Срок обучения в консерватории. Рассказ про обучение в московской консерватории. От фортепьяно до ударных

В недалеком прошлом в Москве было всего два вуза, которые готовили профессиональных музыкантов. Сегодня у будущих певцов, инструменталистов и дирижеров появился выбор.

Музыкальные факультеты открылись в нескольких государственных и негосударственных вузах, а кроме того, статус высших учебных заведений получили некоторые музыкальные училища.

В подготовке музыкантов важную роль играет системное образование: музыкальная школа, училище, вуз, аспирантура. В Российской академии музыки им. Гнесиных (РАМ им. Гнесиных) и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского есть все эти образовательные ступени, в (ГМПИ) – колледж, вуз и аспирантура, в (МГИМ) – все, кроме аспирантуры. Государственная классическая академия им. Маймонида (ГКА им. Маймонида) предлагает только высшее образование и аспирантуру.

Я вам спою

Специальность "Вокальное искусство"

Самая популярная специализация – академическое (оперное) пение. Она представлена практически во всех музыкальных вузах, а в консерватории других специализаций просто нет. Будущие оперные певцы изучают музыкальную литературу, работу с текстом, сценическую речь, занимаются развитием и постановкой голоса и, конечно, оперным вокалом. Им важно знать иностранный язык, желательно итальянский, так как он широко используется в вокальных партиях. В Государственной академии славянской культуры (ГАСК) вы сможете учить итальянский, французский, немецкий, заниматься вокалом по эксклюзивным итальянским методикам Национальной академии Santa Cecilia в Риме. Что касается преподавателей, громкие имена есть в каждом вузе: в ГАСК работает солист Большого театра Владимир Маторин, в консерватории – Зураб Соткилава. Почти все музыкальные вузы приглашают педагогов из консерватории и Гнесинки.

"Народное пение" тоже есть во многих вузах: РАМ им. Гнесиных , Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ), (МСИ) и др. От академического пения эта специализация отличается довольно сильно: "народники" изучают певческие стили различных регионов России, народные танцы, инструменты народного оркестра. Даже способы извлечения звуков у них другие – далеко не каждый голос подходит для исполнения народных песен.

На отделениях эстрадного и джазового вокала в Гнесинке , ГКА им. Маймонида , (ИСИ) учатся многие уже известные исполнители. И имена педагогов на слуху не только у специалистов: в ГКА им. Маймонида джазовый вокал преподают солистки ансамбля "Лицей" Анастасия Макаревич и Анна Сырова, а в Гнесинке – известные певицы Ирина Отиева и Валентина Толкунова.

Выпускники-вокалисты могут работать в опере, народных ансамблях, эстрадных коллективах, церковном хоре, педагогами по вокалу.

От фортепьяно до ударных

Специальности "Инструментальное исполнительство" или "Музыкальное искусство эстрады"

Партитура, пульт и палочка

Специальности "Дирижирование" или "Хоровое дирижирование"

Для скрипки с оркестром

Специальность "Композиция"

У будущих композиторов выбор невелик: МГК , Гнесинка или ГМПИ . Кроме общей культуры и одаренности, композиторская деятельность требует знания многих специальных дисциплин: теории музыки, гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, оркестровки и др.

Композитор должен быть знаком со всеми музыкальными стилями, как классическими, так и современными. Поэтому, например, в консерватории студенты узнают, как создается электронная и компьютерная музыка , а на факультативе смогут выучить английскую музыкальную терминологию. В РАМ им. Гнесиных есть даже отдельная кафедра компьютерной музыки и информатики.

Прослушивания и туры

Для поступления на специальности "Вокальное искусство", "Музыкальное искусство эстрады" и "Инструментальное исполнительство" необязательно (за исключением консерватории) предъявлять диплом об окончании музыкальной школы, но необходимо иметь подготовку на уровне ее выпускника: знать основы сольфеджио и музыкальной литературы, уметь подготовить программу для прослушивания. Гораздо строже требования к будущим композиторам и дирижерам – им необходимо предварительно окончить музыкальное училище.

Как правило, музыкальные специальности требуют индивидуальной формы обучения, поэтому группы набираются небольшие, а вступительный конкурс в государственные вузы очень высокий.

Вступительные экзамены различаются не только на разных специальностях, но и на каждой специализации. Однако есть так называемый "обязательный минимум":

1. Сольная программа. Для вокалистов это арии, романсы и народные песни, для инструменталистов – музыкальные произведения разных форм, для композиторов – собственные сочинения, для дирижеров – владение и фортепьяно, и вокалом, и навыками управления хором.

2. Коллоквиум. Здесь предстоит продемонстрировать комиссии свой культурный уровень, музыкальную эрудицию, понимание содержания и формы исполняемых произведений, знание творчества их авторов.

3. Теория музыки и сольфеджио. Основные требования в вузах практически одинаковые, разница – в сложности заданий: написать музыкальный диктант, спеть или сыграть с листа мелодию, проанализировать несложное музыкальное произведение или его фрагмент (определить тональность, лад, аккорды, ритмику и т. д.).

Будущим военным дирижерам ко всему прочему предстоит экзамен по физической подготовке.

Мнение экспертов

Как выбрать

Наталья Дмитриева , декан вокального факультета РАМ им. Гнесиных :
– Качество подготовки певца зависит не столько от вуза, сколько, прежде всего, от педагога. Именно он может выявить "голосовую природу" и помочь ей развиться. А может и наоборот. Даже в нашем вузе был случай, когда педагог попытался переделать юношу-баритона в тенора, и "сломал" его. Так что если у студента с педагогом работа не складывается, лучше сменить наставника. Перед поступлением можно поприсутствовать на экзаменах и примерно определиться, у какого педагога вы хотели бы учиться. Возможно (хотя и необязательно), ваше желание учтут, когда будут распределять первокурсников к мастерам.


Поступающим

Правила приема в Московскую консерваторию

Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского имеет следующие факультеты:

Фортепианный факультет готовит концертных исполнителей, артистов камерного ансамбля, концертмейстеров, преподавателей музыкальных училищ;

Оркестровый факультет (струнные инструменты) готовит концертных исполнителей, артистов оркестра и камерного ансамбля, преподавателей музыкальных училищ;

Оркестровый факультет (духовые и ударные инструменты) готовит концертных исполнителей, артистов оркестра, преподавателей музыкальных училищ;

Историко-теоретический факультет готовит музыковедов, преподавателей музыкальных училищ;

Композиторский факультет готовит композиторов, преподавателей музыкально-теоретических дисциплин;

Дирижерский факультет (отделение хорового дирижирования) готовит дирижеров академического хора, хормейстеров, преподавателей музыкальных училищ;

Дирижерский факультет (отделение оперно-симфонического дирижирования) готовит дирижеров, художественных руководителей симфонического оркестра;

Вокальный факультет готовит оперных и концертно-камерных певцов, преподавателей музыкальных училищ;

Факультет исторического и современного исполнительского искусства готовит исполнителей-инструменталистов (по специальностям: скрипка, альт, виолончель, флейта, ударные, клавесин, фортепиано), солистов и артистов оркестра, ансамбля (в т. ч. на исторических и родственных инструментах), преподавателей музыкальных училищ.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В МОСКОВСКУЮ КОНСЕРВАТОРИЮ

Право на бесплатное обучение в Московской консерватории имеют граждане России, а также соотечественники из стран СНГ и дальнего зарубежья (имеющие гражданство Российской Федерации).
Также, в соответствии с подписанными межгосударственными соглашениями, право на бесплатное обучение в консерватории имеют граждане следующих государств: Республика Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

Для поступления в консерваторию необходимо иметь среднее профессиональное музыкальное образование (музыкальное училище, колледж, лицей, специальная музыкальная школа-десятилетка и т. д.).

Выпускники средних специальных музыкальных школ пользуются правами выпускников музыкальных училищ.

Для поступающих на вокальный факультет допускается наличие только общего среднего образования (10 классов).

На вокальном факультете имеется двухгодичное подготовительное отделение.
Зачисление на это отделение производится путем отбора (во время проведения общих вступительных экзаменов) лиц, обладающих отличными вокальными данными, но обнаруживших при сдаче экзаменов недостаточную музыкальную подготовку. Законченное среднее образование - обязательно.

Допускается получение второго высшего образования бесплатно на конкурсной основе по специальностям "композиция", "сольное пение" и "оперно-симфоническое дирижирование".
Высшее музыкальное образование (первое) не освобождает абитуриента от сдачи всех экзаменов по специальности.

  • Обучение в Московской консерватории - дневное (очная форма).
  • Срок обучения - 5 лет.
  • Прием заявлений в консерваторию производится с 1 июня по 2 июля (включительно).
  • Прием документов прекращается 2 июля в 12.00.
  • Консультации по всем дисциплинам начинаются с 25 июня. Все консультации бесплатные.
  • Обязательное предварительное прослушивание вокалистов проходит ежедневно с 25 июня по 2 июля с 10.00 до 12.00.
    Результаты прослушивания (допуск к 1 туру экзамена по специальности) становятся известны в день прослушивания.

    Приемные экзамены для всех факультетов проходят с 3 по 20 июля по следующим дисциплинам:
    Специальность (по разделам);
    Русский язык и литература (сочинение).

    Экзамены по специальности:

    Для поступающих на фортепианный, оркестровый факультеты, а также на факультет исторического и современного исполнительского искусства:

  • исполнение экзаменационной программы
  • коллоквиум по специальности
  • гармония - письменно и устно

    Для поступающих на композиторский факультет:

  • исполнение своих сочинений
  • сочинение вариаций в классе на заданную тему
  • гармония - письменно
  • собеседование по различным музыкально-теоретическим дисциплинам: сольфеджио, гармония, музыкальная форма, полифония, инструментоведение, а также по музыкальной литературе
  • фортепиано

    Для поступающих на историко-теоретический факультет:

  • сольфеджио - письменно и устно
  • гармония - письменно и устно
  • музыкальная форма - устно
  • фортепиано

    Для поступающих на дирижерский факультет (специальность "хоровое дирижирование"):

  • 1 тур - дирижирование в классе подготовленной программой, проверка слуха и вокальных данных
  • коллоквиум
  • 2 тур - работа с хором
  • сольфеджио - письменно и устно
  • гармония - письменно и устно
  • фортепиано

    Для поступающих на дирижерский факультет (специальность "оперно-симфоническое дирижирование"):

  • дирижирование в классе подготовленной программой
  • коллоквиум
  • сольфеджио - письменно и устно
  • гармония - письменно и устно
  • музыкальная форма - устно
  • музыкальная литература - устно
  • фортепиано

    Экзамен по фортепиано для дирижерского, историко-теоретического и композиторского факультетов включает в себя исполнение программы (крупная форма, полифония, пьеса), чтение с листа в 2 и 4 руки.
    Обязательным условием является наличие в программе, подготовленной абитуриентом, произведения второй половины XX века (отечественного или зарубежного композитора).

    Для поступающих на вокальный факультет:

  • cпециальность - 1 тур
  • элементарная теория музыки
  • специальность - 2 тур
  • коллоквиум по специальности

    Абитуриенты, обнаружившие недостаточную профессиональную подготовку при исполнении экзаменационной программы или на коллоквиуме, получившие неудовлетворительную оценку по одному из разделов экзамена по специальности, к сдаче следующих разделов экзамена по специальности и других экзаменов не допускаются.

    Приемные требования по русскому языку и литературе изложены в программах вступительных экзаменов для поступающих в высшие учебные заведения Российской Федерации на текущий год.

    Абитуриенты, имеющие диплом "с отличием" или закончившие специальные музыкальные школы с медалями, при условии сдачи всех дисциплин специального цикла на отлично, освобождаются от экзамена по русскому языку и литературе.

    Абитуриенты могут воспользоваться читальным залом. Нотным материалом поступающие не обеспечиваются.

    Документы, необходимые для поступления в Московскую консерваторию:

  • документ государственного образца об образовании или его нотариально заверенная копия (диплом, аттестат зрелости);
  • фотокарточки (4 шт., снимки без головного убора размером 3х4 см)
  • Также, при подаче документов поступающему необходимо иметь с собой паспорт, с указанием места жительства (прописка) .

    Заявление о приеме в Московскую консерваторию подается на имя ректора консерватории с указанием факультета, отделения и специальности (заполняется абитуриентом при сдаче документов в приемную комиссию).

    Другие документы могут быть представлены поступающим, если он претендует на льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

    Количество граждан, принимаемых на первый курс для обучения за счет средств федерального бюджета, определяется в пределах контрольных цифр приема, устанавливаемых ежегодно Учредителем (Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации).

    Сверх контрольных цифр приема для обучения на основе договоров с оплатой стоимости обучения могут быть приняты абитуриенты, успешно сдавшие все экзамены, но не прошедшие по конкурсу.
    Перевод обучающихся с платной формы обучения на бюджетную на производится.

    Зачисление на места, финансируемые из средств федерального бюджета, производится на основе общего конкурса по количеству баллов, набранных поступающим на вступительных экзаменах, после завершения вступительных испытаний.

    Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов принимаются:

  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым по заключению лечебно-трудовых экспертных комиссий не противопоказано обучение в вузах;
  • граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
  • граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие высшие учебные заведения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий, а также граждане других категорий, предусмотренных законодательством.
  • Нежелательно подавать документы в последние дни приема документов (30 июня, 1 и 2 июля).
  • В обмен на сданные документы секретарь приемной комиссии выдает расписку о приеме документов.
  • Если вам необходимо сделать копии с документов (например, диплома) озаботьтесь этим заранее. Документы сданные в приемную комиссию назад частями не выдаются.
  • Расписка, выданная секретарем приемной комиссии, на время экзаменов (наряду с экзаменационным листом) является основным документом абитуриента.
  • Экзаменационный лист выдается абитуриенту секретарем приемной комиссии после первого экзамена по специальности.
  • Пропуск на экзамены в учебные корпуса консерватории на время экзаменов осуществляется только при предъявлении расписки или экзаменационного листа.
  • На каждый последующий экзамен абитуриент обязан приходить с экзаменационным листом, без которого он не допускается на экзамен.

    В случае его потери необходимо сразу же сообщить об этом секретарю приемной комиссии.

  • Документы, сданные в приемную комиссию, выдаются только при наличие у абитуриента расписки.
  • Посещение консультаций возможно только после сдачи документов в приемную комиссию и получения расписки, подтверждающей это.
  • Посещение консультаций по предметам - дело добровольное, однако опыт показывает, что посетить их нужно в обязательном порядке.

    Возможно, уже на консультациях, которые проводят члены приемной комиссии, вам порекомендуют забрать документы и, не теряя времени, попробовать поступить в другие учебные заведения, если ваш профессиональный уровень будет явно не соответствовать требованиям Московской консерватории.

    Кроме того, посещение консультации по фортепиано для дирижеров, композиторов и музыковедов считается обязательным и прдеставляет собой как бы "предварительный экзамен".

    Во-первых, на консультации абитуриент исполняет всю свою программу и, если все проходит благополучно, сам экзамен менее "болезненно" и напряженно, занимает меньше времени, так как абитуриента, показавшего свою подготовку предварительно, могут попросить исполнить лишь часть программы.

    Во-вторых, на этой консультации вам дадут задание для самостоятельной подготовки, которое нужно будет подготовить к экзамену. Обычно - это небольшая пьеса (2-3 стр.), исполнение которой абитуриентом на экзамене показывает ваши творческие способности, самостоятельность мышления, навыки работы над разбором и выучиванием текста.

    Хорошее исполнение этого произведения (не обязательно наизусть, можно и по нотам) - половина успеха на экзамене.

  • Абитуриентам, приходящим на предварительное прослушивание по специальности "сольное пение", необходимо иметь при себе паспорт, а также все документы, перечисленные в общем перечне документов.
  • Нежелательно приходить в последний день прослушивания, так как можно не успеть сдать документы.
  • Как правило, секретарем приемной комиссии составляется расписание прихода абитуриентов на экзамен (в алфавитном порядке).
  • У вокалистов помимо алфавитного порядка учитывается еще и тембр голоса, то есть все экзамены начинают сдавать сопрано, потом меццо-сопрано, тенора, баритоны и басы.
  • На экзамен по специальности необходимо приходить заранее (примерно за 1 час).
  • Опоздание на экзамен или пропуск своей очередности рассматривается членами комиссии как неявка, и абитуриент к экзаменам больше не допускается.
  • Внешний вид должен быть опрятным и аккуратным (члены комиссии этого может быть и не заметят, но если вы придете в джинсах и майке взглядов негодования вам не избежать).
  • Письменные и устные экзамены начинаются в 10.00. Исключение - композиторский факультет, на котором письменные экзамены по специальности начинаются в 10.00, устные - в 11.00.
  • Вокалистам необходимо обязательно приносить свои ноты для концертмейстера.
  • На письменные экзамены необходимо брать с собой карандаш, ручку и ластик.
  • Бумага, на которой выполняется задание, предоставляется приемной комиссией.
  • Здравствуйте. Сегодня я вам расскажу о себе: меня зовут Сергей, мне 26 лет, родился я в городе Ейске Краснодарского края.

    Школа

    В 1993 году поступил в общеобразовательную школу № 7 и в музыкальную школу по классу фортепиано. Поступление в обе школы проходило на конкурсной основе, и если в музыкальную школу я поступил легко, то в общеобразовательную нужно было пройти 3 тура. Обучался в общеобразовательной школе хорошо. У нас были прекрасной души учителя, которые во всём помогали и направляли, устраивали походы в лес каждую четверть, устраивали футбольные матчи, на которых девчонки были болельщицами и очень волновались за победу своих одноклассников. Сейчас, по истечении времени я понимаю, насколько они были заботливы и полностью отдавали себя работе.

    Не смотря на то, что в школе было много друзей, всё-таки основная школьная творческая жизнь протекала в музыкальной школе. Учился я там 8 лет, со второго класса участвовал в многочисленных концертах и конкурсах, процесс обучения был интересным и увлекательным. Здесь были пережиты первые чувства побед и разочарований, конкуренции между учениками и как следствие разделение соратников на тех, кто рад твоим победам и на тех, у которых они вызывают чувство зависти.

    В середине обучения я стал задумываться о том, что бы связать свою жизнь с музыкой. Это сейчас, смотря сквозь призму прожитых лет, я понимаю, что мои розовые мечты о музыке и творческой жизни ни как не соответствовали суровым реалиям жизни. Чтобы поддержать мои мечты и старания, родители позаботились о дополнительных уроках по специальности и сольфеджио. Педагоги хотели, что бы их ученики продолжали обучение и не брали оплату за лишнее затраченное время на мою подготовку.

    Поступление в Краснодарское музыкальное колледже

    За год до поступления в Краснодарское музыкальное училище (тогда это было училище), меня познакомили с педагогом, которая в нём работала и я стал ездить к ней на частные уроки. Они проходили у неё в квартире на окраине города. Сначала я считал, что меня будут чему-то обучать (на начальном этапе так и было), а потом занятия проходили, время шло, деньги тратились, а толку было мало. Несмотря на то, что качество моего исполнения особо не росло (а заниматься за инструментом приходилось по 6-7 часов в день), я поступил с высокими баллами.

    Как потом выяснилось после вступительных экзаменов, все, кто туда поступал, уже заранее знали педагогов, к которым будут распределены. При поступлении точно помню, что сдавали специальность (игру на инструменте), сольфеджио. Точно не помню, кажется, был третий экзамен по-русскому языку. Самым главным был экзамен по-специальному инструменту, собственно, после него и стало известно, кто будет дальше обучаться. Конкурс составлял 2,5 человека на место. Я был вторым по количеству набранных баллов.

    Обучение в музыкальном училище

    Весьма странное отношение педагогов наметилось с первого дня поступления (это не вуз, в котором обучаются тысячи студентов и их по 100 человек в группе, здесь всё у всех на виду). Буквально каждый пытается влезть в твою жизнь и даже не с целью собрать сплетни, а с целью подцепить тебя на крючок, узнать о финансовом состоянии твоих родителей и выкачать всё, что только можно. В состоянии нервного напряжения и полном отсутствии творческого процесса прошли 4 года обучения. Частные занятия с педагогом (и не только по специальности, но и другим предметам, в том числе и общеобразовательным) продолжались в течении всего времени обучения, а как только они прекращались сдать сессию нормально я не мог.

    Краснодарская консерватория

    После училища я поступил в Краснодарскую консерваторию. Процесс перед поступлением в точности повторил предыдущий, только здесь уже потребовалось 2 года занятий с будущим педагогом, через каждые 1,5-2 недели по 3-5 часов астрономических. Оплата берется за 40 минут урока, соответственно, за 2 года получилась внушительная сумма. Я успешно окончил училище с красным дипломом, государственные экзамены прошли без эксцессов, я поступил в консерваторию. Точнее, когда я готовился к поступлению, мне говорили, что это консерватория, потом я узнал, что этот вуз – на самом деле обычный институт культуры и диплом его консерватории нигде не признается, как консерваторский. И куда бы ты в дальнейшем со своим дипломом не сунулся – ты окончил кулёк.

    Вступительные экзамены прошли легко (для меня легко). У меня был красный диплом, поэтому я поступал, сдавая только один экзамен – специальность. Перед экзаменами проводились прослушивания педагогами абитуриентов. Было выделено 14 бюджетных мест, а поступать пришло 16 человек, но после первого прослушивания эти 2 человека рассказали, что им там прямым текстом сказали: «А зачем вы сюда пришли, вы что, не знаете, что все занимались с педагогами заранее еще до поступления?». Два человека отсеялись сами по себе, и мы все благополучно поступили. Мы приступили к занятиям, но мой педагог с прекращением оплаты перестал со мной работать вовсе, я его до первой сессии не видел ни разу. Выучил программу, сдал зачёт и понял, что ловить в этом месте больше нечего.

    Московская государственная консерватория

    И вот во время новогодних каникул я поехал в Московскую консерваторию на прослушивание, перевестись в середине года было нельзя, а с сентября только с потерей двух лет.


    Семья у нас не богатая, а учеба вытянула все, что могла, и мне пришлось искать работу, я попробовал устроиться, но когда мой педагог об это узнал, я попал в немилость. Потом понял так, что нужно было взять что-то вроде разрешения в вузе. Это-то за копейки в 3 тыс рублей (в те времена). Я был вынужден вернуться в Ейск к родителям. Там я работал ближайшие полгода продавцом-консультантом в магазине «Евросеть». Работа была денежная и приятная, и тогда я стал задумываться о другой профессии, но детская мечта оказалась сильнее. И в следующем июле я поехал в Москву. Там я чудом поступил в консерваторию к замечательному педагогу и даже получил общежитие. Параллельно продолжал работать продавцом-консультантом, кое-как себя обеспечивал. Здесь протекала интересная жизнь: бесчисленные концерты, мастер-классы, международные конкурсы – я был успешным студентом и мечтал о сольной карьере.

    Учёба здесь (вопреки моим ожиданиям, с предыдущим негативным опытом) проходила весьма благополучно. Я окончил в 2011 году вуз (кстати направление было "Инструментальное исполнительство", фортепиано) и приступил к поискам работы по специальности. К сожалению, зарплаты оставляли желать лучшего. За 48 рабочих часов в неделю я мог заработать только на аренду комнаты. А хотелось еще и жить. Послонявшись по Москве и не найдя достойную оплату я рискнул и уехал в Хельсинки и поступил в аспирантуру. У меня был средний английский и я совершенно не владел финским. Смог устроиться только концертмейстером при Хельсинской академии музыки и пишу при ней диссертацию. Моя зарплата для Финляндии не большая – я получаю 2000 евро, но всё-равно очень доволен тем, как теперь складывается моя жизнь.



    Просмотров