Санитарные поезда Первой мировой войны. Российская империя. Железнодорожный санитарный транспорт

Первые подразделения железнодорожных войск в мире были созданы в России в 1851 году по приказу императора Николая I. В начале ХХ в. Российская империя обладала весьма многочисленными и одними из лучших в мире железнодорожными войсками. В составе российской армии насчитывалось 12 железнодорожных батальонов, сведенных в 4 железнодорожные бригады. Барановичская железнодорожная бригада отвечала за Европейскую часть России и боевую подготовку личного состава для всех бригад. Туркестанская железнодорожная бригада обеспечивала функционирование и охрану Закаспийской железной дороги, Уссурийская бригада - Уссурийской железной дороги, а одна из наиболее боеспособных Заамурская бригада - Китайско-Восточной железной дороги.

К началу Первой мировой войны, был создан хорошо оборудованный железнодорожный санитарный транспорт: в сентябре 1914 г. на фронте было задействовано 74 военно-санитарных поезда, а к в декабрю 1916 г. их было уже около 400...

Ниже подборки фотографий санитарного поезда ее императорского высочества великой княжны Ольги Николаевны, военно-санитарного поезда Вятской губернии, сформированного местным отделением Красного Креста и санитарного банно-прачечного поезда созданного на деньги императрицы Александры Федоровны, времен Первой Мировой войны.

Санитарный поезд ее императорского высочества великой княжны Ольги Николаевны.

01. Внутренний вид аптеки

02. Внутренний вид вагона-палаты санитарного поезда


03. Врачи и медсестры за обедом в вагоне-столовой


04. Внутренний вид вагона-палаты санитарного поезда поезда


05. Операционная санитарного поезда


06. Медицинский и обслуживающий персонал санитарного поезда


07. Кухня санитарного поезда


08. Вагон для тяжелораненых


09. Внутренний вид вагона для легкораненых


10. Внутренний вид вагона-кухни


11. Группа медицинского персонала поезда


Военно-санитарный поезд Вятской губернии, сформированный местным отделением Красного Креста

12. Группа личного служебного состава поезда с председателем местного управления Красного Креста губернатором А. Г. Чернявским (четвертый слева в первом ряду) и супругой его -попечительницей Общины сестер милосердия О. К. Чернявской (пятая слева в первом ряду)


13. Общий вид военно-санитарного поезда


14. Группа членов Вятского местного управления Красного Креста и личного служебного состава поезда


15. Внутренний вид вагона для тяжелораненых военно-санитарного поезда


16. Внутренний вид вагона третьего класса для легко раненых военно-санитарного поезда


17. Внутренний вид вагона четвертого класса для легко раненых военно-санитарного поезда


18. Внутренний вид операционной комнаты военно-санитарного поезда


19. Внутренний вид вагона для персонала военно-санитарного поезда; на первом плане - уголок столовой


20. Рабочий стол в купе старшего врача военно-санитарного поезда


21. Внутренний вид вагона-кухни военно-санитарного поезда


Поезд-прачечная, который использовался во время Первой Мировой войны и был создан на деньги Императрицы Александры Федоровны.

23. Платформа для перевозки санитарного автомобиля.


24. Вагон-цистерна для перевозки воды.


25. Паровоз с тендером.


26. Вагон-электростанция.


27. Парикмахерское отделение.


28. Вагон-баня.


29. Вагон-баня.

В годы Великой Отечественной войны в Красной армии широко использовались санитарные поезда – железнодорожные составы, предназначенные для эвакуации и оказания медицинской помощи раненым и больным в ходе военных действий (военно-санитарный поезд), имевшие в своем составе вагоны, специально оборудованные для перевозки и лечения пострадавших, а также вспомогательные вагоны, такие как вагоны-операционные, кухни, аптеки, вагоны для персонала, вагоны-морги и т. п. Санитарные вагоны использовались в составе санитарных поездов в военное время в трех типовых спецформированиях: грузовые вагоны и теплушки в зоне боевых действий; временные военно-санитарные поезда – в ближнем тылу, а также тыловые госпитали. По внешнему виду санитарные вагоны не отличались от пассажирского вагона; внутри они, как правило, имели: отделения для заразных и незаразных больных, устраиваемые во всю ширину вагона; отделения для врачебного и обслуживающего персонала; кухню с плитой и кубом для нагревания воды, а также туалет и общий коридор вдоль стены вагона. В целях сохранения чистоты и гигиены пол покрывался линолеумом, а стены окрашивались масляной краской светлых тонов. Мебель, пол, потолок и стены делались с гладкими поверхностями, без углов, с плавным переходом от одной поверхности к другой. Мягкая мебель как трудно поддающаяся дезинфекции и очистке к постановке в санитарных вагонах не использовалась. Во время Великой Отечественной войны миллионы жизней советских солдат и мирных граждан были спасены военно-санитарными поездами, осуществлявшими не только эвакуацию и первую помощь, но и выступавшими в роли передвижных больниц, оборудованных операционными.

Санитарный вагон, представленный в экспозиции музея, был сконструирован в 1925 году и построен на заводе им. Егорова в Ленинграде в 1937 году. После начала Великой Отечественной войны 24 июня 1941 года Народный комиссариат путей сообщения СССП дал указание о формировании 288 санитарных поездов. Для этих целей было переоборудовано 6000 пассажирских вагонов, в основном четырехосных, которые применялись для перевозки раненых, больных солдат и офицеров. Санитарный вагон, переоборудованный из классного деревянного пригородного пассажирского вагона, имеет деревянный кузов, покрытый снаружи металлическими листами толщиной 1,5 мм. В нем вдоль боковых стенок установлено 10 трехъярусных полок с креплениями для носилок и приспособлениями для принятия пищи в лежачем положении; перевязочная; купе медперсонала; душевая; туалет и другие служебные помещения.

Реставрационно-восстановительные работы санитарного вагона проведены в вагонном депо железнодорожной станции Ожерелье Московской железной дороги. Санитарный железнодорожный вагон передан в дар музею Федеральной службой железнодорожных войск в 1995 году.

Масса вагона – 42 т

Длина вагона полная (по осям сцепок) – 21,4 м

Длина вагона (кузова с тамбурами) – 20,2 м

Ширина – 3,14 м

Высота кузова – 2,9 м

Высота от головки рельса – 3,75 м

База вагона – 8,2 м

Вагонные тележки – типа ЦНИИ
Сцепные устройства – автосцепка с буферами

Вместимость – 30 человек.

В годы Великой Отечественной войны большое значение для своевременной эвакуации раненых и больных воинов имели военно-санитарные поезда (ВСП), справедливо получившие название «госпитали на колесах». Их рейсы часто сопровождались налетами авиации противника, артобстрелами. Случалось, что личный состав этих поездов вступал в открытую схватку с врагом.

Уже 24 июня 1941 г. Наркомат путей сообщения дал указание управлениям железных дорог сформировать 287 ВСП (149 постоянных и 138 временных). Однако их число ввиду возросших масштабов перевозок раненых и больных пришлось значительно увеличить. Вместо 149 предусмотренных планом к началу декабря было сформировано 286 постоянных ВСП. Таким образом, парк постоянных и временных ВСП к указанному периоду в общем насчитывал 424 железнодорожных состава. 60 ВСП, т.е. почти 14% от их общего количества, было приписано к дислоцировавшемуся в Вологде управлению распределительного эвакуационного пункта (РЭП-95). В госпитали РЭП поступали раненые и больные воины с Ленинградского, Карельского и Волховского фронтов. В период наиболее ожесточенных боев в эвакогоспиталях эвакопункта, расположенных в основном на территории Вологодской области, размещалось одновременно до 45 тыс. раненых и больных.

В начале июля 1941 г. на Северо-Западном направлении сложилась крайне неблагоприятная обстановка. Немецко-фашистские войска захватили почти всю Прибалтику, бои шли на территории Ленинградской области. В создавшихся условиях резко увеличился поток раненых в тыл. Положение осложнялось тем, что к началу блокады Ленинграда в армиях Ленинградского фронта (23, 42 и 55-я) имелось всего по 3-4 полевых подвижных госпиталя.

В эти дни в Вологду ежедневно прибывали 9-10 санитарных поездов. Нередко в пути следования они подвергались артобстрелам, налетам вражеской авиации, Так, 29 августа 1941 г. ВСП-110 (начальник поезда А.С. Рожков, комиссар М.П. Мокрецов) эвакуировал в Вологду из Ленинграда 754 раненых. В отчете об этом рейсе записано: «С 12 ч 30 мин до 21 ч поезд подвергался беспрерывной бомбардировке. Прямым попаданием бомбы были зажжены два вагона, оба сгорели. Из вагонов извлечены три трупа. Все остальные раненые, находившиеся в вагонах, были спасены». Документы свидетельствуют о мужестве и самообладании, которые проявили военфельдшер Таисия Останина и проводник вагона Александра Кузнецова. Первая, несмотря на вражеский обстрел, продолжала оказывать помощь раненым, а вторая с помощью ручного тормоза предотвратила катастрофу поезда, когда тот, потеряв управление, шел под уклон.

В этот день ВСП-110 успел проехать разбитую бомбами станцию Мгу, а уже 30 августа Мгинский узел, откуда поезда шли в трех направлениях (на Москву, Мурманск, Вологду), оказался в руках врага. Военно-санитарные поезда, приписанные к ФЭП-50 (Ленинград), были от него отрезаны. С учетом оперативной обстановки Главное военно-санитарное управление Красной Армии передало их РЭП-95. Именно они должны были теперь осуществлять эвакуацию раненых и больных с Ленинградского и Карельского фронтов, а также из 4, 7 и 54-й армий.

8 сентября сомкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда, а в разгар подготовки советских войск к деблокаде 16 октября 1941 г. противник перешел в наступление на Тихвинском направлении. В Тихвине в это время находились эвакоприемник и один из сортировочных госпиталей РЭП-95. Девятым рейсом сюда прибыл ВСП-312. Не успела команда начать погрузку раненых, как налетели фашистские самолеты. Были повреждены вагон-ледник, вагон-вещевой склад, а в вагоне-электростанции и трех вагонах для раненых возник пожар. Начальник поезда военврач 2 ранга Н.П. Даничев и комиссар П.С. Махонин первыми бросились ликвидировать опасность, увлекая своим примером других. Особо отличилась медицинская сестра Александра Евстигнеева: трех раненых она сумела вытащить из-под обломков вагона, перевязала им раны и доставила в безопасное место.

В не менее сложных условиях шла в эти октябрьские дни эвакуация раненых с Карельского фронта. Так, вблизи станции Вирма севернее Петрозаводска в момент транспортировки раненых 7-й отдельной армии нападению с воздуха подвергся ВВСП-1014. Начальник поезда военврач 2 ранга И.А. Новиков докладывал: «...4 октября 1941 г. на СП вновь совершено нападение двух «Юнкерс-88», намеревавшихся уничтожить поезд... Но ружейно-пулеметным огнем один бомбардировщик был сбит и упал в 8 км от СП, у другого было перебито управление, и он был вынужден совершить посадку, экипаж взят в плен». За отличное выполнение заданий командования по медицинскому обслуживанию и защите раненых 8 человек из личного состава поезда были удостоены высоких государственных наград, орденом Красной Звезды награжден начальник поезда И.А. Новиков, орденами Красного Знамени – техник-интендант 2 ранга Г.Д. Трофимов и рядовой П.В. Рокотов, медалями «За отвагу» – военврач 3 ранга С.Г. Вунш, медицинские сестры В.С. Якубовская, А.М. Голышева, Л.П. Сорокина, медалью «За боевые заслуги» – бригадир проводников К.Г. Приставка.

В мае 1942 г. сложившаяся практика работы военно-санитарных поездов была обобщена и закреплена в Руководстве по организации и работе военно-санитарных поездов, которое приказом ГВСУ №190-а вступило в силу с 28.5.1942 г. В нем, в частности, говорилось: «Начальник и комиссар поезда несут ответственность за политико-моральное состояние, высокую дисциплину команды и перевозимых больных и раненых, за сохранность имущества, оборудования и подвижного состава вверенного им военно-санитарного поезда и за всю работу поезда в целом».

В конце лета 1942 г. обстановка под Тихвином оставалась сложной. Главный хирург Волховского фронта А.А. Вишневский 2 сентября писал в своем дневнике: «Раненых в Тихвине полно, многие действительно хирургически не обработаны, начальники госпиталей просят разрешение часть раненых эвакуировать прямо в Вологду в РЭП. Опять не хватает санитарных поездов». В такой ситуации значительно осложнил своевременную эвакуацию раненых приказ Наркомата путей сообщения № 1127 от 24.10.1942 г., предусматривавший в случае нарушения графика работы железной дороги отправку военно-санитарных поездов с распорядительных станций только в седьмую очередь. В начале 1943 г. ЦК ВКП(б) отменил этот приказ и восстановил прежний график движения. Военно-санитарным поездам вновь предоставлялось право первоочередной отправки на всем пути следования. Порожние ВСП шли на фронт в четвертую очередь, сразу же после воинских эшелонов.

Такой порядок движения был особенно важен для военно-санитарных поездов РЭП-95, обслуживавших ленинградское направление, поскольку рейсы в Ленинград отличались не только длительностью, но и опасностью. 18 января 1943 г. было прорвано кольцо блокады, и уже через 19 дней сдана в эксплуатацию железнодорожная линия на участке Жихарево – Шлиссельбург. РЭП-95, находившийся в Вологде, получил возможность прямого железнодорожного сообщения с Ленинградом, однако на практике оно было сопряжено с большими трудностями. 8 марта противник значительно активизировал здесь действия своей авиации и артиллерии, поэтому движение поездов часто прерывалось. Эвакуацию пришлось временно приостановить. Она возобновилась только 23 мая с пуском в эксплуатацию после многочисленных проверок обходной железнодорожной ветки вдоль южного берега Ладожского озера. Транспортирование раненых в тыл проводилось военно-санитарными поездами РЭП-95, так как немногочисленные военно-санитарные поезда ФЭП-50 после прорыва блокады Ленинграда были переданы другим фронтам. Немецкая авиация делала все, чтобы нарушить железнодорожные перевозки на линии Ленинград – Тихвин. За период со второй половины марта до июня около 2000 немецких самолетов произвели 61 групповой налет на поезда, станции и другие объекты этого участка железнодорожной магистрали. В таких условиях командованию ВСП было очень важно подготовить личный состав поезда к любым неожиданностям в предстоящем рейсе, предусмотреть возможные экстремальные ситуации.

Ярким примером беззаветного выполнения долга могут служить действия сандружинницы ВСП-162 Л.А. Козиной. 18 февраля 1944 г. во время воздушного налета в результате прямого попадания двух зажигательных бомб охватило пламенем восьмой вагон. Сама Лидия Алексеевна была ранена осколками в плечо и бедро, получила множественные осколочные ранения лица, ожоги обоих глаз. Тем не менее осталась внутри горящего вагона, чтобы оказывать помощь раненым, сумела вынести пять тяжелораненых бойцов. За мужество и героизм командованием поезда она была представлена к награде.

Одним из лучших заслуженно считался ВСП-312. Опыт его работы, по решению ГВСУ, стал достоянием всего личного состава медицинской службы. В 1943 г. политотдел РЭП-95 выпустил небольшую книгу «ВСП-312». В целях более широкой пропаганды достижений коллектива сюда была командирована писательница В.Ф. Панова. Она вспоминала: «Поезд был один из лучших в Советском Союзе, и командование решило, что поездной коллектив должен написать брошюру о своей работе – для передачи опыта коллективам санитарных поездов. Пермским отделением Союза советских писателей я была направлена им в помощь как профессиональный журналист...». Эта, уже вторая, брошюра о ВСП-312 была написана, но издать ее не успели – война к этому времени закончилась. Переплетенная в красный бархат, рукопись стала почетным экспонатом Военно-медицинского музея Министерства обороны СССР. После войны на основе своих воспоминаний об этом военно-санитарном поезде В.Ф. Панова написала повесть «Спутники».

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

ВОЕННО-САНИТАРНЫЕ ПОЕЗДА

ФОРМИРУЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОСТАВЫ

Уже на третий день войны, 24 июня 1941 года, НКПС дал указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов (150 постоянных и 138 временных). Для них выделили шесть тысяч вагонов и определили штат железнодорожников.

Военно-санитарный поезд (ВСП) состоял из специально оборудованных вагонов для тяжело- и легкораненых, изолятора, аптеки-перевязочной, кухни и других служебных вагонов. Санитарные летучки, обращающиеся на небольших расстояниях, формировались в основном из крытых грузовых вагонов, оборудованных под перевозку раненых, а также вагонов для размещения аптеки-перевязочной, кухни, медицинского и обслуживающего персонала.

Военно-санитарные поезда обслуживали поездные бригады, в которые входили проводники, поездные вагонные мастера, поездной электромонтер и машинист электростанции.

Оборудование и формирование военно-санитарных поездов и летучек проводилось на многих железных дорогах и заводах транспорта. Ежедневно в НКПС поступали сообщения о готовности поездов. За их формированием и отправлением в прифронтовые районы строго следили.

Рабочие Московского вагоноремонтного завода в короткий срок оборудовали военно-санитарный поезд и направили его на Юго-Западный фронт. Затем снарядили новые поезда. С ними уехали на фронт рабочие завода - коммунисты и беспартийные.

Железнодорожники Егоршинского отделения движения взялись подготовить санитарный поезд. Организатором работы был политотдел отделения. Начинание поддержали работники паровозных и вагонных депо, дистанций пути и коллективы промышленных предприятий. Комсомольцы отделения организовали сбор средств и имущества. Совместно с жителями

Егоршинского района они собрали 170 тысяч рублей. Вскоре военно-санитарный поезд отправился на фронт с командой, целиком составленной из железнодорожников и трудящихся Егоршинского района.

Коллектив Нижнеднепровского вагоноремонтного завода оборудовал и отправил на фронт 36 военно-санитарных поездов. Для вывоза раненых из фронтовых госпиталей на Приднепровской курсировали военно-санитарные летучки, сформированные в основном из грузовых вагонов.

Вагонный цех Ташкентского паровозовагоноремонтного завода получил боевое задание - подготовить поезда специального назначения. Оборудование для них не поступило. Потребовалось производить его на месте. Станки для тяжелораненых изготовила бригада женщин и подростков под руководством опытного мастера Лукьяновского, эвакуированного с Великолукского вагоноремонтного завода. Работали круглосуточно. Люди понимали, что надо справиться с заданием как можно быстрее и лучше.

В сентябре 1941 года из вагонного цеха ушли на фронт первые три санитарных поезда, в следующие два месяца - еще четыре. В декабре отправили на фронт сразу пять составов с красными крестами. Работа коллектива была высоко оценена в приказе командующего Среднеазиатским военным округом.

Труженики Куйбышевского и Уфимского вагонных участков переоборудовали пассажирские вагоны под санитарные и сформировали 11 поездов. В состав бригад вошли опытные вагонные мастера, электромонтеры и проводники.

По заданию НКПС и УПВОСО Куйбышевский вагонный участок и депо оборудовали 80 военно-санитарных поездов и летучек. Работавшие в то время начальником Куйбышевского вагонного участка А. Н. Бойко и заместителем начальника службы вагонного хозяйства дороги В. К. Успенский рассказывают:

На станции Куйбышев организовали опорный пункт ремонта военно-санитарных поездов. В отдельные дни сюда прибывало по восемь поездов. Все их надо было тщательно осмотреть, проверить и отремонтировать системы отопления, водоснабжения, электроосвещения, вставить выбитые стекла. Больших затрат труда требовал ремонт кузовов, крыш, внутреннего инвентаря. Особые хлопоты на первых порах доставляла полуда пищевых котлов кухонь. Старший мастер А. С. Гаврилов отыскал среди эвакуированных жестянщиков и лудильщиков. Сразу стало легче. Не хватало пиломатериалов. Тоже нашли выход - стали вылавливать в Волге сплавной лес и доставлять его автомашиной на пилораму.

В один из дней позвонил военный комендант станции С. А. Новинский: «К следующему утру надо отремонтировать и отправить на фронт 8 военно-санитарных поездов». А на подходе еще пять - в Куйбышев и три транзитных. Все требовали ремонта. Имеющейся рабочей силой не обойтись, люди и так трудятся по две смены подряд. Кого можно привлечь? Мобилизовали всех инженерно-технических работников. Старший мастер Куйбышевского вагонного депо А. Н. Куванин вспомнил о своем кузнечном опыте, пошел помогать рабочим. Среди железнодорожников и политрук одного из поездов - Серых. Ремонт окончили в срок, и поезда пошли по назначению


Группа железнодорожников дороги имени К. Е. Ворошилова, построивших военно-санитарный поезд. 1942 год


Дорога имени В. В. Куйбышева работала с огромным напряжением. А требовалось пропускать еще больше поездов. Встал вопрос об увеличении длины составов. Но возникли затруднения с автоторможением. Решить проблему помог профессор В. Ф. Егорченко, руководивший тормозной лабораторией. Начали водить военно-санитарные поезда из 32–34 вагонов.

О том, какими были военно-санитарные поезда, писала Вера Панова:

«… На дальних запасных путях, возле какого-то длинного зa6opa, стоял красавец поезд: свежевыкрашенные темно-зеленые вагоны, алые кресты на белом поле; на окнах - ослепительной чистоты полотняные занавески ручной вышивки. Невдомек было мне, когда я с крохотным моим чемоданчиком входила в штабной вагон, какую роль в моей судьбе сыграет этот поезд, вернее - люди, к которым я иду. Эти люди жили на колесах уже почти три с половиной года: с первых дней войны собрались они в этом поезде и с честью, непорочно несли свою благородную службу. Военно-санитарный поезд № 312 был одним из лучших в Советском Союзе, и командование решило, что поездной коллектив должен написать брошюру о своей работе - для передачи опыта коллективам других санитарных поездов. Пермским отделением Союза советских писателей я была направлена им в помощь как профессиональный журналист; я была - перо, которое запишет их рассказы и расположит в должном порядке».

А вот выдержка из приказа начальника военно-санитарного управления Северо-Западного фронта от 14 марта 1942 года:

«По инициативе женщин-железнодорожниц, активисток станции и города Бологое, и женщин-военнослужащих к Международному женскому дню в подарок Северо-Западному фронпу сформирована военно-санитарная летучка № 707.

В рерультате любовного отношения к делу со стороны женщин, участвовавших в формировании военно-санитарной летучки, она оснащена с учетом предоставления эвакуируемым максимально возможных удобств. Забота о раненых бойцах, защитниках советской Родины, руководила трудящимися женщинами, подарившими нашему фронту этот поезд.

За ценную помощь военно-санитарной службе фронта, за проявленную заботу о раненых бойцах и командирах объявить благодарность А. А. Зыбиной - смазчику третьего вагонного участка, П. Б. Вихровой - инструктору по женской работе, А. Н. Осиповой - рабочей станции Бологое, М. А. Бубновой - домохозяйке…»

Проводники вагонов, поездные вагонные мастера и электромонтеры стремились постоянно содержать вагоны в исправном состоянии и чистоте. Поездной вагонный мастер Н. А. Косарев со станции Мариуполь, работая бригадиром военно-санитарного поезда, организовал по методу Лунина уход за вагонами и обучил лому делу проводников. Отпала необходимость в пехническом осмотре и текущем ремонте, ускорились перевозки раненых. Опыт Косарева стал широко применяться при обслуживании вагонов военно-санитарных поездов. В 1943 году новатор был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда.



Просмотров