Звуки и буквы. Согласные звуки. Соотношение вуков и букв алфавит Судьба отдельных букв в XVIII-XX веках

Тема:

Цель урока: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по формированию представления о различиях между звуком и буквой; умению распознавать разные по видам согласные звуки.

Планируемые результаты:

    Личностный: демонстрируют умение работать самостоятельно, у доски.

    Метапредметные: личностных УУД: самоопределение . Регулятивные УУД: определяют и формулируют задачи урока. Умеют высказывать своё мнение. Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делают предварительный отбор источников информации: ориентируются в учебнике. Находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД:

    Предметные : Знают согласные звуки, умеют их различать по глухости-звонкости, по твёрдости-мягкости, по парности-непарности.

Задачи:

    Воспитательная: умение работать самостоятельно, у доски.

    Развивающая : развивать навыки самоконтроля, развивать зрительную и слуховую память посредством фронтального, индивидуального проговаривания и наглядности. Способствовать развитию личностных УУД: самоопределение . Регулятивные УУД : определять и формулировать задачи урока. Учиться высказывать своё мнение. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике. Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке . Коммуникативные УУД : Слушать и понимать речь других.

    Образовательная: Актуализировать знание осогласных звуках, умение их различать по глухости-звонкости, по твёрдости-мягкости, по парности-непарности.

Принципы обучения и воспитания:

Принципы воспитания

    Создание положительного эмоционального подъёма

    Воспитание через взаимодействие

Принципы обучения

    Принцип наглядности

    Принцип систематичности и последовательности

    Принцип доступности

    Принцип целостности

    Принцип минимакса

    Принцип деятельности

    Принцип психологической комфортности

    Принцип индивидуальности и дифференцированного подхода.

Методы обучения:

Словесные: беседа, работа с книгой, объяснение.

Наглядные : демонстрация

Практические: упражнения

Контроль учебно-познавательной деятельности:

Беседа

Методы контроля и самоконтроля

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная.

Средства обучения:

    Демонстрационные: доска.

    Индивидуальные: учебник, тетрадь, ручка

Тип урока: Урок обобщения и систематизации(обобщающий урок)

План урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем.

3. Комплексное применение и систематизация знаний.

4. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.

5. Информация о домашнем задании (на творческом уровне).

6. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты).

Список литературы :

    ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.

    Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1/В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 4-е изд. – М.:Просвещение, 2010. – 176с., (Школа России).

12 октября.

Классная работа.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности

Задачи:

мотивировать обучающихся на предстоящую учебную деятельность.

По источнику получения знаний:

Словесные: беседа

Здравствуйте, ребята, меня зовут Мария Александровна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Я рада всех видеть, думаю, у нас с вами сегодня все получится, и мы с вами поработаем дружно.

А для этого нам сегодня нужно быть внимательными, активными.

Присаживайтесь

Личностных УУД: самоопределение

Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других.

2.Актуализация опорных знаний и способов действий.

Задача:

актуализировать опорные знания, выявить проблему

По источнику получения знаний:

Словесные:беседа

Наглядные: демонстрация

Начнем наш урок с минутки чистописания. Но чтобы красиво написать сделаем пальчиковую гимнастику.

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Раз, два, три, четыре, пять ,

Мы пошли в лесок гулять.

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

Этот пальчик по дорожке,

Этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за грибами,

Этот пальчик за малиной,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

Для того, чтобы узнать над какой буквой мы сегодня поработаем, поиграем в игру «Доскажи словечко»

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная … (картошка)?

Кто альбом раскрасил наш?

Ну, конечно … (карандаш).

На какую букву начинаются загадки? (К)

Правильно. Сегодня мы пропишем строчную букву «к» с закруглением и слоги с буквой «к».

Прочитайте слоги, которые нужно прописать.

Из каких элементов состоит буква «К»

Сначала пишем первый элемент – короткую наклонную палочку. От середины первого элемента начинаем писать второй элемент. Ведем руку вверх вправо и на верхней линии рабочей сторки чуть закругляем. Между первым и вторым элементом есть небольшой уголок. Третий элемент – короткая палочка с закруглением вверху и внизу, только меньшего размера. Начинаем писать с того же места, откуда начинали писать второй элемент.

Пропишите в тетрадях каждое сочетание по 5 раз.

Какой звук вы услышали в начале этих ответов?

Какой буквой этот звук обозначается на письме?

А какой это звук согласный или гласный?

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

(Звуки и буквы.Согласные звуки.)

Эта тема для вас новая или нет?

Т.К. эта тема для вас не новая то, что мы вспомним, повторим сегодня на уроке?

( Вспомним, что такое согласные звуки, какие они бывают, различие между звуком и буквой;

Повторим, как правильно подбирать парные буквой звуки.) -Для того чтобы решить первую задачу рассмотрим таблицу на с.65

Рассмотрим, что такое согласные звуки.

Прочитайте, что написано под первой точкой после черты.

Какие это звуки?

Прочитайте под второй точкой.

Давайте произнесем звук «ш». Со стороны чего он встречает преграду? (со стороны зубов)

Давайте произнесем звук «р». Со стороны чего он встречает преграду? (со стороны языка)

Давайте произнесем звук «п». Со стороны чего он встречает преграду? (со стороны губ)

Прочитайте, что написано под третьей точкой после черты.

На какие слоги разделено слово «заря»?

Посмотрите на ленту букв и скажите, какие бывают согласные звуки? (парные, непарные; глухие, звонкие; твёрдые мягкие)

Назовите парные звуки.

Какие звуки непарные?

Назовите все твердые звуки.

Какие звуки мягкие?

Какие звуки звонкие, а какие глухие?

Ребята, чем на письме обозначают согласные звуки?

Ребята, почему букв, обозначающих согласные звуки, меньше, чем согласных звуков?

(Потому что одна буква обозначающая согласный звук может быть твердой и мягкой, т.е. давать два звука)

Прочитайте первую задачу. Мы решили ее?

Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других.

3.Комплексное применение и систематизация знаний.

Задача:

Обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действия на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Физминутка

Задача: Снять мышечное напряжение и собрать внимание обучающихся.

По источнику получения знаний:

Словесные:

беседа,

Наглядные:

демонстрация

Практические:

упражнения

Какая следующая задача?

Чтобы решить вторую задачу и вспомнить, что нужно делать чтобы правильно писать парный по глухости- звонкости согласный звук в корне слова, прочитаем на с. 67 рубрику «Вспомните!»

Для того чтобы применить полученную информацию на практике устно выполним упр.122. Будем читать по цепочке, и объяснять какую букву и почему вы вставили.

Ребята прочитайте вторую задачу. Решили мы её?

- Давайте немного отдохнем.

Игра « Поймай звук».

Если первый звук гласный – хлопок, а если согласный – приседаем.

Слова: лось, ослик, слон, олень, хомяк, сова, индюк.

регулятивные УУД: Умеют высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других.

4.Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.

Задача:

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий обучающихся в рамках изученной темы.

По источнику получения знаний: объяснение.

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнения.

По дидактическим целям:

Методы проверки и оценки знаний (взаимопроверка по эталону)

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование;

Что бы закрепить умение правильно писать букву, обозначающую согласный звук запишем слова.

Сейчас по очереди будете выходить к доске, и записывать слова, подбирать проверочные и записывать их через дефис.

Клуб, гриб, народ, город, сад, обед, мороз, нож, снег, лев, рукав, красив, хорош, здоров, ход, лес, пирог, хлеб, лёд.

Молодцы ребята. Вы правильно умеете писать букву обозначающую согласный звук запишем слова.

Ребята, давайте вспомним, какие согласные звуки бывают?

Что нужно делать, чтобы правильно писать букву обозначающую согласный звук?

Познавательные УУД:

Делают предварительный отбор источников информации: ориентируются в учебнике. Находят ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других.

5.Информация о домашнем задании

Задача:

Обеспечить понимания выполнения д/з

Откройте дневник и запишите домашнее задание. С.68 упр. 124

6.Рефлексия учебной деятельности

Задача:

способствовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

По источнику получения знаний: Словесные:

беседа,

объяснение.

А теперь давайте вернемся к началу урока, какие задачи мы поставили?

Достигли ли мы их?

А теперь я предлагаю вам оценить себя.

Встаньте те, кто работал на уроке отлично.

Кто работал хорошо?

Кто совсем не работал?

Спасибо за урок.

личностных УУД: самоопределение

Регулятивные УУД: оценивание своей деятельности.

Познавательные УУД: осуществляют рефлексию деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем.

Задачи:

1.Вспомним, что такое согласные звуки,

какие они бывают, различие между звуком и буквой.

2.Повторим, как правильно писать парный согласный звук в корне слова.

Тема:

Звуки и буквы. Согласные звуки.

117. Рассмотрите таблицу «Согласные звуки». Подготовьте сообщение о том, что вы знаете о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки.

  • Почему букв, обозначающих согласные звуки, меньше, чем согласных звуков?
  • Одинаковое ли количество в русском языке согласных:

      а) звонких и глухих;
      б) твёрдых и мягких?

118. Произнесите слова.

лист, октябрь, чай, флаг

  • Охарактеризуйте согласные звуки, которые есть в данных словах (твёрдый или мягкий, глухой или звонкий, парный или непарный).

119. Прочитайте.

жи - ши
ча - ща
чу - щу
чт, чн, чк, щн, нч

  • Расскажите, что вы знаете о правописании данных буквосочетаний.
  • Придумайте по одному примеру к каждому буквосочетанию. Запишите их.

120. Прочитайте Памятку 1 «Как сделать звуко-буквенный разбор слова». Пользуясь образцом, произведите звуко-буквенный разбор одного из данных слов.

роса, ключ, день

    Обратите внимание! Цифра 1 справа от слова показывает, что нужно сделать звуко-буквенный разбор этого слова.

121. Прочитайте. Составьте пословицы.

  • Запишите пословицы. Объясните их смысл. Подчеркните буквосочетания, в которых надо запомнить написание буквы, обозначающей ударный гласный звук.

122. Произнесите слова.

  • Объясните, какой буквой вы обозначите парный по глухости-звонкости согласный звук в каждом слове. Запишите слова, обозначая парный согласный звук буквой.

Вспомните! Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный звук стоял перед гласным звуком: (дуб ы, дуб ок) дуб , дуб ки.

123. Прочитайте скороговорку М. Грозовского «На кухне».

      Чашка 1 и кружка спорят друг с дружкой,
      Кто из них в доме нужней.
      Ложка и блюдце звонко смеются
      И утешают друзей:
      - К чашечке - блюдечко.
      В кружечку - ложечка.
      Каждый по-своему нужен немножечко.

  • Что обозначает выражение друг с дружкой ?
  • Найдите пары однокоренных слов - названий посуды. В каком из них букву, обозначающую парный согласный звук, надо проверять? Запишите эти слова. Какое слово будет проверочным для каждого из них?

124. Прочитайте.

Хирур(к, г), сунду(к, г), ква(с, з), укро(п, б), расска(с, з), сугро(п, б), штра(ф, в), наря(т, д), огоро(т, д), гара(ш, ж), гря(т, д)ка, морко(ф, в)ка, улы(п, б)ка, камы(ш, ж), ко(к, г)ти, ука(с, з)ка, варе(ш, ж)ка.

  • Выберите букву для обозначения парного согласного звука в корне каждого слова. Объясните свой выбор. Запишите слова правильно.
  • Подчеркните буквы, которыми обозначены непарные твёрдые согласные звуки.

Цель: повторить изученный материал по теме «Согласные звуки».

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать глас­ные и согласные звуки; строить сообщения в устной и письменной форме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

Отгадайте загадки. Напишите отгадки. Проверьте безудар­ные гласные.

С бородой, а не старик, С рогами, а не бык, Доят, а не корова. Лыко дерет, А лаптей не плетет. (Коза.)

Шубу дважды в год снимает. Кто под шубою гуляет? (Овца.)

Вечером наземь слетает, Ночью на земле пребывает, А утром опять улетает. (Роса.)

В нее льется, из нее льется, Сама по земле плетется. (Река.)

Только за окошком Попустил мороз. Потекли сосульки Бусинками слез. Ну а ты, дружочек, Отвечай теперь: Под моим окошком Что звенит? (Капель.)

- По какому признаку можно разделить слова на две группы? (Далее учитель спрашивает, с гласного или согласного звука на­чинается каждое слово, сколько звуков в слове - четыре или пять.)

В каком слове букв больше, чем звуков? (Белове капель.)

В каком слове все согласные твердые? (В словах коза, роса, овца.)

2. Словарная работа

Отгадайте еще одну загадку. Без рук рисует, Без зубов кусает. Не огонь, а жжется. (Мороз.)

- Чем слово похоже на предыдущие слова? (Есть безударная гласная в корне .)

Как проверите букву? (Это слово нельзя проверить, его нужно запомнить.}

- Назовите од покоренные слова, в которых тоже запоминаем букву О. (Морозный, морозец, заморозил, морозильник.}

Выделите корень, подчеркните букву, которую нужно за­помнить.

Гласные тянутся в песенке звонкой. Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать. Л согласные... согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Ссс.. - змеиный слышен свист. Щшш... - шуршит опавший лист. Жжж... - шмели в саду жужжат. Ррр... - моторы тарахтят.

В. Берестов

Назовите тему стихотворения. (Отличия согласных звуков от гласных.)



- Сегодня этой теме будет посвящен наш урок.

IV. Работа по теме урока

Откройте учебники на с. 112. Прочитайте тему урока.

На какие вопросы мьт найдем ответ? (Как определить соглас­ные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?)

- Эта тема новая? (Нет. Это повторение.} Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем о согласных и пуках.

Что умеют делать согласные звуки? (Шелестеть, шептать, скрипеть, фыркать и шипеть.}

- Чего они не умеют делать? (Петь.)

Прочитайте правило самостоятельно.

Чем еще отличаются согласные звуки от гласных? (Состоят из голоса и шума или только из шума, они не образуют слог, струя воздуха встречает преграду во рту.)

Упр. 178 (с. 112).

(Вариант I хором читает первую строку, вариант II слушает и хлопком отмечает ошибки. Затем наоборот.)

Чего больше - согласных звуков или букв? (Звуков. Одна буква может обозначать два звука: твердый и мягкий.)

- Спишите буквы в алфавитном порядке. (Проверка. Хоровое чтение.)

Встаньте ребята, которые ни разу не ошиблись. Молодцы, хорошо знаете алфавит. Упр. 179 (с. 112).

Прочитайте скороговорки.

Проговорите три раза быстро скороговорку, которая вам понравилась. Кто хочет рассказать ее ребятам? (Отвечают два-три человека.)

Спишите скороговорки.

- Какие слова подчеркнули? (Сук и сух, овса и овца, добр и бобр. )

V. Физкультминутка

(Во время чтения стихотворения выполняется ходьба на месте.) Утром на лесной опушке Собираются зверушки. Все приучены к порядку: Дружно делают зарядку,

VI. Закрепление изученного материала Упр. 180 (с, 113).

- Прочитайте стихотворение.

О какой стране говорится в стихотворении? Расскажите об этой стране. (Отвечают два-три учащихся.)

Самостоятельно по памятке приготовьтесь написать первое предложение по памяти.

Закройте учебник. Напишите предложение.

Откройте учебник, проверьте написанное.

«!» - молодец, написал без ошибок.

«+» - хорошо, но есть неточности или одна ошибка.

«-» - поработал недостаточно.

VII. Рефлексия

Карточка

Спиши. Подчеркни согласные буквы. Выпиши их в алфавит­ном порядке.

Словно музыка степная, Золотая вьется рожь.

(Самопроверка. Сверка с образцом на доске: В, Ж, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т. Самооценка с помощью «светофора».)

VIII. Подведение итогов урока

Прочитайте вопросы урока. Ответили ли мы на них?

Чем отличаются согласные звуки от гласных?

Домашнее задание

Выполнить упр. 181 (с. 113).

Урок 62. Согласный звук [И] и буква И краткое

Цель:

Планируемые результаты: учащиеся научатся слышать звук | И] в словах и обозначать его буквами И, Е, Ё, Ю, Я; аргументи­рование отвечать, доказывать свое мнение; строить сообщения в устной и письменной форме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

(КИМы (объяснительный диктант 2, с. 46).)

2. Словарная работа

Разгадайте слово.

Первая буква этого слова стоит в алфавите между буквами Т и Ф. (У.)

- Потом идет второй слог слова кожа. (ЖЛ.)

Какое слово подучилось? (Урожай.)

Объясните лексическое значение елов& урожай. (Количество уродившихся злаков, овощей, фруктов.)

- Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, ко­торую нужно запомнить.

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель читает стихотворение.)

Ну-ка, лайки, лайте дружно. Букву И запомнить нужно. Эта буква не простая, Голос краток и сердит, Потому что запятая На ее плечах сидит.

Б каких словах услышали звук [И]? (Лайки, лайте.)

- Послушайте вот какую историю.

Жила-была буква И, пела, кричала, как все гласные. Но однажды к ней на плечо села галочка. Испугалась буква И, стала заикаться, не мо­жет больше петь. А раз петь не умеет, то взяла и ушла к согласным буквам. Хоть и ушла, но дружит она с гласными, приходит к ним.

Вы уже догадались, какая тема урока? (Буква И.)

IV. Работа по теме урока

Откройте учебник, прочитайте тему урока. (Согласный звук

[И] и буква И краткое.) Упр. 183 (с. 114).

- Прочитайте стихотворение.

Прочитайте стихотворение медленно и скажите, в каких словах есть звук [И]. (Иней, ели.) ~

- Какими буквами обозначен звук [И]? (И, Е.)

- Напишите предложение по памяти. Приготовьтесь к письму самостоятельно.

Закройте учебники, напишите предложение. Проверьте по учебнику.

Сделайте вывод: как может на письме обозначаться звук

[И]? (Буквами И, Е, Ё, Ю, Я.) Упр. 184 (с. 115).

- Вставьте буквы.

Какие звуки обозначают эти буквы?

Скачут белочки и зайки -

Раз, два, три, раз, два, три..,

Скачут, скачут на лужайке - . - .

(Три прыжка на одной ноге,

затем три прыжка на другой.)

Посмотри, посмотри!

(Шесть прыжков на двух ногах.)

Встали - сели, встали - сели,

Вправо-влево поглядели.

(Повороты головы вправо-влево.)

V!. Развитие речи Упр. 182 (с. 114).

- Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Составить из слов предложения, а из предложений - рассказ.)

- Из каждой цепочки слов составьте предложение.

Расположите предложения так, чтобы получился рассказ.

Придумайте заголовок. («Помощь».)

- Запишите текст.

Прочитайте текст. (Ученик читает текст.)

У кото так же?

Кто написал по-другому? Прочитайте.

Кто прав?

VII. Рефлексия

Что на уроке вам понравилось?

Какая работа показалась сложной?

VIII, Подведение итогов урока

Что вспомнили на уроке? (Как может обозначаться звук [И "/.)

Чему учились? (Составлять предложения из слов и текст из предложений.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 185 (с. 115).

Урок 64. Согласный звук [И] и буква И краткое

Цель: познакомить учащихся с особенностями буквы И.

Планируемые результаты: учащиеся научатся слышать звук [ И] в словах и обозначать его буквами И, Е, Ё, Ю, Я; аргументи­рование отвечать,.доказывать свое мнение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Орфографическая минутка

Запишите под диктовку.

Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую.

А, Пушкин (Слово сегодня учитель записывает на доске.)

В каких словах орфограмма - безударная гласная в корне? (Золотую, поймал.)

- Подберите проверочные слова. (Золотую - золото, позоло­ченный; поймал - пойманный.)

- Какая орфограмма в слоъерыбку? (Парная согласная в сере­дине слова.)

- Кто сможет проверить это слово? (Рыбку - рыба.)

- В каких словах есть звук [И]? (Поймал, золотую, простую.)

- Какими буквами обозначен этот звук? (И, Ю.)

- В каких словах букв меньше, чем звуков? (Золотую, про­стую, так как буква Ю обозначает слог [ЙУ].)

- В каком слове все согласные твердые? (Было, рыбку.)

- В каком слове все согласные звонкие? (Было.)

III. Работа по теме урока

Откройте учебник на с. 116 и прочитайте информацию на «Страничке для любознательных».

Почему звук [И] называют невидимкой? (Ответы детей.)

Где прячется невидимка? (В буквах Е, Ё, Ю, Я.}

- Где его легко обнаружить? (В конце слова и перед согласными.} Упр. 186 (с. 116).

- Какое правило использовали при переносе слов? (Буква И остается на строке с предыдущей буквой.}

- Как еще можно перенести эти слова? (Разбираются все ва­рианты.)

Спишите, разделяя слова для переноса.

IV. Физкультминутка

Мы писали, мы писали, А теперь все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Затем пальчики сожмем, Сядем к писать начнем.

V. Списывание текста с грамматическим заданием

(КИМы (текст «Лесной оркестр», с. 48).)

VII. Подведение итогов урока

Что вспомнили о звуке [И]?

Чему на уроке научились?

Домашнее задание

Выполнить упр. 187 (с. 116).

Звук и буква

Звук – это минимальная, нечленимая единица звучащей речи.Буква – графический знак для обозначения звука на письме, то есть рисунок. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и воспринимаются зрением. Звуки есть в любом языке, независимо от того, имеет он письменность или нет; звучащая речь первична по отношению к речи, записанной буквами; в фонографических языках буквы отображают звучащую речь (в отличие от языков с иероглифической письменностью, где отображение находят не звуки, а значения). В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения), звук сам по себене имеет значения . Функция звуков сводится кформированию и различению морфем и слов (мал – мол – мыл ).

В русском алфавите 33 буквы: : Аа – «а»,Бб – «бэ»,Вв – «вэ»,Гг – «гэ»,Дд – «дэ»,Ее – «е»,Ёё – «ё»,Жж – «жэ»,Зз – «зэ»,Ии – «и»,Йй – «й»,Кк – «ка»,Лл – «эль»,Мм – «эм»,Нн – «эн»,Оо – «о»,Пп – «пэ»,Рр – «эр»,Сс – «эс»,Тт – «тэ»,Уу – «у»,Фф – «эф»,Хх – «ха»,Цц – «цэ»,Чч – «че»,Шш – «ша»,Щщ – «ща»,ъ – «твердый знак»,Ыы – «ы»,ь – «мягкий знак»,Ээ – «э»,Юю – «ю»,Яя – «я».

Русский алфавит называют кириллическим, или кириллицей. Буквы имеют строчный вариант (буква в строке не возвышается над остальными буквами) ипрописной (буква отличается от строчной высотой). Нет прописного варианта у буквъ иь, а прописная букваЫ употребляется только в иноязычных именах собственных для передачи реального произношения (в начале русских слов звук [ы] не встречается).

10 букв предназначены для обозначения гласных звуков и условно называютсягласными (а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е ),21 буква предназначена для обозначения согласных звуков и условно называетсясогласной (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ ),ъ иь не относят ни к гласным, ни к согласным и называют графическими знаками.

Согласных звуков, четко различающихся в русском языке (например, перед гласными), – 36: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], [з], [з"], [й"], [к], [к"], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [п], [п"], [р], [р"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [щ"] (в речи людей старшего поколения в отдельных словах, таких, как дрожжи, вожжи, брызжет и др., может произноситься долгий мягкий согласный [ж"]).Согласных звуков в русском языке больше, чем согласных букв (36 и 21 соответственно) . Причина этого состоит в одной из особенностей русской графики – в том, что мягкость парных согласных звуков в русском языке обозначается не согласной буквой, а гласной буквой (е, ё, ю, я, и ) илиь (мал [мал] –мял [м"ал],кон [кон] –конь [кон"]).

Гласных букв 10: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е . Гласных звуков, различающихся под ударением, – 6: [а], [у], [о], [ы], [и], [э]. Таким образом, в русском языке гласных букв больше, чем гласных звуков, что связано с особенностями употребления буквя, ю, е, ё (йотированных). Они выполняют следующие функции: 1) обозначают 2 звука ([й"а], [й"у], [й"о], [й"э]) в позиции после гласных, разделительных знаков и в начале фонетического слова:яма [й"а́ма], моя [май"а́], объять [абй"а́т"]; 2) обозначают гласный и мягкость предшествующего парного по твердости / мягкости согласного звука:мёл [м"ол] – ср.:мол [мол] (исключение может составлять буквае в заимствованных словах, не обозначающая мягкости предшествующего согласного –пюре [п"урэ́]; поскольку целый ряд заимствованных по происхождению слов такого рода стал общеупотребительным в современном русском языке, можно сказать, что буквае в русском языке перестала обозначать мягкость предшествующего согласного звука, ср.: пос[т"э]ль – пас[тэ]ль); 3) буквые, ё, ю после непарного по твердости / мягкости согласного обозначают гласный звук [э], [о], [у]:шесть [шэс"т"],шёлк [шолк],парашют [парашу́т].

Качественные и количественные соотношения между буквами и звуками в русском языке

Между буквами и звуками в русском языке устанавливаются неоднозначные качественные и количественные отношения. Одна и та же буква может обозначать различные звуки, например, буква а может обозначать звуки [а] (мал [мал]), [и] (часы [ч’исы́]), [ы] (жалеть [жыл’э́т’]), что связано с изменением произношения гласных в безударных слогах; буквас может обозначать звуки [с] (сад [сат]), [с’] (гость [гос’т’]), [з] (сдать [здат’]), [з’] (сделать [з’д’э́лат’]), [ж] (сжать [жжат’]), [ш] (расшить [рашшы́т’]), [щ’] (расщепить [ращ’щ’ип’и́т’]), что связано с уподоблением согласных по разным признакам. И наоборот: один и тот же звук может обозначаться на письме разными буквами, например: звук [и] может быть обозначен буквамии (мир [м’ир]),а (часы [ч’исы́]),я (ряды [р’иды́]),е (певун [п’иву́н]). Если рассматривать слово с точки зрения тех количественных соотношений, которые устанавливаются между буквами и звуками, то можно выявить следующие возможные соотношения:

    Одна буква может обозначать два звука: яма [й’а́ма] (буквыя, ю, е, ё в начале слова, после гласных и разделительных знаков).

    Буква может не иметь звукового значения: местный [м’э́сный’] (непроизносимый согласный), мышь [мыш] (мягкий знак в грамматической функции после непарных по твердости / мягкости согласных).

    Одна буква может обозначать признак звука: конь [кон’], банька [ба́н’ка] (мягкий знак в функции обозначения мягкости парного согласного в конце и середине слова).

    Одна буква может обозначать звук и признак другого звука: мял [м’ал] (буквая обозначает звук [а] и мягкость согласного [м’]).

    Две буквы могут обозначать один звук: моется [мо́ица], несся [н’о́с’а].

Может показаться, что три буквы также могут обозначать один звук: мыться [мы́ца], однако это не так: звук [ц] обозначен буквамит ис , аь выполняет грамматическую функцию – указывает на форму инфинитива.

Полный перечень букв, употребляемых в письменной речи и расположенных в общепринятом порядке, называется алфавитом. Последовательность расположения букв в алфавите условна, но практически оправдана при пользовании алфавитными списками, словарями.

Ру́сский алфави́т (ру́сская а́збука) –алфавитрусского языка, в нынешнем виде с 33буквамисуществующий фактически с1918 года(официально лишь с1942 года: ранее считалось, что в русском алфавите 32 буквы, посколькуЕ иЁ рассматривались как варианты одной и той же буквы).

Происхождение алфавита

Около 863 годабратьяКирилл и Мефодийиз Солуни (Салоники) по приказу византийского императораМихаила IIIупорядочили письменность дляславянского языка. Появление кириллицы, восходящей к греческому уставному (торжественному) письму, в таком случае связывают с деятельностью болгарской школы книжников (после Кирилла и Мефодия). В Болгарии создаётся первая славянская книжная школа –Преславская книжная школа , делаются новые славянские переводы с греческого языка. Позже старославянский язык проникает в Сербию, а в конце X века становится языком церкви вКиевской Руси.

Старославянский язык, будучи языком церкви на Руси, испытывал на себе влияние древнерусского языка. Таким образом, Русский алфавит произошёл от древнерусской кириллицы, которая была заимствована у болгарскойкириллицыи получила распространение вКиевской Русипосле принятияхристианства(988г.). На тот момент в нём было, по-видимому,43 буквы . Орфографические реформы второй половины XVII веказафиксировали следующий набор букв: А, Б, В, Г, Д, Е (с орфографически отличным вариантом Є, который иногда считался отдельной буквой и ставился в азбуке на месте нынешнего Э), Ж, С, З, И, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь,Ѣ, Ю, Я. В таком виде русская азбука пребывала до реформ Петра I1708-1711гг. Были упразднены многие дублетные буквы,использовавшиеся для записи чисел(что стало неактуальным после перехода на арабские цифры). К1917 годуалфавит пришёл в 35-буквенном(официально; фактически букв было 37) составе. Ё отдельной буквой не считалось, Й отдельной буквой не считалось.Последняя крупная реформаписьменности была проведена в1917-1918г. – в её результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв.

Судьба отдельных букв в XVIII-XX веках

    Кси – отменено Петром I (заменено сочетаниемКС ).

    Пси – отменено Петром I (заменено сочетаниемПС ), не восстанавливалось.

    Омега – отменены Петром I (заменены наО ).

    Ферт (Ф)ифита. Фита отменена реформой1917-1918гг., осталась буква Ф.

    Ижица – отменена Петром I [заменена наI (затем также на И ).

    Й– этот отменённый Петром I знак был возвращён в гражданскую печать в1735г.; отдельной буквой доXX векане считался.

    Э – употреблялось с середины XVII века, официально введено в азбуку в1708 году.

    Ё – предложено в 1783 годукнягинейЕ.Р. Дашковой, употребляется с1795 года. Отдельной буквой азбуки знакЁ официально стал в середине XX века. Обязательным к употреблению в печати был в период с1942 годадо смертиИ. В. Сталина.

    Для воспроизведения того или иного слова является важным развитие фонематического слуха как основы грамотного письма. В связи с этим надо формировать представления о звуках речи и буквах, а также понятия об основных фонетических (звуковых) законах русского языка. В области гласных этот закон состоит в редукции – изменении (ослаблении) звучания гласных в безударном положении. В области согласных – воглушении , т.е. переходе звонких согласных в парные глухие в конце слова и перед глухими согласными:сад [сат],книжка [книшка], и в озвончении, т. е. переходе глухих согласных в парные звонкие перед звонкими согласными:просьба [прозьба]. Особенностью гласных звуков в русском языке является наличие в нем, кроме основных гласных, йотированных гласных, состоящих из двух звуков: согласного (обычно его обозначают буквойй ) и гласного. На письме йотированные гласные передаются буквамие , ё , ю, я.

    Не менее важным является изучение ударения.Ударение (выделение одного из слогов в слове усилением голоса) в русском языке разноместное (может стоять на любом слоге) и подвижное (может переходить с одного слога на другой при изменении формы слова):рекá – р éки, лесá – лес и т.д. Ударение может выполнять смыслоразличительную роль:хл óпок – хлопóк, стр éлки – стрелкú и т.д.

    Актуализация опорных знаний

    Сколько букв в русском алфавите? (33)

    А сколько звуков?(41)

    Почему количество звуков не совпадает с количеством букв?

    Буквы, не обозначающие звука. Несмотря на то что звуков больше, чем букв, есть буквы, которые не обозначают звуков. Это Ъ и Ь, непроизносимые согласные. Например,дочь, подъем, солнце (буква пишется, но не произносится).

    Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Буквы могут обозначать как один звук, так и два.

    Практическая работа. Произнесите протяжно слова СЕЛ, СЪЕЛ и ответьте на вопросы:

    Одинаковые звуки обозначают буквы Е? Назовите их.

    Какой звук появился во втором слове?

    Буквы Е, Ё, Ю, Я называются йотированными, потому что они могут обозначать 2 звука, один из которых Й. Буквы Е, Ё, Ю, Я будут обозначать 2 звука, если находятся после гласной, после разделительных Ъ и Ь или в начале слова. В остальных случаях – 1 звук.

    Самостоятельная работа.

    1) Подсчитайте, сколько звуков и букв в словах: степь (5 б., 4 зв.),язык (4 б., 5 зв.),юность (6 б., 6 зв.),грустный (8 б., 7 зв.),школа (5 б., 5 зв.)

    2) Напишите группы слов, в которых буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают один и два звука:

яма, ёж, день, юла, семья; баян, жюри, ясный, гирлянда, ёлка, ель, рождество, снег, снежинка, Бурьян, буря, вьюга, метель, позёмка, клюшка, каюта, люк, съемка, ярко, подъезд, мед, Яша, ряд, семя, полет, чудо, яичница, клюв, сяду, ем, юг, боец, прием, обезьяна, рюмка.

Гласные звуки

Подъем

передний

средний

задний

Верхний

Средний

Нижний

Согласные звуки

Цель: обобщить знания об особенностях произношения звуков.

  1. Уметь выделять в словах согласные звуки и обозначать их на письме буквами
  2. Развивать умение распознавать гласные и согласные звуки
  3. Воспитывать интерес к урокам русского языка

Оборудование: учебники, тетради, листочки с пословицами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Минутка чистописания.

Палочки, крючочки,
Закорючки, точки
Бегали толпою
И поодиночке.
Ссорились, мирились,
Прыгали без дела.
Наконец без дела
Жить им надоело.
И сказал им кто-то
Умный и серьёзный:
- Взяться за работу
Никогда не поздно.
Эй, крючки и точки.
Чёрточки, кружочки!
Собирайтесь вместе,
Становитесь в строчки!
И шагайте слаженно
По листку бумажному!

На доске записаны буквы: е, о, с, н, ь.

Назовите гласные. (о, е)

Назовите согласные.(н, с)

Какая буква обозначает звонкий согласный?

Какой звук обозначает буква с?

Какая буква не обозначает звук? (ь)

Сегодня наш урок посвящён согласным звукам и буквам. Пропишем сочетание сн

Дети работают в тетрадях.

III. Повторение.

1. Фонетический разбор.

Составьте из букв о, е, с, н, ь слово (осень). Сколько звуков вы слышите? (4). Сколько букв нам понадобилось для записи слова? (5). Почему звуков меньше? Запишите слово осень и сделайте звуко-буквенный разбор. (Ученики у доски по очереди выполняют разбор)

2. Считаем звуки.

Какое осеннее явление природы вы знаете? (листопад). Через мультимедиа-просмотр под музыку и запись стихотворения Бунина фотографий (рисунки) на тему “Осень”.

У вас на партах разноцветные листочки из волшебного леса. Прочитайте что там написано. (Приложение)

Гром в сентябре предвещает тёплую осень.

Лето со снопами - осень с пирогами.

От осени к лету поворота нету.

Поздний отлёт птиц предвещает тёплую зиму.

Это осенние приметы и пословицы. У кого жёлтые листочки -определите, сколько раз встречается звук [o] в этих пословицах. У кого зелёные листочки - определите, сколько раз встречается звук [н’] в этих пословицах. Фронтальная проверка.

IV. Объяснение нового материала.

1. Беседа.

Чем отличается согласный звук от гласного?

2. Выполнение упражнения 42 устно. Произнесите первый и последний звук в каждом слове и понаблюдайте за тем, как проходит воздух: свободно или встречает преграду?

Как называются такие звуки?

Вывод делают дети и читают правило.

3. Самостоятельная работа.

Для всех ли согласных звуков есть своя буква? Выясним это. Выполним упражнение 43.

При образовании, каких из этих звуков слышится голос и шум?

Как называют такие согласные?

Только шум? Как называют такие согласные?

Дети делают вывод о том, что согласные бывают звонкие и глухие.

Какие ещё бывают согласные звуки?

Поиграем в волшебников. Превратите слово МЕЛ в мелкое место на реке,

УГОЛ - в топливо, ЕЛ в хвойное дерево, НЁС – в часть лица.

На доске открывается запись:

МЕЛ - МЕЛЬ

УГОЛ - УГОЛЬ

Как изменились согласные звуки?

Мы обозначили одной буквой и мягкий согласный звук, и твёрдый. Для парных твёрдых и мягких согласных не придумали разных букв. Как же отличить твёрдые согласные звуки от мягких?

V. Закрепление.

1. Восстановите пословицы.

2. Найдите и подчеркните мягкие согласные в пословице о временах года.

Худ обед, коли……………………………осень дождлива, да сытна.

Весна красна, да голодна………………… хлеба нет.

Лодыри и нытики…………………………всегда пригодится.

Грамоте учиться-…………………………. не выносят критики.

Взаимопроверка.

VI. Итоги.

  • Как произносятся согласные звуки?
  • Какие бывают согласные звуки?
  • Кто важнее гласные или согласные? (ответы детей)
  • Сказка “Кто важнее” (приложение)

VII. Домашнее задание.



Просмотров