Похищение пояса ипполиты царицы амазонок краткое содержание. Пояс Ипполиты. Девятый подвиг

Символизм сказок и мифов народов мира. Человек – это миф, сказка – это ты Бену Анна

Пояс Ипполиты. Девятый подвиг

Пояс Ипполиты. Девятый подвиг

«Чтобы совершить девятый подвиг, Геракл должен был добыть для дочери Эврисфея Адметы золотой пояс бога войны Ареса, который носила царица амазонок Ипполита. Пока она носит этот пояс, никто не может победить ее, а вместе с нею и всех амазонок. Погрузившись на корабль (а другие говорят на девять кораблей) и взяв с собой добровольцев, среди которых были Иолай, Теламон из Эгины, Пелей из Иолкаи, Тесей из Афин, Геракл поплыл по реке Фермодонт (Аполлодор. II.5.9.; Пиндар. Немейские оды.Ш.35, фрагмент 172; Филохор. Цит. по: Плутарх. Тесей. 26).

Амазонки были детьми Ареса и наяды Гармонии, которая родила их в долинах фригийской Акмонии. Правда, некоторые считают их матерью Афродиту или дочь Ареса Отреру (Аполлоний Родосский. 11.990-992 и схолии; Цицерон. В защиту Флакка. 15; Гигин. Мифы. 30).

Поначалу они жили по берегам реки Амазон, теперь называемой именем Танаиса – сына амазонки Лисиппы, которая обидела Афродиту пренебрежением к браку и приверженностью к войне. В отместку Афродита сделала так, что Танаис влюбился в собственную мать. Но, не поддавшись кровосмесительной страсти, он бросился в реку и утонул. Чтобы избавиться от упреков его духа, Лисиппа повела своих дочерей вдоль побережья Понта Эвксинского в долину реки Фермодонт, которая течет высоко в Амазонских горах. Здесь они разделились на три племени, каждое из которых основало свой город (Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия. XI.659; Аполлоний Родосский. II.970 и след.).

Тогда, как и сейчас, амазонки вели свое происхождение по материнской линии, а Лисиппа установила так, что мужчины должны делать так все домашние дела, а женщины – сражаться и править. Поэтому мальчикам в младенческом возрасте ломали руки и ноги, чтобы лишить их возможности воевать и путешествовать. Эти необычные женщины, которых скифы называли «эорпата» («мужеубийцы»), не признавали справедливости или стыда, но были известны как воительницы, впервые применившие кавалерию (Диодор Сицилийский. II.45.1; Геродот.IV. 110; Аполлоний Родосский. 11.987 – 989).

«Далек путь до страны амазонок. Чтобы достичь царства Ипполиты, надо было пересечь Серединное море до его восточных берегов, а там, пройдя через два узких пролива, плыть дальше на восток уже по водам другого моря – Понта Эвксинского. Там, где в Эвксинское море вливается горячая река Фермодонт, стоит Фемискира – главный город страны амазонок. Снарядил Геракл корабль, позвал с собой своих верных друзей – Иолая, афинского царевича Тесея и других. В назначенный день корабль Геракла поднял парус и ушел в море. Наконец свежий ветер Эвксинского Понта, неустанно наполнявший парус, принес корабль Геракла к устью реки, клубящейся паром. Это и был Фермодонт. Отсюда уже было рукой подать до столицы амазонок Фемискиры. Ворота Фемискиры были заперты, когда Геракл с небольшим отрядом подошел к городу. Охраняла ворота амазонка-стражница в кожаном шлеме, коротком хитоне, с небольшим похожим на луну на ущербе щитом в руках и топором с двумя полукруглыми лезвиями. «Зачем пришли вы, чужеземцы, в наши края? Что надо вам в царстве женщин-воительниц?» – спросила стражница. «Не по своей воле пришел я сюда со своими друзьями, – ответил ей Геракл. – Меня прислал царь Микен Эврисфей. Его дочь Адмета хочет владеть поясом вашей царицы. Если отдаст мне ваша царица этот пояс, я сослужу ей любую службу». «Царице будет об этом доложено, – сказала стражница, – ждите». Вскоре из городских ворот выступил отряд всадниц. То была царица Ипполита со своим ближайшим окружением. «Это кому же понадобился мой пояс? Не тебе ли, бородатый великан? – спросила Ипполита, обращаясь к Гераклу. – Зачем он тебе, он ведь женский, да к тому же маловат для тебя! Впрочем, если он тебе так нужен, ты можешь получить его, но только в бою». Не сказав больше ни слова, Ипполита развернула коня и направилась в город, за ней последовал и ее вооруженный отряд. Только ближайшая подруга Ипполиты красавица Антиопа чуть замешкалась: она не могла оторвать взгляда от статного спутника Геракла, афинского царевича Тесея. Как неукротимый лесной пожар, вспыхнула в сердце Антиопы любовь к Тесею. Она знала, что амазонки непобедимы, пока Ипполита владеет заветным поясом знала, что бой с пришельцами неизбежен и что Тесей неминуемо погибнет в этом бою. Поздней ночью Антиопа пробралась в лагерь Геракла, тихо вошла в палатку Тесея и положила к его ногам похищенный ею пояс Ипполиты. А ранним утром под стенами Фемискиры разгорелся бой. Как вихрь налетели амазонки на лагерь Геракла. Впереди всех была самая стремительная из амазонок Аэла. С ней-то и сразился Геракл. Отразив ее натиск, он обратил ее в бегство и поразил мечом. Другая амазонка, Протоя, сразила семерых спутников Геракла, но и сама пала от руки сына Зевса. Тогда напали на Геракла сразу три амазонки, три великолепные охотницы, которых сама Артемида брала с собой на охоту – не было равных им в метании копья. Сразу три копья полетели в Геракла, но все не попали в цель. Страх обуял амазонок. «Горе нам! Где же твой пояс, Ипполита!» – кричали они. Угрызения совести сжали сердце Антиопы, предавшей своих подруг, но любовь к Тесею победила в ней все другие чувства. С отчаянием в душе бросилась в самую гущу сражения царица Ипполита. Она знала, что ее заветный пояс – в руках врага. Сразил ее Геракл своей стрелой. Увидев гибель своей царицы, амазонки обратились в бегство. Многие из них были взяты в плен, многие убиты. Пленницу Антиопу Геракл отдал Тесею. Тут и открылась причина столь легкой победы над амазонками. «Возьми, друг, пояс Ипполиты, – сказал Тесей Гераклу, – и скажи спасибо пленнице моей Антиопе». Ничего не ответил Геракл, ибо было в победе над амазонками что-то нечестное». В Микенах Геракл отдал пояс Ипполиты Эврисфею, а тот подарил его своей дочери Адмете, но она побоялась владеть им. «Пусть этот божественный пояс вернется богам», – решила Адмета и передала его в храм Геры, как дар богине» (1997-2001 ПРЦ НИТ).

Амазонки рождены от союза бога войны Ареса и гармонии, красоты и любви Афродиты. Они несут в себе и разрушительные и созидательные прекрасные качества. Но они отвергают женственное гармоничное начало в себе – Афродиту и признают лишь власть бога войны. Амазонки – женское воинственное начало, отвергающее власть мужского начала – разума, логоса, т.е. это эмоциональная сфера, руководствующаяся не разумом, высшим духовным началом, но чувствами, их стихийными проявлениями, пытающимися подчинить себе – завоевать и разумное начало.

Пояс – символ организованных эмоций, подчиненности инстинктов. Пояс окружает стан – место соединения эмоциональных проявлений и инстинктивных (см. Символика брака, пояс).

Согласно другим античным авторам Ипполита сама отдает пояс неуязвимости Гераклу: «Прибыв к устью реки Фермодонт, Геракл бросил якорь в бухте Фемискиры, где Ипполита нанесла ему визит и, плененная его мускулистым телом, предложила ему пояс Ареса как дар в знак ее любви. Однако Гера была уже тут как тут и, нарядившись амазонкой, стала распространять слух, что чужеземцы хотят похитить Ипполиту. Заслышав такие слова, возбужденные воительницы сели на лошадей и поспешили к кораблю. Геракл, подозревая предательство, тотчас же убил Ипполиту, снял с нее пояс, схватил топор и другие доспехи и приготовился постоять за себя. Он по очереди перебил всех предводительниц амазонок и после большого побоища обратил их войско в бегство (Диодор Сицилийский. IV.16; Аполлодор. Цитхоч.; Плутарх. Греческие вопросы. 45).

Царица хочет подарить золотой пояс, т.е. признать власть организующего разума над собой – эмоциональным началом. Но Гера вносит хаос в среду амазонок и побуждает воевать.

Каким началом является Гера?

В индуистской традиции есть понятие – майи. Майя – это иллюзия, которая ткет покров из жизненных узелков, которые человек должен развязать и понять, что есть майя, что есть иллюзия. Майя – неведение, скрывающее истину. Деятельность Геры можно сравнить с покрывалом майи. Она усердно ткет нить подвигов, ткет чудовищ, различных существ, с которыми должен сразиться сам в себе Геракл и отделить истинное от ложного, освободиться от власти иллюзий.

Нельзя сказать, что Гера – негативное начало. Именно благодаря ей он обретает понимание, что есть реальность, и, в конце концов, становится бессмертным.

Итак, майя принимает облик Амазонки. Гера может принимать любые облики. Она сеет раздор между духом и душой, между сферой мысли и сферой эмоций. Эмоциональная сфера вовлечена в иллюзию, поэтому вступает в битву с собственным мыслительным позитивным началом.

Пока пояс организации, упорядоченности на царице эмоциональной сферы, амазонки непобедимы. Сила любви Антиопы – эмоционального начала к Тесею – логосу, разуму, отдает пояс неуязвимости, организованной вечности и силы мужскому началу, т.е. в руки сознательного мыслительного начала. В конце концов, пояс возвращается богам – духовной сфере принадлежит власть организовывать и упорядочивать, только такая неуязвимость и непобедимость является истинной, гармоничной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги По ту сторону добра и зла автора Ницше Фридрих Вильгельм

ОТДЕЛ ДЕВЯТЫЙ: ЧТО АРИСТОКРАТИЧНО? 257 Всякое возвышение типа «человек» было до сих пор – и будет всегда – делом аристократического общества, как общества, которое верит в длинную лестницу рангов и в разноценность людей и которому в некотором смысле нужно рабство. Без

Из книги Воздействие духовных существ в человеке автора Штайнер Рудольф

ДЕВЯТЫЙ ДОКЛАД. Берлин, 13 мая 1908 г Этот доклад должен осветить тему, которая достойна того, чтобы быть рассмотренной с точки зрения спиритуалыюй жизни. Мы будем говорить о том, как может тот, который причисляет себя к духовнонаучному воззрению, занимать позицию по

Из книги Что? 20 самых важных вопросов в истории человечества автора Курлански Марк

Вопрос девятый Когда? Не правда ли, что несмотря на то, что войну начинают, как правило, с декларации, диалог, включая тот, которым неизбежно заканчивается война, правильнее всего начинать вопросом? Так, может, вообще начинать с вопроса? Может ли использование вопроса

Из книги По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего автора Ницше Фридрих Вильгельм

Раздел девятый. Что благородно? 257Всякое возвышение типа «человек» было до сих пор (и будет всегда) делом аристократического общества - общества, которое верит в длинную лестницу рангов и в равноценность людей и которому в некотором смысле нужно рабство. Без пафоса

Из книги Очерки по истории русской философии автора Левицкий С. А.

Очерк девятый. ИДЕОЛОГИЯ НАРОДНИЧЕСТВА «Хождение в народ», начиная с которого можно говорить о народничестве как общественно-политическом движении, началось в 70-х годах прошлого века.Особенно большая волна хождения в народ относится к 1874 году, когда тысячи русских

Из книги Введение в изучение буддийской философии автора Пятигорский Александр Моисеевич

Семинар девятый Текст IX. Установление обратного вспоминания 0. Так я слышал. В то время Господь жил в стране Куру, в городе Каммасадхамма. Там он раз обратился к монахам с такими словами: «О монахи, это - прямой путь, ведущий к полному очищению живых существ от всех

Из книги Тень дракона. Дневник ученицы мага автора Сумирэ Нина

День девятый Новые друзья 26.06.2014.Мы встретились на нашем прежнем месте для занятий, на скалистом берегу Катуни. Но Учитель сказал, что сегодня он желает меня познакомить кое с кем, и поэтому нам нужно отправиться к его дому.Я была крайне заинтригована. Увидеть дом Мага?

Из книги Сорок уроков русского автора Алексеев Сергей Трофимович

Гои. Урок девятый Благодаря мутной современной (и не только) лингвистике чистый родник Дара Речи представляется сейчас непроглядным, как застоявшееся темное озеро, в котором рыбку ловить хорошо и удобно, однако истину - весьма трудно. В славянском языке нет ничего

Из книги Танцующие с волками. Символизм сказок и мифов мира автора Бену Анна

Древо. Урок двадцать девятый Жизнь в лесной и лесостепной полосе евроазиатского континента отобразилась в Даре Речи, бытовой и обрядовой культуре славян настолько глубоко и рельефно, что напоминает буквицы (заставные буквы), отрисованные растительно-животным

Из книги Символизм сказок и мифов народов мира. Человек – это миф, сказка – это ты автора Бену Анна

Из книги Государь. По ту сторону добра и зла автора Макиавелли Никколо

Пояс Кованый пояс, окружающий стан человека – организованные силы души и инстинктивной природы человека. «Пояс мог даже служить средством утешения и облегчения тоски и душевного дискомфорта. Вот какая сохранилась нехитрая рекомендация: «Когда заберут худыя мысли,

Из книги Советский кишлак [Между колониализмом и модернизацией] автора Абашин Сергей

Пояс Ипполиты. Девятый подвиг «Чтобы совершить девятый подвиг, Геракл должен был добыть для дочери Эврисфея Адметы золотой пояс бога войны Ареса, который носила царица амазонок Ипполита. Пока она носит этот пояс, никто не может победить ее, а вместе с нею и всех амазонок.

Из книги По ту сторону добра и зла. Воля к власти (сборник) автора Ницше Фридрих Вильгельм

Отдел девятый: что аристократично? 257Всякое возвышение типа «человек» было до сих пор – и будет всегда делом аристократического общества, как общества, которое верит в длинную лестницу рангов и в разноценность людей и которому в некотором смысле нужно рабство. Без пафоса

Из книги По ту сторону добра и зла автора Ницше Фридрих Вильгельм

Из книги автора

Отдел девятый: что аристократично? 257 Всякое возвышение типа «человек» было до сих пор – и будет всегда – делом аристократического общества, как общества, которое верит в длинную лестницу рангов и в разноценность людей и которому в некотором смысле нужно рабство. Без

Из книги автора

Отдел девятый: Что аристократично? 257 Всякое возвышение типа «человек» было до сих пор – и будет всегда – делом аристократического общества, как общества, которое верит в длинную лестницу рангов и в разноценность людей и которому в некотором смысле нужно рабство. Без

Следующий подвиг Геракл совершил по прихоти дочери Эврисфея Адметы. Ей захотелось получить по­яс Ипполиты, царицы амазонок, который ей подарил бог войны Арес. Правительница носила этот пояс как знак своей власти над всеми амазонками - воинственным племенем женщин, никогда не знавшим поражений. В тот же день Геракл предстал пред Эврисфеем.

Принеси мне пояс царицы амазонок Ипполиты! - повелел царь. - И без него не возвращайся! Так Геракл отправился в очередное опасное путеше­ствие. Напрасно друзья уговаривали героя не рисковать жизнью, уверяя, что безопаснее войти в клетку с голодными тиграми, чем встретиться с амазонками. Но рассказы бывалых людей никогда не пугали Герак­ла. Кроме того, зная, что будет иметь дело с женщина­ми, он не верил, что они могут быть такими же свире­пыми, как Немейский лев или Лернейская гидра .

И вот корабль прибыл на остров. Каково же было удивление спутников Геракла, когда они увидели, что амазонки вовсе не собираются на них нападать. Более того, дикарки дружелюбно встретили мореходов, с вос­хищением оглядывая мощную фигуру прославленного героя. Вскоре послышался конский топот, и перед тол­пой предстала полуобнаженная наездница с золотой тиарой на голове и поясом, змеившимся вокруг талии. Это была сама царица Ипполита. Она первая привет­ствовала гостя.

Молва о твоих деяниях, Геракл, бежит впереди тебя, - сказала воительница. - Куда же ты держишь путь теперь? Кого еще не покорил?

Не покорять я приехал к вам, а просить то, чем ты обладаешь - знаменитым поясом Ипполиты. Таково было желание царя Эврисфея, а я должен его испол­нить, дабы искупить вину перед богами.

Что ж, - отвечала Ипполита, - у нас в обычае дарить гостю все, что ему по душе! Можешь считать этот пояс своим.

Геракл уже протянул руку, чтобы взять дар, как вдруг одна из женщин (а это была сама богиня Гера, принявшая облик амазонки) закричала:

Не верь ему, Ипполита! Он хочет захватить вместе
с поясом и тебя, увезти на чужбину и сделать рабыней.

Поверив подруге, амазонки тут же вытащили луки и стрелы. Скрепя сердце взялся Геракл за свою палицу и стал разить воинственных дев. Ипполита пала одной из первых. Наклонившись, Геракл снял с окровавленного тела девы пояс.

Будь ты проклят, Эврисфей! - прошептал ге­рой. - Ты заставил меня сражаться с женщинами!

И не теряя времени, поспешил к берегам Арголиды, чтобы вручить царю злосчастный пояс Ипполиты .

История Адама и Евы

Бог грозы

В поисках святого Грааля

Авгиевы конюшни

Правление Владимира, сына Святослава

Князь Владимир был сыном Святослава, внуком Игоря и святой Ольги, правнуком же Рюрика, призванного на княжение из варягов. У...

Муза любовной поэзии

Считалось, что музы обладают даром предсказания. Как видно, в античный период историю и астрономию относили к искусствам, в то...

Битва на Чудском озере или Ледовое побоище

Ледовое побоище состоялось 5-ого апреля 1242 года. Противником русского воинства были рыцари ливонского ордена. Ливонский орден, воспользовавшись ослабленностью Руси в результате...

Архитектура Киевской Руси

Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского», описывая истоки возникновения искусства Древней Руси, рассказывает, как «Владимир, увидев, подобно бабке своей, заблуждение...

Феодальная раздробленность на Руси феодалы на руси

Вообще, государство возникает первоначально чаще всего как реакция на внешнюю угрозу. Для этого необходим сильный лидер, который в состоянии сплотить...

Собственный бизнес - с чего начать

Люди делятся на два типа: те, кто работают в найме, и те, кто ищут себя в предпринимательстве и реализуют...

Пояс Ипполиты

Дочерьми Ареса (бога войны и одного из самых необаятельных богов Древней Греции) и Гармонии считались женщины-амазонки, жившие по легенде племенами у реки Фермодонт в городе Фемискира в Малой Азии, а также в Крыму и предгории Кавказа, у Меотиды,(так греки называли Азовское море).Превосходные воины и наездницы, они отличались жестокостью и бесстрашием. И, конечно, неотразимым очарованием (во всяком случае, эти качества отчаянно приписывались им историками). Так или иначе, маленькие, полудикие женские племена умудрялись наводить стихийный ужас на воинственные города-мегаполисы, а потому так и остались неразоблачённой тайной. До сих пор не представляется возможным установить точное место возникновение мифа о амазонках. Истоки сказаний о них сложились еще в догреческое время, и отразили противоборство матриархальных племен. Это для нас засвидетельствовали художественные памятники критской культуры, подчеркивающие исключительное положение женщины.

Легенды об амазонках были широко известны во всех частях света.
Существует несколько версий о месте проживания племен женщин-воительниц. Например, в произведении Эсхила "Прикованный Прометей" амазонки обитали на берегах Меотиды (Азовское море) в районе предгорий Кавказа или в Малой Азии (на реке Фермодонт у города Фемискира). А Геродот, живший в 5 веке до н.э., считал, что амазонки расселились в Скифии и смешались со скифским населением, а потомки их назывались - савроматы.


Участвовавшие в битвах с амазонками солдаты рассказывали, что женщины эти свирепы и кровожадны, и нельзя обратить их в бегство, а победить можно, лишь перебив до последней. Они отлично владеют оружием и правая грудь у них выжжена, якобы, для того, чтобы удобнее было натягивать тетиву. Собственно говоря, отсюда и пошло название “амазонка”, что в переводе означает “безгрудая”. Хотя у отдельных древнегреческих авторов находим опровержение тому, мол, мужчины все это придумали сами, из зависти. У других же читаем: ”Девушкам прижигали груди, чтобы они не мешали во время битвы.” (Диодор Сицилийский) Так появились настенные фрески и росписи на вазах, изображающие одногрудых женщин с оружием. Однако известнейшие мастера, такие, как Поликлет и Кресилай не посмели отступить в своих произведениях от эллинских канонов красоты, ибо мало, что почиталось там так же свято, и их амазонки изображены с обычной женской грудью.Современные же ученые отвергли это предположение по причине существования еще одного мифа в котором место обитания племен женщин-воительниц происходит от армянского слова, буквально означающего "лунные женщины". Естественно, не знакомые с реальными верованиями далеких и необщительных воительниц, греки приписали им, как покровительницу, Артемиду. Да и кто ещё мог взять женщин под крылышко, как не целомудренная богиня охоты, день-деньской проводящая в седле. Поэтому в каждом изображении амазонки, дошедшем до наших дней, присутствует её образ. В качестве оружия черноморские и кавказские амазонки по легенде использовали боевые топоры, секиры, небольшие мечи, короткие копья для метания, лёгкие щиты в форме полумесяца, а на голову надевали шлемы.


Сейчас эти сведения подтверждаются найденными захоронениями на Кавказе и Северном Причерноморье. Вот что о них говорится: “рядом с бусами на истлевших нитях лежали щиты и доспехи - то, что служило воительницам в жизни и должно было сопровождать их в загробный мир. Вместе с оружием часто находят и остатки сбруи: разве амазонка может быть без коня? При раскопках курганов Приазовья обнаружены погребения скифско-сарматских времён. Мечи, кинжалы и колчаны, полные стрел, находят там не только в могильниках взрослых женщин, но и в погребениях девочек.” У Ефремова в “Таис Афинской” описывается особая манера амазонок ездить верхом: используя шкуру вместо седла, с заведенными назад голенями. Таким образом, пятками наездница упиралась в круп лошади. Сама же лошадь управлялась коленями, что, соответственно, требовало сверхразвития бёдренных мышц. Один удар такой коленкой – и, пожалуйста, вот вам открытый перелом, а может и что-нибудь похуже. Недаром во всех исторических очерках об амазонках мы встречаем примерно одну и ту же строгую субординацию полов: мужчины чаще всего обитают в сторонке, за холмом, или же вообще в соседнем племени и посещаются раз в году, весной, с целью использования по прямому назначению. Реже они допускаются к хозяйству, приготовлению пищи и вскармливанию детей. Мифологические амазонки из рождённых детей оставляли только девочек, мальчиков же убивали.


Сомнений в том, что “цивилизованная” армия греков не испытывала к этим “остервенелым воительницам” ничего, кроме смеси ужаса и уважения, не останется, если прочитать хотя бы книжку “Легенды и мифы Древней Греции” из программы для пятого класса школы. У них отвоевывали своё достоинство великие греческие герои Беллерофонт, Ахиллес и Тесей. Амазонки участвовали в Троянской войне, а путешествие в их страну за поясом царицы Ипполиты считается девятым подвигом Геракла. Микенский правитель Эврисфей по просьбе своей дочери Адметы приказал Гераклу принести золотой пояс бога войны Ареса, который носила царица амазонок Ипполита. Геракл отправился в плаванье на корабле. Прибыв к устью реки Фермодонт, он бросил якорь и принял на корабле царицу Ипполиту, которая согласилась отдать пояс. В это время Гера, приняв облик одной из амазонок, испугала остальных известием, будто бы чужеземцы пытаются похитеть их царицу. Амазонки, схватив оружие и вскочив на коней, бросились на помощь Ипполите. Геракл, решив, что царица коварно подстроила нападение, убил Ипполиту, захватил пояс и, отразив нападение амазонок, отплыл на корабле.


Неуязвимый Ахиллес, по легенде, влюбился в убитую им же у подножия Трои прекрасную Пенфесилею и не смог простить себя за содеянное. А невезучий Беллерофонт так и вовсе был направлен драться с амазонками после того, как он уже укротил один женский прообраз в лице Химеры – чудища с тремя львиными пастями, телом козы и хвостом дракона. И здесь ему, переживающему все тяготы судьбы лишь за то, что когда-то не ответил взаимностью влюбившейся в него царице Антейе, улыбнулась удача. Что все же не спасло героя от позорного безумия в последствии. Когда взял Тесей город амазонок Фемискиру, увел он с собой как награду царицу Антиопу. В Афинах стала Антиопа женой Тесея. Пышно отпраздновали афиняне свадьбу своего царя с царицей амазонок. Вскоре родился у них сын. Ипполитом нарекли его родители. Счастливы были супруги. Радовались они, глядя на то, каким умным смелым и красивым растет их сын. А амазонки замыслили отомстить афинянам за разрушение Фемискиры, за похищение их царицы. Решили они освободить Антиопу от тяжкого, как думали они, плена. Их огромное войско вторглось в Аттику. Укрылись афиняне от натиска воинственных амазонок за городскими стенами, но не смогли удержать их. Последнее убежище осталось у афинян - неприступная крепость Акрополь. Долго держались афиняне в осаде, и вот решились они на последнюю битву. Сама Антиопа сражалась рядом с Тесеем против тех самых амазонок, которыми раньше она повелевала. Не хотела она покидать своего мужа в этой жестокой битве. Гибель ждала Антиопу в этом сражении. Сверкнуло в воздухе копье, брошенное одной из амазонок, и вонзилось смертоносное острие в грудь Антиопы. Мертвой упала она к ногам своего мужа. В ужасе смотрели оба войска на сраженную смертью Антиопу. Прерван был кровавый бой. Полные скорби, похоронили афиняне и амазонки молодую царицу, а после покинули Аттику амазонки и вернулись на родину. Долго еще царила печаль в Афинах по безвременно сошедшей в аид прекрасной Антиопе. Напоминание о разыгравшейся трагедии мы можем видеть и по сей день на барельефах северной стороны Парфенона.


Все вышесказанное относится к легенде, имевшей место во времена классической Древней Греции и давшей жизнь еще многим и многим догадкам человечества в последствии, большинству из которых не суждено было реализоваться.На памятниках античного искусства амазонки обычно изображаются как прекрасные женщины с развитой мускулатурой и, вопреки легенде, без следов увечья. Женщины-воительницы изображались с воинскими атрибутами: двойная секира, лук, копье и щит в форме полумесяца. С мифами об амазонках связаны многочисленные произведения античного искусства, начиная с 7 века до н.э. На них обычно изображались сцены "амазономахии": западные метопы Парфенона, метопы сокровищницы афинян в Дельфах, рельефы фриза храма Аполлона в Бассах, рельефы западного фронтона святилища Аскоепия в Эпидавре, рельефы западного фриза Галикарнасского мавзолея. Сюжеты мифа об амазонках нашли так же отражение в рельефах саркофагов и вазописи: амфоры Эксекия и др. Согласно античному автору Плинию Старшему, при выполнении статуи амазонки для храма Артемиды в Эфесе состязались сразу четыре знаменитейших скульптора: Поликлет, Фидий, Кресилай и Фрадмон. Ряд дошедших до нас римских копий греческих статуй, видимо, восходит к скульптуре Поликлета "Раненная амазонка". Изображение амазонок часто воспроизводилось в послеантичном искусстве, особенно в стиле барокко.


В эпоху Великих географических открытий интерес к загадочной “Стране Амазонок” возрос, и это было одной из причин, побуждающих людей пускаться в дальние странствия по морям и океанам. Мечте Колумба во время своего путешествия “захватить нескольких этих женщин с собой, чтобы показать Фердинанту и Изабелле” не суждено было сбыться, но вера людей в амазонок была столь велика, что, когда Колумб открыл группу Малых Антильских островов и назвал их Виргинскими (острова дев), некоторые готовы были поверить, что это и есть те самые острова, населенные женщинами. Если верить историкам, в средние века в Европе бытовало старокельтское сказание о прекрасном острове, населённом амазонками. Остров этот, расположенный далеко в океане, называли “О Бразиль” (Счастливый остров). То одна, то другая каравелла, покинув порт, изчезала вдали, чтобы никогда больше не вернуться обратно. Но ещё решительнее, чем капитаны, отправлявшиеся на поиски острова женщин, были географы и составители карт. Начиная с 1325 года призрачный остров “О Бразиль” внезапно появляется на географических картах. Временами он изчезает, чтобы затем возникнуть снова. Когда была открыта Америка, поиски этой страны перенеслись туда. Так в конце концов появилось хорошо нам известное название “Бразилия”. Правда, земля эта оказалась не островом, и населяли ее тоже, как выяснилось, не только женщины. Но это далеко не все следы, оставленные легендой об амазонках на карте. Также истории известно имя Франсиско де Орельяне, состоявшего в одной из грандиознейших кавалькад, упоминавшихся в истории об открытии и завоевании Америки, который был всего лишь лейтенантом в штате Гонсало Писсаро, возглавлявшего эту покорительную экспедицию. Но тем не менее именно ему приписываются первые сведения о самой крупной реке Южной Америки “Амазонке”, тогда еще “Мараньон”. Вот что писал монах-доминиканец, путешествовавший в отряде Орельяны: “Известно, что индейцы являются подданными амазонок и платят им дань. Поэтому, когда индейцы узнали о нашем приближении,… они послали за их помощью, и явилось 10 или 12 женщин – амазонок, которые сражались впереди всех с такой доблестью, что индейцы не решались повернуться спиной к нашим солдатам, потому что женщины убивали их своими дубинками, и это было причиной того, что индейцы защищались так упорно…” Неизвестно выдумал ли эту историю монах, или рассказал правду, но река, которую Орельяна назвал в свою честь Рио-Орельяна, была переименована с его лёгкой руки в Амазонку, а сам первопроходец был назначен губернатором волшебной страны женщин, которой он, однако, так никогда и не завоевал.


Конечно, эти рассказы о чудо-воительницах плохо поддерживают образ женщины, как существа хрупкого и беззащитного, и, тем не менее, не секрет, что матриархат характеризовал самую раннюю стадию развития человеческого общества. Такое устройство семьи и сейчас встречается в некоторых далеких от цивилизации уголках планеты. Время от времени мы получаем репортажи о вырождающихся или почти вымерших племенах Африки или Южной Америки со специфическими законами семейного уклада, возможно, среди них есть и такие, где женщины доминируют над мужчинами. Как утверждают некоторые путешественники, в лесистых областях вокруг озера Титикака (на границе Перу и Боливии) до сих пор будто бы обитают амазонки. Индейцы окрестных племен называют их “уру”. Культ матери, так или иначе, присутствует во всех языческих верованиях, начиная с истоков первобытнообщинного строя. Но история показывает, что матриархат не выдерживает испытания временем и, с экономическим развитием общества, а точнее, с тех пор, как главным добывателем пищи становится мужчина, “власть матери” постепенно, но неизбежно должна потерпеть поражение. Существует даже довольно распространённое мнение, что возникновение предпосылок такого понятия, как “любовь” и всего связанного с ним культурного ореола непосредственно связано с моментом, когда мужчина берёт бразды правления в свои руки. Так или иначе, легенде об амазонках не суждено погибнуть, пока существуют большие неисследованные районы в южной Америке, и, видимо, также не суждено исчезнуть образу женщины-воина из современной жизни.


В Японии, как известно, даже в эпоху самураев, в условиях жесточайшего разделения по половому признаку, существовали женщины, владеющие секретами мастерства самурая, и принадлежавшие к этому элитному классу наравне с мужчинами, некоторым из них даже посчастливилось попасть в историю. А в Китае, между прочим, и сегодня существуют армии, состоящие из одних женщин. Создавая их, азиаты основываются на бесспорных доводах учёных, что женщины гораздо лучше мужчин переносят стрессы, они нечувствительнее к боли, быстрее усваивают информацию, лучше приспосабливаются к новым условиям и вообще обладают рядом психологических качеств, позволяющих при хорошей подготовке достаточно эффективно действовать в экстренной ситуации. Создатели этих школ, как ни парадоксально это звучит, считают, что для войны в наше время нет существа более подходящего, чем женщина.

Clubs.ya.ru
Надежда Морозова

Девятый подвиг. Геракл завоёвывает пояс Ипполиты.

У царя Еврисфея была юная дочь Адмета. Однажды она пришла к отцу и сказала:
- Говорят, далеко на востоке есть царство, где властвуют женщины. Там женщина - глава и опора семьи и госпожа в доме. Женщины там управляют городами, торгуют и судят, приносят в храмах жертвы богам и решают дела государства. Вооружённые, скачут они на боевых конях и храбро воюют с врагами.
Они называют себя амазонками, презирают мужчин и хвалятся своей непобедимостью. Моя покровительница Гера, супруга великого Зевса, открыла мне, что вся сила воинственных амазонок в кожаном поясе, который бог войны Арес подарил царице Ипполите. Пока она носит этот пояс, никто не может победить её, а с нею и всех амазонок. Отец! Я хочу быть непобедимой, как эта женщина, и царствовать, ни с кем не разделяя власти. Я хочу получить пояс Ипполиты!
Царь приказал Гераклу отправиться в страну амазонок и добыть пояс царицы Ипполиты.

Царство амазонок было далеко на востоке, в Малой Азии.
Геракл снарядил корабль, позвал с собой своих верных друзей - Иолая, афинского царевича Тезея и других. Они поплыли тем путём, который был открыт для всех мореплавателей отважными аргонавтами. Долго плыли они; наконец по бурному Чёрному морю приплыли к реке Фермодонту, поднялись по течению и достигли города Фемискиры - столицы амазонок.

У ворот стояли вооружённые женщины; кожаные шлемы были на них, короткие рубашки и узкие, длинные штаны до щиколоток; через плечо у амазонок висели щиты в форме месяца, а в руках они держали топорики с двумя лезвиями.
Стража не впустила Геракла с товарищами в город, и они вынуждены были расположиться на берегу реки, протекавшей близ городской стены.

Вскоре прискакала на великолепном коне сама царица Ипполита с отрядом вооружённых девушек. Среди них была красавица Антиопа, любимая подруга царицы.

Её красота однажды едва не погубила амазонок. Давно задумывали амазонки поход в Грецию и вот, переплыв море, явились под стенами Афин и осадили прекрасный город. Афиняне не были готовы к осаде. Ещё немного, и город был бы в руках воинственных женщин. Но среди афинских воинов Антиопа увидела царевича Тезея, и в сердце её вспыхнула любовь к нему. Тезею тоже приглянулась красавица амазонка; с её помощью он надеялся спасти родной город. Ночью он явился тайком в лагерь амазонок - увидеться с Антиопой.
Ипполита догадалась о любви своей подруги и, боясь измены, приказала немедленно снять осаду. Амазонки отступили от Афин и вернулись в свою страну. Антиопа была разлучена с Тезеем. Но она не забыла его и теперь, увидев среди товарищей Геракла Тезея, обрадовалась, и любовь её разгорелась ещё сильнее.
Тезей тоже узнал её, незаметно приблизился к ней и условился о тайном свидании.

Ипполита спросила Геракла, зачем он явился в страну амазонок.
Геракл ответил, что ему приказано добыть пояс царицы Ипполиты.
- Только в бою, только победителю отдам я свой пояс, - сказала царица. - Бейтесь с нами, и, если вы победите, пояс будет ваш!
Так говорила Ипполита, зная, что, пока пояс на ней, никто не сможет её победить.

Оба отряда разошлись - готовиться к бою. Амазонки умчались в город, а спутники Геракла расположились на ночлег в своём лагере у реки.
Тезея всю ночь не было в лагере. Утром он явился торжествующий и отдал Гераклу волшебный пояс.
- Как! Ты добыл его без боя? - удивился Геракл.
- Антиопа похитила его у царицы и отдала мне, - сказал Тезей.
Геракл не захотел воспользоваться добычей, полученной обманом, и бой начался.

На диком коне, быстром, как ветер, помчаласьна Геракла Аэла, самая стремительная из амазонок. Геракл на всём скаку выбил из её рук топор. Она хотела спастись бегством, и конь помчал её прочь, но стрела Геракла догнала её и поразила насмерть. И другая амазонка, Протоя, семь раз победительница в поединках, была убита Гераклом.
Тогда вышли вперёд три девушки, три великолепные охотницы, которых сама богиня Артемида брала с собой на охоту, - не было им равных в метании копья. Сразу все вместе стремительно метнули они свой копья, но промахнулись. А копьё Геракла, просвистев, перебило руки всем трём.

Страх напал на амазонок при виде поражения их лучших воительниц.
- Горе нам! Горе нам! Где же твой пояс, Ипполита? - кричали они.
Тоска сжала сердце Антиопы, предавшей своих подруг, но в толпе эллинов она увидела Тезея, и любовь победила в ней все другие чувства.

Грозная с виду, с отчаянием в душе, выехала вперёд Ипполита. Только она и Антиопа знали о том, что волшебный пояс - в руках врага. Воинственная царица не хотела выдать подругу свирепым амазонкам и решила лучше умереть в бою.
Отважно бросалась она в самые опасные места битвы, сама искала смерти и вдруг упала, смертельно раненная стрелой.
Увидев гибель своей царицы, амазонки смутились и обратились в бегство. Многие из них были взяты в плен, другие убиты.
Пленницу Антиопу Геракл отдал Тезею, и Тезей сделал её своей женой.
Геракл вернулся в Микены, к царю Еврисфею, и принёс ему пояс Ипполиты. Царь подарил его своей дочери, но она не решилась носить его и отдала в храм Геры как дар богине.

Ипполита. Погрузившись с друзьями на корабли, Геракл поплыл в Малую Азию к амазонкам.

Отцом этих храбрых женщин-воительниц был бог Арес, а матерью то ли наяда Гармония, то ли богиня любви Афродита . Вначале они жили на реке Танаис (Дон), но потом, обогнув побережье Понта Эвксинского (Чёрного моря), пришли в долину Фермодонта (сейчас река Терме на северном берегу Турции). Здесь они разделились на три племени.

5-12 подвиги Геракла

По обычаям амазонок, мужчины должны были делать все домашние дела, а женщины – сражаться и править. Поэтому мальчикам, которых амазонки рождали от связей с мужчинами соседних племён, в младенческом возрасте ломали руки и ноги, чтобы лишить их возможности воевать и путешествовать. Девушек же вооружали медными луками и небольшими щитами в форме полумесяца и сажали на боевых коней. Переселившись в Малую Азию, амазонки построили огромный город Фемискиру и нанесли поражение всем окрестным народам. Амазонская империя распростёрлась на север и запад за реку Танаис, до самой Фракии, а по южному берегу Понта – до Фригии. Три амазонские царицы – Марпесса, Лампадо и Гиппо – основали на берегах Эгейского моря знаменитые города Эфес и Смирну. В первом из них позднее был воздвигнут храм Артемиды Эфесской , который по великолепию превосходил даже дельфийский храм Аполлона и слыл одним из семи чудес света .

Ко времени похода Геракла на амазонок их тремя племенами правили царицы Ипполита, Антиопа и Меланиппа. По дороге Геракл посетил знаменитый своим мрамором остров Парос. Жившие на нём четыре сына прославленного критского царя Миноса убили двоих спутников Геракла, вышедших на берег. Тогда он в возмущении убил всех четырех сыновей, осадил главный город Пароса и снял осаду лишь после отдачи ему в рабы местного царя Алкея и его брата Сфенела. Проплыв затем через проливы Геллеспонт и Босфор, Геракл помог в Мизии царю пафлагонцев Лику вести войну с племенем бебриков. В благодарность за это Лик основал город Гераклею, куда по совету дельфийской пифии переселилось немало греков.

Прибыв из Мизии к устью реки Фермодонт, Геракл бросил якорь в бухте города амазонок Фемискиры. Здесь к нему явилась царица Ипполита. Очарованная мощным телом Геракла, она предложила ему пояс Ареса как любовный дар. Однако издавна враждебная Гераклу богиня Гера распространила среди амазонок слух, что чужеземцы хотят похитить Ипполиту. Толпа конных воительниц бросилась к греческому кораблю. Геракл, подозревая предательство, убил Ипполиту. Надев на себя её оружие и доспехи, он перебил всех остальных предводительниц амазонок и обратил их войско в бегство.

Есть, впрочем, и другие варианты этого мифа. В одних утверждается, что другая амазонская царица, Меланиппа, попала к грекам в засаду и была выкуплена Ипполитой за пояс, или наоборот: Меланиппа выкупила Ипполиту. По другим легендам, Ипполиту захватил сопутствовавший Гераклу в этом походе афинский герой Тесей . Он и подарил ее пояс Гераклу, а тот в ответ позволил ему взять в рабство прекрасную Антиопу. По ещё одному рассказу, Ипполита отказалась отдать Гераклу пояс, и они с ним сразились за него. Геракл выбил царицу из седла и занёс над ней дубину, предлагая пощаду, но она предпочла не уступить и умереть.

По возвращении из Фемискиры Геракл снова проплыл через Мизию, совершив здесь новые отважные деяния. У Трои он спас от морского чудовища Гесиону , дочь царя Лаомедонта.

Вернувшись наконец в Микены, Геракл передал пояс Эврисфею, который подарил его Адмете. Захваченные у амазонок богатые плащи он подарил храму Аполлона в Дельфах, а топор Ипполиты отдал царице Омфале , и он стал одной из священных регалий лидийских царей.

Была у царя Эврисфея юная дочь Адмета. Однажды она пришла к отцу и сказала: "Говорят, далеко на востоке есть царство, где властвуют женщины. Вооруженные стрелами, скачут они на боевых конях и храбро воюют с врагами. Они называют себя амазонками, презирают мужчин и гордятся своей непобедимостью. Моя покровительница Гера открыла мне, что вся сила амазонок сокрыта в простом кожаном поясе, который подарил бог войны Арес свой дочери, царице амазонок Ипполите. Пока она носит этот пояс, никто не может победить ее, а вместе с нею и всех амазонок. Отец! Я хочу быть непобедимой, как эта женщина, и царствовать, ни с кем не разделяя власти. Я хочу получить пояс Ипполиты!"

Так нашлось для Геракла еще одно дело, достойное его силы и мужества. Эврисфей приказал Гераклу отправляться за поясом царицы амазонок.

Далек путь до страны амазонок. Чтобы достичь царства Ипполиты, надо было пересечь Серединное море до его восточных берегов, а там, пройдя через два узких пролива, плыть дальше на восток уже по водам другого моря - Понта Эвксинского. Там, где в Эвксинское море вливается горячая река Фермодонт, стоит Фемискира - главный город страны амазонок.

Снарядил Геракл корабль, позвал с собой своих верных друзей - Иолая, афинского царевича Тесея и других. В назначенный день корабль Геракла поднял парус и ушел в море.

Первая стоянка корабля была на острове Парос, где правили сыновья критского царя Миноса. На этом острове сыновья Миноса убили двух спутников Геракла. Рассердился Геракл на царевичей. Многих жителей Пароса он перебил, других же загнал в город и держал в осаде до тех пор, пока не прислали осажденные послов к Гераклу с просьбой, чтобы он взял двух любых жителей города вместо убитых спутников. Тогда снял осаду Геракл и вместо убитых взял внуков Миноса Алкея и Сфенела.

С Пароса Геракл прибыл в Мисию к царю Лику, который принял его с великим гостеприимством. В благодарность Геракл помог Лику победить племя беззаконных бебриков, с которыми Лик давно враждовал.

Далее путь корабля пролегал к Трое. Троянским царством правил в ту пору Лаомедонт, один из самых надменных царей, презиравший даже богов. Однажды он задумал укрепить и без того неприступные троянские стены. Чтобы испытать троянского царя, Аполлон и Посейдон за совсем небольшую плату предложили ему свою помощь. Целый год, как простые каменщики, трудились боги, укрепляя крепостные стены Трои, но обещанного вознаграждения так и не получили. Надменный царь даже пригрозил обрезать им уши, если они будут требовать платы за свою работу. Тогда разгневанный Аполлон наслал на владения Лаомедонта чуму, а Посейдон - чудовище, которое опустошало, никого не щадя, окрестности Трои. Призвал царь прорицателей, и те возвестили ему: "Отдай свою любимую дочь Гесиону на съедение чудовищу, и боги укротят свой гнев". Пришлось Лаомедонту, по требованию народа, оставить юную Гесиону на берегу, крепко привязав ее к морскому утесу.

Здесь и увидел Гесиону Геракл, когда его корабль подошел к троянскому берегу. Снял он путы с юной девы, обреченной на ужасную смерть и отвел ее к отцу. "Возвращаю тебе, царь, твою любимую дочь. По пути в твой дворец я узнал, что она - искупительная жертва за твою надменность. И не жаль тебе отдавать на съедение чудищу морскому свое любимое чадо? Хотел бы я сразиться с этим чудовищем, и, если сил моих хватит, победить его. А плату за это я прошу небольшую: всего-то четверку хороших коней".

С радостью принял Лаомедонт предложение Геракла, и не простых коней пообещал в награду, а бессмертных, которых он получил от Зевса как выкуп за сына Ганимеда, унесенного Громовержцем на Олимп.

Отправился Геракл на морской берег. Стал ждать, когда чудовище выйдет из моря. Целый день ждал. Только к вечеру выползло на сушу чудище. Оно разинуло свою гигантскую пасть и бросилось на Геракла. А Гераклу только это и надо было: он сам прыгнул чудовищу в глотку и острым мечом стал разить изнутри его ненасытную утробу.

Издохло чудовище. Выбрался Геракл из его утробы, смыл с себя морской водой отвратительную густую слизь и отправился за обещанной наградой.

"Мертвое чудовище лежит берегу,- сказал Геракл Лаомедонту.- Пойди, посмотри на него, если хочешь. Где стоит четверка твоих бессмертных коней?"

Засмеялся троянский царь: "Зачем тебе кони, Геракл? У тебя есть корабль. Вот и плыви на нем дальше. Этих коней подарил мне сам Зевс, разве хорошо дарить подаренное?"

"Ладно, - сдержав гнев, ответил Геракл, - корабль у меня действительно есть, и скоро я вернусь на нем, чтобы продолжить с тобой разговор о том, что можно называть хорошим, а что плохим".

И снова ушел в море корабль Геракла. Путь его лежал через узкий пролив, отделяющий Европу от Азии, через Геллеспонт в бурный Понт Эвксинский.

Эта часть пути Гераклу была хорошо знакома: он проходил здесь вместе с Ясоном на быстроходном "Арго". Но тогда гибель любимца, юного Гиласа, заставила Геракла вернуться с полпути назад в Микены.

С грустью смотрел Геракл на берег, где исчез его юный друг. А корабль, рассекая зеленые волны, быстро мчался все дальше и дальше на восток.

Наконец свежий ветер Эвксинского Понта, неустанно наполнявший парус, принес корабль Геракла к устью реки клубящейся паром. Это и был Фермодонт. Отсюда уже было рукой подать до столицы амазонок Фемискиры.

Ворота Фемискиры были заперты, когда Геракл с небольшим отрядом подошел к городу. Охраняла ворота амазонка-стражница в кожаном шлеме, коротком хитоне, с небольшим, похожим на луну на ущербе щитом в руках и топором с двумя полукруглыми лезвиями.

"Зачем пришли вы, чужеземцы в наши края? Что надо вам в царстве женщин-воительниц?" - спросила стражница.

"Не по своей воле пришел я сюда со своими друзьями,- ответил ей Геракл.- Меня прислал царь Микен Эврисфей. Его дочь Адмета хочет владеть поясом вашей царицы. Если отдаст мне ваша царица этот пояс, я сослужу ей любую службу".

"Царице будет об этом доложено,- сказала стражница,- ждите".

Вскоре из городских ворот выступил отряд всадниц. То была царица Ипполита со своим ближайшим окружением. "Это кому же понадобился мой пояс? Не тебе ли, бородатый великан? - спросила Ипполита, обращаясь к Гераклу.- Зачем он тебе, он ведь женский, да к тому же маловат для тебя! Впрочем, если он тебе так нужен, ты можешь получить его, но только в бою".

Не сказав больше ни слова, Ипполита развернула коня и направилась в город, за ней последовал и ее вооруженный отряд. Только ближайшая подруга Ипполиты красавица Антиопа чуть замешкалась: она не могла оторвать взгляда от статного спутника Геракла, афинского царевича Тесея.

Как неукротимый лесной пожар вспыхнула в сердце Антиопы любовь к Тесею. Она знала, что амазонки непобедимы, пока Ипполита владеет заветным поясом, знала, что бой с пришельцами неизбежен и что Тесей неминуемо погибнет в этом бою.

Поздней ночью Антиопа пробралась в лагерь Геракла, тихо вошла в палатку Тесея и положила к его ногам похищенный ею пояс Ипполиты.

А ранним утром под стенами Фемискиры разгорелся бой. Как вихрь налетели амазонки на лагерь Геракла. Впереди всех была самая стремительная из амазонок Аэла. С ней-то и сразился Геракл. Отразив ее натиск, он обратил ее в бегство и поразил мечом. Другая амазонка, Протоя, сразила семерых спутников Геракла, но и сама пала от руки сына Зевса. Тогда напали на Геракла сразу три амазонки, три великолепные охотницы, которых сама Артемида брала с собой на охоту - не было равных им в метании копья. Сразу три копья полетели в Геракла, но все не попали в цель.

Страх обуял амазонок. "Горе нам! Где же твой пояс, Ипполита!" - кричали они.

Угрызения совести сжали сердце Антиопы, предавшей своих подруг, но любовь к Тесею победила в ней все другие чувства.

С отчаянием в душе бросилась в самую гущу сражения царица Ипполита. Она знала, что ее заветный пояс - в руках врага. Сразил ее Геракл своей стрелой.

Увидев гибель своей царицы, амазонки обратились в бегство. Многие из них были взяты в плен, многие убиты.

Пленницу Антиопу Геракл отдал Тесею. Тут и открылась причина столь легкой победы над амазонками. "Возьми, друг, пояс Ипполиты, - сказал Тесей Гераклу, - и скажи спасибо пленнице моей Антиопе". Ничего не ответил Геракл, ибо было в победе над амазонками что-то нечестное".

В Микенах Геракл отдал пояс Ипполиты Эврисфею, а тот подарил его своей дочери Адмете, но она побоялась владеть им. "Пусть этот божественный пояс вернется богам",- решила Адмета и передала его в храм Геры, как дар богине.

Не забыл Геракл обиду, нанесенную ему Лаомедонтом. Теперь, исполнив очередной приказ Эврисфея, Геракл решил, что настало время отомстить троянскому царю за его вероломство. С небольшой дружиной он высадился на троянском берегу. После недолгой осады пала гордая Троя. Лаомедонт и его сыновья были преданы смерти, кроме самого младшего, по имени Подарк. "Я дарю жизнь последнему из рода троянских царей, - сказал Геракл, - но сначала он должен быть продан, как раб". Когда Подарка выставили на продажу, его сестра Гесиона, спасенная Гераклом от морского чудовища, выкупила брата, отдав за него золоченое покрывало, украшавшее ее голову. Так Подарк получил имя Приама, что значит "купленный". По воле судьбы он действительно оказался последним троянским царем.



Просмотров