В чем заслуга державина перед русской литературой. Заслуги державина перед русской литературой кратко


Безусловно, вклад Державина в развитие русской литературы и культуры был значительный. Ода "Фелица" дала ему популярность и, выражаясь современным языком, вывела его в лидеры. Это произведение было замечено императрицей Екатериной Второй, что дало Державину возможность продвигаться по карьерной лестнице. Вскоре он станет Министром Юстиции. Во время службы он создаст новый жанр в русской литературе - философская ода, напишет оду "Бог" и оду "На смерть князя Мещерского". Далее Державин создаст текст неофициального первого гимна Российской Империи, что тоже дало ему славу среди населения и светского общества. Он смог соединить оду (высокий стиль) и сатиру (низкий стиль) - что кажется невозможным (другими словами - спускает оду с небес на землю). В жанре "сатиристическая ода" Державин напишет оду "Вельможа" и "Властителем и судиям".

Разрушая устои классицизма, Державин дал начало развитию нового художественного направления - реализм. Это его одно из самых важных достижений. Ставит авторское "я" выше нормы.

Обновлено: 2017-03-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Главная заслуга Державина заключалась в сближении поэзии с жизнью. В его произведениях впервые перед читателем предстали картины сельской жизни, современные политические события, природа. Главным предметом изображения стала человеческая личность, а не условный, вымышленный герой. Поэт заговорил в стихах о самом себе – всё это для русской литературы было ново и совершенно необычно. Рамки классицизма оказались тесными для Державина: он в своём творчестве отверг учение о жанровой иерархии. Низкое и высокое, печальное и смешное соединились в одном и том же произведении, отразив жизнь в её единстве контрастов.
Державин-человек резко выделялся из массы своих современников своими интеллектуальными и моральными качествами. Бедный дворянин, Державин дослужился до самых высоких чинов, но он не ужился ни с Екатериной II, ни с Павлом I, ни Александром I. Причина была всегда одна – он слишком ревностно служил делу, Родине, народу.

Ода «Фелица». Программным стихотворением Державина, заставившим читателей сразу заговорить о нём, как о большом поэте, была ода «Фелица». По словам В. Г. Белинского, «Фелица» – одно из «лучших созданий Державина. В ней полнота чувства счастливо сочеталась с оригинальностью формы, в которой виден русский ум и слышится русская речь. Несмотря на значительную величину, эта ода проникнута внутренним единством мысли, от начала до конца выдержана в тоне. Олицетворяя в себе современное общество, поэт тонко хвалит Фелицу, сравнивая себя с нею и сатирически изображая свои пороки».

«Фелица» – наглядный пример нарушения классицистской нормативности, прежде всего благодаря сочетанию оды с сатирой: образу просвещённого монарха противопоставляется собирательный образ порочного мурзы; полушутя, полусерьёзно говорится о заслугах Фелицы; весело смеётся автор над самим собой. Слог стихотворения представляет, по словам Гоголя, «соединение слов самых высоких с самыми низкими».

Образ Фелицы у Державина отличается многоплановостью. Фелица – просвещённая монархиня и в то же время – частное лицо. Автор тщательно выписывает привычки Екатерины-человека, её образ жизни, осо¬бенности характера:

Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом.

Новизна стихотворения заключается, однако, не только в том, что Державин изображает частную жизнь Екатерины II, новым, сравнительно с Ломоносовым, оказывается и сам принцип изображения положительного героя. Если, например, образ Елизаветы Петровны у Ломоносова предельно обобщён, то здесь комплиментарная манера не мешает поэту показать конкретные дела правительницы, её покровительство торговле и промышленности, она – тот «бог», по словам стихотворца,

Который даровал свободу
В чужие области скакать,
Позволил своему народу
Сребра и золота искать;
Который воду разрешает
И лес рубить не запрещает;
Велит и ткать, и прясть, и шить;
Развязывая ум и руки,
Велит любить торги, науки
И счастье дома находить.

Фелица «просвещает нравы», пишет «в сказках поученья», но на «любезную» ей поэзию она смотрит как на «летом вкусный лимонад». Оставаясь в рамках дифирамба, Державин следует правде и, может быть, сам того не замечая, показывает ограниченность Екатерины-писательницы, которая стремилась развивать литературу в духе охранительных идей.
Державин, как и его предшественники, противопоставляет современное царствование предыдущему, но делает это опять-таки предельно конкретно, с помощью нескольких выразительных бытовых деталей:

Там с именем Фелицы можно
В строке описку поскоблить...

В этой оде поэт соединяет похвалу императрице с сатирой на её приближённых, резко нарушая чистоту жанра, за которую ратовали классицисты. В оде появляется новый принцип типизации: собирательный образ мурзы не равен механической сумме нескольких отвлеченных «портретов». Державинский мурза – это сам поэт с присущей ему откровенностью, а порой и лукавством. И вместе с тем в нём нашли своё отражение многие характерные черты конкретных екатерининских вельмож. Вот поэт роскошествует, как Потёмкин; уходит со службы на охоту, как Л. И. Панин; не даёт спать по ночам соседям, тешась роговой музыкой, как С. К. Нарышкин; веселит свой дух кулачными боями, как А. Г. Орлов; просвещает свой ум чтением Полкана и Бовы, как А. А. Вяземский. Сейчас, чтобы установить прототипы мурзы, нужны комментарии. Современники Державина узнавали их без труда. Типичность образа мурзы была ясна и самому поэту – он закончил рассказ о нём многозначительными словами: «Таков, Фелица, я развратен! Но на меня весь свет похож».

Внесение в поэзию личностного начала было смелым, но необходимым шагом, подготовленным самой логикой художественного развития. В стихах Державина раскрывается во всей полноте и противоречиях образ его современника, человека естественного, с его падениями и взлётами.

Нововведением Державина явилось также включение в оду образца натюрморта – жанра, который потом блестяще предстанет и в других его стихотворениях: «Там славный окорок вестфальской, // Там звенья рыбы астраханской, //Там плов и пироги стоят…». Новаторский характер произведения увидели его современники.

Ода «Бог». Это произведение – вдохновенный гимн всесилию человеческого разума. Поэт начал работать над ней в 1780 году и закончил в 1784. Державин, вслед за Ломоносовым, подходит к понятию божества как деист. Бог для него – начало начал, по существу это вся природа, всё мироздание, что «всё собою наполняет, объемлет, зиждет, сохраняет». Используя богословские термины, Державин пишет о вечном движении матерни:

О ты, пространством бесконечный,
Живой в движеньи вещества;
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трёх лицах божества!

Он поясняет при этом, что три лица обозначают вовсе не богословскую троицу, а «три лица метафизические; то есть бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении веществ и нескончаемое течение времени, которое бог в себе совмещает». Время, пространство и движе¬ние, по Державину,– атрибуты природы. Державин пишет о необъятности вселенной, о множественности миров:

Светил возжженных миллионы
В неизмеримости текут,
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют.

Как истинный деист, он говорит о наличии божественного толчка:
Ты свет, откуда свет истёк.
Создавший всё единим словом,
В творенья простираясь новом,
Ты был, ты есть, ты будешь ввек.

Державин не мог не задуматься в оде «Бог» о месте человека в мироздании:
Как капля в море опущенна,
Вся твердь перед тобой сия.
Но что мной зримая вселенна?
И что перед тобою я?

Ощутимо изобразив ту ничтожно малую величину, которую представляет собой человек по сравнению со вселенной, Державин с гордостью говорит о его возможностях, о силе человеческой мысли, стремящейся к постижению мира, могущей «Измерить океан глубокий, // Сочесть пески, лучи планет» и дерзающей вознестись к непостижимому богу.

Человек не просто пылинка в хаосе мира. Он частица общей системы мироздания, он занимает среди живых существ своё определённое и очень важное место:
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества.
Человек – средоточие вселенной, наиболее совершенное создание на земле. Державин необычайно высоко оценивает его силы и возможности.

«Водопад». В стихотворении «Водопад» Державин снова возвращается к теме скоротечности бытия и задаёт вопрос, что такое вечность, кто из людей имеет право на бессмертие. Великолепная картина водопада, которой открывается стихотворение, заключает в себе аллегорию: водопад – быстротекущее время, а волк, лань и конь, приходящие к нему, – знаки таких человеческих качеств, как злоба, кротость и гордость:

Не жизнь ли человеков нам
Сей водопад изображает?
Он так же благом струй своих
Поит надменных, кротких, злых.
Не так ли с неба время льётся,
Кипит стремление страстей…
Большинство человеческих судеб бесследно исчезает в вечности, и лишь немногие остаются в памяти потомства. Чтобы решить, кто достоин бессмертия, Державин сопоставляет два типа деятелей – Потёмкина и Румянцева.

Около водопада сидит и размышляет о том, что значит быть полезным отечеству, «некий муж седой». Это полководец Румянцев, явно идеа¬лизированный Державиным, которого поэт противопоставляет Потёмкину – вельможе, слишком много внимания уделявшему самому себе. В то же время поэт говорит и о многих полезных делах, и о личных достоинствах Потемкина, благодаря которым его любили простые солдаты и ненавидела знать.
Но ни одного доброго слова не находит Державин для преемника Потёмкина – Платона Зубова. Об этом ничтожестве, которое только и умело, что «охуждать» дела своего предшественника, поэт отзывается с уничтожающим презрением, говоря о нем как о черве, ползающем вокруг праха героя.

Снова возвращаясь в конце оды к теме водопада, Державин отождествляет его одновременно и с Потёмкиным, и со всеми земными владыками – «водопадами мира», и, между строк, с самим веком Екатерины II: блестящим, пышным, шумным – и жестоким, страшным, кровавым. И не избитой моралью, не сухим нравоучением, а горьким упреком, безнадежной мечтой о лучшем будущем звучит заключительный призыв поэта:

Лишь истина даёт венцы
Заслугам, кои не увянут;
Лишь истину поют певцы,
Которых вечно не престанут
Греметь перуны сладких лир;
Лишь праведника свят кумир.

Услышьте ж, водопады мира!
О славой шумные главы!
Ваш светел меч, цветна порфира,
Коль правду возлюбили вы,
Когда имели только мету,
Чтоб счастие доставить свету.

Свыше четырех лет Державин работал над «Водопадом», однако сумел создать впечатление, что стихотворение написано сразу, по вдохновению, «на едином дыхании» под впечатлением необычной смерти «баловня счастья» Потемкина. И это роднит «Водопад» с романтизмом начала XIX века, который утверждал, что источником истинной поэзии является вдохновение поэта.

Художественные особенности оды: общая торжественная тональ¬ность стихотворения, мрачно-возвышенный колорит, титанические об¬разы в духе северных сказаний и народных былин – окончательно делают «Водопад» одним из первых романтических стихотворений русской по¬эзии.

Державин сыграл выдающуюся роль в истории русской литературы. На его достижения опирались все поэты первых десятилетий девятнадца¬того века.
Особой заслугой поэта следует признать художественное исследование им диалектики бытия макро- и микрокосма. Отсюда излюбленный поэтический приём поэта – антитеза. Ему порой удаётся выявить диалектическую связь противоречий в их единстве. Замечательны в этом отношении следующие строки из оды «Бог»:
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я Царь – я раб – я червь – я бог!

Обновлению поэзии способствовал «забавный русский слог» Державина. Соединяя слова «высокие» и «низкие», Державин освобождал отечественную поэзию от сковывающих пут теории «трёх штилей», открывая дорогу развитию реалистического языка. Недаром В. Г. Белинский сказал, что «Державин – отец русских поэтов», что он «бы первым живым глаголом нашей поэзии русской».
По В. Западову, В. Фёдорову.

Портрет 1811 года
В.Л.Боровиковский

Гавриил Романович Державин родился 14 июля (3 июля по старому стилю) 1743 года в родовом имении в селе Сокуры в Казанской губернии (сейчас село Сокуры, Республика Татарстан, Российская Федерация) в небогатой дворянской семье. Отец – Роман Николаевич, был офицером и часто переезжал семьей из одного места службы в другое. В 1750 году Гавриил Романович начинает учиться в немецком пансионе в Оренбурге. В 1754 году после ухода в отставку умирает отец, и семья оказывается в тяжелом материальном положении. Мать – Фекла Андреевна, принимает решение переехать в Казань. И в 1759 году Державин поступает в Казанскую гимназию, которую благополучно заканчивает в 1762 году. Во время учебы Гавриил Романович был одним из лучших учеников.
После учебы начинается военная служба Державина в звании рядового в Преображенском полку. В том же 1762 году принимал участие в дворцовом перевороте и в восхождение на престол Екатерины II. Во время службы участвовал в подавлении восстания Пугачева. Во время службы начинает писать стихи, которые впервые публикуются в 1773 году.
В звании офицера уходит в отставку в 1777 году и при помощи князя Вяземского устраивается на службу в Сенат. В 1778 году женился на Екатерине Яковлевне Бастидон (1761-1794). В 1782 году, после публикации оды «Фелиция», восхваляющей Екатерину, Державин становится известен как поэт. В 1783 году становится членом вновь созданной Императорской Российской академии. В 1784 году после конфликта с князем Вяземским уходит в отставку. В том же году Екатерина II назначает Державина правителем в Олонецкое наместничество (с 1801 года Олонецкая губерния). Здесь участвовал в создании административных учреждений. А с 1786 года служит правителем Тамбовского наместничества, где тоже проявляет себя хорошим руководителем, оставив заметный след в истории края. В 1791 году становится статс-секретарем Екатерины II. А через два года в 1793 году назначается сенатором. В 1794 году умирает жена Державина и через полгода он второй раз женится на Дарье Алексеевне Дьяковой. С 1802 по 1803 год был министром юстиции. В 1803 году был отправлен в отставку. За все время военной и государственной службы часто вступал в конфликты из-за любви к правде и своей горячности, за что был не любим.
Время государственной службы было рассветом его таланта, растет и его известность. После ухода со службы постоянно живет в своем имении Званка в Новгородской губернии и продолжает заниматься литературой. В 1811 году совместно с Александром Семеновичем Шишковым создает литературное сообщество «Беседа любителей русского слова».
Умер Гавриил Романович Державин 20 июля 1816 года в своем имении. Похоронен в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря недалеко от Великого Новгорода.

1. Вспомните и запишите пословицы и поговорки о книге.
2.Что означает слово фольклор в переводе с английского языка?
3.Определите, к какому жанру фольклора принадлежит каждый из текстов:
а) Спи, усни.
Бай, бай, бай!
Угомон тебя возьми…
Спи, посыпай.
Боронить поспевай…
б) Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи…
в) Сшит колпак,
Да не по-колпаковски.
г) Скачет галка по ельничку,
Бьёт хвостом по березничку.
Наехали на галку разбойнички,
Сняли они с галки синь кафтан.
Не в чем галочке по городу гулять.
Плачет галка, да негде взять…
д) Лёгок на помине.
е) Один в поле не воин.
4. Из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы?
а) «В сердце льстец всегда отыщет уголок».
б) «А ларчик просто открывался».
в) «У сильного всегда бессильный виноват».
г) «Ты всё пела? Это дело.
Так поди же попляши!»
д) «Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на слона!»
е) «А Васька слушает да ест».
5. Из какого произведения эти строки?
а) «Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…»
б) «Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет».
в) «Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла…»
г) «Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы».
д) «Сват приехал, царь дал слово,
И приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов…»
6.Вот рукопись из бутылки, выловленной в море. Можете ли вы восстановить название рукописи, которая частично оказалась поврежденной?
«С_ _ _к_ _ _а_е _а_ _а_е, о _ы_е _ _о с_а_н_ _ и _ог_ч_ _ б_ _а_ _р_ к_ _з_ _в_ _ _н_ С_ _ _ а_ _ в_ _ _ и о _ _ ек_ _ с_о_ _а_ _в_ _ _е_ _д_».
7.Кому из литературных или сказочных героев принадлежат следующие предметы или свойства? Назовите героя, произведение и автора.
Говорящее чудесное зеркало
Только серая дырявая свитка
Горошина
Белый мраморный мальчик
Острый сверкающий нож и меховая муфточка
8. Перед вами стихотворение русского поэта XX века Марины Ивановны Цветаевой. Попробуйте объяснить, что испытывает автор этих строчек? Почему детство называется раем, «золотыми временами»? Какую роль в этом играют книги? Почему литературные герои названы друзьями, «золотыми именами»? Из каких произведений эти герои и кто их автор?
Книги в красном переплёте

Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлёте,
Неизменившие друзья
В потёртом, красном переплёте.
Чуть лёгкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам бывало.
- «Уж поздно!» - «Мама, десять строк!»…
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет… В воздухе свежо…
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…
Кладбище… Вещий крик совы…
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приёмыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком – корона…
Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
Ушёл во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы…
- О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
1908-1910
9. Сколько «Кавказских пленников» в русской литературе? Назовите авторов, так озаглавивших свои произведения.
10. Давайте поиграем в буриме – напишем стихотворение, используя заданные рифмы. Сразу признаемся, что эти рифмы взяты из стихотворения русского поэта М. Ю. Лермонтова.
безумный – шумный
гранит – покрыт
родится – промчится
герой - покой

Несмотря на то, что основа творчества Гаврилы Державина - русский классицизм, оно значительно выходило за его пределы. Для стихов Державина характерно объединение «высоких» и «низких» элементов, смешение торжественной оды с сатирой, просторечные выражения наряду с церковнославянской лексикой. Проскальзывает в произведениях поэта и романтический подход к действительности. Иными словами, в творчестве Державина выразился весь путь развития русской литературы этой эпохи - от классицизма, сквозь сентиментализм и романтизм к реализму.

Основой искусства поэт считает истину, доносить до читателя которую обязаны художники и поэты. Задача искусства - подражание природе, то есть объективной действительности. Но это не касается низменных и грубых сторон жизни - поэзия, как считает Державин, должна быть «приятна». Также она должна быть полезна - этим объясняются многочисленные нравоучения, сатиры и морали, которыми пестрит творчество поэта.

Державин, конечно, не мог претендовать на роль духовного народного вождя и посягать на основы самодержавия, но во многих произведениях он выражает именно народную точку зрения, что уже было прорывом для русской литературы XVIII века. Так, впечатления от крестьянской пугачёвской войны отразились во всех важнейших стихах поэта - от «Читалагайских од» до «Вельможи» - в них он на стороне народа, осуждая его мучительство помещиками и вельможами.

Начиная с 1779 года творчество Державина становится всё более оригинальным - он идёт своим путём в поэзии. Заслугой Державина перед русской поэзией является введение в литературу «забавного русского слога»: сочетания высокого стиля с просторечием, сатиры и лирики.

Державин расширяет тематику поэзии, сближает её с жизнью. Он начинает смотреть на мир и природу глазами обычного земного человека. Поэт изображает природу не отвлечённо, как это делали до него, а как живую реальность. Если до Державина природа описывалась в самых общих чертах: ручьи, птицы, цветы, овечки, то в стихах поэта уже появляются детали, краски, звуки - он работает словом, словно художник кистью.

В изображении человека поэт приближается к живому портрету, что было первым шагом на пути к реализму.

Державин расширяет границы оды. В «Фелице» нарушается установленная Ломоносовым схема - это уже сюжетное стихотворение, а не свод высказываний автора в связи с торжественным событием. Наиболее знаменитые оды Державина - «Фелица», «Бог», «Видение мурзы», «Изображение Фелицы», «Водопад» - это сюжетные произведения, в которые поэт вносит свои мысли и чувства.

Стихи Державина вносят в поэзию образ автора, знакомят читателя с личностью поэта - в этом заключается ещё одно его открытие. В произведениях представлен не абстрактный, а конкретный человек. Поэт в произведениях Державина - это неподкупный борец за правду.

Огромное значение для последующего развития русской литературы имеет поэтический язык Державина. Поэт превосходно чувствовал народную речь. В стихах поэта всегда присутствует риторика и ораторские интонации - он учит, требует, наставляет, негодует. Многие выражения Державина стали крылатыми:

«Где стол был яств, там гроб стоит», «Я царь, - я раб, - я червь, - я бог», «Отечества и дым нам сладок и приятен» и т. д.

Главной заслугой поэта было введение в поэзию «обыкновенного человеческого слова», что было неслыханно неожиданно и ново. Предметом поэзии становятся обычные человеческие дела и заботы.

Произведения Державина имели влияние практически на всех поэтов конца XVIII - начала XIX века, способствуя наступлению новой вехи развития русской поэзии.



Просмотров