История сестринского дела хронологическая таблица. История сестринского дела в россии. «Любовь и забота – лучшее лекарство»

Развитие сестринского дела за рубежом

В Европе издавна существовали добровольные объединения людей, посвятивших себя уходу за больными и ранеными. Такую миссию взяла на себя христианская церковь с начала своего существования. Обязанность по уходу за больными странниками, нищими, сиротами лежала на дьяконах (в переводе с греческого – служители).

В XI веке во многих городах Западной Европы (Нидерланды, Германия и др.) были созданы общины женщин и девиц для ухода за больными.

В XIII веке графиня Елизавета Тюрингская на свои средства построила госпиталь, организовала госпиталь для подкидышей и сирот, в которых сама много работала. В 1235 году она была причислена к лику святых и в ее честь была основана католическая община «елизаветинок». В мирное время они ухаживали только за больными женщинами, а в военное и за мужчинами. Много сделали для больных проказой.

В 1617 году во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия и поставил во главе ее Луизу де Мариллак, которая организовала семинары для сестер милосердия и сиделок, а в 1641 г создала специальную школу по их обучению.

Викентий Поль впервые предложил словосочетания «сестра милосердия», «старшая сестра» и указал, что община должна состоять из из вдов и девиц, которые не должны быть монахинями и не должны давать никаких постоянных обетов.

К середине XIX века в Западной Европе насчитывалось около 16 000 сестер милосердия.

Флоренс Найтингейл (1820 – 1910 г.г.) – английская сестра милосердия, считается во всём мире основоположницей сестринского дела.

Впервые ее имя прозвучало 1854г., когда Флоренс и с нею 38 сестер милосердия прибыли к месту военных действий на Крымской войне. Ф.Н. доказала насколько важен правильно организованный уход за ранеными, снизив смертность в госпиталях с 40% до 2,2%.

Вернувшись в Лондон в 1860г., она открыла школу для подготовки сестер милосердия. Система обучения в ней послужила основой современного преподавания сестринского дела.

В своей книге «Записки об уходе» Ф. Найтингейл впервые:

· охарактеризовала сестринское дело как «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению»;

· выделила в сестринском деле две области – уход за больными и уход за здоровыми. Уход за здоровыми она определила как «поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает», а уход за больными как «помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение»;

· провела анализ влияния санитарно-гигиенических факторов на состояние здоровья;

· высказала убеждение, что С.Д. как профессия требует специальных, отличных от врачебных знаний;

Ф.Н. разработала такие нравственные ориентиры, как милосердие, безграничная преданность делу, уважение личности пациента, соблюдение профессионального долга, которые не изменились и сегодня.

Взгляды и убеждения Ф.Н. получили широкое признание во многих странах мира. Современные исследователи рассматривают ее работы в качестве первой модели С.Д.

Идея помощи раненым силами сестер милосердия во время Крымской войны явилась предпосылкой для создания Общества Красного Креста. Основоположником стал швейцарец Анри Дюнан. Эмблемой общества стал красный крест на белом полотне.

Международное Общество Красного креста в 1912 г. учредило медаль Флоренс Найтингейл. Ею награждают медсестёр, проявивших героизм в ходе военных действий. В годы ВОВ ею впервые были награждены 46 медсестёр в нашей стране.

После открытия в начале 70-х годов XVIII века в США первых сестринских школ по модели школы Ф.Н., инициатива развития С.Д. постепенно сместилась из Европы в Америку. В 1886г. там создается первое Общество медицинских сестер – первая в мире профессиональная сестринская организация. Позже там был издан первый сестринский журнал – «American Journal of Norsing» - и сегодня самый популярный сестринский журнал в мире. В начале XX века медицинская сестра Колумбийского университета Нуттинг получила звание профессора С.Д.

В развитии С.Д. за рубежом большое влияние сыграл врачебный бизнес. Распространился принцип «техницизма», дегуманизации. Сестры – последователи традиций Ф.Н. активно включились в формирование независимой сестринской практики в больницах, на дому, в домах сестринского ухода. Они стремились к развитию комплекса знаний, составляющих основу их профессии. Наибольшую известность получила теория В. Хендерсон, основанная на удовлетворении 14-ти базовых потребностей пациента.

История сестринского дела в России

На Руси необходимое лечение и уход в периоды эпидемий и войн проводились в монастырских больницахмонахами – «лечцами».

Первые упоминания о стационарных ЛУ на Руси относятся к середине X века – кН. Ольга основала больницы, где уход был поручен женщинам

В XVIII век Россия вступила с Петром I. Именно тогда произошли значительные преобразования в организации медицинской помощи. В 1715г. вышел указ о службе женщин в воспитательных домах для ухода за больными детьми. Это был первый шаг для официального привлечения женщин к лечебной работе.

При Екатерине II появилась служба «сердобольные вдовы» - в Петербурге, затем в Москве. Вдовы солдат привлеклись наблюдать за порядком, раздавать пищу и медикаменты, следить за чистотой. Началось их обучение по вышедшему в 1822г. учебнику Опеля, где давались основы деонтологии, особенности ухода за тяжелобольными, ранеными, младенцами. Уделялось внимание гигиеническому содержанию больных, выполнению основных процедур.

В 40-х годах XIX века в Петербурге по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской открылась Свято – Троицкая община . В сестры принимали вдов и девиц 20-40 лет. В течение года они проходили курсы обучения уходу, перевязкам, рецептуре, проявляли свои душевные качества. В торжественной обстановке их посвящали в сестры милосердия. В дальнейшем подобные заведения стали создаваться и других крупных городах.

Особое место принадлежит Петербургской Кресто – Воздвиженской общине. Она была учреждена великой княгиней Еленой Павловной, а руководство ей осуществлял Н.И.Пирагов.

Ближайшими помошницами Пирагова стали старшие сестры:

Екатерина Михайловна Бакунина (племянница фельдмаршала Кутузова), которую называли идеалом сестры милосердия

Елизавета Петровна Карцева, по словам Н.И. сумевшая обратить обязанность сестры в духовное призвание жизни

Екатерина Александровна Хитрово, которая личным примером способстовала воспитанию в людях высокой нравственности.

Во время Крымской войны (1853 – 1856гг) члены общины первыми в мире начали оказывать сестринскую помощь в действующей русской армии. Всего в войне приняли участие 200 сестёр, из которых 17 погибли. С героизмом сёстры сопровождали обозы, ухаживали за ранеными, работали в операционных. Пирогов впервые разделил сестёр разного профиля, разработав для них инструкции. Членами Кресто–Воздвиженской общины были женщины разных сословий и в целях их поощрения был учрежден позолоченный крест, которым были награждены 158 сестер. Прославилась на передовой сестра Дарья Севастопольская, открывшая перевязочный пункт. Прибыв по зову сердца на фронт, она в труднейших условиях оказывала помощь раненым. За героизм была награждена медалью «За усердие» на Владимирской ленте и 500 рублями серебром.

В это же время в Крыму стало широко известным и популярным имя Даши Севастопольской. Ее назвали «женщиной из легенды». Дочь матроса, погибшего в Синопском сражении, переодевшись в матросский костюм и снарядив свою повозку ветошью, корпией, уксусом, отправилась вслед за русскими войсками к реке Альме. Там она организовала первый на театре Крымской войны импровизированный перевязочный пункт. «Знаменитая Дарья» - так отзывался о ней Пирогов.

В 1867 г. Россия присоединилась к Женевской конвенции, создавшей Общество Красного креста . В его формировании большую роль сыграли великие русские врачи Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, Н.В. Склифосовский, Н.Н. Бурденко. Основные функции общества: подготовка сестёр милосердия и оказание бесплатной медицинской помощи.

1914г. – начало 1 Мировой войны. Большую роль в движении сестёр милосердия сыграли императрица Александра Фёдоровна и её дочери Татьяна и Ольга, которые открывали лазареты и работали в них сами. В этой войне участвовали уже более 2 500 сестёр милосердия.

После Октябрьского переворота движение Красного креста и сестры сыграли большую роль не только в медицинском обеспечении Красной армии и в борьбе с эпидемиями. Они боролись с неграмотностью, поднимая общую культуру населения. В связи с большой потребностью в сестрах были организованы краткосрочные курсы.

В 1917г. создано Всероссийское общество сестер милосердия. С января 1918г. стал выходить «Первый вестник Сестры милосердия».

В 1920г. начали открываться школы по подготовке сестер, позже техникумы. С 1926 г. сестёр милосердия начали называть медицинскими сестрами.

Годы социализма полностью уничтожили деятельность православных общин сестер милосердия. Главным достижением этого периода отечественного здравоохранения было насыщение сестринскими кадрами медицинских служб в стране.

К 1940г. обеспеченность сестринскими кадрами по сравнению с 1913 г. выросла в 8 раз. Но престиж профессии был невысоким. Наркомздрав определил среднего медработника как помощника врача, работающего по его указаниям и под его наблюдением. Все принципиальные вопросы решались не самими сёстрами, а врачами. Государственная система лишала сестёр гражданской инициативы, творчества. Не смотря на то, что уход в значительной степени определяет успех лечения, статус медицинской сестры того времени был занижен.

В период Великой Отечественной войны Общество Красного Креста проводило массовую подготовку санитарных и сестринских кадров, обучение населения. В 1942 г начал выходить журнал «Медицинская сестра». За проявленный героизм во время Великой отечественной войны 46 сестёр были награждены медалью Ф. Найтингейл, а 17 получили звание Героя Советского Союза.

С 1953г. средние медицинские учебные заведения стали именоваться медицинские училища. Сестринская помощь в России до 1989г. имела основательную теоретическую, практическую и организационную базу. Имелись и недостатки, в т.ч. отрыв от международных сообществ.

С 1991 года началась подготовка медицинских сестер в колледжах, стали открываться факультеты высшего сестринского образования в медицинских вузах. Значительным стимулом для развития сестринского дела на современном этапе стали интенсивные контакты с зарубежными коллегами. Состоялось переосмысление роли медсестры в профессиональном сообществе.

В 1993г. в Голицыно был проведен семинар «Новые сестры для новой России» по реформе сестринского образования и сестринской практики. Сущность реформы заключается в организации сестринского дела как самостоятельной сферы медицинской деятельности, приобретение сёстрами профессиональной независимости, расширение их роли в лечебном процессе как партнёра и помощника пациента.

Со вступлением на трон династии Романовых милосердием и благотворительностью помимо царя и высших церковных иерархов начинают заниматься знатные, светские женщины.

При Петре 1 с 1715 года создаются воспитательные дома, в которых женщин готовили к службе в роли сиделок у больных в госпиталях и лазаретах.

В 1764 году одновременно открываются Московский воспитательный дом (в будущем Дом охраны младенца) и родильный госпиталь.

В 1784 году учреждено акушерское училище при Санкт-Петербургском воспитательном доме. Здесь преподавал Амбодик-Максимович.

В конце XVIII века появились первые фельдшера-подлекари.

По инициативе императрицы Марии Фёдоровны с 1814 года уход за неимущими, увечными и престарелыми людьми во «вдовьих домах» стал осуществляться «сердобольными вдовами». В 1818 году - создан институт «сердобольных вдов». При больницах стали организовываться курсы сиделок, где обучали женщин навыкам ухода за больными. Преподавание велось по учебнику Христофора фон Оппеля.

Качественно новый этап в развитии сестринской помощи в России связан с организацией общин сестёр милосердия .

Первая община была основана в 1844гг. в Петербурге по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезы Ольденбургской – Свято - Троицкая община сестер милосердия. Периодически здесь оперировал и проводил вскрытия Николай Иванович Пирогов. В 1847гг. первым 10 женщинам присвоено звание «сестра милосердия».

По инициативе Н. И. Пирогова в 1854 гг. Еленой Павловной (сестрой Николая 1) учреждается Крестовоздвиженская община сестер милосердия для оказания помощи раненым во время боевых действий. Именно Сестры милосердия Крестовоздвиженской общины одними из первых принимали активное участие в помощи больным и раненным на поле боя Крымской войны.

Среди особо отличившихся сестер следует назвать старших сестер милосердия общины Екатерину Александровну Хитрово, Елизавету Петровну Карцеву, Екатерину Михайловну Бакунину.

Екатерина Михайловна Бакунина – дочь генерал-губернатора Петербурга, внучатая племянница М. И. Кутузова. Е. Бакунина возглавляла третий отряд сестер милосердия, прибывший в Севастополь, и была первой помощницей Н. И. Пирогова при операциях. После окончания Крымской войны Е. М. Бакунина стала настоятельницей Крестовоздвиженской общины, где вела борьбу против превращения ее в монастырский орден. Считала, что важно не вероисповедование, а те моральные и общественные взгляды, которых придерживаются сестры милосердия. Она является родоначальницей сестринской службы сельской медицины. У себя в Тверской губернии, около своего имения, она организовала на собственные средства лечебницу и аптеку. По просьбе великой княгини Е. М. Бакунина в 65-летнем возрасте возглавила отряд сестер милосердия, отправляющийся на Кавказ на русско-турецкую войну (1877-1878).

Сестры милосердия работали на ликвидации эпидемий холеры (1880 - 1881), тифа и цинги (1899).

Одна из последних общин сестер милосердия – Марфо-Мариинская обитель – была организована в 1907-1908гг Елизаветой Федоровной.

В канун Первой мировой войны в России существовало 109 общин сестер милосердия. Императрица Александра Федоровна и 2 ее дочери, Ольга и Татьяна, закончили 2-месячные курсы сестер милосердия и работали в Царскосельском госпитале во время войны, оказывая помощь раненым и ассистируя при операциях.

На Руси до X в. не существовало профессиональных сестер милосердия. Уход за больными людьми, роженицами, детьми осуществляли женщины, чаще всего монахини. В основном он заключался в выполнении гигиенических мероприятий. В X в. княгиня Ольга впервые организовала на Руси больницу, где уход за больными осуществляли специально набранные для этого женщины, осуществляли помощь бесплатно. И только в начале XVII в. в России на территории Троицко-Сергиевского монастыря был организован первый госпиталь, а в 1618 г. здесь же возникла первая больница. Вторая появилась на территории Андреевского монастыря в 1650 г. В этих больницах применяли женский труд в уходе за нуждающимися и больными людьми. Женщины опять-таки не имели специальных навыков. В 1715 г. по указу Петра I были созданы воспитательные дома, где основную роль по уходу за больными должны были также выполнять женщины. Чаще всего в уходе нуждались раненые солдаты, женщине было трудно справляться с физической нагрузкой, поэтому роль сестер милосердия стали выполнять отставные солдаты.

Женский труд в больницах снова начали использовать в середине XVIII в. Уход осуществляли так называемые бабы-сидельницы - вдовы и жены солдат. Сестринское дело в России возникло в 1803 г., так как именно с этого времени сестер милосердия начали обучать специально. В 1818 г. был образован Институт сердобольных вдов. В больницах открывались специальные курсы для подготовки сестер-сиделок.

Первым учебным руководством для сестер милосердия стал учебник Опеля, напечатанный в 1822 г. Первая община сестер милосердия была организована в 1844 г. при Свято-Троицком монастыре, и в 1847 г. состоялся первый выпуск. Звание сестер милосердия получили 10 женщин. Когда в 1853 г. началась Крымская война, Россия получила необходимость в большом количестве сестер милосердия для ухода за ранеными солдатами. Тогда Великая княгиня Елена Павловна организовала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Вместе с великим хирургом Пироговым она обеспечивала уход за ранеными непосредственно на поле битвы. Для работы сестер милосердия Крестовоздвиженской общины Пирогов создал инструкцию.

В Крымской войне прославилась медицинская сестра Екатерина Бакунина. Она родилась в богатой аристократической семье, но свою жизнь отдала больным и нуждающимся: работала в лазаретах как сиделка, участвовала наравне с Пироговым в сложных хирургических операциях. Бакунина лично сопровождала раненых при перевозке в госпитали. Эта женщина оказалась талантливым организатором. При транспортировке больных благодаря инициативе Бакуниной стали организовывать ночлег, кормить раненых горячей пищей. После войны Бакунина создала в Тверской губернии больницу для крестьян. Она считается основоположницей сельской медицины.

В Крымской войне участвовали 160 сестер милосердия, 17 из них погибли на поле боя. Пирогов положительно оценил деятельность сестер милосердия в кампании: «Сестры - не слепые исполнительницы приказов лица, только что вступившего на врачебное поприще».

Основоположницей сестринского дела во всем мире считается английская медицинская сестра Флоренс Найтингейл. Ее последовательницей является Вирджиния Хендерсон. В. Хендерсон - первая медицинская сестра, которая сформулировала теории сестринского дела, где изложила основные принципы ухода за больными, в том числе и хирургическими. Вслед за теорией В. Хендерсон создавалось много теорий по сестринскому делу, но все они основывались на ее практической деятельности и теоретических обобщениях.

В 1876 г. в Швейцарии возник Международный комитет Красного Креста. Символом организации стал красный крест на белом иоле.

Ведущая роль в уходе за ранеными и больными Красной Армии в годы Гражданской войны принадлежит именно медицинским сестрам. До 1917 г. в России больным помогали уже около 10 тыс. сестер. В августе 1917 г. в Москве состоялся первый Всероссийский съезд сестер милосердия. На нем было создано Всероссийское общество сестер.

Важная роль по уходу за ранеными принадлежит медицинским сестрам, которые участвовали в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Именно благодаря им выжило огромное количество военных. 46 медицинских сестер после Великой Отечественной войны удостоились медали имени Флоренс Найтингейл. В 1942 г. стал издаваться первый профессиональный журнал «Медицинская сестра».

В середине 1950-х гг. открываются медицинские училища для специальной подготовки среднего медицинского персонала. Медицинская сестра рассматривалась как помощник врача, работающий под непосредственным контролем врача, выполняя все его назначения и не оспаривая их. В 1983 г. была организована и проведена первая Всероссийская научно-практическая конференция, главной темой которой была теория сестринского дела. В 1994 г. в России появилась Ассоциация медицинских сестер России, которая активно сотрудничает с Международным советом сестер. Медицинская сестра рассматривается как специалист с медицинским образованием, который работает под руководством врача. В 1994 г. были впервые написаны основные принципы сестринского дела, где были рассмотрены и сформулированы термины: «сестринский процесс», «сестринский диагноз», «сестринская история болезни». В 1995 г. в России впервые открылся факультет высшего сестринского образования при Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова.

Самосовершенствование и совершенствование в профессии невозможно без знания опыта предыдущих поколений. Хорошо знать прошлое нужно для лучшего понимания задач настоящего. Поэтому мы прежде всего остановимся на истории возникновения профессии медицинской сестры.
Общество во все времена высоко ценило и ценит здоровье и благополучие, потому что здоровые люди способны творить, защищать своих близких. Людям, которые могут облегчить страдания или исцелить, всегда отводилась важная роль, особенно во время войн и эпидемий. Между здоровьем, целительством и религией существовала связь, религиозные фигуры древности - жрецы, жрицы - считались наделенными целительной силой. Для лечения использовались приготовленные по необходимым рецептам лекарства, различные процедуры, молитвы и обряды. Еще в глубокой древности женщины нередко посвящали свою жизнь уходу за престарелыми, больными и инвалидами.
В большинстве зарубежных стран история понятия «сестринское дело» (английский синоним «Nursing») насчитывает уже несколько веков, пройдя определенный эволюционный путь развития и претерпев существенные изменения.
«Nursing» происходит от глагола «Dо nurse» (лат. nutrix — вскармливать), переводимого как «присматривать (за), заботиться, поощрять, ухаживать, воодушевлять, кормить, защищать, воспитывать и обеспечивать лечебный уход в случае нездоровья». Важно отметить, что существительное «nurse» в английском языке не имеет рода (как, например, врач), хотя на русский язык оно переводится, как понятие женского рода «медицинская сестра».
К сожалению, трудно подобрать какое-то одно определение сестринского дела, раскрывающее всю многогранность этого понятия и однозначно толкуемое в разных странах. Существует множество определений, на каждое из которых влияли различные факторы, включая особенности исторической эпохи, уровень социально-экономического развития общества, особенности национальной культуры, демографическую ситуацию, потребности населения в медицинской помощи, состояние системы здравоохранения и обеспеченность кадрами, а также представления и взгляды человека, формулировавшего данное понятие.
Начало развития профессиональных взглядов на понятие «сестринское дело» связано с именем выдающейся англичанки (Florence Nightingale, 1820—1910). Первое определение сестринского дела она сформулировала в своих знаменитых «Записках об уходе» (1860). Придавая особое значение чистоте, свежести воздуха, тишине, правильному питанию, необходимым для больного, она характеризовала сестринское дело как «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению». Обязанности сестры, по мнению Ф. Найтингейл, не сводились лишь к применению лекарств и проведению лечебных процедур. Важнейшей задачей она считала создание для пациента таких условий, при которых сама природа оказывала бы свое целительное действие и обеспечивала восстановительные процессы в организме.
Впервые выделив в сестринском деле две области — уход за больными и уход за здоровыми людьми, Ф. Найтингейл определила уход за здоровыми как «поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает», а уход за больными — как «помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение». Путем наблюдения и сбора информации о больном она установила связь между состоянием здоровья пациента и факторами окружающей его среды и впервые в истории применила на практике научные методы в решении проблем сестринского дела.
Ф. Найтингейл неоднократно высказывала твердое убеждение в том, что сестринское дело как профессия требует специальных, отличных от врачебных знаний. Разработанная ею концепция окружающей среды как основного компонента сестринского ухода, а также призывы избавить медицинских сестер от необходимости знать все о том, как протекает болезнь, можно рассматривать как попытки провести различия между сестринским делом и врачебной практикой. Взгляды и убеждения Ф. Найтингейл получили широкое признание и распространение во многих странах мира. После открытия в 1873 г. в США первых трех сестринских школ, созданных по модели школ Ф. Найтингейл в Лондоне, инициатива в развитии сестринского дела постепенно сместилась из Европы в Америку.
Еше в 1869 г. Комитет Американской медицинской ассоциации врачей (АМА), изучавший подготовку сестринского персонала, сделал официальное заявление, «что иметь обученных и подготовленных сестер так же необходимо, как и умных, умелых врачей». Комитет рекомендовал передать все сестринские школы в ведение врачебных обществ, при каждом госпитале создать школы для обучения медицинских сестер и их подготовку вести не только для нужд госпиталей, но и для оказания помощи больным на дому.
В США в 1886 г. было создано первое Общество медицинских сестер. Фактически оно стало первой в мире профессиональной сестринской организацией. Лишь через год, в 1887 г., примеру Америки последовала Великобритания, а ещё 12 годами позже (1899) при активном участии медицинских сестер из США, Канады и Великобритании был создан Международный совет сестер, остающийся самой авторитетной международной организацией, определяющей философию и политику в области сестринского дела в мире. Первый профессиональный сестринский журнал тоже был издан в Америке (1900). «American Journal of Nursing» стал печатным органом Общества медицинских сестер, его первым главным редактором была медицинская сестра София Палмер (S. Palmer). Журнал объединил наиболее прогрессивную часть сестер-исследователей и стимул провал дальнейшее развитие теоретического обоснования сестринского дела. Стоит отметить, что и сегодня этот журнал является одним из наиболее популярных сестринских журналов в мире.
Еще одно важное событие, свершившееся в начале XX в. в США, сыграло определяющую роль в развитии сестринского дела. В 1907 г. впервые в мире медицинская сестра Колумбийского университета Аделаида Нуттинг (A. Nutting) получила ученое звание профессора сестринского дела. Именно с этого события при активном участии кафедр университетов начался новый период развития и научного обоснования сестринского дела.
В своих работах профессор А. Нуттинг отмечала, что «сестринское дело связано с избавлением от страданий, уходом за больными и защитой здоровья людей. Для большинства больных отсутствует возможность получать лечение в больнице, им необходимо обеспечить соответствующую помощь на дому. И каждой медицинской сестре нужно помнить, что не существует двух абсолютно одинаковых пациентов или абсолютно одинаковых потребностей у разных пациентов, следовательно, не может быть и одинакового ухода за двумя разными людьми».
Б. Хамер (В. Наппег) и В. (V. Henderson) определяли сестринское дело как «воздействие на индивида, которое помогает ему достичь или сохранить здоровое состояние ума и тела, а в случае, когда восстановление здоровья уже невозможно, свести до минимума боль и дискомфорт».
Выраженное влияние на систему предоставления медицинской помощи населению западных стран в это время оказывали бурное развитие рыночных отношений и стремительный научно-технический прогресс. Медицина все более развивалась по пути врачебного бизнеса. С одной стороны, это способствовало созданию и внедрению новых медицинских технологий и формированию обширного рынка медицинских услуг, а с другой — врачи и больничные администраторы стремились подчинить достижению экономических целей все возможные трудовые ресурсы, втом числе и сестринский персонал. Они рассматривали медицинских сестер лишь в качестве дешевой рабочей силы.
При этом, несмотря на тяжелые условия работы, желающих получить профессию было много, так как после окончания обучения медицинские сестры могли брать частные дежурства, недельная оплата за которые составляла от 10 до 20 долл. США, в то время как женщины других профессий получали в среднем 4—6 долл.
В условиях распространения принципов «техницизма», «медикализации» и дегуманизации здравоохранения лидеры сестринского дела из числа первых выпускниц школ Ф. Найтингейл в Европе и Америке отстаивали взгляды своей выдающейся наставницы, согласно которым медицинская сестра должна понимать и распознавать потребности, связанные со здоровьем пациента, а также владеть современными научными сестринскими знаниями и умениями для удовлетворения этих потребностей наиболее эффективными методами.
Активно включаясь в формирование независимой сестринской практики в больницах, на дому и учреждениях, где возникала потребность в такой помощи со стороны отдельных лиц, семей и групп населения, лидеры сестринского дела стремились к развитию комплекса специальных знаний, составляющих основу профессиональной сестринской практики.
Постепенно сестринская практика трансформировалась в самостоятельную профессиональную деятельность, базирующуюся на теоретических знаниях, практическом опыте, научных суждениях и критическом мышлении. Сестринское дело не конкурировало со сферами врачебной деятельности, оно преимущественно занимало те ниши, которые не представляли области интересов врачей, потребовали профессионального сестринского участия. К ним в первую очередь относились дома сестринского ухода, где велось наблюдение и осуществлялся всесторонний уход за пожилыми, хронически больными людьми и инвалидами. Медицинские сестры взяли на себя ответственность за предоставление этой категории пациентов необходимого уровня помощи и поддержания оптимального качества их жизни и благополучия.
Организация домов и отделений сестринского ухода, а также помощь на дому и создание служб консультативной помощи матерям и детям из числа малоимущих слоев населения обеспечили большую доступность медицинской помощи для населения в условиях безудержного роста цен в больничном секторе здравоохранения, чем и заслужили глубокое признание со стороны правительственных кругов и общественности.
история сестринского дела развитие
В 1960-е гг. Сестринская школа Йельского университета выдвинула новые подходы к толкованию сестринского дела. Предлагалось рассматривать сестринское дело как процесс, а не конечный результат, как взаимодействие, а не содержание, как взаимоотношения между двумя конкретными индивидами, а не связи между абстрактными медицинской сестрой и пациентом. В основу процесса был положен системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированной на потребности пациента.
По мнению другой исследовательницы, Ф. Абделлах (F. Abdellah, 1960), в основе ухода за пациентом должны лежать принципы холизма, иными словами, целостного отношения к личности с учетом физических, психологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных и духовных потребностей пациентов и их семей. Поэтому сестринское дело она рассматривает как взаимодействие между людьми, с одной стороны, профессионально подготовленными специалистами — медицинскими сестрами, с другой — пациентами, сложно организованными индивидами, находящимися во взаимодействии с внутренней и внешней средой, как способность адаптироваться к изменению этих факторов.
Комитет Экспертов ВОЗ еще в 1960-е гг. определил сестринское дело как «практику человеческих взаимоотношений, а медицинская сестра должна уметь распознать потребности больных, возникающие в связи с болезнью, рассматривая больных как индивидуальные человеческие существа».
В теории сестринского дела Д. Джонсон (D.Jowon, 1968) основное внимание уделено тому, как пациент приспосабливается к своей болезни и как стресс, реальный или потенциальный, может повлиять на способность человека адаптироваться. По мнению Джонсон, сестринское дело — это деятельность медицинской сестры, направленная на коррекцию поведения человека, его адекватность в периоды нарушения здоровья и в процессе выздоровления.
Исследовательница Доротеи Орем (Dorothea Orem, 1971) рассматривает сестринское дело в качестве вспомогательной деятельности, которая используется там, где сам человек или его близкие не в состоянии осуществить действия, направленные на сохранение и поддержание его здоровья. Целью деятельности сестры является поддержка умений пациента заботиться о себе.
В дальнейшем количество исследований и созданных на их основе определений сестринского дела неуклонно возрастало. При этом, несмотря на разницу трактовок отдельных компонентов (характеристик) сестринского дела, все они подтверждали, что сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода за лицами, имеющими физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп.
В нашей стране понятие «сестринское дело» официально было введено в 1988 г., когда в номенклатуре образовательных специальностей в сфере здравоохранения место «медсестринской» заняла специальность «сестринское дело», а в содержании базовой подготовки медицинских сестер возникла новая учебная дисциплина — основы сестринского дела.

До конца 18 века в России специально обученных сестёр по уходу за больными не было. В период матриархата, женщина как глава рода, заботилась не только о питании и поддержании очага, но и о здоровье и благополучии своих сородичей. Так древние славяне называли их берегинями.

Накопившейся, в период матриархата, опыт врачевания лег в основу медицинских знаний, которые человечество обрело гораздо позднее.

По мнению ведущих историков медицины, возникновение и распространение христианства (11 век) послужило главным стимулом развития «раннего» сестринского дела.

При монастырях создаются богадельни и убежища-кельи, а в последствии, «больничные палаты». Уход за больными и калеками осуществляли монахи. То место, где боль кладёт человека «ниц», стали называть «больницами».

Впервые в России женский труд в госпиталях и лазаретах был использован при Петре1. По его указу в 1715г. Были созданы воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. Однако затем привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена солдатам.

Женский труд в больницах вновь начали использовать в середине 18 века. Его осуществляли «бабы-сидельницы», которые являлись жёнами или вдовами больничных солдат. И в то же время до конца века специальных сестёр для ухода за больными не было. Поэтому можно считать, что сестринское дело в России началось в 1803 году , когда появились службы «сердобольных вдов». В Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются «вдовьи дома» для неимущих, увечных или престарелых жён и вдов, состоящих на государственной службе солдат.

С 1814 года женщины из «вдовьего дома» стали ухаживать за больными в больницах.

1818 год – в Москве создан институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы для обучения женского медицинского персонала – сиделок.

В 1822 году вышло в свет первое руководство на русском языке по уходу за больными – учебник Оппеля.

1844 год - в Петербурге создана первая община сестер милосердия – «Свято-Троицкая».

В 1847 году звание сестёр милосердия присвоено 10 женщинам, получившим подготовку в общине.

Крымская война (1854-1856 г.г.)

В 1854 году учреждена Крестовоздвиженская община сестёр милосердия для ухода за пострадавшими на полях сражений. Руководство общиной взял на себя великий русский хирург Н.И. Пирогов.

Помимо обучения сестер Н.И. Пирогов внёс и другой вклад в развитие сестринского дела:

Применил разделение труда сестёр: сёстры перевязывающие, операционные, сёстры-аптекарши, сёстры-хозяйки, сёстры, сопровождающие раненых при перевозках, старшая сестра;

Предложил и отстоял идею введения женского труда в госпиталях в мирное время.

Впервые в мировой истории сёстры стали оказывать помощь раненым на поле битвы. Всего на театре военных действий в Крымскую компанию работало 160 сестёр, 17 из них погибли.

Н.И. Пирогов напишет о них: «Сёстры день и ночь бывают в госпиталях, помогают в операциях и при перевязках, раздают больным чай и вино и наблюдают за служителями и смотрителями и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой, с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий. Трудно решить, чему более удивляться – хладнокровию ли этих сестёр или их самоотвержению. Велика и высока была их обязанность, им поручались и последние желания, и последний вдох умирающих за отечество!»

Дарья Севастопольская. В 15 лет Даша попала на фронт, добровольно возложив на себя обязанности сестры милосердия. Отличилась работой на перевязочных пунктах и при транспортировке раненых. За участие в крымской компании Дарья была награждена золотой медалью на Владимирской ленте с надписью «За усердие».

Екатерина Бакунина. Дочь генерал-губернатора Петербурга, всесторонне образованная женщина стала постоянной помощницей Н.И Пирогова при операциях, ухаживала за больными и ранеными при их транспортировке из Севастополя.

После войны Бакунина продолжила сестринскую деятельность в качестве организатора.

Приняла участие в русско-турецкой войне на Кавказе (1877-1878 г.г.), возглавляя работу отрядов сестёр милосердия.

Екатерина Михайловна Бакунина считается родоначальницей сестринской службы и сельской медицины в России.

В целях поощрения и увековечения заслуг сестёр милосердия в Крымской войне комитетом Крестовоздвиженской общины был учреждён позолоченный крест. О героизме и самоотверженности сестёр свидетельствует тот факт, что 158 сестёр были награждены этим крестом и 68 сестёр представлены к бронзовой медали «За оборону Севастополя».

Флоренс Найтингейл (1820-1910 г.г.).

Английская медсестра, участница Крымской компании, основоположница сестринского дела в мире.

Вся жизнь этой замечательной женщины была посвящена развитию сестринского дела.

Флоренс Найтингейл явилась создателем научной системы ухода за больными и ранеными.

В своих знаменитых «Записках об уходе» Найтингейл обобщила и систематизировала все накопленные до неё знания и опыт. Ей принадлежит высказывание, что уход за больными – наука и искусство одновременно, требующее специальной подготовки.

Благодаря её заслугам, сестринской дело стало профессией, вместо «сестры, вытирающей пот» появился новый образ. Медсестры стали проявлять инициативу и стараться активно влиять на ход болезни.

Всемирную неувядаемую известность мисс Найтингейл приобрела во время Крымской компании. Благодаря её деятельности по организации ухода смертность солдат снизилась с 50% до 2-х. Благодарные соотечественники собрали в её честь капитал в 50000 фунтов стерлингов, которые Флоренс Найтингейл использовала для обучения сестёр.

В 1919 году Лига международного Красного Креста учредила медаль имени Флоренс Найтингейл «за исключительные заслуги в сестринском деле, вызывающие восхищение всего человечества».

1863 год. В Швейцарии был организован постоянный Международный комитет помощи жертвам войны (его инициатор и создатель Анри Дюран), переименованный в 1976 году в Международный комитет Красного Креста.

1867 год. В России на базе Крестовоздвиженской общины создаётся общество попечения больных и раненых воинов, в 1876 году переименованное в Российское общество Красного Креста (РОКК).

26 августа 1917 года в Москве состоялся 1 Всероссийский съезд сестёр милосердия, на котором было учреждено Всероссийское общество сестёр милосердия.

1927 год. На смену определения «сестра милосердия» пришло «медицинская сестра».

Великая Отечественная война (1941-1945 г.г.).

В войне приняло участие 500 тысяч средних медицинских работников.

Наши сёстры проявляют примеры героизма и самоотверженности. 17 медицинских сестёр получили звание героя СоветскогоСоюза и 46 – медаль Ф.Найтингейл.

Впервые в мире была введена должность санинструктора, в обязанности которых входило вынос раненых с линии огня и оказание им неотложной помощи. Смертность среди санинструкторов была самой высокой. 24 санинструктора удостоены звания Героя советского Союза, из них 10 – посмертно.

Впервые в истории войн работа медиков была приравнена к боевому подвигу.

В 1942 году начинает выпускаться журнал «Медицинская сестра».

1948 год. Создание Всемирной организации здравоохранения – специализированного учреждения ООН по международным проблемам охраны здоровья.

При ВОЗ действует европейское региональное бюро по сестринскому делу. ВОЗ оказывает помощь практически во всех областях сестринского дела: образование, социальное и экономическое благополучие сестёр, спонсорская помощь и содействие международным сестринским организациям.



Просмотров