Батюшкова Пушкиным и Баратынским. Что касается Пушкина, то сначала он считал Батюшкова своим учителем и зачитывался его стихами. Позже стал относиться более критически, «уважая» «в нем несчастия и несозревшие надежды», в то же время отдавая дань мастерству и гармонии, с какими написаны многие его стихи. А.Бестужев писал так: «С Жуковского и Батюшкова начинается новая школа нашей поэзии. Оба они постигли тайну величественного гармонического языка нашего...»

Издания: Опыты в стихах и прозе . М., Наука, 1978.

Наталья Карамышева

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855), поэт.

Родился 29 мая 1787 г. в Вологде в старинной дворянской семье. Детство поэта было омрачено психической болезнью и ранней смертью матери. Воспитание он получил в итальянском пансионе в Петербурге.

Первые известные стихотворения Батюшкова («Бог», «Мечта») относятся примерно к 1803-1804 гг., а печататься он начал с 1805 г.

В 1807 г. Батюшков приступил к грандиозному труду - переводу поэмы итальянского поэта XVI в. Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим». В 1812 г. он отправился на войну с Наполеоном I, где был тяжело ранен. Впоследствии Батюшков то вновь поступал на военную службу (участвовал в Финской кампании 1809 г., заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.), то служил в Петербургской Публичной библиотеке, то жил в отставке в деревне.

В 1809 г. он подружился с В. А. Жуковским и П. А. Вяземским. В 1810-1812 гг. написаны стихотворения «Привидение», «Ложный страх», «Вакханка» и «Мои Пенаты. Послание Жуковскому и Вяземскому». Современникам они казались исполненными радости, прославляющими безмятежное наслаждение жизнью.

Столкновение с трагической реальностью Отечественной войны 1812 г. произвело в сознании поэта полный переворот. «Ужасные поступки… французов в Москве и в её окрестностях… вовсе расстроили мою маленькую философию и поссорили меня с человечеством», - признавался он в одном из писем.

Цикл батюшковских элегий 1815 г. открывается горькой жалобой: «Я чувствую, мой дар в поэзии погас…»; «Нет, нет! мне бремя жизнь! Что в ней без упованья?..» («Воспоминания»). Поэт то безнадёжно скорбит об утрате своей возлюбленной («Пробуждение»), то вызывает в памяти её облик («Мой гений»), то мечтает, как он мог бы укрыться с ней в идиллическом уединении («Таврида»).

Вместе с тем он ищет утешения в вере, полагая, что за гробом его непременно ожидает «мир лучший» («Надежда», «К другу»). Эта уверенность, однако, не снимала тревоги. Судьбу всякого поэта Батюшков теперь воспринимает как трагическую.

Батюшкова мучили болезни (последствия старых ран), из рук вон плохо шли хозяйственные дела. В 1819 г., после долгих хлопот, поэт получил назначение на дипломатическую службу в Неаполь. Он надеялся, что климат Италии пойдёт ему на пользу, а впечатления от любимой с детства страны навеют вдохновение. Ничто из этого не сбылось. Климат оказался вреден для Батюшкова, поэт в Италии писал мало и почти всё написанное уничтожил.

С конца 1820 г. стало проявляться тяжёлое нервное расстройство. Батюшков лечился в Германии, затем вернулся в Россию, но и это не помогло: нервная болезнь перешла в психическую. Попытки лечения ничего не дали. В 1824 г. поэт впал в полное беспамятство и провёл в нём около 30 лет. К концу жизни его состояние несколько улучшилось, но здравый рассудок так и не вернулся.



Просмотров