Конспект Внутренняя политика Екатерины II. Конспект урока. Внутренняя политика Екатерины II

Внутренняя политика Екатерины II

Екатерина Вторая правила Россией с 1762 по 1796 год. Власть монарха досталась ей в результате дворцового переворота, итогом которого стало свержение её мужа Петра Третьего. Во время правления Екатерина прославилась как властная и деятельная женщина, которая смогла окончательно укрепить культурный статус Российской Империи на европейской арене.

В своей внутренней политике императрица придерживалась двойственной системы. Восхваляя идеи просвещения и гуманизма, она максимально закрепостила крестьянский люд, а также всесторонне расширила и так не малые привилегии дворянства. Самыми главными реформами внутренней политики Екатерины Второй историки считают:

1. Губернская реформа, согласно которой было полностью реорганизовано административное деление империи. Ведь теперь вместо трёхступенчатого деления (губерния-провинция-уезд) вводилось двухступенчатое (губерния-уезд).

2. Была сформирована уложенная комиссия, которая преследовала цель выяснение народных нужд для последующего проведения остальных реформ.

3. Сенатская реформа, которая существенно урезала полномочия Сената до органов исполнительной и судебной власти. Вся же законодательная власть отныне передавалась кабинету статс-секретарей и императрице лично.

4. Упразднение Запорожской Сечи в 1775 году.

5. Экономические реформы Екатерины Второй стали причиной установления фиксированных цен на необходимые каждому человеку продукты, а также подъёма экономики страны, развития её торговых связей и ликвидации монополий.

6. Фавориты и коррупция являлись последствиями и причинами некоторых реформ внутренней политики. Ввиду расширенных привилегий правящей верхушки, повысился уровень злоупотребления правами. При этом, фавориты Екатерины Второй принимали богатые подарки из казны Российской Империи.

7. Религиозная реформа, согласно указу которой, РПЦ было запрещено вмешиваться в любые дела иных конфессий.

8. Сословные преобразования, выгодные в первую очередь только представителям дворянства.

9. Национальная политика, в результате которой для иудеев устанавливались так называемые черты оседлости, немецкое население России было освобождено от пошлин и налогов, а коренное население стало самым бесправным слоем в стране.

10. Научная и образовательная реформы. Именно в период правления императрицы Екатерины Второй начали открываться народные училища (малые и главные), которые стали фундаментом образования общеобразовательных школ. При этом, уровень образования по сравнению с другими государствами был чрезвычайно низким.

Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей. Екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. Поэтому сложилось представление об екатерининском царствовании как «золотом веке» русского дворянства. Переписывалась с Вольтером и другими деятелями французского Просвещения. Автор многих беллетристических, драматургических, публицистических, научно-популярных сочинений, «Записок». Характер и образ правления «Я желаю и хочу лишь блага той стране, в которую привел меня Господь. Он мне в том свидетель. Слава страны – создает мою славу. Я буду счастлива, если мои мысли могут тому способствовать»


Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755) Вольтер () Жан Жак Руссо () Французские просветители Задание Закончить предложение. Текст с 171 стр. Французские просветители: критиковали…; выступали…; предлагали…


Задачи "просвещенного монарха" "1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям" « Просвещенный абсолютизм»


Из «Наказа» Екатерины II Уложенной комиссии: Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовать сходно с пространством столь великого государства… Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно. Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели. угождать многим. Самодержавных правлений намерение и конец есть слава граждан, государства и государя… Государь есть источник всякой государственной и гражданской власти.




«Жалованная грамота дворянству» Издана 21 апреля 1785 г. в день рождения императрицы. "Жалованная грамота дворянству" представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Дворянство резко отделялось от других сословий. Дворяне: Освобождались от уплаты податей, Освобождались от обязательной службы. Могли быть судимы только дворянским судом. Лишь дворяне имели право владеть землёй Лишь дворяне имели право владеть крепостными крестьянами. Было запрещено подвергать дворян телесным наказаниям


Распространение крепостного права на Левобережную Украину, Курско- Белгородскую, Воронежскую губернии, Дон, Заволжье Указ о праве дворянства отдавать крепостных на каторжные работы 1760 г. -Право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь 1767 г. - Запрещение крестьянам жаловаться на своих помещиков


Подтверждение прежних прав и привилегий купечества. 1776, 1782, Таможенные тарифы, сохранявшие высокие пошлины на иностранные товары Манифест о свободе открытия предприятий Жалованная грамота городам. Разделение городского населения на 6 разрядов. Введение системы городского самоуправления.






Разделение России на 50 губерний (вместо 20) Упразднение провинций. Сохранение деления на губернии и уезды. Разделение власти в губерниях по функциям (административная, судебная, финансовая) Изменение судебной системы: введение сословного суда. Подчинение всех воинских частей губернии губернатору.




Система суда в губернии и уезде по реформе органов местного самоуправления 1775 года. Судебные палаты Гражданская палата Верхний земский суд Уездный суд Губернский магистрат Городской магистрат Уголовная палата Верхняя земская расправа Нижняя Земская расправа




В спорах с правительством В своих произведениях Н. И. Новиков подвергал довольно резкой критике порядки и нравы екатерининского времени, открыто и энергично вел борьбу против всякого рода общественных злоупотреблений, бичевал невежество, пошлость, предрассудки и распущенность тогдашнего общества. В главном произведении А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества.

































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока : дать характеристику личности Екатерины II и ее роли в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, продолжить отработку практических навыков учащихся при подготовке к ЕГЭ по истории.

Задачи:

  • Образовательная: охарактеризовать личность императрицы Екатерины II, выяснить обстоятельства восшествия ее на престол, обеспечить усвоение учащимися основных понятий по теме; сформировать представление об эпохе Екатерины II в истории России.
  • Развивающая: способствовать формированию исторического сознания, составления характеристики исторического деятеля (работа по памятке), продолжить формирование умений анализировать исторические источники, использовать содержащуюся в них информацию для аргументации своей точки зрения, делать собственные выводы.
  • Воспитательная: сформировать личностное отношение учащихся к изучаемым событиям, умение давать ценностную оценку событиям, создать условия для воспитания чувства коллективизма, патриотизма, совершенствование работы в группах.

Тип урока: урок-практикум.

Формы организации деятельности учащихся : индивидуальная, парная, групповая.

Методы, используемые на уроке : беседа, анализ, сравнение исторических источников, технология сотрудничества.

Используемые педагогические технологии : технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные.

Оборудование : учебник по истории «История России в XVII-XIX вв», презентация, атласы, тексты с заданиями.

Понятия: просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, «золотой век дворянства», сословия, секуляризация.

План урока :

1. Историческая пятиминутка (проверка изученного ранее)

2. Создание проблемной ситуации:

  • Формулирование проблемы урока.
  • Версии, гипотезы по решению проблемы.

3. Актуализация знаний, планирование деятельности:

  • алгоритм характеристики и оценки исторической личности.

4. Составление исторической характеристики (работа по памятке, с текстами исторических источников).

5. Подведение итогов. «Черный ящик».

1. Историческая пятиминутка (проверка изученного ранее)

- Ребята, какую эпоху мы с вами рассматривали на предыдущих уроках? (дворцовые перевороты)

- Давайте проверим ваши знания по этому периоду . (Учащиеся делятся на 4 (или в парах) варианта, каждому варианту задание, потом осуществляется проверка, на парты раздается раздаточный материал)

1 группа: Восстановите хронологию событий по датам, кто правил?

2 группа: Восстановите даты правлений

3 группа: Определите, с чьим именем связаны следующие понятия:

Верховный Тайный Совет, бироновщина, восстановление Сената.

4 группа: Определите, с чьим именем связаны следующие понятия:

Расцвет фаворитизма, Малолетний царь - (1740-1741), манифест о вольности дворянству.

Погружение в тему

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Не обычный потому, что мы будем говорить о правлении императрицы, который в истории назван «золотым веком Российской империи». Будем говорить об эпохе, связанной со значительными преобразованиями, расцвета русской культуры. Когда императрице присвоили звание Великой, она сказала: «Великая ли я, решать будет потомство». Вы, наверное, догадались, о ком пойдет речь?(эпоха Екатерины II)

И тема урока: «Екатерина II: эпоха и личность». Запишите тему в тетрадь.

2. Создание проблемной ситуации: на экране приведены две точки зрения на деятельность Екатерины II:

1. Политика Екатерины II была непоследовательной, ее замыслы и деяния нередко расходились между собой.

Формулирование проблемы:

Сравните две точки зрения о Екатерине II.,какой была политика Екатерины II?

Какое у вас возникает противоречие? Какой вопрос?

Проблемный вопрос: как оценить эпоху правления Екатерины II ?

Итак, это проблема нашего урока.

- Версии, гипотезы по решению проблемы.

Какие у вас есть предположения, версии по решению этой проблемы? (надо создать образное представление о Великой императрице России, составить ее исторический портрет, дать оценку ее деятельности)

Актуализация знаний, планирование деятельности:

Да, вы правы. Для того, чтобы ответить на главный вопрос урока, нам предстоит составить ее исторический портрет. Составление исторической характеристики является очень важной работой, так как при сдаче ЕГЭ по истории есть задание 25 (бывшее С6) «Историческое сочинение». В нем необходимо написать об одном из периодов истории России.

На экране приведено задание 25 ЕГЭ по истории, вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1425-1505 гг.;
2) 1762-1796 гг.;
3) 1941-1943 гг.

В сочинении необходимо:

  • указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениям, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

По составлению характеристики исторической личности можно использовать простой план – это план описание и сложный (развернутый план) с обязательным оцениванием.

Простой план

1. Годы жизни (правление).

2. Описание внешности, характер.

3.Основная деятельность.

4. Итоги деятельности.

- Мы будем работать по сложному (развернутому) плану, используя памятку:

Алгоритм характеристики и оценки исторической личности:

1. Время деятельности исторической личности (примерные хронологические рамки; время правления; правители, при которых протекала деятельность).

2. Изложите основные сведения о происхождении, жизненном пути деятеля. Определите исторические условия, в которых формировались его взгляды, характер:

а) историческая обстановка;

б) ближайшее окружение;

в) путь формирования личности: основные черты характера, общественно-политические взгляды.

3. Раскройте жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения человека.

Определите, какие качества личности (интеллектуальные, нравственные, волевые) помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач.

5. Основные направления деятельности.

6. Выявите противоречия в характере и деятельности личности.

7. Определите, каких результатов данная историческая личность достигла в своей деятельности.

8. Выразите свое отношение к нему.

Составление исторической характеристики (работа по памятке, с текстами исторических источников)

Рассмотрим 1 вопрос плана. (на экран выводится задание из ЕГЭ К1.)

К I.Указание времени жизни исторического деятеля:

Задание 1. Выберите правильный(е) ответ(ы) по К I.:

  1. Время жизни - вторая половина XVIII в.
  2. Екатерина II правила с 1762 по 1796 гг.
  3. Екатерина II правила с 1765 по 1798 гг.
  4. Время жизни Екатерины II: 30-е годы - конец XVIII в.

- Приведите аргументы своего выбора. (Екатерина II правила с 1762 по 1796 гг., в целом 34 года. Опираясь на гвардию, свергла с престола 28 июня 1762 года своего мужа императора Петра III)

- Переходим ко второму вопросу плана.

2. Изложите основные сведения о происхождении, жизненном пути деятеля. Определите исторические условия, в которых формировались его взгляды, характер:

а) историческая обстановка;

- Как вы объясните смысл этой фразы? Приведете аргументы. (Да, ее изначально никто не рассматривал как претендентку на престол. Но она была наделена решительным характером, умом, который активно развивала при помощи самообразования, а кроме того – имела перед глазами пример Елизаветы Петровны.)

- Каким было отношение императрицы к «принцессе Фике»? (прохладным, даже презрительным. Были моменты, когда Екатерина отвечала ей взаимностью, но с другой стороны она восхищалась ею).

- Хорошо, что вы упомянули о второй стороне», сказали «и восхищалась ею». О чем говорит это факт? (Екатерина не могла не знать подробностей прихода Елизаветы к власти, и также не могла не восхищаться этим и не желать подобной судьбы для себя. Переворот удался Екатерине, как и Елизавете. 28 июня 1762 года гвардия – ее опора, присягнула Екатерине.)

б) ближайшее окружение .Вокруг Екатерины сложился кружок преданных ей людей.

Задание: Назовите представителей, вошедших в ближайшее окружение Екатерины, чем они прославились? (на экран выводятся портреты выдающихся деятелей, полководцев): Панин Н. И. , Безбородко А. А. , Братья Орловы, А.и Г., Потемкин Г.А., Суворов А.В., Ушаков Ф.Ф, Румянцев П. А., Дашкова Е.Р .

- Какой вывод можно сделать по окружению Екатерины II ?

в) путь формирования личности: основные черты характера, общественно-политические взгляды

Задание: Учащимся даются суждения о характере Екатерины II. Организуется работа по группам. Каждая группа должна привести аргументы, доказывающие данное высказывание.

1 группа : «Екатерина выросла с мыслью, что ей самой надобно прокладывать себе дорогу».

2 группа: «С детства Екатерине толковали, что она некрасива, и это рано заставило ее учиться искусству нравиться».

3 группа: «У нее было две страсти, с летами превратившиеся в привычки - читать и писать».

4 группа : «Для Екатерины жить – смолоду значило работать».

3. Раскройте жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения человека:

Определите, какие качества личности (интеллектуальные, нравственные, волевые) помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач.

Спасибо за ответы. Итак, давайте подведем итоги и перечислим качества личности, которые помогали Екатерине II идти к цели: (целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, самообладание, собранность)

Вывод: Природная расчетливость, волевой характер, заставили ее хорошо выучить русский язык, узнать традиции, историю новой родины. Окруженная недругами, не любимая ни мужем, ни его теткой – императрицей, Екатерина в 1754 году родила сына, будущего императора Павла 1, постоянно опасаясь, что е вышлют из России.

Ребята, представьте себе, что вы оказались в России в XVIII веке и вы Екатерина II, работая с документом, назовите главные проблемы, которые стояли перед Россией в данный период, что, на ваш взгляд необходимо было сделать?

Работа с документом. Проблемы в России:

«Страна переживала хозяйственный упадок, отсутствовал рынок свободной рабочей силы, казна пустовала. Примером этого служило заседание Сената, на котором присутствовавшая Екатерина II, на ее вопрос: «Сколько в стране собирается налогов, каков бюджет страны?» - никто ничего не смог ответить. Доходов в стране вроде бы собирали 15 млн. рублей в год. Но первая, же ревизия выявила, что на деле собирается 31 млн. рублей. Половина государственного бюджета, таким образом, разворовывалась.

В стране назревало недовольство, которое вскоре переросло в крупнейшее восстание, революционный взрыв во Франции, критика крепостных порядков и пропаганда свободолюбивых идей русскими просветителями Н.И. Новиковым, А.Н. Радищевым требовали постепенности и осторожности проведения реформ.

- Какие цели ставит перед собой Екатерина II? (Ей приходилось выбирать гибкую стратегию, чтобы не допустить очередного государственного переворота с одной стороны и с другой - создать условия для дальнейшего развития государства.)

Задание по учебнику: Найдите по учебнику ответ на вопрос: как сама императрица определяла цели своего правления?

1. Укрепление самодержавия.

2. Просвещение народа.

3. Установление крепкого внутреннего порядка.

4. Заставить общество соблюдать закон.

5. Экономическое развитие страны.

6. Укрепление положения опоры самодержавия – дворян.

7. Разрядить социальное напряжение в обществе.

Общественно-политические взгляды: Ребята, согласны ли вы с высказыванием о том, что «Екатерина II в российской истории рассматривается как « просвещенный монарх»? Аргументируйте свой ответ . (императрица вдохновлялась идеей Просвещенной монархии. Состояла в переписке с просветителями.)

Что такое просвещенный абсолютизм? (политика Екатерины II, провозгласившая основой своего правления заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха. Идеи этой политики были привиты европейской Философией Просвещения.)

- Давайте вспомним, кто в истории считается просветителями? (Вольтер, Дидро, Ж-Ж. Руссо, Дж. Локк, Монтескье, Гоббс, и др.)

- Екатерине II были известны данные идеи просветителей, она переписывалась с Вольтером, Дидро. Она написала документ, в котором отразилось ее понимание идей Просвещения. Как он назывался? (Наказ). Что такое Наказ? (свод правил и законов, созданных Екатериной II).

- Ребята, у вас есть текст ряда статей Наказа. Давайте найдем ответы на вопросы, которые позволяют нам понять содержание документа . (проводится работа по группам).

1 группа: «Глава 1 6. Россия есть Европейская держава. 7. Доказательство сему следующее. Перемены, которые в России предпринял ПЕТР Великий, тем удобнее успех получили, что нравы, бывшие в то время, совсем не сходствовали с климатом и принесены были к нам смешением разных народов и завоеваниями чуждых областей. ПЕТР Первый, вводя нравы и обычаи европейские в европейском народе, нашел тогда такие удобности, каких он и сам не ожидал».

Вопрос 1. Какой державой и почему Екатерина II считает Россию? (Россия – Европейская держава, потому что введенные Петром I европейские нравы и обычаи больше соответствовали климату и успешно распространились).

«Глава 2. 9. Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством столь великого государства. 11. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно».

Вопрос 2. Какую форму правления Екатерина II считает наилучшей для России? Почему? (Екатерина II считает наилучшей формой правления самодержавие из-за обширной территории России и лучшего повиновения законам.)

«Глава 5. 33. Надлежит, чтоб законы, поелику (насколько) возможно, предохраняли безопасность каждого особо гражданина. 34. Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам. 36. Общественная или государственная вольность не в том состоит, чтоб делать все, что кому угодно.

Вопрос 3. Какова цель законодательства? В чем равенство граждан? Как Екатерина II понимает свободу (вольность)? (цель законов – охранять безопасность граждан. Равенство граждан заключается в равенстве перед законом. Свобода, по мнению Екатерины II, заключается в том, что бы делать то, что дозволяется законом.)

2 группа: «Глава 6. 41. Ничего не должно запрещать законами, кроме того, что может быть вредно или каждому особенно, или всему обществу». «Глава 7. 65. Законы, преходящие меру во благом бывают причиною, что рождается оттуда зло безмерное.»

Вопрос 4. Какими должны быть законы по своему характеру? (законы должны запрещать только то, что вредно отдельному человеку или всему обществу, они не должны переходить меру в хорошем.)

«Глава 8. 94. Весьма худо наказывать разбойника, который грабит на больших дорогах, равным образом, как и того, который не только грабит, но и до смерти убивает. Всяк явно видит, что для безопасности общенародной надлежало бы положить какое различие в их наказании.96. Хорошие законы самой точной средины держатся…»

«Глава 10. 123. Употребление пытки противно здравому естественному рассуждению: 210. Опыты свидетельствуют, что частое употребление казней никогда людей не сделало лучшими».

Вопрос 5. Как должны соотносится преступление и наказание? Против каких наказаний выступает Екатерина II? (наказание должно соответствовать преступлению. Екатерина II осуждает пытки и наказания, которые калечат тело человека.)

«Глава 10. 243. Хотите ли предупредить преступления? 244. Сделайте, чтоб люди боялися законов, и никого бы кроме их не боялися. 245. Хотите ли предупредить преступления? Сделайте, чтобы просвещение распространилось между людьми. 247. Еще можно предупредить преступление награждением добродетели».

Вопрос 6. Как, по мнению Екатерины II , можно предупредить преступления? (для этого люди должны бояться только законов, необходимо распространять просвещение, награждать добродетель и самое надежное – совершенствовать воспитание.)

3 группа: «Глава 11. 250. Гражданское общество, так как и всякая вещь, требует известного порядка. Надлежит тут быть одним, которые правят и повелевают, а другим - которые повинуются. 253. Следовательно, и избегать случаев, чтоб не приводить людей в неволю, разве крайняя необходимость к учинению того привлечет, и то не для собственной корысти, но для пользы государственной; однако и та едва не весьма ли редко бывает».

Вопрос 7. Как Екатерина II относится к сословному неравенству и крепостному праву (неволе, рабству)? (Екатерина II относится к социальному неравенству как к естественной положению вещей. Императрица выступает против злоупотреблений крепостного права.)

«Глава 13 . 297. Земледелие есть самый большой труд для человека. Чем больше климат приводит человека к избежанию сего труда, тем больше законы к оному возбуждать должны».

Вопрос 8. Каковы условия процветания земледелия? (условия процветания земледелия – наличие собственности и поощряющие законы.)

4 группа: «Глава 14. 348. Правила воспитания суть (есть) первые основания, приуготовляющие нас быть гражданами. 352. Также вперяти (устремлять) в них любовь к отечеству и повадить (приучить) их иметь почтение к установленным гражданским законам, и почитать правительства своего отечества, как пекущиеся по воле Божией о благе их на земли. 354. Он запретить должен детям и тем, кои около них ходят, чтоб не лгали, ниже (ни даже) в шутку; ибо ложь изо всех вреднейший есть порок»

Вопрос 9. Какова главная цель воспитания? Чему необходимо учить детей? (цель воспитания – формировать гражданина. Детей необходимо учить набожности, любви к Отечеству, уважению к законам и правительству, трудолюбию, правдивости, пристойному поведению, милосердию.)

«Глава 15. 363. Добродетель с заслугою возводит людей на степень дворянства. 364. Добродетель и честь должны быть оному правилами, предписывающими любовь к отечеству, ревность к службе, послушание и верность к Государю. 369. … лишить дворянства никого не можно, кроме того, который сам себя лишил оного своими основанию его достоинства противными поступками и сделался чрез то звания своего недостойным».

Вопрос 10. Каковы права и обязанности дворян? (обязанности дворян – любовь к Отечеству, добросовестная служба, верность государю, следование понятиям о дворянской чести. Право дворян – неотъемлемость дворянского звания, которое можно потерять, только совершив поступок, противоречащий дворянской чести.)

- Какие из идей Просвещения содержатся в документе? (большинство идей просветителей нашли отражение в Наказе Екатерины II. Императрица обходит молчанием идеи народного суверенитета и разделения властей, не подвергает критике религию и церковь, то есть, наиболее радикальные идеи Просвещения. Таким образом, Екатерина II разделяла взгляды просветителей избирательно).

5. Основные направления деятельности.

Работа в группах. Работа с таблицей «Преобразования Екатерины II».

Задание : определите значение преобразований Екатерины II.

I группа – учебник, стр. 172-173. Уложенная комиссия.

Когда и с какой целью была созвана Уложенной комиссии? - Состав участников комиссии? Какая часть населения не имела своих представителей в Уложенной комиссии?

Итоги и значение работы Уложенной комиссии.

II группа – документ «Из Наказа Екатерины II Уложенной комиссии », учебник, стр. 177.

Как понимала императрица понятия «равенство» и «вольность»?

Какие изменения в судопроизводстве предлагала осуществить Екатерина II в своем «Наказе»?

Вывод: Каким видела Екатеринам II государственный строй России? Не все идеи французских просветителей были приняты Екатериной II. Она отвергала идею «естественного права» и «общественного договора», считала, что в России может быть только неограниченная власть монарха (но не такого, как это было прежде, а просвещенного, «философа на троне»). Помощь в управлении должны оказывать дворяне.
Параллельно идет заполнение таблицы Преобразования Екатерины II

Содержание

Значение

1764 г. указ о секуляризации церковных земель
Секуляризация – обращение церковной земельной собственности в государственную.

Церковь лишалась части земель и 2 млн. монастырских крестьян.

Просвещение народа, распространение научных знаний в обществе.

Развитие просвещения.

1765 г. учреждение Вольного экономического общества; упорядочение крестьянских повинностей в западных (прибалтийских губерниях);

Условия для развития экономики.
Попытки улучшения положения крепостных крестьян

Восстановила в прежних правах Сенат; лично стала присутствовать на заседаниях Сената.

Укрепляется система управления.
Наведение порядка в управлении.

1775 г. введение права на открытие предприятий без разрешения правительства;
1767 г. разрешение всем желающим заводить ткацкие станы и заниматься промыслами.

Развитие экономики (промышленности).

Попытки улучшения положения крепостных крестьян.

1783 г. разрешение создания вольных типографий;
1786 г. начало проведения школьной реформы.

Развитие просвещения, ослабление цезуры.

1767 г. созыв Уложенной комиссии.

Выявило нужды каждого сословия. способствовала распространению идей Просвещения. Укрепила положение Екатерины II на троне. Новый свод законов не составлен.

III группа. – учебник, стр. 173-175. «Золотой век» российского дворянства.

Задание. Какие преобразования и как изменили положение дворян? (Продолжите работу по заполнению таблицы «Преобразования Екатерины II».)

Определите характер внутренней политики Екатерины II.

Содержание

Значение

1765 г. разрешение дворянам ссылать крестьян в Сибирь и на каторгу; Все земли, которыми владеют дворяне, объявлены их собственностью.

Передача монастырских земель в собственность дворян. 1782 г. собственность дворян не только земли, но и ее недра 1785 г. «Жалованная грамота дворянству»

Расширение привилегий дворян.
Рост земельных владений дворян.
Укрепление дворянской собственности на землю и крестьян.
дворяне привлекаются к управлению, получили право иметь свои сословные учреждения.

1785 г. «Жалованная грамота городам»

Подтверждение прав и привилегий городского населения (главным образом высших слоев).

Вывод: Внутренняя политика Екатерины II в большей степени защищала интересы опоры самодержавия - дворян.

IV группа – учебник, стр. 175-176 г. Ужесточение внутренней политики в 70–90-е гг.

Задание. - Чем вызвано ужесточение внутренней политики в 70-90-е гг.? Приведите факты, подтверждающие ужесточение внутренней политики в 70-90-е гг.

(Продолжите работу по заполнению таблицы «Преобразования Екатерины II»)

Охарактеризуйте губернскую реформу, характер внутренней политики Екатерины II.

Ответы учащихся: крестьянская война 1773-1775 гг., революция во Франции привели к ужесточению внутренней политики в 70-90-е гг.

Губернская реформа

(Продолжить работу по заполнению таблицы «Преобразования Екатерины II»)

6. Выявите противоречия в характере и деятельности личности.

Вывод: Внутренняя политика Екатерины II носила противоречивый характер. Проводилась в интересах дворян, была нацелена на укрепление самодержавия. Политика «просвещенного абсолютизма», несмотря на либеральные идеи, отличались социально-политическим консерватизмом.

- Итак, давайте возвратимся к двум точкам зрения, заданным в начале урока, на деятельность Екатерины II.

Задание 24 по истории ЕГЭ (бывшее С5). Анализ различных точек зрения и их защита

Ниже приведены две точки зрения на деятельность Екатерины II.

1. Политика Екатерины II была непоследовательной, её замыслы и деяния нередко расходились между собой.

2. Екатерина II имела четкий план реформирования России, которому неукоснительно следовала.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, которые могут служить аргументами, подтверждающих избранную вами точку зрения. Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие её аргументы.

При выборе первой точки зрения

При выборе второй точки зрения:

1. Екатерина II пришла у власти в результате дворцового переворота, посягнув на власть законного императора (несмотря на идею главенства законов в обществе);

2. неудачей завершилась деятельность Уложенной комиссией;

3. крупной неудачей стало восстание во главе с Е. Пугачевым;

4. выступала с позиций просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, однако укрепила сословный строй, основанный на привилегиях отдельных сословий;

5. провозглашала идеи свободы и просвещения, при этом подвергла гонениям просветителей (Новиков, Радищев);

6. было сохранено крепостное право, несмотря на либеральные взгляды и идеи просветителей о недопустимости рабства.

1. Изложение программы царствования в Наказе Уложенной комиссии 1767 г. с целью создания нового законодательства;

2. унификация и совершенствование законодательства в целях «общественного блага»;

3. меры «экономического либерализма» (расширение свободы предпринимательств);

4. усовершенствование системы дворянского и городского самоуправления;

5. поддержка развития культуры и образования.

Итоги правления Екатерины II. «Черный ящик».

Английский министр при дворе Екатерины II, присутствующий на ее похоронах, сказал: «Хоронят Россию». И действительно за три с лишним десятилетия образ императрицы стал своего рода символом России, ее богатства и могущества.

- Какую роль сыграла Екатерины II в истории нашей страны? (Каждая группа должна будет дать оценку деятельности Екатерины II, при этом:

«Современники и историки» должны будут отразить те дела императрицы, которые вызывали их восхищение или осуждение.

«Потомки» должны вынести свое суждение, но постараться определить, в чем актуальность этой темы потомков, живущих в XXI веке.

И в завершение мне хотелось бы привести слова Г.Р. Державина, которые в полной мере относятся к Екатерине Великой и являются значимыми для русского человека во все времена «А слава тех не умирает, кто за Отечество умрет». Спасибо за урок.

Домашнее задание: написать историческое сочинение по памятке.

Внутренняя политика Екатерины II Великой характеризуется противоречивыми стремлениями к соответствию идеям просвещённого абсолютизма с одной стороны и окончательным закрепощением крестьянства с предоставлением дворянам практически неограниченных прав — с другой.

Кратко о содержании и особенностях
внутренней политики Екатерины II

Просвещенный абсолютизм на свой лад

Как форма правления, абсолютизм предполагает сосредоточение всей власти в руках императора. Соответственно, во внутренней политике Екатерина II стремилась привести в порядок систему управления государством, а после крестьянского восстания Пугачева — усилить вертикаль власти, частично введя принципы самоуправления и модернизируя органы полиции.

Ключевые мероприятия

РЕФОРМА СЕНАТА

26 декабря 1763 года Сенат был лишён законодательной функции (которая перешла лично к Екатерине II и её кабинету министров) и разделен на шесть департаментов, для принимаемых решений вводилось требование согласия всех участников заседания, спорные вопросы рассматривало общее собрание.

УПРАЗДНЕНИЕ ГЕТМАНСТВА

10 ноября 1764 года вместо упразднённого титула гетмана была создана Малороссийская коллегия, состоящая наполовину из местных старшин, наполовину из назначенных Екатериной II чиновников, и возглавляемая генерал-губернатором П. Румянцевым-Задунайским.


УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ И НАКАЗ

25 декабря 1766 года Екатерина II объявила о созыве Уложенной комиссии, а также правила выборов депутатов от различных сословий. В качестве руководства для комиссии, императрица лично в течение нескольких лет подготавливала «Наказ к Уложенной комиссии». Данный документ являлся сборником идей европейских просветителей, чего сама Екатерина II и не скрывала.

Целью созыва комиссии должно было стать создание «Нового Уложения» — обновленного свода законов, взамен устаревшему Соборному Уложению 1649 года. Однако, взаимопонимание между сословиями отсутствовало, а плохая организация между различными частями заседающих и отсутствие координации в действиях привели к тому, что в результате за 1,5 года существования комиссия не разработала ни одного закона или предложения и Екатерина II объявила о её роспуске 18 декабря 1768 года.

ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА

18 ноября 1775 года , после окончания русско-турецкой войны и подавления восстания Пугачёва , Екатерина II начала административное реформирование. Произошло изменение принципа деления губерний — главным критерием стала численность налогооблагаемого населения (работающие мужчины), были разделены судебные и административные органы, что привело к резкому росту числа чиновников.

Кроме разделения, реформирование судебных органов предполагало частичное внедрение выборных должностей от всех сословий, а также выстраивание иерархичной системы судебных инстанций, высшим органом которой являлся Сенат. На деле, дворяне занимали все ключевые посты и постоянно вмешивались в ход рассмотрения дел, а разросшийся бюрократический аппарат вызвал рост коррупции. Частично, продолжением судебных преобразований стала реформа полицейских органов.


ПОЛИЦЕЙСКАЯ РЕФОРМА

8 апреля 1782 года Екатерина II подписала «Устав благочиния, или полицейский», продолжая преобразование полицейских органов, начатое во время губернской реформы. Согласно этому документу, были созданы Управы Благочиния, выстроена система полицейских должностей с определенными функциями, а сами города поделены на части (200-700 дворов) и кварталы (50-100 дворов). Произошло закладывание основ полицейского права и укрепление вертикали власти на уровне города. Полиции были поручена часть хозяйственных вопросов.

ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА

21 апреля 1785 года была издана «Жалованная грамота городам Российской Империи» — документ, определивший правовое положение жителей городов и разделивший их на шесть разрядов. От каждого из разрядов избирался член «шестигласной» городской думы, которая не имела серьезной самостоятельности и занималась обеспечением продовольственных поставок и мелкой хозяйственной деятельностью. Это был уместный шаг на пути к городскому самоуправлению, тем более что численность городов начала расти.

Экономические преобразования

Внутренняя экономика

Государство страдало от типичных проблем устаревшего феодального строя — монополии на добычу и переработку ресурсов, низкоэффективный крепостной труд и отсталость технологий производства. Следует отметить, что внешняя либерализация экономического курса государства, сопровождалась ужесточением внутренней политики по отношению к наиболее притесненному и многочисленному сословию — крестьянству.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ

8 марта 1764 года , императрица решила положить конец независимости церкви, и объявила об изъятии у монастырей большей части земель и монастырских крестьян в пользу государства. Таким образом более 9 млн. га земли и около 1 млн. человек мужского пола ранее «кормивших» духовенство были переведены в подчинение специальной Коллегии экономии. Более половины из существующих 954 монастырей было упразднено, а средства, собираемые с крестьян ранее принадлежащих церкви, государство выдавало на содержание четко определенных церковных штатов. Остальное — поступало в казну.

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА

Пытаясь сдержать инфляцию, Екатерина II в 1763 году запретила обмен медных монет на серебряные. Начавшиеся войны с Речью Посполитой и Турцией требовали денежных средств, а неудобные для транспортировки и счета медные деньги серьезно тормозили как внутренний, так и внешний рынок. Для решения этой проблемы в 1768-69 годах были созданы специальные ассигнационные банки и начат выпуск ассигнаций, который на первых порах оказал благоприятное воздействие, но злоупотребление государства привело к существенному обесцениванию бумажной валюты.

СВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

17 марта 1775 года был издан манифест о свободе предпринимательства, который отменил более 30 различных сборов на промыслы (добыча пушнины, птицы, рыбы) и перерабатывающие производства (маслобойни, жиробойни и т.д.). Также любому гражданину было разрешено открывать «всякие станы и рукоделия» без каких либо дополнительных разрешающих документов. От подушной подати освободили купцов с капиталом более 500 рублей. Вместо неё вводился ежегодный сбор в 1% с капитала.

ВОЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

11 ноября 1765 года Екатерина II одобрила деятельность уже существовавшего де-факто Вольного Экономического Общества. Целями его создания были сбор и аналитика статистических данных касающихся экономики и сельского хозяйства, а также продвижение передовых технических решений для повсеместного использования в аграрных и промышленных отраслях. Однако, каких-либо существенных успехов за время правления Екатерины II общество не достигло.

Внешнеэкономические отношения

Екатерина II старалась перейти от протекционизма, установившегося со времен Петра I, к более либеральной организации экономики — происходило увеличение экспорта (вывоза из страны и продажи другим государствам) ресурсов и полуфабрикатов (пенька, парусное полотно, чугун и железо, лес, щетина, а также хлеб). Объём экспорта страны возрос с 13,9 млн р. в 1760 г. до 39,6 млн руб. в 1790 г., при этом ввозились в страну преимущественно высокотехнологичные товары. С 1340 до 2430 увеличилось число иностранных торговых судов, ежегодно входивших в российские порты.

Был отменен ряд внешнеторговых монополий и запрет на экспорт зерна. Таможенные тарифы последовательно снижались в 1766 г и 1782 г. В 1782 также была создана Таможенная пограничная Цепь для борьбы с массовой контрабандой через западные границы. После казни короля в революционной Франции, Екатерина II попыталась включить в борьбу с революцией и экономические рычаги влияния — был запрещён ввоз товаров французского производства.

Российская Империя оставалась преимущественно ресурсоэкспортной державой – больше всего продавалось древесины, была организована реализация зерна (запрещенная при императрицы Елизавете). Из продуктов с добавленной стоимостью можно было назвать лишь парусину и чугун (железо грубой обработки). Развитие технологий производства тормозилось ориентацией экономики на рабский труд крепостных. По окончанию царствования Екатерины II, бумажные деньги обесценились на треть, долгов у государства накопилось на 200 с лишним миллионов, а доходы не покрывали расходы.

Расцвет фаворитизма

Отдельным пунктом стоит упомянуть широко развернувшийся при Екатерине II фаворитизм. При всей красивости и выспренности заявлений императрицы о равенстве людей перед законом и главенстве истины над невежеством и мздоимством, она сама раздарила несколько миллионов государственных крестьян своим любовниками и фаворитам , не считая многочисленных денежных вознаграждений и драгоценностей. Некоторыми историками факт разложения дворянства во время Екатерины Великой причисляется к основным причинам потрясений ожидающих Российскую Империю в последующих веках.

Итоги и результаты внутренней политики

  • Закрепощение крестьянства и предоставление дворянству новых привелегий
  • Расцвет фаворитизма, увеличение численности чиновников и полиции, взяточничество
  • Развитие образования , науки и здравоохранения
  • Рост производства и экспорта парусины, чугуна, зерна
  • Основание более 140 городов, освоение Крыма и северно-черноморского побережья


Просмотров