Флоренс найтингейл и ее наследие. Не думайте, что за больными может ухаживать всякий: это дело трудное, требующее и навыка, и уменья, и знаний, и любви к делу, и особого склада характера. Поэтому, если вы сами не обладаете этими качествами, то лучше поруч

Первое определение «сестринского дела» дала легендарная Флоренс Найтингейл в «Записках об уходе», изданных в 1859 г.

В 1865 г. этот термин был принят Международным комитетом Красного Креста. Во второй половине XIX века Флоренс Найтингейл создала первые медицинские школы, которые послужили моделью для развития сестринского образования в других странах мира.

Флоренс Найтингейл установлены памятники в Англии и Франции, её именем на родине был назван корабль, а королева Виктория подарила ей бриллиантовую брошь с надписью: «Блаженны милостивы».

Флоренс Найтингейл (1820-1910гг) является автором многих книг и статей о значении, роли, деятельности, подготовке сестер. Сестры милосердия, заканчивая школу, произносили составленную Флоренс Найтингейл торжественную клятву, в которой были такие слова: «Всеми силами я буду стремиться помочь врачу в его работе и посвящу себя обеспечением здоровья тех, кто обратился ко мне за помощью». Самоотверженная женщина стала примером служения людям и праобразом международного милосердия. Флоренс Найтингейл считают основоположницей института сестёр милосердия в Западной Европе.

5. Организация Общество Красного Креста, его роль в создании школ сестёр милосердия

После Октябрьской революции 1917 года практически все центры подготовки сестёр милосердия подчинялись Главному управлению Российского Общества Красного Креста.

7 августа 1918 года совнарком РСФСР издал декрет, которым Советскому Красному Кресту были присвоены юридические права общественной организации.

РОКК создано в целях облегчения человеческих страданий, решения социальных проблем, оказания помощи жертвам вооруженных конфликтов и лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, сотрудничества в выполнении задач, вытекающих из Конвенций и Протоколов, пропаганды международного гуманитарного права и основополагающих принципов Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, а также просвещения населения в области здравоохранения.

РОКК выполняет следующие задачи:

1. Оказывает государственным органам РФ помощь в гуманитарной деятельности

2. Оказывает содействие государственным органам РФ в выполнении международных обязательств, вытекающих из Конвенций и Протоколов

3. Участвует в проведении на территории РФ по охране здоровья населения, в том числе направленных на облегчение страданий человека и осуществление ухода за различными категориями населения, а также обеспечивает выполнение своих программ в области образования, здравоохранения и социальной защиты

4. Организует на территории РФ оказание помощи жертвам вооруженных конфликтов, а также лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций

В большинстве зарубежных стран история сестринского дела насчитывает уже несколько веков, пройдя определенный эволюционный путь развития и претерпев существенные изменения.

«Nursing» происходит от глагола «to nurse» (лат. nutrix - вскармливать), переводимого как «присматривать (за кем-то, чем-то), заботиться, поощрять, ухаживать, воодушевлять, кормить, защищать, воспитывать и обеспечивать лечебный уход в случае нездоровья». Следует также отметить, что существительное «nurse» в английском языке не имеет рода (как, например, врач), хотя на русский язык оно переводится, как слово женского рода «медицинская сестра».

Начало развития профессиональных взглядов на понятие и теорию сестринского дела связано с именем выдающейся англичанки Флоренс Найтингейл (Florence Nightingale) (1820–1910). Первое определение сестринского дела она сформулировала в своей знаменитой книге «Записки об уходе: каков он есть и каким не должен быть» (1860). В "Записках" она пишет о вещах, которые теперь кажутся элементарными и в чем-то даже устаревшими, но в XIX веке ее заявления произвели настоящий фурор, так как простейшие сведения о гигиене и психологии больного для многих оказались откровением. Позднее изложенные Найтингейл принципы станут общим местом в системе ухода за больными, например, аналогичная и столь же знаменитая книга хирурга Т. Бильрота во многом основывается на том, что говорила Флоренс. Обязанности сестры, по мнению Ф. Найтингейл не сводились лишь к применению лекарств и проведению лечебных процедур. Важнейшей задачей она считала создание для пациента таких условий, при которых сама природа оказывала бы свое целительное действие и обеспечивала восстановительные процессы в организме.

Вклад Ф.Найтингейл в историю сестринского дела неоценим. Её взгляды и убеждения получили широкое признание и распространение во многих странах мира. Современные исследователи рассматривают ее работы в качестве первой теоретической концептуальной модели сестринского дела.

В том же 1860г Ф. Найтингейл организовала собственную школу для обучения сестер по уходу в лондонской больнице святого Фомы со строгим отбором по дисциплине, чистоплотости и нравственному поведению. Вскоре по ее модели стали открываться сестринские школы в США и инициатива в развитии сестринского дела постепенно сместилась из Европы в Америку.

В США в 1886 г. было создано первое Общество медицинских сестер. Фактически оно стало первой в мире профессиональной сестринской организацией а в 1899г. при активном участии медицинских сестер из США, Канады, Великобритании и Германии был создан Международный совет сестер, определяющий философию и политику в области сестринского дела в мире.

Первый профессиональный сестринский журнал тоже был издан в Америке (1900). «American Journal of Nursing» стал печатным органом Общества медицинских сестер, его первым главным редактором была медицинская сестра С. Палмер (S. Palmer). Стоит отметить, что и сегодня этот журнал является одним из наиболее популярных сестринских журналов в мире.

История сестринского дела в России Понятие «сестринское дело» в России официально было введено в 1988 г., когда в номенклатуре образовательных специальностей в сфере здравоохранения место «медсестринской» заняла специальность «сестринское дело», а в содержании базовой подготовки медицинских сестер возникла новая учебная дисциплина - основы сестринского дела.

Первая в России община сестер милосердия была открыта в 1844г. в Санкт-Петербурге. Впоследствии было открыто несколько общин, в которых сестер готовили к уходу за больными и ранеными.

В 1867г. было создано Общество попечения о раненых и больных воинах, которое в 1879 году переименовано в Российское общество Красного Креста). Под руководством Российского Красного Креста стали создаваться первые санитарные дружины, организовывались курсы для обучения и вскоре на смену понятия "сестра милосердия"пришло другое -"медицинская сестра".

С 1991г в нашей стране наряду с медицинскими училищами стали открываться медицинские колледжи и первые факультеты высшего медицинского образования. Важным событием в истории сестринского дела явилось создание в 1992 г. Ассоциации медицинских сестер России. Она была организована по инициативе медицинских сестер как неправительственная профессиональная организация.

Раз в два года 12 мая (день рождения Флоренс Найтингейл) вручается медаль сестрам милосердия за спасение ими раненых и пострадавших, уход за больными в военное и мирное время, а также в знак признания их исключительных моральных и профессиональных качеств

Биография Флоренс Найтингейл

Флоренс Найтингейл (Florence Nightingale) родилась 12 мая 1820 года в семье богатых аристократов - англичан на вилле во Флоренции (в Италии) и была названа в честь города своего рождения. Она получила великолепное образование для женщины ее времени: прекрасно знала литературу, владела пятью иностранными языками, изучала математику, историю, философию, занималась живописью и музыкой.

Биографы Флоренс Найтингейл утверждают, что в юности она пережила некое состояние, определенное ею впоследствии как «Божий призыв» и о котором она помнила до конца своей жизни. Однажды, во время прогулки в саду, она, как в забытьи, услышала шедший откуда-то голос: «Ты должна сделать нечто очень важное. Этого не сможет сделать никто, кроме тебя». Как человек, верующий в Бога, Флоренс придавала этому случаю важное значение.

Будучи обладательницей прекрасных манер, присущих дочери аристократов и безупречной репутацией, а также значительного приданого, Флоренс Найтингейл могла рассчитывать на блестящую партию. В 1847г ее руки попросил поэт и подающий надежды политик Ричард Монктон Милнс, но Флоренс отвергла его предложение. Вскоре она познакомилась с Сидни Гербертом - аристократом, политиком и просто умным человеком. Герберт и Найтингейл сразу же понравились друг другу и на всю жизнь стали близкими друзьями. Но дальше дружбы дело пойти не могло, поскольку Герберт уже был женат.

Однажды Флоренс посетила один из приютов для заболевших бедняков на окраине Лондона, так называемый «работный дом» и увиденное впечатлило ее на всю оставшуюся жизнь. Кучи смердящих тел на тюфяках из грязной соломы, заразные и незаразные - все вместе. Пьяные сиделки, без пользы просиживающие время у кровати больного. Врачи, использующие пациентов в качестве подопытных животных для медицинской практики. Не было ничего страшнее для больного бедняка, чем попасть сюда, потому что из такой "больницы" пациенты отправлялись только в одно место - на кладбище.

Потрясенная до глубины души Флоренс вскоре объявила родителям, что собирается пойти сиделкой в больницу для неимущих. У матери Флоренс случился сердечный приступ, отец не разговаривал со строптивой дочерью два дня, но Флоренс настояла на своем и проработала четыре недели в больнице. Чопорное аристократическое общество Лондона отшатнулось от нее. Ее перестали приглашать в гости и больше к ней никто не сватался. Но Флоренс уже не трогали светские условности. Похоже, теперь она нашла свой жизненный путь и ничто не могло помешать ей идти по нему.

Последующие годы Флоренс посвятила разработке своего метода ухода за больными. Метод этот был гениально прост: соблюдение строжайшей чистоты в палатах, регулярное проветривание помещений, режим питания, полный карантин для заразных и внимательное отношение ко всем жалобам больных. Она изучала медицинские книги и атласы и посещала приюты для бездомных и больных.

В 1951г она отправилась в Германию, в монастырь протестантских монахинь в Кайзерсверте, работала в их госпиталях, но ее рекомендации по уходу за больными монахини приняли в штыки, не позволили ей ничего изменить и вскоре, разочарованная, Флоренс уехала во Францию, в Париж, где поселилась в общине католических сестер имени Винсента де Поля. Там ей позволили претворить в жизнь ее идеи ухода и, благодаря ее реформам, за полтора месяца смертность больных в тамошнем госпитале уменьшилась в два раза.

Об ее успехе узнали в Лондоне и предложили отважной леди почетный пост главной смотрительницы столичного Лечебного заведения для обедневших дворянок, под личным патронажем Ее Величества британской королевы Виктории.

И вот в 1953 Найтингейл вернулась на родину. А в 1854 началась Крымская война и Англия приняла в ней участие. Английские военные госпитали в Турции находились в удручающем состоянии. Раненые солдаты гибли сотнями в день, лишенные элементарного ухода. Военный министр прислал Найтингейл письмо с просьбой помочь больными раненым и в ноябре 1854 она и еще 38 сестер - добровольцев отправились на поле брани. Там она последовательно проводила в жизнь принципы санитарии и ухода за ранеными. В результате менее чем за шесть месяцев смертность в лазаретах снизилась с 42 до 2,2 %.

В 1856 году Флоренс на свои деньги поставила на высокой горе в Крыму над Балаклавой большой крест из белого мрамора в память о солдатах, врачах и медсёстрах, погибших в Крымской войне.

Крымская война сделала Флоренс национальной героиней. Вернувшиеся с фронта солдаты рассказывали о ней легенды, называя её «леди со светильником», потому что по ночам она с лампой в руках, словно добрый светлый ангел, сама обходила палаты с больными.

Вернувшись в Англию в конце 1855 г. Ф. Найтингейл организовала сбор пожертвований с целью создания школы для подготовки сестер милосердия, которая и была открыта в госпитале Сент-Томас в Лондоне 26 июня I860 г.

Кроме того, по поручению английского правительства Найтингейл занялась реорганизацией армейской медицинской службы. Она добилась того, чтобы больницы были оснащены системами вентиляции и канализации, а больничный персонал проходил необходимую подготовку; в больницах велась строгая статистическая обработка всей информации.

В 1856 году, вскоре после окончания войны, у Флоренс случился тяжелейший инсульт, навсегда приковавший ее к инвалидному креслу.

В 1858 году мисс Найтингейл написала книгу «Заметки о факторах, влияющих на здоровье, эффективность и управление госпиталями британской армии» (Notes on Matters Affecting the Health, Efficiency and Hospital Administration of the British Army, 1858).

В 1860 году вышла в свет вторая ее книга, ставшая настольной для многих врачей -«Записки о госпитальном уходе: каков он есть и каким не должен быть» (Notes on Nursing: What It Is and What It Is Not, 1860). Именно в ней Флоренс высказала основной принцип своей работы: «Болезнь – дело серьезное, и потому легкомысленное отношение к ней – непростительно. Нужно любить дело ухаживания за больными, иначе лучше избрать другой род деятельности». Нельзя не признать, что слова эти актуальны и в наше время.

В начале 60-х годов Флоренс Найтингейл в составе экспертной комиссии по санитарным реформам в тамошних госпиталях отправилась в поездку по Индии, где также разработала особую гигиеническую методику. Результатом этой поездки стала еще одна увлекательная книга «Как люди могут выжить в Индии».

В 1872 году Флоренс стала Главным экспертом комиссии по санитарному состоянию английских военных лазаретов и госпиталей. Это было неслыханно для женщины ее эпохи – такой пост, особенно, учитывая состояние ее здоровья.

В 1883 Найтингейл была награждена Королевским Красным крестом, а в 1907 году она стала первой женщиной Британии, получившей из рук британского короля Георга Пятого орден «За заслуги перед Отечеством».

К концу своей длинной, почти вековой жизни Флоренс осталась без близких: она попросту пережила всех своих родных. Последние 14 лет она не вставала с постели, а к 80 годам полностью потеряла зрение, однако продолжала работать с помощью секретаря и прекратила деятельность только в 86-летнем возрасте. Умерла Найтингейл в Лондоне 13 августа 1910 в возрасте 90 лет и была похоронена на скромном сельском кладбище рядом с семьей, заранее отказавшись от того, чтобы ее похоронам был придан статус национального траура. Все свои личные письма и дневники она уничтожила незадолго до своей смерти, так и не позволив никому вторгнуться в ее сокровенные мысли и душу.

В 1912 году Лига Международного Красного Креста и Красного полумесяца (с ноября 1991 называется Международной Федерацией Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца) учредила медаль имени Флоренс Найтингейл - самую почётную и высшую награду для сестёр милосердия во всём мире. Теперь каждые два года 12 мая присуждается 50 медалей "лучшим из лучших". Медаль изготовлена из позолоченного серебра, на лицевой стороне надпись на латинском языке «В память Флоренс Найтингейл. 1820-1910». В центре изображение женщины со светильником, как символ добра, света, милосердия и надежды. На оборотной стороне медали надпись на латинском языке: «За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества».

Резюме: Процесс становления сестринского дела шел неравномерно. Военные действия способствовали интенсивному развитию сестринского дела. На современном этапе сестринское дело продолжает развиваться, чтобы соответствовать требованиям, которые предъявляют новые технологии и пациенты.

2. Литература (основная, дополнительная)

1. КулешоваЛ.И., Пустоветова Е.В., Основы сестринского дела, Феникс, Р.-на-Д., 2015, с.7 - 66.

2. Обуховец, Т. П. Основы сестринского дела. Практикум; под ред. Б.В. Кабарухина.-16-е изд., доп. и перераб.-Ростов н/Д: Феникс, 2015 – с.14 - 20

Интернет- ресурсы

1. https://ru.wikipedia.org/ - энциклопедические данные;

2. www.consultant.ru/ - нормативные документы;

3. www.med-pravo.ru/ – нормативные документы.

4. ftp://ftp.medgum.ru/ - основы сестринского дела под ред. С.И. Двойникова

Глоссарий

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, англ. World Health Organization, WHO) - специальное учреждение Организации Объединённых Наций, состоящее из 193 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения и охране здоровья населения мира, основана в 1948 г. штаб-квартира – Женева (Швейцария).

Международный комитет Красного Креста (МККК, англ. International Committee of the Red Cross; ICRC, фр. Comité international de la Croix-Rouge) - гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире, исходя из принципа нейтральности и беспристрастности. Она предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках, является составной частью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. В 1864 году состоялась первая международная Конференция Международного комитета Красного Креста

Вопросы для активизации познавательной деятельности студентов при изучении нового материала

1. Какие задачи ставит современное здравоохранение перед медицинской сестрой?

2. Расскажите, что Вы знаете о специализации и профилях работы медицинских сестер?

3. Что должен знать квалифицированный специалист о средним медицинским образованием?

Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний

1. Какое событие в истории России послужило толчком к развитию медицинской помощи?

2. Где и когда была построена первая больница в России?

4. В каком году термин «сестринское дело» был принят МККК?

5. Задачи, которые стоят перед РОКК?


Похожая информация.


Современные исследователи по праву считают Ф. Найтингейл первым теоретиком сестринского дела и рассматривают ее работы в качестве первой концептуальной модели сестринского дела.

Ф. Найтингейл родилась 12 мая 1820 г. в аристократической английской семье. Ее назвали в честь города Флоренции, где девочка появилась на свет во время вояжа родителей по Италии. К 16 годам любимым занятием Ф. Найтингейл было чтение книг в семейной библиотеке и философские беседы о прочитанном с отцом.

Идея службы в госпитале пришла совсем неожиданно, как озарение. Она понимала, что ее благородным замыслам категорически воспротивится семья, так как перспектива стать больничной сестрой для представительницы светского общества означала в те времена по меньшей мере безумство. В госпиталях работали лишь опустившиеся женщины сомнительного поведения, которых не брали ни на какую другую работу. В госпитале больным становилось хуже, а не лучше. Туда попадали лишь бездомные и нищие одинокие люди. Лечение состоятельных пациентов и уход за ними проводились на дому, где обязанности распределялись между членами семьи и прислугой.

Категорический отказ родителей привел девушку в отчаяние, но не изменил ее взглядов и убеждений. Она стала читать еще больше медицинской литературы, вместе с другими женщинами посещала близлежащие деревни, помогая выхаживать больных. Болезнь бабушки и смерть старой няни, от которых девушка практически не отходила, обеспечивая максимум заботы и комфорта, окончательно укрепили ее веру в свои возможности.

В феврале 1853 г. Найтингейл уехала в Париж, чтобы ознакомиться с монашескими больницами и пройти подготовку у сестер-мона- хинь. Она стала почти экспертом по вопросам ухода, и после возвращения домой ей предложили должность суперинтенданта в учреждении по уходу за больными женщинами из высшего лондонского общества. Назначение на эту должность привело ее семейство в ярость, она была вынуждена покинуть семью и переехать в Лондон, где с огромным энтузиазмом приступила к своим обязанностям. Она продумывала систему подачи горячей воды на каждый этаж, раздачу горячей пищи больным, установку специальных звонков у постели больных таким образом, чтобы медицинская сестра знала, кто именно ее вызывает. Пациенты буквально боготворили Найтингейл.

В марте 1854 г. Англия и Франция объявили войну России. Началась кровопролитнейшая война, получившая название Крымской. Мисс Ф. Найтингейл согласилась отправиться с отрядом медицинских сестер в Турцию, в госпиталь Скутари для оказания помощи раненым и больным солдатам. Ее назначение суперинтендантом женского сестринского подразделения английского общего госпиталя в Турции воспринималось всеми как сенсация, на нее возлагались официальные функции администратора, а не просто «ангела милосердия».

Появление в госпитале женщин было воспринято врачами с большой неприязнью, первое время медицинским сестрам даже запрещалось входить в палаты. В расчете на то, что они не выдержат и уедут, врачи поручали им самую грязную работу и самых безнадежных больных. Вероятно, не будь такого вдохновителя и организатора, как Найтингейл, многие на самом деле не вынесли бы выпавшей на их долю работы.

Мисс Ф. Найтингейл и ее медицинские сестры принялись за титанический труд: чистили бараки, организовывали горячее питание, обмывали и перевязывали раненых, ухаживали за больными. На собственные 30 тыс. фунтов, привезенных из Англии, она приобрела необходимое оборудование, а концу года обеспечила госпиталь продуктами питания. Благодаря уникальным организаторским способностям ей удалось быстро навести в госпитале должный порядок.

Ежедневно мисс Ф. Найтингейл по многу часов проводила в палатах, и едва ли можно было найти раненого, которого она обошла бы своим вниманием и заботой. Каждую ночь она сама делала обходы, проверяя качество ухода за самыми тяжелыми ранеными и больными. Так родился образ женщины с лампадой в руке - символ милосердия и сестринского дела.

Благодаря внедрению комплекса санитарных мероприятий в госпиталях она добилась снижения смертности солдат с 49 до 2% (1854- 1855). В своей книге «Записки о госпиталях» мисс Ф. Найтингейл показала связь санитарной науки с организацией госпитального дела. Уже позже, в 1859 г. она написала «Синюю книгу» военной санитарии, в которой провела глубокий анализ медицинских потерь в годы Крымской войны и показала возможные пути их предупреждения.

В начале мая 1855 г. во время поездки в Балаклаву мисс Ф. Найтингейл заболела крымской лихорадкой. Ее состояние угрожало жизни, но все уговоры вернуться в Англию она решительно пресекала. О здоровье женщины-легенды беспокоилась вся страна, включая королеву Викторию. В Британии был создан Фонд мисс F. Nightingale , в ее честь слагались стихи и песни, в огромных количествах распродавались биографии и вазы с изображением героини.

С окончанием войны в 1856 г. закончилась официальная миссия Ф. Найтингейл. Правительство предлагало ей организовать пышную церемонию возвращения в Лондон, но она категорически отказалась и вернулась домой инкогнито.

С 1857 г. мисс Ф. Найтингейл жила преимущественно в Лондоне, в ее адрес следовал бесконечный поток корреспонденции со всех стран мира. Изо дня в день она вела прием посетителей из разных слоев общества. Образ женщины-легенды явно тяготил мисс Найтингейл, она вновь заболела, и на этот раз болезнь навсегда приковала ее к постели.

В 1859 г. после грандиозного успеха от издания книги «Записки о госпиталях» к Найтингейл вновь обратились с просьбой о помощи в реконструкции старых госпитальных зданий. Она решила вложить

средства Фонда в организацию при госпитале первой современной светской сестринской школы нового типа.

Созданная Найтингейл система подготовки медицинских сестер послужила основой современного преподавания сестринского дела во всем мире. Все программы обучения для школы были разработаны ею лично на основании тщательного изучения и анализа функций и обязанностей медицинских сестер в больнице. Система подготовки медицинских сестер включала 1 год теоретического обучения и 2-3 года практики (испытаний) в больнице с целью закрепления полученных знаний. Учащиеся, показавшие к концу первого года учебы организаторские способности и качества, назначались старшими медицинскими сестрами палат. Им вменялось в обязанности обучение и наблюдение за другим персоналом. Успешное выполнение на практике всех функций гарантировало получение медицинскими сестрами рекомендаций для последующего назначения на руководящие должности в больницы и сестринские школы. Обязательное изучение специальной литературы и периодические в течение всего испытательного срока (2-3 лет) экзамены способствовали профессиональному развитию медицинских сестер. Школа, созданная Ф. Найтингейл, фактически стала моделью подготовки управленческого и педагогического звена сестринского персонала. Она настаивала на том, чтобы в сестринских школах преподавали профессиональные медицинские сестры, а управление ими в госпиталях взяли на себя специально обученные дипломированные медицинские сестры.

В 1907 г. король Эдвард VII удостоил ее высочайшей награды Великобритании - Ордена за заслуги. Это событие было поистине историческим, так как впервые этой высочайшей чести была удостоена женщина.

13 августа 1910 г. Ф. Найтингейл умерла. Все газеты писали об этой тяжелой утрате, отмечая, что жизнь немногих людей можно признать столь же достойной, полезной и вдохновенной.

В течение своей долгой жизни Найтингейл написала множество статей и книг на самые разнообразные темы. Однако наиболее значительной из этого наследия, не потерявшей своей актуальности и сегодня, остается небольшая книга «Записки об уходе» («Notes on Nursing»), изданная в январе 1860 г. и выдержавшая с тех пор сотни изданий на десятках языков мира. Книга представляет собой небольшое популярное руководство, которое, по словам автора, не претендует на роль учебника. В пояснении к «Запискам об уходе» Ф. Найтингейл отмечала, что ее цель - дать лишь советы и указания с тем, чтобы любая женщина смогла научиться как можно лучше ухаживать за людьми и взрослыми и когда они здоровы, и во время их болезни. В книге впервые подробно анализируется влияние санитарно-гигиенических факторов на состояние здоровья - проблема, вызвавшая в обществе неподдельный интерес.

В книге нашли отражение глубокие теоретические знания и практический опыт Найтингейл, при этом форма изложения отличается удивительной простотой и ясностью. Автор не дает ни малейшей возможности для двусмысленного толкования своих взглядов, выражая их с полной определенностью, тщательно аргументируя и приводя множество убедительных примеров.

В своей работе главное внимание она уделяет вопросу о том, что такое уход за больными, точнее, что такое хороший уход. При этом высказывает свой взгляд на человека и его болезни и в связи с этим рассматривает понятие «уход за больным».

Найтингейл отмечает, что в заботе нуждается каждый человек, и приемы ухода за больным и здоровым в принципе схожи, хотя, безусловно, уход за больным требует особых навыков. Она подчеркивает ответственность человека за то, чтобы считаться с собственной природой, внимательно прислушиваться к ней. По ее мнению, от самого человека в значительной степени зависит, в какие условия он ставит себя. Автор отнюдь не стремиться взваливать вину за болезнь на отдельного пациента или того, кто осуществляет уход за ним. Она предлагает вдуматься в то, каким именно образом можно изменить те условия, в которых мы живем и на которые способны влиять в лучшую сторону часто весьма простыми средствами, стоит только понять, какого рода дисгармонию выражает та или иная болезнь.

Ф. Найтингейл дает огромное количество конкретных советов, позволяющих тем или иным образом способствовать восстановительным процессам в организме больного. Она описывает, например то, как нужно проветривать палату или спальню с тем, чтобы гарантировать постоянное поступление свежего воздуха и в то же время не простудить больного; как сделать так, чтобы потребности пациента удовлетворялись наилучшим образом, в нужное время, с учетом его индивидуальных особенностей. Предпосылкой для осуществления этих положений становится способность ухаживающего за больным к внимательному отношению и целенаправленной наблюдательности. Большое внимание мисс Ф. Найтингейл уделяет способности замечать, глубоко и вдумчиво истолковывать симптомы. Без этого хороший уход за больным невозможен.

Она возлагает большую ответственность на человека, осуществляющего уход; он должен в результате собственных наблюдений понять, в чем именно нуждается больной, чтобы без дополнительных просьб пациента выполнять необходимые мероприятия с нужной частотой и в нужное время. Автор подчеркивает необходимость планомерности этих ежедневных рутинных действий по уходу в соответствии с индивидуальными потребностями пациента. Кроме того, Ф. Найтингейл подчеркивает насущную необходимость для медицинской сестры и любого ухаживающего за больным критически и вдумчиво относиться к собственному опыту, всегда быть готовым углублять свое понимание «законов здоровья» и совершенствовать свои практические умения. «Записки об уходе» остаются уникальным произведением, пережившим свое время.

Биография

Мировое признание

В 1883 Найтингейл была награждена Королевским Красным крестом, а в 1907 - орденом «За заслуги».

См. также

Примечания

См. также в других словарях:

    - (князь Италийский, граф Рымникский) — генералиссимус Российских войск, фельдмаршал австрийской армии, великий маршал войск пьемонтских, граф Священной Римской империи, наследственный принц Сардинского королевского дома, гранд короны и кузен …

    - — великий князь, цесаревич, род. 27 апреля 1779 г., в Царском Селе, ум. в Витебске в 7¼ час. вечера 15 июня 1831 г.; погребен 17 августа того же года в Петропавловском соборе в Петербурге. Второй сын императора Павла Петровича и… … Большая биографическая энциклопедия

    Удельные князья, свое имя получили от главных центров в их княжестве Суздаля и Нижнего Новгорода. Относительно времени основании Суздаля (ныне уездного города Владимирской губернии) летописи не дают никаких указаний; во всяком случае, он одно из… … Большая биографическая энциклопедия

    Попечитель Петербургского учебного округа; род. 19 го декабря 1778 г. и был сыном сенатора Павла Степановича Рунича и внуком выходца из Угорской Руси (Венгрии), поселившегося в России в царствование Елисаветы Петровны; известен как один из… … Большая биографическая энциклопедия

6843 09.12.2001

Не думайте, что за больными может ухаживать всякий: это дело трудное, требующее и навыка, и уменья, и знаний, и любви к делу, и особого склада характера. Поэтому, если вы сами не обладаете этими качествами, то лучше поручите это дело другим; старайтесь только, чтобы выбор ваш пал на особу, знающую по крайней мере то, что вы прочли в этой книге

Глава 13. О правильном наблюдении за больными
При уходе за больными главное - уметь наблюдать за ними. Это - особое умение: надо знать, что наблюдать и как наблюдать; надо уметь судить о том, лучше ли больному или хуже; отличать существенные проявления от несущественных; знать наперед, какие по- следствия могут произойти при том или другом упущении со стороны ухаживающих за больным. Среди последних, не исключая сестер милосердия и профессиональных сиделок, очень мало таких, которые отличались бы наблюдательностью в этом смысле; в большинстве случаев они даже хорошенько не могут ответить на вопрос, лучше боль- ному или хуже, а зачастую сделанные ими наблюдения прямо ошибочны, неверны, неточны.
Ниже мы приведем несколько сообщений, сделанных сиделками врачу о состоянии больных, - сообщений, отличавшихся совершен- ною неправильностью; хотя они были сделаны у самой постели больных и последние могли опровергнуть их, они этого не сделали по апатичности или равнодушию.
Так, на вопрос, сколько раз больного слабило, отвечают: 1 раз. На самом же деле это часто означает лишь, что ночной сосуд был опорожнен 1 раз в сутки, а больного в действительности прослабило за ночь 7 - 8 раз. - Не находите ли вы, - спрашивает врач у сиделки, - что слабость больного увеличилась по сравнению с тем, что было несколько недель назад?
- Нет, господин доктор, - отвечает сиделка, - тогда он мог только привставать на кровати, а теперь уже прохаживается по комнате.
При этом, однако, сиделкою упущено из виду, что несколько недель назад больной, «привставая на кровати», мог заниматься каким-нибудь делом, теперь же он сидит неподвижно и, хотя действительно может пройтись по комнате, но не может даже просидеть спокойно не- сколько секунд.
Выздоравливающий после продолжительной лихорадки больной, у которого аппетит явно улучшается, но которому все еще трудно сто- ять или ходить, описывается врачу как находящийся «все в том же положении».
Вообще дать точные сведения о состоянии больного гораздо труднее, чем обыкновенно думают; для этого недостаточно одного доброго желания. Перемены в состоянии больных совершаются постепенно и нечувствительно; поэтому ухаживающее за больным лицо, видя его постоянно перед собой. не замечает этих перемен по недостатку наблюдательности и, будучи спрошено врачом, или дает неверные сведения, или отвечает: «Не знаю». Встречаются среди ухаживающих и отличающиеся невниманием к больным и рассеянностью; спрошенные врачом о состоянии больного, они просто говорят, что только в голову взбредет, притом обставляют эту ложь такими подробностями, что она приобретает характер полной достоверности.
Нам известен следующий случай. Больная дама, заметив, что ее сиделка рассказывает врачу о ее состоянии совершенные небылицы, сделала ей выговор.
- Я знаю, что вру, - сказала сиделка, - но когда я говорю, я этого не замечаю.
Быть может, это вовсе не исключительный случай. Много ли на свете людей вообще, которые всегда говорят только одну правду - то, что они достоверно знают и помнят?
Иногда неточность и неверность сведений, сообщаемых врачу окружающими больных и ухаживающими за ними, обусловливается недостатком памяти, забывчивостью, а подчас - неудовлетворительным способом задавать вопросы. Особенно неудачны вопросы слишком общие: на них иногда самая добросовестная и наблюдательная сиделка не всегда может ответить, а тем менее - сам больной. Таков, например, вопрос врача: «Хорошо ли больной провел ночь?» Один больной под «хорошо проведенною ночью» разумеет такую, когда он проспал 10 часов непробудным сном, и, если это так, он ответит: «Прекрасно». Другой же доволен уже тем, что в течение ночи ему удалось раза 2 забыться дремотой, и при таких обстоятельствах он тоже даст ответ: «Прекрасно». Следовательно, в двух совершенно противоположных случаях врач получит один и тот же ответ. Ввиду этого гораздо правильнее выразиться совершенно определенно: «Сколько часов спал больной и в какие часы?» Это имеет громадное значение для всего хода лечения. Если, например, больной спит несколько часов до полуночи, а затем уже не может сомкнуть глаз, то необходимо в большинстве случаев прибегнуть не к снотворным, но, наоборот, к возбуждающим средствам, или к вечер- ней закуске, или просто к лучшему укутыванию. Если, наоборот, больной всю ночь проводит тревожно и засыпает лишь под утро, ему нужно дать успокоительное, пища должна быть очень легкой, а температура комнаты - невысокой. Таким образом, врачу необходимо иметь точные сведения о том, в какие часы больной заснул и проснулся, сколько часов провел без сна и т.д. Это имеет весьма важное значение при лечении. Очень немногие могут ограничиться 5 - 6 вопросами, чтобы узнать все, что им нужно о состоянии больного. Один известный госпитальный врач всегда вместо того, чтобы выслушивать бесконечные рассказы больных и сиделок, говорил больным: «Покажите рукою, где у вас болит». Совершенно бесполезно вдаваться в слишком большие по- дробности при расспросах о состоянии больного, потому что при этом редко можно добиться точных сведений.
Еще один вопрос всегда задается в слишком общей форме и потому ответ на него никогда не отличается точностью. Это - вопрос: «Каков аппетит?» Если болезнь легкая, то вопрос праздный; если же она серьезна, то при одном и том же состоянии, как и при вопросе о сне, врач рискует услышать самые противоречивые ответы, и наоборот - при совершенно различных состояниях последует один и тот же ответ. Поэтому вместо вопроса: «Каков аппетит?» гораздо правильнее задать вопрос «Каково пищеварение?» Иногда больной обладает волчьим аппетитом, ест 5 - 6 раз в день, но из этого не следует, что он хорошо питается, что это прибавляет ему силы и здоровья. Масса питательных веществ может проходить через его кишечный канал совершенно непереваренною и только усилить позывы на низ. Человек питается хорошо, когда то, что он съедает, переходит в кровь, а не извергается наружу. Больной может съедать в день тройную порцию и в то же время похудеть, потому что все, что он съедает, без всякой пользы для тела извергается наружу, если его пищеварительные органы (желудок и кишки) не в порядке.
С другой стороны, встречаются больные, у которых вовсе не аппетит плох, но предлагаемые кушанья им не по вкусу. Многое также за- висит от способа приготовления кушаний, от их вкуса и степени удобоваримости. Приготовление еды должно преследовать две цели: 1) сделать ее приятной для вкуса и 2) сделать ее удобоваримой, чтобы, насколько можно, облегчить работу желудка и кишок.
Поэтому, если говорят: «У больного нет аппетита», этим еще далеко не все сказано; нужно тщательнее исследовать причины, почему собственно это так. Причин может обнаружиться 4: 1) неправильное приготовление пищи; 2) неправильный выбор пищи; 3) несвоевременный прием пищи и 4) действительное отсутствие аппетита, обусловленное болезнью. Точным определением этих причин во многих случаях можно спасти сотни людей.
В первом случае нужно позаботиться о лучшей стряпне или о перемене температуры и вида пищи; так, многие здоровые и больные терпеть не могут теплого молока, холодное же пьют с удовольствием, а между тем всегда стараются больным давать молоко «тепленьким», вследствие чего они и отказываются от этого прекрасного питательного продукта. Затем, многие не любят, когда кушанье слишком мягко, кашицеобразно, - это вызывает у них отвращение и даже тошноту; таким больным нужно, например, мясо давать нарезанным правильными ломтями, но не искрошенным и не изрубленным. Такое мясо они съедят, а от нежнейшей «котлеточки» откажутся. Во втором случае следует, приноровляясь ко вкусу больного, выбрать другие кушанья; в третьем - подметить часы, в которые больной охотнее принимает пищу; наконец, в четвертом, иногда помогает, если больному неожиданно предложить блюдо, которое он особенно любил в здоровом состоянии. Словом, каждый случай требует особых мер.
Мы уже неоднократно говорили о том, что больные в большинстве случаев, даже зная, чего им не хватает, не высказывают своих желаний вследствие апатии или робости, иногда же просто по капризу; однако не следует доводить дело. до того, чтобы больной сам себя пользовал. Спрашивается, для чего же и существуют врачи, сестры милосердия, сиделки, родные и друзья, как не для того, чтобы избавить больного от забот о самом себе.
Обыкновенно говорят, что главная задача сиделки состоит в том, чтобы избавлять больного от физического напряжения, от труда. Но это не совсем верно: наряду с этим она должна избавить его и от умственного труда, от необходимости думать. Лучше пусть больной исполняет ту или другую незначительную работу, но пусть он будет совсем избавлен от работы мысли.
В частной практике, к сожалению, имеет место почти всегда обратное, и в этом отношении больные чувствуют себя лучше в лечебных за- ведениях, где никто не надоедает им вопросами и не заставляет их думать о самих себе.
«Не желаете ли вы чего-нибудь? - спрашивает неразумная сиделка. На это в большинстве случаев больные серьезно отвечают:
- Нет, ничего. Нужно заметить, что человек, действительно больной, охотнее перенесет всевозможные лишения, чем примет на себя труд думать о том, чего ему собственно не хватает, или в каком отношении уход за ним неудовлетворителен. Это - дело ухаживающих за больным, а не его. Поэтому всякий вопрос в этом отношении является доказательством праздномыслия, лени и неопытности со стороны ухаживающих.
Пока дело ухода и наблюдения за больными находится в таком первобытном состоянии, как в настоящее время, врач поступит благоразумнее всего, если будет доверять только собственным глазам и никого из ухаживающих за больными и окружающих их ни о чем не станет расспрашивать, потому что их ответы и разглагольствования могут только ввести его в заблуждение: состояние больного представится ему или в лучшем или в худшем виде, но отнюдь не в настоящем.
При уходе за больными детьми, безусловно, все зависит от правильного наблюдения за ними со стороны матери, няни или сиделки. Но как редко это необходимейшее условие выполняется! Пробным камнем для сиделки является именно способ ее обращения с больными малыми детьми, потому что им она не может задать вопрос: «Не нужно ли тебе чего-нибудь?»
Один почтенный пожилой человек, обладавший, правда, некоторыми странностями, рассказывал нам, что при воспитании своего малолетнего сына он обращает главное внимание на то, чтобы развить в нем наблюдательность и «быстроту схватывания глазами». С этой целью он, между прочим, прогуливается с ним быстрым шагом мимо окна игрушечной лавки и заставляет его на ходу заглянуть в него. Затем оба садятся и записывают все игрушки, которые им удалось подметить. Оказалось, что вскоре сын оставил за собою отца: если последний не смог заметить свыше 30 предметов, то мальчик довел их число до 40. Каждый раз они возвращались к окну и производили проверку.
Не мешало бы подобную же школу наблюдательности проходить всем, посвятившим себя делу ухаживания за больными, потому что для них она имеет первостепенное значение. При отсутствии наблюдательности никакое усердие не поможет, и все усилия принести больному желаемое облегчение будут тщетными. Есть больничные сиделки, которые не только помнят наизусть, какая прописана пища каждому больному, находящемуся в палате, но и сколько каждый больной съел и что именно. Не мешало бы домашним сиделкам, имеющим дело с одним больным, поучиться у таких больничных сиделок, а то они иногда даже не помнят, что вынесли кушанье из комнаты больного нетронутым.
Конечно, полезно бывает записывать подобные вещи; нужно, однако, заметить, что записывание вообще ослабляет память. Женщины, не обладающие хорошею памятью и наблюдательностью, поступят добросовестнее всего, если возьмутся за какое-нибудь другое дело, потому что правильный уход за больными немыслим при отсутствии этих качеств. Очень хорошо, если сиделка может все измерять на глаз, обходиться без мер и весов. В больницах можно встретить сестер, которые на глаз наливают больным лекарство, вино и т.п. и при этом никогда не ошибаются в дозе (порции). Мы этим вовсе не хотим сказать, что таким навыком и такою сноровкою непременно должны обладать все ухаживающие за больными, но весьма желательно, чтобы всякая сестра и сиделка выработала в себе известный навык в отмеривании и отвешивании без помощи приборов, потому что это сберегает время и труд.
Очень многие больные настойчиво отказываются от всего, что им предлагают; они не хотят выздороветь; если они и едят, то только для виду, чтобы к ним не приставали, сиделка же нередко совсем не замечает, что кушанье только размазано по тарелке, а не съедено, и докладывает врачу, что «больной ел с аппетитом.»
Небрежное отношение к делу обусловливается двумя причинами: 1) недостатком внимания, так что половина предписаний пропускается мимо ушей; 2) недостатком навыка и наблюдательности.
Сиделка должна всегда класть каждую вещь на определенное место, чтобы при надобности не рыться и не возиться, что очень раздражает не только больных, но иногда и здоровых. Затем следует внимательно изучить те мелкие особенности, которые свойственны всем больным вообще и каждому в частности. Есть люди, которые способны влиять на других, подчинять их своей воле, а другие при всем желании и при всех своих достоинствах не умеют внушить к себе уважения, послушания, не умеют «поставить себя», как говорится. Обладать этим искусством в высшей степени важно для сиделки, но для этого она прежде всего должна изучить до мельчайших подробностей все особенности, все слабые стороны, капризы, характер больного, а также все то, что обусловливается ходом его болезни.
Больше всего искусства требуется от сиделки в отношении питания больного. У одной сиделки он близок к голодной смерти, у другой быстро поправляется. Отчего это? Только оттого, что вторая умело взялась за дело, сразу поставила себя, угодив больному, поняв его потребности и слабости. Некоторые больные любят есть лежа - им легче глотать с откинутой головой; другие любят, чтобы было открыто окно; есть и такие, которые непременно желают, чтобы перед едой им вымыли руки и лицо; наконец, меланхолики любят, чтобы их во время трапезы развлекали разговором, потому что иначе тяжелые мысли лишают их аппетита.
Все это - мелочи, однако от этих мелочей нередко зависит успешное лечение и состояние больного во время лечения. Даже если больной в бессознательном состоянии, необходимо соблюдать величайшие предосторожности; так, если он зовет сиделку, несмотря на то, что она находится в комнате, отнюдь не следует откликаться или шумом давать знать о своем присутствии. К сожалению, не каждая сиделка понимает это.
Далее, нет ничего более мучительного для больного, как уверять сиделку, что он уже теперь не может делать то, что делал несколько недель или месяцев назад; сиделка должна во всяком случае сама знать это, иначе она не понимает дела. Больной, неделю назад сам выходивший из ванны, больше не в состоянии это сделать, подходивший к двери и звавший к себе кого-нибудь, больше не в силах ни подойти, ни звать. За всеми этими переменами к худшему надо зорко следить. В большинстве случаев перемена, происшедшая в больном, ускользает от внимания сиделки, которая совершенно теряется, когда с больным «совершенно неожиданно» (т.е. для нее) случится какой-нибудь припадок, обусловленный на самом деле постепенным переутомлением, чрезмерным напряжением сил при совершении действий, посильных только для здоровых.
Случается также, что больной, уже покинувший постель, вдруг начинает страдать поносом, рвотою и т.п. Это продолжается несколько дней, и ему снова приходится лечь. Поднявшись вновь, он путешествует по всем комнатам, причем сиделка не обращает ни малейшего внимания на то, что он там творит и как себя чувствует. Ей и в голову не приходит, что он может упасть в обморок, озябнуть, почувствовать позыв и, когда ее упрекают за недосмотр, она обыкновенно оправдывается тем, что больные не любят, когда за ними ходят тенью. И это правда, но теперь обстоятельства совершенно изменились, и сиделка должна постараться сделать свое «непослушание» по возможности менее тягостным для больного.
Иногда приходится, ухаживая за больным, прибегать к хитрости, так как очень многие пациенты сердятся, когда их считают беспомощными. Но для опытной, любящей свое дело сиделки эта хитрость не представляет никаких особенных затруднений, а пользуясь ею, она может оказать громадную услугу самому капризному и мнительному больному. Во множестве случаев больные, вставшие с постели, снова сваливались только потому, что к ним отнеслись легкомысленно- дали им озябнуть, переутомиться, не вовремя подали кушанье и пр.
Часто забывают, что у больных почти отсутствует сила сопротивления, что они охотно позволяют делать с собою все, как бы неприятно это им ни было, лишь бы только не спорить и не возражать. К тому же они очень неохотно ухаживают сами за собою; поэтому хорошая сиделка должна заботиться об их туалете, смене белья, о мытье и ваннах - словом, всячески сберегать их силы, приучая их к чистоплотности и аккуратности.
Вообще при уходе за больными и выздоравливающими грешат в двух главных отношениях: 1) относятся к делу односторонне, т.е. сосредоточиваются лишь на состоянии больного в данный момент; 2) не обращают внимания на его индивидуальные особенности, а относятся к нему как к «среднему человеку».
Тот, кто, подобно многим врачам-специалистам, привык обращать внимание только на видимые и ощутимые и потому резкие и продолжительные изменения в организме больного, во многих случаях может получить совершенно неверное представление о данном случае. Конечно, если больной страдает раком или каким-либо другим органическим повреждением, то распознавание болезни для врача не представляет никаких трудностей, причем безразлично, будет ли он больного исследовать утром или вечером. Иногда врачу достаточно пощупать пульс, чтобы распознать болезнь, например аневризму, и предсказать ее исход. Но - повторяем - это относится только к болезням, обусловленным органическими повреждениями: переломами, растяжениями, порчею тканей тела и пр.
Однако в громадном большинстве случаев столь резко выраженных явлений совсем не бывает, и правильное суждение о болезни можно получить лишь зная всю ее историю и все условия жизни данного больного. Всем известно, что люди, в особенности в городах, гораздо реже умирают от органических пороков, чем от благоприобретенных, постепенно развившихся недугов.
Весьма странно слышать, когда говорят: «У него нет никакого органического порока - он доживет до глубокой старости.» При этом, правда, иногда добавляют: «Конечно, если он будет вести правильный образ жизни и не позволять себе никаких излишеств», но слова эти обыкновенно пропускаются мимо ушей.
Без преувеличения можно сказать, что распознавание врачом болезней, не обусловленных и не сопровождаемых органическими повреждениями, или так называемых функциональных болезней, есть дело удачи, в особенности если врач призван в первый раз, не знаком с организмом больного, с его семьей, с его особенностями или посещает его раз в неделю и всегда в один и тот же час. Так, например, если врач всегда посещает больного в полдень, когда больной умьгг и переодет, когда он подкреплен свежим воздухом и солнечным светом, когда он уже подкрепился чаем, бульоном или портвейном и согрет горячим кувшином, приложенным к ногам, то он получит совершенно иное понятие о больном, чем посетив его ранним утром, когда пульс его оказывается колеблющимся, глаза утомленными, дыхание коротким, ноги холодными. Обязанностью сиделки в таком случае является не хвастать, а сообщить врачу горькую истину, не льстить ему, не вводить в заблуждение. Врач не нуждается в мнении сиделки, но нуждается в том, чтобы она точно сообщила ему то, что происходило, что она заметила. Это в особенности важно при тех болезнях, которые протекают неопределенно, не имеют ясно выраженной «картины», как говорят врачи.
Сиделка, по крайней мере сиделка ученая, должна уметь наблюдать пульс больного и измерять температуру его тела. Наблюдения эти следует производить 3 раза в день: ранним утром, днем, часа в 3 - 4, и вечером перед сном; они должны быть тщательно записаны. Измерения температуры еще полезнее производить через каждые 2 часа. Ночью и ранним утром пульс у больных обыкновенно ускорен - около 130 ударов в минуту - и чрезвычайно слаб. Около полудня он замедляется до 80 и в то же время становится сильнее, явственнее. К вечеру пульс снова едва ощутим; если больной провел день хорошо, пульс сильнее и постояннее по вечерам, но не учащеннее, чем в полдень. При воспалениях и нервной лихорадке таких резких перемен пульса не бывает, но зато на первый план выступают перемены температуры, измерение которой имеет столь же важное значение, как и измерение пульса.
В очень многих случаях результаты этих измерений могут предсказать опасность, например при чрезмерном упадке сил, и предотвратить ее своевременно принятыми мерами.
Многие, даже очень хорошие, сиделки обладают следующей странностью: они огорчаются, когда врач не разделяет их мнения об угрожающей больному опасности, или когда больной при посещении врача старается показать, что ему лучше, или, наоборот, хуже, чем оно есть в действительности. Хотя такая досада и имеет некоторое основание, но большей частью в этом виноваты сами сиделки, потому что не умеют толково изложить врачу свои наблюдения над больным. Бывает, конечно, что врач небрежно, без должного внимания относится к сообщениям ухаживающих за больным, но эти случаи довольно редки, потому что врач, добросовестно относящийся к своему делу, всегда с величайшим вниманием выслушивает сообщения лиц, проводящих у больного дни и ночи.
Если бы общества страхования жизни вместо того, чтобы подвергать своих клиентов единовременному медицинскому освидетельствованию, исследовали их жилища, образ жизни, частную жизнь и пр., они получали бы гораздо более точные сведения о возможной продолжительности их жизни, вероятности развития той или иной болезни.
Огульное отношение к больным совершенно неразумно вообще. Если в таком-то городе от такой-то болезни умирает столько-то людей, то отсюда вовсе не следует, что больной N непременно попадет в число жертв: это зависит от условий его прежней жизни, от его организма, степени наследственного предрасположения к той или другой болезни и т.д.
Давно известен факт, что в списках домов призрения бедных одна и та же фамилия повторяется из поколения в поколение. Это происходит потому, что члены злополучного семейства рождаются и вырастают в одних и тех же условиях, одинаково гибельных. Смерть (разумеется, конечно, смерть преждевременная) и болезнь подобны нищете: они гнездятся и передаются из поколения в поколение в одной и той же семье, под одной и той же кровлей, другими словами - при одних и тех противогигиенических условиях. Все наши заботы должны быть направлены к изучению и изменению их. Гораздо легче предупреждать болезни, чем лечить их.
Опытный врач с уверенностью может предсказать, что такая-то семья обречена на вырождение, как нравственное, так и физическое или что при наличии таких-то условий в данном селении, городе или участке всегда будет свирепствовать тиф. Но много ли людей обращают внимание на эти предостережения?

Глава 14. Об уходе за выздоравливающими
Далеко не все, что относится к уходу за больными, применимо к уходу за выздоравливающими. Так, например, в отношении еды указания больного являются очень ценными и руководящими, указания же выздоравливающих бывают по большей части диаметрально противоположны тем, которым надо следовать. В период полного выздоровления у человека нередко обнаруживаются своеобразные пристрастия к различным кушаньям, и неосторожное удовлетворение этих пристрастий может иметь следствием сильную лихорадку и даже возврат болезни. В отношении диеты (выбора пищи) решающий голос, конечно, должен принадлежать врачу, но врачи редко посещают выздоравливающих, 1 - 2 раза в неделю, так что в этот период лицо, ухаживающее за больным, волей-неволей принимает на себя и врачебные обязанности.
Не раз случалось, что податливость в отношении прихотей выздоравливающего имела следствием его гибель. Но при этом приходится бороться не только с капризами больного, но и с услужливостью друзей и знакомых, которые в порыве усердия нередко преподносят ему яд в виде разных лакомств и фруктов.
С другой стороны, у выздоравливающих нередко полностью отсутствует аппетит, что, однако, в большинстве случаев обусловлено недостаточным притоком свежего воздуха в помещение (об этом было подробно сказано в ).
Еще и в иных отношениях выздоравливающий требует самого бдительного надзора и ухода: например, когда обнаруживает склонность к неумеренным умственным занятиям, когда начинает выполнять непосильную физическую работу, подвергается сквозняку и пр. Добрые знакомые также переутомляют его нередко бесконечными разговорами, а родные - чтением вслух, а между тем все это требует осторожности и главное - умеренности, понимания того, что силы выздоравливающего не могут сравниться с силами здорового, и что как в физических, так и в умственных занятиях должны быть паузы. Надо также соблюдать осторожность в отношении одежды - в значительном большинстве случаев выздоравливающие должны одеваться потеплее.
К выздоравливающему, как и к больному, надо относиться как к ребенку (конечно, он сам не должен этого замечать). Всегда следует помнить, что ни его телесные, ни его духовные силы еще не пришли в равновесие, и что ввиду этого он нуждается в опеке и надзоре за всеми своими действиями. Опекуном выздоравливающего является лицо, за ним ухаживающее.
Прежде всего нужно позаботиться о переменах и развлечениях; они столь же необходимы как освежение воздуха. Всем известно, что выздоравливающие иногда целыми неделями пребывают в одном и том же положении, хотя нельзя сказать, что им чего-нибудь не хватает. Иногда простая перемена квартиры или переезд из одного города в другой имеют поразительное действие; конечно, это доступно только людям с достатком. Громадную пользу всегда приносит переезд на дачу.
Многие люди (едва ли не большинство) не понимают, что выздоровление, подобно болезни, является особенным состоянием организма, проходящим также через известные периоды, имеющим свое определенное течение. Поэтому, если не предпринимать никаких мер, то выздоровление - как и болезнь при отсутствии лечения - затянется; при благоразумном же уходе оно протекает быстрее, т.е. быстрее наступает период совершенного здоровья. Выздоравливающие не только нуждаются в уходе, но в уходе крайне заботливом и осторожном; при недостатке его они могут совершенно погибнуть или остаться на всю жизнь болезненными и слабосильными, что называется «хворыми», и быть в тягость себе и окружающим. Остаться живым и выздороветь - две вещи различные; последнее нередко всецело зависит не от лечения, а от благоразумного и заботливого ухода, благодаря которому часто не оправдываются дурные предсказания врачей.
В больницах выздоравливающие по необходимости пребывают вместе с больными, что очень вредно и нередко обусловливает воз- врат болезни. Весьма желательно, чтобы в больницах были устроены для выздоравливающих совершенно особые помещения; еще лучше, если они будут за городом, наподобие санаториев.
Словом, период выздоровления требует совершенно особого ухода, и потому выздоравливающих не нужно смешивать ни с больными, ни со здоровыми.


Полярная диаграмма, придуманная Флоренс Найтингейл, чтобы наглядно показать, как много смертей можно было предотвратить в английских военных госпиталях во время Крымской войны. Площадь каждого сектора пропорциональна изображаемой статистической величине. Голубые секторы — число смертей от «заразных болезней, которые можно было предотвратить или ослабить» (инфекционные заболевания типа холеры или тифа), розовые — число умерших от ран и серые — смертность в результате прочих причин. Смертность в английских госпиталях достигла максимума в январе 1855 г., когда всего умерло 3168 солдат, из них 2761 человек от инфекционных заболеваний, 83 от ран и 324 от других причин. Исходя из средней численности английской армии в Крыму в этом месяце, составлявшей 32393 человека, Флоренс Найтингейл высчитала, что в пересчете на год смертность составляла 1174 человека на каждую тысячу. Диаграмма взята из книги Флоренс Найтингейл «Заметки по вопросам, касающимся охраны здоровья, эффективности мер и управления госпиталями в английской армии», изданной в 1858 г.

Глава 16. Об уходе за малыми детьми
Все изложенное в этой книге об уходе за взрослыми по большей части вполне применимо и к малым детям. Дети тоже нуждаются в том, чтобы в их комнате был чистый воздух; если ребенок проводит дни и ночи в плохо проветриваемой комнате, он становится хилым, болезненным, подвержен кори и скарлатине и, кроме того, с трудом переносит любые болезни.
Дети еще чувствительнее взрослых к дурному воздуху, легче простужаются и в особенности не переносят нечистоплотности. Стоит посмотреть на ребенка после купанья, чтобы сразу убедиться, какое благотворное влияние имеет на него очищение кожи. Они также нуждаются в частой смене белья. Каждый ребенок должен иметь от- дельную постель; нет ничего вреднее, чем укладывать детей в одну постель со взрослыми. Не следует слишком кутать их, накрывать слишком тяжелыми одеялами.
Малых детей нельзя пугать внезапным шумом, а тем более будить их таким образом. Даже шум, который взрослым кажется незначительным, может причинить детям сильнейший испуг, так что в этом отношении следует соблюдать величайшую осторожность.
Величайшего внимания заслуживает питание ребенка. Необходимо прежде всего приучить ребенка к регулярности в еде, никогда он не должен съедать сразу много. Переполнение желудка - одна из самых частых причин недомогания детей.
Детей ни на минуту нельзя оставлять без присмотра; из этого не следует, что их нужно постоянно таскать на руках - это даже положительно вредно. Весьма полезно приучить детей не скучать в одиночестве; но, предоставляя их самим себе, их все же нельзя оставлять без присмотра: разница должна быть та, что в этом случае присмотр для них незаметен. В настоящее время принято как можно больше занимать детей, забавлять, развлекать, болтать с ними без умолку; это - очень вредная мода: чем меньше ребенок будет нуждаться в том, чтобы его забавляли, тем лучше.
Никогда не следует отвлекать в сторону внимание ребенка, если оно сосредоточено на каком-нибудь предмете.
Свет, в особенности солнечный, имеет влияние на детей столь же благотворное, как и чистый воздух. При недостатке света и воздуха дети, подобно растениям, вянут, т.е. хиреют и чахнут. Больные же дети нуждаются в свете и воздухе еще больше; поэтому крайне неблагоразумно поступают те, кто держит больного ребенка в комнате с опущенными, плотными шторами, жарко натопленной и душной.
Затем следует тщательно предохранять детей от сквозного ветра. Большая разница между освежением воздуха комнаты и сквозняком. Чистейший предрассудок, будто нельзя проветривать комнату, не подвергая ребенка опасности простудиться. Простудить ребенка очень легко и не отворяя окон, например при купании. Несомненно то, что чем больше ребенок привык к пребыванию в чистом, часто обновляемом воздухе, тем меньше он склонен к простудным заболеваниям. Искусство заключается в том, чтобы обеспечивая ребенку возможность дышать чистым воздухом как в комнате, так и вне дома, не простужать его. Иногда кожа ребенка холодна даже в теплой комнате. В таких случаях обыкновенно прибегают к усиленной топке, а следует как раз наоборот: проветрить комнату, т.е. освежить в ней воздух, но в то же время дать ребенку теплое питье и приложить к ногам кувшин с горячей водой. Заботливые няни имеют обыкновение озябшего ребенка «душить» одеялами и подушками, что имеет следствием еще большее охлаждение вследствие испарины. При лихорадке можно прямо погубить ребенка этим первобытным способом согревания.
Весьма нередко болезни, вовсе не смертельные, имеют для детей роковой исход только вследствие неправильного ухода за ними. К числу причин такого рода и в особенности неожиданной смерти больных детей принадлежат главным образом:
внезапный сильный шум;
остужение;
неожиданное бужение;
чрезмерная еда и слишком жадное принятие пищи;
резкая перемена позы и сотрясения;
испуг;
пребывание в испорченном воздухе, в особенности ночью, во время сна;
нечистоплотность.

Свежий воздух и чистоплотность - краеугольные камни ухода как за здоровыми, так и за больными детьми. Ни одна пора их кожи никогда не должна быть закупорена грязью. Белье и одежду детям следует менять еще чаще, чем взрослым, потому что испарения тела детей обильнее. При этом следует заботиться о том, чтобы одежда была легка, т.е. в том смысле, чтобы она, согревая тело, в то же время не обременяла его, не стягивала ни одной его части и пропускала воздух. Особое внимание должно быть обращено на чистоту постельного белья и постельных принадлежностей, которые следует еженедельно проветривать. Сопоставляя все сказанное, мы видим, что при уходе за здоровыми и больными детьми нужно всемерно заботиться о:
свежем, чистом воздухе;
надлежащей температуре в детской;
чистоплотности, т.е. о содержании в чистоте тела, одежды, посте- ли и комнаты;
полноценном и регулярном питании;
предохранении ребенка от сотрясений тела и испуга;
достаточном освещении комнаты;
подходящей дневной и ночной одежде.
От соблюдения этих условий всецело зависит поддержание здоровья и его восстановление. Нежный организм ребенка столь же легко разрушить неправильным уходом, как задуть свечу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все предыдущее относится к больным всякого рода, возраста и пола. Заметим, что оно еще в большей мере применимо к больным хирургическим, отличающимся тем, что их болезнь обусловлена исключительно внешними причинами, и поэтому внутреннее их состояние лучше, чем у страдающих внутренними болезнями. Но зато ухаживая за хирургическими больными, нужно еще больше заботиться о чистоте, свежем воздухе и свете; можно сказать безошибочно, что все их лечение заключается в соблюдении этих условий. Что касается специального ухода за хирургическими больными (перевязки, промывание ран и пр.), то описание его составляет совершенно особую отрасль и в нашу задачу не входит; наша цель- описать лишь общегигиенический уход за больными.
Так как обязанности ухода за больными в большинстве случаев возложены на женщин, то мы обратимся к нашим читательницам с несколькими добрыми советами.
1. Если вы живете на даче и заболели, а ваш врач в городе и не может приехать, не обращайтесь к нему с письменной просьбой «прописать то лекарство, которое всегда так хорошо на меня действовало», или «так хорошо действовало на Николая или Марию». Заочное лечение совершенно немыслимо, и, кроме того, лечение при сходных заболеваниях может дать разные результаты.
2. Не следует «угощать» своими лекарствами других людей, у которых «то же самое, что было у меня». Человек - не машина, которую достаточно смазать маслом и затопить, чтобы она пошла. Каждый организм имеет свои особенности, и поэтому одно и то же лекарство иногда совершенно по-разному действует на разных людей.
3. Если вы живете в деревне, и желаете оказать медицинскую помощь своим соседям, то не давайте им никаких лекарств, но посоветуйте им почище содержать жилища, почаще отворять окна, чаще мыться и ходить в баню, убирать навоз и посыпать испражнения и отбросы домашнего хозяйства известью, не совать малым детям в рот прокисшие соски, не давать им лежать в загрязненном тряпье и пр. Поверьте, что от этого будет больше пользы, чем от дорогостоящих лекарств.
4. Приводите в порядок, регулируйте сами свой желудок; это достигается главным образом регулярностью в пище и питье. Никогда не следует отступать от однажды установленного образа жизни - это главное условие нормального питания. В особенности приучайте детей уже с пеленок к принятию пищи в строго определенные часы. Это вовсе не так трудно, как кажется.
5. Никогда не прибегайте к лечению доморощенными способами, по совету бабушек, тетенек и т.д. Не верьте тому, что в «их» время люди были здоровее и обходились без помощи врача. Благодаря успехам гигиены и медицины смертность и болезненность уменьшаются с каждым годом, и в настоящее время люди хворают меньше, чем прежде. В былое время некоторые болезни считались обязательными, до такой степени они были распространены (например корь, скарлатина и пр.).
6. Не придавайте слишком большого значения лекарствам, а обращайте главное внимание на гигиенические условия. Лекарства при внутренних болезнях - то же, что нож при болезнях хирургических: они устраняют только все обстоятельства, препятствующие выздоровлению, но не имеют никакого влияния на устранение самой причины болезни и на восстановление здоровья; по крайней мере до сих пор иных лекарств еще не изобретено. Организм, расшатанный болезнью, оправляется сам, если устранить все обстоятельства, препятствующие его поправлению. Устранение это достигается лекарствами только в самой незначительной степени; главным образом оно зависит от правильного гигиенического ухода.
7. Ни на минуту не забывайте, что предупреждать болезни всегда легче, чем лечить их, и потому старайтесь избегать всего того, что может повредить здоровью как собственному, так и тех, кто поручен вашему попечению.
8. Не думайте, что за больными может ухаживать всякий: это дело трудное, требующее и навыка, и уменья, и знаний, и любви к делу, и особого склада характера. Поэтому, если вы сами не обладаете этими качествами, то лучше поручите это дело другим; старайтесь только, чтобы выбор ваш пал на особу, знающую по крайней мере то, что вы прочли в этой книге.

Публ. по: Ф.Найнтингейл. Записки об уходе. ИД «Русский врач». 2003


Медаль имени Флоренс Найтингейл, учрежденная Лигой Международного Красного Креста в 1912 г., предназначена для дипломированных медицинских сестер и добровольных санитарок, активных членов и регулярно сотрудничающих с обществами Красного Креста и Красного Полумесяца или с другими организациями, оказывающими медицинскую помощь. Этой медалью награждаются указанные лица, отличившиеся в военное и мирное время храбростью и исключительной преданностью раненым, больным, калекам или людям, чье здоровье было под угрозой. Медаль может вручаться посмертно, если награждаемая погибла при выполнении своего долга. Медаль присуждается в день рождения самой Флоренс Найтингейл — 12 мая, раз в два года.

В огромном большинстве случаев лица, которым поручен уход за больными как в семейных домах, так и в больницах, привыкли считать все жалобы и требования больного неизбежными особенностями его болезни; в действительности же жалобы и капризы больных зачастую обусловливаются совершенно иными причинами: недостатком света, воздуха, тепла, спокойствия, чистоты, соответствующей пищи, несвоевременностью принятия пищи и питья; вообще недовольство больного сплошь и рядом зависит от неправильного ухода за ним. Незнание или легкомыслие со стороны окружающих больного являются главными препятствиями правильному ходу процесса, который называется болезнью; вследствие этого процесс этот прерывается или осложняется различными особенностями, всевозможными болями и пр. Так, например, если выздоравливающий жалуется на озноб или жар, если он чувствует себя нехорошо после еды, если у него обнаруживаются пролежни, то вовсе не следует это приписывать болезни, но исключительно неправильному уходу.

Слово "уход" имеет гораздо более глубокий смысл, чем обыкновенно думают; в общежитии уходом называют подавание лекарства, поправление подушек, приготовление и прикладывание горчичников и компрессов и т.п. На самом же деле под уходом следует понимать регулирование всех гигиенических условий, соблюдение всех правил здравоохранения, столь важных как в деле предупреждения болезней, так и при исцелении их; под уходом следует разуметь регулирование притока свежего воздуха, света, тепла, заботу о чистоте, спокойствии, о правильном выборе пищи и питья, причем ни на минуту не следует упускать из виду, что сбережение сил ослабленного болезнью организма имеет первостепенное значение.

"Каждая женщина от природы сиделка" - таково убеждение огромного большинства людей. На самом же деле большая часть даже профессиональных сиделок не знают азбуки ухода за больными. Что же касается бабушек, тетушек и маменек, то сплошь и рядом даже в образованных семьях они при уходе за больными творят величайшие несообразности - совершенно противоположное тому, что следовало бы делать.

Не всегда, однако, нужно всю вину взваливать на ухаживающих за больными; иногда нездоровое жилье или помещение больного совершенно не допускают возможности рационального ухода; поэтому к последнему относится также устранение этих неблагоприятных условий, поскольку оно зависит от нашей воли. Но спрашивается, действительно ли от нашей воли зависит устранить все страдания больного? На этот вопрос нельзя ответить безусловно утвердительно. Достоверно только одно: если путем правильного ухода устранить все осложняющие болезнь условия, то болезнь примет свое естественное течение, а все побочное, искусственное, вызванное ошибками, легкомыслием или невежеством окружающих будет устранено.

Затем надлежит строго исследовать то, что в общежитии называется "принять меры против болезни" (т.е. лечение лекарствами). Если бы врач прописал больному чистый воздух, чистоплотность и пр., его осмеяли бы и сказали: "Он ничего не прописывает".

В действительности же от приема лекарств и искусственного лечения вообще никогда нельзя ожидать верного результата; тогда как правильный, т. е. гигиенический, уход всегда имеет несомненное положительное влияние на продолжительность и течение болезни. Прием лекарств - дело второстепенное; главное же дело - правильная гигиеническая обстановка и умелый, разумный уход за больным.

Впрочем, это в одинаковой мере относится как к больным, так и к здоровым, с тем разве различием, что нерациональный уход за последними не сразу влечет за собою вредные последствия, что бывает у первых.

К несчастью, против этого сплошь и рядом приходится слышать возражения такого рода: "Это дело не наше! Это дело врача! Зачем же тогда врачи существуют?" Однако (к сведению маменек) в "цивилизованной" Европе из 7 рождающихся детей умирает 1, не достигнув годовалого возраста (Речь идет о Европе середины XIX века). В Лондоне и других больших городах Англии смертность еще гораздо сильнее. Детские больницы и всевозможные курсы для подготовки ученых нянек и сиделок, бесспорно, приносят пользу; но суть дела заключается не в этом: основная причина огромной смертности детей - в неопрятном содержании их, в недостатке воздуха, неправильной одежде и неправильном питании, словом - в нездоровом домашнем уходе. Этому горю не могут помочь никакие больницы и никакие курсы.

Огромное большинство матерей не имеют никакого представления об учении о здоровье - гигиене, тогда как для них, руководящих всем домоводством и воспитанием, правила гигиены имеют большее значение, чем для кого бы то ни было. Поэтому нельзя не отнестись с особенным сочувствием к почину России, где с недавнего времени гигиена вошла в программы преподавания почти во всех средних женских учебных заведениях - женских гимназиях, институтах и епархиальных училищах. Она заменила собою "Естественную историю", которая наполняла головы учащихся девушек сведениями, совершенно неприменимыми в их будущей деятельности в качестве матерей

семейства и воспитательниц. Но весьма желательно, что- бы не только одни привилегированные сословия имели возможность знакомиться с гигиеническими правилами, от исполнения которых зависит сохранение жизни миллионов людей; хорошо бы, чтобы, хотя бы в самой элементарной форме, правила здравоохранения могли быть познаны и массою народа; поэтому нужно сделать еще один шаг вперед - ввести элементарную гигиену в курс низших женских училищ, хотя бы в самом кратком виде, хотя бы в качестве статеек, входящих в состав. книги для чтения.



Просмотров