«Синдром Маугли» - диагноз состояния человечества! "Дети-маугли": возможно ли восстановление? Мнение эксперта Синдром маугли у детей в семье

Невероятные факты

Легенда гласит, что Ромула и Рема , близнецов основателей Рима, покинули в детстве, и детей вскормила волчица, пока их не нашел блуждающий пастух. В конце концов, они основали город на Палантинском холме , том самом месте, где о них заботилась волчица. Возможно, это все лишь миф, но в истории немало настоящих случаев, связанных с детьми, которых вырастили животные .

И хотя в настоящей жизни истории этих диких детей не так романтичны, как в случае с Ромулом и Ремом , так как у этих детей часто наблюдалась когнитивные и поведенческие нарушения, их истории свидетельствуют о недюжинной человеческой воле к выживанию и о сильном материнском инстинкте других животных.


Украинская девочка-собака

Оставленная в конуре своими нерадивыми родителями в возрасте от 3 до 8 лет, Оксана Малая выросла в окружении других собак. Когда ее нашли в 1991 году, она не умела говорить, выбрав собачий лай вместо речи и бегала на четвереньках. Сейчас в возрасте двадцати с лишним лет, Оксану научили говорить, но у нее осталась задержка психического развития. Сейчас она ухаживает за коровами, которые находятся на ферме возле интерната, в котором она живет.


Камбоджийская девочка джунглей

Рочом Пьенгенг (Rochom P"ngieng) потерялась и загадочно исчезла в возрасте 8 лет, когда она пасла буйвола в джунглях Камбоджи. Через 18 лет, в 2007 году, житель деревни увидел голую женщину, которая кралась к его дому в попытке украсть рис. После того, как в женщине узнали потерянную девочку Рочом Пьенгенг по отличительному шраму на спине, оказалось, что девочка каким-то чудесным образом выжила в условиях густых джунглей.

Девушка не смогла выучить язык и адаптироваться к местной культуре и опять исчезла в мае 2010 года. С тех пор появилось много противоречивой информации о ее местонахождении, включая сообщение о том, что в июне 2010 года ее видели в яме вырытого туалета возле дома.


Ребенок-обезьяна из Уганды

После того как на его глазах отец убил мать, 4-х летний Джон Ссебунья (John Ssebunya) убежал в джунгли, где, предположительно, его вырастили зеленые мартышки, пока его не нашли в 1991 году. Как и в других случаях с детьми-маугли, он сопротивлялся жителям деревни, которые пытались его схватить, и получил помощь от своих сородичей обезьян, которые бросали в людей палки. После того, как его поймали, Джона научили разговаривать и петь. Последнее что стало о нем известно, так это то, что он гастролирует с детским хором Жемчужины Африки .


Виктор из Авейрона

Он был, пожалуй, одним из самых известных детей-маугли. История Виктора из Авейрона стала широко известна благодаря фильму "Дикий ребенок ". Несмотря на то, что его происхождение является загадкой, считается, что Виктор прожил все детство один в лесу до того, как его обнаружили в 1797 году. После еще нескольких исчезновений, он появился в окрестностях Франции в 1800 году. Виктор стал предметом изучения многих философов и ученых, которые задумывались о происхождении языка и поведении человека, хотя мало что удалось добиться в его развитии из-за задержки психического развития.


Мадина

Трагическая история Мадины похожа на историю Оксаны Малой . Мадина жила с собаками, предоставленная самой себе до того, как ее обнаружили в возрасте 3 лет. Когда ее нашли, она знала всего два слова - да и нет, хотя предпочитала лаять по-собачьи. К счастью, Мадину объявили умственно и физически здоровой сразу после обнаружения. Несмотря на то, что в ее развитии наблюдалась задержка, она находится в таком возрасте, когда надежда еще полностью не потеряна и те, кто за ней ухаживают, считают, что она сможет вести нормальный образ жизни, когда вырастет.


Лобо, девочка волк с реки Дьявола

В 1845 году, была замечена загадочная девочка, которая бежала на четвереньках среди волков, нападая на стадо коз возле Сан Фелипе в Мексике. Историю подтвердили год спустя, когда девочку вновь увидели, на этот раз жадно поедающую убитую козу. Встревоженные жители деревни начали поиски девочки, и вскоре дикую девочку поймали. По предположениям, она постоянно выла по-волчьи по ночам, привлекая стаи волков, которые ворвались в деревню, чтобы спасти ее. В конце концов, она вырвалась и убежала из своего заточения.

Девочку не видели до 1854 года, когда ее случайно заметили с двумя волчатами у реки. Она схватила детенышей и убежала в лес и с тех пор никто ее больше не видел.


Мальчик-птица

Российский мальчик, заброшенный своей матерью, который общается чириканьем, был обнаружен социальными работниками в Волгограде. Когда его нашли, 6-летний мальчик не мог говорить, а вместо этого чирикал, как и его друзья попугаи. Несмотря на то, что физически он никак не пострадал, он не способен войти в нормальный человеческий контакт. Он выражает свои эмоции, помахивая руками, словно птица крыльями. Его перевели в центр психологической помощи, где специалисты пытаются его реабилитировать.


Амала и Камала

Эти две девочки в возрасте 8-ми лет(Камала ) и 18-ти месяцев(Амала ) были найдены в логове волков в 1920 году в Миднапоре в Индии. Их история вызывает противоречивые мнения. Так как у девочек была большая разница в возрасте, специалисты считают, что они не были сестрами. Возможно, что они попали к волкам в разное время. Обе девочки имели все повадки животных: ходили на четвереньках, выли по ночам, разевали рот и высовывали язык, как волки. Как и другие дети-маугли, они хотели вернуться к своей прежней жизни и чувствовали себя несчастными, стараясь освоиться в цивилизованном мире. После того как младшая девочка умерла, Камала в первый раз заплакала. Старшей девочке удалось частично социализироваться.


Дикий мальчик Питер

В 1724 году голого волосатого мальчика, который ходил на четвереньках, обнаружили в лесу около города Хамельн в Германии. Когда его обманом заманили, он вел себя как дикое животное, предпочитая есть птиц и овощи сырыми, и не умея разговаривать. После того, как его перевезли в Англию, ему дали имя дикий мальчик Питер . И, несмотря на то, что он так и не научился говорить, он, предположительно, любил музыку, его научили выполнять простую работу, и он дожил до преклонных лет.


Дети-маугли: жизнь без интеллекта

Невероятно, но даже в наш век встречаются одичавшие дети, так называемые «маугли», воспитанные дикими животными или с детства живущие в полной изоляции. У них нет навыков социального общения, и, подобно диким зверям, они боятся человека. Отличаясь отменным здоровьем, по уровню интеллекта «маугли» нередко находятся на уровне животных, которые их воспитали, с трудом учатся разговаривать, отказываются носить одежду и не умеют даже прямо ходить.

Ученые дают крайне неутешительные прогнозы по реабилитации «детей-маугли». Считается, что, если ребенок не общался с людьми до возраста 3-6 лет, вернуть его в человеческий социум практически невозможно. Они с трудом учатся говорить, сложно привыкают к людям и могут даже умереть в отрыве от дикой природы.

Установлено, что отсутствие человеческого общения у ребенка ведет к аномалии формирования клеток, изолирующих нейроны, и замедлению связи между различными областями мозга. Социальная изоляция в первые годы жизни человека ведет к тяжелой эмоциональной неустойчивости и умственной отсталости.

Авторитетный научный журнал Science опубликовал исследование В«синдрома мауглиВ» американских нейрофизиологов, которое показало, что в изоляции нарушается работа клеток мозга даже у грызунов. Одну группу новорожденных мышей изолировали, а вторую оставили развиваться в нормальной среде. Сравнив через несколько недель мозг грызунов, ученые выяснили, что у изолированных мышей произошло нарушение работы клеток, вырабатывающих миелин, который отвечает за оболочку нервных волокон, защищает нейроны от механических и электрических повреждений, а нарушение его выработки ведет к тяжелым заболеваниям, например рассеянному склерозу.

Подобные нарушения работы мозга наблюдаются и у диких детей. Интересно, что дети, воспитанные разными животными, отличаются друг от друга. Например, ребенка, которого растили обезьяны или собаки, легче «очеловечить», чем выросшего в стае волков. Но чаще всего работа приемных семей и психологов по их реабилитации не приносит желаемых результатов. Лишь немногим из них удается адаптироваться к нормальной жизни, а их дальнейшее существование проходит в специализированных учреждениях.

Исследования детей с «синдромом маугли» доказали: если условия психического развития ребенка не соответствуют его потребностям, то восполнить пробелы во взрослой жизни он не сможет. Это говорит о том, что человек - существо исключительно социальное и вне социума ребенок не может стать человеком, развиться психически, умственно и социально. Психическое развитие во многом зависит от влияния внешней среды. Ребенок рождается с заданными свойствами, но это лишь семена, которые нуждаются в определенных условиях.

«Маугли»: кто это такие?

«Детей-маугли» находят повсюду: в Индии и Китае, в Уганде и Камбодже, в России и Украине, даже в США и Европе. В лесах и больших городах. Они растут с животными в сараях, собачьих будках и полностью изолированы от общества.

У них преобладают инстинкты, и хотя они становятся очень выносливыми, сильными, закаленными, но теряют речь и способность к адекватному восприятию мира. Чем старше ребенок и чем дольше он был изолирован, тем труднее ему жить среди людей. Считается, что адаптация «городских маугли» проходит более успешно, ведь они не были полностью исключены из человеческого социума. Они начинают говорить, ходить на двух ногах и более восприимчивы к обучению, чем «лесные». Но и эти дети почти никогда не становятся полноценными членами общества, имея психические и умственные отклонения.

Заменить им родителей могут обезьяны, кошки, волки, белки, панды и даже птицы. Но наиболее часто встречаются дети, воспитанные собаками. Так, в 1991 году на Украине была найдена девочка Оксана Малая, которую алкоголики-родители в три года оставили на улице. Она росла с бездомными собаками восемь лет, питаясь сырым мясом и отбросами. Девочка вошла в собачью стаю, забыв все речевые навыки, и когда ее нашли, лаяла, бегала на четвереньках и кусалась. После долгих лет адаптацииВ она смогла работать на ферме (она ухаживает за коровами) и заново научиться разговаривать, но задержка психического развития все-таки осталась. Речевые способности удалось восстановить благодаря тому, что, попав к собакам, она уже умела немного разговаривать.

У московского мальчика-пса Ивана Мишукова речевые способности полностью восстановились, и сейчас он учится в обычной школе. Дело в том, что он убежал из дома в 4-летнем возрасте и уже умел разговаривать. Его приняла собачья стая, в которой он стал вожаком. Мальчик выпрашивал на улице еду и кормил стаю, охранявшую его. Иван жил на улице почти два года, когда его нашли соцработники.

А вот американка Джини, которую почти 10 лет держали в вольере из проволочной сетки, закрытом на замок, собственные родители, смогла восстановить речь лишь частично, несмотря на все усилия психологов. Руководитель исследовательской группы пытался ввести ее в свою семью, ученые вывозили ее развлекаться, учителя занимались ее образованием, но результаты оказались не слишком впечатляющими. Девочка смогла оперировать лишь простейшими фразами, уровень невербального интеллекта со временем поднялся, зато психологи констатировали высочайший уровень пространственного мышления Джини.

Знаменитый «дикий мальчик из Авейрона» - Виктор (один из первых «маугли»), так и не научился говорить. Когда его нашли во Франции в 1800 году в возрасте 11-12 лет, он не мог произнести ни одного человеческого звука, а только по-звериному рычал. Он подозрительно принюхивался к еде, прежде чем съесть ее, кусался и даже дрался с собаками за кость. Мальчик стал жить в семье, где его обучали человеческой речи и поведению среди людей, но безрезультатно: он смог лишь научиться читать специально написанные для него на карточках слова, а затем даже начал писать сам.

Неудивительно, что дети перенимают повадки животных, которые их вырастили. Мальчик, найденный на острове Фиджи, жил среди куриц и имитировал их поведение: клевал пищу, прыгал на насест, издавал характерные звуки. Мальчик-панда, найденный в Китае, передвигался на четвереньках, он не умывался, а вылизывался. Питался листьями и побегами бамбука, недовольство выражал рычанием. Не считая нескольких небольших отличий, малыш вел себя как «древесные медведи». Кроме того, он был покрыт шерстью, что, по мнению ученых, и послужило причиной отказа от него родителей.

Китайская девочка Ван Сяньфэн переняла повадки свиней, которые ее вырастили, а поведение Антона Адамова, найденного в 2003 году в Ивановской области полностью имитировало повадки кота. Он мяукал, царапался, шипел, передвигался на четвереньках, терся спиной о ноги людей. Малыш общался только с кошкой, с которой ребенка запирала мать, чтобы не отвлекал от выпивки.

Волгоградский мальчик-птица, обнаруженный в 2008 году, понимал птичий язык. Семилетний малыш жил с матерью в квартире, заставленной клетками с птицами и перепачканной пометом. Поскольку женщина не общалась с сыном, он обучился языку птиц: когда с малышом заговариваешь, он чирикает и размахивает руками, подражая взмахам птичьих крыльев.

Работа ученых с такими детьми крайне важна для науки - для понимания процесса становления и развития человеческой личности. Она помогает яснее понять аспекты формирования человеческого интеллекта, собственного осознанного я, значимость передачи информации между поколениями. Исследования показывают, насколько хрупка детская психика, невосполнимы пробелы психического развития ребенка и как сильно от воспитания зависит формирование личности и вся будущая жизнь человека. Об этом говорит дальнейшая жизнь «маугли» - ни один из них так и не стал настоящим человеком…

Изучая их, психологи создают новые методы обучения детей с ограниченными возможностями, помогая тысячам людей по всему миру вести нормальную жизнь. Лингвисты получают важную информацию о развитии и формировании речевых навыков человека, а нейрофизиологи нащупывают способы лечить подобные отклонения препаратами, стимулирующими выработку необходимых мозгу белков.

Мо жно ли вос питать человека вне об ще ств а?

Маугли - прекрасный персонаж Киплинга, очаровывающий уже не первое поколение читателей. Маугли, воспитанный волками, пантерой и медведем. Маугли, отличающийся красотой, умом и благородством. Маугли - дивная сказка джунглей…

Тарзан, воспитанный с пеленок обезьянами, герой и защитник живой природы. Сэр Галахад, обороняющий крепость джунглей. По книге, Тарзан научился говорить, смог даже жениться и общаться с людьми различного общественного положения, в том числе и с представителями высшего общества, не обнаруживая никаких обезьяньих повадок.

Единственное, что осталось у него от обезьян - это острое чувство территории стаи, желание защитить любой ценой свой «заповедник» в джунглях, духовное сродство со всеми дикими животными. Но так как желание защищать природу присуще и самым лучшим из людей, то можно сказать, что Тарзан является почти идеальным образцом человеческой породы.

Разнообразные «маугли» и «тарзаны» проходят через всю мировую литературу, начиная от старых сказок, в которых детей воспитывали и животные, и феи, и гоблины, и домовые, заканчивая современной фантастикой, где воспитанием уже начали заниматься роботы и компьютеры.

Но дело в том, что при всей привлекательности этих историй, они остаются всего лишь сказками. Человек, воспитанный вне человеческого общества, будь его воспитателями что роботы, что волки, уже не может считаться человеком. Он им и не является.

В развитии человека существуют определенные границы, временные пороги, когда закладка той или иной функции оптимальна или уже становится невозможна. Ребенок учится говорить, подражая родителям, учится прямохождению, подражая взрослым - ведь всем известно, что дети отнюдь не сразу начинают стремиться к хождению на двух конечностях, начинают они с передвижения подобно животным, на четвереньках (большая площадь опоры, меньше вероятности упасть). Если ребенка не обучать ходить, то он так и будет бегать на четвереньках, даже когда вырастет.

К подростковому периоду (12-13 лет) в мозг закладывается уже весь интеллектуальный потенциал, который в дальнейшем лишь развивается. Реальный Маугли не смог бы выучиться человеческой речи, человеческому поведению, не воспринял бы моральные ценности, присущие людям. Даже идеальный Маугли Киплинга, и тот мыслит категориями джунглей даже тогда, когда живет с людьми.

Люди, воспитанные вне человеческого общества, страдают заболеванием, которое называется «синдром Маугли». Это - совокупность ряда признаков, которые проявляются у тех, кто воспитывался и рос вдали от людей. К таким признакам относится неумение говорить, неспособность к прямохождению, десоциализация, страх перед людьми (люди воспринимаются как чужие, не «члены стаи», существа другой породы), неумение пользоваться столовыми приборами (тот, кто страдает синдромом Маугли, может отличать вилку от ложки, но пользоваться ими не в состоянии).

«Маугли» можно научить имитировать человеческое поведение, но это будет именно дрессура. Точно так же обучают собак проситься на прогулку, а кошек - пользоваться коробкой с песком. Правда, если ребенок был возвращен к людям до наступления «подросткового порога» 12-13 лет, его еще можно адаптировать к социуму, но психические отклонения останутся у него до конца жизни.

Для тех же, кто переступил возрастной порог, настоящая адаптация невозможна. Например, реальный Тарзан никогда не научился бы прямохождению, так как эти навыки закладываются в раннем детском возрасте, а к обезьянам Тарзан попал совсем крошкой. Единственное, что было бы возможно для Тарзана - «обезьянья» походка, с опорой на костяшки пальцев.

В Камбодже была обнаружена девушка, пропавшая 19 лет назад в возрасте 8 лет; в одной из африканских стран стая обезьян приютила десятилетнего мальчика; две сестры воспитывались стаей волков; девятилетний мальчик стал "предводителем" стаи дворовых собак - это все реальные истории. Несмотря на различные ситуации, у них есть один общий факт: все дети, воспитанные животными, страдают редчайшим в мире заболеванием, носящим название "синдром Маугли".

Среди общих признаков "синдрома маугли" выделяют нарушения речи или неумение говорить, неспособность к прямохождению, десоциализацию, отсутствие навыков пользования столовыми приборами, боязнь людей. При этом, у них часто отменное здоровье и гораздо более устойчивый иммунитет, чем у людей, живущих в обществе. Часто психологи отмечали и то, что человек, который провел среди животных достаточно долгое время, начинает себя идентифицировать с "собратьями"

Известен случай, когда девочка, воспитанная собаками, отождествляла себя с собакой даже тогда, когда научилась говорить. С ее точки зрения, она не принадлежала к человечеству, а была именно собакой. Случается, что абсолютно здоровые в привычной звериной среде «Маугли» умирают, попав в человеческое общество - для них это не только физиологический, но и глубокий культурный шок.

Мальчик Тисса приблизительно двенадцати лет, обнаруженный на юге Цейлона. Его воспитали обезьяны и, таким образом, ребёнок первое время даже не мог самостоятельно стоять, однако во всех подробностях имитировал поведение обезьян. Что интересно, такой «обезьяний Маугли» проявил большую адаптацию к человеческой среде, нежели «дети-волки» - уже через пару недель он носил одежду и ел с тарелки.

Детей с синдромом Маугли, воспитанных волками, гораздо больше, чем можно подумать. Каспар из Нюрнберга, Питер из Ганновера, Камала из Индии, Виктор из Аверона и другие. Самым ранним известным случаем одичания ребёнка считается ребёнок-волк из Гессе, найденный в 1344 году.

Удивительный ребёнок-панда живёт в доме охотника Куан Вая. Из-за врождённого отклонения ребёнок весь покрыт густыми волосами и, видимо, поэтому был брошен родителями. Но о малыше позаботились панды и в возрасте около двух лет он был пойман и принят охотником в новую семью.

В современном мире уже зарегистрировано около пятидесяти трех случаев столкновений человека с «синдромом Маугли». О данном «заболевании» человечество не имеет полной информации. Существуют только теории и предположении о причинах появления, способах лечения «синдрома Маугли».

В общем виде «синдром Маугли» представляет собой психическое и физиологическое отклонение человека в развитии. Причинами данного симптома является продолжительное пребывание человека в окружающей среде, представленной только животными. Все зарегистрированные дети-Маугли - это случайное нахождение детей в окружении животных (собаки, обезьяны, волки, леопарды, антилопы и т.д.). Найденные дети осматривались врачами, которые делали заключения о том, что данные дети не только отставали по развитию от своих ровесников, но и само их поведение напоминало поведение животных, с которыми их находили.

Человек - настоящий человек, а не существо, имеющее физиологию человека - может быть воспитан только в социуме, в обществе, в группе людей. Только личное общение позволяет получать и передавать опыт, который включает в себя и элементарные принципы гигиены, которым родители обучают детей, и культурные, и духовные ценности. Высшие духовные ценности вообще не могут быть переданы другим путем, кроме непосредственного общения в социуме. Если человек является участником многих различных групп, общностей людей, то у него появляется возможность для развития во многих направлениях.

Наш современный мир вполне можно назвать детоцентричным: появляется множество методик развития, принцип проявления креативности стал основополагающим в процессе воспитания и обучения, реализуется индивидуальный подход. Особенно ценным для психологии развития признано открытие Л. Выготского, касающееся сенситивных периодов в развитии человека: если использовать это время максимально, можно вырастить если не гения, то одаренного и реализованного человека. Однако при игнорировании этих периодов происходят невосполнимые потери и упущения в ходе становления личности, и подтверждение этому - дети-Маугли.

Что такое сенситивные периоды?

Сегодня классическая психология развития выделяет научно обоснованные сенситивные периоды, наиболее благоприятные для обучения базовым жизненным навыкам. Почему они считаются столь благоприятными? Потому что в определенные периоды в самом физиологическом и психическом процессе развития заложен максимальный потенциал для усвоения тех или иных навыков – это связано с темпом, ритмом жизни, формированием базовых систем жизнедеятельности. Термин «сенситивный период» ввел в научный обиход Л. С. Выготский. Речь идет о качественных изменениях, после которых человек уже выступает в новой психической и физической ипостаси, встав на новый уровень развития.

И если упустить данный самой природой шанс обучения, то процессы развития могут исказиться или вообще стать необратимыми, проходить с невосполнимыми потерями. Рассмотрим основные сенситивные периоды в развитии человека.

Сенситивные периоды для речевой деятельности

  • наработка лексического запаса, развитие мелкой моторики (от полутора до 3 лет);
  • освоение букв (3-4 года), формирование осмысленной речи;
  • проявление заинтересованности музыкой, математикой (от 4 до 5 лет), формирование представлений о размерах, цветах, конфигурации объектов;
  • активное социальное взаимодействие (от 5 до 6 лет);
  • взлет способности к речевой активности (от 8 до 9 лет).

Потребность в стабильности

Для ребенка очень важна предсказуемость каждого дня в раннем возрасте: определенные ритуалы пробуждения, режим приема пищи, прогулка, игры, ритуалы отхода ко сну. С этими фазами дневной активности связано первичное представление о мире, и если он стабилен, предсказуем – значит, безопасен, и тогда базовое доверие ребенка к миру не претерпевает излишних испытаний.

Стабильность – это, в том числе, когда мама читает много раз одну и ту же любимую сказку, в которой все события уже известны, это последовательность взрослых, их умение и способность сдерживать обещания, установление правил семьи («В нашей семье не плюют на пол», «В нашей семье можно злиться» и т. п.). Сенситивный период для формирования ощущения стабильности – до 3 лет.

Сенсорное развитие

Сенсорика является базой для мыслительной деятельности, накопления лексического запаса, обучения точным и гуманитарным наукам и формирования эстетического вкуса. Поэтому чувственный опыт – важная сторона развития личности, и сенситивный период для формирования этого опыта – первые 5 лет. Именно в это время особенно продуктивны манипуляции ребенка с предметами малых форм, различных конфигураций, цветов, объема.

Двигательная активность

Наиболее благоприятный период для проявления двигательной активности – от момента самостоятельного хождения (примерно с 1 года) до 4-летнего возраста. В это время мыслительная деятельность формируется в тесной связи с физическими активными действиями. С развитием двигательной активности связано и представление о самостоятельности ребенка – умении соблюдать нормы этикета, управляться с одеждой и обувью, манипулировать важными предметами.

Сенситивный период первичной социализации

Это время от 2 до 6 лет. Ребенок погружается в культуру общения, общую культуру, принятую в его семье, усваивает продуктивные нормы взаимодействия, в том числе, обучается умению выражать и переживать эмоции, ориентируясь на родительскую модель. Важной становится «обратная связь», которую он получает от ровесников и родителей, умение дружить, сопереживать, помогать и просить о помощи и т. д.

Почему сенситивные периоды признаны психологами безвозвратно уходящими в ходе развития личности?

Сенситивный период – это время наибольшей восприимчивости к освоению важных навыков, как уже говорилось выше. И если никакого обучения не происходило, овладеть навыками ребенку либо будет очень сложно, либо и вовсе невозможно. Это подтверждают истории о детях-Маугли, первый доклад о которых был сделан в научном сообществе Итаром. К примеру, если с ребенком никто не разговаривает до 1 года, то научиться говорить ему будет сложно, и в полной мере он уже никогда не овладеет этим навыком. Более того, и эмоциональная сфера тоже тесно связана с проявлениями чувств значимого взрослого по отношению к ребенку. Сегодня известно множество историй детей-сирот, которые испытали сильнейший дефицит ласки, заботы и любви и потому сами не научились переживать и выражать эти чувства. Как считал Эриксон, до 1 года формируется базовое доверие к жизни, и если эта жизнь сурова к ребенку, если его потребности не удовлетворяются, а эмоции не переживаются во всей полноте, доверия к окружающему миру нет, и сформировать его впоследствии искусственно вообще невозможно.

Упустив сенситивные периоды развития, дети-Маугли (те, которые по каким-то причинам были изъяты из человеческой среды и воспитывались животными) не смогут стать полностью социализированными без искреннего многолетнего участия в них. Кроме того, важным в этом отношении оказывается и фактор наследственности, и срок нахождения вне человеческого окружения. Сегодня существует множество подлинных историй о том, как животные (волки, собаки, обезьяны) практически спасали жизнь человеческим детенышам, обучая их жизненно важным навыкам выживания в животном, диком мире. При этом психические процессы у многих таких оказались необратимо искаженными, без возможности восстановления. Именно поэтому такие случаи обозначены в современной психологии и медицине как «синдром Маугли».

Что такое «синдром Маугли»?

Это комплекс признаков, демонстрируемых индивидом, который развивался и воспитывался вне социума. Как это проявляется? В превалировании инстинктивных проявлений, в замкнутости, неумении говорить либо искажении речи, хождении на четвереньках, отсутствии понятия об этикете, полном отсутствии социализации, устойчивости здоровья, психических отклонениях, фактически неизбежных при таких условиях воспитания, определенных физических особенностях (к примеру, у девочки, длительное время жившей в среде обезьян, было выявлено чрезмерное развитие пальцев рук, вследствие того, что передвигаться пришлось по деревьям). Поскольку человек – это сложная система, то и проявления синдрома Маугли будут квалифицироваться по-разному различными специалистами.

От чего зависит возможность избавления от синдрома Маугли?

Полного избавления от этого комплекса признаков, скорее всего, не произойдет даже в самых благоприятных условиях: слишком многое было утеряно в процессе развития вне социума. Для психологов подобные случаи еще раз подтвердили правомерность тезиса об исключительной важности социализации для развития и становления личности.

Здесь важно подходить к вопросу индивидуально: прежде всего, важен срок пребывания в дикой природе и генетически обусловленные факторы.

Если ребенку-Маугли более 13 лет, то есть, миновал период наибольшей психической гибкости, то поможет только дрессура в процессе выработки важных социальных навыков, и то – их освоения не произойдет полностью. Но станет ли такой индивид личностью – вопрос сложный, ответ на который подразумевается отрицательный. Полноценной личностью ему уже не стать, он так и останется наполовину животным, наполовину человеком – базовые психические процессы формирования завершены, периоды сенситивности оказались не использованными.

Если младенец попадает в сообщество животных, передвигающихся на четырех лапах, то к году он осваивает именно этот навык, и впоследствии обучить его прямохождению невозможно. Судьба «спасенных» детей-Маугли оказывается плачевной в человеческом мире: бывали случаи, когда им удалось выжить и слегка адаптироваться, но есть также истории о том, как после изъятия из привычного мира такие дети умирали, так и не освоив человеческих навыков.

Каков вывод?

Ничто не дается человеку просто так, и чтобы развиваться полноценно, нужно максимально задействовать все рецепторы восприятия, стимулировать мыслительную, физическую и эмоциональную активность. И самое главное – жить в обществе себе подобных, усваивая продуктивные модели поведения и реагирования. Человек не способен реализовать весь свой потенциал без общества.

Литература:
  • 1. Антипов А. Дети-Маугли. Электронный ресурс. Режим доступа: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/antipov/0/j151.html
  • 2. Эриксон Э. Детство и общество. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.koob.ru/ericson_eric/detstvo_i_obshestvo

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

ДЕТИ С СИНДРОМОМ МАУГЛИ

"Синдром Маугли" - этим термином называют психическое состояние детей, которых воспитывали животные, чаще всего собаки. Обычно синдром Маугли развивается у детей, заброшенных собственными родителями - в России в последние годы найдено уже несколько таких несчастных ребятишек, брошенных родителями в собственном доме. Сильное отставание в развитии, полная социальная дезадаптация, отсутствие человеческой речи и повадки животного - вот лишь малый список симптомов, наблюдаемый у детей с синдромом Маугли.

В 2004 г. В Змеиногорском районе Алтайского края был обнаружен семилетний мальчик, которого вырастила собака. Мальчика привезли в приют. Поначалу он не хотел общаться с людьми, а в своем поведении копировал повадки животных: ребенок передвигался на четвереньках, кусался, а поданную ему еду сначала обнюхивал.

Как сообщили местные СМИ, мать бросила Андрея, когда ему было три месяца. Отец пил, а потом уехал и никогда не вспоминал о сыне. Дом, где они жили, находился в безлюдной местности. Единственным живым существом, которое могло позаботиться о ребенке, был сторожевой пес. Через некоторое время Андрей стал ходить на двух ногах и перестал бояться людей, воспитатели в приюте начали общаться с ним жестами, его научили заправлять постель, есть ложкой и играть в мяч.

В 2008 г. в Волгограде обнаружен ребенок с синдромом Маугли. Его прозвали "Мальчик-птица". 6-летний Ваня Павлов (фамилия изменена), не умел разговаривать, только чирикал по-птичьи. Мать ребенка 31-летняя Светлана отрицала, что у её сына есть задержка в психическом развитии. В квартире, где жил Ваня, обитали два длиннохвостых попугая, а мать ребенка изолировала его от мира, заперла в квартире, не пускала гулять, не отдала в детский сад. Специалисты затрудняются сказать, сможет ли ребенок полностью адаптироваться в мире людей.

В полутемном углу на полу на четвереньках голая девочка жадно грызет большую кость. Рядом пес раздирает какие-то огрызки. Когда собака подбирается слишком близко, девочка еще крепче хватается за кость- отстаивает свой «обед». А за столом мать малышки спокойно что-то ест из тарелки. синдром маугли социальный психический

Такую картину застали инспекторы по делам несовершеннолетних в одном из домов по улице Пожарского в Ленинском районе Уфы. Они пришли сюда с проверкой после звонка соседей в 2009 г. Трехлетнюю девочку, естественно, сразу забрали в больницу. Мама искренне удивилась такому повороту событий. И даже заплакала, когда милиционеры решили увести ребенка. Она-то считала, что хорошо заботится о дочери. При живой матери Мадина выросла с дворовыми собаками. Вместе с ними она ела, спала, спасая друг друга от холода зимними ночами.

Тревогу медиков вызывает психическое состояние девочки. Она как настоящий ребенок Маугли: побаивается людей, все норовит как собака встать на четвереньки, из слов выучила только «да» и «нет», что такое ложка - не знает. После больницы девочку устроили в социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних. Остается надеяться, что инспекторы вмешались не слишком поздно, и при правильном лечении и воспитании девочка сможет стать полноценным членом общества.

В 2009 г. не только Забайкалье, но и всю страну, потрясла ужасная история пятилетней Наташи Михайловой, обнаруженной в Чите в трехкомнатной квартире, где вместе с девочкой проживали отец, дед с бабкой, пять собак и четыре кошки.

Спасите же кто-нибудь ребенка! - такой анонимный звонок поступил на прямую линию в УВД Читы. - Ее родные в квартиру никого не пускают. Тайком выходят погулять с собаками, да и то стараются не попадаться на глаза соседям...

Несколько дней милиционеры стучались в эту квартиру. Уже собирались ломать дверь. Наконец, подкараулили деда девочки, который вывел погулять собак.

Когда открылась дверь, даже повидавшие немало за свою службу оперативники потеряли дар речи - маленькая девочка с лаем бросилась им навстречу.

Девочка-маугли прожила в квартире родственников в полной изоляции более двух с половиной лет. Условия существования малышки были чудовищными. Ребенок жил в одной комнате с собаками и кошками, ел с ними из одной миски, Наташу не выпускали на улицу и не занимались ее воспитанием. Когда правоохранительные органы забрали Наташу у отца, она совсем не разговаривала, а умела только лаять и мяукать.

Далее события развивались по стандартному сценарию. Ребенка отвезли в социально-реабилитационный центр «Надежда», а в отношении ее родителей правоохранительные органы возбудили уголовное дело по ст. 156 УК РФ - неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. На заседании административной комиссии матери Наташи Яне Михайловой вынесли предупреждение, а отца оштрафовали всего на 500 (!) рублей. После этого сотрудники милиции передали все имеющиеся у них материалы в суд, который решил вопрос о лишении родителей Наташи их родительских прав.

Таким образом, дети джунглей или дети с синдромом Маугли -- человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения. Такие дети, оставленные родителями, воспитываются животными или живут в изоляции.

Воспитанные животными дети проявляют (в пределах физических возможностей человека) поведение, свойственное для своих приемных родителей, например, страх перед человеком.

Если до изоляции от общества у детей были некоторые навыки социального поведения, процесс их реабилитации происходит значительно проще.

Те, кто жил в обществе животных первые 5-6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребенка являются первые годы его жизни. Наиболее легко проходит процесс социализации у детей, воспитанных обезьянами, в отношении них прогнозы наиболее благоприятны, чем у детей, попавших в общество других животных.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Развитие респираторного дистресс-синдрома у недоношенных новорожденных детей. Причины возникновения дыхательной недостаточности в раннем неонатальном периоде. Внутриутробное развитие легких. Факторы риска развития респираторного дистресс-синдрома.

    методичка , добавлен 04.04.2011

    Изучение синдрома Дауна, влияние его на организм и развитие ребенка. Определение наличия синдрома у новорожденного. Разработка неинвазивного метода исследования заболевания. Обучение детей, развитие у них речевых навыков и способностей к коммуникации.

    презентация , добавлен 11.01.2015

    Острый респираторный дистресс–синдром, его фазы, особенности протекания у разных категорий больных. Визуальная диагностика синдрома повышенной воздушности. Определение пневмонии, ее этиология, рентгенодиагностика. Основные причины РДС у новорожденных.

    презентация , добавлен 03.11.2014

    Теоретические основы и понятие о стигматизации психически больных людей, образ больного с психическими расстройствами. Анализ вероятных причин стигматизации психически больных лиц и изучение отношения родственников к психически больным членам семей.

    дипломная работа , добавлен 10.08.2010

    Причины возникновения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Патогенез заболевания, клиническая триада синдрома, сопутствующие состояния. Оценка распространённости синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста.

    контрольная работа , добавлен 12.02.2012

    Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста. Своеобразие детского диалога. Обзор педагогической литературы по вопросам развития диалогической речи у детей. Развитие диалогической речи у детей.

    реферат , добавлен 09.04.2003

    Синдром как набор признаков или характерных черт. Формы синдрома Дауна. Распространение патологии, причины ее возникновения. Влияние возраста матери на вероятность возникновения синдрома Дауна у ребенка. Обследование на выявление нарушений развития плода.

    презентация , добавлен 20.04.2012

    Психологические методы исследования психически больных. Организация психиатрической помощи. Учет психически больных в диспансерных учреждениях. Основные принципы организации психоневрологической помощи. Особенности признания больного психически больным.

    реферат , добавлен 18.05.2010

    Причины нефротического синдрома. Основные формы амилоидоза. Заболевания, сопровождающиеся наличием нефротического синдрома. Основные причины снижения синтеза альбумина. Случаи развития нефротического синдрома на применение ряда лекарственных препаратов.

    реферат , добавлен 01.05.2010

    Определение синдрома Шерешевского-Тернера (дисгенезии гонад). Рассмотрение клинической картины нарушения развития половых желез, вызванного аномалией половых хромосом. Лечение женскими половыми гормонами. Причины и развитие синдрома Кляйнфельтера.



Просмотров