Образование российской империи. Реформаторская деятельность Петра I. Образование Российской Империи Формирование российской империи при петре 1

Образование в Российской империи - образование, существовавшее в России в период с XVIII века до момента распада Российской империи в 1917 году.

В дореволюционный период в России действовала система научной и педагогической аттестации, созданная в результате заимствования регламентов европейских, прежде всего немецких , университетов .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    К средним учебным заведениям в это время относились народные училища, шляхетские корпуса, благородные пансионы и гимназии.

    XIX век

    К нач. XIX в. общеобразовательная школа была представлена 2- и 4-классными народными училищами в городах. Общеобразовательные гимназии имелись в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.

    При Александре I (1801-1825 гг.)

    Появились первые привилегированные средние университетские заведения - лицеи: в 1811 г. - Царскосельский , в 1817 г. - Ришельевский в Одессе, в 1820 г. - Нежинский.

    При Николае I (1825-1855)

    При Николае I образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.

    В 1827 г. был издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного просвещения составлял принцип сословности и бюрократической централизации.

    В 1828 г. - школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на три категории:

    1. для детей низших сословий - одноклассные приходские училища (изучались четыре правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»).
    2. для средних сословий, то есть мещан и купцов - трёхклассные училища (геометрия, география, история).
    3. для детей дворян и чиновников - семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет).

    В 1835 г. издаётся новый Университетский устав. Он ограничивал автономию университетов, запрещал университетский суд и фактически привёл к установлению полицейского надзора за студентами.

    В нач. XIX в. существовало 5 кадетских корпусов. К сер. XIX в. их насчитывалось двадцать.

    Если в нач. XIX в. числилось 35 православных семинарий и 76 архиерейских школ (низших духовных школ), то в 1854 г. их стало, соответственно, 48 и 223.

    В 1810 г. после добавления дополнительной ступени образования в Инженерном училище, которое затем становится Главным инженерным училищем , начался переход к созданию системы высшего инженерного образования в России, сопровождавшийся реальным углублением качества естественно-научной подготовки инженеров. Этот процесс качественных изменений инженерных школ в основном завершился к концу XIX века.

    В 1832 г. учреждена Императорская военная академия, готовившая офицеров Генерального штаба. В 1855 г. отделены Артиллерийская и Инженерная академии.

    Расширилась сеть промышленно-технических учебных заведений: в 1828 г. учреждается Технологический институт, в 1830 г. - Архитектурное училище, а в 1832 г. - Училище гражданских инженеров (в 1842 г. оба эти училища были объединены в Строительное училище), в 1842 г. в Белоруссии было открыто Горыгорецкое земледельческое училище, преобразованное в 1848 г. в Земледельческий институт, в 1835 г. в Москве основан Межевой институт. Кроме этого появились Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, Практический политехнический институт, Горный институт, Практическая коммерческая академия , Земледельческая школа, частная Горнозаводская школа, Техническое училище. В провинциях возникают ветеринарные училища.

    При Александре II (1855-1881)

    В то же время Миронов указывает на то, что «сдвиги в отношении народа к грамотности в конце XIX в. наметились, прежде всего в среде городского населения и рабочих», хотя и признаёт, что «умение учиться по книгам, руководствоваться прочитанным и усвоенным в своем поведении развивалось медленно и к 1917 году стало внутренней потребностью у меньшинства населения» .

    Кредиты на народное образование все время неуклонно росли; с 1894 г. по 1904 г. они более чем удвоились: бюджет министерства народного просвещения увеличили с 22 до 42 миллионов рублей, тогда как кредиты на церковные школы выросли с 2,5 до 13 млн; а одни казенные ассигнования на коммерческие училища (которые получили в дальнейшем широкое распространение) достигли 2-3 млн в год. Примерно в такой же пропорции увеличились за десять лет земские и городские ассигнования на нужды просвещения: к 1904 г., если соединить учебные расходы всех ведомств* и местного самоуправления, сумма ежегодных расходов на народное образование уже превышала 100 млн рублей. (c. 62,89)

    С самого начала царствования Николая II ускоренными темпами начало развиваться и женское образование (c.25): «На докладе тульского губернатора о желательности более широкого привлечения девочек в народные школы, Он поставил пометку: „Совершенно согласен с этим. Вопрос этот чрезвычайной важности“. Было утверждено положение о Женском Медицинском Институте (в начале царствования Императора Александра III женские медицинские курсы были закрыты за царивший на них революционный дух). Кредиты на церковно-приходские школы были значительно увеличены (почти вдвое)». [там же, с.62].

    После революции 1905-1906 гг., Русско-Японской войны и реформ 1906-1907 гг. в думе поднимается вопрос о принятии закона о ведении всеобщего начального образования. В 1906 г на рассмотрение выносится законопроект министра народного просвещения П. фон Кауфмана. Некоторые положения этого закона были приняты 3 мая г., согласно которым было резко увеличено государственное финансирование МНП, а п. 6 закона устанавливал бесплатное (но не всеобщее) начальное образование Это сыграло очень большую роль в развитии системы образования в России. Однако раздел о всеобщем обязательном начальном образовании принят не был. Позже в 1910 году, было установлено 4-летнее обучение для всех начальных школ.

    Обсуждение законопроекта о всеобщем начальном образовании, тем временем откладывалось несколько раз, и затянулось вплоть до 1912 года. 6 июня 1912 г. Государственный совет окончательно отклонил законопроект о всеобщем обучении.

    Распространено мнение, что в масштабах всей России разрабатывавшиеся МНП и депутатами Гос. думы проекты всеобщего обучения так и не получили поддержки на самом высоком уровне. - однако, это не так: рамочный закон о начальном школьном образовании (о резком увеличении финансирования) был подписан 3 мая 1908 г. Николаем II, а в дальнейшем разногласия между Гос.думой и Госсоветом состояли в том, что Госсовет настаивал на увеличении финансирования (выше предложенного Гос.думой) без указания сроков перехода на всеобщее образование, а Гос.дума настаивала на внесении в закон срока перехода на всеобщее обучения (10 лет), но считала при этом, что увеличения финансирования выше ею предложенного (10 млн руб. в год) не требуется . При этом, те же современные критики этого закона пишут [ ] : «Со времени издания закона от 3 мая 1908 г. в стране начинают проводиться первые мероприятия, связанные с реализацией проекта введения всеобщего образования в стране, который предполагал создание школьных сетей начальных учебных заведений ». Эти мероприятия (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917года

    «Картину современного положения школьного дела и результатов, достигнутых за 3 года, протекших со времени приступа к введению всеобщего обучения детей, дает однодневная школьная перепись, произведенная 18 января 1911 г. Этой переписью зарегистрировано 100295 начальных училищ для детей возраста от 8 до 12 лет, причем Министерство Народного Просвещения считает, что это число составляет около 98 % действительного количества таких школ. Из этих 100295 школ состоят в заведывании: Министерства Народного Просвещения - 59682; Духовного ведомства - 37922; прочих ведомств - 2691.

    В день переписи в школах присутствовало 6 180 510 человек учащихся, что по сравнению с общим числом населения составляет 3,85 %. А так как количество детей школьного возраста (от 8 до 12 лет) определяют около 9 % всего населения, то оказывается, что лишь около 43 % всех детей посещало в 1911 г. начальную школу »…

    Сроки осуществления всеобщей доступности начального обучения, то есть открытия всех предусмотренных школьной сетью данного района училищ, устанавливаются различные, в зависимости от положения школьного дела в каждом уезде и финансовой его состоятельности. В среднем по 34 губерниям этот срок 9,4 года. В 33 уездах (11 %) он не превышает 5 лет. В 40 уездах (13 %) на открытие полного числа школ потребуется от 12 до 17 лет. (с. 190).

    Число начальных школ в этих губерниях (без школ грамоты) - 59907, составляло 61 % всего установленного переписью количества таких же школ (98204). Расход же на содержание составлял 64 % общего по Империи расхода. Эти цифры свидетельствуют о крупной роли земств в деле насаждения начального обучения. Иэ 949 городов в 1911 г. вступили в согласие с Министерством о введении всеобщего обучения 69 городов. Затем некоторое количество городских поселений включено в уездные земские сети."

    «Подводя итоги всему вышеизложенному, следует сказать, что русская начальная народная школа, до весьма недавнего времени существовавшая главным образом на счет местных средств, ныне же поддерживаемая крупными отпусками из средств казны, развивается в центральных великорусских и малороссийских губерниях достаточно быстрым ходом при должном взаимодействии правительства и местных организаций, и что достижение здесь в недалеком будущем общедоступности начального обучения можно считать обеспеченным. Положение же русской школы на окраинах и в местностях с преобладанием иноплеменного населения представляется сравнительно отсталым. Планомерное развитие школьного дела в этих местностях, составляющее ныне очередную задачу Министерства Народного Просвещения, несомненно, потребует энергичных трудов со стороны ведающих этим делом органов правительства и больших затрат из государственного казначейства» (с. 193).

    Из «Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год» С. 187-188 СПб., 1912

    К 1914 г. на 1000 человек от общего числа населения учащихся приходилось: в России 59, в Австрии - 143, в Великобритании - 152, в Германии - 175, в США - 213, во Франции - 148, в Японии - 146 человек.

    По данным Николая Ерофеева расходы на образование на душу населения по сравнению с развитыми странами по прежнему были мизерными. В Англии они составляли 2 р. 84 к. на человека, во Франции - 2 р. 11 к., в Германии - 1 р. 89 к., а в России - 21 копейку. Однако данная оценка (21 копейка на душу населения в 1914 году) представляется явно заниженной. Согласно данным приведенным Питиримом Сорокиным (Сорокин П.А. Социология революции. М., 2008. с.285-286) бюджет Министерства народного просвещения в 1914 году составлял 142 736 000 рублей, общий расход всех министерств на образование составлял 280-300 миллионов рублей, а расход городов и земств приближался к 360 миллионам рублей. Таким образом общий расход на образование составлял около 640 миллионов рублей. Таким образом расходы на образование на душу населения в Российской Империи в 1914 году были не меньше, чем 3 рубля 70 копеек.

    К1914 году в Российской империи насчитывалось 123 745 начальных учебных заведений , из них:

    • 80801 ведомства МНП,
    • 40530 ведомства православного исповедания
    • 2414 других ведомств.

    Охват начальной школой детей в возрасте от 8 до 11 лет к 1914 г составлял в целом по Российской империи 30,1 % (в городах - 46,6 %, в сельской местности-28,3 %).

    Однако, в европейской части России ситуация была гораздо лучше: исследователь ИИЕТ РАН Д. Л. Сапрыкин пришёл к выводам, что, цитирую : «данные полной школьной переписи января 1911 года и частичной переписи января 1915 года говорят о том, что на тот момент в центральных великорусских и малороссийских губерниях было обеспечено фактически полное обучение мальчиков. Иначе обстояло дело с обучением девочек (даже в Европейской России в школах обучалось не более 50 % девочек в начальных школах) ».

    Средние учебные заведения МНП на 1913 г. были представлены мужскими и женскими учебными заведениями. Мужские: гимназий −441, прогимназий - 29, реальных училищ - 284, 32 и 27 технических училищ. Женские: гимназии 873, прогимназии 92.

    Высшее образование в 1913/1914 гг было представлено 63 казенных, общественных, частных и ведомственных учебных заведений высшей школы. По данным А.Е.Иванова в 1913/1914 году в государственных, общественных и частных высших школах обучалось 123532 студента (из них 71379 - в государственных вузах). В 1917 в российской высшей школе училось 135065 студентов (Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века. М., 1991. Таблица №28, с.254)

    В государственных высших учебных заведениях училось:

    • Университеты −10 (35 695 учащихся)
    • Юридические - 4 (1036 учащихся)
    • Востоковедение - 3 (270 учащихся)
    • Медицинские - 2 (2592 учащихся)
    • Педагогические - 4 (894 учащихся)
    • Военные и военно-морские - 8 (1182 учащихся)
    • Богословские - 6 (1085 учащихся)
    • Инженерно-промышленные - 15 (23329 учащихся)
    • Земледельческие - 6 (3307 учащихся)
    • Ветеринарные - 4 (1729 учащихся)
    • Художественные - 1 (260 учащихся)

    Подробнее: Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века. М., 1991. С. 105, 108, III, 117, 130, 136-137, 143, 151, 154, 254.

    Как докладывал министр просвещения П. Н. Игнатьев в 1916 году:

    Для уяснения степени потребности в этого вида учебных заведений, я почитаю долгом привести справку, что в то время как в Англии, во Франции и других странах Западной Европы один врач приходится примерно на 1400-2500 жителей, у нас число это возрастает до 5450. По собранным мною данным только для удовлетворения наиболее скромных требований, обеспечивающих население врачебной помощью, при котором один врач приходился бы на 3900 человек - существующее число врачей должно было бы увеличиться на 12800 человек, для чего потребовалось бы открытие по крайней мере 10 новых медицинских школ. В нелучшем положении находится и постановка ветеринарной помощи. По данным, собранным Министерством внутренних дел, для более или менее правильного устройства ветеринарного надзора потребовалось бы по меньшей мере 8000 ветеринаров, в то время, как их имеется немногим более 3000 человек и существующие 4 ветеринарных института не в состоянии значительно увеличить свои выпуски. Наконец, недостаток специально образованных фармацевтов поставил нашу фармацевтическую промышленность в полную зависимость от иностранных рынков.

    Изучая далее вопрос, в какой области государственной и общественной деятельности больше всего ощущается недостаток в лицах с соответствующим высшим образованием, я встретился с явлением, которое грозит затормозить не только общий рост народного образования, но и может послужить препятствием к широкому развитию профессиональных знаний. Явление это заключается в быстро растущем некомплекте преподавателей общеобразовательных предметов в средних учебных заведениях, одинаково необходимых как для общеобразовательной, так и для профессиональной средней школы. По статистическим данным некомплект этот в некоторых местностях Империи превышает 40 % общего числа преподавателей, вследствие чего приходится допускать к преподаванию лиц, не обладающих соответствующим научным цензом, что неминуемо влечет за собой понижение уровня преподавания… Отсюда возникает неотложная необходимость в увеличении физико-математических и историко-филологических факультетов, так как существующие не могут в полной мере удовлетворить предъявляемому к ним требованию. Нельзя упускать из виду, что вся техника, все прикладные науки и профессии покоятся на данных чистой науки, которая разрабатывается именно в факультетах. Поэтому и основные кафедры всех высших учебных заведений должны питаться силами, даваемыми факультетами, а следовательно, и развитие высших технических знаний так же неразрывно связано с параллельным ростом высших учебных заведений, культивирующих чистую науку. Между тем, в то время как число высших специальных школ только за последние 25-30 лет увеличилось на 15 учебных заведений, число упомянутых факультетов остается без изменений с 1876 г, то есть с открытием Новороссийского университета, так как учрежденные после него университеты Томский и Саратовский существуют до сих пор без этих факультетов.

    Из «Всеподданнейшего доклада Министра народного просвещения гр. П.Н.Игнатьева от 13 июня 1916 г.

    Доказывать, нехватку профессиональных специалистов и необходимость создания новых высших учебных заведений Министра просвещения заставило то обстоятельство, что Николай II в апреле 1912 г., перед особым совещанием и Советом Министров «начертал»: «Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных заведений, а еще больше в средних технических и сельскохозяйственных школах, но что с неё вполне достаточно существующих университетов. Принять эту резолюцию за руководящее мое указание». Д. Л. Сапрыкин (в работе, не прошедшей процедуру апробации и не имеющей рецензентов, по сути, являющейся изложением взглядов автора, а не научным текстом) дополняет этот эпизод следующими сведениями (44-46):

    … данное решение (1912г) являлось одним из первых опытов системного кадрового планирования в масштабах всей страны и опиралось на оценку потребностей Российской Империи в кадрах, осуществленной министерством Л. А. Кассо (последний действительно считал необходимым ограничить рост университетского образования). При следующем министре (П. Н. Игнатьеве) предыдущие оценки были пересмотрены. … После соответствующего доклада министра Николай II пересмотрел предыдущее решение и санкционировал введение новых факультетов в Саратовском и Томском университетах, создание новых университетов (в Ростове-на-Дону, Перми, Иркутске и Нижнем Новгороде) и ряда других высших учебных заведений университетского типа (этот эпизод подробно описан П. Н. Игнатьевым на с.127-128 его мемуаров). При этом Николай II всегда подчеркивал именно необходимость опережающего развития техники и технического образования… Достижения российской техники в военный и послевоенный период, быстрое приращение «военно-технического потенциала» были бы невозможны, если бы за два десятилетия, предшествовавшие большой войне в Российской империи не был бы создан соответствующий «образовательный потенциал». Накануне Первой мировой войны в университетах, высших технических школах и академиях Германской империи училось не более 25 тысяч специалистов с естественнонаучным (без медицинского) и инженерным образованием. В высших учебных заведениях других крупных европейских странах (Великобритании, Франции, Австро-Венгрии) их было ещё меньше. Между тем в университетах, высших технических, военно-инженерных и коммерческих училищах Российской империи обучалось не менее 40-45 тысяч специалистов такого рода. Уровень их подготовки был примерно такой же как у европейских коллег, свидетельством этого является, между прочим, успешная карьера многих русских инженеров-эмигрантов, создавших целые отрасли и технологические школы Западной Европе и Америке (достаточно упомянуть И. И. Сикорского, С. П. Тимошенко, В. К. Зворыкина, В. Н. Ипатьева, А. Е. Чичибабина).

    Сапрыкин Д.Л. "Образовательный потенциал Российской Империи» (ИИЕТ РАН, М., 2009), с.44-46

    Учебные заведения в России до 1917 года

    • Военно-учебные заведения - военные академии, военные училища, юнкерские училища, кадетские корпуса, военные прогимназии, (военные школы) и т. д. Первое военно-учебное заведение в России было создано при Петре I, который в 1700 г. основал в Москве «Школу математических и навигацких наук» для подготовки к службе в артиллерии, инженерах и во флоте. Первое военное училище открыто в 1795 году в Гатчине.
    • Волостные училища - начальные школы в России в XIX веке, готовившие писарей для палат государственных имуществ и для сельских управлений.
    • Воскресные школы - частные или общественные общеобразовательные, профессиональные или религиозные учебные заведения, обучение в которых проводится по воскресным дням. В России во второй половине XIX - начале XX века подобные общеобразовательные учебные заведения учреждались интеллигенцией для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян, ремесленников, служащих, а также работающих детей и подростков.
    • Высшие начальные училища - занимали промежуточное положение между начальной и средней школой. Сначала назывались уездными училищами, с 1872 года - городскими училищами, с 1912 года были переименованы в высшие начальные училища.
    • Высшие женские курсы - высшие женские учебные заведения. Возникли с разрешения правительства с 1869 года (первые учреждения данного типа возникли в Москве и Петербурге).
    • Гимназии - среднее общеобразовательное учебное заведение. Первая в России светская средняя общеобразовательная гимназия основана в Петербурге в 1726 году при Академии наук под названием Академическая гимназия (просуществовала до 1805 года). В соответствии с уставом, утверждённым в 1864 году открывались классические гимназии и реальные гимназии .
    • Православные духовные академии - высшее православные учебные заведения. Московская духовная академия - первое в России высшее учебное заведение, открытое в

    Вместе с распадом Российской империи большинство населения предпочло создать самостоятельные национальные государства. Многим из них так и не было суждено остаться суверенными, и они вошли в состав СССР. Другие были включены в состав советского государства позднее. А какой же была Российская империя в начале XX века?

    К концу XIX века территория Российской империи - 22,4 млн км 2 . Согласно переписи 1897 года, население составляло 128,2 млн человек, в том числе население Европейской России - 93,4 млн человек; Царства Польского - 9,5 млн, - 2,6 млн, Кавказского края - 9,3 млн, Сибири - 5,8 млн, Средней Азии - 7,7 млн человек. Проживало свыше 100 народов; 57 % населения составляли нерусские народы. Территория Российской империи в 1914 году делилась на 81 губернию и 20 областей; насчитывался 931 город. Часть губерний и областей была объединена в генерал-губернаторства (Варшавское, Иркутское, Киевское, Московское, Приамурское, Степное, Туркестанское и Финляндское).

    К 1914 году протяженность территории Российской империи составляла с севера на юг 4383,2 версты (4675,9 км) и с востока на запад - 10 060 верст (10 732,3 км). Общая длина сухопутных и морских границ - 64 909,5 версты (69 245 км), из которых на долю сухопутных границ приходилось 18 639,5 версты (19 941,5 км), а на долю морских - около 46 270 верст (49 360,4 км).

    Все население считалось подданными Российской империи, мужское население (от 20 лет) присягало на верность императору. Подданные Российской империи делились на четыре сословия («состояния»): дворянство, духовенство, городские и сельские обыватели. Местное население Казахстана, Сибири и ряда других районов выделялось в самостоятельное «состояние» (инородцы). Гербом Российской империи являлся двуглавый орел с царскими регалиями; государственным флагом - полотнище с белой, синей и красной горизонтальными полосами; государственным гимном - «Боже, царя храни». Государственный язык - русский.

    В административном отношении Российская империя к 1914 году делилась на 78 губерний, 21 область и 2 самостоятельных округа. Губернии и области подразделялись на 777 уездов и округов и в Финляндии - на 51 приход. Уезды, округа и приходы, в свою очередь, делились на станы, отделы и участки (всего 2523), а также 274 ленсманства в Финляндии.

    Важные в военно-политическом плане территории (столичные и приграничные) были объединены в наместничества и генерал-губернаторства. Некоторые города были выделены в особые административные единицы - градоначальства.

    Еще до преобразования Великого княжества Московского в Русское царство в 1547 году, в начале XVI века, российская экспансия начала выходить за пределы своей этнической территории и начала вбирать в себя следующие территории (в таблице не указаны земли, утраченные до начала XIX века):

    Территория

    Дата (год) присоединения к Российской империи

    Факты

    Западная Армения (Малая Азия)

    Территорию уступили в 1917-1918 годах

    Восточная Галиция, Буковина (Восточная Европа)

    В 1915 году уступлена, в 1916-м частично отвоевана, в 1917 году потеряна

    Урянхайский край (Южная Сибирь)

    В настоящий момент в составе Республики Тывы

    Земля Франца-Иосифа, Земля Императора Николая II, Новосибирские острова (Арктика)

    Архипелаги Северного Ледовитого океана, закреплены как территория России нотой МИД

    Северный Иран (Средний Восток)

    Потерян в результате революционных событий и Гражданской войны в России. В настоящее время принадлежит государству Иран

    Концессия в Тяньцзине

    Потеряна в 1920 году. В настоящее время город центрального подчинения КНР

    Квантунский полуостров (Дальний Восток)

    Потерян в результате поражения в Русско-японской войне 1904-1905 годов. В настоящее время провинция Ляонин, КНР

    Бадахшан (Средняя Азия)

    В настоящее время Горно-Бадахшанская АО Таджикистана

    Концессия в Ханькоу (Ухань, Восточная Азия)

    В настоящее время провинция Хубэй, КНР

    Закаспийская область (Средняя Азия)

    В настоящее время принадлежит Туркмении

    Аджарский и Карсско-Чилдырский санджаки (Закавказье)

    В 1921 году уступлены Турции. В настоящее время Аджарская АО Грузии; илы Карс и Ардахан в Турции

    Баязетский (Догубаязитский) санджак (Закавказье)

    В том же, 1878, году уступлен Турции по итогам Берлинского конгресса

    Княжество Болгария, Восточная Румелия, Адрианопольский санджак (Балканы)

    Упразднены по итогам Берлинского конгресса в 1879 году. В настоящее время Болгария, Мраморноморский регион Турции

    Кокандское ханство (Средняя Азия)

    В настоящее время Узбекистан, Киргизия, Таджикистан

    Хивинское (Хорезмское) ханство (Средняя Азия)

    В настоящее время Узбекистан, Туркмения

    включая Аландские острова

    В настоящее время Финляндия, Республика Карелия, Мурманская, Ленинградская области

    Тарнопольский округ Австрии (Восточная Европа)

    В настоящее время Тернопольская область Украины

    Белостокский округ Пруссии (Восточная Европа)

    В настоящее время Подляское воеводство Польши

    Гянджинское (1804), Карабахское (1805), Шекинское (1805), Ширванское (1805), Бакинское (1806), Кубинское (1806), Дербентское (1806), северная часть Талышского (1809) ханства (Закавказье)

    Вассальные ханства Персии, захват и добровольные вхождения. Закреплены в 1813 году договором с Персией по итогам войны. Ограниченные автономии до 1840-х годов. В настоящее время Азербайджан, Нагорно-Карабахская Республика

    Имеретинское царство (1810), Мегрельское (1803) и Гурийское (1804) княжества (Закавказье)

    Царство и княжества Западной Грузии (с 1774 года независимые от Турции). Протектораты и добровольные вхождения. Закреплены в 1812 году договором с Турцией и в 1813 году договором с Персией. Самоуправление до конца 1860-х годов. В настоящее время Грузия, края Самегрело-Верхняя Сванетия, Гурия, Имеретия, Самцхе-Джавахетия

    Минское, Киевское, Брацлавское, восточные части Виленского, Новогрудского, Берестейского, Волынского и Подольского воеводств Речи Посполитой (Восточная Европа)

    В настоящее время Витебская, Минская, Гомельская области Белоруссии; Ровенская, Хмельницкая, Житомирская, Винницкая, Киевская, Черкасская, Кировоградская области Украины

    Крым, Едисан, Джамбайлук, Едишкуль, Малая Ногайская Орда (Кубань, Тамань) (Северное Причерноморье)

    Ханство (с 1772 года независимое от Турции) и кочевые ногайские племенные союзы. Аннексия, закреплена в 1792 году по договору в результате войны. В настоящее время Ростовская область, Краснодарский край, Республика Крым и Севастополь; Запорожская, Херсонская, Николаевская, Одесская области Украины

    Курильские острова (Дальний Восток)

    Племенные союзы айнов, приведение в российское подданство, окончательно к 1782 году. По договору 1855 года Южные Курилы в Японии, по договору 1875 года - все острова. В настоящее время Северо-Курильский, Курильский и Южно-Курильский городские округа Сахалинской области

    Чукотка (Дальний Восток)

    В настоящее время Чукотский автономный округ

    Тарковское шамхальство (Северный Кавказ)

    В настоящее время Республика Дагестан

    Осетия (Кавказ)

    В настоящее время Республика Северная Осетия - Алания, Республика Южная Осетия

    Большая и Малая Кабарда

    Княжества. В 1552-1570 годах военный союз с Русским государством, в дальнейшем вассалы Турции. В 1739-1774 годах по договору - буферное княжество. С 1774 года в российском подданстве. В настоящее время Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика

    Инфлянтское, Мстиславское, большие части Полоцкого, Витебского воеводств Речи Посполитой (Восточная Европа)

    В настоящее время Витебская, Могилёвская, Гомельская области Белоруссии, Даугавпилсский край Латвии, Псковская, Смоленская области России

    Керчь, Еникале, Кинбурн (Северное Причерноморье)

    Крепости, от Крымского ханства по договору. Признаны Турцией в 1774 году по договору в результате войны. Крымское ханство получило независимость от Османской империи под покровительством России. В настоящее время городской округ Керчь Республики Крым России, Очаковский район Hиколаевской области Украины

    Ингушетия (Северный Кавказ)

    В настоящее время Республика Ингушетия

    Алтай (Южная Сибирь)

    В настоящее время Алтайский край, Республика Алтай, Новосибирская, Кемеровская, Томская области России, Восточно-Казахстанская область Казахстана

    Кюменигордский и Нейшлотский лен - Нейшлот, Вильманстранд и Фридрихсгам (Прибалтика)

    Лен, от Швеции по договору в результате войны. С 1809 года в российском Великом княжестве Финляндском. В настоящее время Ленинградская область России, Финляндия (область Южная Карелия)

    Младший жуз (Средняя Азия)

    В настоящее время Западно-Казахстанская область Казахстана

    (Киргизская землица и др.) (Южная Сибирь)

    В настоящее время Республика Хакасия

    Новая Земля, Таймыр, Камчатка, Командорские острова (Арктика, Дальний Восток)

    В настоящее время Архангельская область, Камчатский, Красноярский край

    В результате Северной войны 1700-1721 годов была разгромлена мощная шведская армия, возвращены русские земли, захваченные Швецией в конце XVI-начале XVII веков. В устье Невы строится город Санкт-Петербург, куда в 1712 году переносится столица России. Московское государство становится в 1721 году Российской империей, во главе с императором Всероссийским.

    Конечно, к созданию империи Россия шла долго, и не только победа в Северной войне способствовала этому.

    Долгий путь

    В начале XIII века Русь состояла из примерно 15 княжеств. Однако естественный ход централизации оказался перечёркнут монгольским нашествием (1237-1240). Дальнейшее объединение русских земель проходило в тяжёлых внешнеполитических условиях и диктовалось в первую очередь политическими предпосылками.

    В XIV веке большая часть русских земель оказалась объединена вокруг Вильны - столицы возникшего Великого княжества Литовского и Русского. В течение XIII-XV веков во владении великих литовских князей из рода Гедиминовичей оказались Городенское, Полоцкое, Витебское, Турово-Пинское, Киевское княжества, а также большая часть Черниговщины, Волынь, Подолье, Смоленщина и ряд других русских земель. Тем самым ушло в прошлое единоличное правление Рюриковичей и родовое единство Руси. Присоединение земель происходило как военным, так и мирным путём.

    Конец XV - начало XVI веков стал своеобразным рубежом, после которого присоединяемые к России земли составляли с ней единое целое. Процесс присоединения остального наследства Древней Руси растянулся ещё на два столетия и к этому времени там набрали силу собственные этнические процессы.

    В 1654 году к России присоединилась Левобережная Украина. Земли Правобережной Украины (без Галиции) и Белоруссии вошли в состав Российской империи в результате второго раздела Речи Посполитой в 1793 году.

    «Российское царство (и в понятийном, идеологическом, и в институциональном плане) имело два источника: „царство“ (ханство) Золотой Орды и византийское православное царство (империя)».

    Одним из первых, кто сформулировал новую идею царской власти московских князей, был митрополит Зосима. В сочинении «Изложение пасхалии», поданном московскому собору в 1492 г., он подчеркивал, что Москва стала новым Константинополем благодаря верности Руси Богу. Сам Бог поставил Ивана III - «нового царя Константина новому граду Константину - Москве и всей Русской земли и иным многим землям государя».Таким образом, Иван IV был первым царем, венчанным на царство. Это произошло 16 января 1547 года.

    При Иване IV России удалось существенно расширить свои владения. В результате похода на Казань и её взятия в 1552 году она обрела среднее Поволжье, а в 1556 году со взятием Астрахани - нижнее Поволжье и выход к Каспийскому морю, что открывало новые торговые возможности с Персией, Кавказом и Средней Азией. Одновременно было разорвано стеснявшее Русь кольцо из враждебных татарских ханств, открылась дорога в Сибирь.

    В. Суриков "Покорение Сибири Ермаком"

    На эпоху Ивана Грозного пришлось также начало завоевания Сибири. Немногочисленный отряд казаков Ермака Тимофеевича, нанятый уральскими промышленниками Строгановыми для защиты от набегов сибирских татар, разбил войско сибирского хана Кучума и взял его столицу Кашлык. Несмотря на то, что из-за нападений татар мало кому из казаков удалось вернуться живым, распавшееся Сибирское ханство уже не восстановилось. Спустя несколько лет, царские стрельцы воеводы Воейкова подавили последнее сопротивление. Началось постепенное освоение русскими Сибири. В течение следующих десятилетий начали возникать остроги и торговые поселения: Тобольск, Верхотурье, Мангазея, Енисейск и Братск.

    Российская империя

    П. Жарков "Портрет Петра I"

    30 августа 1721 года между Россией и Швецией был заключен Ништадтский мир, по которому Россия получала выход в Балтийское море, присоединила территорию Ингрии, часть Карелии, Эстляндию и Лифляндию.

    Россия стала великой европейской державой. Пётр I принял от Сената титулы «Великий» и «Отец Отечества», его провозгласили императором, а Россию - империей.

    Образование Российской империи сопровождалось целым рядом реформ.

    Реформа государственного управления

    Создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров) в 1699 г. Было преобразовано в 1711 г. в Правительствующий Сенат. Создание 12 коллегий, имеющих определенную сферу деятельности и полномочия.

    Система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область деятельности. Были созданы контролирующие органы.

    Областная (губернская) реформа

    На первом этапе реформы Петр I поделил Россию на 8 губерний: Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую. Они управлялись губернаторами, ведавшими войсками, расположенными на территории губернии, а также обладавшими всей полнотой административной и судебной власти. На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций, управляемых воеводами, а те делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами. Губернаторы были лишены административной власти и решали судебные и военные вопросы.

    Произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние.

    Судебная реформа

    Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллеги, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

    Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др.) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности «выбивания» показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, соответствующих разбираемому случаю.

    Военные реформы

    Введение рекрутской повинности, создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами. Введение с помощью «Табели о рангах» воинских званий, единых для всей России. Создание военно-промышленных предприятий, а также военных учебных заведений. Введение армейской дисциплины и воинских уставов.

    Своими реформами Петр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры. Было одержано множество воинских побед. Эти реформы (хотя и неоднозначно оцениваемые разными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.

    Церковная реформа

    Был фактически ликвидирован институт патриаршества. В 1701 г. было реформировано управление церковно-монастырскими землями. Петр 1 восстановил Монастырский приказ, контролировавший церковные доходы и суд над монастырскими крестьянами. В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1, которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора.

    Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители подверглись гонениям. Церковь уже не могла проводить самостоятельную духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе.

    Финансовые реформы

    Введение множества новых (в том числе косвенных) налогов, монополизация продажи дегтя, алкоголя, соли и других товаров. Порча (уменьшение веса) монеты. Копейка становится основной монетой. Переход к подушной подати.

    Увеличение доходов казны в несколько раз. Но! Достигнуто оно за счет обнищания основной массы населения, и большая часть этих доходов разворовывалась.

    Культура и быт

    Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

    Н. Неврев "Петр I"

    Был предпринят ряд мер для развития просвещения: 14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701-1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии ». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721. Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

    Петром I были созданы новые типографии.

    В 1724 г. Пётр утвердил устав организуемой Академии наук, которая была открыта уже после его смерти.

    Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

    Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров.

    С. Хлебовский "Ассамблеи при Петре I"

    Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу.

    30 декабря 1701 г. Пётр издал указ, которым предписывалось писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо уничижительных полуимен (Ивашка, Сенька и т.п.), на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать. Он так пояснял необходимость этих нововведений: «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству – сия то почесть свойственна царю…».

    Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе».

    Преобразования эпохи Петра I привели к усилению российского государства, созданию современной европейской армии, развитию промышленности и распространению образования среди высших классов населения. Установилась абсолютная монархия во главе с императором, которому подчинялась также церковь (через обер-прокурора Священного Синода).

    Народное образование в России XVII-XVIII вв.

    Первым высшим учебным заведением в России была Киевская академия , основанная в начале XVII в. В 1682 г. в Москве открылась Заиконоспасская школа , положившая начало будущей Славяно-греко-латинской академии . В 1700 г. Император Петр I основал в Москве математическую школу (математических и навигационных наук) для дворянских и приказных детей. Далее были открыты школы адмиралтейская, артиллерийская, инженерная и две горных на Урале. В 1715 г. школа навигационных наук получила название Морской академии и была перенесена в Петербург. Обе академии Морская и Славяно-греко-латинская способствовали образованию сети низших школ, учрежденных Императором Петром I в провинции. По отношению к этим школам академии играли роль учительских семинарий. Для столичных учебных заведений провинциальные школы служили подготовительной ступенью, в 1716 г. было открыто в разных городах 12 школ, в 1720-22 гг. к ним прибавилось еще 30. Новая школа обучала арифметике и геометрии и получила название " цифирной школы " . Набрано было в эти школы более 2 000 чел. из разных сословий (из духовного звания, солдатских детей, приказных, посадских, дворян и детей боярских). Большую часть составляли ученики из духовного звания. Петровская цифирная школа просуществовала до 1744 г.

    Духовная школа в провинции появилась в связи с предписанием духовного регламента, обязывавшего архиереев открывать школы при архиерейских домах. За 1721-1725 гг. было открыто около 46 епархиальных школ . В последние годы царствования Императора Петра I почти каждый губернский город имел по две школы - светскую и духовную. Епархиальные школы почти в таком же количестве дожили до того времени, когда началось их превращение в семинарии (начиная с 1737 г.). Задумав основание Академии наук , Император Петр I решил присоединить к академии университет и гимназию . В первый год (1726 г.) в гимназию поступили 120 учеников, во второй - 58, в третий - 56, в четвертый - 74. Чтобы остановить быстрое падение числа учеников, начиная с 1729 г. в нее разрешили принимать детей солдат, мастеровых и даже крепостных. Дети среднего сословия сделались единственными учениками академической гимназии, так как после открытия в 1730 г. Сухопутного шляхетского корпуса дворянских детей стали отдавать в него. Ученики гимназии, как правило, ограничивались прохождением низших классов, и университет оставался почти без слушателей.

    Неудачные попытки устроить общеобразовательные учебные заведения в Петербурге не остановили правительство, которое учредило подобные учебные заведения в Москве. В 1755 г. в Москве был создан университет и при нем две гимназии: одна - для дворян, другая - для разночинцев. Становясь студентом, гимназист получал шпагу и с ней дворянское достоинство, кончая университет, студент получал обер-офицерский чин. В 1758 г. в Казани были открыты две гимназии (для дворян и разночинцев). Университет в первые годы своего существования наполнялся учениками духовных семинарий и академий. Во время царствования Императрицы Екатерины II отдавалось предпочтение закрытым учебным заведениям (мужским и женским). В академической (петербургской) гимназии и в шляхетском корпусе были открыты отделения для малолетних детей 4-5 лет. При Смольном монастыре было устроено закрытое учебное заведение для дворянок и мещанок.

    В 1782 г. была образована Комиссия об устройстве народных училищ . Ею был утвержден план учебных заведений, разработанный Янковичем (создателем первой русской общеобразовательной школы). В соответствии с этим планом учреждались три типа общеобразовательных школ: двухклассные, трехклассные и четырехклассные . В 26 губернских городах были открыты главные народные училища, в 1788 г. открылись училища в остальных 14 губерниях.

    Будущие учителя для общеобразовательных школ готовились в открытом в 1783 г. Главном народном училище Петербурга . Для этой цели были вызваны 100 воспитанников духовных семинарий и Московской духовной академии . В 1786 г. учительская семинария отделилась от Главного училища и просуществовала до 1801 г., выпустив 425 учителей. Губернские главные училища также готовили учителей для общеобразовательных школ. Большинство учеников народных училищ составляли дети купцов, мещан и солдат.

    Открывшиеся в уездных городах малые народные училища содержались местными городскими думами, которые открывали и закрывали их в зависимости от количества учащихся.

    Малые и главные училища предназначались для мальчиков и девочек, но с 1782 по 1800 гг. девочек обучалось в школах всего 7%. По проекту 1770 г. планировалось в каждом селе или большой деревне открыть по одной сельской школе на 100-250 семей. Все расходы на нее возлагались на прихожан. Надзор за школой поручался священникам, преподавателями назначались дьяконы, дьячки и светские лица. При императрице Екатерине II было открыто около 12 сельских школ в разных губерниях.

    Народное образование в России в Х1Х - нач. XX вв.

    В 1802 г. для "воспитания юношества и распространения наук" было создано Министерство народного просвещения. А в 1803-1804 гг. - система его местных учреждений. Законом 1803 г. были учреждены шесть учебных округов: Петербургский, Московский, Виленский, Дерптский, Харьковский и Казанский (по несколько губерний в учебном округе). Каждый округ возглавлял попечитель, под надзором которого находились все учебные заведения округа. В начале XIX в. были учреждены университеты в Вильно, Харькове, Казани, Дерпте, в 1819 г. из Педагогического института был учрежден университет в Петербурге. Университеты являлись согласно своим уставам и органами управления учебными заведениями. Была создана сеть учебных заведений всесословного характера: четырехклассные гимназии во главе с директором, двухклассные уездные училища во главе со смотрителем и одногодичные приходские училища.

    В 20-е гг. XIX в. в России были созданы привилегированные учебные заведения - лицеи: Царскосельский лицей, Нежинский лицей графа Безбородко, Демидовский в Ярославле, Ришельевский лицей в Одессе.

    25 июня 1835 г. было издано новое положение об учебных округах, согласно которому управление учебными заведениями округа отдавалось в руки попечителя, университеты становились учебными заведениями. В 1848-1849 гг. ограничивается прием в университеты разночинцев.

    Реформы 60-х гг. в области просвещения ограничили в некоторой степени влияние попечителей учебных округов на университеты, но они продолжали оставаться главными администраторами над другими учебными заведениями. Увеличение числа средних и низших учебных заведений повлекло создание губернских, уездных и городских училищных советов (закон от 14 июля 1864 г.). Советы состояли из чиновников, представителей духовенства и земских органов. Вскоре был принят новый устав гимназии, который установил принцип всесословной средней школы.

    Типы учебных заведений, существовавших в России в cep. XIX - нач. XX вв.

    (высшие, средние, низшие).

    Учебные заведения России XIX в. делились на:

    а) общеобразовательные,

    б) медицинские,

    в) юридические,

    г) технические,

    д) педагогические,

    е) сельскохозяйственные и лесные,

    ж) коммерческие,

    з) военные,

    и) морские,

    к) духовные,

    л) межевые и топографические,

    м) восточных языков,

    н) художественные, музыкальные, драматического искусства,

    о) женские учебные заведения.

    Высшими университеты . К концу XIX в. в России (не считая Финляндии) существовало 9 университетов: Петербургский, Московский, Юрьевский, (бывший Дерптский), св. Владимира в Киеве, Новороссийский в Одессе, Харьковский, Варшавский, Томский, Казанский. После 1905 г. открылись Саратовский, Пермский, Донской (в Ростове-на-Дону) университеты. В университет принимались лица, имеющие аттестаты зрелости, окончившие восемь классов классических гимназий или выдерживающие окончательные испытания (в Томский, Юрьевский и Варшавский университеты могли поступить лица, окончившие духовные семинарии по первому разряду, если они выдержали экзамены).

    Средними общеобразовательными учебными заведениями являлись классические гимназии, прогимназии (4-х классные) и реальные училища . Они были доступны для всех сословий. Курс гимназий был рассчитан на 8 лет, реальных училищ - на 6 лет. Желающие могли окончить дополнительный 7-й класс реального училища, если были намерены поступать в высшие технические учебные заведения. К концу XIX в. в России существовало 196 гимназий, а в 1912 г. - 417.

    Начальное образование получали в приходских школах, земских и начальных городских училищах (с 3-х летним курсом), городских училищах по уставу 1872 г. с 6-летним курсом. Значительная часть начальных школ находилась под контролем Министерства народного просвещения, учебные заведения содержались земством, городскими общественными учреждениями и частными лицами. Начальных училищ, содержащихся земством, сельскими обществами и сословиями, было более 27 000 в 1911 г. Существовали фабричные школы для малолетних рабочих, в них обучались и дети работающих на фабриках и заводах. В 90-х гг. XIX в. существовало более 400 школ такого типа.

    С начала 30-х гг. начинают возникать в России правительственные сельские школы . Они появились в селениях казенных и удельных крестьян с целью подготовки писарей для сельского управления. В 1875 г. Министерством народного просвещения стали открываться одноклассные и двухклассные сельские училища . Курс этих училищ составлял не менее 3-х лет для одноклассных и 5 лет для двухклассных. К концу XIX в. сельских училищ насчитывалось 2 268.

    Существовали конфессиональные школы католические, протестантские, еврейские и т.д. и так называемые инородческие школы . Общественные начальные школы, содержащиеся ведомством Св. Синода, принадлежали к двум главным типам: школы грамоты и церковно-приходские школы . Церковно-приходские школы были одноклассные и двухклассные (с 4-х летним курсом). В 1911 г. их было 37 922. В ведении духовенства состояли и воскресные школы , которые учреждались в виде самостоятельных учебных заведений.

    К высшим медицинским учебным заведениям относились: Клинический институт великой княгини Елены Павловны в Петербурге, Гинекологический институт при Московском университете, Бактериологический институт при Ново-Екатериненской больнице в Москве, акушерские курсы для врачей при Имперском клиническом институте в Петербурге, Курсы глазной лечебницы в Петербурге, Курсы для врачей при бактериологической станции Харьковского медицинского общества.

    Врачи в России получали свое образование на медицинских факультетах (при Новороссийском университете медицинский факультет был открыт в 1896 г.), Военно-медицинской академии в С-Петербурге. Для подготовки женщин-врачей в С-Петербурге существовал женский медицинский институт. Высшее медицинское образование получали в ветеринарных институтах в Варшаве, Харькове, Казани и Юрьеве.

    К средним учебным заведениям относились фельдшерские школы - 23 мужских и 13 женских, большая часть их содержалась земством. Существовали зубоврачебные школы в Петербурге, Одессе, Варшаве, Москве. Это были частные учебные заведения, для получения диплома слушатели держали экзамены на медицинских факультетах университетов или Военно-медицинской академии. Существовали 8 школ для приготовления акушерок (повивальное училище, повивальный институт, повивальная школа, акушерские курсы ), 24 школы для образования "сельских повивальных бабок", частные школы для изучения массажа и врачебной гимнастики.

    Высшее юридическое образование получали на юридических факультетах университетов, Демидовском лицее в Ярославле, Александровском лицее в С-Петербурге, училище правоведения (два последних были доступны для детей привилегированных классов), Военно-юридической академии.

    Высшее техническое образование в России получали в: Технологическом институте Императора Николая I в Петербурге, Московском техническом училище, Харьковском практическом технологическом институте, Технологическом институте в Томске, Рижском политехническом институте. Все эти учебные заведения находились в ведении Министерства народного просвещения. Под начало Министерства земледелия состоял Горный институт Императрицы Екатерины II (существовало 6 низших горных училищ). В ведении Министерства внутренних дел находился Институт гражданских инженеров Императора Николая I (основан в 1842 г. как строительное училище), Электротехнический институт. Под началом Министерства путей сообщения находился Институт инженеров путей сообщения Императора Александра I (основан в 1810 г), Московское инженерное училище. При материальной поддержке местных обществ и крупных промышленников в Киеве и Варшаве были открыты два политехникума.

    Среднее техническое образование получали в 10 средних технических училищах , половина из которых была основана после 1894 г. В 80-90-х гг. были открыты при содействии общественных учреждений и частных лиц 11 низших технических и 21 ремесленное училище , 12 " школ ремесленных учеников " для мальчиков 11-14 лет.

    Для сельских местностей в 1895 г. был выработан тип низшей ремесленной школы, их существовало 15 к концу XIX в. В ведении Министерства народного просвещения существовало около 60 учебных заведений такого рода, у каждого из них был свой устав. Под началом Министерства путей сообщения состояли 32 технических железнодорожных училища , в которых получали образование преимущественно дети железнодорожников.

    Педагогическое образование получали в закрытых учебных заведениях, куда принимались на казенное содержание окончившие курс гимназии или духовной семинарии - Историко-филологических институтах в Петербурге и Нежине, учительских институтах (в 1898 их было 10). В 70-е гг. XIX в. были основаны большей частью учительские семинарии . Это были открытые учебные заведения (в 1898 г. было 62 учительских семинарии и учительских школ ).

    К типу сельскохозяйственных и лесных учебных заведений , дающих высшее образование, относились: Московский сельскохозяйственный институт, Институт сельского хозяйства и лесоводства в Новой Александрии, Лесной институт в Петербурге, Высшие курсы по виноделию при Никитском ботаническом саду в Крыму.

    Среднее сельскохозяйственное образование получали в училищах , таких училищ к началу 1898 г. было 11. В России существовали 105 низших сельскохозяйственных школ 1 и 2 разряда с 4-х летним и 2-х летним курсами, низшие лесные школы (в 1896 г. - 23) для подготовки помощников лесничих.

    Коммерческие учебные заведения были средние и низшие. Средние учебные заведения - коммерческие училища (7-ти классные и 3-х классные). Низшие учебные заведения: торговые школы, торговые классы и коммерческие курсы . Они предназначались для слушателей самого разнообразного состава и по возрасту и по положению. Коммерческие учебные заведения были сосредоточены в столицах и крупных центрах.

    Высшее военное образование получали в военных академиях офицеры, прослужившие несколько лет в строю: Николаевской академии Генерального штаба, Михайловской артиллерийской, Николаевской инженерной, Александровской военной юридической. К высшим учебным заведениям относились и военные училища , которых было 8: 4 пехотных, кавалерийское, инженерное и 2 артиллерийских. Для подготовки офицеров, производящих топографические работы, существовало военно-топографическое училище. Все училища были закрытого типа, их воспитанники (юнкера) считались на действительной службе.

    К средним военным учебным заведениям относились кадетские корпуса (их было 28) с 7-ми летним курсом. Существовали юнкерские училища с 2-х летним курсом, не дававшие особых прав по государственной службе, окончившие курс выпускались подпрапорщиками. Существовали: 7 пехотных юнкерских училищ, 2 кавалерийских и 2 казачьих.

    Для нижних чинов существовали школы - ротные, батальонные, эскадронные, батарейные, телеграфные, понтонные и др., школы для начального обучения солдатских детей, школы писарей и др. в 1896 г. существовало 10 270 низших школ такого рода.

    Высшее морское образование получали в Николаевской морской академии, Морском кадетском корпусе, Морском инженерном училище Императора Николая I в Кронштадте. Существовали еще офицерские классы минный и артиллерийский, начальные школы для детей матросов, специальные школы для низших чинов: минная, комендорская, школа рулевых и т.д. Для нужд торгового флота были основаны мореходные классы числом 41. С 1989 г. мореходные классы перешли под контроль Министерства финансов.

    К числу духовных учебных заведений относились: духовные академии, духовные семинарии и духовные училища .

    Духовных академий было 4: Киевская, Московская, Петербургская и Казанская.

    Основная масса священнослужителей получала образование в духовных семинариях , причисляемых к средним учебным заведениям (до конца 70-х гг. окончившие семинарии имели свободный доступ в высшие учебные заведения наравне с гимназистами). К концу XIX в. в России существовало 58 семинарий.

    Начальное образование давалось в духовных училищах , программа которых приближалась к 4-м классам гимназии. К концу XIX в. существовало 186 духовных училища

    Лютеранские пасторы готовились в Юрьевском университете на лютеранском богословском факультете. Католическое духовенство имело Римско-католическую духовную академию в Петербурге и средние - семинарии. Армянская церковь имела в Эчмиадзине духовную академию. Мусульманство получало образование в многочисленных медресе.

    Межевых и топографических учебных заведений было 6: одно высшее - Константиновский межевой институт в Москве и 5 земельных училищ. Все эти учебные заведения находились в ведении Министерства юстиции.

    Образование в области восточных языков получали на факультете восточных языков в Петербургском университете и Лазаревском институте восточных языков в Москве. В 1899 г. во Владивостоке был основан Восточный институт для подготовки к службе в административных и торгово-промышленных учреждениях восточноазиатской России и прилегающих к ней государств. Для поступления в институт необходимо было окончить курс в одном из средних учебных заведений.

    Большая часть художественных и музыкальных учебных заведений содержалась частными лицами и обществами. Образование по художественной специальности получали в Академии художеств, в Высшем художественном училище при Императорской академии художеств в Петербурге, Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге, Строгановском училище технического рисования в Москве, Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, рисовальных школах в Петербурге, Саратове, Харькове, Киеве, Казани.

    Низшее художественное образование получали в вечерних и воскресных классах, посещаемых в основном ремесленниками. К такого рода учебным заведениям относились: начальная школа рисования при Центральном училище барона Штиглица, Классы рисования Императорского общества поощрения художеств для рабочих С.-Петербурга и его окрестностей, классы технического рисования и черчения Общества распространения технических знаний в Москве.

    Музыкальное образование получали в: Петербургской и Московской консерваториях, Варшавском музыкальном институте, Придворной певческой капелле, Синодальном училище церковного пения в Москве.

    Кроме того, существовали частные музыкальные школы и училища Императорского музыкального общества. Основы драматического искусства изучали в театральных училищах в Петербурге и Москве, музыкально-драматическом училище Филармонического общества, драматических курсах и курсах выразительного чтения, содержащихся частными лицами.

    К высшим женским учебным заведениям относились Высшие женские курсы в С.-Петербурге, действующие по уставу 1889 г., Педагогические курсы Фребелевского общества, Женский медицинский институт в Петербурге. При некоторых институтах существовали педагогические классы, педагогические курсы С.-Петербургских женских гимназий.

    Среднее образование женщины получали в женских гимназиях Министерства народного просвещения и ведомства учреждений Императрицы Марии, в институтах этого ведомства и епархиальных училищах. В 1894 г. в России было 161 женская гимназия, 176 (3-х классных или 4-х классных) прогимназий Министерства народного просвещения, 30 гимназий ведомства Императрицы Марии. В институты ведомства Императрицы Марии принимались девушки из привилегированных сословий (это были закрытые учебные заведения), в женские гимназии не существовало ограничений. Женские епархиальные училища находились в ведении Св. Синода и были предназначены в основном для дочерей лиц духовного звания. 1896 г. существовало 51 женское епархиальное училище.

    Промежуточное положение между средними и высшими учебными заведениями занимали женские училища духовного ведомства , состоящие под Высочайшим Его императорского Величества покровительством (их было 13), 10 Мариинских женских училищ для низших слоев городского населения. Низшее образование девочки получали в начальных школах , где было совместное обучение, но существовали и отдельные школы для девочек.

    Существовали специальные женские учебные заведения: курсы фельдшериц и лекарских помощниц, акушерские курсы, повивальные институты . К концу XIX в. в России было около 200 рукодельных, кулинарных, ремесленных, хозяйственных школ . В Петербурге существовало женское коммерческое училище , где получали специальность "ученых конторщиц".

    Документы об образовании.

    Аттестат зрелости выдавался по окончании гимназии, училища, пансиона, содержал следующие сведения: фамилию, имя, отчество, сословную принадлежность, вероисповедание, дату рождения, дату поступления в учебное заведение, дату окончания, состав предметов, отметки. Состав информации мог быть и более сокращенным: имя, фамилия, отчество, происхождение, предметы курса, отметки, дата выдачи документа об образовании. Дубликаты этих документов сохранились в фондах учебных заведений.

    Свидетельство (выпускное) - документ, удостоверяющий факт прохождения полного курсов высшего учебного заведения, вручался всем выпускникам и являлся допуском к окончательным испытаниям для получения диплома и связанных с ним служебных и сословных прав. Содержал информацию: фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, вероисповедание, время обучения в учебном заведении, состав предметов и отметки, дата выдачи документа.

    Свидетельство об окончании одного из классов гимназии (училища) - имело следующий состав информации: фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, вероисповедание, дата рождения, время обучения в учебном заведении, состав предметов и отметки, место обучения до поступления в учебное заведение, дата выдачи документа.

    Свидетельство об исключении из учебного заведения содержало следующие данные: фамилия, имя, имя и отчество родителя, сословная принадлежность, место проживания, возраст, дата поступления, сведения об успехах в учебе, мотивировка исключения, дата выдачи документа.

    Диплом об образовании содержал следующую информацию: фамилия, имя, отчество, время обучения в учебном заведении, сословную принадлежность, вероисповедание (до 1917 г.), присвоенную квалификацию (специальность), дату выдачи диплома.

    Кондуит ученика : фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, вероисповедание, дату поступления в учебное заведение, успехи в учебе, замечания, место проживания, сведения о материальном обеспечении (получает стипендию, живет на средства родителей). При переводе в другие учебные заведения выписка из кондуита пересылалась в эти учебные заведения и откладывалась в личном деле ученика. В 1902 г. выписки из кондуитов выдавались на руки при поступлении в высшие учебные заведения. В 1906 г. этот порядок был отменен.

    Классный журнал содержал сведения об ученике, его родителях, месте жительства, отметки.

    Прошения родителей (о допуске к испытаниям в гимназию (училище), о принятии детей на обучение за казенный счет, о переводе в другие учебные заведения и т.д.) содержали данные: фамилию, имя, отчество просителя, его социальный статус, домашний адрес, фамилию, имя ребенка, его возраст.

    Прошения гимназистов (студентов) по разным вопросам (о переводе, о зачислении, об определении в казеннокоштные студенты, о восстановлении после исключения и т.д.) содержали информацию: фамилию, имя, отчество, сословную принадлежность, сведения о семье, место жительства и др.

    Личное дело учащегося . При определении в учебное заведение на каждого воспитанника заводилось личное дело. В нем содержались документы: выписка из метрического свидетельства, прошения, выписка из домовой книги, документы об образовании, послужные (формулярные) списки родителей (иногда) и др.

    Входное свидетельство получал молодой человек, став студентом. Оно возобновлялось каждое полугодие после внесения платы за обучение. Состав информации: фамилия, имя, отчество, дата рождения, факультет (курс), сословная принадлежность.

    Удостоверение учащегося . Выдавались в учебных заведениях, содержали информацию: фамилия, имя, сословная принадлежность, вероисповедание, возраст, класс учебного заведения.

    Списки. Составлялась масса разнообразных списков учащихся по классам (курсам), выпущенных из гимназии (училища) и т.д. В них содержалась информация: фамилия, имя, отчество, возраст, в ряде списков указывались фамилия, имя, отчество родителей, класс, курс.

    Списки учеников, выпущенных из гимназии с правом получения классного чина . Составлялись с 1842 г., в них сообщалось: фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, возраст, время окончания гимназии.

    Списки бедных учеников . В них сообщались сведения об ученике, его родителях, возрасте ученика, вероисповедании, классе, успехах, поведении, времени поступления в гимназию, на чей счет содержится.

    Именная ведомость (годичная) об учениках . Составлялась по отделениям, классам, курсам. В ней сообщались данные: имя, фамилия ученика, место жительства, имена, фамилии родителей, их звание, чин, возраст ученика, дата поступления в учебное заведение, сведения об успеваемости, куда поступили учиться, кто на какое содержание. Составлялись именные ведомости об учениках, окончивших курс по годам, месяцам.

    Ведомости о выбывших из гимназий учениках до окончания курса . Содержали информацию: фамилия, имя ученика, сословная принадлежность, возраст, время выбытия из гимназии, по какой причине, сколько классов окончил. Начиная с 1837 г. в канцелярии учебных округов поступали еженедельно, с 1851 г. - полугодовые. До 1887 г. один экземпляр этой ведомости направлялся в Министерство народного просвещения.

    Ведомости о выбывших из учебных заведений воспитанниках из дворян, подлежащих обязательной службе. На основании указа Сената (1852) воспитанники гимназий из дворян западных губерний обязаны были поступать на военную или гражданскую службу. Действовал этот указ до 1856 г. Состав информации: фамилия, имя, сословная принадлежность, вероисповедание, возраст, с какого курса убыл.

    Ведомости о способностях, поведении и образе мыслей учеников , оканчивающих курс гимназий и намеренных поступать в университет. В них сообщались сведения: фамилия, имя, возраст, вероисповедание, сословная принадлежность, время поступления в гимназию, место жительства. Кроме этого, требовалось сообщать об участии родственников в политических беспорядках, любимых занятиях и т.д.

    Алфавитные списки студентов . До 60-х гг. XIX в. эти списки имели название "именные ведомости об учащихся". Составлялись в университетах, институтах, лицеях, присылались в учебные округа. В них содержались сведения о каждом студенте: фамилия, имя, возраст, вероисповедание, сословная принадлежность, время поступления, место жительства, где получил подготовительное образование. С 1874 г. фамилии студентов размещались по алфавиту в пределах факультета и семестра. С 50-х гг. в ведомость была внесена графа о национальности студентов иностранного происхождения. В 80-е гг. в "Алфавитные списки" добавились данные: отметки о стипендиях, пособиях и освобождении от платы за учение.

    Ведомости о поведении . С 1834 г. представлялись в канцелярию округа. В инструкции инспектору студентов (1835) эти ведомости получили название "Кондуитные списки". В них содержались сведения: фамилии, имена студентов, время пребывания в университете, их поведении, исполнении "обязанностей в посещении лекций и церкви". В 1850 г. в формуляре "Кондуитных списков" было уменьшено число граф, содержались данные: имена и фамилии студентов, их поведение.

    Донесение о смерти ученика , поступающее в учебное заведение от родителей. Содержалась информация: фамилия, имя умершего ученика, дата смерти, сведения о родителях (фамилия, имя, место службы).

    Циркуляры об исключении студентов и учеников из учебных заведений . В них сообщались фамилии, имена студентов, их сословная принадлежность, год рождения, причины увольнения.

    Северная война

    Северная война 1700-1721 г. В 1700 г. Россия в союзе с Саксонией и Данией объявила войну Швеции, приступив к осаде Нарвы. Однако король Карл XII высадил под Копенгагеном десант и в августе 1700 г. вынудил Данию заключить с ним мир. Освободившиеся 12 тыс. солдат Карл XII срочно перебросил к Нарве. Шведы 19 ноября внезапно атаковали русские войска и добились победы.

    Поражение под Нарвой обнаружило отсталость России в экономическом и военном отношении . Одержав победу, Карл XII считал Росси выведенной из войны. В России же начали готовиться к войне более серьезно, учитывая при этом и ошибки, допущенные при Нарвском сражении.

    Оправившись от поражения, русские войска начали одерживать ряд серьезных побед. К маю 1703 г. все течение Невы оказалось в руках русских. У устья этой реки 16 мая 1703 г. закладывается Петропавловская крепость, положившая основание Петербургу, ставшему через 10 лет столицей государства. В 1704 г. шведские гарнизоны в Нарве и Дерпте капитулировали. В это время Карл XII занял Варшаву, поэтому, чтобы не лишиться своего последнего союзника, Россия решила оказать помощь польскому королю. Русская армия вступила на территорию Речи Посполитой, однако спасти союзника не удалось.

    С этого времени вся тяжесть борьбы с сильным противником легла на плечи одной России.

    После побед в Польше и Саксонии армия Карла XII весной 1708 г. начала свой поход к границам России. Русская армия, уклоняясь от генерального сражения, медленно отходила на восток, однако Карл XII отказался от прямого пути на Москву через Смоленск и повернул на Украину, в расчете на поддержку гетмана Мазепы.

    Генеральная битва началась ранним утром 27 июня 1709 г. и закончилась разгромом шведской армии. Военные действия теперь были перенесены в Прибалтику. В 1714 г. у мыса Гангут русский флот одержал крупную победу над шведами. С этого момента началась дипломатическая подготовка заключения мира, однако смерть Карла XII в 1718 г. отодвинула этот момент.

    Русское командование трижды в 1719-1721 гг. организовывало успешные десантные операции на территории Швеции.

    В 1719 г. русский флот одержал победу над шведскими войсками у острова Эзель, а в 1720 г. -- у острова Грегам. Только после этого Швеция решила пойти на мир.

    В мае 1721 г. в Ништадте (Финляндия) был заключен мир. За Россией закреплялось побережье Балтийского моря от Выборга до Риги, Швеция возвращала себе Финляндию. Таким образом, Россия получила долгожданный выход к Балтийскому морю. Победа эта означала, что Россия превратилась в великую европейскую державу. Это было достигнуто в результате реформ, которые охватили все стороны государства, вывели страну из технико-экономической и культурной отсталости. В 1721 г. Сенат торжественно поднес Петру I титул императора.

    Россия стала называться Российской империей

    Образование российской империи

    Образование российской империи . Петр I за четверть века, века XVIII, совсем не столько стремительного, как XIX и уж тем более XX, превратил Россию в великую державу, не уступающую по своей промышленной и военной силе развитым европейским странам того времени. Петр Великий приобщил Россию к прогрессивным достижениям западной культуры, открыл выход к Балтийскому морю, чего желали добиться московские правители начиная с XVI в. Страна не только вступила «на порог» Европы, но и стала ведущей на востоке и севере континента. Большая часть петровских нововведений продемонстрировала удивительную живучесть. Государственные учреждения, созданные Петром I, функционировали весь XVIII в., а некоторые и далее. Рекрутские наборы, введенные при Петре Великом, просуществовали в России до 1874 г., а Сенат, Синод, прокуратура, Табель о рангах, как и сама Российская империя, - до 1917 г.

    Российская империя создавалась:

    1) при дальнейшем укреплении крепостничества, что приостанавливало формирование капиталистических отношений;

    2) при сильнейшем налоговом нажиме на население. 22 октября 1721 г. во время празднования Ништадтского мира (торжества продолжались несколько недель) Сенат вручил Петру I титулы Великого императора всероссийского и «отца отечества». Вместе с принятием Петром I титула императора Россия становится империей. Возросший международный авторитет государства сказался в том, что его признали империей европейские страны: Пруссия, Голландия, Швеция, Дания в 1722-1724 гг., Англия и Австрия в 1742 г., Франция - в 1744 г. И позднее всех Российскую империю признала Польша - в 1764 г.

    Реформы Петра I знаменовали оформление абсолютной монархии:

    1) царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников;

    2) неограниченная власть монарха нашла законодательное выражение в 20-м артикуле Воинского устава и Духовном регламенте, а именно «монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам бог повелевает»;

    3) внешним выражением утвердившегося в России абсолютизма является принятие в 1721 г. Петром I титула императора и наименования «Великий»;

    4) произошла бюрократизация аппарата управления и его централизация;

    5) реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената в центре до воеводской канцелярии в уездах.



Просмотров