Программа развития ниу мгсу. Программа развития ниу мгсу Программа развития ниу


Каждый из вузов, получивший статус НИУ в результате первого и второго этапов конкурса, разработал свою программу развития. Наш университет получил статус НИУ в 2010 году и разработал собственную программу развития на 2010-2019 гг.

Программа охватывает следующие приоритетные направления развития (ПНР):

1. Энергоэффективность и энергосбережение в освоении и использовании углеводородных ресурсов.
2. Наращивание ресурсной базы топливно-энергетического комплекса - разведка и освоение месторождений углеводородов на шельфе, залежей с трудноизвлекаемыми запасами и нетрадиционными источниками углеводородов.
3. Экологическая и промышленная безопасность нефтегазового производства.

Основные блоки программы:

1. Развитие инфраструктуры и системы управления для повышения научно-педагогического потенциала университета.
2. Развитие научно-исследовательской деятельности по ПНР, повышение результативности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ университета.
3. Повышение качества образовательной деятельности университета
4. Укрепление и развитие международных связей университета
5. Обеспечение тиражирования в высшей школе достижений университета в инновационной деятельности, повышение его роли в нефтегазовой отрасли как центра аккумулирования и распространения новых знаний

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ СЕТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Создание университетов мирового уровня обусловлено масштабными проектами развития высокотехнологичного сектора российской экономики. Идея создания национальных исследовательских университетов является реальным воплощением нового подхода к качественной модернизации сектора науки и образования и логическим продолжением процесса, начало которому положено конкурсом университетских инновационных образовательных программ.

В соответствии с поручением Президента РФ от 04.01.2009 N Пр-26 в 2009 году в рамках приоритетного национального проекта "Образование" будет реализовываться новое мероприятие, основой которого является формирование сети национальных исследовательских университетов.

Департаментом стратегии и перспективных проектов в образовании и науке (далее - Департамент) была разработана концепция выбора и государственной поддержки национальных исследовательских университетов (далее - НИУ).

Исследовательский университет - высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ послевузовской переподготовки и повышения квалификации.

Стратегической миссией НИУ является содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса страны и обеспечение его необходимыми людскими ресурсами, сбалансированными по численности, направлениям подготовки, квалификационной и возрастной структуре с учетом необходимых темпов их обновления и прогнозируемых структурных преобразований в науке и экономике.

Основной задачей государственной поддержки института НИУ является вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования, развитие и коммерциализацию в Российской Федерации высоких технологий.

Государственная поддержка НИУ должна осуществляться на конкурсной основе в рамках специально разрабатываемых и утверждаемых среднесрочных программ развития НИУ (далее - программы развития), предусматривающих в том числе условия осуществления и критерии оценки эффективности научных исследований и образовательного процесса, формы и механизмы, а также конкретные меры по интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизации и совершенствованию материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, переподготовке кадров, интеграции в международное научно-образовательное пространство.

Вузы, претендующие на государственную поддержку, должны обеспечить создание инновационного пояса малых научных компаний с целью коммерциализации широкого спектра изделий и технологий по критическим технологиям Российской Федерации, разработанных научно-образовательными центрами, сформированными на базе НИУ.

В рамках реализации программ развития должна быть выстроена современная система управления университетом, научного и образовательного менеджмента, предложены новые организационные решения.

Конкурс программ развития с целью присвоения вузу статуса НИУ целесообразно проводить в два этапа. На первом этапе оценивается современное состояние и динамика развития вуза за последние несколько лет по группам критериев, в частности, таким как:

1) кадровый потенциал;

2) инфраструктура образовательного процесса и научных исследований;

3) эффективность научно-инновационной деятельности;

4) эффективность образовательной деятельности;

5) эффективность системы подготовки кадров;

6) международное и национальное признание.

На втором этапе экспертизе будут подвергнуты программы развития вузов, прошедших предварительный отбор в рамках первого этапа. Главный принцип на втором этапе отбора - "деньги и статус в обмен на обязательства". Представляется целесообразным определить минимальный набор целевых показателей эффективности реализации программ развития, установленные значения которых должны быть достигнуты вузами к концу реализации программ развития и (или) их этапов, среди которых могут быть:

1) целевые показатели успешности образовательной деятельности;

2) целевые показатели результативности научно-инновационной деятельности;

3) целевые показатели развития кадрового потенциала;

4) целевые показатели роста международного и национального признания;

5) целевые показатели финансовой устойчивости.

Для устранения эффекта влияния размера вуза на абсолютные величины показателей представляется оправданным в ряде случаев приводить в программах развития как абсолютные, так и удельные характеристики - значения показателей, отнесенные к численности научно-педагогических работников вуза.

Приведенные критерии и целевые показатели явились предметом открытого обсуждения с научной общественностью. Так, проект концепции обсуждался на разных уровнях, в том числе 12 декабря 2008 г. на заседании круглого стола "Национальные исследовательские университеты: вопросы формирования развития сети".

Персональную ответственность за реализацию программы развития и достижение установленных ежегодных значений целевых показателей несет ректор вуза.

Предполагается не менее чем 20 - 25%-ное софинансирование мероприятий программ развития из внебюджетных средств. При этом условии объем ежегодной государственной поддержки оценивается в 400 млн. рублей (в 2009 году - 200 млн. рублей) в адрес одного университета и будет осуществляться в течение пяти лет.

Программа развития, представляемая на конкурс, может охватывать пятилетний период, совпадающий с периодом государственной поддержки НИУ. Вместе с тем программа развития может занимать значительно более продолжительный период, не превышающий десяти лет, но государственная поддержка НИУ оказывается только в первые пять лет ее реализации.

В 2009 году на цели создания сети национальных исследовательских университетов (до 15 университетов, включая пилотный проект) предполагается направить ассигнования в размере 3 млрд. рублей, предусмотренные федеральным бюджетом Рособразованию на внедрение инновационных образовательных программ.

В связи с тем что дополнительного финансирования на решение указанных задач из ассигнований федерального бюджета на период 2010 и последующих годов не предусматривается, Минобрнауки России как субъект бюджетного планирования предполагает перераспределить расходы подведомственных министерству федеральных агентств.

В частности, для финансирования сети национальных исследовательских университетов в 2010 году может быть произведено уменьшение расходов на реализацию федеральных целевых программ, государственным заказчиком-координатором которых является Минобрнауки России.

Так, источником средств в 2010 году могут стать федеральные целевые программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" (ориентировочно в размере 1,9 млрд. рублей), ФЦПРО (ориентировочно в размере 2,8 млрд. рублей) и "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы (ориентировочно в размере 1,3 млрд. рублей). Данные федеральные целевые программы подлежат корректировке в установленном порядке с сохранением (в основном) значений целевых индикаторов. При этом высвободившиеся средства предлагается перевести в ассигнования на содержание подведомственных учреждений с последующим финансированием победителей конкурсного отбора национальных исследовательских университетов через соответствующих главных распорядителей бюджетных средств.

Начиная с 2011 года планируется предусмотреть весь объем расходов на финансирование программ развития сети национальных исследовательских университетов (6 млрд. рублей в год) во вновь разрабатываемой Федеральной целевой программе развития образования.

Одним из важнейших условий успешной реализации программы развития является обоснованный механизм устойчивого функционирования НИУ после окончания бюджетного финансирования, поскольку повышенные требования к университету будут сохраняться и в последующий период. В этом смысле функция государства состоит в создании инфраструктурных предпосылок дальнейшего саморазвития НИУ.

В целях обеспечения общественного контроля и максимальной "прозрачности" расходования средств федерального бюджета представляется целесообразным ежегодное опубликование финансовых отчетов НИУ о направлениях и объемах расходования средств независимо от их источника на реализацию программ развития, а также кратких отчетов о достигнутых результатах. Государственная поддержка реализации программы развития НИУ может быть прекращена в случае ненадлежащего исполнения принятых вузом обязательств.

Основными ожидаемыми результатами от реализации программ развития научно-образовательных центров на базе НИУ являются:

Возросший уровень международного признания российской науки и образования;

Более значительная доля внебюджетной составляющей во внутренних расходах на исследования и разработки;

Дополнительные предпосылки для развития экономики региона размещения НИУ;

Устранение негативных трендов в основных показателях эффективности государственного сектора науки и образования;

Более высокая степень коммерциализации в сфере исследований и разработок;

Достижение адекватного кадрового обеспечения инновационной экономики России.

В настоящее время вступил в силу Указ Президента РФ от 07.10.2008 N 1448 "О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов", в соответствии с которым начато формирование Национального исследовательского ядерного университета и Национального исследовательского технологического университета на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский инженерно-физический институт (государственный университет)" и федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Государственный технологический университет "Московский институт стали и сплавов" соответственно.

Департаментом подготовлены необходимые изменения для внесения в действующее законодательство. В соответствии с Федеральным законом от 10.02.2009 N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов" предусмотрено установление новой категории университетов - "национальный исследовательский университет", которая будет присваиваться университетам на конкурсной основе.

Решением конкурсной комиссии 26.04.2010г. по итогам тайного голосования НИУ МГСУ вошел в число 15 победителей конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория “национальный исследовательский университет” 2010г.

Категория “национальный исследовательский университет” устанавливается Правительством Российской Федерации на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий, для университетов в равной степени эффективно реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выполняющих фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук.

На реализацию заявленной Программы НИУ МГСУ будет выделено дополнительное бюджетное финансирование.

Предусматривается софинансирование реализации заявленной Программы из собственных внебюджетных средств НИУ МГСУ.

Приказ Минобрнауки РФ от 11 июля 2016 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 июня 2010 года № 602 «Об утверждении программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского государственного строительного университета на 2010-2019 годы»

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2010 год)

Доклад о ходе реализации Программы развития в 2010 году

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных,образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2011 год)

Доклад о ходе реализации Программы развития в 2011 году

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2012 год)

Доклад о ходе реализации Программы развития в 2012 году

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2013 год)

Доклад о ходе реализации Программы развития в 2013 году

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2014 год)

Доклад о ходе реализации Программы развития в 2014 году

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2015 год)

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2016 год)

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2017 год)

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2018 год)

5. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ВИДЕНИЕ НИУ ВШЭ ДО 2020 г. КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НИУ ВШЭК 2020 г. НИУ ВШЭ должен стать национальным исследовательским университетом международного уровня в области социально-экономических наук, обеспечивающим кадрами, исследованиями, проектными и консультативными разработками решение задач инновационного развития и обеспечения глобальной конкурентоспособности России. Более подробно предлагаемое Программой состояние НИУ ВШЭ в 2020 г. представлено ниже.

5.1. Новое качество образования и исследований

Университет станет интерактивной средой, в которой интегрируются: образовательный процесс, научные исследования и разработки, экспертно-аналитическая деятельность, площадки профессионального и общественного обсуждения и даже непосредственно реализация проектов социально-экономических и технических инноваций.


  • Центральное место займут магистратура и аспирантура (доля студентов магистратуры в общей численности студентов к 2020 г. – не менее 40%). Набор и содержание магистерских программ будут формироваться межфакультетскими (и междисциплинарными) коллективами на проектной основе. Постоянная модернизация существующих и создание новых программ будут происходить как на основе мониторинга российского и мирового рынка труда, так и за счет импорта лучших образовательных программ мирового класса с их последующей адаптацией, а также через международную экспертизу и аккредитацию образовательных программ.

  • Принципиальной особенностью Университета будет предоставление каждому студенту (слушателю) возможности формирования индивидуального профиля компетенций путем выбора курсов и темпов обучения, в том числе из набора курсов дополнительного профессионального образования. Это будет способствовать формированию уникальных квалификаций на стыке направлений подготовки. Для этого будут сделаны максимально прозрачными границы между программами, выстроена система зачета кредитных единиц и система поддержки выбора и самоопределения студентов. Для этого также будет сформирована технология поддержки студентов в построении индивидуальных образовательных траекторий, включая поддержку поиска мест практики и работы.

  • Важнейшими формами обучения на старших курсах бакалавриата и в магистратуре (до 25% учебной нагрузки на старших курсах) станут научные семинары, исследовательские и прикладные проекты (в том числе на реальных рабочих местах), проекты и мастер-классы видных ученых и практиков. Для этого будет достроена сеть научно-учебных (НУЛ) и проектно-учебных (ПУЛ) лабораторий с участием внешних организаций, в которых работают группы исследователей и разработчиков – от студентов младших курсов до профессоров. Сеть лабораторий будет связана с крупными компаниями, государственными органами управления, научными организациями, аналитическими центрами, в том числе через бизнес-инкубаторы и инновационные парки.

  • Научно-исследовательские и проектные институты НИУ ВШЭ будут активно вовлечены в образовательный процесс. Значительную часть научной и аналитической продукции в них будут производить слушатели магистратуры и аспирантуры.

  • Выпускники бакалавриата Университета будут владеть современными аналитическими компетенциями, включающими способность комплексного анализа динамичных социально-экономических процессов, навыки организации и ведения проектной деятельности, компетенции эффективного поиска, обработки и анализа информации. Они будут владеть иностранными языками на уровне, достаточном для продолжения обучения на этом языке.

  • Изменится тип обучения в аспирантуре. Она станет важнейшей ступенью становления высококвалифицированных специалистов (прежде всего, сделавших академический выбор). Аспиранты получат возможность сконцентрироваться на исследовании, не отвлекаясь на работу не по специальности. Программы аспирантуры будут приближены к докторским (PhD) программам в ведущих университетах.

  • Система дополнительного профессионального образования будет строиться на модульной основе, предоставляя совместно с программами основного образования возможность формирования сложных образовательных траекторий для работающих специалистов (в том числе ведущих к получению диплома).

  • Научное лицо Университета в значительной степени будет определяться междисциплинарными исследованиями и разработками на стыках различных научных направлений с вовлечением студентов и аспирантов, а также ученых из других лидирующих университетов. Для участия в решении глобальных междисциплинарных задач будут созданы крупные международные центры «по комплексным проблемам» в партнерстве с международными институтами перспективных исследований. По направлениям, где Университет будет входить в число международных лидеров, будут созданы международные центры перспективных исследований для привлечения выдающихся специалистов мирового класса.

  • В НИУ ВШЭ будет осуществлена масштабная программа последовательного обновления корпуса преподавателей, обеспечения его глобальной конкурентоспособности. Основными ее компонентами будет уменьшение внутреннего преподавательского совмещения за счет расширения занятости исследованиями и экспертно-аналитической работы, деформализация конкурсных процедур, а также перенос до 30% учебной нагрузки на ассистентов и аспирантов и докторантов. В результате большинство преподавателей университета будут активными участниками международных профессиональных сообществ, преподаватели, занимающиеся исключительно преподаванием, сохранятся только на вспомогательных кафедрах.

  • В НИУ ВШЭ будет сформирован инновационный пояс университета, ресурсы которого, включая малые инновационные предприятия, технопарковые зоны, бизнес-инкубаторы, будут объединены корпоративной информационной системой – распределенный виртуальный технопарк. Это позволит создать систему генерации и эффективной коммерциализации инновационных студенческих проектов.

  • Инновации в образовательном процессе и высокая научная и проектная продуктивность будут обеспечены переходом преподавателей и научных сотрудников на эффективный контракт. Такой контракт подразумевает со стороны университета создание возможностей для получения сотрудником совокупного дохода в университете на уровне внешних конкурентных рынков труда и создание условий для получения сотрудником дополнительных компетенций, а со стороны сотрудника – активную исследовательскую работу или работу в практических проектах с группой студентов и аспирантов на правах ассистентов и учеников, участие в конкурсах на поддержку собственных научных и прикладных проектов. В результате Университет станет привлекательным для лучших специалистов и будет набирать не менее 20% преподавателей с международного рынка труда.
5.2. НИУ ВШЭ как федеральный научно-методический центр для системы высшего образования по блоку социально-экономических дисциплин

  • Университет станет центром притяжения для университетов экономико-управленческого (менеджериального) и гуманитарного профиля. Для этого будет развита система интернет-порталов по основным областям деятельности НИУ ВШЭ, через которые все желающие смогут получить бесплатный доступ к ключевым профессиональным и образовательным ресурсам, налажена система регулярного пополнения и рецензирования этих ресурсов, в том числе перевод наиболее значимых материалов на русский язык. Экзаменационные материалы и стандарты подготовки кадров, разработанные в НИУ ВШЭ будут широко использоваться в российских вузах.

  • Будет организовано сетевое взаимодействие НИУ ВШЭ с российскими вузами в сфере реализации программ повышения квалификации, созданы условия для стажировки преподавателей и целевой аспирантуры в НИУ ВШЭ.

  • Стратегические партнерства с вузами будут включать совместные образовательные программы, совместные исследовательские проекты и программы организационного развития. В каждом федеральном округе у НИУ ВШЭ будет не менее пяти университетов-партнеров

  • Университет создаст систему общедоступных (имеющих электронные версии) реферируемых журналов по всем направлениям своей деятельности, в том числе с англоязычными версиями. Издательская программа НИУ ВШЭ обеспечит возможность издания монографий и учебников, публикации статей и препринтов докладов для каждого ученого из различных вузов России, представившего материал на уровне международных стандартов.
5.3. Университет как центр и участник российских и международных сетей обмена кадрами, знаниями и технологиями

Отличительной чертой Университета будет его открытость, партнерское взаимодействие с государством, работодателями, региональными администрациями, профессиональными сообществами, структурами гражданского общества, выпускниками, школами и вузами, международными организациями. Университет станет лидером сетей обмена ресурсами, знаниями и технологиями с этими партнерами.


  • Стратегическое партнерство с работодателями (передовыми компаниями) позволит совместно модернизировать образовательные программы, строить целевую подготовку студентов, реализовывать профессиональные магистерские программы, имеющие корпоративную направленность, создавать базовые кафедры (кафедры с участием внешних организаций) и учебно-производственные площадки и лаборатории. Стратегические партнеры будут участвовать в управлении Университетом через Попечительский совет и наблюдательные комитеты по отдельным проблемным областям.

  • НИУ ВШЭ станет центром сетей взаимодействия для инновационного бизнеса (в том числе малого и среднего в регионах России) через организацию площадок коммуникации представителей бизнеса, специалистов и студентов НИУ ВШЭ, через систему консультационной поддержки и повышения квалификации кадров. НИУ ВШЭ создаст инфраструктуру и обеспечит поддержку сетей обмена знаниями и виртуальных сообществ специалистов в области социально-экономических и гуманитарных наук, математики, информатики и их приложений.

  • НИУ ВШЭ сформирует новые рабочие партнерства с ведущими мировыми университетами (Лондонская школа экономики и политических наук, Гарвардский университет, Стенфордский университет, Университет Джорджа Мейсона, Пантеон-Сорбонна, Гумбольдтский, Кельнский, Ланкастерский, Манчестерский университеты и др.), международными организациями, исследовательскими консорциумами и научными изданиями, зарубежными компаниями и транснациональными корпорациями, в рамках которых будут реализованы программы академических обменов, совместные исследования и совместные образовательные программы (включая дистанционные), совместные сетевые журналы. При этом НИУ ВШЭ сможет стать центром подготовки социально-экономической элиты и участником научно-аналитических проектов в странах СНГ. Для ведущих университетов таких стран СНГ, как Армения, Молдавия, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Университет будет выступать в качестве партнера, участвующего в повышении качества академических программ и исследований в социально-экономической области.

  • Сетевой характер деятельности Университета будет обеспечиваться развернутой программой поддержки академической мобильности. Не менее 30% преподавателей и исследователей из НИУ ВШЭ каждый год будут преподавать и проходить стажировки в университетах-партнерах. В свою очередь НИУ ВШЭ будет ежегодно принимать сопоставимое количество зарубежных и отечественных специалистов на стажировки и для преподавания продолжительностью не менее двух недель. Каждый пятый студент НИУ ВШЭ за время обучения проведет не менее одного семестра в другом университете. В свою очередь НИУ ВШЭ будет принимать не менее 500 студентов в год на обменные программы. В магистратуре и аспирантуре не менее 50% составят выпускники других российских и зарубежных университетов.

5.4. Содержательные направления деятельности НИУ ВШЭ


  • Для обеспечения подлинной фундаментальности и полидисциплинарности НИУ ВШЭ будет развивать исследования, разработки и подготовку кадров по всем направлениям социально-экономических наук, гуманитарных наук, математики и информатики. При этом будут устранены имеющиеся сегодня пробелы по фундаментальным направлениям, таким как антропология, история, география, словесность, искусствознание.

  • В Университете будет сформирована система управления знаниями, объединяющая собственные, а также международные базы данных в области социальных и экономических процессов. Она будет активно использоваться в образовательном процессе и действовать на основе единого стандарта описания данных, который позволит эффективно интегрировать и использовать результаты разрозненных исследований. Для этого будут расширены и переведены на панельную основу мониторинги экономики образования, государственного управления и гражданского общества, НИУ ВШЭ обеспечит участие России в сопоставительных исследованиях конкурентоспособности предприятий, малого и среднего бизнеса, инновационной активности в экономике, экономического поведения домохозяйств и качества профессионального образования. Будут организованы мониторинговые исследования экономики здравоохранения и экономики культуры, правовой культуры и правовой системы, корпоративной культуры, инноваций и инновационного поведения. Существенное развитие получат комплексные прогностические исследования.

  • В ряде секторов социально-экономических наук, в которых Россия сегодня существенно и опасно отстает от мирового уровня (поведенческая экономика, эконометрика и социометрика, теория контрактов, теория открытой экономики, управление общественным сектором, право и экономика, клиометрика, когнитивные науки и др.), НИУ ВШЭ создаст исследовательские группы и образовательные программы, работающие на уровне мировых стандартов, и обеспечит расширенное производство молодых специалистов в этих областях.

  • Ориентируясь на потребности развития экономики и социальной сферы России,
    НИУ ВШЭ будет разворачивать магистерскую подготовку кадров, исследования и разработки в новых междисциплинарных областях. К таким областям относятся когнитивные науки, дизайн, регионоведение, урбанистика, экология, медиа-менеджмент, управление в образовании, медицине, культуре, науке, инновационной сфере и др. Получит развитие новая группа образовательных направлений, обеспечивающих подготовку специалистов для экономики знаний, экономического анализа права, электронного государства и бизнеса, управления компетенциями и др.

  • Опираясь на реализуемый в рамках Университета полный цикл научных исследований и практического применения их результатов, НИУ ВШЭ сформирует международно-признанные научные школы в таких областях, как прикладная математика, прикладная микроэкономика, институциональный анализ, экономическая социология, исследования рынков труда и демографических процессов, социально-экономическая статистика, форсайт (прогностические) исследования, оптимизация государственного управления, сервисная информатика, геополитика, этносоциология и этнопсихология, социокультурные исследования и т.д.

5.5. Основные параметры развития Университета

5.5.1. Контингент учащихся

Таблица 3

Структура контингента учащихся, человек


Контингент

2009 г.

2011 г. оценка

2011 г. факт

2012 г. оценка

2012 г. Факт

2015 г. оценка

2020 г. оценка

Бюджетный контингент

9160

11 480

12 734

12 470

14 841

12 680

14 250

Москва

6220

7630

8776

8310

10 439

8150

9600

Филиалы

2940

3850

3958

4160

4 402

4530

4650

БАКАЛАВРЫ

6660

7450

7367

7800

9 197

7690

7060

Москва

4360

4800

4508

5000

5 937

4850

4600

Филиалы

2300

2650

2859

2800

3 260

2840

2460

МАГИСТРЫ

1750

3200

3244

3800

3 863

4990

7190

Москва

1110

2000

2690

2440

3 028

3300

5000

Филиалы

640

1200

554

1360

835

1690

2190

АСПИРАНТЫ

750

830

726

870

784

1000

1500

Москва

750

830

712

870

763

1000

1500

Филиалы

14

21

Внебюджетный контингент

4890

5210

8614

5370

8 636

6680

7350

Москва

3410

3630

5254

3740

6 218

4620

5070

Филиалы

1480

1580

3346

1630

2 418

2060

2280

БАКАЛАВРЫ

4640

4920

4461

5070

5 448

6310

6940

Москва

3160

3360

3325

3460

4 084

4300

4730

Филиалы

1480

1580

1136

1630

1 364

2030

2230

МАГИСТРЫ

250

270

715

280

704

350

390

Москва

250

270

530

280

659

320

340

Филиалы





185



45

30

50

БАКАЛАВРЫ –всего

11 300

12 370

11828

12 870

14 645

14 000

14 000

Москва

7520

8160

7833

8460

10 021

9150

9330

Филиалы

3780

4230

3995

4430

4 624

4870

4690

МАГИСТРЫ–всего

2000

3470

3959

4080

4 567

5340

7580

Москва

1360

2270

3220

2720

3 687

3620

5340

Филиалы

640

1200

739

1360

880

1720

2240

АСПИРАНТЫ – всего

750

830

734

870

882

1000

1500

Москва

750

830

720

870

861

1000

1500

Филиалы





14



21





ИТОГО

14 050

16 690

20608

17 840

20 094

20 360

23 100

Москва

9630

11 260

14030

12 050

14 569

13 770

16 170

Филиалы

4420

5430

7304

5790

5 525

6590

6930

Обучающиеся на программах МВА, EMBA, DBA, ППП (свыше 1000 ч), ПП (свыше 500 ч) и вечерних магистерских программах

1000

1520

1122

1800

2 268

3000

6400

Москва

700

1000

790

1120

1 731

1740

3400

Филиалы

300

520

332

680

537

1260

3000

Обучающиеся на программах дополнительного образования: ПК (от 72 до 500 ч)

20 437

22 664

17838

24 534

31 067

28 435

38 700

Москва

12 500

13 500

11715

15 000

11 672

17 500

20 000

Филиалы

7937

9164

6123

9534

19 395

10 935

18 700

Приведенная к одному студенту очного обучения численность слушателей на программах МВА, EMBA, DBA, ППП (свыше 1000 ч), ПП (свыше 500 ч) и вечерних магистерских программах

500

760

нд

900

нд

1500

3200

Москва

350

500

нд

560

нд

870

1700

Филиалы

150

260

нд

340

нд

630

1500

Приведенная к одному студенту очного обучения численность слушателей на программах дополнительного образования: ПК (от 72 до 500 ч)

4087,4

4532,8

нд

4906,8

нд

5687

7740

Москва

2500

2700

нд

3000

нд

3500

4000

Филиалы

1587,4

1832,8

нд

1906,8

нд

2187

3740

СЛУШАТЕЛИ ДПО (приведенная к студенту очного обучения численность) - всего

4590

5290

3505

5810

6 415

7190

10 940

Москва

2850

3200

2302

3560

3 238

4370

5700

Филиалы

1740

2090

1203

2250

3 177

2820

5240

ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ КОНТИНГЕНТА

18 640

21 980

24853

23 650

26 509

27 550

34 040

Москва

12 480

14 460

16332

15 610

17 807

18 090

21 270

Филиалы

6160

7520

8507

8040

8 702

9460

12 770


Просмотров