Личностная и социально-психологическая готовность. Психологическая готовность ребенка к школе Психологическая личностно социальная готовность школе

Интеллектуальная готовность важная, но не единст­венная предпосылка успешного обучения в школе. Под­готовка ребенка к школе включает формирование у не­го готовности к принятию новой «социальной позиции» (Л. И. Божович)-положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в от­ношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о большой тяге детей школе. Что же привлекает детей в школе? Может быть, внешняя сторона школьной жизни?

«Мне форму купят красивую», «У меня будет но­венький ранец и пенал», «В школе Боря учится, он мой друг...». Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажутся заманчивы­ми старшему дошкольнику. Но это не самые главньн мотивы.

Школа привлекает детей главным образом своей ос­новной деятельностью-учением. «Хочу учиться, чтобы быть как папа», «Люблю писать», «Научусь читать», «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду задачи решать». И это стремление ес­тественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишь косвенным способом, в-""игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником - совсем другое. Это уже осознаваемая ребенком ступенька вверх, к взрос-лости. Не проходит мимо внимания шестилетнего ребен­ка и уважительное отношение взрослых к учебе как к важной, серьезной деятельности.

Если ребенок не готов к социальной позиции школь­ника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального разви­тия ему будет трудно в школе.

Такие первоклассники ведут себя в школе, как гово­рится, по-детски, учатся очень неровно. Их успехи нали­цо, если занятия вызывают у них непосредственный ин­терес. Но если его нет и дети должны выполнять учеб­ное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей невелико, они вызывают особую тре­вогу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «Не хочу в школу, там программа трудная и играть будет некогда». Причина подобного отношения к школе, как правило,-ошибки в воспитании детей. Нередко к нему приводит запуги­вание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям. «Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Снова ты ничего не знаешь. Как же ты в школе будешь учиться?», «Одни двойки будешь полу­чать», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут». Мож­но понять боязнь и тревогу этих детей, связанную с предстоящим обучением в школе. И сколько же терпе­ния, внимания, теплоты, времени придется уделить по­том этим детям учителю, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы. А это, бес­спорно, гораздо труднее, чем с самого начала форми­ровать положительное отношение к школе.

Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоциональные компоненты. Стремление занять новое социальное положение, т. е. стать школьником, октябренком, пионером, слива­ется с пониманием важности школьного обучения, ува­жением к учителю, к старшим товарищам по школе, в нем отражаются и любовь, бережное отношение к книге как к источнику знаний.

Однако пребывание в школе еще не дает основания полагать, что сами стены ее делают ребенка настоящим школьником. Он им еще только станет, а сейчас он в пути, в сложном переходном возрасте, и посещать шко­лу он может тоже по разным мотивам, в том числе и не имеющим отношения к учению: родители заставля­ют, можно побегать на переменах и др.

/Исследования показывают, что возникновение осоз­нанного отношения ребенка к школе определяется спо­собом подачи информации о ней. Важно, чтобы сооб­щаемые детям сведения о школе были не только понят­ны, но и прочувствованы, пережиты ими. Подобный эмо­циональный опыт обеспечивается прежде всего через включение детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства. Для этого используются экс­курсии по школе, беседы, рассказы взрослых о своих любимых.учителях, общение с Пионерами, октябрятами,

чтение художественной литературы, просмотр диафиль­мов, кинофильмов о школе, посильное включение в об­щественную жизнь школы, проведение совместных вы­ставок детских работ, ознакомление с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги, учения и др. Особо важную роль имеет игра, в которой дети находят применение имеющимся у них знаниям, возникает потребность в приобретении но­вых знаний, развиваются навыки, необходимые в учеб­ной деятельности.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе включают и формирование у детей таких ка­честв, которые помогли бы им общаться с одноклассни­ками в школе, с учителем.

/Каждому ребенку необходимо умение войти в дет­ское общество, действовать совместно с другими, усту­пать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым соци­альным условиям.

Значительная часть трудностей в обучении шестиле­ток связана с тем, что дети не могут долго слушать и слышать педагога, принимать и удерживать задачу, со­средоточиваться на учебном действии. Как правило, учителя связывают эти особенности их поведения с не­развитостью произвольности внимания, поведения и по­знавательных процессов. Но только ли в этом дело?

Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали, что причины подобных труд­ностей надо искать и"в^:фере общения взрослого с ре­бенком, сложившегося к началу поступления в школу. Е. О. Смирнова установила, что положительное значе­ние здесь имеет наличие у ребенка личностных форм общения со взрослым, не зависящих от конкретных си­туаций.)Такое общение характеризуется потребностью -ребенка ^о внимании и сопереживании взрослого и ее удовлетворением со стороны взрослого. Для детей, до­стигших этой формы общения, типично внимание ко взрослым, стремление услышать и понять их обраще­ние, а также уверенность в таком же внимании к себе со стороны взрослого"1Выявлена и такая особенность этих детей, как способность различать функции взрослого, соответствующие разным ситуациям общения (на ули­це, в своем доме, в чужом доме, в учреждении и т. п.). В силу этого осознания такие дети проявляют адекват­ное отношение и ко взрослому, учителю. Если же у ре-

бенка потребность в подобном общении еще не сфор­мировалась, то и такое отношение ко взрослому пока не возникает, что, конечно, затрудняет процесс обуче­ния. В целом, можно сказать, что если наиболее адек­ватными и специфичными для учения являются позна­вательные мотивы, то ^оммуникативная готовность к обучению обеспечивается мотивами общения со взрос­лыми (69). Знание выявленных закономерностей требу­ет от педагогов осуществлять с детьми не только ситуа­тивно-деловое, внеситуативно-познавательное, но и лич­ностное общение. Проявить интерес к личности ребен­ка, его внутреннему миру педагог может и должен не только на занятии, уроке, но и общаясь с ним в быту, на прогулке, в процессе игр, развлечений...

Юлия Павловская
Социально-личностная готовность старших дошкольников к школьному обучению и ее компоненты

Социально-личностная готовность старшего дошкольника к школе – это определенный уровень социального развития ребенка на пороге школьного обучения , который характеризуется :

Стремлением дошкольника войти в новые условия школьной жизни , принять позицию школьника ;

Выражается в определенном уровне самостоятельности, позволяющем успешно решать доступные возрасту ребенка практические (связанные с учебной деятельностью) и коммуникативные (общение со сверстниками и взрослыми) задачи;

Проявляющемся в положительной самооценке и уверенности в своем будущем.

Характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника » , которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе , к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.

В соответствии с таким пониманием социально-личностной готовности к школе был определен комплексный показатель ее оценки у старших дошкольников , включающий :

Интерес детей к учебно-познавательной деятельности;

Наличие мотивации к обучению в школе ;

Сформированность самооценки и самоконтроля;

Положение ребенка среди сверстников, социальный статус в группе , типичная позиция в общении (лидер, партнер, подчиненный) ;

Активность, инициативность в общении со взрослыми и сверстниками;

Проявления самостоятельности, уверенности в себе, характер самооценки.

Мы можем разделить

Рассмотрим отдельно мотивационную готовность старших дошкольников к школе .

Л. И. Божович (1968) выделяет несколько параметров психологического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе . Среди них - определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения , достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальность сферы. Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе ею признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения :

1. Широкие социальные мотивы учения , или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;

2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» (Л. И. Божович, 1972) . Ребенок, готовый к школе , хочет учиться потому, что ему хочется знать определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых и потому, что у него есть познавательная потребность, которую не могут удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника » (1968) . Этому новообразованию Л. И. Божович придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника » , и широкие социальные мотивы учения - явления сугубо исторические.

Л. И. Божович характеризует «внутреннюю позицию школьника » , как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека , занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву стать взрослым и реально осуществлять его функции.

Однако желание ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому , что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почетно, наконец, потому что в школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все - и классы, и учительница, и систематические занятия являются новыми. Это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться . Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника , который ходит в детский сад или сидит дома с мамой. Дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сестрам , когда те засиживаются за уроками. Поэтому ребенок и стремится в школу , так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права, например, на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье) . Пусть он еще полностью не осознает, что, для того чтобы приготовить урок , ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ , выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника » . В сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, а это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст .

Внутренняя позиция школьника в широком смысле слова определяется как система потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой , то есть такое отношение к школе , когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу ). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового , индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно -учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

На сегодняшний день важнейшим условием успешного учения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов. Выделяют шесть групп мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению (Божович, Нежнова, В. Д. Шадриков, Бабаева Т. И., Гуткина Н. И., Полякова М. Н. и др.):

Социальные мотивы . Понимание ребенком общественной значимости и необходимости учения и стремление к социальной роли школьника («Я хочу в школу , потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»).

При доминировании социальных мотивов младшим школьникам свойственно ответственное отношение к учебе, они сосредоточены на уроке, старательно выполняют задания , переживают, если что-то не получается сделать, успешно усваивают учебный материал, пользуются уважением одноклассников.

Учебно-познавательные мотивы. Стремление к новым знаниям, желание научиться писать и читать, широкий круг интересов.

Для этих учащихся характерна высокая учебная активность, они, как правило, задают много вопросов и не любят упражнений, основанных на многократном повторении заданного образца, требующих усидчивости. Усвоение материала на основе механического запоминания вызывает большие трудности. Про них учителя говорят : «Умный, но ленивый» .

Если недостаточно развит социальный мотив учения , то возможны спады активности, темп и продуктивность учения в этом случае имеют прерывистый характер : ученик внимателен и активен только тогда, когда учебный материал для него незнаком и интересен.

Оценочные мотивы. Стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу , потому что там я буду получать только пятерки»). Оценочный мотив основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одобрении взрослого. Ребенок занимается на уроке, потому что его хвалит за это учитель. Эти дети очень чутко реагируют на настроение значимого взрослого. Похвала, положительная оценка взрослого являются эффективными стимулами активности ребенка. Недостаточное развитие оценочного мотива проявляется в том, что учащийся не обращает внимание на оценку и замечания педагога.

У учащихся с доминирующей оценочной мотивацией и недостаточно развитыми познавательными и социальными мотивами могут формироваться нежелательные способы учебной деятельности : низкий уровень самостоятельности при выполнении задания, неумение оценить правильность своих действий. Дети постоянно спрашивают у педагога, правильно ли они делают, при ответе пытаются уловить его эмоциональную реакцию.

Позиционные мотивы. Интерес к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу , потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»).

Ребенок занимается тогда, когда на уроке много атрибутики, наглядных пособий.

Позиционный мотив присутствует в той или иной мере у всех будущих первоклассников. Как правило, уже к концу первого месяца обучения в школе этот мотив угасает и существенного влияния на успешность обучения не оказывает .

Если позиционный мотив занимает доминирующее положение при слабом развитии познавательного и социального , то интерес к школе угасает достаточно быстро. Из-за отсутствия других стимулов к учению (внешний и игровой мотивы эту функцию не выполняют) формируется стойкое нежелание учиться.

Внешние по отношению к школе и учению мотивы . «Я пойду в школу , потому что мама так сказала» , «Я хочу в школу , потому что у меня ранец красивый, новый». Эти мотивы не имеют отношения к содержанию учебной деятельности и не оказывают существенного влияния на активность и успешность обучения .

В случае доминирования внешних мотивов при недостаточном развитии познавательной и социальной мотивации , так же как и в предыдущем случае, велика вероятность формирования негативного отношения к школе и учению .

Игровые мотивы. Мотивы неадекватно перенесенные в учебную деятельность («Я хочу в школу , потому что там можно играть с друзьями»). Игровой мотив по своей природе неадекватен учебной деятельности : в игре ребенок сам определяет, что и как он будет делать, а в учебной деятельности действует в соответствии с учебной задачей, поставленной педагогом.

Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала. Такие школьники делают на уроке не то, что задано, а что им хочется.

Исследователи указали, что мотивационный компонент готовности к школе образуется триединством таких мотивов, как социальный мотив , познавательный мотив, оценочный мотив. Важно наличие комплекса мотивов при ведущем сильном устойчивом мотиве (познавательном или социальном , чтобы можно было говорить о наличии у ребенка сильной мотивации к обучению в школе .

Совсем немного времени осталось до начала учебного года. Если Вы – мама будущего первоклассника, Вам просто необходимо знать, готов ли Ваш ребенок к школе. Ответ на этот вопрос осложняется полным непониманием сути подготовленности ребенка к школе, которое встречается сплошь и рядом. На вопрос: «Готов ли Ваш ребенок к школе?» многие мамочки с достоинством отвечают: «Конечно! Он прекрасно считает до 100, умеет писать и читает большие тексты!». Между тем, психологическая готовность ребенка к школе – намного более многогранное понятие, нежели просто умение читать, писать и считать. О том, что такое психологическая готовность ребенка к школе, мы сегодня и поговорим!

Что такое психологическая готовность ребенка к школе?

Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе предполагает несколько составляющих: интеллектуальная готовность, социально-личностная готовность, эмоционально-волевая готовность, мотивационная готовность.

Разные психологи называют эти составляющие по-разному и выделяют разное их количество. Тем не менее, без наличия определенных признаков, составляющих суть психологической готовности ребенка к школе, невозможно его нормальное обучение.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Под интеллектуальной готовностью понимают определенный уровень развития психических функций, облегчающих процесс обучения. Это память, мышление, воображение, логика, способность обобщать, анализировать и некоторые другие.

Не имея достаточного представления о сути интеллектуальной готовности ребенка к школе , можно подумать, что это то самое умение читать, считать и писать, а также, некоторые представления об окружающем мире. Конечно, все это станет хорошей базой для обучения ребенка в школе, но всех этих умений и знаний недостаточно. На самом деле, надо смотреть шире – интеллектуальная готовность ребенка к школе подразумевает не только и не столько определенные умения и навыки, сколько его готовность к интеллектуальному труду в общем.

К моменту поступления в школу у ребенка должен быть накоплен определенный багаж знаний, полученных опытным путем. Для этого малыш должен не просто задавать бесконечные «почему?» маме и папе, а самостоятельно находить ответы на все свои вопросы, постигая причинно-следственные связи.

Об умении устанавливать причинно-следственные связи говорит употребление ребенком в речи таких оборотов, как: «…если, то…», «потому что», «поэтому» и т.п.

Что касается аналитического мышления, также крайне важного для формирования психологической готовности ребенка к школе, то оно начинает развиваться уже в младенческом возрасте. Когда малыш гремит погремушками, наблюдает за поведением мяча, проверяет, что будет, если ударить игрушкой по мягкому ковру – он развивает свое аналитическое мышление.

Чтобы проверить уровень развития памяти у Вашего дошкольника, достаточно узнать, способен ли он запомнить 3-5 слов из 10, не связанных тематически, с первой попытки.

Чтобы понять, насколько развито у ребенка воображение, дайте ему импровизированную карту с изображением «клада» – например, карту квартиры. Пусть он найдет указанные на карте клад.

Логическое мышление определяет способность ребенка классифицировать предметы и явления на основе определенных признаков. Ребенок должен уметь перечислить домашних животных, овощи, фрукты, ягоды, деревья и т.п.

Должна проявляться также в том, насколько быстро он понимает суть поставленных перед ним задач, насколько точно он следует предоставленным алгоритмам и как хорошо он планирует свою деятельность.

Под личностно-социальной готовностью ребенка к школе понимают его готовность к новой для себя роли – роди школьника – и, естественно, ответственности, которая ложится на него вместе с новой ролью. Школьник должен быть готов к взаимодействию со сверстниками, со взрослыми, а также, уметь контролировать себя и ставить какие-то ограничения.

К сожалению, многие дети оказываются не готовы к школе именно по этому критерию. Они не могут рационально построить диалог с учителем, со сверстниками, не способны усердно выполнять уроки, если в это время за окном играют их друзья.

Зачастую отсутствие этого компонента психологической готовности ребенка к школе выражается в его неспособности сделать домашнее задание в паре. Обычно это ярко выражено у детей, не ходивших в детский сад, и не имеющих достаточного опыта общения со сверстниками – в том числе, и опыта разруливания конфликтных ситуаций и принятия совместных решений.

Чтобы ребенок чувствовал личностно-социальную готовность к школе , родителям на каком-то этапе необходимо «отделиться» от него и дать ему возможность общаться с разными людьми. Пусть ребенок сам устанавливает контакты, не надо его подталкивать или частично брать на себя его функции, «помогая» ему знакомиться.

Если у Ваш домашний ребенок, старайтесь чаще выбираться в места скопления народа, чтобы приучать его к коллективу.

Очень важна для формирования личностно-социальной готовности ребенка к школе его адекватная самооценка. Ребенок не должен ни занижать свои способности, ни ставить себя выше других – и то, и другое создаст ему проблемы при обучении в школе.

Мотивационная готовность ребенка к школе

Под мотивационной готовностью понимается правильно сформированная мотивация к обучению. Когда будущих первоклашек спрашивают, почему они хотят в школу, многие приводят в качестве аргументов что угодно, но не желание учиться: красивый портфель, друг будет учиться в параллельном классе, стремление быть похожим на старшего брата…

В этом случае родители должны объяснить, зачем дети ходят в школу, и сформировать у ребенка желание учиться, ответственное отношение к учебе и, естественно, положительную мотивацию:

К школе,

К учителю,

К учебной деятельности,

К самому себе.

Чтобы сформировать мотивационную готовность ребенка к школе , предоставьте ему больше самостоятельности в действиях. Если раньше Вы хвалили его за каждый шаг, то теперь хвалите только за готовый результат. Не пугая ребенка, объясните, что в школе его не будут хвалить за каждую мелочь, у него будут задания, которые надо будет выполнить. В то же время, настройте его на успех и дайте понять, что Вы в него верите.

Эмоционально-волевая готовность представляет собой готовность к трудностям и поиску путей их разрешения. Распознать отсутствие эмоционально-волевой готовности ребенка к школе можно по его словам: «Я не буду это делать, потому что это неинтересно», «Я не хочу идти в школу, потому что там не разрешают бегать во время уроков» и т.п.

Часто бывает так, что ребенок, до школы успешно занимавшийся с педагогом подготовительными занятиями, в школу ходить отказывается и уроки учить тоже. В чем же дело? Дело все в разных формах занятий в школе и дома. Если дошкольные занятия проходят в игровой форме, то система обучения в школе может на первый взгляд показаться скучной и неинтересной.

Конечно, многое в этом случае зависит от педагога, но и родителям не надо сидеть сложа руки, ожидая, что эмоционально-волевая готовность ребенка к школе придет сама. И помочь в этом может игра по правилам – та, где надо дожидаться своего хода, выполнять все правила и решать возникающие проблемы. Это могут быть игры с кубиком и фишками, домино и др. Такие игры не только научат ребенка выдержке, но и помогут ему научиться достойно проигрывать.

Заранее подготавливайте ребенка к смене деятельности. Пусть он то сидит за столом, то играет в подвижные игры. Даже в психологическом плане ребенку будет проще высидеть урок, если он будет знать, что сможет побегать на перемене.

Готовиться к школе нужно заранее – и лучше делать это постепенно в течение всего дошкольного периода. Только тогда сформируется психологическая готовность ребенка к школе – и первый класс будет пройден им без проблем !

1. Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе
Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.
В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.

Ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками.

Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.
Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.


Отношение к самому себе , к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т. д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение. Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребенка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.

Ситуация. Готов ли ваш ребенок к обучению в школе? Специальные исследования старших дошкольников свидетельствуют о большом желании многих детей идти в школу.
Принадлежит ли ваш ребенок к такому большинству? Побеседуйте с ребенком о его отношении к школе. Хотел бы он идти в школу? Чем его школа привлекает или огорчает?

Почему так важно беседовать с ребенком о школе?
Решение. Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника.
Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное положение - стать школьником, не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.

Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности. Важно знать уровень положительного отношения ребенка к школе для определения пути дальнейшего формирования интереса к ней.
Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят ими, но и прочувствован, пережит. Например, рассказывая о своих любимых учителях, читая художественную литературу , просматривая кинофильмы, надо активизировать как сознание ребенка, так и его чувства. Экскурсии в школу, встречи с учителями помогают создавать у ребенка положительную установку на учебу в школе.

Ситуация. Родителям важно знать как их ребенок готов к принятию новой социальной позиции - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего особое положение в обществе, отличающее его от дошкольника.

Выясните, как ребенок относится:
а) к школе,
б) учебной деятельности,
в) учителям,
г) к самому себе.

Предложите ребенку нарисовать, какой ему представляется школа, учительница. Побеседуйте о школе с ребенком и его друзьями. Задавайте косвенные вопросы типа "Если бы можно было учиться в детском саду или дома, то пошел бы ты в школу? "
Решение. Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, может быть желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг.
Важнее, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью - учением; например, желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как папа.
Быть школьником - это уже осознаваемая ребенком ступень вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается ребенком как ответственное дело.

После того как получены результаты беседы с ребенком о школе и его рисунки на эту тему, предварительно проанализируйте причины тех или иных отношений к школе. Затем особо обратите внимание на отношение ребенка к учебной деятельности. Что в ней привлекательно для него и, напротив, непривлекательно. После этого проанализируйте результаты отношения ребенка к учителям, сверстникам и самому себе. Последние данные сопоставьте с предыдущими данными о школе и учебной деятельности. Сделайте общий вывод об отношении ребенка к школе и его новой социальной позиции школьника.

Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально-психологической готовности ребенка.


Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.

Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли по подготовке учеников к будущей работе по профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.

Все мероприятия, организуемые в семье, должны включать ребенка в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства.

Здесь уместны совместное чтения художественной литературы, просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Разговоры о школе должны подчеркивать значение книг, учения.

Ситуация. Проанализируйте высказывания детей и укажите возможные причины, побудившие ребенка к таким результатам:

"В школе двойки будут ставить"
"Играть будет некогда"
"В школе программа трудная"

Решение. Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе, "даже двух слов сказать не можешь...", "Там тебе покажут!".

Совет родителям: Не запугивать ребенка школой!

На возникновение негативного отношения к школе могут оказать влияние не только взрослые, но и старшие дети. Чтобы изменить отношение ребенка к школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания, времени и терпения.

Помните, что и самому ребенку его первые шаги в школе будут не легки. Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.

Задание. Мотивационная готовность, стремление идти в школу, интерес к школе, желание познавать новое выясняется вопросами типа:

1. Хочешь ли ты идти в школу?
2. Что в школе интересного?
3. Чем бы ты занимался, если не ходил бы в школу?

Ответы на эти вопросы помогут понять, что ребенок знает о школе, в чем она его интересует, есть ли у него желание познавать новое.

Задание. Проведите тест "Мотивационная готовность", диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по).
Стимульный материал. Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из вариантов поведения.

1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка , математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая - только с уроками пения, рисования и физкультуры, то в какой из них ты бы хотел учиться?

2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, то в какой из них ты бы хотел учиться?

3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы
сладости и игрушки, то в какой из них ты бы хотел учиться?

4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, то в какой из них ты бы хотел учиться?

5. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, то в какой из них ты бы хотел учиться?

6. Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил ее заменить другой учительницей или
мамой, то кого бы ты выбрал?

7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", то согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с
тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", то согласился бы ты с таким предложением?

9. Если бы соседский мальчик спросил тебя: "Что тебе больше всего нравится в школе?", то что бы ты ответил ему?

Инструкция. Ребенку говорят: "Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше".
Проведение теста. Ребенку читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания ребенка.

Анализ результатов. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше.
Если в результате анализа результатов обнаружатся слабые, неточные представления ребенка о школе, то необходимо провести работу по формированию у ребенка мотивационной готовности к школе.

Задание. Проведите тест "Лесенка" для исследования самооценки (По).

Стимульный материал. Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. На рисунке нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства можно из бумаги вырезать фигурку мальчика или девочки, которую ставят на лесенку.

Инструкция. Ребенку предлагают: "Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей; чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке - самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? папа? воспитательница?
Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание, на какую ступень ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку "очень хорошие" и даже "самые хорошие дети". В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, когда обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет.

А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм , постоянная опека и контроль приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопросы о том, куда их поставят взрослые - родители, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступень. При этом дети говорят: "Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит". Ответы такого типа свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако если при ответе на вопрос: "Куда тебя поставит воспитательница?" - ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек, это нормально и может служить доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

В самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие, проявляется рост его самосознания. Это является одним из показателей психологической готовности школьника к обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Ситуация. Наряду с общей готовностью к обучению в школе ребенок должен:

Знать правила общения;
- уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
- уметь управлять своим поведением без агрессивности ;
- уметь быстро осваиваться в новой обстановке.

Как проверить готовность ребенка к обучению в школе?

Решение. Чтобы ответить на эти вопросы, надо внимательно наблюдать за поведением ребенка во время любой игры по правилам с участием нескольких сверстников или взрослых (лото, развивающие игры и т. п.). Во время игры можно увидеть:

1) следует ли ребенок правилам игры;
2) как ребенок устанавливает контакты;
3) считается ли с другими как с партнерами;
4) умеет ли управлять своим поведением;
5) требует ли уступки от партнеров;
6) бросает ли игру при неудаче.

2. Волевая готовность ребенка к школе

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Отечественный психолог рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для детей не только средством общения, но и средством организации поведения.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.

К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения: достижение цели определяется мотивацией.

Исходя из этого, взрослый должен:

Ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

Направлять, помогать в достижении цели;

Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.

У ребенка должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

Так как поведение ребенка до 7 лет непроизвольное, нерегулируемое и непосредственно-эмоциональное, необходимо развивать его физические способности, развивать его двигательную сферу: быстроту, ловкость, пластику, скорость в играх, беге, прыжках, метаниях и т. д.

Надо использовать этот период и для развития разнообразного познания, для накопления разных сведений о мире вещей и людей. В этот период ребенок приобретает первичный опыт переживания положительных и отрицательных эмоций, учится радоваться, страдать, сочувствовать. Закладывается фундамент личности.

Важно и то, чтобы действия планирования и его завершение, подведение итогов было доведено до автоматизма.


Социально-личностная готовность детей к школе как основа успешного обучения


Лаврентьева
Светлана Евгеньевна,
учитель начальных классов,
МБОУ
« Мелеховская СОШ №1»
Ковровского района
Владимирской области


Архив материала

Пояснительная записка.

В нормативно-правовых документах, обозначивших новые цели и задачи в дошкольном и начальном общем образовании, подчеркивается особая роль социально-личностного развития детей, как основного условия формирования социальной позиции, опыта социально-общественных отношений. Решение задач, обеспечивающих развитие у детей социально-личностных качеств на ступенях дошкольного и начального образования, является продуктивным при условии непрерывности и преемственности данного процесса.

В ФГТ одним из основных направлений является социализация, обеспечивающая достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.

ФГОС подчеркивает, что начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении.

Социально- личностная готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности. Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Ребёнку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни.

Важен целостный подход к решению задач социально-личностного развития в контексте преемственности между дошкольным и начальным образованием. В настоящее время выделяют следующие особенности социальной ситуации развития современных российских старших дошкольников: сокращается время, используемое для традиционных игр (сюжетно-ролевые, с правилами, развивающие); традиционные игры замещаются компьютерными играми и просмотром телепередач, родители стремятся начать систематическое обучение ребенка как можно раньше; наблюдается уподобление обучения дошкольников обучению младших школьников. По мнению Н. И. Гуткиной, эти особенности проживания дошкольного детства приводят к изменению общего уровня психологической готовности к школе у детей, поступающих в первый класс, несмотря на умение читать, писать и считать, большинство детей личностно не готовы к школе. Приведенные данные можно справедливо отнести и к ситуации, которая сложилась в образовательных учреждениях нашего региона.

Поступление ребёнка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребёнок должен быть готов к новым формам сотрудничества. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь?

Возникла необходимость в составлении программы предшкольной подготовки, в основе которой положено активное взаимодействие учителя, воспитателя детского сада, родителей. Данная программа должна способствовать профилактике дезадаптации ребенка в период вхождения в школьную жизнь за счет своевременной диагностики и объективной оценки положительных и отрицательных факторов влияния на ребенка, учета психологической готовности ребенка к школе, уровня сформированности мотивационной и коммуникативной сферы, состояния здоровья на момент поступления в школу.

Это попытка, с одной стороны, помочь дошкольникам (и педагогам!) преодолеть все еще существующий во многих случаях барьер между двумя ступенями образования, а с другой стороны организовать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников в период предшкольного образования.

Программа предшкольной подготовки состоит из 3-х блоков, которые реализуются параллельно в течение одного учебного года. Мероприятия проводятся на базе образовательного учреждения МБОУ «Мелеховская СОШ№1 ,МБДОУ детский сад № 2 «Росинка», МБДОУ детский сад № 15 «Теремок» п. Мелехово Ковровского района.

Цель: создание педагогических и социально- психологических условий для формирования социально-личностной готовности к обучению в школе, в период предшкольного образования.

1.Проанализировать уровень социально-личностной готовности детей к обучению в школе и уровень адаптации.

2. Определить факторы, способствующие формированию социально - личностной готовности дошкольников к обучению в школе и на их основе разработать структуру программы по предшкольному образованию.

3. Разработать содержание всех блоков программы, на основе конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагоги ДОУ и школы, дети, родители).

4. Разработать систему мониторинга, позволяющую оценить эффективность реализации программы.

Технология.

На начальном этапе работы по проблеме опыта проводилась диагностика исходного уровня развития социально-личностной готовности к школе, первоклассников. Использовалась «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7лет к школьному обучению», разработанная Н.И. Гуткиной. Эта методика позволила выявить уровень развития мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сфер первоклассников. Из полученных результатов видно что, уровень подготовки детей находится на одном уровне на протяжении четырех лет с 2008-20011 годы. Недостаточно сформирована внутренняя мотивация к обучению, произвольное владение речью, умение составлять рассказ по сюжетным картинкам, информированность. (Приложение 1.1)

Выявлен уровень заинтересованности родителей в предшкольной подготовке. Ясно видна необходимость повышения уровня социально-личностной готовности к школе.




Просмотров