Столица Чукотки - город Анадырь: население, площадь, климат, история. Чукотский автономный округ. Туризм - Чукотский автономный округ

Герб города Анадырь «Бурый медведь, держащий в лапах рыбу на фоне белых и синей полос», утвержден в 1999 году.

Анадырь – столица Чукотского автономного округа, расположен на правом берегу реки Казачки у входа в Анадырский лиман, соединяющий реку Анадырь с Анадырским заливом Берингова моря. Его географические координаты 64 градуса 44 минуты северной широты 177 градусов 31 минута 18 секунд восточной долготы. Из Анадыря выросли ныне самостоятельные поселки Угольные Копи, Шахтерский, населенные пункты на Русской Кошке и мысе Гека, в разные годы, периодически включавшиеся в черту города. Своим именем город обязан одноименной реке, в устье которой он стоит. Топоним Анадырь восходит к юкагирской основе “ану-ан” – «река». Казаки Семена Дежнева, встретившие в 1949 году юкагиров, которые расселялись в бассейне этой реки, назвали её «Онандырь», позже интерпретированное в Анадырь.
Расстояние от Анадыря до Москвы – 6400 км. Население города (на конец 2002 года) – 11288 человек.

История
История столицы Чукотского автономного округа неразрывно связана с историей всего нашего северного края.
Когда русские промышленники-землепроходцы проникли на Крайний северо-восток Азии, они обнаружили, что народы Чукотки делятся по хозяйственно-бытовому укладу на две группы: оседлые морские зверобои (эскимосы, сидячие /береговые/ чукчи, кереки) и кочевые оленеводы (чукчи, юкагиры, коряки, эвены). Материальная и духовная культура коренных народов была полностью приспособлена к суровым условиям Арктики.
Толчком к освоению русскими территории Чукотки стало основание Семеном Дежневым и Михаилом Стадухиным Нижнеколымского острога в 1644 году. Именно этот острог станет базой для подготовки многих последующих экспедиций, когда землепроходцы преследовали главную цель "приискание новых неясачных землиц" и "подведение их под высокую государеву руку", налаживание торговли, поиски "заморного рыбьего зуба" и одновременно решали вопросы географических открытий. Так, в 1648-1649 годах Семен Дежнев с «сотоварищами» на судах - кочах, приспособленных к плаванию в северных морях впервые прошел через пролив между Азией и Америкой. После того как остатки разбросанной штормом экспедиции Дежнева выбросило на южное побережье Чукотки, он к январю 1649 года добрался пешком до устья реки Анадырь. Перезимовав здесь, летом с оставшимися 12 членами команды он пошел вверх по реке и в 18 км от современного села Марково заложил зимовье (с 1652 года Анадырский острог). Неоднократные попытки повторить плавание Дежнева с Колымы на Анадырь вокруг Чукотского полуострова оказались безуспешными. Использовалась только сухопутная дорога на Камчатку через Анадырский хребет и острог, открытая в 1650 в результате пешего перехода М. Стадухина и С. Моторы с устья р. Большой Анюй на реку Анадырь.
За 12 лет пребывания на реке Анадырь С.И.Дежнев обложил ясаком (небольшая дань пушниной, которую платили сибирские инородцы «в дар белому царю») жителей среднего течения р. Анадырь. Анадырский острог стал опорным пунктом в освоении Чукотки и Камчатки. Именно отсюда отправлялись экспедиции. В 1697-1699гг. Атласова и Морозко на Камчатку. В 1660 году К. Иванова к Заливу Креста и бухте Провидения. В 1685 году Л. Морозко и И. Голыгина на «корякскую землю» к мысу Олюторский.
Первые российские экспедиции на Чукотку организовывались купцами, завлекавшими с собой казаков, и не носили характера целенаправленной государственной политики. Купцов интересовали, прежде всего, пушнина и моржовый клык. К середине 17 века относятся первые факты меновой торговли русских купцов с чукчами и эскимосами. Попытки Российского государства обложить ясаком коренное население Чукотки часто встречали сопротивление. Вплоть до 1778 года чукчи считались народом «не мирным», пока начальник Анадырского острога майор И. Шмалев не подписал с ними мирного договора.
На конец 17 – 18 века приходится период межплеменных войн на Чукотке. Особенно частыми были военные столкновения между чукчами и коряками. Захват оленьих стад наряду с кочевым оленеводством стал одной из отраслей хозяйства коренных народов, перешедших на стадию «военной демократии» в своём общественном развитии. Более многочисленные чукчи уходили из зон русского влияния и теснили коряков, кереков, юкагиров, искавших защиту у русских.
Открытие богатой соболями Камчатки изменило отношение русских правителей к освоению Северо-востока Евразии. В 1713 году Петр 1 издал указ об отыскании морского пути с Охотского побережья на Камчатку, а в 1725 – о снаряжении Первой Камчатской экспедиции (1725 – 1730 гг.) во главе с Витусом Берингом на поиски пролива между Азией и Америкой и путей к последней. В 1728 году Беринг со своим помощником Алексеем Чирикорвым и командой на судне «Святой Гавриил» прошёл от Камчатки до пролива, впоследствии названного его именем. Одновременно в 1729 году с целью «замирения» чукотских войн и окончательного объясачивания коренного населения была предпринята военная экспедиция под командованием майора А. Шестакова, но его отряд был разгромлен чукчами. В 1731 году подчиненный Шестакова майор Д. Павлуцкий предпринял новый поход. Казаки в сопровождении коряков и юкагиров добрались через реки Анадырь и Белая до Ледовитого океана и вернулись назад, разгромив отряд чукчей. В 1732 года Дмитрий Павлуцкий отправляет на обследование побережья Берингова моря бот «Св. Гавриил» под началом И. Федорова и М. Гвоздева. Они составляют первую карту Берингова пролива, наносят на неё острова Диомида. В последствии несколько раз Павлуцкий предпринимает военные походы с целью окончательно привести чукчей в русское подданство, но они были малорезультативны. В 1747 году на реке Орловка (в 100 км к югу от Анадырского острога) его отряд был разбит, а бежавшего майора чукчи настигли и убили у сопки, называемой ныне Майорской (в окрестностях Марково).
Во второй половине 18 века Анадырский острог, после открытия морского пути на Камчатку, окончательно утратил свое значение и в 1771 году был уничтожен, управление перешло в Гижигу. Однако правительство России предпринимает целый ряд научных экспедиций, целью которых было закрепление и освоение новых территорий, в том числе и Чукотки. Целенаправленное изучение этого края началось еще со Второй Камчатской экспедиции (1735 – 1745 гг.), в работе которой приняли участие Г. Миллер, И. Гмелин, С. Крашенинников, Г. Стеллер и другие выдающиеся ученые. Они собрали первые сведения о народностях крайнего севера, географической среде и фауне региона.
В 1736,1739-1742 предпринимает свои плавания и походы Дмитрий Лаптев. В 1763-1764 годах путешествует по Чукотке, составляя карты, первый ученый-чукча Николай Дауркин. В 1762, а потом 1765 годах отправляется в плавание Никита Шалауров вокруг Чукотского полуострова северо-восточным проходом от устья Лены до мыса Шелагского.
Укреплению русского влияния на Чукотке в значительной мере способствовала гибкая политика русского правительства во второй половине 18 века и развитие торговых отношений с коренными народами. Так, в 1779 году императрица Екатерина II - 11 октября 1779 года повелела "не брать с чукчей никакого ясака в течение 10 лет при условии, если они будут жить мирно с коряками". В 1788 году состоялась первая ярмарка на р. Большой Анюй. Позже официальная ярмарка была переведена на реку Малый Анюй у бывшего Анюйского острога (современный поселок Островное). Сотни оленеводов съезжались сюда, привозя для обмена шкуры песца, лисицы, соболя, выдры, клыки моржа, оленье мясо, тюленьи ремни. Русские торговцы везли табак, чай, железные топоры и ножи, медные котлы и другие товары. Продажа спиртных напитков на ярмарках запрещалась.
С конца XVIII -начала XIX веков на Чукотке начинает обстоятельно обосновываться русское население, появляются поселки Марково, Банное, Оселкино и др. Активно предпринимаются попытки христианизации местного населения, но только лишь среди эвенов эта религия широко распространилась. В 1839 году была построена часовня в пос. Крепость, затем церковь в Марково.
Все развитие северных российских территорий с 1799 по 1867 год курирует специально созданная Российско-Американская компания, которую организовал Г. Шелихов, а возглавил А.А. Баранов.
В 1822 году был издан специальный указ "Об управлении инородцами", где среди других народов были названы и коренные народы Чукотки.
После продажи Александром II Аляски в 1867 году за 7 млн. долларов (по 4,7 цента за гектар) американские торговцы и китобои развернули на Чукотке активную деятельность. Для усиления влияния России на северо-востоке в 1868-1869 годах была организована специальная Чукотская экспедиция под руководством барона Майделя. Ему удалось склонить к присяге на верность русской короне часть зажиточных чукчей.
С 1872г. русское правительство организовало крейсирование военных судов вдоль берегов Чукотки.
В 1883 году чуванец - самоучка Афанасий Дьячков в с. Марково открывает первую церковноприходскую школу на Чукотке.
9 июля 1888 года русским правительством было принято решение о выделении в составе Гижигинского уезда Анадырской округи, первым начальником которой стал Л.Ф. Гриневецкий. В 1889 году он основал на берегу Анадырского лимана пост Ново-Мариинск (ныне город Анадырь). В 1897 г. на Чукотке была проведена первая перепись населения под руководством начальника округи, впоследствии ставшего Приамурским губернатором Н.Л. Гондатти.

Образование Анадырской округи и основание поста Ново-Мариинск.
9 июня (по старому стилю) 1889 года в Анадырский лиман вошел клипер “Разбойник”. На клипере прибыли чины недавно созданной Анадырской округи г-н Л.Ф. Гриневецкий – начальник округи, его помощник г-н Дмитриев, 12 казаков, а также были доставлены строительные материалы, продовольствие и другие грузы. Командовал клипером капитан первого ранга Н.П. Вульф. 21 июля 1889 года закончилось строительство первого деревянного дома на косе Александра. На второй день, 22 июля (3 августа по новому стилю) 1889 года, состоялось освещение дома, над которым был поднят государственный флаг России и произведен салют из бортовых орудий клипера «Разбойник». Освещение дома пришлось на день тезоименитства царицы Марии Федоровны, что и определило название поселения: Мариинск, но, с учетом уже существующих в России населенных пунктов с таким названием, его стали именовать Ново-Мариинск. Пост был основан невдалеке от старинного чукотского селения Въен (с чукот. «вход»), как пограничный пункт, уездный центр, но рос он медленно. Строились здесь в основном казенные и частные торговые склады. Самыми заметными событиями начала ХХ века стали открытие россыпного золота в районе Золотого хребта и строительство в Ново-Мариинске радиостанции в 1912-1914 гг., которая тогда входила в число четырех самых мощных станций России. Её длинноволновые искровые искровые передатчики позволяли поддерживать связь с Петропавловском-Камчатским, Охотском, Номом (штат Аляска).
До октябрьской революции 1917 года Чукотка входила в состав Камчатской области Приамурского края. В конце февраля 1918 года в Камчатской области была провозглашена Советская власть (правда не надолго), а на Чукотке первым органом новой власти стал 1 Ревком Чукотки, который действовал с 16 декабря 1919 года по 31 января 1920. Посланцы Приморской организации РКП (б) Сергей Мандриков и Август Берзинь организовали революционную интернациональную группу, куда входили украинцы, белорусы, русские, ингуш, латыш, чуванцы и представители других национальностей - всего 13 человек. Эта группа свергла власть колчаковской администрации в Анадыре и позже установила Советскую власть в Марково и Усть-Белой.
Ревком организовал закупку угля для бесплатной раздачи малоимущему населению, утвердил расценки и нормы выдачи товаров, установил контроль над работой государственных продовольственных складов, увеличил жалование учителям, национализировал часть товаров русских и иностранных коммерсантов в целях предотвращения голода в Марково и Усть-Белой, ввел всеобщую трудовую повинность. Однако 31 января 1920 года коммерсанты организовали контрреволюционный переворот, позже расстреляв 11 членов Первого Ревкома. Но уже летом того же года власть контрреволюционеров была ликвидирована и организован второй ревком, который возглавил бывший балтийский матрос Василий Михайлович Чекмарев. Затем колчаковцы вновь взяли власть на Чукотке в свои руки. Окончательно Советская власть в регионе была установлена лишь в 1923 году, когда были изгнаны последние отряды колчаковцев.
Образование 16 декабря 1919 году Первого Анадырского уездного ревкома, открыло новую страницу в истории города. Проживало в нем к этому времени около 300 человек. Продержалась тогда советская власть недолго, 31 января 1920 года произошёл переворот, организованный торговцами, а в начале февраля ревкомовцы были расстреляны. Но уже 1 августа 1920 года новый орган народно-революционной власти – Анадырский уездный исполком – приступил к переустройству жизни поселка.
С ноября 1920 по март 1921 года Камчатская область находилась в составе Дальневосточной республики, где шла борьба за установление советской власти. С ноября 1922 года Дальневосточная республика была преобразована в Дальневосточную область РСФСР. На Чукотке действовали ревкомы. 4 января 1926 года был образован Дальневосточный край с переходом от губернского и уездного деления на окружную районную систему. Уезды были реорганизованы в районы: Анадырский и Чукотский. Они вошли в состав Камчатского округа.
10 декабря 1930 года Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление" Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера". Согласно этому постановлению был образован и Чукотский национальный округ с временным окружным центром на Чукотской культбазе (залив Лаврентия). Фактически уже в 1931 году столицей округа окончательно стал Анадырь.
Долгое время пост, потом поселок, был известен под двумя названиями: Ново-Мариинск и Анадырь. Решение о переименовании населенного пункта в Анадырь неоднократно принималось разными административными органами, пока не утвердилось оно окончательно в 1924 году постановлением Камчатского губревкома. Свое название город унаследовал от Анадырска (Анадырского острога), основанного на реке еще в середине 17 века казаками-первопроходцами.
Развитие Анадыря связано с развитием административно-территориального устройства Чукотки. С 1927 года он центр Анадырского района. После образования Чукотского национального округа в 1930 году, практически сразу, Анадырь становится столицей округа. Здесь в начале 30-х гг. появляются первые на Чукотке промышленные предприятия – рыбоконсервный завод, в ведение которого входили и Угольные копи, расположенные на левом берегу Анадырского лимана. Для подготовки кадров из местного населения в 1939 году в Анадыре открыто первое средне специальное учебное заведение – педагогическое училище, в котором начинали своё обучение многие знаменитые учителя, литераторы, ученые, общественные деятели Чукотки.
20 октября 1932 года Камчатский округ был реорганизован в область, которая при разделении Дальневосточного края 20 октября 1938 года на Хабаровский и Приморский вошли в состав Хабаровского края. Чукотский национальный округ оставался в составе Камчатской области.
20 июня 1924 года ВЦИК создан Комитет содействия народностям северных окраин под руководством Смидовича. 27 июня 1927 создано Акционерное Камчатское Общество (АКО) для развития экономики и завоза продовольствия в северные регионы, а в начале 1930 года был образован Чукотский окружной Интегралсоюз.
К 1928-1936 гг. относится становление авиации Чукотки, главными аэродромами стали мыс Северный /Шмидта/ и Анадырь.
Летом 1930 года организован первый оленеводческий колхоз из объединившихся кочевых групп, живущих на Земле Гека.
В 1931 в округе созданы первые учреждения культуры Окружной музей в Анадыре и Уэленская косторезная мастерская.
В 1932 году прошла первая Всероссийская конференция по развитию языков и письменности народов Севера, после чего были созданы комитеты нового алфавита народов Севера. 8 октября 1933 года вышел в свет первый номер окружной газеты "Советская Чукотка" /ныне "Крайний Север"/, позже стало издаваться специальное приложение на чукотском языке.
Огромную роль в развитии экономики Чукотского округа сыграла организация 17 декабря 1932 года Главного управления Северного морского пути /ГУСМП/, которое занималось промышленным и геологическим освоением Чукотки. Под его эгидой создавались полярные станции, порты, аэродромы, промышленные предприятия; велись гидрографические и геологические работы. Для освоения Северного морского пути в 1933-1934 гг. организован ледокольный поход теплохода "Челюскин". Руководил экспедицией О.Ю. Шмидт.
27 февраля 1937 года приказом Наркомзема РСФСР была создана Чукотская землеустроительная экспедиция, которая выделила земли под хозяйственную деятельность отдельных колхозов и предприятий, провела районирование. По данным этой экспедиции численность населения округа в 1938 году составила 18390 человек, из них 12101 – чукчи, 1280 – эскимосы, приезжих – 3020. В окружном центре поселке Анадырь проживало 3,3 тысячи человек.
12 декабря 1937 года на Чукотке были проведены первые выборы в Верховный Совет СССР. Первым депутатом в Совет Национальностей от Чукотки стал чукча Тевлянто, одновременно работавший председателем окрисполкома.
1 октября 1939 года было открыто Анадырское педагогическое училище для подготовки специалистов из числа жителей Чукотки.
В годы Великой Отечественной войны Чукотка оказала огромную помощь стране в деле победы над фашизмом. Призывники из чукотских поселков принимали участие в боях на фронтах. Чукотка давала необходимый для обороны металл - олово. В августе 1941 года был создан Чаун-Чукотский горнопромышленный комбинат. Активно стала развиваться угольная промышленность. За годы войны было добыто на Анадырском месторождении и в бухте Угольной 199,4 тыс. тонн угля. Анадырский рыбокомбинат за годы войны поставил фронту 8 млн. банок консервов, при том значительная часть продукции шла на удовлетворение нужд округа, ведь завоза продуктов с материка не осуществлялось.
В начале 50-х гг. на Чукотке была завершена коллективизация оленеводства и морзверобойного промысла, началась компания по преобразованию колхозов в совхозы, длившаяся до 1975 года.
28 мая 1951 года решением Президиума Верховного Совета РСФСР был выделен в непосредственное подчинение Хабаровскому краю. С 3 декабря 1953 года Чукотский национальный округ вошёл в состав Магаданской области.
Анадырь стал быстро расти и развиваться с конца 50-х гг. Здесь появился морской пункт, ставший в 1961 году крупным морским портом, через который завозятся все необходимые грузы, и строительные материалы для первых деревянных двухэтажных домов на высоком правом берегу лимана. Поселку становится тесно на исторической косе Александра, он шагнул через реку Казачку на возвышенную часть тундры.
12 января 1965 года по указу Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Анадырь получил статус города. В нем получила развитие пищевая промышленность, строительная индустрия. В его силуэте стали привычными четырех, пятиэтажные дома. С каждым годом Анадырь благоустраивается и радует взгляд жителей разноцветными фасадами домов. Здесь находятся все административные и правительственные учреждения округа, окружная больница, несколько средних специальных и филиалы высших учебных заведений. Основой энергетики города является теплоэлектроцентраль, с 1987 года работающая на полную мощность. Развивается в городе связь, первая телефонная станция на 40 номеров вступила в строй в 1964 году. Сейчас автоматическая телефонная станция обеспечивает связь со всеми уголками нашей страны и зарубежа. С 1972 года Анадырская наземная станция сверхдальних космических передач системы «Орбита» обеспечивает показ программ Центрального телевидения. Анадырский телецентр, ныне преобразованный в государственную телерадиокомпанию «Чукотка» был создан еще в 1967 году.
По конституции СССР 1977 года национальный округ стал автономным.
В 70-е и 80-е годы продолжается развитие ведущих отраслей хозяйства на Чукотке, происходят перемены в культурной жизни округа. 7 августа 1968 года был создан первый профессиональный чукотско-эскимосский ансамбль "Эргырон" ("Рассвет" в переводе с чукотского).
9 декабря 1970 года округ награжден орденом Трудового Красного Знамени, а 29 декабря 1972 года орденом Дружбы Народов.
В 1973 году в Анадырском районе обнаружены первые признаки нефти, но разработки месторождений начались лишь совсем недавно.
В 1992 году, после выхода Чукотки из состава Магаданской области и получения статуса самостоятельного субъекта Российской Федерации, Анадырь вновь получил статус города окружного подчинения, которым обладал и ранее до 1957 года.
Анадырь является не только административным, но и культурным, научным центром округа. Здесь работает несколько научных учреждений, окружная библиотека им. Тан Богораза, Национальный Колледж Искусств, самобытные национальные ансамбли «Эргырон» и «Чукотка». Совсем недавно закончена реконструкция кинотеатра «Полярный».
Много памятников истории и искусства находятся в городе. Мемориал Первому Ревкому Чукотки скульптора В.Е. Королева. Дворец Детского Творчества, созданный архитектором Антонио Михе и инженером М. Галаховым, сданный в 1974 году. Деньги на его строительство собирала пионерия всей страны. Здания начала ХХ века, сохранившиеся на месте основания города – Косе Александра, где ныне реконструирована старая часовня и действует церковь «Храм Преображения Господня».

Природа Анадыря и его окрестностей
На климат окрестностей Анадыря оказывает большое влияние Анадырский залив Берингова моря. Погода здесь очень изменчива, часто дуют муссонные ветры с моря. Под влиянием южных ветров нередко наблюдаются наводнения, особенно поздней осенью. Из других особенностей климата необходимо назвать часто меняющееся атмосферное давление. Среднегодовое количество осадков 445 мм. Среднегодовая температура в Анадыре – 7,4 гр. С. В 2001 году самая низкая зимняя температура была зафиксирована 26 декабря – 39,6 градусов, а самая высокая летняя 21 июля + 24 градуса.
Анадырь и его окрестности относятся к подзоне бескустарниковой тундры. Характер растительности здесь также определяется близостью моря и жесткими ветрами. У города в тундре растут лишь карликовые деревья, редкие кустарники, а весной она поражает яркими красками распускающихся цветов рододендронов, маков, Иван-чая, полярной сирени, багульника. Летом и осенью тундра радует горожан обилием грибов и ягод: морошки, голубики, шикши, брусники. Старожилы Анадыря уверяют, что самые грибные и ягодные места в районе двух сопок Дионисия и Михаила, которые находятся в нескольких километрах от города. Из культурных насаждений на улицах города прижилось несколько видов кустарников, ольха, тополь, ива. Энтузиасты выращивают помидоры, капусту, огурцы в теплицах, а редис, салат в открытом грунте, недалеко от города в местечке, названном «дачи».
Множество пернатых обитателей слетаются в окрестности города весной – чайки (моевка, серебристая и бургомистр), поморники, полярные крачки, несколько видов куликов. Зимуют здесь куропатки, пуночки, полярные совы, сороки, на морских судах добрались сюда и воробьи, радовать своим щебетаньем горожан. На птичьем базаре острова Алюмка, что рядом с городом, селятся ипатки, топорки, чистики, берингийские бакланы. Во время экскурсии по окрестностям Анадыря сотрудники музея поведают Вам множество старинных легенд о горе Дионисия и острове Алюмка, название которого с чукотского языка переводится как «кусок чего-то спутавшегося».
Обитают в окрестностях города горностаи, ласки, песцы, встречаются бурые медведи, а иногда заходят и белые. Но больше всего гостям города запоминаются встречи с еврашками (длиннохвостыми сусликами). Эти забавные зверьки почти ручные, не стесняются клянчить хлебные крошки у грибников и ягодников.
Замечательная рыбалка у берегов Анадырского лимана. Летом на сетку ловят по лицензиям лососевых рыб, нельму, щуку, удочками - сижка, корюшку. Но корюшку жители города предпочитают ловить из подо льда, на блесну зимой, потому что она в это время года крупная, жирная, с икрой и благоухает огуречным запахом. В конце апреля ежегодно на льду лимана устраивают соревнования по вылову этой рыбки «Корфест». Из обитателей вод лимана всегда привлекают внимание туристов белухи со своими детёнышами, устраивающие целые танцевальные представления, и арктические тюлени (нерпочки, как их ласково называют на Чукотке), которые высовывают свои любопытные мордашки возле сетей рыболовов и целыми группами окружают катера, перевозящие пассажиров на другой берег лимана.

Основные даты истории Чукотки
XXX – V111 тыс. до н. э. – древнейшие палеолитические следы человека на Чукотке.
11 – 1 тыс. до н.э. – распространение по Чукотке культуры охотников на дикого оленя.
Конец 11 тыс. до н. э. – начало формирования эскимосской культуры морских охотников.
1644 г. – основание Нижнеколымского острога.
1648 – 1649 гг. – плавание С. Дежнева и Ф. Попова вокруг Чукотского полуострова с р. Колымы на р. Анадырь.
1652 г. – строительство Анадырского острога.
1728 г. – плавание Витуса Беринга к берегам Чукотки и проливу Беринга.
1771 г. – Ликвидация Анадырского острога.
1778 г. – И.С. Шмалев заключает мирный договор с чукчами.
1778 г. – плавание Дж. Кука к мысу Рыркайпий.
1883 г. – открытие первой на Чукотке церковноприходской школы в с. Марково А.Е. Дьячковым.
1888 г. – организация Анадырской округи.
1889 г. – основание поста Ново-Мариинск Л.Ф. Гриневецким (ныне г. Анадырь).
1897 г. – проведена первая перепись населения на Чукотке начальником округи Н.Л. Гондатти.
1909 г. – создание Чукотского уезда с центром в бухте Провидения. В 1912 г. уездный центр перенесен в с. Уэлен.
1914 г. – открытие первой на Чукотке радиостанции.
16 декабря 1919 г. – Первый ревком Чукотки взял власть в свои руки.
2, 8 февраля 1920 г. – расстреляны члены Первого Ревкома Чукотки.
1924 г. – создан Комитет содействия народностям северных окраин при ВЦИКе.
7 октября 1925 года образованы Анадырский и Чукотский районы.
Август 1928 г. – организована Чукотская культбаза (зал. Лаврентия).
10 декабря 1930 г. – создание Чукотского национального округа.
17 декабря 1932 г. – создано Главное управление Северного морского пути (ГУСМП).
22-28 апреля 1932 г. – 1 Чукотский окружной съезд Советов.
10 июля 1933 г. – организован Чаунский район.
28 октября 1933 г. – вышел первый номер газеты «Советская Чукотка» (ныне «Крайний Север»).
1933 – 1934 гг. – экспедиция под руководством О.Ю. Шмидта по Северному морскому пути на теплоходе «Челюскин».
1 октября 1939 г. – открыто Анадырское педагогическое училище.
1941 г. – открытие первого прииска «Пыркакай» и рудника «Валькумей» по добыче олова в Чаунском районе.
18 мая 1951 г. – Указом Президиума Верховного Совета РСФСР округ выведен из подчинения Камчатской области и передан Хабаровскому краю.
3 декабря 1953 г. – Образование Магаданской области, в состав которой вошел Чукотский национальный округ.
1954 г. – образован Иультинский район.
1957 г. – образованы Беринговский и Провиденский районы.
1958 г. - добыто первое промышленное золото на р. Ичувеем.
15 февраля 1960 г. – организованы первые совхозы: «Марковский», «Анюйский», «Канчаланский».
1960 г. – упразднен Марковский район.
1961 г. – Восточно-Тундровый район переименован в Билибинский.
12 января 1965 г. – пос. Анадырь получил статус города.
6 апреля 1967 г. – поселок Певек получил статус города.
1967 г. – Анадырский телецентр провел первую телепередачу.
7 августа 1968 г. – геологи Анадырской комплексной экспедиции обнаружили месторождение газа, имеющее промышленное значение.
21 сентября 1969 г. – перезахоронение членов Первого Ревкома Чукотки в Анадыре.
7 декабря 1970 г. – дала ток первая в Заполярье плавучая электростанция «Северное сияние».
9 декабря 1970 г. – округ награжден орденом Трудового Красного Знамени.
31 декабря 1970 г. – введена в эксплуатацию Билибинская телевизионная станция «Орбита».
15 марта 1972 г. – принята в эксплуатацию Анадырская телевизионная станция «Орбита».
29 декабря 1972 г. – округ награжден орденом Дружбы народов.
28 января 1973 г. – в Анадырском районе обнаружены первые признаки нефти.
1973 г. – образован Шмидтовский район.
12 января 1974 г. – первый блок Билибинской атомной электростанции дал ток.
24 августа 1974 г. – в Анадыре открыт Дворец пионеров (ныне Дворец Детского творчества) средства на строительство которого, собирала пионерия всей страны.
1977 г. – округ получил статус автономного.
Февраль 1979 г. – начались регулярные беспосадочные пассажирские авиарейсы Москва -Певек.
Январь 1980 г. – первый рейс самолета Ту-154 Москва – Анадырь.
Февраль 1983 г. – первый беспосадочный рейс самолета Ил-62 по маршруту Москва – Анадырь.
1989 г. – город Анадырь стал побратимом городу Бетл (Аляска).
1992 г. - Чукотский автономный округ стал самостоятельным субъектом Российской Федерации.

Работы последних лет (Ainana et al., 1999; 2000; 2001; Mymrin, 2000, и другие) показывают, что основу жизнеобеспечения коренных жителей Чукотского полуострова составляют ресурсы дикой природы, добываемые и используемые коренными жителями традиционными способами.

В последние два-три года перечень видов, используемых традиционными промыслами, включает гренландского и серого китов, белуху, моржа, лахтака, акибу, ларгу. В ряде сел регулярно добывается белый медведь.

Второе место в жизнеобеспечении коренных жителей занимают рыбы, и среди них в основном морские и анадромные виды рыб. На первое место среди рыб, вероятно, нужно поставить полярную тресочку (сайку), ловом которой (при массовом подходе к берегам) занимаются все жители сел, от детей до глубоких стариков.

На втором месте (по объему вылова) следует поставить гольца. Этот вид ловится в море, в устьях рек и лагунах вдоль Чукотского побережья повсеместно. Период лова определяется временем летнего нагула гольцов, спускающихся в море в мае-июне и возвращающихся в реки в августе-сентябре, т. е. около трех месяцев. В зимнее время в реках гольца ловят значительно меньше.

Среди лососей в значительных количествах вдоль побережья ловится горбуша, в меньших количествах - кета. Еще меньше и не везде жители побережья ловят нерку, кижуча. Единично ловится чавыча.

Из чисто морских рыб в значительных количествах добывается навага. Ее, как правило, ловят в ледовый период. Всюду в небольших количествах ловятся камбала, бычок. В ряде мест берут корюшку, мойву, треску и ряд других морских видов.

Кроме перечисленных видов, в реках и озерах ловят ряд пресноводных видов рыб.

Важное значение в питании коренных жителей играют беспозвоночные. Ловят, а чаще собирают на берегу, разные виды крабов (синий краб, полярный краб), несколько видов моллюсков, асцидии. В значительных количествах во всех селах побережья жители используют в питании тела моллюсков, взятых из желудков добытых моржей.

Коренные жители побережья в больших количествах используют в пищу несколько видов морских водорослей, называемых общим собирательным словом "морская капуста". Каждый житель в течение года использует десятки килограммов (в сыром весе) морской капусты.

Из наземных животных наиболее часто добываются заяц-беляк, лисица, росомаха, волк, бурый медведь. Добыча этих видов чаще всего ведется в прибрежной части.

При отсутствии федеральной и региональной поддержки в обеспечении работой и основными продуктами питания коренное население Чукотского полуострова занимается самообеспечением. Основную роль в питании жителей в последние годы играют морские млекопитающие, а среди них моржи, киты (серый кит, в меньшей степени - гренландский кит) и несколько видов тюленей. Все киты и ластоногие добываются с местных плавсредств (лодки, вельботы, кожаные байдары). Из оружия используются карабины и ручные гарпунные пушки, полученные в качестве гуманитарной помощи от китобоев Аляски.

Жир и мясо морских зверей обладает высокой калорийностью. Исторически организм коренного населения приспособлен к питанию белками и жирами морских зверей, и острая физиологическая востребованность в этой пище остается всегда, даже при наличии европейской пищи. Мясо используется в пищу в сыром, вареном, мороженом, вяленом виде. Существует ряд оригинальных способов заготовки и хранения мясо-жировой продукции морских млекопитающих. От добытых животных в питании используется почти все, за исключением костей, некоторых частей кишечника и некоторых других органов.

Способы заготовки и использования различных видов рыб, занимающих важное место в питании населения, не отличаются особой оригинальностью и широко известны. При наличии соли лососи засаливаются для хранения и использования зимой. Часть рыбы, при наличии холодильников и мерзлотников, замораживается. Широко распространен способ хранения рыбы путем ее вяления без соли.

Авиаучетные работы в Анадырском заливе, проведенные в 80-х и 90-х годах Магаданским отделением ТИНРО, наши собственные авиаучеты в 80-х годах показали, что в Анадырском заливе на зимовке находятся крупные группировки моржей, численность которых превышает 50 тысяч голов. Здесь же отмечены скопления белухи, гренландские киты, белые медведи. По данным МО ТИНРО численность акибы здесь превышает 125 тысяч особей. Здесь же зимуют десятки тысяч лахтаков, ларга и крылатка. Высокая численность китов и ластоногих обусловлена высокой плотностью кормовых объектов для всех видов морских млекопитающих.

В весенние и осенние месяцы в Анадырском заливе отмечены скопления горбачей и малых полосатиков. Вдоль побережья от мыса Беринга до мыса Чукотского в безледовый период отмечаются сивучи, образующие ряд береговых залежек на этом участке побережья.

Зверобои-наблюдатели из прибрежных сел Анадырского залива, выполняющие программу наблюдений за морскими млекопитающими, в 1999 и 2000 годах в осенние месяцы отмечали группы рыболовных судов у побережья Чукотского полуострова в Анадырском заливе.

10 августа 2000 года наблюдатели из села Энмелен зафиксировали, что у мыса Чирикова находилось 10 рыболовных судов. В период с 25 по 30 августа в этом же районе ежедневно находилось 5-6 рыболовных судов. 21-22 сентября 2000 года в этом же районе отмечено 4 рыболовных судна. 12 октября 2000 года шесть рыболовных судов находилось в районе от мыса Беринга до мыса Чирикова. Наблюдатели из села Нунлигран отметили на борту рыболовных судов иероглифы. По сведениям районной инспекции рыбоохраны, промысел рыбы вели корейские суда.

Необходимо отметить, что в районе мыса Чирикова на косе Редькина находится крупнейшее в России лежбище моржей, где численность животных в летне-осеннее время достигает от 5-10 тысяч до 20-30 тысяч в разные годы.

Сходная картина нахождения рыболовных судов и, вероятно, ведение промысла в Анадырском заливе и непосредственно в прибрежной зоне Чукотского полуострова наблюдалась в 1999 году.

Газета Чукотского автономного округа "Крайний Север" в 2000 году неоднократно публиковала информацию о планах администрации округа развивать судовое промышленное рыболовство в прибрежной зоне Чукотки. Для этих целей специально закуплены краболов, креветколов, траулер, - всего четыре или пять судов. Как видим из материалов выше, при этом не ограничивается промысел и сторонних судов и компаний. Властями делается ссылка на федеральное законодательство об исключительном праве субъекта федерации (в данном случае, Чукотского АО) на рыбные и другие водные ресурсы в 12-мильной прибрежной зоне. При этом власти забывают, как всегда, о праве коренных народов на жизнь и выживание за счет этих же морских ресурсов.

Не вызывает сомнения, что в мелководном Анадырском заливе, где глубины составляют от 20–40 до 60–80 метров, в считанные годы при существующем рыболовном рвении и отсутствии разумных и законодательных тормозов основные ресурсы рыб и беспозвоночных будут подорваны. Что произойдет с местными ресурсами рыб, как будут существовать многие виды морских млекопитающих, для которых Анадырский залив является своеобразным домом (здесь происходит массовая щенка лахтака, акибы, ларги, части популяции крылатки, моржа), видимо, никого не интересует. Уже в 2000 году местное береговое население Чукотского полуострова испытывало трудности с ловом рыбы. Чукотское отделение ТИНРО не задумываясь выдает, по существу, не ограниченные рекомендации на лов рыбы и других морепродуктов. Кстати, в прошлые десятилетия в Анадырском заливе промысел рыбы не проводился.

Экономическое разорение народа Чукотки может дополниться разорением ресурсной базы существования людей. В этой ситуации людям не останется никакого выбора в жизни.

Району с богатейшими в мире ресурсами морских млекопитающих, сохранившейся морзверобойной культурой коренного населения, грозит опасность.

Для предотвращения грядущей катастрофы необходимо принять меры к недопущению промысла рыбы и беспозвоночных в Анадырском заливе (севернее 62 градуса северной широты). Данная акватория должна сохраняться как район нагула, деторождения и зимовки многих видов морских млекопитающих, часть из которых находится в угрожающем состоянии. А также как район с ресурсами морских млекопитающих, рыбными и другими ресурсами, жизненно важными для жизни и традиционной занятости коренного населения Чукотки. К слову, часть ресурсов морских млекопитающих Анадырского залива используется населением ряда береговых поселков Аляски.

Коренным жителям Чукотки предстоит пережить в своей истории очередной натиск современных варваров, оснащенных по последнему слову техники для уничтожения природных ресурсов. Предстоит большая и трудная работа по сохранения уникального природного комплекса Берингии.

И ещё одно уникальное туристическое предложение для активных путешественников желающих увидеть Чукотку. Путешествие на мыс Всех ветров, мыс Наварин.

Это путешествие вариативное: его можно совершить на лодке или пройти пешком. Как всё это будет выглядеть читаем ниже.

Регион : Чукотка, Анадырский район

Даты заездов:

27 августа (прилёт в г.Анадырь) - 12 сентября (вылет из г.Анадыря)
12 сентября (прилёт в г.Анадырь) -27 сентября (вылет из г.Анадыря)

Количество участников : до 10 человек (минимальное количество участников группы 5 человек)

Уровень сложности : при путешествии на лодке - минимальный опыт участия в походах, при путешествии пешком - обязательный опыт участия в многодневных походах.



Тип передвижения : моторная лодка, пешком, на автомобиле

Характер местности : горные и кустарниковые тундры, морское побережье

Километраж : при путешествии на лодке: 160 км. на моторной лодке + 50 км. пешком.
при путешествии пешком - 250 км.

Населённые пункты Чукотки в которых мы побываем: г.Анадырь, п.Угольные Копи, п.Беринговский и заброшенные поселения: Беринговский-1, Зареченск, метеостанция бухта Гавриила.



Описание путешествия : Путешествие на Чукотку, начинается в г.Анадырь - столице Чукотского АО. Анадырь поражает гостей красками - сказочный город, разноцветный, маленький, уютный. В Анадыре есть всё для самого прихотливого путешественника: комфортные гостиницы, многочисленные рестораны, кинотеатр, музей, самый большой в мире деревянный православный храм построенный на вечной мерзлоте, самый большой в мире монумент Николаю Чудотворцу и многое другое. Но конечно не за этими благами цивилизации вы будите лететь на самолёте почти 8 часов.

Мы с вами отправляемся на север Корякского нагорья, в п.Беринговский. Корякское нагорье - одно из самых живописных мест для путешествий в России. Осень в этих краях - настоящий фейерверк красок. Для людей искушённых походной романтикой пешеходный маршрут доставит истинное удовольствие. Горные реки и тундры живописны и фантастически пейзажны, особенно когда оказываешься на горных озёрах. 100 километровый маршрут до бухты Гавриила, где находится заброшенная полярная метеостанция, мы преодолеем за 5 дней.

Те же кому не по душе многокилометровые переходы, отправятся в бухту Гавриила на моторной лодке. Живописнейшие берега, отвесные скалы с многочисленными птичьими базарами, Берег разбитых кораблей, в районе мыса Военных топографов, никого не оставят равнодушными. Это уникальное и восхитительное зрелище. Добравшись до метеостанции, группа проведёт несколько дней в домике в ожидании пешеходных участников, наслаждаясь восхитительными видами и наблюдая за миграцией китов.

Далее наш совместный путь лежит на мыс Наварин, самое штормовое место России. Мы посетим великолепный по месту своего расположения маяк, построенный 30 лет назад, увидим и порыбачим в речках лосося идущего на нерест.

Но всё это великолепие всего лишь прелюдия перед, по-настоящему завроживающему зрелищу. Глубоко вдающийся в море полуостров заканчивается горой Гейдена. Пологая с материковой части пятисотметровая гора обрывается к морю вертикальными скалами. Лежа на уступе скалы можно часами наблюдать за полётами птиц и смотреть на оглушающий морской прибой. "Между небом и землёй" - вот самая точная характеристика, которую испытывает человек в этих местах. Ради нескольких часов на мысе Наварин, стоит ехать и идти сотни километров. Человек полностью далёкий от орнитологии и наблюдениями за птицами, в этом месте сможет осознать всю красоту их свободного парения, потому что птицы здесь всюду: сверху, сбоку, снизу, кажется стоит протянуть руку и ты их достанешь.

Не менее зрелищен океан покрытый густыми облаками, в котором как островки торчат верхушки далёких мысов. Это путешествие смело можно назвать путешествием в страну прекрасного.


Уникальные возможности:
- увидеть самый большой деревянный православный храм построенный на вечной мерзлоте (в г.Анадыре)
- сфотографироваться около самого большого в мире монумента Николаю Чудотворцу (г.Анадырь)
- побывать в самом штормовом районе России, мысе Навари (Мыс Всех ветров)
- поймать хариуса и гольца на спиннинг
- побывать на самой южной полярной метеостанции "Бухта Гавриила" (заброшенная)
- увидеть один из самых крупных птичьих базаров Чукотки (до 1 млн. птиц) в районе мыса Наварин
- совершить путешествие на морских моторных лодках вдоль побережья Чукотки, увидеть Берег разбитых кораблей (для тех кто пойдёт маршрут на моторных лодках)
- наблюдать медведей, черношапочных сурков, китов
- сфотографироваться возле единственного на Чукотке локомобиля



Стоимость участия : 120 тысяч рублей для участников пешеходного маршрута и 160 тысяч рублей для путешествующих на лодке. В стоимость тура входит приобретение билетов по маршруту Анадырь-Беринговский-Анадырь, экспедиционное питание, проживание в г.Анадырь, п. Беринговский, тур.оборудование: палатка, средства экстренной связи, костровое и иное снаряжение, аренда морского и автомобильного транспорта.
В стоимость не входит оплата билетов до г.Анадыря, питание в г.Анадыре и п.Беринговском.

Условия участия : Заявку на участие нужно направить на электронную почту: [email protected]
После подачи заявки необходимо внести предоплату в размере 50% от участия в путешествии. Предоплата должна быть внесена до 1 апреля 2016 года. Это обязательное условие, т.к. в этот период необходимо выкупать билеты на местные авиарейсы. Остальную стоимость вы оплачиваете по прибытию в г.Анадырь.




Вопрос : что делать если я определился с желанием отправиться в путешествие после 1 апреля 2016 года?
Ответ: возможность попасть в путешествие у вас есть, но стоимость его участия возрастает на 20%.

Вопрос : если я внёс предоплату, но в дальнейшем вынужден отказаться от участия в путешествии?
Ответ : сумма предоплаты вам будет возвращена, за вычетом 10% стоимости тура, что является организационным сбором.

Вопрос: может ли путешествие быть отменено?
Ответ: может, если количество участников будет меньше 5 человек. Об отмене тура вы будите проинформированы не менее, чем за 30 дней до его начала. Предоплата в этом случае возвращается полностью.

Вопрос: Как попасть в Анадырь?
Ответ: в Анадырь можно попасть прямым авиарейсом из Москвы - авиакомпания "ЮТэйр", а также авиарейсами из Хабаровска, Якутска и Магадана - авиакомпания "Якутия". Последние три направления субсидируемые и билет из Хабаровска, Якутска и Магадана до Анадыря стоит 8000 рублей. Таким образом, иногда дешевле лететь стыковочными рейсами из Москвы через Хабаровск(Якутск или Магадан) в Анадырь.
Кроме этих вопросов у вас появится еще масса других, в том числе по экипировке, погоде, питании и т.п. вещах. На все эти вопросы вы получите обстоятельные индивидуальные ответы по электронной почте.

Если вы давно хотели уехать подальше от цивилизации и забыть о существовании интернета, то вы пришли по адресу. В данном посте автор подробно расскажет вам о путешествиях по Чукотке, даст пару советов и подскажет несколько интересных маршрутов.

Время
На Чукотке нет времени. В смысле его не то чтобы нет вообще. Оно есть, но измеряется оно здесь не в часах и минутах, а в днях пути, промежутках между питанием, совершенными делами и еще бог весть в чём. Чем интереснее путешествие, чем больше вы хотите увидеть достопримечательностей и диких животных, тем больше вам понадобится "классического механического времени". Простая и вместе с тем чрезвычайно сложная для человека " с материка" аксиома. К примеру, для того, чтобы добраться до районного центра может понадобиться больше недели, и уж не известно сколько времени нужно, чтобы потом из районного центра добраться до какого-нибудь национального села. В этом году в Провидения я ждал самолёт неделю, не дождался и уехал на теплоходе. А самолёт вылетел в Анадырь только на 11-й день. Бороться со временем не возможно, надо учиться уметь ждать.
Другая ипостась времени во время путешествия по Чукотке - это его растяжимость. Уже через два дня (если вы не находитесь в населенных пунктах) вы перестанете воспринимать дни недели, они вам просто станут не нужны, а еще через несколько дней и вовсе потеряете счет календарным цифрам. В силу того что летом на Чукотке полярный день, а окружающее пространство настолько сильно отличаться от всего, чем вы жили до этого, ваши биологические часы будут говорить, что в сутках у вас 28, 35 или даже 48 часов.
Реплика из жизни чукотских туристов: "Что? Это было позавчера? А я думал неделю назад".

Погода.
Главным действующим "лицом" на Чукотке является погода. Это она решает поедете вы, или будете проклинать сервис и безделье в аэропорту или гостинице. Чукотская погода, очень капризная девушка. Может меняться по несколько раз на дню. Особенно капризная она на восточной Чукотке (Провиденский, Чукотский, Иультинский районы) и в бывшем Беринговском районе. Непогода на востоке Чукотки по большей частью связана с туманами и облачностью, при которой авиация не летает. В этом случае путешествие на теплоходе, единственный выход своевременно попасть туда или оттуда. В Беринговском, к облачности добавляется ветер. Именно там (мыс Наварин) находится самое ветреное место не только Чукотки, но и всей России. В континентальной Чукотке (Билибино, Марково) лётная погода есть почти всегда, но там очень холодно зимой (за -50) и очень (по местным меркам) тепло летом (за +20). В Певеке с погодой, дела обстоят значительно лучше, чем в Анадыре, но "южак" (ветер дующий со скоростью 30-40 м/с) может заставить сидеть вас дома пару-тройку дней. Анадырь не самое морозное и не самое ветреное место на Чукотке, но когда эти показатели соединяются даже в своих средних показателях становится очень мерзко. Зимой почти всегда ветер 5-10 м/с и температура (25-35 градусов).Летом (июль-август) средняя температура 15 градусов, но ветер всё тот же 5-10 м/с.
Реплика из жизни чукотских туристов:
- Почему мы не летим?
- Погода в пункте прибытия плохая.
- А сколько до него?
- 230 км.
- Такого быть не может. У нас ведь солнце светит, жара (+27 на солнце), ты наверное что то не договариваешь.

Мне было трудно объяснить (так и не сумел), что 200 км. на Чукотке это уже другой мир. В Анадыре может стоять отличная, почти безветренная погода, а в аэропорту (в 20 км.) дуть пурга. Зимой я ехал на "Урале" по дороге из Амгуэмы в Эгвекинот (90 км.). В точке "А" погода отличная, в точке "Э" погода хорошая, а посредине пути мы попали в пургу и вернулись обратно. Фактор погоды всегда нужно иметь в виду, когда планируешь путешествие по Чукотке. Если время для путешественника имеет значение, то количество дней своего маршрута нужно делить на 2. Одна часть активное путешествие, вторая часть "на дорогу".
В целом, современным путешественникам, туристам и просто людям посещающим Чукотку с погодой очень повезло. 25-30 лет назад, Чукотка была значительно "суровее". Пурги сильнее, зимы снежнее, морозы крепче, лето холоднее. Есть плюсы от глобального потепления.
По Чукотке лучше всего путешествовать с июля по первую половину сентября, назовём это летним сезоном. И с апреля по первую половину мая - зимний сезон. Для любителей фотографии на Чукотку надо ехать с конца августа по первую половину сентября. Безумству красок нет предела. Нужно предельно ясно понимать, что любители хорошей погоды, должны ехать куда угодно, только не на Чукотку. И даже в наиболее благоприятные для путешествия месяцы могут быть ненастными.
Из личного опыта: В один год в середине июня, после того как растаял снег, в Провидения пошёл дождь. В сентябре он прекратился и пошёл снег.

Пограничная зона
Если вы думаете, что вы гражданин России и можете свободно перемещаться по своей стране, я вас огорчу. По стране можете, по Чукотке нет. На территории Чукотского АО введен особый пограничный режим. Слово "введён" не должно никого вводить в заблуждение. Его ввели не вчера, просто еще не отменили с советского времени. Здесь, и частично здесь, я уже высказывался по поводу особого режима въезда на территорию Чукотки. Расскажу с практической точки, как въезжать.
Мы, жители Чукотки, при въезде предъявляем паспорт, в котором на страничке регистрации стоят заветные буквы "ПЗ" (пограничная зона), которые и делают наше пребывание на территории легитимным. Также свободно, можно приехать гражданам, находящимся в командировке по предъявлению командировочного удостоверения. Что самое интересное, при въезде его проверяют, при выезде нет. Все остальные граждане могут приехать на Чукотку по туристической путевке или по приглашению частного лица, оформленного в Пограничном управлении. Право на оформление турпутевок имеют туроператоры зарегистрированные в Чукотском АО. Сегодня компаний-туроператоров на Чукотке 3, в их числе та, в которой я работаю (разумеется, самая лучшая).

Транспорт
Добраться до Чукотки можно только на самолёте. Можно, конечно в летний период на сухогрузе из Владивостока, но это не регулярные перевозки, а уже отдельное приключение.
Прилететь на Чукотку "извне" можно в 3 аэропорта:
1) В Анадырь. Четыре раза в неделю из Москвы. Это самое распространённое направление для прилёта на Чукотку. Проблем с авиабилетами из Москвы практически никогда не бывает. Тем более, если заказывать их заранее. Проблема в цене. Цены на билет от 12 до 50 тысяч в эконом-классе. В среднем, в летний период билеты стоят 25 тысяч рублей.
Из Анадыря во все районы Чукотки летают самолёты местных авиалиний "ЧукотАвиа". Это стратегическое транспортное преимущество Анадыря перед остальными "авиаворотами" Чукотки.
2) В Певек. Один раз в неделю из Москвы. На этом направлении уже могут возникнуть проблемы с билетами. Цена 25-50 тысяч рублей. Из Певека уже меньше вариантов добраться до остальной Чукотки по воздуху. Отсюда летают вертолеты в национальные сёла Чаунского района, на Мыс Шмидта, а также самолёты в Анадырь и Билибино (один раз в две недели).
3) В Билибино. 3 раза в неделю из Магадана. Летают на небольших самолётах АН-24 и если не ошибаюсь АН-12. Цена билета в районе 25-30 тысяч. Из Билибино, по воздуху можно добраться только в села Билибинского района, а самолётом в Анадырь и Певек (один раз в 2 недели).
О "ЧукотАвиа", следует рассказать отдельно. Это единственный регулярный авиаперевозчик на Чукотке. Цены на авиабилеты субсидируются из регионального бюджета, но несмотря на это стоимость билета просто фантастическая. Пятьсот километров отделяющие Провидения от Анадыря обойдутся в 18.000 рублей в один конец! За эти деньги вам в нагрузку предложат еще нести свои вещи из аэропорта в самолёт. Но здесь подвох даже не стоимости билета, а в его наличии. В летний, а за частую и зимний сезон, вы их просто не достанете. Их уже разобрали! Регулярность сообщений, тоже не способствует развитию туризма (людей в отпуск бы вывезти, не до туризма). Частота полётов по большинству направлений 1 раз в неделю. По некоторым направлениям (Певек, Билибино) - 1 раз в две недели.
Теперь несколько слов об альтернативе. Она, альтернатива, не богатая. В летний сезон из Анадыря вдоль побережья курсирует теплоход "Капитан Сотников". Расписание его рейсов появляется за месяц. Поэтому ни о каком средне и долгосрочном планировании здесь не может быть и речи. Добавляем к этому тарифы на перевозку, они хоть и дешевле на 30% самолёта, зато ни о каком комфорте не может быть и речи. Сидячие кресла, один гальюн (туалет) и буфет с постоянными очередями за "Дошираком" и пивом. И ладно, если путешественник идет на теплоходе в п.Эгвекинот или п.Беринговский - 12 ходовых часов. А вот если вы идёте морем в п. Провидения - 24 часа, или еще хуже в с.Лаврентия (36 часов) - готовьтесь! Да, и про качку и морскую болезнь тоже не следует забывать.
Говоря о не регулярных перевозках, договариваться о проезде на которые нужно по-понятным причинам в частном порядке, можно назвать сухогрузы-угольщики, которые в летний период обслуживают посёлки Чукотки (Провидения, Эгвекинот, Лаврентия). Фрахт моторной лодки и катера уместен в континентальной Чукотке (река Анадырь, Мал.Анюй, Омолон, Канчалан, Амгуэма) и на восточном побережье (Провиденский и Чукотский районы). Этот вид транспорта относится к маломерному и, как правило, больше 3-4 пассажиров не перевозит. Также можно зафрахтовать вертолёт. Здесь богатому фрахтовщику уже предлагается на выбор 2 компании: "Чукотавиа" (200.000 руб. час) и "Билибиноавиа" (170.000 час). Правда у второй компании, находящейся в Билибино, радиус авиапокрытия меньше (не экономично билибинцам работать по восточной Чукотке). Автомобильный вид транспорта актуален в Билибинском, Чаунском и Иультинском районах, где есть грунтовые дороги. Но сеть их весьма ограничена. Самый надёжный и везде проходимый вид транспорта - это вездеходы. Но! Найти хороший вездеход, да вдобавок еще с хорошим вездеходчиком это целая проблема. Потому как большая их часть эксплуатируется организациями, которые с большой неохотой отпускают свои транспортные единицы не по профильному назначению.

Деньги.
Сейчас скажу ересь. Деньги на Чукотке не имеют значения. Значения в том смысле, которые они имеют скажем в Москве или Владивостоке. Очень удивились мои московские туристы, когда не смогли найти такси, чтобы добраться из одного посёлка в другой.
Реплика из жизни чукотских туристов: " Мы предлагали ему двойной тариф (10 тысяч)! А ему было лень утром вставать и ехать!"
Даже если вы заключите договор на оказание, к примеру, транспортных услуг, вам могут отказать, или приехать(прилететь, приплыть) в другой день/дни. Найдётся сто причин почему этого не сделали, даже за хорошие деньги. Нет, Чукотка не территория альтруистов, просто, кроме денег, здесь должно быть что-то еще: личное знакомство, обоюдный интерес (водитель к примеру тоже рыбак и хочет порыбачить в том месте куда вы едете), протекция со стороны администрации, вы знаменитость и т.п. В то же время, на Чукотке могут вас довезти, разместить, накормить, оказать помощь и не взять за это вообще ни копейки. Даже обидеться, когда вы предложите деньги. Такое отношение к деньгам, конечно не норма, но имеет место быть.
Чукотка, очень дорогой регион. Может быть самый дорогой в России. Росстат, к примеру, сообщает, что самый высокий прожиточный минимум в г.Билибино. Цены в магазинах - это первый культурный шок, который возникает у людей впервые приехавших на Чукотку. 9 из 10 приехавших обязательно сфотографируют местные ценники в магазинах. Бананы по 400, яблоки по 200, яйцо (120 в Анадыре, 220-250 в Билибино).
Реплика из жизни чукотских туристов: "И как вы здесь живёте?".
Даже если у вас деньги есть, но они на пластиковой карте, могут возникнуть проблемы с их обналичкой. Банкоматов очень мало, иногда один на посёлок. В нем могут закончиться деньги. Может отключиться связь. Да и в принципе он может не работать. Эта же проблема касается оплаты товаров в магазинах. Поэтому деньги лучше всего иметь наличкой.
В ценовом отношении туры на Чукотку мировыми туроператорами работающими в этом регионе приравнены к Антарктиде. Поэтому если вы рассматриваете Чукотку, как объект туризма будьте готовы к заведомо высоким ценам на турпродукт. Стоимость туров различная, в зависимости от района, сложности, количества дней и прочих факторов. В связи с тем, что туризм на Чукотке еще не является отраслью экономики, нет инфраструктуры и массового потока туристов, каждый тур является эксклюзивным. Стоимость тура может составлять от 100.000 до 400.000 рублей на человека, без учёта стоимости билетов до Анадыря.
Турист "не организованный" потратит меньшую сумму, но столкнётся с транспортными и логистическими проблемами. Решение этих проблем в первую очередь отнимает время, которое так "дорого" для людей с материка, чей годовой отпуск в лучшем случае 30 календарных дней.

Услуги
Сервиса на Чукотке нет. К этому нужно быть готовым сразу. Те редкие проявления комфорта и качества бытовых услуг, которые могут вам предложить, лучше всего воспринимать, как подарок, как "манну небесную", а не как норму. И это при ценах, как в хороших отелях или ресторанах в Москве.
Кафе и рестораны.
В лучшем случае у вас будет выбор куда пойти в "первое" кафе, или во "второе". Зачастую в райцентрах существует только одно заведение общепита. И меню в нём весьма ограничено. Хотя если говорить о качестве, то в большинстве кафе кормят вкусно. Цена за обед в среднем 500-600 руб. Если вы задерживаетесь в городе или посёлке на несколько дней, то можно сделать себе индивидуальный заказ блюд на следующий день. Чаще всего приезжающие хотят отведать блюда национальной кухни. Ни одно заведение их не готовит. В лучшем случае в меню есть оленина или местная рыба, которые, впрочем, вам приготовят по классическому кулинарному рецепту. Чукотская или эскимосская кухня весьма специфичные и отведать блюда можно только в национальных посёлках, побывав в гостях у местных жителей. В национальных сёлах точек общепита нет вообще.
Гостиницы.
Здесь ситуация лучше, чем с питанием. Гостиницы есть в каждом районном центре. Самый лучший гостиничный комплекс в п.Эгвекинот - коттеджные домики. Есть гостиницы квартирного типа, есть обычные. Цена: 3000-4000 рублей с человека в сутки. В летний период во время профработ в гостиницах может не быть горячей воды. В сёлах гостиниц нет. Размещение на съёмных квартирах отпускников или совместно с хозяевами.
Связь и Интернет.
Мобильная связь есть практически во всех населенных пунктах Чукотки: Мегафон, Билайн, МТС. Самый популярный оператор "Мегафон", есть во всех райцентрах. В национальных сёлах порой единственным мобильным оператором является "Билайн". Качество связи очень посредственное, но разговаривать можно. Интернет есть также практически во всех населённых пунктах, с одним "но". Он есть в школах. В некоторых райцентрах есть интернет-салоны или клубы. Но лучше всего выходить в Интернет, через мобильный USB-модем. Скорость Интернета, крайне низкая. Связь может прерываться. Поэтому вести Живой Журнал на Чукотке весьма хлопотное, нервное и даже неблагородное занятие (кроме Анадыря).
Учреждения культуры
Краеведческие музеи есть во всех райцентрах Чукотки. В них работают настоящие профессионалы и знатоки истории и культуры Чукотки. Поход в музеи обязателен. Именно с них можно и нужно начинать знакомство с тем или иным районом Чукотки. Кроме музеев можно посетить Дом культуры или Клуб, в которых договорившись с руководителем учреждения, можно посмотреть репетицию фольклорных коллективов или кружков народной самодеятельности. Собственно на этом список "культурных" заведений и заканчивается.
Прочее.
К прочим услугам можно отнести бани, которые есть везде (200- 250 руб. за сеанс), посещение бассейна требует наличия медсправки (Провидения, Билибино), спортзалы и спортплощадки, ледовые катки открытого и закрытого типов (Эгвекинот, Провидения, Певек, Билибино, Угольные Копи). Кинотеатры есть в Певеке, Эгвекиноте и Провидения. В последних двух поселках это мини-залы (проекционные кинотеатры). Репертуар, конечно же, 2-3 месячной давности. Цена билетов (250-300 рублей). Посещаются слабо, потому как "новинки" давно пересмотрены на дисках или что еще более цинично, их уже прокрутили по местному телевидению. В Провидения и Эгвекиноте в зимний период (с конца декабря по начало мая) можно покататься на горных лыжах. Самый крутой и сложный склон в Провидения.

Анадырь.
Всё что описывалось выше отношения к Анадырю почти не имеет. Анадырь - это чукотская Москва, здесь есть всё, и это всё самое-самое. Анадырь не похож на остальную Чукотку. В Анадыре есть выбор. В городе 5 гостиниц из которых одна - 3*. Множество ресторанов и кафе. Большинство из них по вечерам работают в режиме ночных клубов и "кабаков". В Анадыре самые "демократичные цены" на все товары и продукты на Чукотке. И как следствие здесь самый большой ассортимент. Работают банкоматы и можно расплачиваться пластиковыми картами в некоторых магазинах. Здесь есть несколько памятников (в том числе самый большой в мире монумент Николаю Чудотворцу) и шедевр деревянного зодчества Свято-Троицкий Кафедральный собор. В современном, по всем стандартам, кинотеатре "Полярный" демонстрируют исключительно новинки, в том числе идут премьерные российские показы (цена билета 200-350 руб.). Закрытый ледовый каток, гордо именуемый "Ледовый дворец" (250 руб.). Самое быстрое по сроку исполнения заказа такси (100 руб. с человека). Желающим приобрести сувениры можно рекомендовать Художественную галерею и магазин "Сувениры", где представлен самый широкий на Чукотке ассортимент сувенирной продукции. Есть прокаты снегоходов и велосипедов. И наконец, здесь самый "быстрый" Интернет (по сравнению с остальной Чукоткой). Единственный минус Анадыря, для путешественника, его расположение. Он расположен на противоположной от аэропорта стороне лимана. Летом перебраться из Аэропорта до города можно на машине и пароме (минимальная цена 500 руб.) зимой по зимнику на автомобиле (1000 руб.). Хуже всего в межсезонье (с октября по конец декабря и с середины мая по конец июня), когда перебраться можно либо вертолётом, либо на воздушной подушке (3500 руб.).

Сувениры.
Каждый приезжающий на Чукотку, как любой путешествующий человек, хочет увезти отсюда на память, какой-нибудь сувенир. Желательно тематический, каким-либо образом связанный с Чукоткой. Сразу хочу огорчить - главные чукотские сувениры - изделия из кости, стоят очень дорого. Дорого в любом понимании этого слова и благосостояния. Маленькая поделка из кости - 5-7 тысяч. Бивень моржа с рисунком или гравировкой от 25-30 тысяч до.... То есть, если их рассматривать как произведения искусства (а большинство из них смело можно отнести к таковым) это очень не дорого, но как сувенир... Хитом последнего времени, своеобразным брендом чукотской сувенирной продукции можно считать пенис моржа. Он, внимание (!) - костяной (60-100 см.). Минимальная цена такого сувенира (8-10 тысяч). Вывозить можно только художественно обработанные изделия из кости (предъявив товарный чек из магазина). Хотя при желании можно вывезти в единичных экземплярах и сырец. Магнитики, кружки, футболки и прочую традиционную сувенирку в большом ассортименте можно приобрести только в Анадыре. В районах с этим туго.
К оригинальным сувенирам, которые продаются на Чукотке, я могу отнести лишь два - "Эскимосский мяч" - в который традиционно играли эскимосы и прибрежные чукчи, ручной работы, изготовленный традиционным образом: кожа оленя сшитая оленьими жилами.

Куда поехать?
После того как уже принято решение, что Чукотка - это именно тот регион, куда "я просто обязан попасть", встаёт главный вопрос куда ехать? Чукотка - это Франция и Великобритания вместе взятые. Территорию, легко визуализировать по карте, но трудно представить реальные размеры. Поэтому нужно, в первую очередь сформулировать цель поездки: что я хочу увидеть? Увидеть всю Чукотку за две недели невозможно. Ни за какие деньги. Да это и не стоит делать, даже ради спортивного интереса.
Самое интересное на Чукотке, то ради чего можно и нужно ехать через всю страну, сидеть в аэропортах, трястись в вездеходах, а потом мёрзнуть от холода, дрожать под дождём и платить за всё это кучу денег - это не дикие звери (которых можно увидеть в зоопарке) или традиционная культура коренных народов (жизнь которых можно посмотреть дома на видео на "NG" или "BBC") - это ощущение другого мира. Чистый "экспириенс". Здесь всё по-другому (чем в Центральной полосе России). Сначала, когда вы путешествуете по Чукотке исчезает ощущение "механического времени", потом человек слезает с "информационной иглы" и постепенно возникает внутренняя тишина, спокойствие и чёткое понимание сермяжной правды жизни. Всё это заправлено соусом суровых пейзажей, отсутствием людей, угрозой от встречи с медведем и низкого неба, до которого, поднявшись на сопку, можно дотянуться рукой.
В этом отношении ощущения, которые испытывает российский турист впервые приехавший на Чукотку, намного сильнее, чем у иностранцев. Для них Чукотка - это "Сайбириа", часть России, в которой и так "всё не как у людей".

Классический турист, всегда ориентирован на список достопримечательностей предлагаемый ему в туре. "В понедельник вы увидите то, построенное тогда-то, а во вторник поедем туда, где Макар телят не гонял и так далее". На Чукотке, за очень редким исключением нет классических достопримечательностей. И географические названия, почти в 100% случаев ничего не скажут. Описать можно действия: рыбалку, охоту, сплав, купание в горячих ключах. Это не та информация, которая нужна человеку путешествующему по Чукотке. Она пустая. Как например описать восход солнца в озерцах и болотах Анадырской низменности, когда тысячи птиц начинают брачные танцы и бесконечными стаями летят на север? А сопки? Как их описать? Даже если получиться описать, то всё равно никто ничего не поймёт. Путешествия по Чукотке в первую, и главную очередь основываются на чувственном восприятии. Здесь, важно понимание, что мы не в классическом туре, где всё чётко распланировано и зафиксировано, мы в путешествии. А в путешествии никогда не знаешь, чем оно закончится. Если вы не рыбак, охотник или собиратель этнографического материала, я бы посоветовал разжечь программой тура костёр и довериться своему проводнику, который покажет самое лучшее и интересное, потому что и для него (хоть он сто раз был в этих местах) это такое же путешествие, как и для вас.

Если у вас в запасе меньше недели, и вы просто хотите побывать на Чукотке, лучший вариант путешествия это Анадырь и его окрестности. Окрестности это радиус в 100 км. Здесь можно увидеть и медведя, которого очень хотят увидеть приезжие туристы, и которого очень не хотят видеть проводники, и лося, и росомаху, и снежных баранов. А также порыбачить, побывать в заброшенных поселениях, совершить велосипедные и пешие маршруты в горы, покататься на катере по рекам и "до моря". И, собственно, походить по самому Анадырю.

Оптимальные сроки путешествия по Чукотке это 2-3 недели. Три недели даже лучше. Больше вариантов для путешествий.
Самый интересный, с моей точки зрения для туризма это Провиденский район. Это знаменитые фиорды бухты Провидения, увидев которые с вершины сопки в хорошую погоду уже будет достаточно, чтобы понять что не зря приехал на край земли. Здесь и рыбалка (голец, краб, креветка, треска, навага, камбала), и купание в горячих ключах, и наблюдение за моржами, китами, нерпами. При желании и наблюдение за охотой морских зверобоев на кита. Знакомство с эскимосской культурой, бытом, верованиями. Заброшенные военные городки "Армии вторжения". Пешие и велотуры. Зимой лыжные туры и катание на горных лыжах. Птичьи базары и лежбища моржей и котиков. Всё это расположено очень компактно и в дневной доступности.

Бухта Провидения

Визитная карточка Иультинского района является пересечение Северного полярного круга и 180-го меридиана, где установлен памятник. Это то место, где GPSы "сходят с ума", а по мнению некоторых туристов там "чувствуется энергия земли". Здесь также хороша рыбалка (голец, крабы, хариус). Можно отлично сплавиться по р.Амгуэма до Северного Ледовитого океана. Посетить Иультин - самый большой закрытй посёлок на Чукотке, крупнейший в свое время в СССР оловянный ГОК. Побывать в оленеводческой бригаде, пожить в яранге. В Иультинском районе самые высокие горы на Чукотке (1854 м.). На побережье Ледовитого океана можно наблюдать лежбища моржей и миграции белых медведей.

В окрестностях п.Эгвекинот. В 10 км. от Полярного круга

Столицей Чаунского района, является самый северный город России - Певек. Недалеко от Певека, самый северный мыс Чукотки - Шелагский. В Чаунском районе можно побывать на метеостанции Туманная, на которой снимали фильм "Как я провел этим летом". В Чаунском районе проще всего попасть в гости к чукчам-оленеводам, пожить жизнью кочевника. Самое глубокое и загадочное озеро Чукотки, да и всего Северо-Востока России также находится в этом районе - озеро Эльгыгытгын, в котором водится два вида эндемического гольца. Увидеть самые северные в мире петроглифы тоже можно только здесь. Особая история - это бывшие поселения Чукотлага, самого жуткого места "Гулага". Здесь в годы войны добывали урановую руду для опытов по созданию атомной бомбы. Это район трудовой и литературной славы Олега Куваева. Роман "Территория", как раз о Чаунском районе и поисках "большого" чукотского золота.

Озеро Эльгыгытгын

Билибинский район. Для Чукотки особенный: там растут деревья. Резко континентальный климат. Самая северная в мире АЭС (на которую вас не пустят). Здесь можно отлично организовать сплав по Малому и Большому Анюю, Омолону - это всё притоки Колымы. Здесь водится самая большая и крупная в России популяция лосей. Здесь единственный на Чукотке действующий вулкан (последний раз извергался в 16 в.), лавовая река от которого протянулась на 40 км. В Билибинском районе самая богатая растительность на Чукотке.

С.Кепервеем, р.Малый Анюй

Чукотский район - самый восточный район нашей страны. Именно здесь расположен мыс Дежнёва и село Уэлен, в которое стремятся попасть все иностранцы и туристы экстремалы пересекающие Берингов пролив. Там же в Уэлене, расположена всемирно известная косторезная мастерская. В этом районе живут самые лучшие на Чукотке каюры и морзверобои. Лоринские горячие ключи на сегодняшний день самые большие и оборудованные на Чукотке. Здесь, как и в Провиденском районе можно продегустировать национальную чукотско-эскимосскую кухню. Побывать в оленеводческой бригаде и в единственной на Чукотке песцовой ферме. А также в Чукотском районе расположено заброшенное одно из древнейших поселений Чукотки - эскимосское селение Наукан (возле мыса Дежнёва).

Лоринские горячие ключи

Анадырский район - самый большой район Чукотки. Сегодня он включает в себя бывшие Марковский, Беринговский и собственно сам Анадырский районы. Село Марково - самое старое русское поселение Чукотки. Недалеко от села Семён Дежнёв, основал Анадырский острог. Самая большая река Чукотки - Анадырь, течет исключительно по Анадырскому району. Великолепное место для сплава. Самое живописное, на мой взгляд село - Ваеги, расположено недалеко от с.Марково. В районе водятся практически все животные Чукотки (за исключением овцебыков и белых медведей). Рыбалка и охота, оленеводческие бригады, заброшенные посёлки и метеостанции - всё это Анадырский район.

В долине реки Мукарылян

Если вы хотите по-настоящему почувствовать Чукотку постарайтесь минимизировать механическое передвижение. Максимум физического путешествия. Заброска автотранспортом или лодкой, а дальше путешествие пешком, сплав или велотур - летом, лыжи или собачьи упряжки - зимой. Только так можно по настоящему оценить расстояния и ощутить красоту природы. Путешествовать на транспорте, на мой взгляд - деньги на ветер. Глаз "замыливается" от пейзажей, нет единения с природой, словно едешь на поезде: уютно и комфортно, а ничего в остатке от путешествия не остается. Настоятельно рекомендую включать в маршруты своих путешествий горные пешие туры, с ночёвками в палатках и балках (рыбацких и охотничьих домиках).
Если прочитав всё это у вас не пропало желание приехать на Чукотку, мой совет: "Важно не где, важно с кем". Самое ценное что здесь есть это люди. И если вам повезёт, вы обязательно встретите настоящих людей, которые вам расскажут и покажут настоящую Чукотку. Которую вы обязательно полюбите, и будите стремиться приехать сюда еще раз.

Чукотско-эскимоский ансамбль "Атасикун" на фольклорном празднике "Эргав" в с. Лаврентия



Просмотров