Благословляю вас леса долины нивы горы воды. "Благословляю вас, леса…" во Всемирный День Поэзии. Текст этой презентации


Романс для голоса (баса) с фортепиано «Благословляю вас, леса…», ор. 47, № 5

Время создания: 1880 год.
Текст: А. К. Толстого. Из поэмы «Иоанн Дамаскин»
Посвящение: Александре Валерьяновне Панаевой

На создание романса П. Чайковского вдохновило произведение поэта, которого композитор давно почитал, и на стихи которого написал много произведений «Толстой – неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», – писал композитор Н. Ф. фон Мекк в июне 1880 года. Как ни странно, но лично они не были знакомы. Впоследствии к этому поэтическому шедевру обратиться лучший ученик П. Чайковского С. И. Танеев, чтобы создать свою кантату «Иоанн Дамаскин».

А. Толстой в своей поэме «Иоанн Дамаскин» сделал свободное переложение знаменитого погребального гимна этого выдающегося деятеля Православной церкви. В душе П. Чайковского, человека глубоко верующего, эти строки не могли не отклика – возвышенного благоговейного чувства.

Вот текст стихотворения:

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса.
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду.
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!

П. Чайковский находился под обаянием лиризма стихов А. Толстого, их яркой открытой эмоциональности. Эти их художественные качества помогли Чайковскому создать серию шедевров вокальной лирики на стихи А. Толстого – 11 лирических романсов и 2 дуэта, вобравших в себя целую гамму человеческих чувств, и среди них – «Не верь, мой друг...» (ор. 6, 1869), «То было раннею весной...», «Средь шумного бала...» (ор. 38, 1878), «На нивы желтые...» (ор. 57, 1884), дуэты «Шотландская баллада» и «Минула страсть» (ор.46,1880) и другие. Романс «Благословляю вас, леса» стал выражением собственных мыслей композитора о природе и мироздании. В доме-музее П. И. Чайковского в Клину хранится том стихов А. К Толстого с набросками композитора к этому романсу. См. http://klin.newmail.ru/tchk/image08.htm

Тема природы впервые с такой силой и пафосом прозвучала в лирике Чайковского. Этот романс – одно из самых совершенных творений Чайковского. Он относится к числу сравнительно немногих страниц его музыки, исполненных внутренней гармонии, полноты счастья. Это ощущается и в спокойной, уверенной поступи мелодии, и в полнокровной, насыщенной фактуре фортепианного сопровождения. Мелодия на редкость естественно передает интонации поэтической речи, ее плавность, величественность.

Этот романс – подлинный гимн. Исполнителю – чтобы со всей силой передать, и слушателю – со всей глубиной воспринять – нужно помнить, кто поет этот гимн. Это сам великий святой преподобный Иоанн Дамаскин. Потому восторг здесь должен быть вселенским. Восславляется не «малая родина», не мирный уютный «лес за околицей» (полянка, опушка, прудик… – хотя и это достойно воспевания и тысячи раз воспевалось!), но ЛЕСА, как сама природа, как Творение Божие. Это, в сущности, гимн Творцу всяческой красоты, дарованной любовью Божьей роду человеческому. Не меньше!

Это чувство и состояние музыка передает в полной мере. И вновь, как и при знакомстве с другими романсами, интересно осознать и понять, какими средствами достигнуто это впечатление.

Среди приемов мы находим уже известный нам по другим произведениям П. Чайковского тот самый знаменитый хроматический ход – passus diriusculus (лат. – жестковатый ход), о котором мы уже не раз говорили, в частности, в связи с «Осенней песней» (Октябрь) из фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года». Он звучит в романсе в партии фортепиано в двух своих ипостасях – в нисходящем движении и в восходящем. Известный в музыке как устойчивый мелодический оборот, он почти всегда наделяет музыкальный фрагмент, в котором он звучит, каким-то особым смысловым подтекстом. Проходя в начале романса в верхнем голосе в нисходящем движении в нюансе piano, он придает звучанию характер сосредоточенного глубокого размышления. Далее, в кульминации, проходя сначала в нижнем голосе в октаву, затем, на большом crescendo, захватывая все большее звуковое пространство и перемещаясь в верхний голос, этот мотив приобретает победоносный гимнический характер. Естественно, что, нарисовав такое мощное развитие музыкальных идей в романсе, П. Чайковский, на сей раз, отказался от своей излюбленной музыкальной формы, в которой в конце романса повторяется материал его начала. Романс завершается все более спокойным проведением фразы, с которой вступил певец, и в фортепианном заключении как бы эхом звучат первые слова романса: «Благословляю вас, леса…».

Примечания

Замечательный певец С. Лемешев однажды поделился с актером Б. Щукиным своей идеей спеть все романсы П. Чайковского и спросил, не слишком ли это самонадеянно? Щукин горячо поддержал эту идею, но поинтересовался, что певца в этом смущает?
– Да как же, – сказал Лемешев, – романс «Благословляю вас, леса…», например, написан автором для баса, а у меня легкий лирический голос!

На это Б. Щукин не без юмора ответил:
– Не понимаю, дорогой, почему леса надо благословлять обязательно басом? Можно благословлять их и тенором!

Иоанн Дамаскин (около 675 – около 749) – византийский богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греческой патристики. Родился в Дамаске в состоятельной семье (возможно, арабской), сохранявшей верность Христу, но служившей халифу (противники Иоанна Дамаскина в Византии называли его арабским именем Мансур). Активно защищал почитание икон. Автор философско-богословского компендиума «Источник знаний» – энциклопедического свода, предвосхитившего «суммы» западных схоластов. Созданные им церковные песнопения легли в основу оформлению византийской системы «осмогласия».

Панаева Александра Валерьяновна (1853 - 1942) – русская певица, прожила долгую жизнь. Много выступала с исполнением романсов П. Чайковского. Ей посвящены все остальные пять романсов этого опуса.

© Александр МАЙКАПАР

Ян Осин - Благословляю вас, леса (Jan Osin - I bless you, forests)

Дмитрий Хворостовский - Благославляю вас, леса...

Благословляю вас леса.
Исполняет Владимир Огнев. В сопровождении Оркестра Народных Инструментов Волжского Народного Хора г. Самары.
Дирижирует Юрий Медяник.

Работу выполнила: Натфуллина Зейнеп Алтушевна, учитель МХК и музыки Уральской СОШ, Кизильского района, Челябинской области.

Конспект-урок МХК в 8 классе

Тема урока: «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды…»

Цель урока: раскрыть образный и содержательный смысл понятия «пейзажная живопись»

Задачи: Проанализировать полотна И.И.Шишкина и К.Хокусая, выделить своеобразие творчества каждого из них. Развитие способностей к анализу выразительных средств пейзажной живописи и композиционного построения картины.

Материально-техническое обеспечение урока: проектор, ПК.

Наглядность: портреты И.И.Шишкина, К.Хокусай, И. Штрауса и рисунок музыкального инструмента Цитры.

Музыка: И.Штраус «Сказки Венского леса», П.Чайковский «Благословляю вас, леса»

Учитель:

Алексей Константинович Толстой

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды,

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту бедную суму,

И степь от краю и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

О, если б мог всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить,

О, если б мог в свои объятья

Я вас, враги, друзья и братья,

И всю природу заключить!

В этих замечательных словах русского поэта выражено восторженное отношение человека к миру окружающей природы.

Большая часть людей любит путешествовать, открывать для себя все новые и новые горизонты. Я предлагаю вам совершить необычное путешествие в удивительный мир природы, в котором нашими опытными проводниками и экскурсоводами станут замечательные художники, поэты и композиторы.

Итак, мы отправляемся в лес! Скольких художников он вдохновил на создание прекрасных произведений искусства.

Мы познакомимся с творчеством русского художника И.И.Шишкина. Среди русских пейзажистов Шишкин бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика.

Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, - тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвою и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Самая местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и пр. - получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собою общее настроение, сообщала им характер картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов.

Русского художника Шишкина по праву называют певцом русского леса. Во всей мировой живописи вряд ли найдется другой художник, который бы так ясно и величаво, спокойно и строго показал в своих картинах сокровенную красоту необъятных лесных просторов. До Шишкина в живописи никогда так ярко не звучал мотив богатырской силы русского леса, его качеств, созвучных характеру русского человека.

Главная и любимая тема творчества Шишкина – поэтическое изображение леса, деревьев группами или поодиночке, в разные времена года.

Войдем вместе с художником в зеленое царство сказочного русского леса, прислушаемся к его таинственной тишине, вдохнем аромат хвои, пристальнее вглядимся и попробуем различить отдельные породы деревьев и цветов…

Листопад

Иван Бунин

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

А теперь рассмотрим картины Шишкина Ивана Ивановича:

  1. «Утро в сосновом бору. Медведи»
  2. «Дубовая роща»
  3. «Дубы в старом Петергофе»
  4. «Золотая роща»
  5. «Корабельная роща»
  6. «Лес вечером»
  7. «Лесное кладбище»
  8. «Папоротники в лесу»
  9. «Сосновый бор»
  10. «Лесные дали»

Остановимся на этой картине («Лесные дали»).

Посмотрите внимательно и скажите, как бы вы ее назвали?

Какова главная мысль картины?

Расскажите об этой картине так, чтобы человек, который ее не знает, мог составить о ней представление?

Художник не изобразил солнца, но оно светит. Почему можно сделать такой вывод?

Нравится Вам картина или нет?

Эта картина называется «Лесные дали». Перед нашим взором разворачивается величественная панорама лесных массивов, показанных художником как бы с высоты птичьего полета. Справа, слегка наклоняясь, стоит одинокая сосна, рядом две каменные глыбы. Пробежав взглядом небольшую солнечную полянку, погружаемся в глухие дебри девственного бора. Где-то вдалеке, среди темной зелени голубеет лесное озеро или излучина реки. В Высоком небе плывут и тают легкие облака, отражаясь в зеркальной и сверкающей глади воды. Кажется, всю любовь к Отчизне выразил художник.

Несомненно, почти все поэты писали стихи о природе. Поэтический образ леса запечатлен в стихотворениях Ф.Тютчева, А.Фета, И.Никитина, и И.Бунина. Домашним заданием к уроку было прочитать стихотворения этих поэтов о лесе. Сейчас мы послушаем эти прекрасные стихи.

ОПРОС Д/З.

Не только художники и поэты воспевали красоту леса, композиторы также не остались в стороне.

Кто может назвать музыкальные сочинения о лесе?

Р.Шуман «Лесные сцены», А.Бородин «Песня темного леса», Ф.Лист «Шум леса». А мы сейчас послушаем отрывок из произведения И.Штрауса «Сказки венского леса» .

СЛУШАНИЕ вальса Штрауса «Сказки Венского леса»

Вальс «Сказки венского леса» написан в 1868 году Иоганом Штраусом-сыном. Среди концертно-бытовых произведений Иоганна Штрауса около трети занимают вальсы. В разработке этого жанра композитор многое взял от своих предшественников. Более того он вдохнул новое содержание в вальс, опоэтизировал его. «Сказки венского леса» являются одним из лучших произведений композитора. Это один из самых длинных вальсов и один из шести вальсов Штрауса, где звучит цитра . Цитра - струнный щипковый музыкальный инструмент , получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. Имеет плоский деревянный корпус неправильной формы, поверх которого натянуто от 30 до 45 струн (в зависимости от размера инструмента). Цитра это сестра гитары, в музыке вальса отчётливо заметны фольклорные мотивы.

Региональный компонент: Самый грязный город планеты.

Карабаш - город в Челябинской области с населением 15 000 человек. Карабаш возник в 1822 году.

В начале 20 века в Карабаше начали добывать медь. После нескольких десятилетий добычи медной

Руды и выплавки меди, город стал зоной чрезвычайной экологической ситуации.

Изначально на комбинате, по переработке меди, не было очистных сооружений - во времена СССР

Об экологии никто не думал. За 100 лет комбинат успел выжечь и засыпать шлаком огромную

территорию вокруг себя. За год работы комбинат выкидывает в атмосферу более 180 тонн газов,

которые выпадают в виде кислотных дождей на прилегающую территорию. Гора, находящаяся на

границе города, полностью потеряла лесной покров. Ее называют лысая гора. На Лысой горе

Нарисована надпись «Спаси и сохрани». Над надписью стоит железный крест из кусков швеллера.

В последние годы осуществляется масштабная реконструкция медеплавильного завода,

Идёт строительство очистных сооружений. Экологическая ситуация в городе улучшилась,

например, можно увидеть новые деревья растущие на склоне горы. Но в целом, нормальным

Положение дел назвать нельзя. Обратите внимание на плеши в лесных массивах.

Березы выдержали кислотные дожди, но вся растительность под ними погибла.

Выглядит ужасно.

Теперь мы отправимся в Японию, в страну, в которой 75% территории составляют горы. Острые вершины, скалистые ущелья, стремительные прозрачные реки с водопадами, глубокие озера, горячие ключи и густые леса создают живописный и поэтичный японский пейзаж, воспетый во многих произведениях искусства. Живя среди богатой и разнообразной природы, любуясь с детства вулканами, бирюзовым морем с множеством небольших зеленых островков, человек научился улавливать красоту изменчивой природы.

Особенно любили японские поэты и художники изображать священную гору Фудзи. Кацусика Хокусай – великий японский художник. Вершиной его творчества стала серия картин «36 видов Фудзи». На протяжении 10 лет он работал над этим циклом картин, рассказывая не только о Фудзи, но и о природе и людях своей страны. Первые наброски к этой серии Хокусай начал делать в 1830 году , когда ему было около 70 лет. Он писал, что ничто из созданного им за предшествующие 70 лет не может сравниться с ними. Создавая эту серию, он словно приглашал зрителей путешествовать по тем местам, откуда лучше всего видна священная гора, представляя возможность полюбоваться ее привычным обликом в различные времена года, время суток, при различных состояниях природы.

Мы можем увидеть Фудзи в ясную, солнечную погоду в окружении облаков или сквозь сосновую рощу, закутанную в дымку утреннего тумана или затянутую грозовыми тучами. Три картины-шедевра вошли в золотой фонд не только японского, но и мирового искусства. Мы рассмотрим две из них:

  1. «Красная Фудзи» - изображенная на переднем плане, она величаво и торжественно предстает перед зрителем. Композиция картины удивительно проста. Художник сместил Фудзи к правой части, в то время как ее конус занимает большую часть пространства картины. Такое расположение создает иллюзию близости к зрителю. На наших глазах гора словно начинает расти, поднимается ввысь и достигает огромных размеров.

Коричнево-красный тон горы все более сгущается к вершине, а белый цвет нерастаявшего снега рельефно выделяется на этом фоне. Коричневый тон у подножия горы переходит в оранжевый, а затем в желтый, и наконец, в зеленый. Такая цветовая гамма создает радостное, праздничное ощущение от этого монументального явления природы.

  1. Фудзи у Канагава. Волна» - художнику удалось запечатлеть величественное мгновение, красоту вечного движения в природе. У подножия Фудзи разбушевалась морская стихия. Огромная волна, поднявшаяся стеной, угрожающе нависла над двумя маленькими рыбацкими суденышками. Волны поднимаются и исчезают в бесконечном пространстве…. Неподвижная, строгая, белоснежная вершина Фудзи противопоставлена этому непрекращающемуся движению воды. Да, действительно, в мире существует нечто незыблемое, прочное, над чем не властно время, что будет стоять вечно.

Лик природы изменчив и неповторим. Смена времен года, различные ее состояния запечатлены в поэзии, живописи, музыке.

Подведение итогов:

Подписи к слайдам:

Урок мировой художественной культуры в 8 классе Тема: «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды….»

Благословляю вас, леса, Долины, нивы, горы, воды, Благословляю я свободу И голубые небеса! И посох мой благословляю, И эту бедную суму, И степь от краю и до краю, И солнца свет, и ночи тьму, И одинокую тропинку, По коей, нищий, я иду, И в поле каждую былинку, И в небе каждую звезду! О, если б мог всю жизнь смешать я, Всю душу вместе с вами слить, О, если б мог в свои объятья Я вас, враги, друзья и братья, И всю природу заключить! А.К.Толстой

ЛЕС!... Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.

Шишкин Иван Иванович – один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист, сын купца, родился 13 января в Елабуге в 1832 г., двенадцати лет от роду был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив курс этого заведения, он с 1857 г. продолжил свое образование в академии художеств.

Картины И.И.Шишкина «Лесные дали»

Иоганн Штраус-сын вальс «Сказки Венского леса» 1868 год

Самый грязный город в Челябинской области

Кацусика Хокусай «36 видов ФУДЗИ»


"Благословляю вас, леса…" во Всемирный День Поэзии

"Благословляю вас, леса…"
романс для голоса (баса) с фортепиано, ор. 47, № 5.

Пётр Ильич Чайковский. Алексей Константинович Толстой.

Время создания:1880 год.
Посвящение: Александре Валерьяновне Панаевой
Панаева Александра Валерьяновна (1853 - 1942) - русская певица. Много выступала с исполнением романсов П. Чайковского.

Романс на стихи А. К. Толстого звучит как слава высшей любви, на которую способен человек, - любви ко всему живому... Природа - бесценный Божий дар: все времена, все поколения несли ей свою благодарность... Чайковский написал много романсов на стихи этого поэта. Данный романс - первое столь эмоционально яркое выражение отношения самого композитора к природе. Композиторские приемы, которыми выражено это, можно сказать, вселенский масштаб.

На создание романса Петра Ильича Чайковского вдохновило произведение поэта(поэма «Иоанн Дамаскин»), которого композитор давно почитал, и на стихи которого написал много произведений «Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», - писал композитор Н. Ф. фон Мекк в июне 1880 года. Как ни странно, но лично они не были знакомы.

А. Толстой в своей поэме «Иоанн Дамаскин» сделал свободное переложение знаменитого погребального гимна этого выдающегося деятеля Православной церкви. В душе П. Чайковского, человека глубоко верующего, эти строки не могли не найти отклика - возвышенного благоговейного чувства.
Вот текст стихотворения:

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса.
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду.
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!

П. Чайковский находился под обаянием лиризма стихов А. Толстого, их яркой открытой эмоциональности. Романс «Благословляю вас, леса» стал выражением собственных мыслей композитора о природе и мироздании. В доме-музее П. И. Чайковского в Клину хранится том стихов А. К Толстого с набросками композитора к этому романсу.
Тема природы впервые с такой силой и пафосом прозвучала в лирике Чайковского. Этот романс - одно из самых совершенных творений Чайковского. Он относится к числу сравнительно немногих страниц его музыки, исполненных внутренней гармонии, полноты счастья. Это ощущается и в спокойной, уверенной поступи мелодии, и в полнокровной, насыщенной фактуре фортепианного сопровождения. Мелодия на редкость естественно передает интонации поэтической речи, ее плавность, величественность.

Этот романс - подлинный гимн. Исполнителю - чтобы со всей силой передать, и слушателю - со всей глубиной воспринять...

* * *

С. Лемешев однажды поделился с актером Б. Щукиным своей идеей спеть все романсы П. Чайковского и спросил, не слишком ли это самонадеянно? Щукин горячо поддержал эту идею, но поинтересовался, что певца в этом смущает?
- Да как же, - сказал Лемешев, - романс «Благословляю вас, леса…», например, написан автором для баса, а у меня легкий лирический голос!
На это Б. Щукин не без юмора ответил:
- Не понимаю, дорогой, почему леса надо благословлять обязательно басом? Можно благословлять их и тенором!

«Благословляю вас, леса...»

  1. Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого «Благословляю вас, леса...» - гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества.

Музыкальный материал:

  1. П. Чайковский, стихи А. Толстого. «Благословляю вас, леса...» (слушание).

Художественный материал:

  1. И. Шишкин. Репродукции картин.
  2. А. Толстой. «Благословляю вас, леса...» (слушание).

Характеристика видов деятельности:

  1. Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всём его многообразии.
  2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки.
  3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.
  4. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
  5. Понимать характерные особенности музыкального языка.
  6. Понимать характерные черты музыки П. Чайковского.

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!

А. Толстой

Музыке доступно чувство, знакомое каждому из нас,- чувство всеобъемлющей, светлой, очищающей любви к природе, любви чистой, бескорыстной, не требующей никаких благ. Это чувство охватывает нас и в июльский полдень, когда, кажется, вся земля окутана медовым запахом цветущего луга, и морозным зимним утром, когда в воздухе искрятся лёгкие снежинки, и в майские сумерки, приносящие запах весенней расцветающей земли...

И чувство любви ко всему миру, любви, разлитой повсюду в природе, как будто возносит и нас в светлые высоты этой всеобщей радости, в которой мы прозреваем главный смысл бытия.

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!

И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить!
О, если б мог в свои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!

Это стихотворение А. К. Толстого звучит как слава высшей любви, на которую способен человек,- любви ко всему живому, без различия своих, чужих, друзей, недругов... И такое понимание любви, замечательно выраженное поэтом, не является ли вечной темой искусства, присутствующей уже в самых ранних его формах? Природа - бесценный Божий дар: все времена, все поколения несли ей свою благодарность...

Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, например, часто становились основой песен, романсов.

Романс – это камерное (небольшое) вокальное произведение для голоса с инструментом. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, природе.

Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства музыкальной выразительности. Мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент - создают неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.

П. И. Чайковский, прочтя это стихотворение, признавался, что «неожиданно пролил много слёз», и решил написать на него музыку, в которой выразил бы то огромное состояние восторга и любви, которое так поразило его самого.

Созданный композитором романс «Благословляю вас, леса...» стал одним из самых светлых, самых одухотворённых его произведений, в котором сила поэтического слова и её музыкальное выражение слились в единый светлый гимн великому, лучезарному, благостному началу, сотворившему этот сияющий мир.

Простая и ясная декламационная мелодия вокальной партии, прерываемая частыми паузами и остановками движения, передаёт состояние человека, погруженного в глубокие думы. Постепенно нарастающее светлое чувство достигает ликующей силы в заключительной (четвёртой) строфе, где высказана главная мысль произведения: «О, если б мог в свои объятья я вас, враги, друзья и братья, и всю природу заключить!»

Творчество художника Ивана Шишкина - это восторженная ода, воспевающая эпическую красоту и мощь русского леса.
С именем Ивана Шишкина у зрителя связано представление о неторопливом и величественном повествовании о жизни русского бора, о дебрях лесной глуши, напоенных запахом смолы и преющего бурелома.
Его огромные полотна были как бы обстоятельным рассказом о жизни могучих корабельных рощ, тенистых дубрав и раздольных полей с клонящейся под ветром спелой рожью. В этих рассказах художник не упускал ни единой подробности и безупречно изображал всё: возраст деревьев, их характер, почву, на которой они растут, и как обнажаются корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат камни-валуны в чистых водах лесного ручья, и как расположены пятна солнечного света на зелёной траве-мураве...
Со всех сторон обступают нас богатырские сосны и исполинские замшелые ели с причудливо изгибающимися ветвями. Всё на полотнах художника заполнили многочисленные, любовно выписанные приметы лесной жизни: вылезающие из-под земли корни, огромные камни-валуны, обросшие мхом и опятами пни, кусты и обломанные сучья, трава и папоротники. Всё это до мельчайших подробностей изучено, облюбовано и написано И. Шишкиным, половину жизни проведшего в лесу и даже внешностью своей напоминавшего старика-лесовика.
Певец русского леса Иван Иванович Шишкин и сам был похож на могучего «лесовика»: высок ростом, широк в плечах, громкоголос, энергичен, с руками большими и сильными, взглядом быстрым и внимательным. Таков он на портрете 1880 г. Работы его друга художника Крамского.
Творчество художника - это восторженная ода, воспевающая эпическую красоту и мощь русского леса.

Вопросы и задания:

  1. Знакомо ли вам состояние, выраженное в стихотворении А. К. Толстого «Благословляю вас, леса...» и одноименном романсе П. И. Чайковского?
  2. Когда, по-вашему, такое состояние приходит к человеку: под влиянием красоты природы или это внутренний порыв души?
  3. Назовите другие музыкальные произведения, которые, по-вашему, созвучны настроению этого романса.

Благословлять - давать добро, благодарить, одобрять, напутствовать, желая удачи (толковый словарь Ушакова).

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Чайковский. Благословляю вас, леса, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

В презентации использованы репродукции картин И. Шишкина.


Посвящение: Александре Валерьяновне Панаевой

На создание романса Петра Ильича Чайковского вдохновило произведение поэта, которого композитор давно почитал, и на стихи которого написал много произведений «Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», - писал композитор Н. Ф. фон Мекк в июне 1880 года. Как ни странно, но лично они не были знакомы. Впоследствии к этому поэтическому шедевру обратиться лучший ученик П. Чайковского С. И. Танеев, чтобы создать свою кантату «Иоанн Дамаскин».

А. Толстой в своей поэме «Иоанн Дамаскин» сделал свободное переложение знаменитого погребального гимна этого выдающегося деятеля Православной церкви. В душе П. Чайковского, человека глубоко верующего, эти строки не могли не отклика – возвышенного благоговейного чувства. Вот текст стихотворения:

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса.
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду.
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!

П. Чайковский находился под обаянием лиризма стихов А. Толстого, их яркой открытой эмоциональности. Эти их художественные качества помогли Чайковскому создать серию шедевров вокальной лирики на стихи А. Толстого - 11 лирических романсов и 2 дуэта, вобравших в себя целую гамму человеческих чувств, и среди них – «Не верь, мой друг...» (ор. 6, 1869), «То было раннею весной...», «Средь шумного бала...» (ор. 38, 1878), «На нивы желтые...» (ор. 57, 1884), дуэты «Шотландская баллада» и «Минула страсть» (ор.46,1880) и другие. Романс «Благословляю вас, леса» стал выражением собственных мыслей композитора о природе и мироздании. В доме-музее П. И. Чайковского в Клину хранится том стихов А. К Толстого с набросками композитора к этому романсу.

Тема природы впервые с такой силой и пафосом прозвучала в лирике Чайковского. Этот романс – одно из самых совершенных творений Чайковского. Он относится к числу сравнительно немногих страниц его музыки, исполненных внутренней гармонии, полноты счастья. Это ощущается и в спокойной, уверенной поступи мелодии, и в полнокровной, насыщенной фактуре фортепианного сопровождения. Мелодия на редкость естественно передает интонации поэтической речи, ее плавность, величественность.

Этот романс – подлинный гимн. Исполнителю – чтобы со всей силой передать, и слушателю – со всей глубиной воспринять – нужно помнить, кто поет этот гимн. Это сам великий святой преподобный Иоанн Дамаскин. Потому восторг здесь должен быть вселенским. Восславляется не «малая родина», не мирный уютный «лес за околицей» (полянка, опушка, прудик… - хотя и это достойно воспевания и тысячи раз воспевалось!), но ЛЕСА, как сама природа, как Творение Божие. Это, в сущности, гимн Творцу всяческой красоты, дарованной любовью Божьей роду человеческому. Не меньше!

Это чувство и состояние музыка передает в полной мере. И вновь, как и при знакомстве с другими романсами, интересно осознать и понять, какими средствами достигнуто это впечатление.

Среди приемов мы находим уже известный нам по другим произведениям П. Чайковского тот самый знаменитый хроматический ход – passus diriusculus (лат. - жестковатый ход), о котором мы уже не раз говорили, в частности, в связи с «Осенней песней» (Октябрь) из фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года». Он звучит в романсе в партии фортепиано в двух своих ипостасях - в нисходящем движении и в восходящем. Известный в музыке как устойчивый мелодический оборот, он почти всегда наделяет музыкальный фрагмент, в котором он звучит, каким-то особым смысловым подтекстом. Проходя в начале романса в верхнем голосе в нисходящем движении в нюансе piano, он придает звучанию характер сосредоточенного глубокого размышления. Далее, в кульминации, проходя сначала в нижнем голосе в октаву, затем, на большом crescendo, захватывая все большее звуковое пространство и перемещаясь в верхний голос, этот мотив приобретает победоносный гимнический характер. Естественно, что, нарисовав такое мощное развитие музыкальных идей в романсе, П. Чайковский, на сей раз, отказался от своей излюбленной музыкальной формы, в которой в конце романса повторяется материал его начала. Романс завершается все более спокойным проведением фразы, с которой вступил певец, и в фортепианном заключении как бы эхом звучат первые слова романса: «Благословляю вас, леса…».

Примечания

1 Замечательный певец С. Лемешев однажды поделился с актером Б. Щукиным своей идеей спеть все романсы П. Чайковского и спросил, не слишком ли это самонадеянно? Щукин горячо поддержал эту идею, но поинтересовался, что певца в этом смущает?

Да как же, - сказал Лемешев, - романс «Благословляю вас, леса…», например, написан автором для баса, а у меня легкий лирический голос!

На это Б. Щукин не без юмора ответил:

Не понимаю, дорогой, почему леса надо благословлять обязательно басом? Можно благословлять их и тенором!

2 Иоанн Дамаскин (около 675 - около 749) - византийский богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греческой патристики. Родился в Дамаске в состоятельной семье (возможно, арабской), сохранявшей верность Христу, но служившей халифу (противники Иоанна Дамаскина в Византии называли его арабским именем Мансур). Активно защищал почитание икон. Автор философско-богословского компендиума «Источник знаний» - энциклопедического свода, предвосхитившего «суммы» западных схоластов. Созданные им церковные песнопения легли в основу оформлению византийской системы «осмогласия».

3 Панаева Александра Валерьяновна (1853 - 1942) – русская певица, прожила долгую жизнь. Много выступала с исполнением романсов П. Чайковского. Ей посвящены все остальные пять романсов этого опуса.

Текст: Александр Майкапар



Просмотров