Согласитесь поспорьте с поэтом должно быть. Иван бунин о россии, русских и любви. О России и русских

22 октября 1870 года родился один из великих русских писателей — Иван Бунин. Последний классик русской литературы и первый русский Нобелевский лауреат по литературе, по своему мироощущению он принадлежал скорее девятнадцатому веку, чем двадцатому. Бунин отличался независимостью суждений. Много колких, но метких высказываний касаются современных ему писателей, поэтов и целых литературных течений. Кстати, не только современных — о классиках Бунин также имел собственное мнение. Буквально уничтожающей критике подверг он русскую революцию и революционеров. И вообще весьма критично глядел на русский народ. С Буниным можно соглашаться или спорить, но сложно не оценить меткость и силу его языка.

О счастье

— Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать…

— Если человек не потерял способности ждать счастья — он счастлив. Это и есть счастье.

— Человеческое счастье в том, чтобы ничего не желать для себя. Душа успокаивается и начинает находить хорошее там, где совсем этого не ожидала.

— Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

— Если бы у меня не было рук и ног и я бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив этим. Одно нужно только — видеть и дышать. Ничто не даёт такого наслаждения, как краски…

О любви

— Тщеславие выбирает, истинная любовь не выбирает.

— Когда кого-то любишь, никакими силами никто не заставит тебя верить, что тебя может не любить тот, кого любишь ты.

— Кто женится по любви, тот имеет хорошие ночи и скверные дни.

О женщинах

— Женщина очень похожа на человека и живёт рядом с ним.

— Есть… женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого от самого никогда и никого не любят.

— Женщина прекрасная должна занимать вторую ступень; первая принадлежит женщине милой. Сия-то делается владычицей нашего сердца: прежде нежели мы отдадим о ней отчёт сами себе, сердце наше делается невольником любви навеки…

— Женщины никогда не бывают так сильны, как когда они вооружаются слабостью.

О жизни и смерти

— Жизнь человека выражается в отношении конечного к бесконечному.

— Мы вообще, должно быть, очень виноваты все друг перед другом. Но только при разлуке чувствуешь это. Потом — сколько еще осталось нам этих лет вместе? Если и будут эти лета еще, то все равно остается их все меньше и меньше. А дальше? Разойдемся по могилам! Так больно, так обострены чувства, так остры все мысли и воспоминания! А как тупы мы обычно! Как спокойны! И неужели нужна эта боль, чтобы мы ценили жизнь?

— Какая радость — существовать! Только видеть, хотя бы видеть лишь один этот дым и этот свет.

— Блаженные часы проходят, и надо, необходимо… хоть как-нибудь и хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти, отцветанию шиповника.

— Почему с детства тянет человека даль, ширь, глубина, высота, неизвестное, опасное, то, где можно размахнуться жизнью, даже потерять её за что-нибудь или за кого-нибудь? Разве это было бы возможно, будь нашей долей только то, что есть, «что Бог дал», — только земля, только одна эта жизнь? Бог, очевидно, дал нам намного больше.

О России и русских

— Какая это старая русская болезнь, это томление, эта скука, эта разбалованность — вечная надежда, что придет какая-то лягушка с волшебным кольцом и все за тебя сделает: стоит только выйти на крылечко и перекинуть с руки на руку колечко.

— Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом — Чудь, Меря. Но и в том и в другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, «шаткость».

— Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из древа, — и дубина, и икона», — в зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачёв.

— Ах, эта вечная русская потребность праздника!.. как тянет нас к непрестанному хмелю, к запою, как скучны нам будни и планомерный труд!

— Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, — всю эту мощь, сложность, богатство, счастье...

— Есть нечто совсем особое в тёплых и светлых ночах русских уездных городов в конце лета. Какой мир, какое благополучие!

О Революции

— ...Сатана каиновой злобы, кровожадности и самого дикого самоуправства дохнул на Россию именно в те дни, когда были провозглашены братство, равенство и свобода. Тогда сразу наступило исступление, острое умопомешательство.

— «Революции не делаются в белых перчатках...» Что ж возмущаться, что контрреволюции делаются в ежовых рукавицах?

— «Святейшее из званий», звание «человек», опозорено, как никогда. Опозорен и русский человек — и что бы это было бы, куда бы мы глаза девали, если бы не оказалось «ледяных походов»!

Подготовил Борис Серов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме :

«Семейное право»

Дисциплина: «Обществознание»

Курс 1

Фоломкина Наталья Борисовна

преподаватель общественных дисциплин

ГАПОУ СО «Балашовский медицинский колледж»

Аркадакский филиал

2017

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение……………………………………………………………………….3

2.Характеристика темы: «Семейное право» …………………………………..3

3.Распределение рабочего времени на учебном занятии…………………….5

3.Материально-техническое обеспечение занятия………………………...….5

4.План занятия…………………………………………………………..……….5

5.Содержание теоретического материала……………………………………...6

6.Контрольно-оценочный материал…………………………………..………..12

7.Заключение…………………………………………………………………….16

8.Источники………………………………………… …………………………..16

9.Приложения……………………………………………………………............17

Введение

Мы живем в XXI в., в эпоху невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. В этот информационный век происходит расширение кругозора, пополнение знаний, овладение смежными профессиями. Мгновенное переключение с одной отрасли знаний на другую, частая смена работы и своевременное реагирование на изменение ситуации на рынке труда, продолжающееся всю жизнь обучение - всё это очерчивает контуры того мира, в котором вам предстоит жить.

Наступающая эпоха - это время, когда в системе научного и практического знания всё большее значение будут иметь социальные науки.

Обществознание необходимо сегодня буквально всем. Оно нужно всем гражданам России, независимо от их профессии. Переход от старшего подросткового возраста к юношескому - это время постановки и решения для себя кардинальных проблем о смысле жизни и жизненных ценностях. Вот почему вопросы о семье, правовых основах брака и семьи, семейных ценностях нашли отражение в предлагаемой теме.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, литературы.

Характеристика темы «Семейное право»

Цели занятия:

Обучающие: определять сущностные характеристики изучаемого объекта, сравнивать, сопоставлять, оценивать объекты по указанным критериям;

объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах;

решать познавательные и практические задачи, отражающих типичные социальные ситуации;

применять полученные знания для определения правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).

уметь высказываться по предложенным ситуациям и применять полученные знания в новой ситуации.

Развивающие: развивать мышление, развивать у студентов память и способность к активной мыслительной деятельности, развивать навыки ролевой игры, стимулировать и укреплять мотивацию самостоятельного изучения дисциплины.

Воспитывающие: воспитывать гражданскую ответственность, правовое самосознание, толерантность, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям; прививать студентам трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность; формировать интерес к изучению дисциплины; воспитывать положительное отношение к учёбе; формировать у студентов познавательный интерес, стремление к более качественному овладению знаниями; воспитывать чувство значимости выбранной профессии.

Студенты должны уметь:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений;

объяснять: причинно-следственные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия родителей и детей, семьи и государства);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов

(правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданной теме; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов с точки зрения социальных норм;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготовить творческую работу по данной теме.

Студенты должны знать:

понятие семьи и брака,

права и обязанности супругов,

правовые отношения родителей и детей, семьи и государства;

тенденции развития семьи как социального института.

Распределение рабочего времени на учебном занятии :

Содержание занятия

Время

Методические указания

1.Организационный момент

1 мин.

Мобилизовать студентов на работу

2.Формулировка темы, ее мотивация

2 мин.

Раскрыть теоретическую значимость темы

3.Определение целей занятия

2 мин.

Показать студентам конечный результат

4.Работа над изучаемым материалом

75 мин.

Углубление и расширение знаний по теме

5.Закрепление нового материала

5 мин.

Контроль уровня усвоения учебного материала

6.Подведение итогов занятия. Задание на дом

5 мин.

Анализ достижения цели, подведение итогов на занятии, ориентация на подготовку к следующему занятию

Материально-техническое обеспечение занятия: проектор , экран , компьютеры .

План занятия:

1.Понятие семейных правоотношений.

2.Порядок, условия заключения и расторжения брака.

3.Права и обязанности супругов.

3.Брачный договор.

4.Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

«Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет»? Дж. Голсуорси

1. Отношения в семье не всегда регули руются правом. Ни один закон не способен заставить людей любить, быть преданными или помогать друг другу в домашнем хозяйстве. Но при этом существует насущная потребность защитить правовой статус мужа и жены, детей и родителей, закрепив их права и обязанности.

Еще в римском праве встречалось положение о том, что семья образуется посредством брака, а брак есть «союз мужа и жены». Закон различал брак, где главенствовал мужчина, и брак, при котором жена была самостоятельна. Брачный возраст в Древнем Риме устанавливался в 12 лет для девушки и в 14 для юноши. Брачная процедура сводилась к заключению договора жениха с отцом или опекуном невесты.

В современном праве существует специальная отрасль, в рамках которой систематизированы нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные взаимоотношения супругов, родителей и детей, а также определяющие порядок заключения брака и его расторжения.

Вступая в брак, люди стремятся создать семью и вести общее хозяйство.

Брак - добровольный союз одного мужчины и одной женщины с целью создания семьи.

Важными источниками семейного права являются Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ.

Семья - группа людей, объединившихся друг с другом по принципу родства или на основе брака с целью совместного проживания и ведения совместного хозяйства.

Предложение юридического брака испокон веков на Руси называлось сватовством. К родителям невесты отправлялись сваты (друзья, родственники жениха). Обычно в этот день устраивали застолья, во время которых жених со сватами просили у родителей невесты разрешение на брак. Существовали и профессиональные свахи. Их услугами нередко пользовались богатые женихи. Свахи обладали исчерпывающей информацией о невесте, приданом и договаривались о смотринах. Такое мероприятие означало знакомство жениха с невестой. По окончании смотрин жених выходил на крыльцо для обдумывания решения. По возвращении ему подносили стаканчик мёда. Если он решил жениться на данной девушке, то он выпивал подношение целиком. После этого все договаривались о помолвке. Так называли официальное объявление девушки и молодого человека женихом и невестой. В день помолвки жених дарил невесте кольцо с драгоценным камнем. Подготовка к свадьбе могла продолжаться от нескольких недель до года. Городской девушке в день свадьбы жених присылал шкатулку с вуалью и цветами, венчальными свечами и обручальными кольцами. Считалось, что платье невесты должно быть белым, а голова обязательно покрыта вуалью (фатой). Во время свадеб боялись колдовства и порчи. На косяк двери дома вбивали крест-накрест два гвоздя. Так отгоняли нечистую силу.

В современном российском законодательстве для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины и достижение ими брачного возраста. В нашей стране брачный возраст устанавливается в 18 лет. При наличии ряда уважительных причин он может быть снижен.

2. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак. До этого жених и невеста подают заявление в органы ЗАГС.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребёнка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключён в день подачи заявления. Отказ ЗАГСа в регистрации брака может быть обжалован в суде.

При регистрации брака супругам по их желанию присваивается фамилия одного из них в качестве общей фамилии либо каждому сохраняется его добрачная фамилия.

Заключение брака не допускается между:

лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке;

близкими родственниками;

усыновителями и усыновлёнными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано недееспособным.

Расторжение брака может производиться либо в ЗАГСе, либо в суде.

При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в ЗАГСе. Такой же порядок предусмотрен и в случае расторжения брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, если другой супруг признан судом недееспособным.

В судебном порядке брак расторгается при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака, а также если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в ЗАГСе.

3. Различаются имущественные и личные неимущественные права супругов,

К личным неимущественным правам относятся: свобода в выборе фамилии, места жительства, профессиональной деятельности, совместное решение вопросов о воспитании детей и их образовании и т. д. При этом при решении любых правовых вопросов признаётся равенство сторон.

Имущественные права супругов регулируются законодательными актами. В этом случае речь идёт о законном режиме имущества супругов. Брачный договор устанавливает договорной режим имущества супругов.

Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

К общему имуществу супругов относятся: доходы каждого из супругов от трудовой, предпринимательской и интеллектуальной деятельности; полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и др.).

Общим имуществом супругов являются также приобретённые за счёт общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесённые в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Наряду с общей совместной собственностью у каждого из супругов также есть и личная собственность. К ней относятся: имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак; имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам; вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши.

Договорной режим имущества супругов устанавливает особый документ - брачный договор.

4. Брачный договор - соглашение лиц, которые создают семью и будут регистрировать в государственных органах свои отношения путём заключения брака, или соглашение супругов, уже состоящих в браке, по которому определяются имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Брачный договор может быть заключён как до заключения брака, так и в любое время в период брака. Если брачный договор был заключён до оформления брака, он вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака. Благодаря брачному договору супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности. Брачный договор может быть заключён как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Брачный договор не может регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей.

В любое время по соглашению супругов брачный договор может быть изменён или расторгнут. Односторонний отказ от исполнения брачного договора не допускается. Супруги могут также заключать соглашение о разделе общего имущества.

5. Права и обязанности родителей и детей защищены и закреплены семейным законодательством. С юридической точки зрения детьми являются те, кто не достиг совершеннолетия, т. е. 18 лет.

Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно; право знать своих родителей; право на их заботу; право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребёнок имеет право на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребёнка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства. Ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребёнка. В случае раздельного проживания родителей ребёнок имеет право на общение с каждым из них.

Ребёнок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Он вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд. Ребёнок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи.

Суммы, причитающиеся ребёнку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей

(лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Ребёнок имеет право собственности на доходы, полученным им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретённое на средства ребёнка.

Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. При этом родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Родительские права считаются неотчуждаемыми. Поэтому их лишение допускается лишь в крайне редких случаях, если родители:

уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

злоупотребляют своими родительскими правами; -

жестоко обращаются с детьми;

являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Мы уже знаем, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. И в то же время трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

Контрольно-оценочный материал

Вопросы

1.Что такое семья?

2. Почему распространена моногамия?

3. Какие факторы влияют на форму брака?

4. Охарактеризуйте функции семьи.

5 .Что такое патриархат как тип властной структуры?

6. Матриархат

7. Эгалитарная семья.

8. Что представляет собой неолокальное местожительство?

9. Матрилокальное местожительство.

10. Патрилокальное местожительство

11. Каковы обязанности жены - матери?

12. Каковы обязанности мужа - отца?

13. Что характерно для современной семьи?

14. В чём состоят проблемы неполных семей? Возможно ли их преодолеть и какими путями?

15.Что такое неполная семья? Как увеличение числа неполных семей влияет на демографическую и социальную ситуацию в обществе?

16. Что такое «точка невозврата» в репродуктивном потенциале страны?

17.В процессе исследований неудовлетворенности семейной жизни американский социолог К. Киркпатрик выделил основные ожидания, которые один партнер направляет на другого в традиционной семье.

Обязанности жены-матери

1. Рождение и воспитание детей.

2. Создание и поддерживание дома, жилища.

3. Обслуживание семьи

4. Преданное подчинение собственных интересов интересам мужа.

5.Приспособленность к зависимому социальному и экономическому статусу.

6.Терпимость к ограниченной сфере деятельности, связанной с заботой о домашнем хозяйстве

Обязанности мужа-отца

1.Преданность матери своих детей.

2.Обеспечение экономической стабильности.

3. Обеспечение безопасности и защиты семьи.

4.Поддерживание семейной власти и контроля.

5. Принятие основных решений.

6. Эмоциональная благодарность и уважение к жене за ее преданность семье.

7. Обеспечение алиментов в случае развода

Для какой семьи это характерно?

18. Каким образом распределяются обязанности родителей и детей в вашей семье? Кто в вашей семье лидер-мать или отец? Проанализируйте.

19. Выполнение обязанностей мужем и женой может принимать следующие формы:

а) муж выполняет только свои, а жена - свои обязанности.

б) муж не выполняет свои обязанности, а жена выполняет.

в) муж выполняет свои обязанности, а жена - нет.

г) муж выполняет женские обязанности, а жена - мужские.

Что произойдёт в каждой из этих ситуаций - скандал, развод, конфликт, гармония? Проанализируйте ситуации.

20. Какова система норм, устанавливающих порядок заключения и расторжения брака? Какой государственный орган уполномочен на проведение этих процедур?

21. Что такое личные неимущественные и имущественные права супругов? Приведите примеры.

22. Что представляет собой брачный договор? Какие отношения между супругами он регулирует?

23. Каковы права и обязанности, которыми наделены родители в нашей стране? В каких случаях родители могут быть лишены родительских прав?

24. Какие права даны в России ребёнку? Как на нём может сказаться развод родителей?

25.Как вы понимаете смысл метафоры: семья - колодец, а дети - каменная плита, защищающая его?

Практикум

1.Составьте таблицу «Общие и отличительные черты традиционной и современной семей», на основании критериев, предложенных вами.

2.Беседуют двое. Первый говорит:

- В большинстве современных развитых обществ количество разводов приближается или превышает 30%. И это характерно не только для России. Раньше во всех странах семья была гораздо крепче. Возможно, человечество вступило в эпоху кризиса брака, и в скором времени ему будет найдена эффективная замена.

Второй отвечает:

- Брак и бизнес - очень рисковые мероприятия. Из каждых 100 вновь образующихся предприятий каждый год разоряется от 80 до 90% . Из каждых 100 вновь образующихся семей ежегодно распадается менее 30%. Несмотря на то, что уровень потерь в бизнесе в 3 раза выше, никто не говорит о кризисе этого института. Сравнивая то и другое, мы можем сказать, что брак стоит на своих ногах гораздо прочнее, чем бизнес, и никакого кризиса не переживает.

Сопоставьте две точки зрения. С какой из них вы согласились бы? Дайте обоснованную аргументацию своего ответа. Если сможете, оперируйте статистикой и фактами.

3. Продолжите перечисление совместной собственности супругов. К общему имуществу супругов относятся; _________________

4. Какая ситуация является примером семейных правоотношений?

1) Родители-алкоголики были лишены родительских прав;

2) отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте;

3) на свою первую зарплату сын купил подарки родителям;

4) дочь устроилась на работу в семейную фирму своих родителей. Выберите правильный ответ.

5. Верны ли следующие суждения о правах родителей?

А. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Б. Права родителей прекращаются в тот момент, когда несовершеннолетние дети вступают в брак.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

Выберите правильный ответ.

6. Опираясь на свои знания истории и дополнительную литературу, напишите небольшой рассказ о традициях бракосочетания в России.

7.Смоделировать ситуацию - отношения в моей семье (распределение обязанностей родителей и детей, определение роли лидера в семье) и смоделировать идеальную семью (занятость, распределение обязанностей, досуг, воспитание детей). Обе ситуации проанализировать и сравнить.

Заключение

Российское общество проходит один из самых динамичных периодов своей истории. Повороты и катаклизмы этого исторического времени постоянно создают нестандартные, критические ситуации, требующие от каждого принятия самостоятельных решений. Профессия медицинского работника предполагает постоянное общение с представителями разных социальных групп. Социальная среда, окружающая пациента, самым непосредственным образом влияет на его отношение к проблемам со здоровьем.

Приобретенные в курсе обществознания знания и умения можно использовать в практической деятельности и повседневной жизни для:

успешного выполнения типичных социальных ролей;

решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

На данном занятии студенты знакомятся с сущностью семейных правоотношений, условиями заключения и расторжения брака, правами и обязанностями супругов, правовыми отношениями родителей и детей.

Источники

Кравченко А.И. Обществознание.-М.: Русское слово, 2011

Кравченко А.И. Основы социологии. – М.:Академия, 2010

Кравченко А.И. Основы социологии. Методическое пособие.-М.:Академия, 2010

Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями.- М.: Советская Россия, 1990. - С.46

http // www . uchportal . ru

Приложение №1

МЫСЛИ МУДРЫХ

Согласитесь или поспорьте с поэтом.

Должно быть, опасаясь вдовьих слез,

Ты не связал себя ни с кем любовью.

Но если б грозный рок тебя унес,

Весь мир надел бы покрывало вдовье.

В своем ребенке скорбная вдова

Любимых черт находит отраженье.

А ты не оставляешь существа,

В котором свет нашел бы утешенье.

Богатство, что растрачивает мот,

Меняя место, в мире остается.

А красота бесследно промелькнет,

И молодость, исчезнув, не вернется.

Кто предает себя же самого -

Не любит в этом мире никого!

У. Шекспир

Приложение №2

Приложение №3

Фрагмент произведения Н. В. Гоголя «Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту при нынешнем порядке вещей в России»

Советы молодой жене.

«Распределите ваше время: положите всему непременные часы. Не оставайтесь поутру с вашим мужем: гоните его на должность в его департамент, ежеминутно напоминая ему, что он весь должен принадлежать общему делу и хозяйству всего государства... что он женился именно затем, чтобы, освободя себя от мелких забот, всего отдать отчизне, и жена дана ему не на помеху службе, а в укрепление его на службе. Чтобы все утро вы работали порознь, каждый на своем поприще, и через это встретились бы весело перед обедом и обрадовались бы так друг другу, как бы несколько лет не виделись, чтобы вам было что пересказать друг другу и не попотчевал бы один другого зевотою: расскажите ему все, что вы делали в вашем доме и домашнем хозяйстве, и пусть он расскажет вам все, что производил в департаменте своем для общего хозяйства. Вы должны знать непременно существо его должности, и в чем состоит его часть, и какие дела случилось ему вершить в тот день, и в чем именно они состояли. Не пренебрегайте этим и помните, что жена должна быть помощницей мужа. Если только в течение одного года вы будете внимательно выслушивать от него все, то на другой год будете в силах подать ему даже совет, будете знать, как одобрить его при встрече с какой-нибудь неприятностью по службе, будете знать, как заставить его перенести и вытерпеть то, на что у него не достало бы духа, будете его истинный возбудитель на все прекрасное.»

О какой функции семьи пишет Н. В. Гоголь?

Какие советы писателя, жившего в 19 веке, по вашему мнению, может взять на заметку девушка 21 века?

Н. В. Гоголь употребил в названии произведения слово «чем», которое используется по отношению к неодушевленным объектам. Как вы думаете, стоит ли женщинам из-за этого обижаться на писателя? Свой ответ аргументируйте.

Цель поэзии - поэзия.

А. С. Пушкин

Пушкин - первый русский поэт, посвятивший себя целиком искусству, более того, первый, кто отказался от всякой государственной службы ради права быть поэтом. Всем своим творчеством стремился он ответить на вопрос "что есть поэзия?"

Тема назначения поэзии и миссии поэта имеет два аспекта: социальный и философский. С лицейской скамьи отстаивая свое право на занятия литературой и только ею, Пушкин шел на открытый конфликт с обществом. Общество так и не смирилось с этим: ярким тому примером служит присвоение Пушкину Николаем I звания камер-юнкера - приличного для молодого человека и недостойного взрослого мужчины. Царь не просто хотел унизить и кольнуть, он стремился "втиснуть" вольного поэта в определенную социальную ячейку, давая понять, что не признает за писателем никакого социального статуса. В достаточной степени нежелание государственной системы "признать" литературу вызывалось страхом перед ее воздействием на умы и сыграло роль в формировании в России особого отношения к творцам. Действительно, ни одна литература мира так не осознавала своей пророческой миссии, как русская. И здесь смыкаются социальный и философский аспекты проблемы назначения поэзии. Юный Пушкин под влиянием идей Просветителей, которые проповедовал в Лицее профессор Куницын, под влиянием бесед с Чаадаевым, с будущими декабристами видит назначение поэзии в служении общему делу - делу освобождения России от устаревшей государственной системы. В оде "Вольность" он определяет это так:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

В очерке о вольнолюбивой лирике поэта уже шла речь о том, как менялось пушкинское отношение к миссии поэта в 1823-24 годах, как пришло понимание того, что поэзия самодостаточна, не может и не должна служить даже самым благородным начинаниям. Что путь подчинения искусства какой-либо возвышенной цели - тупиковый. Знаменательно письмо Пушкина

В. А. Жуковскому (1825): "Ты спрашиваешь, какая цель у "Цыганов"? Вот на! Цель поэзии - поэзия... "Думы" Рылеева и целят, а все невпопад". Отнюдь не случайно в письме упоминание Рылеева: будущий декабрист последовательно проводил в жизнь идею подчинения искусства делу революции. Его "Думы" прямолинейно били по крепостничеству и самодержавию - и от этой прямолинейности безнадежно проигрывали в художественном отношении, ибо поэзия становилась для автора лишь средством для достижения основной цели, никакого отношения к искусству не имеющей. Заочная полемика с Рылеевым означает для Пушкина отказ от рылеевских концепций, которые он разделял в 1817-1823 гг.

В 1826 году Пушкин создает стихотворение "Пророк" - свой поэтический манифест, где провозглашает божественную подчиненность искусства и пророческое предназначение поэта.

""Пророк"" написан как свободное переложение фрагмента шестой главы книги библейского пророка Исаии: ""Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами из жертвенника, и коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого мне послать? И кто пойдет для нас? И сказал я: вот я, пошли меня"". Это стихотворение - о преображении человека в пророка, в вестника Божьей воли. Но начинается оно не с момента превращения, не с появления "шестикрылого серафима". Оно открывается двумя строками, объясняющими, к кому явился серафим:

Духовной жаждою томим

В пустыне мрачной я влачился...

Весь библейский пафос стихотворения оправдывает образ мрачной пустыни. Но это не просто пустыня, ибо жажда, томящая лирического героя, - не физическая, а духовная, это великая скорбь о несовершенстве человека. И возникает образ иной пустыни: пустыни мира, пустыни людских толп и городов, где ничто не может утолить духовной жажды. И над образом одинокого, умирающего от жажды на песке путника встает образ бесконечного одиночества духа в "пустыне мира", образ добровольного ухода от мира в поисках источника неких высших истин. Цена, которую платит пророк за дар "божественного глагола", - изнуряющая духовная работа. И когда все возможности мира для него исчерпаны и ничто не может утолить духовной жажды - появляется на перепутье шестикрылый серафим и свершается преображение. Человеку заменяют зрение и слух - ему даны "вещие зеницы" и способность все слышать: и "неба содроганье", и ""горний ангелов полет"", и "дольней лозы прозябанье". Серафим не вознес его в иной мир - он лишь изменил восприятие мира. И человеческий мир, бывший мгновенье назад "мрачной пустыней", вдруг наполнился сиянием и звуками - открылся в новых измерениях: поэт видит и внемлет так, как не дано воспринимать человеку.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык...

Вместо "празднословного и лукавого" языка путнику дано "жало мудрыя змеи". Это очень глубокий образ. С одной стороны, змея - символ мудрости, слово пророка - всегда мудрое слово. С другой - образ змеиного жала ассоциируется с меткостью поэтического слова. Даже "трепетного сердца" человеческого не остается у путника:

Угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Ибо этот уголь должен вечно жечь поэта, не давать ему ни на минуту забыть о его высоком предназначении. Казалось бы, превращение завершено. Мудрецу даны новое зрение и новый слух, а с ними - всеведение, полнота знаний о мире; мудрый язык, пылающий угль вместо сердца... Человек прошел через страдания, чтобы его слово стало ""глаголом". Но -

Как труп в пустыне я лежал...

Не свершилось главное: Бог должен воззвать к пророку. Превращение требует не только физического, но и нравственного преображения. Без божественного ""предписания"" пророк мертв. Нет искусства без вдохновения. Вдумаемся в изначальный смысл этого слова: вдох, вдохнуть в человека жизнь. В этом и кроется божественная миссия пророка, потому и не подчиняется поэзия никаким практическим задачам: она служит духу, подчиняется вдохновению. Только тогда поэтическое слово действительно будет "жечь сердца людей". Мысль об особом, высшем предназначении поэта прозвучит у Пушкина в стихотворениях "Арион" и "Поэт", написанных вслед за "Пророком" - в 1827 году.

Стихотворение следующего - 1828 года - "Поэт и толпа" воспринимается как центральное в данной теме. О чем спор певца и черни? - о главном, о назначении искусства: "Зачем так звучно он поет?.. к какой он цели нас ведет?" "Песнь" поэта "волнует, мучит" - и толпа призывает его к ответу: "Какая польза нам от ней?" Вот он, ключ: польза. Толпа согласна помучиться, лишь бы была польза. Это вызывает гневную отповедь певца:

Тебе бы пользы все - на вес

Кумир ты ценишь Бельведерский.

Ты пользы, пользы в нем не зришь...

Нет и не может быть практической пользы от искусства: таково кредо поэта. Тот, кто требует пользы, пусть удовлетворяется "печным горшком": для приготовления пищи Аполлон Бельведерский абсолютно не пригоден. И, кажется, чернь соглашается с поэтом. Но требует, чтобы он, "небес избранник", употребил высокий дар на благо людям! Смотрите, как лукав Пушкин: во втором призыве черни нет уже соображений "низкой прозы". Напротив, толпа как будто жаждет духовного совершенства:

Ты можешь, ближнего любя,

Давать нам смелые уроки,

А мы послушаем тебя.

Отчего же гонит их поэт:

Подите прочь - какое дело

Поэту мирному до вас!

Да потому, что чернь вновь требовала от искусства пользы: пусть искусство ее исправляет, дает ей уроки, так или иначе, но пусть служит толпе. Вот этого и не желает певец, более того - не может себе позволить. Ибо искусство не должно, и просто не в силах кого-то чему-то научить, оно вне практической пользы. Вспомните "Пророка": Бог посылает своего вестника не "учить народы", но "Глаголом жечь сердца людей". Нельзя научить быть добрым, справедливым, благородным, свободным, умным. Этому не учат - все эти качества есть результат постоянной духовной работы человека, его бескорыстного служения Истине. Искусство может и должно не давать уроки - но создавать прекрасное, приобщать людей к духовности, к истине, пробуждать души (в стихотворении ""Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"" сказано именно так: ""…чувства добрые я лирой пробуждал…""). Те же, кто боится духовной работы, кто избирает не тернистый путь мучений, метаний духа в поисках истины, но легкую дорогу уроков (научите нас быть добрыми и мудрыми!) и есть "чернь тупая". Для восприятия искусства необходим определенный уровень духовности - тот, на котором уже не ждут "уроков". Посмотрите, что противопоставляет поэт "урокам": "Не оживит вас лиры глас". Учить - или оживлять, одухотворять. Невосприимчивость толпы к звукам "лиры вдохновенной" есть знак ее духовной ущербности, нищеты: "Душе противны вы, как гробы". Нет и не может быть у поэта никакой "корысти":

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Создастся впечатление, что поэт замкнулся в гордом одиночестве, что слушатель ему вовсе не нужен. Так ли? - Разумеется, нет! Ведь само стихотворение обращено к читателю, именно читателя берет поэт в союзники. Посмотрите на эпиграф: "Procul este, profani" - "Прочь, непосвященные." Поэзия - для "посвященных", для тех, кто понимает истинное назначение искусства и не ждет от него пользы, корысти. "Поэт и толпа" - стихотворение особой судьбы. Оно - в ряду центральных произведений русской литературы, к нему так или иначе обращаются писатели и критики, размышляя о "цели поэзии". Плоско понявшие Пушкина сторонники "чистого искусства" (те, кто стремился вообще изгнать из литературы гражданское звучание) сочли Александра Сергеевича Пушкина "своим" - как раз на основании этого стихотворения. Их противники, понявшее Пушкина так же упрощенно, упрекали и его, и приверженцев "чистого искусства". Перечитайте, например, некрасовское "Поэт и гражданин" и вы найдете спор с Пушкиным, именно со стихотворением "Поэт и толпа". Пушкину не прощали отказа от участия в "житейских волненьях" и "битвах". Но ведь в стихотворении есть прямое пророческое предостережение. Поэт заявляет толпе:

Во градах ваших с улиц шумных

Сметают сор, - полезный труд! -

Но, позабыв свое служенье,

Алтарь и жертвоприношенье,

Жрецы ль у вас метлу берут?

Однако было время, когда "жрецы" брали в руки метлу:

Поэт вылизывал чахоткины плевки

Шершавым языком плаката,

Сказал Маяковский и точно определил, что это для него значило:

Я себя смирял, становясь

на горло собственной песне.

Для него это поэтическое самоубийство закончилось выстрелом в висок - самоубийством физическим. Для общества, для толпы, ради которой он всю жизнь ""простоял на горле собственной песни"", - отлучением от искусства, запретом на духовную жизнь, которую заменили суррогатом соцреализма. Поэт не имеет права изменять себе - или он перестает быть поэтом. Последствия трагичны для всех. Творец вне суда толпы - об этом и пушкинский сонет "Поэту", где путь истинного поэта, не подчинившегося "толпе холодной", назван "благородным подвигом". Почему? Потому что это путь одиночества, отказа от всех мирских соблазнов: славы, почета, власти над умами черни - ради высокого служения искусству. В 1818 году молодой Пушкин закончил стихотворение "К Н. Л. Плюсковой" строчками:

Был эхо русского народа.

Этот образ оказался удивительно точным - и в 1831 году Пушкин вновь осмысливает его в стихотворении "Эхо". В чем суть эха? -

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Так и поэт: воспринимает все, что происходит в мире и откликается "на всякий звук" - для того и даны были ему нечеловеческие слух и зрение (вспомним "Пророка"!). Но эхо бесконечно одиноко:

Тебе ж нет отзыва... Таков

И ты, поэт.

Путь пророка - путь подвижничества. Отказавшись "давать смелые уроки", изгнав "непосвященных" и поставив себя вне их суда, поэт избирает этот путь. Однако для Пушкина призыв: "Поэт, не дорожи любовию народной", - ни в коем случае не означает равнодушия к обществу, к прошлому, настоящему и будущему истории страны и человечества. Речь о том, что истинное искусство немыслимо без твердых нравственных убеждений художника - именно об этом говорит Пушкин устами своего героя Моцарта:

Гений и злодейство

Две вещи несовместные...

Эстетическая и гражданская поэзия в понимании Пушкина неразрывны. И в итоговом стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…" эта мысль вновь прозвучит как одна из главных. Само стихотворение нельзя воспринять полно вне исторического контекста. Ему предпослан эпиграф из оды великого древнеримского поэта Горация ""Exegi monumentum"". Основной смысл стихотворения Горация в том, что творчество поэта и есть памятник ему, который будет стоять, пока стоит Рим (имеется в виду Рим как государство). По стилю, ритму стихотворение Пушкина максимально, местами дословно, приближено к вольному переводу горациевой оды - стихотворению "Памятник" Державина. То есть Пушкин сознательно вписывает свое произведение в литературный ряд Гораций - М. В. Ломоносов - Г. Р. Державин, и тем явственнее различия между позициями поэтов. Гораций связывает свой памятник со славой Рима, Державин также видит неразрывность своего творчества и государства Российского:

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Сравните это с пушкинской концепцией. Он говорит не о государстве, и даже не о своем народе. Его обращение космично - к человечеству, к душе любого человека:

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Не менее разительно отличаются друг от друга позиции Пушкина и Державина в 4-ой и 5-ой строфах. Размышляя о прожитом и совершенном, что считает Державин своим главным достижением, обещающем ему бессмертие?

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В душевной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Он говорит о своих художественных достижениях "в русском слоге" и о мужестве говорить царям истину. Обратим внимание, Гаврила Романович Державин как бы разделяет себя - поэта и себя - гражданина: ведь так и было на самом деле, он был министром и говорил "с царями" прежде всего как министр. Пушкин, твердо отказавшийся от государственной службы, мыслит себя поэтом и не разделяет в себе художника и гражданина:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Творческое и человеческое кредо Пушкина едины. Он сам определяет, что главное в его поэзии: он не учил людей, не проповедовал - он пробуждал "чувства добрые" в их душах, стремился дать людям мощный импульс к духовному самосовершенствованию, пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе - единственное, к чему может и должно апеллировать искусство. Противопоставление "жестокого века" Свободе, призыв к милосердию - это и есть те "добрые чувства", которые пробуждает пушкинская лира. Последняя строка стихотворения по содержанию очень близка сонету 1830 года "Поэту" и ""Пророку"". Пушкин вновь возвращается к мысли о неподсудности искусства мнению толпы, о том, как трагично для поэта неравнодушие к "хвале и клевете", о верности поэта божественному предначертанию. ""Заветная лира"" в этом контексте может быть прочитана и как ""завещанная"" от Бога. Это стихотворение - не "список благодеяний", не предъявленный потомкам "счет на бессмертие". Оно - удивительная по лаконизму и философской глубине поэтическая формула миссии искусства.

С указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

  1. Пушкин создал два стихотворения с одинако-вым названием: «Воспоминания в Царском Селе». Когда он написал первое стихотворение под таким названием? Прочтите его. Как это стихотворение связывается в вашей памяти со знаменитым поэтом XVIII века Державиным?
  2. Первое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» написано в 1814 году и было предназначено для прочтения на эк-замене. «Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Дер-жавина. Я не в силах описать состояние души моей, когда дошел я до стиха, где упоминается имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось упоительным восторгом».

    О громкий век военных споров, Свидетель славы россиян! Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов, Потомки грозные славян, Перуном Зевсовым победу похищали; Их смелым подвигам страшась дивился мир; Державин и Петров героям песнь бряцали Струнами громозвучных лир.

    Известна восторженная реакция на это стихотворение самого Державина, кото-рая дала Пушкину повод впоследствии написать:

    Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил.

    Гаврила Романович Державин скончал-ся в 1816 году, спустя два года после упо-мянутого лицейского экзамена. Пушкин прав, благословение было дано незадолго до смерти. В нем Державин увидел своего преемника в поэзии.

  3. Романтики рассматривали творчество любого поэта как один огромный автобиографический ро-ман. Пушкин стоял в центре интеллектуально-идей-ной жизни своей эпохи. Могут ли два этих важных соображения дать нам право сказать, что и творче-ство Пушкина — огромный автобиографический ро-ман, рисующий его эпоху, или такое утверждение требует оговорок и ограничений?
  4. Творчество Пушкина — не только ог-ромный автобиографический роман, хотя его биография, духовный рост, формиро-вание нравственных убеждений, эстети-ческих позиций рассматриваются в кон-тексте эпохи. Его творчество охватывало полностью духовную жизнь эпохи. Для характеристики его значения в создании картины эпохи, ее интеллектуально-идейной жизни могло бы подойти определение В. Г. Белинского, примененное им к рома-ну «Евгений Онегин», — «энциклопедия русской жизни». Итак, творчество вели-кого русского поэта — это и автобиогра-фический роман, и, что шире, — энцикло-педия эпохи. Пушкин дал глубокий ана-лиз основным событиям своего времени, господствующим теориям и концепциям и, конечно, литературным направлениям и движениям.

  5. Пушкин любил путешествия, поездки. Какие суждения о дороге вы нашли в строках прозы и сти-хов Пушкина?
  6. В романе «Евгений Онегин» дано выра-зительное описание современных ему до-рог и путешествий, а также мечты о доро-гах будущего:

    Со временем (по расчисленью Философических таблиц,

    Лет чрез пятьсот) дороги, верно, У нас изменятся безмерно: Шоссе Россию здесь и тут, Соединив, пересекут. Мосты чугунные чрез воды Шагнут широкою дугой, Раздвинем горы, под водой Пророем дерзостные своды, И заведет крещеный мир На каждой станции трактир.

    Это мечта Пушкина. А в его время?

    Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют, На станциях клопы да блохи Заснуть минуты не дают; Трактиров нет. В избе холодной Высокопарный, но голодный Для виду прейскурант висит И тщетный дразнит аппетит, Меж тем, как сельские циклопы Перед медлительным огнем Российским лечат молотком Изделье легкое Европы, Благословляя колеи И рвы отеческой земли.

    Зимняя дорога более приятна («Езда приятна и легка», «дорога зимняя глад-ка», «неутомимы наши тройки»).

  7. Проследите за тем, как изменил Пушкин на-звания своих маленьких трагедий: «Чумный город» — «Пир во время чумы», «Скупой» — «Скупой ры-царь»; «Зависть» — «Моцарт и Сальери»; «Дон Жуан» — «Каменный гость». Как видим, окончательные названия подчеркивают конфликт. Попробуйте по-рассуждать на эту тему.
  8. Изменение названий драматических произведений, объединенных в цикл «Ма-ленькие трагедии», в окончательном ва-рианте действительно более ярко высве-чивают конфликт пьес и выражают отно-шение автора к данному конфликту и его участникам. Интересно название «Скупой рыцарь». У Мольера есть комедия «Ску-пой». Стало быть, называть так же траге-дию, во-первых, Пушкину было нецелесо-образно. Во-вторых, в названии «Скупой рыцарь» содержится некое нарочитое про-тиворечие, конфликт между скупостью и рыцарством, что на первый взгляд кажет-ся несовместимым, потому что рыцарь должен быть бескорыстным. Обозначает-ся конфликт «человек-деньги». Слово «рыцарь» возводит скупость на уровень трагической страсти.

    Смысл трагедии «Моцарт и Сальери» не ограничивается проблемой зависти. Вы-членение какой-либо другой проблемы в заголовке, например гений и злодей-ство, также не смогло бы масштабно пред-ставить подлинный конфликт трагедии, который заключается в антитезе фило-софских и жизненных установок Моцар-та и Сальери. Сальери пытается проти-вопоставить свою волю бытийным и нрав-ственным законам жизни. Именно потому автор решил вынести в название трагедии имена композиторов одной эпохи и тем са-мым обозначить конфликт.

    Изменение названия трагедии «Дон Жуан» на «Каменный гость» выводит на первый план тему возмездия за соде-янные преступления, притом возмездие осуществляется, когда дон Гуан раска-ялся и обретает новую жизнь. Тем са-мым кара, осуществляемая статуей Ко-мандора, усиливает трагичность сюжета пьесы.

    Как и некоторые мои сверстники, я прочитал «Маленькие трагедии» еще в восьмом классе. Они заставили задумать-ся над моральными и философскими про-блемами, которые всегда актуальны, о вечных духовных ценностях, человече-ских пороках и добродетели.

  9. По романтическим канонам поэт — «странный человек». Пушкин же пришел к утверждению, что поэт «просто человек». Какое из этих утверждений кажется вам верным? Согласитесь или поспорьте с поэтом.
  10. Поэт — человек, которому ничто чело-веческое не чуждо. Однако он обладает особым талантом, особым видением жиз-ни, интуицией, порой даром пророчества. Поэт склонен к вдохновению, которое спо-собствует рождению прекрасных поэтиче-ских шедевров. «Странный человек» в ро-мантическом понимании означает поэта, отрешенного от реальной действительнос-ти, пребывающего в своем творческом во-ображении либо в рыцарском прошлом, либо в мире мистики. Однако даже в ро-мантический период своего творчества Пушкин всегда был прочно связан с ре-альностью и воспринимал жизнь с пози-ций «просто человека». Это его качество в сочетании с исключительной гениально-стью и прозорливостью поэта-пророка по-могло созданию его значительных в нрав-ственно-философском и художественном отношении произведений лирического и лироэпического родов литературы, а так-же прекрасных образцов прозы и драма-тургии.

  11. Как вы понимаете суждение: «…Пушкин обладал активным, одухотворяющим окружающую жизнь гением: он не подчинился окружающему, а преобразовал его»?
  12. Прав ли исследователь, утверждая, что «если ли-тература сохранила в обществе свой нравственный авторитет, а читатель XIX века смотрел на писателя как на свою совесть, то в этом — бесспорная историческая заслуга Пушкина»? Материал с сайта

    Суждение исследователя совершенно справедливо. Творчество Пушкина обо-значило новый этап в развитии русского языка и русской литературы, с особой ос-тротой проникало в сознание читателя, формировало его духовный мир, нравст-венные понятия. Одной из самых главных особенностей его произведений была ог-ромная вера в человека, в исторический прогресс, оптимизм даже в самых траги-ческих обстоятельствах жизни человека. Чего стоит фраза из его стихотворения «Печаль моя светла…», ставшая крыла-тым выражением. Ценности любви, друж-бы, вечного, не прекращающегося движе-ния жизни, естественной смены поколе-ний ради сохранения самой жизни, значение совести для простого человека и властителя — во многом открыты нам (и читателям прошлого) пушкинскими творениями. Не зря в свое время, призна-вая неоспоримое влияние Пушкина на дальнейшее развитие литературы, говори-лось о пушкинском направлении в лите-ратуре, отдельный этап в развитии рус-ской поэзии был назван «пушкинской по-рой». В своей речи на открытии памят-ника Пушкину в 1880 году Ф. М. Достоев-ский говорил о нем как о русском наци-ональном поэте, поэте-пророке, указав-шем путь к подлинной гармонии, жизни по единому евангельскому закону, к брат-скому согласию всех племен и народов. Не случайно, что на открытие памятника съехались представители всех литератур-ных течений и группировок: западни-ки, славянофилы, почвенники, М. Н. Кат-ков и его сторонники и т. д. В речи И. С. Тургенева звучала мысль, что лю-бовь к А. С. Пушкину означает свободу, потому что в его поэзии заключена возвы-шающая человека нравственная сила. Пушкинское творчество настолько богато идеями и многогранно, что люди разных национальностей и убеждений черпали и черпают из него то, что им особенно близ-ко и дорого, а это способно объединить их на гуманистической основе.

  13. «Если жизнь тебя обманет…», Элегия. Первое из этих стихотворений было написано в период михайловской ссылки, в 1825 году, в одно время с таким стихотворением, как «Вакхическая песня», торжество жизни, разума, творчества. «Эле-гия» относится к 1830 году — периоду уже зрелой лирики поэта. Сравните два стихотворения по настроению и способу выражения его, отношению к творчеству, пониманию смысла человеческого существования.
  14. Общее настроение лирического героя в обоих стихотворениях оптимистично. Хо-тя обман и уныние для него в жизни неиз-бежны, взгляд его обращен в будущее, ко-торому приписывается особая мудрость приятия всех без исключения событий прошлых лет. В таком взгляде на мир ощущаются эпикурейские настроения и легкость, с которой юность проживает житейские невзгоды.

    В стихотворении «Элегия» лирический герой предстает зрелым человеком, оце-нивающим и бывшее веселье, и печаль промелькнувшей юности, и нынешнее уныние одинаково трезво. Также и бу-дущее представляется ему не безоблач-ным — «волнующим морем», но герой ощущает определенную независимость душевного настроя от внешних событий, он готов «мыслить и страдать», готов к горестям и верит «в минуты наслаж-денья» от гармонии творчества и возмож-ной любви.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

  • проза о дорогах путешествиях
  • творчество пушкина в контексте эпохи
  • пушкин формирование творчества
  • пушкин струнами громозвучных лир анализ
  • творчество а.с.пушкина

Сегодня было бы странно видеть партии или политиков, предлагающих отменить свободу слова. Радикальные левые и консерваторы могут призывать к «чистке» СМИ от «врагов народа» и «пятой колонны», но само положение Конституции о свободе слова является общим местом. Так было, конечно, не всегда.

Публицист, левый активист (на 1905 год) Владимир Ленин свободу слова ограничивал общественным мнением: мол, писать и говорить можно только то, что одобряет общество. А что именно оно одобряет - определит, конечно, партия. Поэт Валерий Брюсов был совершенно не согласен с такой трактовкой свободы слова и написал ответную колонку. Ирония судьбы в том, что после революции Брюсов вступил в партию большевиков.

Кричать, врать и писать что угодно

«Литературное дело, пишет г. Ленин в «Новой Жизни» (№12, 1905 г.), не может быть индивидуальным делом, независимым от общего пролетарского дела. Долой литераторов беспартийных! Долой литераторов сверх-человеков! Литературное дело должно стать колесиком и винтиком одного единого великого социал-демократического механизма».

И далее: «Абсолютная свобода есть буржуазная или анархическая фраза. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная зависимость от денежного мешка. Мы, социалисты, разоблачаем это лицемерие, срываем фальшивые вывески, не для того, чтобы получить неклассовую литературу и искусство (это будет возможно лишь в социалистическом, внеклассовом обществе), а для того, чтобы лицемерно свободной, а на деле связанной с буржуазией литературе противопоставить действительно свободную, открыто связанную с пролетариатом литературу».




Валерий Брюсов (Аврелий)

Г. Ленин делает сам себе возражения от лица «какого-нибудь интеллигента, пылкого сторонника свободы» в такой форме: «Как! Вы хотите подчинения коллективности такого тонкого, индивидуального дела, как литературное творчество! Вы хотите, чтобы рабочие по большинству голосов решали вопросы науки, философии, эстетики! Вы отрицаете абсолютную свободу абсолютно индивидуального идейного творчества!»

И отвечает: «Успокойтесь, господа! Речь идет о партийной литературе и её подчинении партийному контролю… Я обязан тебе предоставить, во имя свободы слова, полное право кричать, врать и писать что угодно. Но ты обязан мне, во имя свободы союзов, предоставить право заключать или расторгать союз с людьми, говорящими то-то и то-то… Партия есть добровольный союз, который неминуемо распался бы, если бы он не очищал себя от членов, которые проповедуют антипартийные взгляды… Свобода мысли и критики внутри партии никогда не заставит нас забыть о свободе группировки людей в вольные союзы, называемые партиями»

Вот по крайней мере откровенные признания! Г. Ленину нельзя отказать в смелости: он идет до крайних выводов из своей мысли; но меньше всего в его словах истинной любви к свободе. Свободная («внеклассовая») литература для него - отдаленный идеал, который может быть осуществлен только в социалистическом обществе будущего. Пока же «лицемерно свободной, а на деле связанной с буржуазией литературе» г. Ленин противопоставляет «открыто связанную с пролетариатом литературу». Он называет эту последнюю «действительно свободной», но совершенно произвольно…

По точному смыслу его определений обе литературы несвободны. Первая тайно связана с буржуазией, вторая открыто с пролетариатом. Преимущество второй можно видеть в более откровенном признании своего рабства, а не в большей свободе. Современная литература, в представлении г. Ленина, на службе у «денежного мешка»; партийная литература будет «колесиком и винтиком» общепролетарского дела.

Но если мы и согласимся, что общепролетарское дело - дело справедливое, а денежный мешок - нечто постыдное, разве это изменит степень зависимости? Раб мудрого Платона все-таки был рабом, а не свободным человеком.

Однако, возразят мне, та свобода слова (пусть еще неполная, пусть вновь урезанная), которой мы сейчас пользуемся в России, или по крайней мере пользовались некоторое время, была достигнута ничем другим, как энергией «российской социал-демократической рабочей партии». Не стану спорить, воздам все должное этой энергии. Скажу больше: в истории можно подыскать только один пример, напоминающий наши октябрьские события (речь о массовых забастовках в октябре 1905 года - прим. Grandpaper): это отход плебеев на Священную гору. Вот истинно первая «всеобщая забастовка», на тысячелетия предварившая сходные попытки Бельгии, Голландии и Швеции. Но, признав всю благодетельность пережитого нами события, неужели я должен по этому самому отказаться от критического отношения к нему? Это было бы все равно, как требовать, чтобы никто из благодарности к Гутенбергу, изобретшему книгопечатание, не смел находить недостатков в его изобретении. Мы не можем не видеть, что социал-демократы добивались свободы исключительно для себя, что париям, стоящим вне партии, крохи свобод достались случайно, на время, пока грозное «Долой!» не имеет еще значения эдикта. Слова социал-демократов о всеобщей свободе тоже «лицемерие», и мы, писатели беспартийные, тоже должны «сорвать фальшивые вывески».



В. Ленин произносит речь

Свободе слова г. Ленин противопоставляет свободу союзов и грозит писателям внепартийным исключением из партии. «Каждый вольный союз, говорит он, волен прогнать таких членов, которые пользуются фирмой партии для проповеди антипартийных взглядов». Что это значит? Странно было бы толковать это в том смысле, что писателям, пишущим против социал-демократии, не будут предоставлены страницы социал-демократических изданий. Для этого не надо создавать «партийной» литературы. Предлагая только выдержанность направления в журналах и газетах, смешно было бы восклицать, как это делает г. Ленин: «За работу же, товарищи! Перед нами трудная и новая, но великая и благодарная задача…» Ведь и теперь, когда «новая и великая» задача еще не решена, писателю-декаденту не приходит в голову предлагать свои стихи в «Русский Вестник», а поэты «Русского Богатства» не имеют притязаний, чтобы их печатали в «Северных Цветах». Нет сомнения, что угроза г. Ленина «прогнать» имеет иной, более обширный смысл. Речь идет о гораздо большем: утверждаются основоположения социал-демократической доктрины, как заповеди, против которых не позволены (членам партии) никакие возражения.

Г. Ленин готов предоставить право «кричать, врать и писать что угодно», но за дверью. Он требует расторгать союз с людьми «говорящими то-то и то-то». Итак, есть слова, которые запрещено говорить. «Партия, есть добровольный союз, который неминуемо распался бы, если бы он не очищал себя от членов, которые проповедуют антипартийные взгляды». Итак, есть взгляды, высказывать которые запрещено. «Свобода мысли и свобода критики внутри партии никогда не заставит нас забыть о свободе группировки людей в вольные союзы». Иначе говоря, членам социал-демократической партии дозволяется лишь критика частных случаев, отдельных сторон доктрины, но они не могут критически относиться к самым устоям доктрины. Тех, кто отваживается на это, надо «прогнать». В этом решении - фанатизм людей, не допускающих мысли, что их убеждения могут быть ложны. Отсюда один шаг до заявления халифа Омара: «Книги, содержащие то же, что Коран, - лишние; содержащие иное - вредные».

Почему однако осуществленная таким способом партийная литература именуется истинно свободной? Многим ли отличается новый цензурный устав, вводимый в социал-демократической партии, от старого, царившего у нас до последнего времени. При господстве старой цензуры дозволялась критика отдельных сторон господствующего строя, но воспрещалась критика его основоположений. В подобном же положении остается свобода слова и внутри социал-демократической партии. Разумеется, пока несогласным с такой тиранией предоставляется возможность перейти в другие партии. Но и при прежнем строе у писателей-протестантов оставалась аналогичная возможность: уехать, подобно Герцену, за рубеж. Однако, как у каждого солдата в ранце есть маршалский жезл, так каждая политическая партия мечтает стать единственной в стране, отождествить себя с народом. Более, чем другая, надеется на это партия социал-демократическая. Таким образом, угроза изгнанием из партии является в сущности угрозой извержением из народа. При господстве старого строя писатели, восстававшие на его основы, ссылались, смотря по степени «радикализма» в их писаниях, в места отдаленные и не столь отдаленные. Новый строй грозит писателям-«радикалам» гораздо большим: изгнанием за пределы общества, ссылкой на Сахалин одиночества.

Екатерина II определяла свободу так: «Свобода есть возможность делать все, что законы позволяют». Социал-демократы дают сходное определение: «Свобода слова есть возможность говорить все, согласное с принципами социал-демократии». Такая свобода не может удовлетворить нас, тех, кого г. Ленин презрительно обзывает «гг. буржуазные индивидуалисты» и «сверхчеловеки». Для нас такая свобода кажется лишь сменой одних цепей на новые. Пусть прежде писатели были закованы в кандалы, а теперь им предлагают связать руки мягкими пеньковыми веревками, но свободен лишь тот, на ком нет даже оков из роз и лилий. «Долой писателей беспартийных!» восклицает г. Ленин. Следовательно, беспартийность, т.е. свободомыслие есть уже преступление. Ты должен принадлежать к партии (к нашей или, по крайней мере, к официальной оппозиции), иначе «долой тебя!». Но в нашем представлении свобода слова неразрывно связана со свободой суждения и с уважением к чужому убеждению. Для нас дороже всего свобода исканий, хотя бы она и привела нас к крушению всех наших верований и идеалов. Где нет уважения к мнению другого, где ему только надменно предоставляют право «врать», не желая слушать, там свобода - фикция.

«Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель? От вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии?», - спрашивает г. Ленин. Я думаю, что на этот вопрос не один кто-нибудь, а многие твердо и смело ответят: «Да, мы свободны!». Разве Артюр Рембо (французский поэт XIX века, чье творчество получило известность только после смерти - прим. Grandpaper) не писал своих стихов, когда у него не было никакого издателя, ни буржуазного, ни не буржуазного, и никакой публики, которая могла бы потребовать от него «порнографии» или чего другого. Или разве не писал Поль Гоген своих картин, которые упорно отвергались разными жюри и не находили себе, до самой смерти художника, никаких покупателей? И разве целый ряд других работников «нового искусства» не отстаивал своих идеалов вопреки полному пренебрежению со стороны всех классов общества? Заметим кстати, что работники эти были вовсе не из числа «обеспеченных буржуа», а нередко должны были, как тот же Рембо, как тот же Гоген, терпеть и голод и бесприютность.

По-видимому, г. Ленин судит по тем образчикам писателей-ремесленников, которых он, быть может, встречал в редакциях либеральных журналов. Ему должно узнать, что рядом встала целая школа, выросло новое, иное поколение писателей-художников, тех самых, кого он, не зная их, называет насмешливым именем - «сверхчеловеки». Для этих писателей - поверьте, г. Ленин, - склад буржуазного общества более ненавистен, чем вам. В своих стихах они заклеймили этот строй «позорно мелочный, неправый, некрасивый», этих «современных человечков», этих «гномов». Всю свою задачу они поставили в том, чтобы и в буржуазном обществе добиться «абсолютной» свободы творчества. И пока вы и ваши идете походом против существующего «неправого» и «некрасивого» строя, мы готовы быть с вами, мы ваши союзники. Но как только вы заносите руку на самую свободу убеждений, так тотчас мы покидаем ваши знамена. «Коран социал-демократии» столь же чужд нам, как и «коран самодержавия» (выражение Ф. Тютчева). И поскольку вы требуете веры в готовые формулы, поскольку вы считаете, что истины уже нечего искать, ибо она у вас, - вы враги прогресса, вы наши враги.

«Абсолютная свобода (писателя, художника, артиста) есть буржуазная или анархическая фраза», говорит г. Ленин - и тотчас добавляет: «ибо, как мировоззрение, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуазность». Ему представляется, что вещь вывернутая наизнанку нисколько не меняется. Попробуйте, однако, вывернув правую перчатку, опять надеть ее на правую руку!.. Но совершенно понятно, почему г. Ленину хочется опозорить анархизм, смешав его в одно с буржуазностью. У социал-демократической доктрины нет более опасного врага, как те, кто восстают против столь любезной ей идеи «архе» (с греч. «власть» - прим. Grandpaper). Вот почему мы, искатели абсолютной свободы, считаемся у социал-демократов такими же врагами, как буржуазия. И, конечно, если бы осуществилась жизнь социального, «внеклассового», будто бы «истинно свободного» общества, мы оказались бы в ней такими же отверженцами, такими же poètes maudits (с фр. «отверженные поэты» - прим. Grandpaper), каковы мы в обществе буржуазном.




Просмотров