Самый большой в истории парусник - барк «France II. Марин Ле Пен: Макрон прекрасно знает, что нарушил международное право

Президент Франции Эммануэль Макрон в открытом письме обратился к гражданам страны, рассказав о масштабных общественных обсуждениях, которые должны стартовать во Франции сегодня, сообщает France 2, сюжет которого ретранслирует TV5 Monde. Как полагает корреспондент газеты, Макрон пытается выйти из политического кризиса, разделив ответственность с народом, однако не ясно, что он будет делать с многочисленными мнениями граждан по итогам обсуждений.

France 2: Протесты «жёлтых жилетов» дорого обойдутся Франции

Из-за погромов, устроенных во время протестных акций в Париже, пострадало большое количество мелких предпринимателей, передаёт France 2. Кроме того, ощутимый ущерб был нанесен инфраструктуре города. Выплаты страховок пострадавшим торговцам и расходы на восстановление обойдутся Парижу в миллионы евро.

France 2: образ военачальника укрепит позиции Порошенко перед тяжёлыми выборами

Через четыре месяца на Украине должны пройти выборы, которые для украинского президента Петра Порошенко могут стать очень тяжёлыми, передаёт France 2. Поэтому образ военачальника, который он сейчас взял на вооружение в связи с конфликтом вокруг украинских кораблей в Керченском проливе, может укрепить его позиции.

France 2: украинцы гибнут не только на войне, но и в борьбе с коррупцией

Каждый год на Украине десятки журналистов и борцов за права человека подвергаются нападениям, отмечает корреспондент France 2. Последней жертвой стала активистка Екатерина Гандзюк, которая скончалась от полученных травм, после того как в июле на неё напали и облили серной кислотой. Как передаёт журналист, в большинстве подобных случаев расследование ни к чему не приводит и убийцы остаются безнаказанными.

Французские журналисты шокированы «массовой гибелью» зацеперов в России

Ежегодно в России гибнет с полтора десятка молодых людей, которые ездят на крышах поездов и вагонов метро. Как поясняет корреспондент France 2, власти пытаются с этим бороться, но пока безуспешно. Например, планируют повышать штрафы, блокировать интернет-ресурсы с подобными видео и заменить подвижной состав подмосковных электричек.

France 2: Макрон - ключевой игрок на мировой арене, и встреча с Путиным в Кремле это подтверждает

Президент Франции Эммануэль Макрон встретится с президентом России Владимиром Путиным в Кремле перед финальным матчем чемпионата мира. В Елисейском дворце полагают, что это лучший момент для встречи, потому что она состоится сразу после напряжённого саммита НАТО и за день до встречи Трампа с Путиным. Таким образом, Макрон теперь занимает центральное место на мировой дипломатической арене, сообщает France 2.

Марин Ле Пен: Макрон прекрасно знает, что нарушил международное право

В своём интервью французским СМИ Эммануэль Макрон постарался оправдать совместный удар Франции, США и Великобритании по Сирии, апеллируя к тому, что это было решение международного сообщества. Однако, как заявила его соперница Марин Ле Пен в эфире France 2, это ложь, поскольку международное сообщество представлено в ООН, а там никакого голосования по этому поводу не проводили.

Французские журналисты поплатились за попытку пробраться в запретный Озёрск

Заинтересовавшись происхождением радиоактивного облака, которое пришло в Европу несколько месяцев назад, журналисты France 2 отправились в город Озёрск на российский комбинат «Маяк», который занимается переработкой радиоактивных материалов. Впрочем, оказалось, что приблизиться к нему они не могут, поскольку это закрытая зона. Так что им пришлось заплатить штраф и любоваться Озёрском издалека.

France 2: для Путина на выборах открыты все дороги

Владимир Путин подаёт документы на выдвижение своей кандидатуры, как и любой другой участник президентских выборов, сообщает France 2. Однако это всего лишь формальность: в предстоящих выборах президента у действующего главы государства нет серьёзных соперников, поскольку за 19 лет у власти его популярность осталась неизменной, полагает телеканал.France 2: после первых ста дней Макрон оказался непопулярнее Олланда

Период народного расположения для Эммануэля Макрона остался делом прошлых дней. Как показывают результаты опросов общественного мнения, рейтинг главы республики падает всё стремительнее. По истечении первых 100 дней срока по непопулярности Макрон обогнал Франсуа Олланда, сообщает France 2.

Обычно не принято присваивать новым судам имена в память о ранее погибших - несчастливых, но, по крайней мере - один раз, французы пренебрегли этим старым обычаем. Пятимачтовый барк, построенный в 1912 г., был назван в честь пятимачтового же барка «Франс» - первенца из «клуба пятимачтовиков, по неизвестным причинам покинутого своей командой и погибшего десять с лишним лет тому назад.

Можно представить, насколько тяжело было возвращаться к опыту, закончившемуся так трагически, однако французы - в данном случае судоходная компания «Societe des Navires» - смогли побороть эту боль и, движимые патриотическим чувством, рискнули заложить суперпарусник, который вернул бы «пальму первенства» их стране. На этот раз они решили строить гигантское судно не в Шотландии, как первый «Франс», а у себя «дома» - в Бордо, на верфи «Шантье де ла Жиронд». И предназначалось оно уж не для «капгорновской» линии Европа - Южная Америка, а для работы на перевозке грузов между Францией и ее колониями на Тихом океане и в Индокитае.

Новый гигант, упоминаемый в морской литературе чаще всего как «Франс-II», вошел в историю как крупнейшее в мире парусное судно. Правда, оно немного уступало барку «Р. Ц. Рикмерс» по водоизмещению (см. таблицу) и кораблю «Пройссен» по официальной площади парусности, зато по грузовместимости, по дедвейту, по длине и ширине корпуса французский парусник уверенно возглавил десятку самых больших судов мира.

Огромные размеры и элегантный внешний вид нового барка производили сильное впечатление. Великолепный парусник восхищал всех, кто видел его хотя бы раз. Специалисты отмечали целый ряд оригинальных конструкторских решений, как в отношении обводов стального трехпалубного корпуса, так и в отношении парусного вооружения.

Одной из новинок было, например, применение на крупном паруснике двухвальной установки (кстати сказать, это были уже дизеля, а не паровая машина). При относительно небольшой мощности установки такое решение существенно облегчало управление судном в узкостях, давая возможность работать машинами «враздрай». Это техническое решение применялось в дальнейшем не раз, а спустя несколько десятилетий вновь с успехом было реализовано у нас в СССР при модернизации четырехмачтового барка «Крузенштерн».

Многое было сделано для облегчения ручного труда палубной команды. Широко применялись уже получившие признание ручные брасовые лебедки - ими обслуживались все без исключения реи. Расположение этих лебедок в диаметральной плоскости судна освобождало матросов от необходимости находиться в штормовую погоду у фальшборта, подчас уходящего при крене в воду. Были установлены также самотормозящие марсовые и брам-фальные лебедки.

Были новинки и в самой, казалось бы, традиционной схеме вооружения судна пятимачтовым барком. Создатели «Франс-II» отказались от «типового» варианта с расположением шести реев на каждой мачте.

Боковой вид и парусность барка «Франс-II»


увеличить

Сделав верхние паруса несколько крупнее обычного, они использовали только по пять реев, исключив бом-брам-рей. В общей сложности судно несло 32 рабочих паруса суммарной площадью 5560 м² (некоторые источники называют и значительно большую цифру 6350 м²). В свежий бакштаг с полной парусностью «Франс-II» имел среднюю скорость 14 уз.

Скорость хода в штилевую погоду под двумя дизелями примерно по 900 л. с., работающими на ВРШ, составляла до 7-10 уз.

Теоретический чертеж корпуса барка «Франс-II»


увеличить

Новинка века - беспроволочный телеграф в ту пору даже на крупных пароходах был редкостью, однако судовладелец пошел на расходы, и на «Франс-II» установили радиостанцию. Это позволило, в частности, регулярно получать информацию о погоде (в те годы, впрочем, довольно скудную), что было исключительно важно для нормальной эксплуатации большого парусника.

Так получилось, что после спуска на воду 9. XI 1911 г. парусник длительное время достраивался у заводской стенки. В свой первый рейс «Франс-II» смог выйти только летом 1913 г., хотя официально было объявлено о его вступлении в строй еще в 1912 г.

В неподходящее время появилось на свет это прекрасное судно. Только закончился первый, по существу - пробный, рейс в Новую Каледонию, как грянула мировая война. Судно было мобилизовано, все эти тревожные годы ему довелось совершать эпизодические рейсы под парусами через Атлантический океан в качестве военного транспорта. Как для всякого тихохода, опасность получить торпеду в борт была для него особенно велика, однако, к счастью, война пощадила «Франс-II».

Когда война закончилась, парусник возвратили хозяину, но это был уже далеко не тот пятимачтовый красавец, который блистал чистотой и элегантностью. Судно было сильно запущено. Потребовалось много времени для приведения его в приличный вид и более или менее сносное техническое состояние.

Только весной 1921 г. судно смогло пересечь канал и встать под погрузку в Ньюпорте. Приняв 7000 т кардиффского угля, «Франс-II» вышел в свой первый послевоенный рейс, направляясь из Бристольского залива в новозеландский порт Литлтон. В порт назначения судно прибыло 25. VI, затратив 110 суток при «норме» для парусников 98 суток. Если учесть, что 110 суток - это вообще наихудший результат на данной трассе (рекорд ее - 75 суток), то такой рейс судна, имеющего, не будем забывать, вспомогательный двигатель, следует оценить как явно неудачный. Правда, на пути в Литлтон «Франс-II» попал в ураган и 12 часов боролся с ним, теряя время и беспорядочно дрейфуя (было порвано много парусов)...

На обратный путь судно приняло в Новой Зеландии 6000 бочек сала и 11 000 кип шерсти. Покинув Веллингтон 5. IX, оно благополучно обогнуло мыс Горн и прибыло в Лондон 4. XII, затратив на переход 90 суток. Средняя же «норма» для парусников была такой: 102 дня до мыса Лизард плюс 2 суток на путь до Лондона. «Экономия» в 14 суток отнюдь не казалась впечатляющей. Очевидно, капитан А. Лепорт был невезучим человеком! В то же время, по отзывам Б. Лаббока, отдельные отрезки этого пути проходились великолепно. Следуя к мысу Горн, иногда за сутки делали до 322 миль; в отдельные моменты судно развивало скорость 17-17,5 уз.

В свой следующий и последний рейс вышел из Лондона только 5. II 1922 г., имея груз цемента, рельсов, вагонеток и другого оборудования для шахт Новой Каледонии. Начало было многообещающим. От мыса Лизард до Экватора судно под парусами пробежало за 21 сутки при «норме» 30. Однако, если рассматривать итог всего перехода, то он опять-таки оказался не таким, какой ожидался. В порт Тио на Новой Каледонии «Франс-II» прибыл через 103 дня при «норме» 115; экономия времени всего лишь в пределах 10%!

Закончив выгрузку, судно должно было перейти в другой порт - Пуэмбут на том же острове Новая Каледония, но с противоположной - западной - его стороны. Там предстояло принять 8000 т никелевой руды для Европы.

Остров Новая Каледония, как известно, обрамлен рифовым барьером; только несколько проходов открывают доступ к портам. Условия же плавания за пределами рифового барьера - хорошие, типично океанские, без каких-либо навигационных помех. Несмотря на зимний период, температура воздуха в эти июльские дни стояла плюс 20°, ветер дул умеренный - это был юго-восточный пассат силой 4-5 баллов. Пассатный ветер гнал длинную, пологую волну высотой не более 3 м.

Единственная сложность была связана с непостоянством течений у острова, особенно вблизи полосы рифов. Следовало также учесть, что наличие в трюмах в течение длительного предыдущего перехода больших масс металла могло изменить магнитное поле судна, влияющее на показания компаса. Оба эти обстоятельства должны были настораживать капитана и его штурманов, требовалась предельная внимательность при прокладке и счислении пути. Однако, по бытовавшему тогда общему мнению, капитан «Франс-II» не проявил необходимой морской осторожности. Не исключалась знатоками и вероятность существенной погрешности таблицы девиации .

Как бы там ни было, обогнув южную оконечность острова, судно шло ночью под всеми парусами вдоль рифового барьера почти параллельно береговой черте. Подчеркнем - шло в опасной близости от рифового барьера!

Линии барьера коралловых рифов и пути корабля постепенно сходились, судно понемногу приближалось к рифам, но вахтенные это обнаружили только тогда, когда последовал страшный удар корпусом. С полного хода - судно шло, судя по всему, в бакштаг - пятимачтовый великан выскочил на рифы в 60 милях от входа в порт Нумеа. Авария произошла в полночь 12. VII 1922 г.

Волна, в открытом океане казавшаяся легкой и безобидной, у рифовой преграды стала неимоверно высокой, крутой, грозной. Легко загруженное балластом судно было подхвачено ею и далеко посажено носовой частью на камни.

С первого же момента команда парусника вела себя как-то странно. Экипаж никак не реагировал на происшествие и ничего не предпринимал - ждали рассвета. Только с восходом солнца французы осознали всю серьезность положения и начали подавать сигнал бедствия.

Призывы были приняты пароходом «Канэдиен транспорт». Суда разделяло 220 миль, однако канадцы без колебаний пошли на помощь. Их, однако, ожидало разочарование: спасать было некого, на паруснике уже никого не оказалось.

Судно сидело на камнях, но его положение отнюдь не казалось катастрофическим. Однако капитан был другого мнения: экипаж, долго не раздумывая, покинул судно и объявил его погибшим. Поразительным образом повторилась трагическая судьба парусника «Франс», преждевременно покинутого командой в 1901 г.!

Австралийская спасательная служба, нисколько не сомневаясь в успехе, предложила свои услуги по снятию судна с рифов. Важно было только не допустить промедления. Французские же моряки упорно считали положение безнадежным и занялись тем, что стали свозить на берег оборудование кают, личные вещи и паруса со снастями. Очевидно, выгоднее было получить страховку, чем спасать судно...

В первый период отлива вода из корпуса вытекала очень медленно; это вселяло надежду на то, что пробоина относительно невелика и при достаточной распорядительности судно еще может быть спасено. Тем не менее, парусник был оставлен на произвол судьбы. Океанские волны принялись за работу. Из океанографии мы знаем, что сила удара волны, приходящаяся на один квадратный метр, может составить 50 т. С такой силой беспощадные волны стали добивать свою жертву.

Регулярные подъемы и спады воды при приливах и отливах, работа течений и волн быстро разрушали судно. Осенью на камнях оставалась лишь груда металла. Все, что можно было снять, к этому времени было демонтировано и увезено в Бордо. В ноябре ржавые останки были проданы как металлолом за 2000 фунтов стерлингов.

Так бессмысленно погиб замечательный образец стального крупнотоннажного парусного судостроения.

В. П. Митрофанов, П. С. Митрофанов.

Период с 1895 по 1910 год во Франции можно назвать золотым веком парусников, ведь по некоторым данным в этой стране было построено 230 для национальных судоходных компаний, что повлекло за собой развитие торговли и возникновение новых судовладельцев.

В 1910 году очередная вновь образованная компания «Société Anonyme des Navires Mixtes » в городе Prentout-Leblond, чтобы как то превзойти другие фирмы заказала парусное судно, появление которого вызвало не просто восторг в морском судоходстве, а гордость за свою страну. Этим уникальным парусным кораблем стал пятимачтовый «France II », длина корпуса которого составляла 146 метров.

В истории парусного флота известно достаточно пятимачтовых парусников, причем каждый из них можно назвать самым большим кораблем в истории парусного судостроения, однако исключением является французский барк «France II » заложенный на верфи «Chantiers et Ateliers de la Gironde » в городе Бордо. По валовой вместимости парусник превышал даже «Preussen ».

Сразу после спуска на воду 9 ноября 1911 года парусное судно было передано своему владельцу, а портом приписки стал славный Руан. Пройдя ходовые испытания барк «France II » приступил к выполнению предписанных ему функций - осуществление морских перевозок между Европой и Новой Каледонией, Австралией и крупными портами Южной Америки. Его грузом стали уголь и шерсть.

Выполнив три рейса, в октябре 1916 года барк «France II » ошвартовался в порту Clydebank. Вскоре было продано компании «Compagnie Française de Marine et de Commerce », владельцы которой, позаботившись о сохранении грузов, в первую очередь смонтировали на борту парусного судна два 90 мм орудия одно в носу, другое в корме. Как ни странно, но дальновидность хозяев не подвела. Во время одного из рейсов барк «France II » стала преследовать немецкая подводная лодка, но благодаря прекрасному капитану, паруснику удалось не только уйти от преследования, но спокойно доставить груз в Монтевидео.

После возвращения огромного барка во Францию в марте 1919 года, его два вспомогательных дизеля были демонтированы, а судно было отбуксировано в английский порт Шилдс для погрузки угля и доставки его в Балтимор. Успешно выполнив три трансатлантических рейса, продолжило в Новую Зеландию, доставив крупную партию грузов - тысячи бочек с жиром и тюков с шерстью в Англию. Прибыв в Лондон через 90 суток, трюмы барка были вновь заполнены сотнями мешками с цементом и шинами для грузовиков. Вскоре парусник отправился в Новую Каледонию, куда прибыл 19 мая 1921 года через 105 дней после погрузки.

Через несколько месяцев стоянки барк «France II » получил заказ на доставку руды в порт Pouembout, однако во время этого рейса 12 июля 1922 года парусник налетел на коралловый риф, проходя в 43 милях от Нумеа - столицы Новой Каледонии. К счастью для владельцев парусное судно не затонуло. Команда покинула барк , а оставшийся корпус парусного корабля вскоре был продан за 2000 франков. Последними кто видел большое парусное судно стали пилоты американских бомбардировщиков, которые в 1944 году провели учебный сброс бомб на объект, ставший кораблем-мишенью.

барк «France II» самый большой парусник в мире

Пятимачтовый барк «France II » не выделялся особым изяществом, присущим многим парусникам, но благодаря техническим новинкам и удачно подобранному парусному вооружению вписал себя в историю парусного мореплавания не только из-за размеров корпуса.

Хотелось бы отметить, что особенностью данного барка стало то, что на его борт кроме грузов поднимались любители . В распоряжении морских путешественников было семь роскошных пассажирских кают с прекрасной отделкой, красивая гостиная с фортепиано, библиотека, фотолаборатория и радушие команды судна. Этот факт относит барк «France II » к одним из самых элегантных транспортных судов.

Невероятно, но французские судостроители создали парусное судно, которое при скорости ветра 5 метров в секунду развивало ход под парусами до 17 узлов. Кроме того имел два гребных винта вращающихся со скоростью 240 оборотов в минуту. Это позволяло ему идти с грузом со скоростью до 10 узлов, а с учетом использования парусов расход топлива составлял всего 220 грамм на одну единицу мощности.

В танках барка размещалось топлива достаточного для преодоления морского пути расстоянием 11000 миль, а это означало осуществление двух трансатлантических переходов из Европы в Нью-Йорк без пополнения запасов топлива.

- (France) Анатоль (настоящее имя Анатоль Франсуа Тибо; 1844, Париж – 1924, Сен Сир сюр Луар), французский писатель. А. Франс Сын букиниста, детство в книжной лавке повлияло на приобщение будущего писателя к чтению, сделало его разносторонне… … Литературная энциклопедия

Фамилия. Известные носители: Франс, Анатоль Франс, Райан … Википедия

- (France) Анатоль (1844 1924). Французский писатель. Автор романов Преступление Сильвестра Боннара, Современная история, Остров Пингвинов и др. Лауреат Нобелевской премии (1921) … 1000 биографий

- (Анатоль France) известный французский романист и критик,род. в 1845 г. Дебютировал томиком стихов в манере парнасской школы, L Etui de Nacre , и античной драмой в стихах, Les NocesCorinthiennes ; затем писал и пишет маленькие рассказы,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

франс - * France. Франция. Наиболее ценны для разведения.. из чайных гибридов <роз> l inocence (белая), Souvenir du président Carnot (бледнорозовыя), la France, Caroline Testou (розовыя). ЭСХ 1903 8 509 510 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Франс - прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються … Орфографічний словник української мови

Анатоль Франс Anatole France Имя при рождении: Жак Анатоль Франсуа Тибо Дата рождения: 16 апреля 1844 Место рождения: Париж Дата смерти: 12 октября 1924 … Википедия

- (France) Анатоль (псевдоним; настоящее имя Анатоль Франсуа Тибо; Thibault) (16.4.1844, Париж, 12.10.1924, Сен Сир сюр Луар), французский писатель. Член Французской академии с 1896. Сын букиниста. Литературную деятельность начал как… … Большая советская энциклопедия

ФРАНС - (Анатоль Ф. псевдоним Анатоля Франсуа Тибо (1844 1924); франц. писатель) Разве подумать я мог, что так легковерна Мария? Пяста в Бруссоны возьми Франс без халата сбежит. Шутл. ОМ920 23 (344.7) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

ФРАНС - (France) Анатоль (наст. имя и фам. Анатоль Франсуа Тибо, Thibault) (1844–1924), франц. писатель. В проникнутых иронией, пафосом релятивизма ром. Преступление Сильвестра Боннара (1881) и Суждения господина Жерома Куаньяра (1893) –… … Биографический словарь

Книги

  • Анатоль Франс. Избранное , Анатоль Франс , Анатоль Франс (Анатоль Франсуа Тибо) (1844-1924) - знаменитый французский писатель рубежа XIX-XX веков. В сборник включены четыре романа, созданных в разные периоды творчества Анатоля Франса:… Серия: Сокровища мировой литературы Издатель: Терра-Книжный клуб ,
  • Анатоль Франс. Избранные произведения , Анатоль Франс , В сборник произведений известного французского писателя Анатоля Франса (1844 - 1924) вошли роман "Таис", повествующий о любви монаха Пафнутия к египетской куртизанке Таис (1889), исторический… Серия: Лауреаты Нобелевской премии Издатель:

Барк «Франс II»

Как известно, «золотым веком» паруса считается эпоха чайных клиперов. Благодаря характерным обводам и большой площади парусов они могли развивать значительную скорость и доставлять грузы в рекордно короткие сроки. Но период их активной эксплуатации оказался недолгим. После открытия в 1869 г. Суэцкого канала пароходы стали идти на Восток быстрее, чем парусники. Это не означало, однако, что парусные суда навсегда ушли в прошлое. В конце 1880 х гг. началось строительство «винджаммеров» – «выжимателей ветра». Такое название большие многомачтовые парусные суда, предназначенные для грузовых перевозок, получили за обилие парусов на своих мачтах. Самым большим в мире парусным судном (по длине и ширине корпуса) остается пятимачтовый французский барк «Франс II» («France II»). Нужно отметить, что по водоизмещению его превосходит барк «Р.Ц. Рикмерс», по площади парусов – корабль «Пройссен», а по грузоподъемности и чистой регистровой вместимости – семимачтовая шхуна «Томас У. Лоусон». Всего же в мире было построено семь пятимачтовых парусных судов.

Название досталось «в наследство» от первого в мире стального пятимачтового барка, построенного по заказу французского судовладельца А.Д. Бордэ и спущенного на воду в Глазго в 1890 г. В течение 11 лет он возил преимущественно селитру из Южной Америки в Европу, регулярно развивая неплохую скорость. В марте 1901 г. он вышел в очередной рейс, направляясь с грузом угля к берегам Чили. Спустя два месяца, 13 мая, «Франс» был обнаружен примерно в 500 милях от бразильского побережья – без экипажа, отсутствовали на борту и все четыре шлюпки. Скорее всего команда покинула барк. Буксиры, вышедшие из Монтевидео, чтобы взять парусник на буксир, обнаружить его не смогли. До сих пор тайна этой морской трагедии так и не разгадана.

Десять лет спустя после несчастья с барком «Франс» А.Д. Бордэ вернулся к идее постройки пятимачтового парусника. Новому судну вновь присвоили имя «Франс» (хоть это и шло вразрез с морскими традициями), но обычно, чтобы не путать с предшественником, его называли «Франс II». Новый гигант строился на французской судоверфи «Шантье э Ателье де ля Жиронд» в городе Бордо и предназначался для рейсов во французскую Полинезию и Индокитай.

Основные данные судна действительно впечатляли: водоизмещение – 10 750 т, длина (с бушпритом) – 144,7 м, ширина – 17 м, осадка – 7,5 м, площадь парусов – 5560 м?, мощность вспомогательных двигателей – 900 л.с. Скорость хода в свежий бакштаг под всеми парусами достигала 14 узлов; в штилевую погоду под двумя дизелями – 10 узлов. Экипаж – 46 человек.

Значительная седловатость палубы придавала корпусу элегантность и скрадывала его колоссальные размеры. По сравнению с предшественником заметные изменения претерпели парусная оснастка и рангоут: французские конструкторы отказались от бом-брам-реев, оставив на мачтах по пять парусов, правда, при этом увеличив их площадь. Значительным был уровень механизации бегучего такелажа – ручными брасовыми лебедками обслуживались все без исключения реи. Имелись также марса-фальные и брам-фальные лебедки. Из технических новинок также можно отметить дизельный вспомогательный двигатель и наличие радиостанции, которая впервые была установлена на парусном судне.

«Франс II» сошел на воду 9 сентября 1911 г., официально он вступил в строй в 1912 г., но из-за большого объема достроечных работ в свой первый рейс в Новую Каледонию вышел только летом 1913 г. Это оказался единственный мирный рейс судна. Затем началась Первая мировая война, и «Франс II» мобилизовали в качестве военного транспорта. Он совершил несколько рейсов через Атлантику, счастливо избежав всех опасностей (везло далеко не всем, например, «Р.Ц. Рикмерс» в 1917 г. был потоплен подводной лодкой).

После окончания войны парусник возвратили хозяину, но только в 1921 г. «Франс II» вновь вышел в море. Из Бристольского залива он направился в новозеландский порт Литлтон, груз – 7000 т кардифского угля. Переход занял 110 суток при «норме» для парусников 98 суток. 110 суток – это вообще наихудший результат на данной трассе (рекорд ее – 75 суток). Учитывая, что судно имело вспомогательный двигатель, этот рейс следует оценивать как явно неудачный. Задержке, правда, способствовал ураган, с которым экипажу пришлось бороться 12 часов. На обратный путь судно, приняв в Новой Зеландии груз сала и шерсти, затратило 90 суток (при «норме» 104).

«Франс II»

В свой следующий и последний рейс «Франс II» вышел из Лондона 5 февраля 1922 г., имея груз цемента, рельсов, вагонеток и другого оборудования для шахт Новой Каледонии. От мыса Лизард до экватора судно под парусами дошло за 21 сутки (обычный показатель – 30). В порт Тио на Новой Каледонии парусник прибыл через 103 дня при «норме» 115. Закончив выгрузку, судно должно было перейти в другой порт на том же острове – Пуэмбут, где ему предстояло принять 8000 т никелевой руды для Европы.

Новая Каледония обрамлена рифовым барьером; только несколько проходов открывают доступ к портам. Условия же плавания за пределами рифового барьера – хорошие, без каких-либо навигационных помех. Да и погода в то время стояла неплохая. Сложности были связаны с непостоянством течений у острова, особенно вблизи полосы рифов. Наличие в трюмах в течение длительного предыдущего перехода больших масс металла могло изменить магнитное поле судна, влиявшее на показания компаса. По всей вероятности, эти обстоятельства сыграли свою роковую роль при аварии «Франса II», которая произошла в полночь 12 июля 1922 г. Обогнув южную оконечность острова, судно шло ночью под всеми парусами вдоль рифового барьера почти параллельно береговой черте. С полного хода пятимачтовый парусник выскочил на рифы в 60 милях от входа в порт Нумеа. Поскольку барк шел без груза, в балласте, он оказался волной далеко заброшен на подводное препятствие и прочно «сел» носовой частью.

По мнению специалистов, судно можно было спасти, прояви капитан и команда больше решительности в борьбе за живучесть. Но экипаж, как и в случае с предыдущим «Франсом», предпочел сесть в шлюпки и отправиться на берег. Австралийская спасательная служба предложила свои услуги по снятию судна с рифа. Но французские моряки считали положение безнадежным и занялись тем, что стали свозить на берег оборудование кают, личные вещи и паруса со снастями. Скорее всего для судовладельца было выгоднее получить страховку, нежели заниматься спасательными операциями. К осени на камнях осталась лишь груда металла. Все, что можно было снять, к этому времени демонтировали и отправили в Бордо. В ноябре ржавые останки некогда прекрасного судна были проданы, как металлолом, за 2000 фунтов стерлингов.

Из книги Военные мемуары. Спасение, 1944–1946 автора Голль Шарль де

Коммюнике, опубликованное агентством Франс-Пресс и предварительно одобренное генералом де Голлем Париж, 6 июня 1945 В Париже с интересом, но не без разочарования, познакомились с объяснениями, с помощью которых г-н Черчилль пытался оправдать 5 июня в Палате общин

Из книги Военные мемуары. Единство, 1942–1944 автора Голль Шарль де

Доклад посла Анри Оппено, чрезвычайного делегата на антильских островах, Рене Плевену, комиссару по делам колоний, в Алжир Фор-де-Франс, 26 августа 1943 …«Жанна д’Арк» отплывает завтра, увозя большую группу лиц, сопротивлявшихся присоединению. Для большинства из них место

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Письмо Виктора Сэвэра, депутата-мэра из Фор-де-Франс, Рене Плевену, комиссару по делам колоний, в Алжир Фор-де-Франс, 26 августа 1943 Господин министр!Считаю своим долгом, как председатель Мартиникского комитета национального освобождения, который присоединил Антильские

Из книги автора

Барк «Седов» В 2011 г. барку «Седов», занесенному в Книгу рекордов Гиннесса как самое большое учебное парусное судно в мире, исполнилось 90 лет. Его история началась в Германии, возрождавшей флот после Первой мировой войны. В 1919 г. бременский судовладелец Ф.А. Виннен выдал



Просмотров